Роль торгово-промышленной палаты во внешнеэкономической деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 64 64 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 16.11.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики страны 5
1.1 Понятия внешнеэкономической деятельности и ее правовые основы 5
1.2 Формы внешнеэкономической деятельности 8
1.3 Характеристика современного этапа развития мировой торговли 11
Глава 2. Факторы развития внешнеэкономической деятельности страны 21
2.1 Основные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Принципы и методы 21
2.2 Тарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности 26
2.3 Нетарифные инструменты регулирования ВЭД 36
Глава 3. Роль торгово-промышленных палат в развитии внешнеэкономической деятельности 41
3.1 Зарубежный опыт торгово-промышленных палат 41
3.2 Российский опыт торгово-промышленных палат 45
Заключение 54
Список использованных источников 58
Приложение 1. Динамика производства валового продукта в странах и регионах мира, ежегодные изменения, в %, 1991-2020 гг. 61
Приложение 2. Динамика товарного экспорта ведущих стран мира, 2002-2015 годы, млрд долл. США, % 62
Приложение 3. Динамика товарного импорта ведущих стран мира, 2002-2015 гг., млрд долл. США, % 64
Фрагмент для ознакомления

Резкий переход от командно-административной экономической системы к рыночной привел к существенному снижению позиций России в мировой экономике и мировой политике. Не только российские, но и иностранные ученые подчеркивают негативную роль сверхвысоких темпов вхождения России в мировую экономику.За последнее пятилетие стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре внешней торговли России.Таблица 1 – Динамика и географическая структура экспорта Российской Федерации за период 1995-2015 гг., млн долл. СШАПоказатель19952000200520102015Экспорт в ближнее зарубежье, всего1453013824326275968573490  Азербайджан85,613685815622909  Армения12727,5191701990  Беларусь29655568101181805820028  Грузия48,942,3353--  Казахстан2555224765241079617460  Киргизия1051033989922030  Республика Молдова41321044811111321  Таджикистан19055,9240673724  Туркмения93,11302247591430  Узбекистан82427486118902804  Украина71495024124022314323796  Азербайджан85,613685815622909Экспорт в дальнее зарубежье, всего6368789269208846240172,9276198,8Европа38079530285428462426,671790,59Азия13646,2183974637753333,5561333,58Африка56366075,45488,56311,7757258,541Америка5027,55326,64533,15213,0655995,025Австралия и Океания30,76,51416,118,515Согласно данным табл. 1 экспорт России вплоть до 2014 г. был очень стабилен (колебания не превышали 2 %), но в 2014 г. резко сократился на 28 млрд. долл. США или на 5,3 %, что связано с падением спроса на нефтепродукты, сокращением торговли с Украиной. Самое существенное падение экспорта наблюдается в 2015 г. на 31,1 %, что в первую степень объясняется ситуацией на нефтяном рынке: низкий спрос и падение цен.За весь рассмотренный период РФ экспортирует в больших объемах в страны ОЭСР, ежегодно на их долю приходится более 60 % российского экспорта. Это обусловлено тем, что страны ОЭСР являются основным рынком сбыта российской нефти и газа. До 2014 г. торговля со странами ОЭСР росла более быстрыми темпами, чем внешняя торговля в целом. Уменьшение экспорта в 2014-2015 гг. вызвано острой политической обстановкой, введенными санкциями против России и ответными внешнеторговыми контрсанкциями российского правительства, сокращением спроса на нефть и нефтепродукты. Также в 2015 г. существенно сократился экспорт в страны ЕврАзЭС: импорт российской нефти сократили Малайзия (на 70 %), Сингапур (на 18 %), Турция (на 55 %).В табл. 2 рассмотрим структуру российского экспорта по группам товаров за период 1995-2015 гг.Таблица 2 – Структура российского экспорта по группам товаров за 1995-2015 гг., млрд. долл. США19952000200520102015млрд.долл.США%млрд.долл.США%млрд.долл.США%млрд.долл.США%млрд.долл.США%Экспорт, всего517100525100525100526100498100Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)13,32,6133,816,73,216,23,118,93,8Минеральные продукты367,671,137375,437571,4375,871,4375,675,4Продукция химической промышленности, каучук0,40,080,45,80,50,0930,85,9295,8Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них0,30,060,40,080,50,090,60,10,40,08Древесина и целлюлозно-бумажные изделия112,1112,3101,910,92,111,72,3Текстиль, текстильные изделия и обувь0,90,210,21,10,20,90,21,10,2Металлы и изделия из них58,711,36010,558,211,15510,552,210,5Машины, оборудование и транспортные средства265,0265,326,55,128,85,526,45,3Другие товары5,81,15,91,45,51,16,61,26,91,4По данным табл. 2 видно, что наибольшая часть в структуре экспорта приходится на минеральные ресурсы (более 70 %). Причем данная тенденция сохраняется из года в год. Структура российского экспорта не соответствует современным показателям развитых стран. На сегодняшний день мировое хозяйство диктует для промышленно-развитых стран преобладание в экспорте готовых товаров и изделий.