Специальные налоговые режимы: общая характеристика и роль в формировании доходов государства
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 18.10.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Специальные налоговые режимы 5
1.1. Понятие специальных налоговых режимов и субъекты их применения 5
1.2. Характеристика специальных налоговых режимов 7
2. Роль специальных налоговых режимы в формировании доходов государства 15
2.1. Состав, динамика и структура налоговых доходов государства 15
2.2. Структура и динамика специальных налоговых платежей в формировании доходов государства 17
3. Применение зарубежного опыта налогообложения малых предприятий 19
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложения 29
Современные исследования показывают, что успех развитых стран обеспечивает умелая реализация их предпринимательского потенциала как четвертого фактора производства (кроме земли, труда и капитала). Именно с этой точки зрения легко объяснить поражающие достижения малых за территорией стран с ограниченными природными и другими ресурсами, например, Японии.
Отношение к предпринимательству в развитых странах, как правило, лишенное любой предубежденности и неприязни. Например, в Японии общество и государство осознают, что предприниматели являются «золотым фондом» нации и делают все, чтобы дух предпринимательства в народе никогда не исчерпывался. Особенную роль в реализации экономического потенциала каждой нации играют малые и средние предприятия как катализаторы инноваций, нововведений, динамических превращений.
Исследования показали, что законодательное определение малых и средних предприятий в каждой стране имеет свои особенности. Итак, в Японии малые и средние предприятия законодательно определены для каждого сектора промышленности (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Характеристики малых и средних предприятий в Японии
Критерии классификации Производство Оптовая торговля Розничная торговля Сфера услуг Ежегодные обороты средств 300 миллионов иен или меньше 100 миллионов иен или меньше 50 миллионов иен или меньше 50 миллионов иен или меньше Количество работников 300 лиц или меньше 100 лиц или меньше 50 лиц или меньше 100 лиц или меньше
В России согласно современному законодательству разделение предприятий на больших, средних и малых осуществляется на основе критериев ежегодного оборота и количества работников, занятых в деятельности предприятия (табл. 3.1.3).
Таблица 3.2
Характеристики малых и средних предприятий в России
Критерии классификации Большие предприятия Средние предприятия Малые предприятия Микро-предприятия Ежегодные обороты средств свыше 1 млрд. рублей 400 – 1000 млн. рублей 60 – 400 млн. рублей до 60 млн. рублей Количество работников свыше 250 100-250 15-99 до 15
Отличаются также подходы относительно формирования российской и японской политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, создания почвы для его развития и эффективного функционирования. Сравнительная характеристика политики и инструментария поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии и России за критериями определения понятия такого предпринимательства, основной философии политики его поддержки, политической цели и конкретной меры поддержки приведена в Приложении 4.
Исследования показали, что важным фактором активизации предпринимательской деятельности является действующая в стране система налогообложения. Система налогообложения - это инструмент деятельности государства, ее важный атрибут. Каждое государство формирует свою систему налогообложения с учетом состояния экономики, развития рыночных отношений, национальных особенностей, необходимости выполнения конкретных экономических и социальных заданий, опыта других стран. В мировой практике государственной регуляции экономики налоговая система функционирует рядом с такими инструментами, как бюджетное финансирование принятых приоритетов и влияние через кредитную политику на денежный оборот и рыночную конъюнктуру в целом.
Современным налоговым системам свойственная весомая доля налоговых поступлений бюджетов в ВНП. В конце 90-х годов она составляла: в США - 30%, Японии - 31%, Англии - 37%, Канаде - 37%, Германии - 38%, Италии - 40%, Франции - 44%, Бельгии - 46,1%, Нидерландах - 48%, Норвегии - 48,3%, Дании - 52%, Швеции - 61%. Наименьшие масштабы перераспределения государством ВНП характерные для американского варианта либеральной рыночной экономики и японской модели. В США это предопределено использованием налоговой политики как в средстве государственной регуляции экономических процессов, прежде всего, как средства создания условий, благоприятных для деятельности промышленных компаний и предпринимательских структур. В Японии небольшая часть налогов в ВНП является следствием того, что налоговая политика как метод государственной регуляции играет второстепенную роль. Ведущая роль принадлежит другим методам - государственному программированию, прямой государственной поддержке определенных отраслей и субъектов предпринимательства (целевые субсидии, дотации, государственные программы и тому подобное).
