Игра как средство воспитания творческой активности у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ИГРЫ 6
1.1 Значение игры в формировании личности 6
1.2 Игра – творческий процесс 8
1.3 Психологические особенности игровой деятельности 9
1.4 Проблемы и игра 11
1.5 Развивающие игры и их условия 12
ГЛАВА 2.ПРОЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Предметная деятельность и игра 15
2.2 Роль игры в воспитании положительного отношения к школе 17
2.3 Научный анализ игровой деятельности 19
2.4 Классификация игр 20
2.5 Игрушка и ее значение в игровом процессе 24
ГЛАВА 3. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СПОСОБ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 26
3.1 Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей 26
3.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Изменение роли игры в дошкольном возрасте по сравнению с ранним детством связано, в частности, что в те годы она начинает служить средством формирования и развития многих полезных личностных качеств ребенка, особенно тех, которые из-за ограниченных возможностей возраста детей, не могут быть активно формироваться в других более видов деятельности "взрослых". Игра в этом случае выступает как подготовительный этап ребенка, или как начало образца в формировании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более эффективную с образовательной точки зрения деятельность: обучение, коммуникации и работы.Еще одной функцией образовательных дошкольных игр является то, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитие его мотивационной сферы. В игре есть постоянные и новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.Переходы между игрой и трудовой деятельностью в период дошкольного и младшего школьного возраста очень относительны, так как один вид деятельности ребенок может остаться незамеченным в другой и наоборот. Если воспитатель видит, что учение, общении, или работе у ребенке не хватает тех или иных качеств человека, первое, что необходимо позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы возникнуть и развиваться. Если, например, некоторые из качеств личности ребенка находит хорошее преподавание, общение и труд, на основе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, которые способствуют его развитию.Иногда полезно ввести элементы самой игры в учении, общении и работе, а также использовать игру для образования, организации по ее правилам этой деятельности. Не случайно, преподаватели, психологи рекомендуют проводить занятия для детей 5-6 лет в старших группах детского сада и начальной школы в виде тренировочных игр.Игры детей дома и в школе могут быть использованы для определения уровня практической селекции или уровня личностного развития ребёнка.В качестве примера такого использования игры приведем опыт проведенный В. И. Аскиным. Испытуемыми дети в возрасте от трех до двенадцати лет. Методика исследования заключалась в следующем. В центре большой площади стола на его поверхности, лежали конфеты или какая-то другая очень привлекательная вещь.Дотянуться и достать ее рукой, стоя у края стола, было практически невозможно.Ребенку, если бы ему удалось достать конфету или данную вещь, не залезая на стол, разрешалось взять ее себе. Не далеко от положенной на столе вещи находилась палочка, о которой ребенку ничего не говорилось, т.е. не разрешалось и не запрещалось пользоваться ею во время эксперимента. Проведено было несколько серий опытов с разными испытываемыми и в разных ситуациях.Первый этап. Испытуемый– ребёнок 5 лет. В течение почти двадцати минут ребенок руками безуспешно пытается получить конфету, но у него ничего не выходит. Во время эксперимента, он случайно задевает палочку, которая лежит на столе, перемещает её, но не использовать его, аккуратно кладет на место. На заданный экспериментатором вопрос: "Можно ли достать конфету другим способом, но не руками?" – ребенок смущенно улыбается, но не отвечает. В этой же серии опытов участвует дошкольник, ребенок в возрасте шести лет. Он сразу же, не задумываясь, берет в руки палку и использовать его толкает к нему конфету на расстояние вытянутой руки. Затем спокойно берет ее, не испытывая никаких следов смущения. Большинство детей в возрасте от трех до шести лет успешно справляются с первой серии задачей с помощью палок, в то время, как старшие дети не используют палку и не способны решить эту проблему.Второй этап. В это время экспериментатор выходит из комнаты и оставляет ее в присутствии детей старшего возраста с младшим старшего работу в то, что было в его отсутствие, чтобы решить эту проблему. Теперь больше, чем у детей старшего возраста справляются с задачей, как это было, с советами младших, которые в отсутствии экспериментатора поощряли их использовать палку. Впервые в предложении взять самый младший ребенок палочка старший отказывается, заявляя, что: "Так каждый может." Очевидно, что способ доставания предмета с помощью палочки старшему хорошо известен, но он им сознательно не пользуется, т.