Стратегическое планирование развития муниципального образования (на примере г. Екатеринбурга)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология управления
  • 33 33 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.10.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования развития муниципального образования. 5
1.1 Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления – понятие, методы, основные подходы. 5
1.2 Нормативно-правовые основы стратегического планирования 14
Глава 2. Особенности стратегического планирования в МО г. Екатеринбург 21
2.1.Город Екатеринбург как объект стратегического планирования 21
2.2 Проблемы деятельности органов местного самоуправления по реализации стратегического планирования развития МО г. Екатеринбург 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33



Фрагмент для ознакомления

Стратегическаяпрограмма «Оздоровлениеокружающей природнойсреды» в рамках Стратегии развития г. Екатеринбург до 2020 г. направлена на соблюдение требований, обеспечивающих рациональное и экологически безопасное природопользование на территории города, объединение усилий всех ветвей власти с привлечением общественности и экспертного сообщества для решения основных экологических задач. При этом предполагаются следующие методы решения проблемы: ужесточение ответственности за негативное воздействие на окружающую среду; введение мер, ограничивающих (делающих невыгодными) и/или запрещающих применение экологически вредных технологий; внедрение лучших из существующих технологий, использование вторичных ресурсов и переработка отходов; пропаганда экологических знаний, открытость информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, внедрение системы образования по вопросам экологической безопасности на предприятиях. Реализация программных мероприятий основана на комплексном, системном и целенаправленном подходе, включающем уменьшение опасного воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов; развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения; прогнозирование, предотвращение и локализацию аварийных ситуаций, связанных с загрязнением компонентов окружающей среды.Однако, можно видеть, что ужесточение ответственности, прописанное в Стратегии, это прерогатива исключительно федеральных органов власти, но не муниципальных. Так же основная часть указанных в Стратегии действий направлены на экологическое образование граждан, информирование и т.д.Однако, как можно понимать, загрязнение окружающей среды происходит не сколько частными лицами, сколько предприятиями, а в Стратегии не предусмотрено конкретных действий по борьбе с нарушителями экологического законодательства.Еще одной проблемой города является транспортная доступность и состояние транспортной инфраструктуры. Среди проблем можно назвать основные: отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта; низкие темпы строительства метрополитена; незавершенность основного каркаса магистральной улично-дорожной сети из магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения и городских скоростных дорог; неудовлетворительное качество содержания регулируемой сети магистральных улиц и дорог, низкая плотность улично-дорожной сети; низкая скорость движения, увеличение шума и загазованности атмосферы от автотранспорта; недостаточное количество свободных участков для трассировки магистральных улиц и дорог; отсутствие достаточного количества мест для временного и постоянного хранения автотранспорта; недостаточное количество разноуровневых транспортных узлов и подземных пешеходных переходов; отсутствие велосипедных дорожек.Стратегическаяпрограмма «Город, удобныйдля автомобилистов» имеет достаточно много слабых сторон, а именно организационно-управленческие, кадровые, научно-исследовательские и финансовые стороны проекта не обеспечивают реализацию данного проекта. В частности, можно отметить отсутствие механизмов ежегодного роста строительства и реконструкции улично-дорожной сети и увеличения скорости сообщения.Среди положительных моментов можно отметить то, что достаточно подробно в Стратегии прописано строительство перехватывающих паркингов.2.2 Проблемы деятельности органов местного самоуправления по реализации стратегического планирования развития МО г. ЕкатеринбургВ рамках реализации Стратегии развития г. Екатеринбурга до 2020 года должно происходить активное привлечение инвестиций. Однако, по итогам трех месяцев 2016 года наблюдается снижение инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал составил 10,5 миллиарда рублей, это 66,8 процента к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах, что говорит о подающей эффективности в реализации данного направления.Также цель по снижению безработицы на данный момент не достигнута и нет предпосылок к ее реализации. Уровень регистрируемой безработицы к концу марта 2016 года составил 6 0,92 процента (на конец марта 2015 года – 0,73 процента). Количество зарегистрированных безработных увеличилось на 1341 человека и составило в конце марта 2016 года 6626 человек. Спрос на рабочую силу работодателями на конец марта 2016 года составил 15224 вакансии (на конец марта 2015 года – 17629 вакансий), что в 2,3 раза больше числа зарегистрированных безработных. За январь – март 2016 года среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях Екатеринбурга сократилась на 1,5 процента к аналогичному периоду прошлого года и составила 440,6 тысячи человек.Можно сказать, что одной из причин, по которой органам власти сложно реализовать данные цели является экономический кризис, начавшийся в конце 2014 года и продолжающийся до сих пор. Однако, в целом по стране отмечается слабый экономический рост и постепенное снижение безработицы, в то время как в Екатеринбурге можно наблюдать ее рост даже по сравнению с более экономически сложным 2015 годом. В тоже время активную работу проводят власти города для обеспечения равной доступности основных видов бытовых услуг населению в рамках реализации мероприятий стратегического проекта «Новое качество услуг» открыто 97 объектов сферы бытового обслуживания. Таким образом, за январь – март 2016 года сеть предприятий бытового обслуживания в городе Екатеринбурге увеличилась на 45 объектов и составила 5230 объектов (общая площадь – 577,6 тысячи квадратных метров). Обеспеченность площадями составила 390,9 квадратных метра на 1000 горожан. Обеспеченность площадями предприятий сферы обслуживания ниже среднегородского уровня в Орджоникидзевском, Чкаловском, Железнодорожном и Кировском районах.В рамках улучшения транспортной доступности города Министерство транспорта и связи Свердловской области провело сверку данных с открытым акционерным обществом «Информационная сеть» (ОАО «И-сеть», оператор электронной транспортной карты «ЕКАРТА»), в результате чего были выявлены дополнительные объемы перевозки пассажиров коммерческим транспортом. Так показатель перевозки пассажиров коммерческим транспортом в первом квартале 2016 года увеличился в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 33,3 миллиона пассажиров, что отвечает целям Стратегии развития города Екатеринбурга до 2020 года.Для решения экологических проблем города не принято активных действий, что подтверждается тем, что по оценке Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2015 году увеличился на 0,4 процента.Среди положительных изменений можно выделить то, что в соответствии с целями Стратегии была проведена модернизацияочистных сооружений, проведение ремонтных работ на сетях канализации ряда предприятий города, в том числе Открытого акционерного общество «Уральский завод резиновых технических изделий», Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно- канализационного хозяйства (МУП «Водоканал»), Общества с ограниченной ответственностью «РК «Оборонснабсбыт», в связи с чем в дальнейшеможидается снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты.ЗаключениеНа основании проведенного в данной курсовой работы исследования были сделаны выводы о развитии города Екатеринбурга в соотвествии со стратегией его развития до 2020 года. Были изучены имеющиеся в городе проблемы, такие как экологические, транспортные и другие, выявлены пути их решения на основе имеющихся в Стратегии методов и определена эффективность предложенных в Стратегии механизмов для решения той или иной проблемы.Было выявлено, что Стратегия развития города Екатеринбург является комплексным документов, включающим в себя все сферы современного развития города. Первая стратегия развития Екатеринбурга была разработана в 2001-2002 гг. и отличалась тщательностью проработки, информационной открытостью. В 2008 году для разработки новой редакции стратегического плана были сформированы рабочие группы, в которые вошли представители власти, общественности, бизнеса и науки; была обеспечена информационная открытость и широкое общественное участие. Концептуальной основой разработки Стратегии послужила модель «Город-корпорация». В Стратегическом плане подробно описано управление реализацией стратегии. Для этого была разработана Схема организации процесса стратегического управления, которая включает описание ключевых организационных элементов, их функционал и взаимосвязи между ними. Также описаны процедуры мониторинга и коррекции Стратегии.Как положительный момент организации стратегического планирования в Екатеринбурге области следует отметить работу органов государственной и муниципальной власти над совершенствованием системы стратегического управления, попытки внедрения в планирование технологий форсайта, принципов совместного управления.К достоинствам Стратегии можно отнести преемственность, четко сформулированные задачи (связанные с целевыми индикаторами).Механизм управления реализацией Стратегии достаточно подробно разработан, включает описание организационной структуры, принципов управления, механизма социального партнерства, мониторинга.В тоже время среди недостатков можно выделить то, что отсутвует конкретные финансовые направления реализации выбранных в Стратегии направлений, а также к недостаткамможно отнести тяготение муниципальной стратегии к комплексным программам социально-экономического развития; нечеткуюформулировку целей; имитацию общественного участия, отсутствие продвижения стратегического плана и некоторых его мероприятий, недостаточное участие в разработке стейкхолдеров регионального сообщества; по сути документ представляет собой грамотно разработанный комплексный план социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.Несмотря на то, что в принципах разработки Стратегии описывается важность общественного участия, функции по реализации стратегии возложены исключительно на администрациюгорода. Полагаем, что это явилось причиной общего характера формулировок целей, задач, принципов.Разработаны рекомендации по улучшения стратегического планирования местного развития на разных этапах стратегического планирования, а именно следует: – обеспечить участие местных сообществ в стратегическом планировании местного развития; –опираться на принципы совместного управления (в том числе при взаимодействии региональной власти и органов местного самоуправления) в процессе стратегического планирования; –ориентироваться на потребности местных сообществ при формулировке целей развития; –использовать метод виртуальной кластеризации и метод анализа структурной динамики для эффективного анализа социально-экономической динамики муниципального образования.Список использованной литературы1.

