Социальная адаптация первоклассника к условиям образовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 66 66 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 18.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассника к условиям образовательной организации 6
1.1 Социальная адаптация обучающихся к условиям образовательной организации как социально - педагогическая проблема 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика первоклассника 13
1.3 Направления социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социальной адаптации к условиям образовательной организации 30
2.1.Выявление уровня социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации МАУО СОШ 56 г. Артёмовского 30
2.2 Программа по адаптации первоклассника к условиям образовательной организации и её реализация 43
Заключение 49
Литература 52
Фрагмент для ознакомления

Рисунок соответствует теме, но преобладает игровая мотивация. Настя Р.Рисунок соответствует тематике. Изображен урок физкультуры, где дети играют. Прослеживаются черты игровой мотивации..Катя А.Изображена учебная ситуация. Учитель, который ведет урок и класс. Рисунок свидетельствует о сформированности учебной мотивации. Лиза Д.Изображена игровая ситуация, дети на качелях в школьном дворе. Рисунок соответствует теме, но у ребенка преобладает игровая мотивацияЛиза Н.Изобразила урок физкультуры. Ребенок положительно относится к школе, но преобладает игровая мотивация. Влад К.Рисунок соответствует теме, изображена неучебная ситуация. Компьютер и стол учителя. Это говорит о недостаточно сформированной учебной мотивации. Хотя в целом отношение к школе положительное. Игорь К.Рисунок типичной учебной ситуации, учитель у доски и сидящие за партами ученики. Это говорит о высокой школьной мотивации и хорошей учебной активностиЖеня М.Изобразил качели и площадку во дворе. Присутствует игровая мотивация.Виктор У.Рисунок соответствует Теме. Изображены учитель и ученики. Денис А.Изображена неучебная ситуация – стол учителя и компьютер, дети рядом. К учебе отношение положительное, но преобладает игровая мотивация.Саша Н. Рисунок соответствует тематике. Учитель у доски, ведет урок. Это свидетельствует о сформированной мотивации.Никита С.Рисунок мало связан со школой. Ребенок изобразил, как онн играет во дворе дома после школы. Учебная мотивация слабая, негативное отношение к учебе. Приложение 2.Анкета для родителей.[Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.Вопросы:Охотно ли ваш ребенок идет в школу?Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?Обработка результатов:За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация11 – 15 баллов – средняя степень адаптации16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации

1.Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. с. 124;
2.Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М.: Педагогика, 2008. 153с.;
3.Артюхова И.С. В первом классе – без проблем. М.: Чистые пруды, 2008. 32с.;
4.Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.:Эксмо, 2009. 464 с.;
5.Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М.: ЦСП РАО, 1994.12 с.;
6.Богданова О. С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1980. 207 с.;
7.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 214 с.;
8.Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. 1995. № 8. С. 66-74.;
9.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 4-х тт. – М.;Педагогика, 1983. – Т. 4.с. 54.;
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2006. 144 с.;
11.Гаврилычева Г. Ф. В начале было детство. М.: Педагогика, 1993.;
12.Гуткина И.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 184с.;
13.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. 320 с.;
14.Дилигенский Г.Г. Социально политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996. 352 с.;
15.Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск. 1995. 182с;
16.Закон "Об образовании" Российской Федерации. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
17.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 145 с.
18.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : Изд-во УРАО, 1999. 175с.; 100-105
19.Кононова Т.А. Возрастные и индивидуальные особенности учебной мотивации. Образование - фактор духовного и социального развития общества: Материалы научно-практической конференции (Борисовских чтений).- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. С. 314 -320;
20.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Академия, 2008. 265с.
21.Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М.: Издательский центр «Академия»,2002. с. 221.;
22.Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. 320 с.;
23.Мечинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.:Гардарики, 2009. 143с.;
24.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.М.: Институт практической психологии,1997. с. 147;
25.Мухина В.С., Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. . -3-е изд., стер.-М.: AcademiA, 1998. 455; с 286-320
26.Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. В. В. Богословского. М.: Педагогика, 1981. 383с.;
27. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240с.;
28.Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 288 с.;
29.Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990, с. 10;
30.Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13
31.Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. М.: Эксмо, 2010. 640 с.;
32.Рабочая книга школьного психолога./ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.
Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000., с. 382.;
33.Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. М.: Владос, 2006. С. 340-343.;
34.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. М.: АРГТИ, 2004. 188 с.
35. Санькова О.А. К вопросу психологической готовности детей к обучению в школе // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Орел: ОГУ, 2006. с. 115-116.;
36. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. 768с.;
37.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 93.;
38.Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. Гродно: ГРГУ, 2002. 263с.;
39.Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после . 2010. №8. С.62-64.;
40.Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 184с.;
41.Яркина Т.Ф. Радуйся жизни и помоги жизни //Социальная работа. 1992. №1.65 с.