к. воспринимает данный способ, по видимому, как слишком простой и запрещенный. Третийэтап. Испытуемый - дошкольник остался один в комнате. Есть более четко видно, что решение этой проблемы с помощью палочки ребенку хорошо известно. После того, как в одиночку, он берет палку, толкает ею нужный кусок конфеты в течение нескольких сантиметров до нее, потом кладет палочку и снова пытается достать конфету рукой. У ничего не получается, так как находится очень далеко. Ребенок вынужден повторно использовать палку, но делать это неправильный ход, он случайно переходит к его конфетами слишком близко. Затем он снова толкает конфету к середине стола, но не слишком далеко, оставляя его на расстоянии вытянутой руки. Затем он кладет палочку на место и с трудом, но все-таки достаёт конфету рукой. Таким образом, в результате чего решение его проблемы, по-видимому, достаточно морально, и он не чувствует раскаяния.Детям дошкольного возраста - по-прежнему этонедоступно. В. И. Анисин отмечает, что старшие дети, которые приложили усилия, чтобы достать конфеты рукой, а затем с удовольствием принял его в качестве подарка от взрослого. Те из них, кто с точки зрения существующих нравственных норм, которые сделали это незаконно получили конфеты "запрещенный способом" с помощью палочки, или даже отказался наградить или взять ее с явным смущением. Это свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста обладают достаточной самооценкой и они в состоянии самостоятельно следовать определенным требованиям, оценивать свои действия как хорошие или плохие, в зависимости от того или не соответствуют они их самооценке.Психодиагностическая игры, аналогичные описанным могут быть организованы и проведены в детском саду и дома. Они служат хорошим инструментом в воспитании детей, так как позволяют точно определить, какие черты личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка. [4; c. 341]3.2 Описание эффективности использования игр в процессе обучения  Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игр, как способ раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.Исследование уровня развития детей дошкольного возраста.Для определения уровня развития детей дошкольного возраста, мы использовали педагогическое наблюдение, интервью, документации и изучение дошкольных творческих работ детей дошкольного возраста.Для получения необходимых данных нами был проведен опрос. Мы исследовали составленные нами задачи, проводили беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Для определения уровня знаний детьми игр, мы использовали следующие критерии:-объем знаний детьми считалок, мирилок, зазывалок;-желаний играть в определенную игру и вносить свои творческие желания в этот процесс.Выбор первого критерия был обусловлен тем, что чем больше объем знаний у детей и использование творческого подхода к процессу обучения, тем лучше будет интеллектуальное развитие. Другой критерий был выбран нами при условии, чтобы выбрать творческие игры для детей.Выбранные критерии не могут быть универсальными, так как процесс интеллектуального развития детей глубоко индивидуален.Основная цель исследования - раскрытие творческого, нравственного и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста.Первая задача, которую мы дали детям с этой игрой, "Пишущая машинка"Цель - развитие внимания - закрепить знания детей о звуках в слове выраженной в определенной последовательности; показывают, что в различных словах, различное количество букв. Снятие психологического стресса.Каждая игра присваивается имя буквы алфавита. Затем придумывает слова или фразы. По сигналу, дети начали набирать: первые буквы "" слово хлопки, затем второй и т.д. Когда слово полностью напечатано, все дети хлопают в ладоши.Данные по этому заданию отражены в Приложении 1Второй «работой», которую мы предложили детям - игра "Будь осторожен!".Цель - стимулировать внимание, регулирование поведения, выразительные движения.Дети идут по кругу. Тогда лидер говорит какое-либо слово и дети должны начать выполнять определенные действия: на слове "Зайчик" - прыжок на слово "лошадь" - попав в "копыто" на пол, "раки" - пятиться, "птицы "- бегите раскинув руки в стороны," аист "- стоять на одной ноге.Данные для выполнения этой задачи, приведены в таблице 2 [Приложение 2].Третья задача мы предложили детям инсценировать песню "Ходит арбуз на огороде».Цель этой задачи: определить уровень развития творческого представления детей, способность выполнять выразительные движения, которые являются специфическими для персонажа. Мы анализируем характер песен, которые должны быть одним из персонажей.Данные для выполнения этой задачи, приведены в таблице 3 [Приложение 3].Четвертая задача, которую мы предложили, была игра для детей "доброе слово".