Опера Массне
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 08.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
История оперы 5
Библейский замысел в творчестве Массне 6
Принципы библейского историзма 13
Западноевропейские традиции и опера «Иродиада» 17
Музыкально-драматургические особенности оперы 21
Заключение 27
Список литературы 29
Для понимания музыкально-драматургической концепции «Иродиады» необходимо обратиться к внутреннему развитию ее основных образов, вне которого невозможно говорить о сквозном развитии. На наш взгляд, уникальное сочетание библейской значительности и личностной психологической обнаженности каждого персонажа в полной мере отражает специфику и противоречивость музыкальной драматургии оперы в целом.Библейская значимость проявляется в том, что все герои оперы – это властители, подчиняющие себе либо народ, человеческую душу. При этом лирико-психологический ракурс всегда превалирует над бмблейско-символическим.Так, Царь Ирод, при всей сложности и зловещей ауре этого персонажа, предстает то как мыслитель, озабоченный судьбой страны и народа, то как как страстный влюбленный, готовый забыть о своей государственной миссии.Б. Левик пишет о размышлениях Ирода о судьбах Римской Империи как о меланхолично-драматичной музыке, а подлинная жесткость и даже жестокость звучит в разговорах с нелюбимой женой. И совершенно удивительны для этого персонажа лирические, деликатные интонации при общении с Саломеей.Необыкновенной противоречивостью отмечен образ Иродиады, жестокой и уверенной властительницы, с одной стороны, и любящей, мучающейся женщины – с другой. Этим и обусловлено сочетание в ее партии мощных грозных интонаций с мелодизированными речитативами, наполненными болью, страданием, отчаянием, в совокупности порождающими аффективное состояние Иродиады.Центральным и совершенно лирическим, романтическим, цельным персонажем является Саломея: трепетная, нежная, пылкая, страстная, способная на сильные чувства и живые эмоции. Спектр ее внутренних состояний и внешних поступков заключается в сфере любовных чувств и страстей – от любви, дружбы, преданности до ненависти, агрессии, мщения.Пророк Иоанн, пожалуй, самый загадочный и таинственный образ оперы, его гипнотическая сила воздействия распространяется не только на юную Саломею, вызывая страстную влюбленность, но и на целый народ, завораживая иудеев своими предсказаниями. Но и его музыкальная партия находится в русле общего драматургического решения, сочетая меланхоличность и экспрессивность, отрешенность от инстинктов и глубокую внутреннюю теплоту.Единство драматургии оперы обеспечивается, пожалуй, самым типичным средством музыкального романтизма – лейтмотивной системой.Примерная схема лейтмотивной системы «Иродиады» приведена ниже.Схема 1. Лейтмотивная система оперы «Иродиада»Лейтмотив танца Саломеигамма тон-полутон и варианты ее гармонизации:1уменьшенный (малый уменьшенный) вводный септаккорд2движение тональностей по малым терциям3увеличенное трезвучие4секвенция натритонЛейтмотив танца MVII7, УВ53, УМ53Лейтмотив других девТональностипо м3Лейтмотив ИродиадыУВ53Лейтмотив Иродасеквенция на тритонЛейтмотив СаломеиMVII7ЛейтмотивПросьбы Саломеитональностипо м3Лейтмотив любви I – VImollЛейтмотив внесения головыИоаннасеквенция на тритонЛейтмотив реакции ИродаУМVII7Лейтмотив востокаI - VIнmollЛейтмотив ИоаннаПредставленные лейтмотивы интонационно связаны, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, причем данная интонационная связь обусловлена идеей произведения, драматургическими закономерностями целого. Именно через лейтмотивную драматургию (драматургию интонаций) раскрывается основной конфликт оперы, сквозное развитие образов.Кроме интонационной общности лейтмотивов в опере «Иродиада» происходит сближение тем, не всегда имеющих непосредственную смысловую связь. Так лейтмотив моря (точнее, это лейтфактура), выполняющий в опере роль вступления, в процессе перегармонизации (I –VIнmoll) оказывается сходным с темой любви и темой коварства, близость которых заключается в общей стихийной природе; а один из вариантов гармонизации лейтмотива любвисближает эту тему с лейтмотивом вражды, отражая глубинное единство света и мрака. Подобным драматургическим единством лейтмотивов преодолевается некоторая мозаичность музыкального материала оперы.