Внешняя торговля России, напротив, характеризуется полным доминированием топливно-энергического комплекса над остальными отраслями, совокупный экспорт всех остальных секторов в разы меньше экспорта минеральных ресурсов. Так, в 2012 г. доля минеральных ресурсов в экспорте составила 71,1 %, а в 2015 г. достигла феноменальных размеров - 75,4 % не смотря на сокращение экспорта в целом. Экспортная зависимость России от ресурсов увеличивается, положительных тенденций в данном вопросе не наблюдается.Продукция химической промышленности, кожевенное сырье, текстильные изделия занимают самую не существенную позицию в структуре экспорта - менее 1 % на каждую отрасль. Машины и оборудования также экспортируются в незначительной степени (5 %).Анализ динамики, географической и товарной структуры экспорта показал, что экспорт Российской Федерации сводится к экспорту природных ресурсов (около 80 % в структуре экспорта). Готовые изделия занимают незначительную долю экспорта, в этом вопросе Россия отстает от развитых стран мира. В последние годы наметилась тенденция к сокращению экспорта, это обусловлено как экономическими, так и политическими причинами. Во-первых, это сокращение спроса на нефть и нефтепродукты и снижение цен на них. Лидирование стран ОПЕК на нефтяном рынке (2/3 рынка) также не способствует успешной внешней торговли РФ, в 2013 г. нефтяная политика этих стран заключается в двух ключевых моментах - целенаправленном наращивании добычи (чтобы не терять долю на рынке) и целенаправленном демпинге цен на собственную продукцию, реализуемым за счет скидок для регионов США, АТР и ЕС. Также острая политическая ситуация сказалась на экспорте, это украинский конфликт, санкция против РФ и ответные контрсанкции РФ.Для внешней торговли РФ характерно чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов, делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям.Таблица 3 – Динамика и географическая структура импорта Российской Федерации за период 1995-2015 гг., млн долл. СШАПоказатель19952000200520102015Импорт из ближнего зарубежья, всего14239,413547,531974,558491,372020,2  Азербайджан83,9133,3840,81530,82850,8  Армения124,527,0187,2687,0970,2  Беларусь2905,75456,69915,617696,819627,4  Грузия47,941,5345,9198,5202,4  Казахстан2503,92202,16393,510580,117110,8  Киргизия102,9100,9390,0972,21989,4  Республика Молдова404,7205,8439,01088,81294,6  Таджикистан186,254,8235,2659,5709,5  Туркмения91,2127,4219,5743,81401,4  Узбекистан807,5268,5843,81852,22747,9  Украина7006,04923,512154,022680,123320,1  Азербайджан83,9133,3840,81530,82850,8Импорт из дальнего зарубежья, всего62413,387483,6204669,1235369,4270674,8Европа37317,451967,453198,361178,170354,8Азия13373,318029,145449,552266,960106,9Африка5523,35953,95378,76185,57113,4Америка4927,05220,14442,45108,85875,1Австралия и Океания30,16,413,715,818,1В табл. 4 представлена товарная структура импорта России за 1995-2015 г. Наибольшее количество импортируемых в 2015 г. Россией товаров из стран дальнего зарубежья относится к машинам, оборудованию и транспортным средствам. Они составляют почти половину всего импорта России. Это можно объяснить недостаточностью отечественного производства машин, оборудования и транспортных средств, а также тем, что по качеству они уступают ввозимым из-за рубежа. Затем следует продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.Что касается импорта товаров из ближнего зарубежья, стоит отметить, что наибольшая доля принадлежит машинам, оборудованию и транспортнымсредствам, а также продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью. Почти15% составляет импорт продукции химической промышленности и каучука, далее следуют металлы и изделия из них (12,5%), топливно-энергетические товары (10,2%) и другие минеральные продукты (6,3%).Таблица 4 – Товарная структура импорта России зарубежья за 1995-2015 гг.Наименование товарной отрасли199520002005201020151. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)18,919,420,521,522,22. Минеральные продукты (кроме топливно-энергетических)0,60,60,60,70,73. Топливно-энергетические товары0,80,80,80,90,94. Продукция химической промышленности, каучук26,227,028,429,930,85. Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них0,70,70,70,80,86. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия2,52,52,72,82,97. Текстиль, текстильные изделия и обувь8,28,58,99,49,78. Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них0,30,20,30,30,39. Металлы и изделия из них9,15,68,48,89,110. Машины, оборудование и транспортные средства77,648,071,575,377,611. Другиетовары6,64,16,16,46,6ВСЕГО137,2141,5148,9156,8161,6Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.Такая ситуация не может не вызывать беспокойства и требует принятия решительных мер, направленных на укрепление авторитета отечественного предпринимательства в целом и института ТПП как субъекта лоббирования, в частности. Поэтому, в условиях антироссийской истерии и углубления экономического кризиса задачи ТПП должны наполняться новым, более востребованным реальной жизнью содержанием. Палаты не должны замыкаться на решении «узких» корпоративных вопросов, а призваны стать эффективным инструментом «неформальной дипломатии» в решении широкого круга проблем российского предпринимательства.