Цель игры - коррекция нежелательных черт поведения детей. Развитие познавательной сферы психики. Снижение психического напряжения.Дети сидят в кругу. Каждый в свою очередь говорит, что-то хорошее о своём соседе. Условие:говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.Данные для выполнения этой задачи, мы привели в таблице 4 [Приложение 4].Пятая задача, которую мы предложили детям - игра "Дайте как можно больше различий".Цель - укрепление и расширение ранее полученной информации, развитие воображения, умение видеть характеристики объектов, сравнивать.Дети предлагают разные пары картинок, но с тем же количеством особенностей и различий в другом то же самое. Указанные различия записаны дети. Дальнейшее использование использования ограниченного времени, чтобы найти две-три минуты.Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень навыков игры у дошкольников можно считать хорошим.Результаты экспериментальной проверки эффективности использования упражнений и творческих заданий, как условие развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Этот опрос показывает изменения, которые произошли в процессе творческих способностей детей в экспериментальной группе.Анализируя результаты ответов экспериментальной группы на первой задаче, "Дайте как можно больше различий," мы обнаружили, что из семнадцати детей, четырнадцать выполнили задачу с удовольствием, мы обнаружили различия до десяти атрибутов не более чем за три минуты. После анализа, мы пришли к выводу, что предлагаемые задачи были выполнены лучше, чем в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.Таким образом, данные, приведенные в таблице, которые перечислены в приложении ясно показывают, что развитие творческих способностей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой можно считать отличным.Заключение Все качества, черты личности формируются в активной деятельности тех, различных ее видов, которые составляют жизнь индивида, его социального бытия.Игра, как деятельность, направленная на познание ребенком мира, путем активного участия в работе и повседневной жизни людей.Игровая деятельность ребенка всегда обобщенным, потому что мотив не является отражением того или иного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.Игра не только регулирует поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять самих себя, отношение к миру. Это практически единственная область, где он может взять на себя инициативу и творческий подход. В то же время, именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать должным образом. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Наше исследование показало, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического управления, которая должна создать мощный способ направлять этот процесс. Под руководством мы понимаем процесс, который использует такие методы и приемы, которые способствовали бы лучшему развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Учитель направлять процесс развития творческих способностей детей, мы провели с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы заключается в уровне производительности способностей детей и проверить эффективное применение творческих упражнений и задач на практике.Практическое применение творческих заданий в экспериментальной группе способствовало появлению позитивных тенденций в этом процессе. Дети улучшили творческую идею, воображение, память. Они могут играть сами по себе, на сцене.Данные нашего эксперимента могут быть использованы в учебно-воспитательной работе учителей и студентов-практикантов.Список использованной литературы1.Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 2011.2.Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 2011.3.Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 2007.4.Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 2010.5.Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 2011.6.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 2011.7.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009.8.Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 2007.9.Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2011.10.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 201111.Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.12.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.13.Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства.  М.: Генезис, 2009.  14.Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.15.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 2007.-№6, 10, 12; 2008-№2.16.Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 2012.17.Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.18.Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 2012.19.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2010.20.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2011.

