Основные направления инновационного развития
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.10.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты основных направлений инновационного развития 5
1.1 Инновационное развитие в современных условиях 5
1.2 Стратегии реализации направлений инновационного развития предприятий 13
1.3. Основные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий 24
2. Анализ основных направлений инновационного развития ООО «ВЗАС» 29
2.1 Анализ деятельности и развития ООО «ВЗАС» 29
2.2 Анализ основных направлений инновационного развития ООО «ВЗАС» 31
2.3. Направления совершенствования инновационного развития ООО «ВЗАС» 36
Заключение 40
Список использованной литературы 43
В рамках развития компании «ВЗАС» до 2020 г. предполагается реализовать следующие инновации:
1. Мероприятия по модернизации производства в соответствии с современными технологиями.
2. Мероприятия по модернизации, техническому перевооружению и развитию научно-экспериментальной базы компании.
3. Принятие участия разработка и внедрение критических и основных базовых технологий.
4. Формирование базовых центров роста компании на основе приоритетов перед конкурентами.
Деятельность компании «ВЗАС» в силу специфики и ориентированности преимущественно на опытно - производственные разработки, и не предполагает значительных объемов собственных НИОКР, но активно реализует потенциал сотрудничества. Так в 2014 г. был заключен договор с компании «SDF инжиниринг» о разработке проекта повышения энергетической эффективности и экологичности производства и продукции компании «ВЗАС», в рамках которого предусмотрены следующие инновации:
1. Проведение энергетического обследования (энергетического аудита).
2. Разработка и реализация комплексной программы энергосбережения.
3. Управление энергосбережением.
4. Организация системы мониторинга экологичности производства.
5. Разработка и реализация программных документов и внедрение новых требований к экологичности производства и продукции.
6. Создание условий для повышения экологичности производства и продукции.
Данные проект планируется завершить к середине 2019 г.
В области разработки и производства продуктовых инноваций компания «ВЗАС» выделяет следующие приоритеты:
формирование инновационного задела для обеспечения устойчивых конкурентных позиций компании «ВЗАС» по всем группам производимой продукции;
существенное улучшение потребительских свойств производимой продукции компании «ВЗАС»;
ежегодное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства компании «ВЗАС».
Показатели эффективности инновационной деятельности отражают результативность выполнения проектов, влияние на технологические и продуктовые инновации, на приращение результатов интеллектуальной деятельности, улучшение потребительских свойств производимой продукции представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели инновационости развития компании «ВЗАС» на 2014-2020гг.
Показатель инновационного развития Факт План 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Общие расходы на инновации от полученной чистой прибыли, % в год 15 17 16 16 16 16 16 Количество инновационных проектов реализованных в течении года, шт. 3 1 3 2 2 4 1 Соотношение между созданием новых направлений инноваций и проектов развития существующих направлений 2/1 0/1 3/0 1/1 1/1 1/3 0/1 Планируемый прирост эффективности деятельности от реализации инновационных проектов , % 5 7 4 5 5 7 4
Выполнение положений планов инновационного развития ООО «ВЗАС» должно обеспечить достижение следующих результатов:
формирование долгосрочного инновационного потенциала, обеспечивающего дальнейшее развитие компании «ВЗАС» (создание опережающего конкурентов задела);
обеспечение технологического соответствия текущему уровню развития научно-технического прогресса, обеспечение условий для достижения технологического лидерства на рынке;
обеспечение устойчивости развития компании «ВЗАС»;
достижение оптимальной степени инновационной активности компании «ВЗАС»;
повышение уровня технологической независимости компании «ВЗАС»;
уменьшение себестоимости выпускаемой продукции компании «ВЗАС»;
значительное повышение производительности труда коллектива компании «ВЗАС»;
существенную экономию энергетических ресурсов в процессе производства компании «ВЗАС»;
повышение экологичности процесса производства и утилизации отходов производства компании «ВЗАС»;
существенное улучшение качества и потребительских свойств производимой продукции компании «ВЗАС»;
сохранение компанией «ВЗАС» высококвалифицированных кадров;
улучшение рыночных позиций компании «ВЗАС».
Таким образом, инновационное развитие ООО «ВЗАС» организованно в соответствии с наступательной стратегией по патиентному типу инновационной деятельности.
В качестве основного недостатка можно выделить слабое вовлечение персонала как инициаторов инноваций.
