Формирование коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 60 60 страниц
- 64 + 64 источника
- Добавлена 24.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков младших школьников…………………………………………………………..7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников…..7
1.2. Способы развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………17
Глава 2. Из опыта работы МАОУ СОШ 56 г. Артёмовского по теме Развитие коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………………………32
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ 56 г. Артёмовского по развитию коммуникативных навыков у младших школьников на примере 2 класса во внеурочной деятельности……………………………………………………..32
2.2. Занятия по развитию коммуникативных навыков у младших школьников…………………………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………..48
Список использованной литературы………………………………………....51
Приложения…………………………………………………………………….58
Осознание новой информации происходит через выполнение практических заданий, участие в различных ролевых играх.Структура занятий предусматривает изложение теоретического материала в сочетании с практическими упражнениями, играми, элементами тренинга, дискуссиями, анализом ситуаций, методиками изучения младшими школьниками своих личностных качеств, составлением самохарактеристик тому подобное. Во время занятий применялись такие техники самопознания, как анализ, обратная связь, рефлексия. Они способствуют развитию у младших школьников самопонимания, становлению собственной системы ценностей, которые определяют их поведение.В основу занятий полагался личностно-ориентированный подход, создание атмосферы психологического комфорта и раскованности, побуждение младших школьников к поиску нестандартных способов решения проблем коммуникативного характера и общения, убеждения их в том, что между мыслями, чувствами и поведением Цель: формировать коммуникативные умения у младших школьников во внеурочной деятельности.На этапе формирующего эксперимента проводился комплекс упражнений и игр, который был направлен на закрепление коммуникативных умений у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.Все эти упражнения и игры были использованы на внеурочных занятиях кружка «Мир общения» по направлению проблемно-ценностное общение.Занятие 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает у них навыки безопасного поведения на улице.Цель:формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.Задачи:• обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;• научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;• развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей. Методы и формы: практические - игровые задания.наглядные - показ дорожных знаков, словесные - рассказ, беседа, объяснение. Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания. Мы взяли групповую форму.Занятие 2. «Мир вокруг нас» пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.Цель: формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе. Задачи:• научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;• сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.Методы и формы: практические - игровые задания.наглядные - показ правила поведения в природе, словесные - рассказ, беседа, объяснение.Занятие 3. Экскурсия «Знакомство с окружающем миром».Цель экскурсии: осуществление связи учащихся с жизнью, формирование практических умений и навыков;Задачи:- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;- расширение кругозора учащихся;- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.Методы и формы: наглядные - показ своего родного края.словесные - рассказ, беседа, объяснение.На этом занятии использовался поисковый метод, беседа, редопруктивный метод, метод самостоятельной работы.Дети на занятии объясняют, где они живут и как город называется. Демонстративно рассматривают исторические места города, сопровождая их со стихотворением.Занятие 4 «Твори добро другим во благо».Цель:воспитывать доброе отношение кпожилым, учить доброму отношению к своим близким, сверстникам, воспитывать стремления совершать добрые поступки.Задачи:- воспитывать интерес познанию нового;- воспитывать духовно-нравственные качества в процессе общения со взрослыми.Методы и формы: практические - физкультминутка «Весна».наглядные- показ изображения «Весны», словесные - рассказ, беседа, объяснение.Дети слушают музыкальный фрагмент Чайковского «Весна пришла». На занятии говорила о добре, вежливости, поступках. Учитель читает пословицы, а дети объясняют как они понимают: «Без добра дел нет доброго имени». Разбираем вместе с учащимися ситуации как бы они поступили в такой момент.Занятие 5 «Тяжелые годы моей страны»Цель: ознакомить учащихся с историей своего государства.Задачи:- способствовать интересу учащихся к истории и культуры страны;- воспитывать любознательность;- формировать умения слушать и слышать своих сверстников. Звучит песня «Священная война». Вместе с учащимися рассматривалипонятия «патриотизм» и «гражданственность». На доске записаны фразы, предложения который надо продолжить и объяснить свое мнение: «Любят Родину не за то, что она велика, .... (а за то, что своя). Мы разделились на группы. Каждая группа дает свое определение понятиям, рассказывают что такое патриотизм.Занятие 6 «Секреты общения».Цель: формирование знаний и умений об отношения со школьниками.На занятии мы с учащимися говорили о вербальном и невербальном общение с окружающими людьми. Познакомились с правила общения, с отношение к окружающим, с помощью и заботой о младших.