1.Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 2011.
2.Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 2011.
3.Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 2007.
4.Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 2010.
5.Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 2011.
6.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 2011.
7.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 2009.
8.Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 2007.
9.Волкова Н. П. Педагогика. Киев, издат. центр Академия 2011.
10.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 2011
11.Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.
12.Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
13.Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.
14.Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – №7.
15.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 2007.-№6, 10, 12; 2008-№2.
16.Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 2012.
17.Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание, 2004.-№3.
18.Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 2012.
19.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2010.
20.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2011.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет игра в формировании личности детей дошкольного возраста?

Игра имеет большое значение в формировании личности детей дошкольного возраста. Она способствует развитию творческой активности, воображения, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и других важных аспектов развития ребенка.

В чем заключается роль игры как творческого процесса?

Игра является творческим процессом, который позволяет детям развивать свою фантазию, экспериментировать, решать проблемы и находить новые способы взаимодействия с окружающим миром. Она стимулирует развитие творческого мышления у детей.

Какие особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста?

Игровая деятельность детей дошкольного возраста характеризуется свободой выбора, активностью, эмоциональностью, ролевой игрой. Ребенок в игре самостоятельно выстраивает свои правила, взаимодействует с другими детьми, использует предметы, символически представляя ситуации и роли.

Какие проблемы возникают в связи с игрой детей дошкольного возраста?

В связи с игрой детей дошкольного возраста могут возникать проблемы, связанные с конфликтами между детьми, нарушением правил и норм, недостаточным участием в игре со стороны взрослых. Также могут возникать проблемы в организации игровой деятельности и отсутствие необходимых условий для игры.

Какие условия необходимы для развития детей дошкольного возраста через развивающие игры?

Для развития детей дошкольного возраста через развивающие игры необходимы следующие условия: наличие предметов и материалов для игры, свобода выбора игры, поддержка со стороны взрослых, создание комфортной и безопасной обстановки, учет интересов и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Зачем игра важна для формирования личности детей?

Игра имеет огромное значение для формирования личности детей. Она способствует развитию творческой активности, фантазии, воображения, коммуникативных навыков, социализации и саморегуляции. Через игру дети учатся решать различные задачи, развивают мелкую моторику, координацию движений, логическое мышление и память. Игра также помогает детям учиться взаимодействовать с другими людьми, учиться сотрудничать, принимать решения и решать проблемы.

Как игра может стать творческим процессом?

Игра может стать творческим процессом, когда она предоставляет детям возможность самостоятельно выражать свои мысли, идеи и чувства. Во время игры дети могут использовать свою фантазию, создавать новые сюжеты, воплощать свои представления и экспериментировать. Они могут свободно выбирать материалы и инструменты, с которыми хотят играть, и самостоятельно принимать решения. Таким образом, игра стимулирует творческое мышление и активность детей.

Какие психологические особенности связаны с игровой деятельностью детей?

Игровая деятельность детей связана с рядом психологических особенностей. Во-первых, игра является естественным способом самовыражения и самореализации детей, что способствует развитию их самооценки и самоуважения. Во-вторых, игра позволяет детям экспериментировать и исследовать окружающий мир, развивая свою познавательную активность. В-третьих, игра способствует развитию эмоциональной сферы детей, помогая им выражать и управлять своими эмоциями. В-четвертых, игра способствует развитию навыков социального взаимодействия, сотрудничества, коммуникативных навыков и эмпатии.

Какое значение имеет игра в формировании личности детей дошкольного возраста?

Игра имеет большое значение в формировании личности детей дошкольного возраста. Она помогает развивать фантазию, творческое мышление, социальные навыки и эмоциональное саморегулирование. В игре дети могут выражать свои чувства и эмоции, учиться сотрудничать и решать проблемы. Она способствует развитию моторики, координации движений и мозговой активности. Таким образом, игра является важным инструментом воспитания и развития личности детей.

Какую роль игра играет в формировании положительного отношения к школе у детей?

Игра играет важную роль в формировании положительного отношения к школе у детей. Через игру дети могут ознакомиться с элементами школьной жизни, такими как учитель, друзья, уроки. Они могут играть в школу, притворяться учителями, учениками и таким образом осваивать школьные навыки. В игре они могут испытывать удовлетворение от достижения результатов, повышать свою самооценку и интерес к учебным процессам. Таким образом, игра помогает детям положительно относиться к школе и готовиться к будущему обучению.