Следовательно, существуют отличия в системе налогообложения предпринимательства в Японии и в России, что и предопределяют по большей части разную эффективность функционирования малого бизнеса и стимулы для его последующего развития. Реформирование налоговой системы Японии началось с 1946 года, когда группа американских специалистов во главе с известным ученым-финансистом, профессором Колумбийского университета Карлом Шоупом очистила налоговую систему от архаичных элементов, создала комфортные условия для деятельности добросовестных плательщиков, поощрила добровольную уплату налогов. Инновационным направлением реформирования стало внедрено так называемых голубых декларации для компаний, которые вели надлежащий бухгалтерский учет и отчетность, полностью выполняли налоговые обязательства. Голубые декларации выдержали испытания временем и сохранились доныне - 80% плательщиков вообще было освобождено от составления деклараций, что удостоверяет простоту администрирования налогов. Другие изменения налогового кодекса связаны с существенным повышением необлагаемого минимума и существенным (с 52,5% до 35%) снижением налогообложения прибыли юридических лиц-субъектов предпринимательства.
Таким образом, учитывая опыт многих стран мира, которые пытались применить упрощенные системы налогообложения для предприятий малого бизнеса, приходим к выводу, что упрощенная система налогообложения должна быть одного вида - в форме единого налога, преимущества которого перед действующими сегодня другими упрощенными системами доказано на практике, а для улучшения эффективности системы налогообложения малого и среднего бизнеса необходимо создать оптимальный уровень государственного стимулирования инвестиций разными методами (ценообразование, кредитование, валютное финансирование и тому подобное). Для обеспечения справедливости налогообложения необходимо сократить налоговые льготы, что возможно через сокращение области применения упрощенной системы налогообложения путем пересмотра критериев применения упрощенной системы налогообложения, исключения из этой системы тех видов деятельности, которые являются высокорентабельными или доходы от которых являются преимущественно пассивными.
Заключение
В заключении курсовой работы можно сделать ряд выводов.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.
В части уплаты налогов предприятия малого бизнеса, могут применять как общий режим налогообложения, а также специальные режимы, такие как:
- упрощенная система налогообложения (УСНО);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);
- патентная система налогообложения.
В ходе исследования было выявлено, что специальные налоговые режимы, рекомендованные для налогообложения, направлены не только на упрощение системы налогообложения малых предприятий, но и на решение преимущественно фискальных задач формирования бюджетных доходов. Также установлено, что применение общей налоговой системы в сфере малого предпринимательства не предусматривает никаких налоговых льгот.
В современных условиях, когда задачи государства в экономике радикально изменились, цель налоговой системы состоит не в сдерживании процессов развития малого бизнеса а, наоборот, в ее поддержке. Налоговое регулирование становится эффективным рычагом государственного регулирования тенденций развития малого бизнеса в современной России.
Список используемой литературы
Налоговый Кодекс Российской Федерации Часть 1. Федеральный закон от 31.07.1998. №146-ФЗ (ред. от 08.06.2015).
Налоговый Кодекс Российской Федерации Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 №1117-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
Деханова Н. Г., Холоденко Ю.А, Лось Н. А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2013. – 352 с
Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения / Под ред. Д.В. Соловьевой. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. - 368 с
Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н. С. Бондарев // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 186
Изряднова, Е. Фомина, Д. Казанцев. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. О. / Российская экономика: тенденции и перспективы.- №7- 2013.- 95 с.
Майбуров И.А Налоговая политика. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 40
Майбуров И.А., Налоги. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 215 с.
Михайлишина Я. А. Теоретические основы налогового стимулирования / Я. А. Михайлишина // Налоги и налогообложение. – 2014. - №4. – С. 44-52
Осетрова, Н.И. Налоговое право / Н.И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2013. - № 8. – С. 32.
Самохвалов А. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики Финансист. - № 3 – 2014 - С.51.
Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение: учебник / под ред.В. Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2012. – 488 с.
Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
Урубкова И. А. Принцип справедливости в налоговом праве: историко-теоретический аспект // Налоги и налогообложение. – 2014. - №6. – С.29-35.