Играли в игру «Отгадай животное» учащиеся с помощью жестов, мимики изображали животное. Использовали форму индивидуальную.Занятие 7 «Хозяева квартиры и соседи»Цель: формировать умения общаться с окружающими людьми.Мы общаемся с людьми дома, на учебе, на улице, в транспорте. Налаживаем взаимоотношение с соседями. Права и обязанности соседей. Причины разногласий между соседями.В конце занятия провели конкурс рисунков «Замечательный сосед».Занятие 8 «Общение с одноклассниками и учителями»На занятии мы играли в игры «Похвали друга» учащиеся по очереди по кругу хвалили своих сверстников. Игра «Вежливые слова» дети разделились на группы и каждая получила карточку со стихотворением и полоски со словами спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте.Беседа «Почему нельзя придумывать прозвище?». Чтение сказки С. Михалкова по ролям «Хочу бодаться».В конце занятия мы оформили альбом «Школьные годы чудесные».Занятие 9 «Не шути с огнем».Цель: обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня. Задачи:• познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;• сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;• обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.Игра «Доскажи словечко» по кругу передается мячик, у кого мяч должен досказать слова в стихотворении. Стихи читает учитель. Игра на внимание, учащиеся слушают четверостишие, если согласны говорят «Это я», если не согласны молчат. Дети разбиваются на группы, каждая получает карточки со словами, из этих слов собирают пословицы. Методы используем практические, наглядные, словесные. Формы групповая и индивидуальная.Занятие 10 «Внимание! Опасность!».Цель:уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.В гости на занятие прошел Незнайка и помогал учащимся как надо справляться с различными ситуациями. На занятие мы познакомили учащихся, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению».Занятие 11 «Красота внешняя и красота душевная»На занятии учащиеся рассматривают работы скульпторов, художников. Находят различие в понятии «внешней» и «внутренней».В конце занятия написали сочинение «Красота истинная и красота ложная».Занятие 12 «Парадная одежда»Учитель рассказал историю о происхождения одежды. Рассмотрели иллюстрации с изображением парадной одежды в разных странах.В конце занятия нарисовали парадную одежду школьника.Занятие 13 «Возникновение и развитие этикета в России»Цель: Сформировать умение у учащихся правильно вести себя.Мы отправились в путешествие по стране этике. Знакомились с особенностями русского этикета, и его отличительные черты. Нравы и обычаи россиян. Исчезновение устаревших правил поведения, появлениеновых.Занятие 14 «Мимика и жесты в этикете»Цель:научить детей пользоваться невербальным и средствами общения.Познакомились с понятиями «мимика» и «жест». Зачем нам нужно и для чего невербальные средства в общении с людьми. Роль жестов, поклонов в общение, история происхождения.Поставили инсценировку ксказки Л.Н. Толстой «Липунюшка» с помощью мимики, жестов.На каждом занятие учащимся предлагалось выполнить одно упражнение (игру) из предложенной системы упражнений и игр, например, игра «Давайте познакомимся!».Цель этой игры — развитие коммуникативных навыков.Игра начинается так: дети с учителем становятся в круг, учитель держит мяч, затем он произносит свое имя и имя того, кому хочет бросить мяч. Названный ученик , по правилам игры должен поймать мяч. произнести свое имя и имя того, кому он собирается бросить мяч, и т. д.Для игры понадобится надувной мяч. Данная игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в класс, а также вовлечь в процесс общения недостаточно общительных детей. В ситуации, когда дети не достаточно хорошо знакомы, правила можно слегка изменить: учащийся, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.Педагог начинал игру и кидал мяч необщительным учащимся, чтобы вовлечь их в ход игры. Поэтому в этой игре, благодаря учителю, участвовали все учащиеся. В процессе этой игре дети учились, не стеснятся окружающих людей.1. Игра«Небоскреб».Цель игры — развить у учащихся умение договариваться, согласовывать свои действия с партнерами по игре, работать сообща в одной команде. Для игры понадобится складной метр; 2—3 деревянных кубика на каждого ребенка.Процесс игры: дети садятся в круг, в центре круга участникам игры необходимо построить небоскреб. Дети должны по очереди стать свои кубики (но одному за ход). В процессе они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы обеспечить небоскребу устойчивое положение. Если падает хотя бы один кубик, процесс строительства начинается сначала. Педагог, который наблюдает за ходом строительства, время от времени измеряет высоту небоскреба.Комментарии: Педагог во время проведения данной игры не берет на себя лидирующие позиции, а выполняет роль стороннего наблюдателя. Однако он может вмешаться в ход игры при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Учащиеся должны самостоятельно найти общий язык, следую игровой цели: построить более высокую башню, достаточно устойчивую.В конце игры учитель может провести аналогию между высотой башни и работой в команде, объясняя детям, что дружба и умение приходить к общему решению — это и есть фундамент, который способен удержать башню от разрушения, а группу — от конфликта.В игре «Небоскреб» учитель самостоятельно распределяет обязанности между учащимися и наблюдает за их работой, чтобы не было конфликтов и после разрушения небоскреба учащиеся начинали строительство с начала. В ходе игры дети не только учатся общаться в коллективе, но и принимать совместные решения, необходимые для успешного результата.2. Упражнение «Изобрази предмет».