Документы как источник информации о личности. Идентификация личности по по черку
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Место документальных образцов в системе отражения свойств личности преступника. 4
2. Криминалистическое документоведение как отрасль криминалистической техники. 6
2.1. Особенности работы с документами в процессе изучения информации о личности. 7
2.2. Исследование письменной речи с целью получения информации о личности. 10
2.3. Электронные документы как источники информации о личности. 13
3. Идентификация исполнителя при криминалистическом исследовании письма. Характер личности по почерку. 17
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Таким образом, по нашему мнению, следователь должен разбираться как в структуре судебно-медицинских служб, так и в их внутренней деятельности. Однако, по мнению некоторых авторов, знания судебной медицины и системы судебно-медицинских организаций является недостаточным для лица, назначающего экспертизу. К примеру, Величко Н.Н. говорит о необходимости следователя присутствовать при производстве судебно-медицинской экспертизы трупа. Данное предложение можно объяснить следующими аргументами:- исследование образцов, полученных для сравнительного исследования в рамках судебно-медицинской экспертизы трупа, всегда представляет собой сложную и комплексную деятельность – изучение трупа, отделенных от него биологических объектов. Данные сложность и комплексность необходимо учитывать при назначении экспертизы, а такой учет возможен только в случае, если следователь четко представляет себе процесс проведения экспертизы. - в ходе сравнительного исследования предоставленных образцов следователю необходимо быть уверенным в достоверности их происхождения, особенно если речь идет об отделяемых от трупа образцах. Это также возможно достичь, только присутствуя при проведении экспертизы. Нам кажется такое предложение несколько затруднительным в плане исполнения. Безусловно, следователь должен понимать механизм осуществления судебно-медицинских экспертиз, должен знать, в какой форме необходимо предоставить образцы для сравнительного исследования, но присутствие при проведении каждой судебно-медицинской экспертизы является обременительным и крайне сложным для исполнения. Также нам кажется тезис о том, что присутствие следователя при проведении экспертизы является гарантией достоверности происхождения образцов, несколько утрированным. Деятельность судебно-медицинского эксперта является регулируемой законодательством, каждый эксперт подотчетен в своих действиях контролирующим органам и уполномоченным лицам, поэтому сомневаться в применении в процессе экспертизы образцов иного происхождения, по нашему мнению, не стоит.3.2. Особенности получения образцов у живых лиц.Процессуальные правоотношения, возникающие в ходе получения образцов для сравнительного исследования можно разделить на следующие виды: 1) процессуальные правоотношения, возникающие между следователем и специалистом, участвующим в процессе получения образцов для сравнительного исследования; 2) процессуальные правоотношения между следователем и подозреваемым (обвиняемым); 3) процессуальные правоотношения, возникающие между следователем и потерпевшим или свидетелем.В результате взаимодействия вышеперечисленных лиц возникают правоотношения, которые помимо законодательного регулирования подчиняются еще правилам этики. Результат сравнительного исследования зачастую зависит от того, насколько налажен контакт между этими группами лиц. К примеру, между следователем и специалистом в процессе получения и дальнейшего изучения образцов для сравнительного исследования, должны быть установлены доверительные отношения, отношения сотрудничества. Несмотря на то, что отношения между следователем и специалистом изначально построены на принципах субординации и императивности, предполагается и диспозитивность именно в сфере межличностных отношений.Отношения между следователем и подозреваемым (обвиняемым) также подчиняются, прежде всего, принципу императивности и субординации, однако, как показывает практика, при успешном применении знаний психологии и адекватного общения с подозреваемым (обвиняемым), шанс получить наиболее достоверные и полные образцы для сравнительного исследования значительно повышается.Аналогичные знания в психологии и в этике общения, в искусстве ведения переговоров пригодятся следователю в отношениях «следователь – потерпевший», «следователь – свидетель». В этой связи необходимо отличать освидетельствование от получения образцов для сравнительного исследования. Таблица 2. Отличие освидетельствования от получения образцов для сравнительного исследования ХарактеристикаОсвидетельствованиеПолучение образцов для сравнительного исследованияЦель Если необходимо обнаружить на теле человека какие-либо следы, подлежащие затем исследованию для определения их природы.Если необходимо получить объекты известного происхождения у конкретного лица.