В качестве важнейшей задачи ТПП на современном этапе следует рассматриваться, прежде всего, лоббирование интересов МСБ в регионах, поскольку именно в субъектах РФ формируется экономическая база среднего класса, созидательное предпринимательское сообщество, способное стать опорой государства и общества, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По данным Росстата общая доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВЭД России составляет не более 5% и обеспечивается, главным образом, за счет кооперирования с крупным бизнесом. Поиск и налаживание взаимодействия предпринимателей с зарубежными партнерами в регионах является крайне трудной задачей, особенно для начинающих предпринимателей. Отсутствие реальной поддержки со стороны ТПП, дефицит финансовых ресурсов, сложности диалога между бизнесом и властью, не позволяют предпринимателям реализовать многие перспективные экспортно-ориентированные проекты. Именно на региональном уровне малый и средний бизнес сталкивается со всевозможными административными барьерами, кумовством, поборами, коррупцией, а порой и открытым противодействием со стороны чиновников. Более или менее благополучно МСБ освоил лишь сферу торговли и отдельных видов услуг, но его экспортный потенциал остается практически не востребованным. В свою очередь региональным палатам, учитывая огромный потенциал лоббистской деятельности, необходимо найти оптимальную формулу сбалансированного представительства интересов не только крупного и среднего, но и малого бизнеса, использовать легальные инструменты национального и международного лоббирования без ущерба государственным национальным интересам. Исторически основное предназначение торговых и торгово-промышленных палат (ТПП) во всем мире состояло и состоит в защите интересов национального предпринимательства посредством налаживания взаимодействия между властью и бизнесом. Но если за рубежом эта деятельность, понимаемая как «лоббирование», «лоббинг» (от англ. «lobby» - кулуары), означает оказание легального давления на государственную власть в интересах бизнеса путем использования организационного и социального потенциала некоммерческих структур, то в России лоббизм традиционно воспринимается, скорее, в негативном контексте. Практика взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне в целом доказывает, что аргументация противников лоббизма имеет право на существование. Но только не в отношении института ТПП, которому, напротив, сложно «вменить в вину» лоббирование интересов отечественного предпринимательства.Фактором, не позволяющим считать ТПП субъектом лоббинга в полном смысле этого понятия, являются особенности правового регулирования, установленные ЗакономРФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (далее - Закон № 5340-1), вкотором отсутствовали реальные механизмы лоббирования. Эту проблему частично устранили поправки, внесенные в закон в 2015 году, расширив полномочия ТПП. Однако, инструментарий цивилизованного лоббирования продолжает оставаться в российском правовом поле нелегитимным.ТПП субъектов Российской Федерации в силу тех же причин фактически не принимали активного участия в решение проблем, с которыми сталкивались предприниматели «малой и средней руки», пытавшиеся наладить взаимодействие с властью; имели ограниченное влияние на региональные и местные элиты, не могли способствовать формированию подлинно конкурентной предпринимательской среды, а с годами и сами превращались в элитарные клубы для представительства и продвижения интересов крупных компаний и отдельных групп предпринимателей.Региональным ТПП не удается чутко улавливать настроения деловой среды, оперативно доводить до власти проблемы малого и среднего бизнеса, консолидировать различные группы предпринимательского сообщества и находить компромиссы между их разнонаправленными интересами. Таким образом, до настоящего времени ТПП РФ и территориальным палатам не удается эффективно решать свою главную задачу (ч.1. ст.3 Закона № 5340-1) - оказывать помощь российским коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, представлять и защищать их интересы по вопросам, связанным с осуществлениемвнешнеэкономической деятельности. Иначе говоря, эффективно и легитимно лоббировать интересы отечественного предпринимательства пока не получается.ЗаключениеВ интересах защиты внутреннего рынка и создания более благоприятных условий для развития национального производства правительства многих стран руководствуются двумя универсальными подходами к построению импортного тарифа: эскалация пошлин с увеличением обработки товара и эффективная тарифная защита. Это позволяет рационально выстроить структуру ставок пошлин по всей номенклатуре товаров.Таможенно-тарифная политика как один из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности становится важнейшим, неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода внешнеэкономической политики и российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Это обусловливает ряд особенностей таможенно-тарифной политики в предстоящий период.