Церковь и советское государство в 1918 – 1941гг.: принципы взаимоотношений.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 19.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Русская Православная Церковь и революция: гонения, репрессии и отношения с новой властью 5
1.1.Поместный Собор и деятельность патриарха Тихона 5
1.2.Первые конфликты РПЦ с большевистской властью: идеологическое наступление на Русскую Православную Церковь в 20-е годы 7
Глава 2.Деятельность РПЦ в годы гражданской войны и во второй половине 20-х годов, в 30-х годах 9
2.1.Кампании государства против Русской Православной Церкви 10
2.2.Начало обновленческого движения 15
Заключение 19
Список литературы 21
Чтобы достичь поставленной цели, эти иерархи выбрали тактику борьбы против патриарха. Обновленцы остро критиковали все действия патриарха Тихона. Они обвиняли его в том, что он имеет промонархические пристрастия, контрреволюционные настроения, саботирует решения правительства, призывает верующих к неподчинению постановлениям и распоряжениям советской власти, использует религию в достижении сугубо политических целей. Группа эта, несмотря на малое количество участников на первом этапе, в конце марта 1922 года стала широко известной по всей России. Участники данной группы давали интервью, получили неограниченную возможность для выступления как в печати, так и в разных аудиториях. Своими интригами обновленцы способствовали аресту Патриарха в мае 1922 года.Прочный союз обновленцев с Советской властью сохранялся до 1924 года. За этот период пострадало немало православных священнослужителей, а формула обвинения гласила: »3а сокрытие церковных ценностей, контрреволюционную деятельность и гонения сторонников «живой церкви».Советская власть продолжала уничтожение культурных ценностей, в том числе и почитаемых религиозных памятников.После смерти Патриарха Тихона (7. 04. 1925 г.) правительство не допустило выборов нового Патриарха. В 1923 году патриарх Тихон признал законность советской власти, но это не предотвратило новые репрессии, и большевики развернули новую антирелигиозную кампанию. В 1925 году был создан «Союз безбожников», которым руководил Е.М. Ярославский. После кончины патриарха Тихона в апреле 1925 года советская власть в течение 18 лет не давала разрешения на избрание нового патриарха.В 30-е годы 20 века советская власть продолжила целенаправленно громить все религиозные организации в СССР. Многие православные монастыри, соборы и церкви, а также здания других религиозных конфессий были закрыты или разрушены. Практически полностью было истреблено легальное духовенство. В течение 30-х годов почти все руководящие архиереи Русской Православной Церкви оказались в тюрьмах и лагерях. Советская власть и в 30-е годы продолжала уничтожение культурных ценностей, в том числе и почитаемых религиозных памятников. В это непростое время церковь прилагала все возможные в той ситуации усилия для ограждения себя от уничижительной политики государства и продолжения своей деятельности. В феврале 1929 г. ЦК ВКП (б) направило в областные и окружные комитеты письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». В соответствии с ним духовенство, активные рядовые верующие, органы церковного управления и религиозные организации причислялись в разряд противников социализма.11 февраля 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Правительствам республик, в соответствии с данным постановлением было предложено «немедленно поручить органам, производящим регистрацию религиозных объединений, пересмотреть состав руководящих органов этих объединений в целях исключения из них (в порядке ст. ст. 7, 14 Закона РСФСР о религиозных объединениях от 8 апр. 1929 г., аналогичных статей законов других республик) кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц. Не допускать впредь проникновения в эти органы указанных лиц, систематически отказывая в регистрации ими религиозных объединений при наличии упомянутых выше условий». Это явилось одним из катализаторов начала массовой ликвидации религиозных объединений, закрытия церквей.Несколько ослабло давление на религиозные организации после появления статьи И. Сталина «Головокружение от успехов», но отступление от твердой политики партии оказалось кратковременным и уже с середины 1931 г. религиозная политика стала вновь ужесточаться.К концу 1934 г. гонения на религиозные организации достигли своего пика, и затем, начинают постепенно ослабевать. Однако, данная пауза была достаточно непродолжительной.30 июля 1937 г. был издан приказ Наркома внутренних дел Н. И. Ежова № 00447 которым определялся порядок, сроки и масштабы репрессий «антисоветских элементов». В перечень «контингентов», подлежавших репрессиям, вошли и «сектантские активисты, церковники». К началу Великой Отечественной войны отношения между государством и религиозными организациями в СССР были далеки от стабильных и дружественных. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Сразу после падения самодержавия и прихода к власти большевиков начались гонения и репрессии против Православной Церкви. В частности, были проведены крупные антирелигиозные кампании, а именно, речь идет о закрытии первых монастырей и храмов в период с ноября 1917 года по 1919 год, лишении Церкви права юридического лица, частичной реквизиции церковного имущества. В 1918 – 1920 годы духовенство утратило свои юридические права. С конца 1920 года большевики начали заниматься деятельностью по расколу Церкви. С 1922 года было положено начало разграбления церквей и монастырей, массовых расстрелов священнослужителей. Для советской власти Православная церковь всегда выступала в качестве идеологического противника, оппозиционера, опасного врага для построения и укрепления позиций советской власти. Советская власть сразу же приняла законодательные акты, направленные против Церкви, в частности, речь идет о Декрете о свободе совести и последующих постановлениях, имеющих антицерковную направленность. Церковь полностью потеряла все инструменты влияния на воспитание общества. Советская политика привела к катастрофической ситуации во всех церковных институтах, Церковь оказалась на грани уничтожения. Патриарх Тихон предпринимал попытки наладить конструктивный диалог с советской властью, тем не менее, его попытки не привели к желаемому результату. Дело в том, что советское правительство вообще не представляло возможности мирного сосуществования советского государства и Православной Церкви. Советская власть опасалась усиления влияния Церкви на общество, что могло бы помешать укреплению позиций советского правительства.Период гражданской войны – переломный в отношениях между государством и Церковью. К 1919 году стало очевидно, что советская власть укрепилась. В годы гражданской войны начинается обновленческий раскол в Церкви, поощряемый советской властью.Даже после окончания гражданской войны отношения между государством и Церковью не улучшились. В 1922-1923 гг. начинается новая волна наступлений на Православную Церковь со стороны советской власти. В результате проведения кампании патриарха Тихона отстраняют от власти, Церковь возглавила группа священнослужителей, проявивших лояльность по отношению к новой власти. В 30-е годы давление советской власти на церковь еще более усиливается. Список литературыАкты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917 – 1943. Составитель М. Губонин. - М., 1994.Бычков С.С. Большевики против Русской церкви. – М., 2006. http://imwerden.de/pdf/bychkov_bolsheviki_protiv_tserkvi_1917-1941_2006.pdfВасильева О.Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917- 1927 годах //Вопросы истории. 1993. - № 8. - С.40-54.Верт Н. История советского государства. http://royallib.com/book/vert_nikolya/istoriya_sovetskogo_gosudarstva_1900_1991.htmlЖелнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к Русской православной церкви в 1920-1930 е гг. Автореф. канд. ист. наук. М., 1995. www.dissercat.com/.../pravovoi-status-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-sovetskom-gosudarstve-1917-1943-gg.Кашеваров А. Н. Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917-1929 гг.: Дисс... д-ра ист. наук — СПб., 1998.Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М., 1995.Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1.Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. - 632 с.Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html#bibliografijaРусская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 (документы и фотоматериалы). - М., 1996.Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг.: Былое, 1924. - 196 с.Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Курск, 2000. - 150 с.Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
1. Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917 – 1943. Составитель М. Губонин. - М., 1994.
2. Бычков С.С. Большевики против Русской церкви. – М., 2006. http://imwerden.de/pdf/bychkov_bolsheviki_protiv_tserkvi_1917-1941_2006.pdf
3. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и советская власть в 1917- 1927 годах //Вопросы истории. 1993. - № 8. - С.40-54.
4. Верт Н. История советского государства. http://royallib.com/book/vert_nikolya/istoriya_sovetskogo_gosudarstva_1900_1991.html
5. Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к Русской православной церкви в 1920-1930 е гг. Автореф. канд. ист. наук. М., 1995. www.dissercat.com/.../pravovoi-status-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-sovetskom-gosudarstve-1917-1943-gg.
6. Кашеваров А. Н. Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917-1929 гг.: Дисс... д-ра ист. наук — СПб., 1998.
7. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М., 1995.
8. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1.
9. Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. - 632 с.
10. Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html#bibliografija
11. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941 (документы и фотоматериалы). - М., 1996.
12. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг.: Былое, 1924. - 196 с.