2.3. Направления совершенствования инновационного развития ООО «ВЗАС»
В качестве направлений совершенствования инновационного развития ООО «ВЗАС» предлагаются следующие:
Направление 1: внедрить кайдзен-проекты для активизации участия персонала в инновационном развитии.
Для обеспечения практической реализации инновационных проектов развития предлагается формировать специальные кайдзен-команды, в которые необходимо включить специалистов из разных функциональных подразделений ООО «ВЗАС». Участники кайдзен-команды ООО «ВЗАС» периодически будут встречаться для обмена информацией и совместной работы «Obeya». В переводе с японского языка означает «Obeya» - «большое помещение», «комната». Этот важнейший инструмент управления инновационными проектами способствует эффективной и быстрой коммуникации и активно используется на стадии разработки. Концептуально «Obeya» напоминает традиционный «военный штаб», в котором располагаются карты, доски и графики, показывающие ключевые контрольные точки проекта, ход его реализации, описание сложностей и различия технических проблем (если они имеют место). Цель «Obeya» - сокращать проектного цикл и, таким образом, ускорять успех проекта кайдзен-команды ООО «ВЗАС». «Obeya» для кайдзен-команды ООО «ВЗАС» позволит реализовать преимущества таких направлений как: проектный менеджмент (РМ); перспективное планирование качества продукции (APQP); структурирование (развертывание) функции качества (QFD); анализ видов и последствий отказов (дефектов) (FMEA); ускоряющая визуализация (QVs); бережливое производство (Lean Production); разработка нового продукта (NPO - New Product Development); методика решения проблем 3D. Также предусматривается применение методик, которые могут появиться в будущем (DT - development technologies).
Перечень рабочих групп в рамках может быть следующим: ГУП (группа управления проектами); НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки); ТПП (технология подготовки производства); маркетинг; закупки и логистика; производство; управление цепочками поставок.
Направление 2: реорганизация подсистемы управления знаниями ООО «ВЗАС».
Основу управления знаниями в ООО «ВЗАС»должен составить процесс формирования профессиональных знаний, который подразумевает выявление информационных источников, получение информации из этих источников, изучение, структурирование и трансформацию ее в знания, а также их воспроизведение.
Система функционирования системы управления знаниями ООО «ВЗАС» в виде алгоритма представлена на рис.2.2.
Рис. 2.2 - Основные этапы функционирования системы управления знаниями ООО «ВЗАС»
Таким образом, системы управления знаниями ООО «ВЗАС» будет иметь в результате модернизации три компонента:
Непосредственно сотрудники ООО «ВЗАС» - получают, генерируют и передают знания;
Инновационные процессы ООО «ВЗАС» - используются для распространения знаний;
Инновационные технологии ООО «ВЗАС» - обеспечивают быструю и эффективную работу людей и процессов.
Каждое подразделение и сотрудник ООО «ВЗАС» должен вносить свой вклад в инновационное развитие компании.
Главная цель ООО «ВЗАС» - обеспечение расширения бизнеса в отрасли на основе инновационного развития.
Заключение
В качестве основных результатов проведенного исследования можно выделить следующие сферы инновационного развития предприятий:
маркетинговая инновация;
рыночная инновация;
технологическая инновация;
товарная инновация;
управленческая инновация.
В качестве основных современных направлений инновационного развития были выделены следующие:
применение интеллектуальных энергетических систем;
экологически безопасные технологии;
создание инновационных разработок для эффективного исследования недр;
инновационные технологии снижения себестоимости энергии из экологически чистых возобновляемых источников;
использование современных биотехнологий и технологий генной инженерии;
развитие информационно-коммуникационных технологий;
создание базовых импортозамещающих информационных технологий;
современное приборостроение и развитие элементарной базы;
новое применение лазерных систем и лазерных технологий в областях машиностроения, порошковой металлургии, медицине, науке и других сферах инновационной деятельности;
импортозамещение в области инжинирингового программного обеспечения и системах автоматизированного проектирования;
перспективные транспортные средства;
применение систем и технологий интеллектуального управления транспортными средствами;
развитие потенциала инновационных спутниковых навигационных технологий глобальной навигационной спутниковой системы;
применение геолого-генетической модели и инновационных поисковых методов и технологий в разведку и добычу полезных ископаемых, а также ресурсосберегающих технологий их переработки и транспортировки;
новые технологии для строительства.
В ходе проведенного исследования были выделены следующие проблемные зоны инновационного развития:
сохраняется крайне слабая восприимчивость к инновациям со стороны российской экономики.