Цели повышения эффективности функционирования ТПП РФ и региональной сети ТПП в направлении обеспечения содействия ВЭД отечественных предприятий и фирм имеют конкретные ориентиры и предполагают решение ряда задач.Во-первых, актуальной задачей является унификация национальных законодательств в отношении обязанностей и прав палат. Решение этого вопроса будет означать, что любой национальный хозяйствующий субъект будет иметь четкую уверенность в минимально гарантированном наборе услуг, который он может получить в любой точке земного шара через систему торгово-промышленных палат. Речь идет об информационно-справочных услугах с объяснением специфики местных бизнес-правил и национальных традиций, регистрации компании по принципу «единого окна» с помощью ТПП, возможности проведения презентационных мероприятий, оформлением требующихся для сопровождения внешнеэкономической деятельности документов. Реализация таких возможностей содействовала бы росту авторитета палат и привлекла бы в ТПП новых членов, обеспечивая действие синергетического эффекта.Во-вторых, привлечение в торгово-промышленные палаты новых членов. Количество хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса в России, не вовлеченных и не стремящихся к коллективным действиям, по разным оценкам составляет около 80% предприятий малого и среднего бизнеса. Проблема расширения членства в ТПП может быть решена за счет более эффективной деятельности самих палат, направленной на обеспечение стабильности бизнес-среды и снижение предпринимательских рисков в целом и для каждого отдельного члена палаты в частности. Региональные торгово-промышленные палаты должны оказывать всемерную поддержку своим членам в обеспечении минимизации предпринимательских рисков и формировании благоприятных условий ведения бизнеса, что обеспечит расширение членства в ТПП.В-третьих, помимо расширения членства, торгово-промышленным палатам необходимо укреплять финансовую базу. При существующем уровне членских взносов невозможно реализовать сколько-нибудь значимые проекты содействия предпринимательской активности, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.В-четвертых, привлечение новых членов и расширение финансовой базы - это два обстоятельства, порождающие проблему расширения перечня и полноты услуг, предоставляемых региональными ТПП предприятиям и организациям, реализующим внешнеэкономическую деятельность. Это, в том числе, и новые формы и виды оказания услуг - создание консультационных точек («бизнес-маркетов»), проведение семинаров, круглых столов и форумов по вопросам осуществления ВЭД в условиях экономической турбулентности. Предоставление платных услуг является одним из основных источников финансирования деятельности торгово-промышленных палат. В перспективе необходимо расширение полномочий палат, чтобы любое предприятие, даже не являющееся членом ТПП, могло решить в палате все институциональные и инфраструктурные вопросы своего существования, функционирования и осуществления внешнеэкономической деятельности.В-пятых, повышение эффективности работы третейских судов, функционирующих при палатах, поскольку развитие российского бизнеса, его участие в ВЭД невозможно без четко работающей судебно-правовой системы, обеспечивающей защиту предпринимательского сектора. Это важно, поскольку в мировой хозяйственной практике торговые споры обычно рассматриваются (по правилам ВТО) с привлечением независимых арбитражных посредников. ТПП должны обеспечивать соответствие российского судейского корпуса этим требованиям.В-шестых, углубление взаимодействия торгово-промышленных палат и органов власти. Для эффективного участия Палаты в решении широкого круга вопросов во взаимодействии с органами государства также необходимо законодательное закрепление за ТПП соответствующих полномочий и прав. В частности речь уместно вести:-о праве торгово-промышленных палат на получение информации о готовящихся государственных решениях, разрабатываемых нормативных и правовых актах, касающихся социально-экономических вопросов и проблем развития предпринимательского сектора;-об обязанности государственных органов учитывать мнения союзов, ассоциаций, объединений предпринимателей при подготовке решений по тем или иным вопросам;-о совместном участии ТПП и правительства в подготовке решений в сфере экономической деятельности и ВЭД;-об установлении обязательной общественной экспертизы нормативных и правовых актов по наиболее важным вопросам социально-экономической сферы жизни и предпринимательской деятельности, в том числе и по ВЭД.Решение обозначенных задач должно содействовать:-повышению эффективности деятельности системы торгово-промышленных палат в направлении содействия внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и фирм;-дальнейшей интеграции российского предпринимательства в мировое экономическое пространство;-укреплениюавторитетаторгово-промышленных палат у предпринимательского сектора, государства и общества в целом.Список использованных источниковБакаева О. Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. Бушенева Ю.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / Ю.И. Бушенева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 9Воронкова О.Н. и др. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. М.: Экономистъ, 2016. С. 17Губарева А.В. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая деятельность»//Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 2 (28). С. 48-51.Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России//Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49. С. 65-69Дюмулен И.И. Декларация Бали. Итоги Девятой конференции ВТО, Бали (3-7 декабря 2013 г.) Интересы России. // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 2. С. 3-25Дюмулен И.И. Десятая конференция министров ВТО (Найроби, Кения, 15-19 декабря 2015 г.): Пакет Найроби и вопросы будущей деятельности ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 1. С.3-15Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. С. 493Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учеб.пособие. М., 2016. С. 52Обязательства Российской Федерации перед ВТО [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006342/ Одинец Т.А., Смородинова Н.И. Особенности нетарифного регулирования РФ в сложной экономической обстановке//Логистические системы в глобальной экономике. 2015. № 5. С. 556-558Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). С. 16-21Перевалов В.Д. Глобализация и право: проблема соотношения // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2014. С. 3Портанский А.П. После Найроби ВТО будет вынуждена меняться. Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 3. С.42-52Проблемы эффективной интеграции научно-технологического потенциала России в мировое хозяйство : монография / под общ.ред. С. А. Ситаряна. М. : Изд-во ЛКИ, 2010Рабцевич А.А., Пукин А. О. Организационно-правовая подготовка к внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2014. №2. С. 542-544Самородова, Е. М. Торгово-промышленные палаты и их роль в активизации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм [Текст] / Е.М. Самородова, А.В. Попова //Мировой рынок: проблемы и перспективы российской экономики: монография / под общ.ред. О.В. Рудаковой. Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2012. -184Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 2008. Вып. 9. С. 4.Учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности : учеб.пособие / под ред. В. И. Бариленко. 2-e изд. М. : ИНФРА-М, 2011. 368 сФедеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».Федеральный закон от 13.10.1995 №57-ФЗ (ред. от 10.02.1999) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (утратил силу)Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции». Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).Чичерин Б.Н. Избранные труды / Подготовка текста, составление, вступительная статья и комментарии А.В. Полякова. Комментарии к «Философии права» Е.В. Тимошиной, А.В. Полякова. СПб.: Изд-воС.-Петербургскогоун-та, 1997. С. 208Global Economic Outlook and Interim Economic Outlook – www.oecd.org/eco/economicoutlook.htm March,2016Root F.R. International trade & investment. Cincinnaty. Ohio, 1990. С. 5UNCTAD, Handbook of Statistics. 2015World Economic Situation and Prospects, United Nations, New York, 2016$ WTO. International Trade Statistics.2016/ www.wto.org , UNCTAD, Handbook of International Trade Statistics, 2015WTO. PressReleases 2016.7 April 2016Приложение 1Динамика производства валового продукта в странах и регионах мира, ежегодные изменения, в %, 1991-2020 гг.1991-20002002200320042005200620072008200920102011201220132014201520162017220202Мир, в целом3,12,32,93,64,94,65,25,73,10,05,44,23,43,43,43,53,84,0Развитые страны2,81,41,71,93,12,63,02,80,2-3,43,11,71,21,41,82,12,41,9США3,41,11,82,53,53,12,71,8-0,3-2,82,51,62,32,22,43,13,12,0ЕС2,22,11,41,62,62,33,63,30,7-4,32,01,8-0,40,11,41,81,91,9Зона евро1,90,90,82,21,73,33,00,5-4,52,01,6-0,8-0,50,91,51,61,5Япония1,20,20,31,42,41,31,72,2-1,0-5,54,7-0,51,81,6-0,11,01,20,7Прочие развитые4страны3,51,83,32,64,13,64,04,11,2-2,14,62,91,72,12,72,72,82,8Развивающиеся рынки и страны3,63,84,86,27,57,38,28,75,83,1(1,7)7,46,25,25,04,64,34,75,3В среднем за год.Прогнозные данные.Исключая Литву (до 2016 г).Развитые экономики, исключая США, страны зоны евро, Японию, но включая Литву.В скобках приведена альтернативная оценка темпов экономического роста развивающихся стран в 2010 г.Приложение 2Динамика товарного экспорта ведущих стран мира, 2002-2015 годы, млрд долл. США, %№Экспортёры2002200320042005200620072008Мир, всего6 114,4926 403,6987 463,2779 102,46610 368,80911 989,873 13 823,496Темпы роста, %4,7316,5521,9613,9115,6315,29Доля, %100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0В том числе:ЕС, всего2 271,1112 412,1092 851,8433 651,1303 938,5234 472,2125 256,545Темпы роста, %6,2118,2328,037,8713,5517,54Доля в мире, %37,1437,6738,2140,1137,9837,3038,03Китай266,098325,596438,228593,326761,953968,9361 220,060Доля в мире, %4,365,085,876,527,358,098,83США731,006693,222723,609817,906904,3391 037,0291 162,538Доля в мире, %11,9710,839,698,998,728,668,41Япония403,364416,715471,996565,761594,941646,725714,327Доля в мире, %6,616,516,326,225,745,395,17Республика Корея150,431162,466193,817253,845284,418325,457371,477Доля в мире, %2,462,542,602,792,742,722,69Гонконг (САР, Китай)191,067201,928228,708265,606292,119322,669349,386Доля в мире, %3,133,153,072,922,822,692,53Россия99,868106,692133,656181,600241,452301,551352,266Доля в мире, %1,641,671,791,992,332,522,55Канада261,059252,584272,230317,161360,552388,178419,882Доля в мире, %4,283,943,653,493,483,243,04Сингапур121,754125,177159,963198,633229,652271,809299,297Доля в мире, %1,991,952,142,182,222,272,17Мексика158,386160,751164,907187,980214,207249,961271,821Доля в мире, %2,582,512,212,062,062,091,97Для сравнения:НАФТА, экспорт1 150,4511 106,5571 160,7451 323,0471 479,0991 675,1681 854,241Доля в мире, %18,8217,2815,5514,5414,2613,9713,412009201020112012201320142015Мир, всего15 979,09012 311,81515 054,26918 057,45918 091,53318 552,445 18 659,322Темпы роста, %15,59- 22,9522,2819,950,192,550,58Доля, %100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0В том числе:ЕС, всего **5 832,2004 503,5745 066,6345 917,8485 676,6865 999,8726 033,901Темпы роста, %10,95- 22, 7812,5016,80- 4,075,690,58Доля в мире, %36,5036,5833,6632,7731,3832,3432,34Китай1 430,6931 201,6471 577,7641 898,3882 048,7822 209,0072 342,343Доля в мире, %8,969,7610,4310,4311,2611,8712,55США1 299,8991 056,7121 277,1091 479,7301 545,5651 578,0011 619,743Доля в мире, %8,148,588,448,138,498,488,69Япония781,412580,719769,774823,184798,568715,097683,846Доля в мире, %4,894,725,094,524,393,843,66Республика Корея422,003363,531466,381555,209547,854559,619573,091Доля в мире, %2,642,953,083,053,013,013,07Гонконг (САР, Китай)370,242329,422400,692455,573492,907535,187524,065Доля в мире, %2,322,672,652,502,712,882,81Россия467,994301,796397,067516,993524,766527,266492,145Доля в мире, %2,932,452,622,842,882,832,63Канада455,632315,177386,580450,430454,098456,605472,866Доля в мире, %2,852,562,562,482,502,452,53Сингапур338,176269,832351,867409,504408,393410,250409,769Доля в мире, %2,12,192,332,252,242,212,19Мексика291,265229,712298,305349,569370,643379,961397,505Доля в мире, %1,821,871,971,922,042,042,13Для сравнения:НАФТА, экспорт2 046,7961 601,6021 962,9852 281,6812 369,6742 414,1542 490,115Доля в мире, %12,8113,0113,0412,6413,0913,0113,35Приложение 3Динамика товарного импорта ведущих стран мира,2002-2015 гг., млрд долл. США, %№Импортёры2002200320042005200620072008Мир, всего6 321,0966 583,3537 678,6369 387,19910 612,12012 251,40714 094,885Темпы роста, %4,1516,6422,2513,0515,4515,05Доля, %100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0В том числе:ЕС, всего 2 246,3452 328,7962 797,5623 670,8214 000,9944 617,5735 478,015Темпы роста, %3,6720,1331,221,2415,4118,63Доля в мире, %35,5035,4136,3939,1137,7037,6938,87США1 180,0741 202,2841 305,0921 525,2691 732,3211 918,9972 017,121Доля в мире, %18,718,317,016,216,315,714,3Китай243,553295,170412,760561,229659,953791,461956,115Доля в мире, %3,94,55,46,06,26,56,8Япония349,300337,609383,452455,254515,866579,064622,243Доля в мире, %5,55,15,04,84,94,74,4Гонконг (САР)202,009207,969233,249272,957300,160335,754370,132Доля в мире, %3,23,23,02,92,82,72,6Республика Корея141,097152,124178,826224,461261,236309,379356,842Доля в мире, %2,22,32,32,42,52,52,5Канада221,623222,440240,376273,874314,444350,257380,647Доля в мире, %3,53,43,12,93,02,92,7Индия50,67157,45372,43198,981140,862178,212218,645Доля в мире, %0,80,90,91,11,31,51,6Мексика168,377168,651170,546196,808221,819256,086281,927Доля в мире, %2,72,62,22,12,12,12,0Сингапур116,003116,441136,264173,581200,050238,711263,155Доля в мире, %1,81,81,81,81,91,91,9Россия41,86546,17757,34675,56998,707137,811199,726Доля в мире, %0,70,70,70,80,91,11,4Для сравнения:НАФТА, импорт1 570,0741 593,3751 716,0141 995,9512 268,5842 525,3402 679,694Доля в мире, %24,824,222,321,321,420,619,02009201020112012201320142015Мир, всего16 344,75112 587,67615 242,35118 229,45618 227,13018 584,54918 740,071Темпы роста, %15,96- 22,9921,0919,60- 0,011,960,84Доля, %100,0100,0100,0100,0100,0100,0100,0В том числе:ЕС, всего **6 158,3064 631,5735 231,4606 102,5005 722,7145 838,0075 910,624Темпы роста, %12,42- 24,7912,9516,65- 6,222,011,24Доля в мире, %37,6736,7934,3233,4731,3931,4131,54США2 164,8341 601,8961 912,2352 205,5562 274,4622 265,9112 346,041Доля в мире, %13,212,712,512,112,512,212,5Китай1 132,5621 005,5551 396,0021 743,3951 818,1991 949,9921 958,021Доля в мире, %6,98,09,29,610,010,510,4Япония762,534551,985694,059855,380885,843833,166822,251Доля в мире, %4,74,44,64,74,94,54,4Гонконг (САР)392,962352,241441,369510,855553,486621,417600,613Доля в мире, %2,42,82,92,83,03,33,2Республика Корея435,271323,082425,208524,405519,576515,573525,564Доля в мире, %2,72,62,82,92,92,82,8Канада408,762321,228392,109450,580462,366461,764462,000Доля в мире, %2,52,62,62,52,52,52,5Индия315,712266,402350,029462,403488,976466,046459,369Доля в мире, %1,92,12,32,52,72,52,5Мексика308,583234,385301,482350,842370,751381,210399,977Доля в мире, %1,91,92,01,92,02,12,1Сингапур319,780245,785310,791365,770379,723373,016366,247Доля в мире, %2,02,02,02,02,12,02,0Россия267,051170,827228,912306,091316,193314,945282,602Доля в мире, %1,61,41,51,71,71,71,5Для сравнения:НАФТА, импорт2 882,1792 157,5082 605,8263 006,9783 107,5793 108,8863 208,017