Основная тональность произведения - F- dur, но тональный план в «Иродиаде» достаточно подвижен и основная тональность постоянно сменяется отклонениями и модуляциями. Все тональные отклонения, принадлежат к первой степени родства по отношению к главной тональности – F. Развернутый ладотональный план произведения выглядит следующим образом:F - a - F - a - C - d - g - F - d - a - d - a - d - a - c - C - F - a - F - B - a - C - d - g - F.На наш взгляд, сочетание в тематической канве «Иродиады» значительного библейского сюжета и его лирико-романтической интерпретации Массне, позволяет говорить о наличии в драматургическом решении прежней традиции французской «большой» оперы и современной композитору opéralirique. Первая связана с наличием помпезных, «громких» оркестровых эпизодов, связанных, главным образом, с массовыми сценами (римская армия, площадь в Иерусалиме и др.) и, несмотря на высокую динамику звучания, тормозящих сценическое действие, вторая – с непрерывным лирико-психологическим движением переживаний и отношений героев.Музыкально-драматургические особенности оперы Ж. Массне «Иродиада», на всем ее протяжении сохраняя религиозно-историческую концепцию, позволяют говорить о принадлежности к романтической и постромантической концепции. Об этом свидетельствуети драматургическое построение сцен, включающих библейские мотивы, интерпретированные сквозь призму личных переживаний героев, и транслирование общечеловеческих проблем выбора между светом и тьмой, долгом и любовью и др. на личностный, психологический уровень, приближающий библейский пафос к душевным переживаниями каждого человека. Библейский историзм, трактованный сквозь призму лирико-психологической романтической оперной драматургии может расцениваться как характерная черта оперы Ж. Массне «Иродиада».ЗаключениеИродиада и библейские сюжетные коллизии, связанные с этим образом, являются одними из самых востребованных в европейской художественной культуре. Однако, ярчайшими интерпретациями данной библейской тематики являются произведения музыкального романтизма и постромантизма. К таким произведениям относится и опера Ж. Массне «Иродиада», примечательная, прежде всего, особым авторским взглядом на библейских персонажей – не с философско-символической, а с человеческой точки зрения, что заставило композитора несколько исказить литературный первоисточник Г. Флобера.Главным аргументом, оправдывающим все происходящие события (даже самые страшные и трагические), в опере становится любовь, она позволяет иначе расставить художественные акценты и выбрать музыкально-драматургические решения. Властная и жесткая Иродиада предстает в опере Массне любящей и страдающей женщиной, развратная и жестокая Саломея – нежной возлюбленной, кровавый царь Ирод – правителем своего народа, способным на искреннюю любовь.Критические мнения об «Иродиаде» Массне всегда были противоречивыми. На наш взгляд, следует ориентироваться на изначальное стремление композитора «воспеть одновременно и религиозность и чувственность» (относящееся ко времени знакомства с П. Мелье), которое нашло преломление в интерпретации библейского исторического сюжета в лирико-романтической оперной концепции. А также на мнение А. Жюльена, который, несмотря на откровенную критичность, писал о способности Массне «выделять позитивную человеческую сторону в фигурах из священных книг».Музыкальная драматургия «Иродиады» Ж. Массне по большинству признаков принадлежит к третьему типу французской лирической оперы, основу которого составляет конфликт высшего уровня – в данном случае библейского, лирическая сфера максимально расширена, любовные линии являются выражением более общих проблем – нравственных, социальных, гражданских, исторических, что обусловлено высочайшей символичностью библейских персонажей Иродиады, Саломеи, Ирода, Иоанна-Крестителя. Но специфика драматургического решения французской лирической оперы на библейскую тему состоит в том, что доминирующий любовный лирико-психологический сюжет «встроен» в общий событийный план в качестве смыслового и драматургического стержня. В результате сольные и ансамблевые лирические номера подчиняют себе жанровые сцены, в том числе и хоровые, обнажая не только внутренние конфликты, но и конфликтность внутренних стремлений и внешних роковых событий. Соответствие драматургии «Иродиады» романтической оперной концепции раскрывается, в том числе, и в лейтмотивной системе, в большей степени связанной не с внешней символичностью, а с внутренним ассоциативным подтекстом.