13. Тюрина Л.В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917 - 2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. - Курск, 2000. - 150 с.
14. Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
Вопрос-ответ:
Какие принципы взаимоотношений между Церковью и советским государством существовали с 1918 по 1941 годы?
Взаимоотношения между Русской Православной Церковью и советским государством в период с 1918 по 1941 годы характеризовались принципом разделения церкви и государства. Советское государство отрицало религиозные верования и проводило активную атеистическую политику, в результате чего Церковь была подвергнута гонениям, репрессиям и сильному давлению. Одновременно, Церковь старалась сохранить свою автономию и независимость, хотя советская власть пыталась контролировать ее деятельность.
Какую роль играл Поместный Собор и патриарх Тихон в отношениях Русской Православной Церкви с новой властью?
Поместный Собор, состоявшийся в 1917-1918 годах, выполнил важную роль в организации жизни Церкви в новых условиях. Он избрал патриархом Тихона, который стал главой Церкви и проводил активную деятельность по укреплению единства и автономии Церкви, а также взаимодействия с советской властью. Однако, в результате конфликтов с большевистской властью и идеологического наступления на Русскую Православную Церковь в 1920-е годы, эти отношения оказались непростыми и напряженными.
Какая деятельность Русской Православной Церкви была в годы гражданской войны и во второй половине 1920-х - 1930-х годов?
В годы гражданской войны и во второй половине 1920-х - 1930-х годов Русская Православная Церковь активно участвовала в организации благотворительной и социальной работы, а также восстановлении своей структуры после репрессий советской власти. Однако, кампании государства против Церкви были направлены на ее ослабление и контроль. В то же время, Церковь старалась сохранить свое существование, служить прихожанам и поддерживать свои традиции и верования.
Какие были принципы взаимоотношений между Церковью и советским государством в 1918-1941 гг?
Взаимоотношения между Церковью и советским государством в этот период были основаны на конфликте и противостоянии. Советское государство, руководимое большевиками, проводило гонения на Церковь и реализовывало репрессии в отношении церковных деятелей. Отношения с новой властью были напряженными и сложными.
Какие события происходили на поместном соборе и в деятельности патриарха Тихона в 1918-1925 гг?
На поместном соборе в 1918 году была принята Декларация о разделении Церкви и государства. Патриарх Тихон активно выступал против революции и большевиков, однако после поместного собора был арестован и подвергся преследованиям. В 1925 году он был освобожден и возобновил свою деятельность.
Какие конфликты возникли между РПЦ и большевистской властью в 1920-е годы?
В 1920-е годы РПЦ столкнулась с идеологическим наступлением со стороны большевистской власти. Церковь подвергалась гонениям, закрывались храмы, преследовались священнослужители. В результате конфликта была проведена кампания по отделению Церкви от школы и введению атеистического образования.
Какая была деятельность РПЦ в годы гражданской войны и во второй половине 20-х годов?
В годы гражданской войны и во второй половине 20-х годов РПЦ активно участвовала в восстановлении после разрушений. Церковь оказывала помощь беженцам, создавала благотворительные организации, пропагандировала патриотические и религиозные идеи. Однако на фоне роста атеизма и гонений на Церковь, ее деятельность была ограничена и подвергалась преследованиям.
Какие принципы взаимоотношений между Церковью и советским государством существовали с 1918 по 1941 год?
Существовали принципы гонений, репрессий и отношений с новой властью. Русская Православная Церковь сталкивалась с гонениями со стороны большевистской власти, была подвергнута репрессиям, и между ней и новым государством сложились напряженные отношения.
Какие меры были приняты Русской Православной Церковью для защиты своих интересов в период 1918-1941 гг?
Для защиты своих интересов в этот период РПЦ провела Поместный Собор, на котором были приняты решения о сохранении автономии и самостоятельности Церкви. Также патриарх Тихон активно выступал в защиту Церкви и осуждал преследования со стороны советского правительства.
Как развивались отношения между Русской Православной Церковью и советским государством в 20-е годы XX века?
В 20-е годы XX века РПЦ столкнулась с идеологическим наступлением со стороны большевистской власти. Советское правительство проводило кампании против Церкви, закрывало храмы, преследовало и хулило священников и верующих. Идеология атеизма и коммунизма стала основой политики власти, и Церковь становилась объектом гонений и репрессий.