Список использованных источников

1. Бакаева О. Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5
2. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
3. Бушенева Ю.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / Ю.И. Бушенева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 9
4. Воронкова О.Н. и др. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. М.: Экономистъ, 2016. С. 17
5. Губарева А.В. К вопросу о понятии «внешнеэкономическая деятельность»//Бизнес, менеджмент и право. 2013. № 2 (28). С. 48-51.
6. Дмитриева М.А., Стоянов И.А., Тюменцева А.И. Применение методов нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности России//Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 49. С. 65-69
7. Дюмулен И.И. Декларация Бали. Итоги Девятой конференции ВТО, Бали (3-7 декабря 2013 г.) Интересы России. // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 2. С. 3-25
8. Дюмулен И.И. Десятая конференция министров ВТО (Найроби, Кения, 15-19 декабря 2015 г.): Пакет Найроби и вопросы будущей деятельности ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 1. С.3-15
9. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб.: в 2 т. Т. 1. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. С. 493
10. Кретов И.И., Садченко К.В. Внешнеторговое дело: Учеб. пособие. М., 2016. С. 52
11. Обязательства Российской Федерации перед ВТО [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006342/
12. Одинец Т.А., Смородинова Н.И. Особенности нетарифного регулирования РФ в сложной экономической обстановке//Логистические системы в глобальной экономике. 2015. № 5. С. 556-558
13. Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. 2013. № 9 (231). С. 16-21
14. Перевалов В.Д. Глобализация и право: проблема соотношения // Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы. Мате¬риалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 2014. С. 3
15. Портанский А.П. После Найроби ВТО будет вынуждена меняться. Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 3. С.42-52
16. Проблемы эффективной интеграции научно-технологического потенциала России в мировое хозяйство : монография / под общ. ред. С. А. Ситаряна. М. : Изд-во ЛКИ, 2010
17. Рабцевич А.А., Пукин А. О. Организационно-правовая подготовка к внешнеэкономической деятельности // Молодой ученый. 2014. №2. С. 542-544
18. Самородова, Е. М. Торгово-промышленные пала¬ты и их роль в активизации внешнеэкономической дея¬тельности предприятий и фирм [Текст] / Е.М. Самородо¬ва, А.В. Попова //Мировой рынок: проблемы и перспективы российской экономики: монография / под общ. ред. О.В. Рудаковой. Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2012. -184
19. Толочко О.Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономи¬ческой деятельности // Право и демократия. 2008. Вып. 9. С. 4.
20. Учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие / под ред. В. И. Бариленко. 2-e изд. М. : ИНФРА-М, 2011. 368 с
21. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
22. Федеральный закон от 13.10.1995 №57-ФЗ (ред. от 10.02.1999) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (утратил силу)
23. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле»
24. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции».
25. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
26. Чичерин Б.Н. Избранные труды / Подготовка текста, составление, вступи¬тельная статья и комментарии А.В. Полякова. Комментарии к «Философии права» Е.В. Тимошиной, А.В. Полякова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. С. 208
27. Global Economic Outlook and Interim Economic Outlook – www.oecd.org/eco/economicoutlook.htm March,2016
28. Root F.R. International trade & investment. Cincinnaty. Ohio, 1990. С. 5
29. UNCTAD, Handbook of Statistics. 2015
30. World Economic Situation and Prospects, United Nations, New York, 2016$ WTO. International Trade Statistics.2016/ www.wto.org , UNCTAD, Handbook of International Trade Statistics, 2015
31. WTO. Press Releases 2016.7 April 2016

Вопрос-ответ:

В чем заключается роль торгово-промышленной палаты во внешнеэкономической деятельности?