система генерации новых знаний в целом работает удовлетворительно, но на последующих стадиях инновационного цикла происходит «провал».
в России уже сегодня необходимо значительно больше внимания уделять инновационным аспектам развития именно крупных предприятий.
крайне неудовлетворительное участие предпринимательского сектора в финансировании прикладных исследований и разработок.
слабое присутствие инновационного сектора российской экономики на мировом рынке.
незаинтересованность науки в организации системы коммерциализации знаний, налаживании выпуска инновационной продукции.
географически инновационно активные предприятия в России распределены неравномерно и другие.
Решение выявленных проблем реализации основных направлений инновационного развития находится в сфере активизации процессов по формированию инновационных систем различного уровня, позволяющих охватить все стадии инновационного цикла развития.
Создаваемые инновационные системы различных уровней должны обеспечивать интенсивную генерацию новых знаний, их перевод в научно-технические разработки (технологическую документацию, макеты, опытные образцы, материалы, продукты и т.д.) и запуск в серийное производство новых моделей машин, технологий, товаров, оказание новых видов рыночных услуг и т. д.
Как показал проведенный анализ основных направлений инновационного развития ООО «ВЗАС» оно организованно в соответствии с наступательной стратегией по патиентному типу инновационной деятельности. В деятельности ООО «ВЗАС» используются следующие варианты инноваций:
инновации в управлении, когда в рамках проектов инновационного развития ООО «ВЗАС» изменяется или внедряется новая система управления;
инновации рынка, когда в рамках проектов инновационного развития ООО «ВЗАС» изменяется или внедряется новый способ деятельности на рынке;
инновации продукции, когда в рамках проектов инновационного развития ООО «ВЗАС» изменяется или внедряется новый вид продукции.
В качестве основного недостатка можно выделить слабое вовлечение персонала как инициаторов инноваций.
В качестве направлений совершенствования инновационного развития ООО «ВЗАС» предлагаются следующие:
Направление 1: внедрить кайдзен-проекты для активизации участия персонала в инновационном развитии.
Направление 2: реорганизация подсистемы управления знаниями ООО «ВЗАС».
Список использованной литературы
Алексеев А.В. Инновационная стратегия 2020: новые возможности или старые ограничения? // Россия и совр. мир. - 2013. - N 1. - С.145-157.
Башин Ю.Б. Инновации: источники-потенциал-проблемы / Ю.Б.Башин, Г.Н.Гринев, Ю.Г.Дремова // Межотрасл. информ. служба. - 2014. - N 2. - С.40-46
Бортник И. Побеждают те, кто осваивает наукоемкие продукты / беседу ведли Е.Лозовская, Т.Врацкая // Наука и жизнь. - 2015. - N 7. - С.20-24.
Воловиков, Б.П., Применение методов инновационного маркетинга для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий: монография / Б.П. Воловиков. – Омск: Изд-во Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. - 121 с.
Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под общ. ред. Мильнера Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624с.
Осипов А.Е., Трошина Е.В. Значение инновационной деятельности для развития бизнеса // ИнВестРегион. – 2012. - №2. – С. 48-53.
Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 92 с.
Прахалад К. Пространство бизнес-инноваций / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан; пер. с англ. – М.: Альбина Паблишерз: Издательство Юрайт, 2012. – 258 с.
Программы инновационного развития компаний с государственным участием / М.А. Гершман, Т.С. Зинина, М.А. Романов и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 128 с.
Терещенко В.М. Новые технологии в России. / В.М. Терещенко // СПб: Питер, 2013
Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. / А.Б.Титов // - СПб: Питер, 2013
Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций/ Сборник статей под ред. Н.М. Фонштейн, Серия “Теория и практика коммерциализации технологий”. - М.: ЦКТ-АНХ, 2013
Федосеев В.В., Эриашвили Н.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. / В.В. Федосеев, Н.Д. Эриашвили // М.: Юнити-Дана, 2013
Фредерик Уэбстер. Основы промышленного маркетинга /Фредерик Уэбстер// М.: Издательский Дом Гребенникова, 2013
Чернов В.А. Инвестиционные стратегии: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2013. – 158 с.
Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лабораторя знаний, 2010. – 322 с.