Направленность Направлено на собирание доказательств, отображающих свойства и признаки лицаНаправлено на проверку доказательств, отображающих эти же признаки и свойства лицаСущность Являются вещественными доказательствами и называются объектами исследуемого происхожденияЯвляются носителями свойств (признаков) материальных объектов или их совокупности и объектами известного происхожденияОбъект Тело человекаВ любом случае, любое лицо, участвующее в процессе расследования по конкретному уголовному делу, обладает совокупностью прав – правом на неприкосновенность, право на уважение чести и достоинства и т.д. Соблюдение данных принципов является безусловным и обязательным, что и является необходимым условием получения образцов для сравнительного исследования у живых лиц.ЗаключениеОрганизация и тактика получения образцов для сравнительного исследования отражено в законодательстве Российской Федерации. Существует также достаточно много научных работ, посвященных данной теме. Следует отметить, что до сих пор есть достаточно много дискуссионных вопросов, на которые нет однозначного ответа, и все они посвящены вопросам организации и тактики получения образцов для сравнительного исследования. В результате изучения данной темы нами были сделаны следующие выводы:1) В идеале для проведения сравнительного исследования необходимо иметь как свободные, так и экспериментальные образцы. Наличие обоих видов образцов поможет всесторонне изучить необходимые вопросы и сделать необходимые выводы.2) Образцы, получаемые для сравнительного исследования, не являются вещественными доказательствами. Это объясняется тем, что такие образцы не связаны с событием преступления, а основной их функцией является установление взаимосвязи между предметами, являющимися вещественными доказательствами по делу (или которые могут ими быть) с событием преступления.3) Основными критериями, по которым происходит классификация объектов для сравнительного исследования, являются: - роль лица, у которого отбираются образцы для сравнительного исследования; - субъект, который отбирает образцы;- целевое назначение данных образцов.4) Любое лицо, участвующее в процессе расследования по конкретному уголовному делу, обладает совокупностью прав – правом на неприкосновенность, право на уважение чести и достоинства и т.д. Соблюдение данных принципов является безусловным и обязательным, что и является необходимым условием получения образцов для сравнительного исследования у живых лиц.Список используемой литературыЗаконодательные актыУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Монографии и научные статьиАверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Р. С. Белкина. М.:Издательство НОРМА, 2011 г.- 990 с.Брагер Д.К. Принудительное проведение освидетельствования и получение образцов для сравнительного исследования: отдельные проблемы // Вестник Томского государственного университета, 2013, № 377Величко Н.Н. Основы судебной медицины и судебной психиатрии. Учебник. – М.: 325c.. 2000 г. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М.: Проспект, 2011. — 216 сКалинин В.Р., Шурухнов В. А., Гаазе К. Э. Получение образцов для сравнительного исследования. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты. – М.: Щит-М, 2010. – 192с.Крюков В.Н. Учебник «Судебная медицина». – М.: Юристъ, 2010. — 561 с.Кудрявцева Ю. А. Получение образцов для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве России (процессуальная природа, порядок, доказательственное значение) : автореферат дисс., Челябинск,2013. -26 с.Кудрявцева Ю.А. (в соавторстве) Образцы для сравнительного исследования как разновидность вещественных доказательств. // Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях» (2-3 ноября 2012 года). Выпуск 9. Тюмень. 2012. С. 319-322. - 0,4п.л.Кушпель Е.В. Шувалов Д.Н. Тактические особенности получения образцов для сравнительного исследования при подготовке к назначению экспертизы ДНК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник. М,: Издательство Издательский дом "Дашков и К". - 2009 г. - 608Филиппов А.Г. Криминалистика, учебник для вузов. М.: 2007. — 441 с.Чашин А.Н. Получение образцов для сравнительного исследования и экспертиза в уголовном процессе // Советник юриста, 2011, №6 Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010. — 781 с.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.07.2016)
Монографии и научные статьи
Агафонов В.В., Бурнашев Н.А., Газизов В.А. и др. Криминалистика: учебник - М: Высшее образование, 2007 - 441 с - (Основы наук)
Ахмедшин Р. Л. Криминалистическая характеристика личности преступника: природа и содержание // Вестник Томского государственного университета, выпуск № 283, 2004 г, с. 55-62
Батов В.И. Идентификация личности по речи /Экспериментальное судебно-психологическое исследование на материале письменной речи/. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М., 1974.