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Стр. 1139 – 1175.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/ Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики»
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015»
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) // Электронно- периодический справочник «Гарант»
3. Стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020года//Официальный портал Екатеринбург.РФ. http://екатеринбург.рф/officially/strategy_plan/newproject/ (дата обращения: 24.09.2016).
4. Постановление № 1833 от 13.09.2016 О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 11.11.2015 № 3272 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации имущества муниципального образования «город Екатеринбург» на 2016 год»
5. Барабаш Е. С. Оценка социально-экономических потенциалов муниципалитетов // Управленческие науки. 2013. № 1 (6). С. 67-73.
6. Борисова О. М. Методика разработки стратегии позиционирования крупного города // Вестник ОмГУ. 2012. №3 (65). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razrabotki-strategii-pozitsionirovaniya-krupnogo-goroda (дата обращения: 24.09.2016).
7. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики – М.: Финан-сы и статистика, 2002. – С. 24.
8. Демидова Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 2. С. 14-19.
9. Кривенко А. Н. Сущность и роль маркетингового потенциала территории в управлении территориальными образованиями // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. №3 (42). С. 318-320.
10. Разорвин И.В., Куликова Е.С., Усова Н.В. Стратегическое управление как инструмент выявления и формирования маркетингового потенциала социально-экономического развития крупного города // Вопросы управления. 2015. №3 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-kak-instrument-vyyavleniya-i-formirovaniya-marketingovogo-potentsiala-sotsialno-ekonomicheskogo (дата обращения: 24.09.2016).
11. Федулов Д. В. Территориальный маркетинг: предпосылки и особенности развития // Мир науки, культуры, образования. №4 (41). 2013 С. 351-353.