Годовой публичный отчет ООО «ВЗАС»// http://www.e-disclosure.ru/
Башин Ю.Б. Инновации: источники-потенциал-проблемы / Ю.Б.Башин, Г.Н.Гринев, Ю.Г.Дремова // Межотрасл. информ. служба. - 2014. - N 2. - С.40-46
Бортник И. Побеждают те, кто осваивает наукоемкие продукты / беседу ведли Е.Лозовская, Т.Врацкая // Наука и жизнь. - 2015. - N 7. - С.20-24.
Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций/ Сборник статей под ред. Н.М. Фонштейн, Серия “Теория и практика коммерциализации технологий”. - М.: ЦКТ-АНХ, 2013
Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под общ. ред. Мильнера Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 69с.
Канцеров Р.А. Методы оценки потенциала предприятий / Р.А.Канцеров, К.Т.Гедиев // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 10. - С.18-23.
Болтрукевич В. Менеджмент, каким он должен быть // Business excellence = Деловое совершенство. - 2014. - N 1. - С.28-31.
Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты / М.А. Гершман, Т.С. Зинина, М.А. Романов и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 128 с.
Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лабораторя знаний, 2010. – 112 с.
Прахалад К. Пространство бизнес-инноваций / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан; пер. с англ. – М.: Альбина Паблишерз: Издательство Юрайт, 2012. – 115 с.
Осипов А.Е., Трошина Е.В. Значение инновационной деятельности для развития бизнеса // ИнВестРегион. – 2012. - №2. – С. 48-53.
Воловиков, Б.П., Применение методов инновационного маркетинга для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий: монография / Б.П. Воловиков. – Омск: Изд-во Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. - 81 с.
Башин Ю.Б. Инновации: источники-потенциал-проблемы / Ю.Б.Башин, Г.Н.Гринев, Ю.Г.Дремова // Межотрасл. информ. служба. - 2014. - N 2. - С.40-46
Алексеев А.В. Инновационная стратегия 2020: новые возможности или старые ограничения? // Россия и совр. мир. - 2013. - N 1. - С.145-157.
Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 92 с.
6
Стратегии инноваций организации
Группа внешних стратегий инноваций организации
Группа внутренних стратегий инноваций организации
Группа целевых стратегий инноваций организации
Вид: наступательная – активная
Вид: оборонительная– защитная
Вид: имитационная – пассивная
Вид: маркетинговая
Вид: финансово -кадровая
Вид: технолого - продуктовая
Вид: организационно-структурная
Вид: зависимая
Вид: оппортунистическая
Затраты
Инновационность
Имитационная стратегия инноваций организации
Оборонительная стратегия инноваций организации
Наступательная стратегия инноваций организации
организации-патинетн
организации-виолент
Предприятие
Регион
Государство
Район
Государство
Предприятие
Потребители
Наука
Экономика
Инициатор внедрения
Общая
инициатива
Инициатива
снизу
Инициатива
сверху
Безразличие
Отношение
к
инновации
Результат
внедрения
для
человека
Проект инноваций
Сопротивле-
ние
Поддержка
Нейтраль-
ный
Положи-
тельный
Отрица-
тельный
1
2
3
Диагностика текущего уровня знаний
Поиск и извлечение знаний
Структурирование знаний
Формализация знаний
Проектирование знаний
Программа внедрения в систему знаний
Мониторинг системы знаний
Проблема
Знания
Профиль знаний
Обработанные знания
Спецификация знания
Распространение знаний
2 Башин Ю.Б. Инновации: источники-потенциал-проблемы / Ю.Б.Башин, Г.Н.Гринев, Ю.Г.Дремова // Межотрасл. информ. служба. - 2014. - N 2. - С.40-46
3 Бортник И. Побеждают те, кто осваивает наукоемкие продукты / беседу ведли Е.Лозовская, Т.Врацкая // Наука и жизнь. - 2015. - N 7. - С.20-24.
4 Воловиков, Б.П., Применение методов инновационного маркетинга для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий: монография / Б.П. Воловиков. – Омск: Изд-во Омского института (филиала) РГТЭУ, 2011. - 121 с.
5 Инновационное развитие: Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под общ. ред. Мильнера Б.З. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 624с.
6 Осипов А.Е., Трошина Е.В. Значение инновационной деятельности для развития бизнеса // ИнВестРегион. – 2012. - №2. – С. 48-53.
7 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 92 с.
8 Прахалад К. Пространство бизнес-инноваций / К.К. Прахалад, М.С. Кришнан; пер. с англ. – М.: Альбина Паблишерз: Издательство Юрайт, 2012. – 258 с.