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.nalog.ru
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.gks.ru
Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://info.minfin.ru
Приложение 1
Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения
Приложение 2
Исчисление единого налога на вмененный доход
Приложение 3
Особенности налогообложения малых предприятий в разных странах мира
Страны Критерии перехода на упрощенную систему налогообложения Ставка налога База налого-обложения Другие условия
выторг чис. работ-ников
1 2 3 4 5 6 Россия 15 млн руб. * коэффи-циент дефлятор (в 2012 г. 45 млн руб. ~ 1,2 млн дол. 100 6% доход, в который входят обороти из банковского счета, кассы, а также доходы из взаимозачета не могут перейти на упрощенную систему: страховые компании, банки, доверительные общества, субъекты предпринимательства, которые осуществляют деятельность с обмена валют, торговля ликероводочными и табачными изделиями, паливо-мастильними материалами
15% доход за минусом расходов
Франция ~ 10,5 млн дол. 50 15% прибыль 75 % собственности принадлежат частным лицам США 50-75 тыс. дол. 100 7500 дол. + 25% от суммы, которая превышает 50,000 дол. общий доход не принадлежат к малому бизнесу такие виды деятельности: банковское дело; страхование; юридическая сфера; бухгалтерский учет или консультации; добыча нефти или газа; гостиничное или ресторанное дело
15000-18333 тыс. дол.
5150000 дол. + 38% от суммы, которая превышает 15000000 дол.
Япония ~ 13 млн дол. 30 18% первые 8 млн єн дохода оплаченный капитал меньше 100 млн єн Велико-брита-ния
~ 20 млн дол. 100 21% прибыль обложенная налогом прибыль меньше, чем 300 тыс. фунтов стерлингов
Приложение 4
Политика и инструментарий поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии и Российской Федерации
Критерии сравнения Япония Россия 1 2 3 Понимание малых и средних предприятий Движущая сила для динамического развития японской экономики Сила развития, которая будет закладывать фундамент стремительного развития российской экономики Основная философия Продвижение инновационной и сильной разработки, прирост независимых малых и средних предприятий Поддержка и продвижение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в России Политическая цель Поддерживать усилие самопомощи в независимом развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Как следствие - внедрение нововведений в бизнесе Создание условий для соблюдения конституционного права наведения предпринимательской деятельности. Как следствие - рост благосостояния российских граждан, которые занимаются предпринимательством Мероприятия поддержки Поддержка усилий малого и среднего предпринимательства в сфере начинаний и создания инновационных предприятий. Усиление принципов управления Улучшение основ законодательства в сфере предпринимательства; образование унифицированной государственной регуляторной политики в сфере предпринимательства; активация финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства; помощь в создании инфраструктуры для развития малого предпринимательства; внедрение региональной политики для продвижения и развития малого предпринимательства.
2
Сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг
Единый налог
(6 % от доходов)
Прибыль
Другие налоги (сборы), предус-мотренные законода-тельством
Чистая прибыль
-
=
-
=
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 №1117-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 401-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
5. Деханова Н. Г., Холоденко Ю.А, Лось Н. А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2013. – 352 с
6. Беспалов М.В., Филина Ф.Н. Схемы минимизации налогообложения / Под ред. Д.В. Соловьевой. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. - 368 с
7. Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации / Н. С. Бондарев // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 186
8. Изряднова, Е. Фомина, Д. Казанцев. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. О. / Российская экономика: тенденции и перспективы.- №7- 2013.- 95 с.
9. Майбуров И.А Налоговая политика. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, 2014. – С. 40
10. Майбуров И.А., Налоги. Учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 215 с.
11. Михайлишина Я. А. Теоретические основы налогового стимулирования / Я. А. Михайлишина // Налоги и налогообложение. – 2014. - №4. – С. 44-52
12. Осетрова, Н.И. Налоговое право / Н.И. Осетрова // Налоговый вестник. – 2013. - № 8. – С. 32.
13. Самохвалов А. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики Финансист. - № 3 – 2014 - С.51.
14. Сапрыкина Т. В. Налоги и налогообложение: учебник / под ред.В. Ф. Тарасова. – М.: Кнорус, 2012. – 488 с.
15. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / О.В. Скворцов, Н. О. Скворцова. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
16. Урубкова И. А. Принцип справедливости в налоговом праве: историко-теоретический аспект // Налоги и налогообложение. – 2014. - №6. – С.29-35.
17. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.nalog.ru
18. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.gks.ru
19. Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://info.minfin.ru
Вопрос-ответ:
Что такое специальные налоговые режимы?
Специальные налоговые режимы - это особые правила и условия налогообложения, применяемые к определенным категориям налогоплательщиков или отдельным секторам экономики. Они предоставляют особые льготы или преимущества в уплате налогов.
Какова роль специальных налоговых режимов в формировании доходов государства?
Специальные налоговые режимы играют важную роль в формировании доходов государства. Они способствуют стимулированию развития определенных отраслей экономики, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест. Кроме того, специальные налоговые режимы могут повышать конкурентоспособность бизнеса и способствовать экономическому росту.
Какова характеристика специальных налоговых режимов?
Специальные налоговые режимы обладают рядом характеристик. Во-первых, они действуют только на определенной территории или в определенных отраслях экономики. Во-вторых, они предоставляют особые льготы или преимущества налогоплательщикам. В-третьих, они могут быть временными или постоянными. Некоторые из них также могут быть условными и зависеть от выполнения определенных требований или условий.
Какие налоги входят в состав доходов государства?
В состав доходов государства входят различные виды налогов, такие как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы и др. Эти налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.
Какова структура и динамика специальных налоговых платежей в формировании доходов государства?
Структура и динамика специальных налоговых платежей в формировании доходов государства зависит от конкретных специальных налоговых режимов. Они могут включать налоговые льготы, особые ставки налога, упрощенную систему уплаты налогов и др. Динамика этих платежей может изменяться в зависимости от изменения условий применения специальных налоговых режимов и экономической ситуации в стране.
Что такое специальные налоговые режимы и какие субъекты их применяют?
Специальные налоговые режимы - это особые правила налогообложения, вступающие в силу для определенных категорий налогоплательщиков. Они позволяют установить более выгодные условия налогообложения для данных категорий субъектов экономической деятельности. К специальным налоговым режимам относятся упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие режимы, предусмотренные законодательством. Субъекты применения специальных налоговых режимов могут быть предприятиями малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями и другими категориями налогоплательщиков, удовлетворяющими определенным условиям.
Какие характеристики имеют специальные налоговые режимы?
Специальные налоговые режимы имеют ряд характеристик. Во-первых, они обеспечивают более простую и упрощенную процедуру расчета и уплаты налогов для субъектов, на которых они распространяются. Во-вторых, они позволяют субъектам получить определенные льготы и преимущества при уплате налогов, такие как снижение налоговой базы, установление фиксированной ставки налога или освобождение от уплаты некоторых налогов. В-третьих, они способствуют стимулированию развития определенных секторов экономики, привлечению инвестиций и сокращению теневой экономики.
Какова роль специальных налоговых режимов в формировании доходов государства?
Специальные налоговые режимы играют важную роль в формировании доходов государства. Они позволяют установить более гибкие и дифференцированные условия налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков, что способствует увеличению объема налоговых поступлений. Кроме того, специальные налоговые режимы стимулируют развитие определенных секторов экономики, привлекают инвестиции и способствуют сокращению теневой экономики. Все это позволяет государству получать дополнительные доходы и содействует общему экономическому развитию.
Что такое специальные налоговые режимы?
Специальные налоговые режимы - это особые правила и условия налогообложения, которые применяются к определенным категориям налогоплательщиков или отдельным видам деятельности. Они могут предусматривать сниженные ставки налогов, освобождение от уплаты некоторых налогов или другие льготы.
Кто может применять специальные налоговые режимы?
Специальные налоговые режимы могут быть применены различными субъектами, включая физических лиц, индивидуальных предпринимателей, малые и средние предприятия, социально-ориентированные организации и другие. Такие режимы часто используются для поддержки определенных секторов экономики или категорий налогоплательщиков.
Какие особенности характерны для специальных налоговых режимов?
Специальные налоговые режимы обычно предусматривают определенные льготы и упрощения в системе налогообложения. Например, они могут предусматривать сниженные ставки налогов, освобождение от уплаты некоторых налогов, упрощенную систему учета и отчетности, особые правила по уплате налогов и другие преимущества. Цель таких режимов - стимулировать развитие определенных секторов экономики или поддержать определенные категории налогоплательщиков.