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы существуют в стратегическом планировании в сфере государственного и муниципального управления?

В стратегическом планировании в сфере государственного и муниципального управления существуют различные подходы. Одним из основных подходов является топ-даун подход, когда стратегические решения принимаются на самом верхнем уровне управления и передаются на исполнение нижестоящим уровням. Другим подходом является боттм-ап подход, который предполагает активное участие всех заинтересованных сторон в процессе принятия стратегических решений. Также существует и интегрированный подход, который сочетает элементы топ-дан и боттом-ап подходов.

Какие нормативно-правовые основы стратегического планирования существуют?

Существует несколько нормативно-правовых основ стратегического планирования. В Российской Федерации одной из основных является Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы и методы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Также существуют иные законодательные акты и нормативные документы, в которых регламентируется процесс стратегического планирования.

Что представляет собой город Екатеринбург в контексте стратегического планирования?

Город Екатеринбург является объектом стратегического планирования. Это значит, что в городе разрабатывается и реализуется стратегия его развития на долгосрочную перспективу. В стратегическом планировании города Екатеринбурга учитываются его особенности, потенциал, проблемы и приоритеты развития. Ключевые цели и направления развития города определяются на основе анализа текущего состояния и прогноза развития различных сфер жизни города.

Что такое стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления?

Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления - это процесс разработки долгосрочных целей и задач, определения приоритетов и разработки мероприятий для достижения этих целей. В рамках стратегического планирования определяются ключевые направления развития и ресурсы, необходимые для их реализации.

Какие методы используются в стратегическом планировании в сфере государственного и муниципального управления?

В стратегическом планировании в сфере государственного и муниципального управления используются различные методы, такие как SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), анализ внешней среды, сценарное планирование, анализ интересов заинтересованных сторон и другие. Эти методы помогают оценить текущую ситуацию, выявить проблемы и возможности, определить стратегические пути развития.

Какие нормативно-правовые основы имеет стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления?

Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления имеет нормативно-правовые основы, такие как Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", который регулирует процесс разработки и реализации стратегических документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, существуют и другие нормативные акты, регулирующие конкретные аспекты стратегического планирования в различных сферах и на разных уровнях управления.

Какие особенности имеет стратегическое планирование в муниципальном образовании г. Екатеринбург?

Стратегическое планирование в муниципальном образовании г. Екатеринбург имеет свои особенности. Во-первых, это связано с учетом специфики и потребностей конкретного города, его ресурсов, территориальных особенностей и проблем. Во-вторых, важным аспектом стратегического планирования в Екатеринбурге является вовлечение различных заинтересованных сторон, таких как представители бизнеса, общественности, академической среды и других. Это позволяет учесть разнообразные мнения и интересы при разработке стратегических документов.

Что такое стратегическое планирование и какое оно имеет значение в сфере государственного и муниципального управления?

Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления - это процесс разработки долгосрочных целей и стратегий развития для определенной территории или организации. Оно является важным инструментом для эффективного управления и достижения поставленных целей в соответствии с потребностями и ожиданиями населения.

Какие нормативно-правовые основы существуют для стратегического планирования?

Нормативно-правовые основы стратегического планирования включают в себя конституционные и законодательные акты, которые определяют порядок разработки и принятия стратегических планов развития. К таким актам относятся, например, законы о местном самоуправлении, о планировании и устройстве территории, о государственном и муниципальном заказе.

Какие особенности свойственны стратегическому планированию в муниципальном образовании города Екатеринбурга?

В муниципальном образовании города Екатеринбурга стратегическое планирование имеет свои особенности. Одна из них - это учет специфики города, его потенциала и проблем, таких как инфраструктура, экологическая ситуация, развитие социальной сферы. Важно также учитывать мнение и интересы населения при разработке стратегий развития.

Что представляют собой теоретические основы стратегического планирования развития муниципального образования?

Теоретические основы стратегического планирования развития муниципального образования - это совокупность методологических подходов и концепций, которые служат основой для разработки стратегий развития. В них рассматриваются такие аспекты, как анализ текущего состояния, определение приоритетных направлений развития, выбор стратегий достижения целей.