9 Программы инновационного развития компаний с государственным участием / М.А. Гершман, Т.С. Зинина, М.А. Романов и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг, А.Н. Клепач, П.Б. Рудник и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 128 с.
10 Терещенко В.М. Новые технологии в России. / В.М. Терещенко // СПб: Питер, 2013
11 Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. / А.Б.Титов // - СПб: Питер, 2013
12 Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций/ Сборник статей под ред. Н.М. Фонштейн, Серия “Теория и практика коммерциализации технологий”. - М.: ЦКТ-АНХ, 2013
13 Федосеев В.В., Эриашвили Н.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. / В.В. Федосеев, Н.Д. Эриашвили // М.: Юнити-Дана, 2013
14 Фредерик Уэбстер. Основы промышленного маркетинга /Фредерик Уэбстер// М.: Издательский Дом Гребенникова, 2013
15 Чернов В.А. Инвестиционные стратегии: Учебник. – М.: Юнити – Дана, 2013. – 158 с.
16 Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лабораторя знаний, 2010. – 322 с.
17 Годовой публичный отчет ООО «ВЗАС»// http://www.e-disclosure.ru/
Вопрос-ответ:
Какие основные направления инновационного развития рассматриваются в статье?
Статья рассматривает основные направления инновационного развития в современных условиях, стратегии реализации этих направлений на предприятиях, а также основные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий.
Какие теоретические аспекты освещаются в статье?
Статья освещает теоретические аспекты основных направлений инновационного развития, включая их определение и роль в современных условиях.
Какие стратегии реализации направлений инновационного развития представлены в статье?
В статье представлены различные стратегии реализации направлений инновационного развития на предприятиях, включая использование новых технологий, развитие новых продуктов и услуг, установление партнерских отношений.
Какие основные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий рассматриваются в статье?
Статья рассматривает различные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий, включая недостаточное финансирование, нехватку квалифицированных кадров, недостаточную поддержку государства и т.д. В то же время статья указывает на возможности развития инноваций и перспективы роста предприятий при правильном подходе к инновационной деятельности.
Какой анализ основных направлений инновационного развития проведен для ООО ВЗАС?
Для ООО ВЗАС проведен анализ деятельности и развития предприятия, а также анализ основных направлений инновационного развития, которые могут быть реализованы на данной организации.
Какие основные направления инновационного развития существуют?
Основные направления инновационного развития включают в себя различные аспекты, такие как технологические инновации, организационные инновации, маркетинговые инновации и инновации в управлении. Технологические инновации связаны с разработкой и внедрением новых технологий, организационные инновации предполагают изменения в структуре и процессах работы организации, маркетинговые инновации относятся к разработке новых способов продвижения продукции и управлению клиентским опытом, а инновации в управлении предполагают внедрение новых методов и подходов к управлению предприятием.
Какие стратегии можно использовать для реализации направлений инновационного развития на предприятии?
Для реализации направлений инновационного развития на предприятии можно использовать различные стратегии. Некоторые из них включают активное партнерство и сотрудничество с другими организациями, привлечение внешних экспертов для разработки и внедрения инноваций, инвестирование в исследования и разработки, создание инновационной культуры на предприятии, а также постоянное обновление и адаптацию инновационной стратегии в соответствии с изменяющимися условиями рынка.
Какие основные проблемы существуют в инновационном развитии отечественных предприятий?
Среди основных проблем инновационного развития отечественных предприятий можно выделить отсутствие доступа к финансированию инновационных проектов, недостаточное количество квалифицированных кадров в области инноваций, сложности в внедрении новых технологий и проблемы с защитой интеллектуальной собственности. Также существует проблема недостаточной поддержки государства и слабой инфраструктуры инновационной сферы.
Какие теоретические аспекты основных направлений инновационного развития рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные теоретические аспекты направлений инновационного развития, включая инновационное развитие в современных условиях, стратегии реализации направлений инновационного развития предприятий, а также основные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий.
Какие стратегии реализации направлений инновационного развития предприятий рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные стратегии реализации направлений инновационного развития предприятий. Приводятся примеры успешных стратегий и обсуждаются их преимущества и недостатки.
Какие проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий рассматриваются в статье?
Статья рассматривает основные проблемы и перспективы инновационного развития отечественных предприятий. Анализируется текущая ситуация, выделяются основные препятствия и исследуются возможные пути развития и решения проблем.