Вопрос-ответ:

Каковы теоретические основы адаптации первоклассника к условиям образовательной организации?

Теоретические основы адаптации первоклассника к условиям образовательной организации включают в себя изучение социально-педагогической проблемы социальной адаптации обучающихся, а также психолого-педагогической характеристики первоклассников.

Какими особенностями обладает первоклассник с точки зрения психологии и педагогики?

Первоклассники находятся в переходной возрастной стадии, они проходят фазу школьного вхождения, их формируется особая психологическая и педагогическая характеристика, включающая в себя как физиологические особенности, так и особенности познавательной деятельности, социальнопсихологическую адаптацию и формирование мотивации к обучению.

Какие направления социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации существуют?

Существует несколько направлений социальной адаптации первоклассника: адаптация к школьным требованиям и правилам, адаптация к школьному коллективу и отношениям с одноклассниками и учителями, адаптация к новым формам деятельности и культурным нормам, адаптация к новым ролям и статусам.

Какая педагогическая проблема возникает при социальной адаптации первоклассников к условиям образовательной организации?

Социальная адаптация первоклассников является сложной социально-педагогической проблемой, так как требует от педагогов разработки и реализации специальных программ и методов работы, направленных на успешное вхождение первоклассника в новую социальную среду и обеспечение его полноценного и гармоничного развития.

Какая опытно-поисковая работа проводится по социальной адаптации первоклассников?

Опытно-поисковая работа по социальной адаптации первоклассников включает в себя разработку и реализацию специальных программ и проектов, проведение психолого-педагогического сопровождения, диагностику уровня адаптации первоклассников, а также проведение коррекционной работы для успешной адаптации и развития ребенка.

Какие проблемы может вызывать социальная адаптация первоклассника к условиям образовательной организации?

Социальная адаптация первоклассника может вызывать различные проблемы, такие как отсутствие уверенности в себе, страх перед новым окружением и неизвестными ситуациями, трудности в установлении контактов со сверстниками и учителями, а также проблемы в овладении новыми социальными ролями и правилами.

Как можно определить социально-педагогические проблемы связанные социальной адаптацией первоклассника к условиям образовательной организации?

Социально-педагогические проблемы, связанные с социальной адаптацией первоклассника, могут быть определены на основе анализа следующих факторов: отсутствие контактов с другими детьми, низкая уверенность в себе, чувство страха при посещении школы, негативное отношение к учению, а также конфликты с родителями, учителями или сверстниками.

Какие характеристики есть у первоклассника в плане его педагогической и психологической адаптации к условиям образовательной организации?

Первоклассник может обладать следующими характеристиками в плане его педагогической и психологической адаптации: ограниченный опыт общения со сверстниками и учителями, возможные проблемы в установлении контактов, недостаток самостоятельности и уверенности в себе, а также потребность в поддержке и помощи со стороны взрослых.

Какие направления социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации можно выделить?

В социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации можно выделить следующие направления: создание благоприятной социальной среды, обеспечение возможности общения со сверстниками и учителями, развитие навыков самостоятельности и уверенности в себе, а также помощь в овладении новыми ролями и правилами.

Какие основные проблемы социальной адаптации первоклассника к условиям образовательной организации?

Основные проблемы социальной адаптации первоклассника включают: формирование навыков самостоятельности, приспособление к новым правилам, установление контактов с учителями и одноклассниками, адаптация к режиму учебного дня и организации учебного процесса.