Бобров, А. И. Язык почерка. Как понять себя и других/ М.: ЗАО«ЦентрПолиграф, 2006. 191 с. (Популярная психология).
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
Вул С.М., Довженко О.В. Диагностическая экспертиза письменной речи: установление факта выполнения текста под диктовку или путем переписывания. Материалы научной конференции. – М., 2002.
Гонгало С.И. Классификация электронных документов как объектов судебной технико-криминалистической экспертизы документов // Вестник Томского государственного университета, выпуск № 367, 2013
Дороти, C. Тайны почерка: Пер. с англ. /М..: «РИ-ПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. 160 с.
Зуев-Инсаров, Д. М. Почерк и личность / М.: Изд-во «СТ», 1993. 111 с.
Кравченко В.И. Графология: характер по почерку / Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2006
Кукарникова Т.Э. Электронный документ в уголовном процессе и криминалистике. – Воронеж, 2005
Моргенштерн, И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку / СПб.: Питер, 1994. 350 с.
Россинская Е.Р., Усов А.И. Судебная компьютерно-техническая экспертиза. – М., 2001
Вопрос-ответ:
Какую информацию можно получить о личности преступника на основании документов?
Из документов можно получить информацию о месте рождения, возрасте, семейном положении, образовании, профессии, адресе проживания и других персональных данных преступника.
Какую роль играет криминалистическое документоведение в выявлении преступников?
Криминалистическое документоведение является важной отраслью криминалистической техники, которая позволяет идентифицировать личность преступника на основе документов и проводить анализ исследованных документов в целях расследования преступлений.
Как проводится работа с документами в процессе изучения информации о личности?
Работа с документами включает сбор, систематизацию, анализ и интерпретацию информации, содержащейся в них. Криминалисты изучают подлинность документов, проводят сравнительно-экспертное исследование графических и текстовых документов.
Каким образом можно исследовать письменную речь с целью получения информации о личности?
Исследование письменной речи включает анализ стилистических особенностей, почерка, подписи, используемых слов и фраз, а также графических элементов. Это позволяет выявить индивидуальные особенности автора и получить информацию о его характере, образовании и других личностных свойствах.
В чем особенности идентификации личности на основе электронных документов?
Идентификация личности на основе электронных документов требует специальных знаний и навыков. Электронные документы могут содержать информацию о владельце устройства, IP-адресе, аккаунтах в социальных сетях и других онлайн-службах. Также возможно проведение лингвистической экспертизы текстовых сообщений и анализ метаданных.
Какие документы могут использоваться для идентификации личности?
Для идентификации личности могут использоваться различные документы, такие как паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о рождении и другие официальные документы, содержащие информацию о физических характеристиках и личных данных человека.
Какую роль играют документы в системе отражения свойств личности преступника?
Документы являются важным источником информации о личности преступника. Они могут содержать уникальные данные, такие как отпечатки пальцев, фотографии, подписи и другие характеристики, которые могут быть использованы для идентификации и расследования преступлений.
Какие особенности работы с документами при изучении информации о личности?
При работе с документами при изучении информации о личности необходимо быть внимательным и точным. Важно проверять достоверность и подлинность документов, а также анализировать содержащуюся в них информацию, чтобы не допустить ошибок или неправильных выводов. Кроме того, необходимо соблюдать законодательство и правила обработки данных, чтобы обеспечить конфиденциальность и защиту личной информации.