Торгово-промышленная палата играет важную роль во внешнеэкономической деятельности страны. Она представляет интересы бизнеса и содействует развитию экономики через создание благоприятного бизнес-климата, поддержку предпринимателей, обмен опытом и информацией, а также участие в формировании правовых и нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Какие понятия внешнеэкономической деятельности и какие правовые основы ее регулируют?

Внешнеэкономическая деятельность включает в себя все виды экономических отношений между странами, связанные с обменом товарами, услугами, капиталом и трудом. Основные правовые основы внешнеэкономической деятельности включают международные и двусторонние договоры, законы о внешнеэкономической деятельности, регулирующие акты государственных органов, а также международные стандарты и правила Всемирной торговой организации.

Какие формы внешнеэкономической деятельности существуют?

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в различных формах. Это может быть экспорт и импорт товаров и услуг, инвестиции, участие в международных торговых сделках и проектах, создание совместных предприятий, лицензирование, техническое сотрудничество, обмен технологиями и многое другое.

Как можно охарактеризовать современный этап развития мировой торговли?

Современный этап развития мировой торговли характеризуется глобализацией и интеграцией национальных экономик. Важную роль играют международные организации, такие как Всемирная торговая организация, и региональные экономические блоки. Развитие информационных технологий и средств связи позволяет проводить бизнес по всему миру, а уровень конкуренции среди стран и компаний становится все более высоким.

Какова роль торгово-промышленной палаты во внешнеэкономической деятельности?

Торгово-промышленная палата играет важную роль во внешнеэкономической деятельности, предоставляя поддержку и помощь бизнес-сообществу в различных аспектах экспорта и импорта товаров. Она оказывает консультативную поддержку предпринимателям, проводит обучающие программы, предоставляет информацию о международных рынках и таможенных процедурах, а также помогает предприятиям преодолевать преграды и исполнять требования внешнеэкономической деятельности.

Какие правовые основы у внешнеэкономической деятельности?

Правовые основы внешнеэкономической деятельности определяются законодательством страны и международными договорами. Это включает в себя законы, кодексы, регламенты и инструкции, которые устанавливают правила и требования для проведения внешнеэкономической деятельности. Также важным элементом является членство страны в международных организациях, таких как Всемирная торговая организация, которая устанавливает общие правила и принципы для внешнеэкономической деятельности.

Какие формы внешнеэкономической деятельности существуют?

Внешнеэкономическая деятельность может проявляться в различных формах. Одна из основных форм - это экспорт и импорт товаров. Компании могут экспортировать свою продукцию за границу или импортировать товары из других стран. Также существуют формы внешнеэкономической деятельности, такие как инвестиции за рубеж, создание совместных предприятий, услуги в сфере туризма и транспорта, и многое другое. Основная цель всех этих форм - развитие торгово-экономических отношений между странами и увеличение объемов внешней торговли.

Какую роль играет Торгово-промышленная палата во внешнеэкономической деятельности?

Торгово-промышленная палата является организацией, которая представляет интересы российских предпринимателей на международном уровне. Она осуществляет поддержку и развитие экспортно-импортных операций, помогает предприятиям наладить контакты с зарубежными партнерами и предоставляет информацию о внешнеэкономической ситуации.

Что такое внешнеэкономическая деятельность и какие у нее правовые основы?

Внешнеэкономическая деятельность - это совокупность экономических отношений, связанных с внешней торговлей, инвестиционной деятельностью и финансовыми операциями между различными странами. Правовые основы внешнеэкономической деятельности заключаются в международных договорах, которые регулируют торговлю, инвестиции, защиту интеллектуальной собственности и другие аспекты международных экономических отношений.

Какие формы внешнеэкономической деятельности существуют?

Существует несколько форм внешнеэкономической деятельности, такие как экспорт, импорт, транзитные операции, инвестиции, выпуск продукции на иностранных рынках, участие в международных проектах и т.д. Каждая из этих форм имеет свои особенности и регулируется соответствующими правовыми и организационными механизмами.

Каковы основные факторы развития внешнеэкономической деятельности страны?

Основными факторами развития внешнеэкономической деятельности страны являются политическое и экономическое стабильность, доступ к ресурсам, технологический потенциал, квалифицированная рабочая сила, наличие инфраструктуры для торговли и логистики, наличие законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и многое другое. Эти факторы влияют на привлекательность страны для внешних партнеров и на возможности экспорта и импорта товаров и услуг.