Список литературыАверинцев С. Древние цивилизации / С. Аверинцев. – М., 2013. – 479 с. Аверинцев С. Иоанн Креститель / С. Аверинцев // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. – Т 1. – М., 2015. – С.551-553. Азарова В. В. Античность во французской опере 1890-1900-х годов: Автореф. дисс… докт. искусствовед. – 17.00.02. – СПб., 2006. – 41с.Бенуа, П. Кенигсмарк. Призрак парижской Большой оперы / П. Бенуа, Г. Леру. – М.: Bridge-Logos, 1993. – 416 c.Верфель, Ф. Верди: Роман оперы / Ф. Верфель. – М.: Музыка, 1991. – 319 c.Гобби, Т. Мир итальянской оперы / Т.Гобби. – М.: Радуга, 1989. – 320 c.Калошина Г. Е. Традиции мистерии в творчестве французских композиторов XX века / Г. Е. Калошина // Французская музыка сегодня. – Ростов-на-Дону : РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. – С.207-230.Кенигсберг А. К. Трактовка библейских сюжетов в итальянской и французской опере XIX века / А. К. Кенигсберг // Библейские образы в музыке / ред.-сост. Т. А. Хопрова. – СПб.: СПГК, 2004.Краузе Э. Рихард Штраус / Э. Краузе. – М., 2010. – 610 с. Кремлев, Ю.А. Жюль Массне / Ю.А. Кремлев. – М. : Советский композитор, 1969. – 248 с.Кюналь, А. Специфика оперного либретто как текста: на примере опер на библейские сюжеты (Россия, вторая половина XIX века) : Автореф. дисс… докт. философии / А. Кюналь. – Таллинн, 2012. – 234 с.Левик Б. Методические материалы к теме «Некоторые проблемы зарубежной оперы ХХ века» / Б. Левик. – Вып. 26. «Саломея» Рихарда Штрауса. – М., 2015. – 18 с.Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. В 2-х тт. / Т. Ливанова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1983. – Т.2.Менар, Р. Мифология в древнем и современном искусстве / Р. Менар. – Минск; Москва : Харвест-Аст, 2000. – 799 с.Михайлова О. С. Библейское повествование в итальянской опере первой половины XIX века («Моисей» Дж. Россини, «Навуходоносор» Дж. Верди): Автоеф. дисс… канд. искусствовед. – 17.00.02. – Ростов-на-Дону, 2014. – 23с.Мовчан В. А. Французская лирическая опера в динамике жанровой традиции: Автореф. дисс… канд. искусствовед. – Харьков, 2016. – 23с.Мудрецкая Л. Г. Жанрово-стилевой поиск в оперном творчестве Жюля Массне (на примере оперы «Манон» и «Вертер»): Автореф. дисс…. канд. искусствовед. – 17.00.03. – Одесса, 2004. – 24с.Пуленк Ф. Я и мои друзья / Ф. Пуленк. 0 Л. : ФрансисПуленк. Я и мои друзья. — Ленинград : Музыка (Ленинградское отделение), 1977. – 53 сРассел Дж. Список важнейших опер / Дж. Рассел. – VSD, 2012. – 302с.Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринт, изд. Н. Глаголева / Э. Ренан. – СПб. : Терра-Тегга, 1991. – 349 с.Ревалд, Дж. Постимпрессионизм / Дж. Ревалд. – М. : Республика, 1996. – 462 с.Филенко, Г. Т. Французская музыка первой половины XX века : Очерки / Г. Т. Филенко. – Л. : Музыка, 1983. – 231 с.Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. и вступит, ст. А. Майкапара / Дж. Холл. – М. : Крон-Пресс, 1996. – 656 с.Mesa F. Opera: an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 // Jefferson:McFarland & Company
2. Аверинцев С. Древние цивилизации. М. 2013. – 479 с.
3. Аверинцев С. Иоанн Креститель // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т 1.2015 С.551-553.
4. Бенуа, П. Кенигсмарк. Призрак парижской Большой оперы / П. Бенуа, Г. Леру. - М.: Bridge-Logos, 1993. - 416 c.
5. Большой театр СССР. История. Опера. Балет / ред. С.А. Лушин. - М.: Планета, 1986. - 248 c.
6. Верфель, Ф. Верди: Роман оперы / Ф. Верфель. - М.: Музыка, 1991. - 319 c.
7. Гобби, Тито Мир итальянской оперы / Тито Гобби. - М.: Радуга, 1989. - 320 c.
8. Женщины и развитие. Реальность и перспективы. Оценка осуществления конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, пекинской платформы действий и целей развития тысячелетия ООН. Стенограмма семинара. - М.: Вариант, 2006. - 128 c.
9. Краузе Э. Рихард Штраус. М., 2010. – 610 с.
10. Крунтяева, Т. С. Итальянская комическая опера XVIII века / Т.С. Крунтяева. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1981. - 168 c.
11. Левик Б. Методические материалы к теме «Некоторые проблемы зарубежной оперы ХХ века». Вып. 26, «Саломея» Рихарда Штрауса. – М., 2015. – 18 с
12. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979
13. Могилевская, Лия За кулисами оперы. Записки концертмейстера (+ DVD) / Лия Могилевская. - М.: Музыка, 2010. - 288 c.
14. Рассел Джесси Список важнейших опер. VSD, 2012. – 302с.
15. Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953.
16. Mesa F. Opera: an encyclopedia of world premieres and significant performances, singers, composers, librettists, arias and conductors, 1597-2000 — Jefferson:McFarland & Company
Вопрос-ответ:
Какова история оперы «Иродиада»?
Опера «Иродиада» была написана французским композитором Жюлем Массне и впервые поставлена в 1881 году. Она основана на библейском сюжете о смерти Святого Иоанна Крестителя. Эта опера является одной из самых известных и успешных работ Массне.
Какое место занимает библейский замысел в творчестве Массне?
Библейский замысел имеет особое место в творчестве Массне. Он часто использовал библейские сюжеты в своих оперных произведениях, и опера «Иродиада» не является исключением. Библейская тема придает его музыке глубину и значимость.
В чем заключаются принципы библейского историзма в опере Массне?
Принципы библейского историзма в опере Массне проявляются в том, что он стремится передать историческую достоверность библейского сюжета и воссоздать атмосферу той эпохи. Он изучал библейские тексты, археологические и исторические исследования, чтобы сделать свою опера максимально близкой к исторической реальности.
Какие западноевропейские традиции присутствуют в опере «Иродиада»?
В опере «Иродиада» можно найти элементы западноевропейских оперных традиций, таких как грандиозные хоры, красочные оркестровые украшения и изысканные вокальные партии. Опера также содержит элементы французского оперного стиля, в том числе плавные мелодии и экспрессивные речитативы.
Какие музыкально-драматургические особенности присутствуют в опере «Иродиада»?
В опере «Иродиада» можно отметить музыкально-драматургические особенности, такие как лирические арии, драматические дуэты и эпические хоры. Массне умело сочетает музыкальные формы и стили, чтобы передать эмоции персонажей и подчеркнуть драматическое развитие сюжета.
Какая история оперы Оглавление 3 История оперы?
История оперы "Оглавление 3" рассказывает о создании и развитии оперного жанра в течение многих лет. Она охватывает различные эпохи и стили, а также исторические события, которые повлияли на развитие оперы.
Какой библейский замысел присутствует в творчестве Массне?
В творчестве Массне часто присутствует библейский замысел, и он играет важную роль в его опере "Оглавление 3". В опере рассказывается история Оглавления 3, в которой события и персонажи взяты из Библии.
Какие принципы библейского историзма использовались в опере Массне?
В опере Массне используются принципы библейского историзма, которые позволяют передать атмосферу времени и дух эпохи, в которой происходят события. Это достигается через реалистичное изображение персонажей и их поведения, а также использование аутентичных деталей и декораций.
Какие западноевропейские традиции прослеживаются в опере Иродиада?
В опере Иродиада прослеживается влияние западноевропейских традиций оперного жанра. Это проявляется в использовании формальных структур и жанров оперы, таких как арии, дуэты, ансамбли и финалы, а также в использовании оркестровой музыки для передачи эмоций, настроения и драматического развития сюжета.
Какие музыкально-драматургические особенности присутствуют в опере Иродиада?
В опере Иродиада присутствуют различные музыкально-драматургические особенности, которые способствуют передаче эмоций, настроения и действия в сюжете. Это включает в себя использование разных музыкальных жанров и стилей, таких как романсы, марши, хоры и фуги, а также разнообразные техники композиции и оркестровки.
Какая история рассказывается в опере Массне "Иродиада"?
Опера "Иродиада" Массне основана на библейской истории о Саломее, дочери Ирода, которая выступила танцовщицей и потребовала от Ирода голову Иоанна Крестителя.