Цель упражнения — познакомить детей с различными приемами общения; развить базовые коммуникативные умения.Ход упражнения. Учитель должен с помощью мимики и жестовпоказать как можно использовать загаданный предмет. Например, он «подметает пол», «ведет машину», «поливает цветы», «гладит белье», «месит тесто», побуждая детей отгадать, каким предметом он пользуется. Ученик, который отгадывает первым загадывает свой предмет и т. д.Упражнение «Изобрази предмет» учитель начинает с себя, чтобы доходчиво донести до детей правила игры. Если дети испытывают затруднения в изображении предмета, педагог помогает им изобразить выбранный предмет, предмет.При использовании игровых тренингов у учащихся формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению и объединению. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективеЗаключение1. Школьники - это маленькие граждане нашего государства, именно им придется развивать, строить ее и свое будущее, активно участвовать в общественной жизни. И в этом процессе большое значение имеет совершенство владения языком. Ведь именно через язык, через правильно, четко и содержательно изложенную мнению, можно судить об общем развитии человека. Именно с помощью языка передаются приобретенные знания, достижения, планы на будущее и т.д. Следовательно, задачей школы - привить учащимся собственное видение мира, научить их мыслить, чувствовать, осознанно и связно излагать свои мысли и впечатления в устной и письменной форме, то есть развивать умение адекватно и уместно практически пользоваться языком в процессе общения, познания окружающего мира, решения конкретно важных задач, а именно: развивать коммуникативные компетенции.Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности.2. Под коммуникативными навыками детей младшего школьного возраста как средства их социальной адаптации мы понимаем комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуациях и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.3. По результатам мониторинга занятости учащихся 2-х классов в 2015-2016 учебном году нами было выявлено, что 74% детей посещали школьные кружки, 46% учащихся посещали дополнительно ДМШ, ДХШ, кружки ЦДТ, секции ДЮСШ.Нами были выявлены недостатки именно в развитии коммуникативной компетенции, в частности, недостаточно психологической работы по развитию коммуникативной деятельности реализуется во всех видах внеурочной деятельности. Для объективности картины развития коммуникативных качеств нами было предпринято исследование коммуникативных навыков через общепринятые методики(«Кто прав?» Г.А. Цукерман н др., «Дорога к дому»«Совместная сортировка») и было выявлено, что коммуникативные навыки у детей развиты преимущественно на среднем уровне, однако специфика личностного и социального развития детей предполагает более высокое развитие коммуникативных навыков, поэтому необходимо обосновать иразработать методику развития коммуникативных навыков во внеурочной деятельности.4. Содержательное и методическое обеспечение формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности обеспечивается путем внедрения разработанной нами системы занятий кружка «Мир общения», основные задачи которой предусматривали: расширение когнитивной сферы детей младшего школьного возраста по знанию правил общения и способов их реализации, содействие адекватному пониманию воспитанниками различных ситуаций общения, воспитание у учащихся младшего школьного возраста ценностного отношения к правилам общения, ориентация на диалогическое взаимодействие с другими людьми на основе взаимопонимания и эмпатии формирование умений соблюдать вербальных и невербальных правил общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия, умений устанавливать и развивать конструктивные коммуникативные контакты с другими людьми.Наряду с традиционными беседами, рассказами использовали упражнения (выработка умений вербальной и невербальной коммуникации, отработка умений активного слушания, проявления эмпатии), ролевые игры (закрепление знаний младших школьников о правилах общения), творческие задания на согласование совместной деятельности, репрезентации различных видов информации, инсценировки реальных ситуаций коммуникативного взаимодействия и тому подобное.Разработанные занятия способствуют коммуникации, они раскрепощают детей, делают их заинтересованными, эмпатийными, компанейскими, открытыми. Для эффективности внедрения подобной технологии мы разработали целый ряд занятий, сформировавший систему для комплексного воздействия на развитие коммуникативных навыков.Список использованной литературы Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. – 2009. – № 2.Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / Управление начальной школой. — 2009. -№3-С.4-9.Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 1999. – 472 с.Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 348 сБольшой психологический словарь [Текст]: словарь / [под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко]. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 сБулыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников Вопросы психологии. - 2010.- №2.-С. 149-153.Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. :Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : пособие для педагога-исследователя / Б. С. Волков. - СПб.: Питер, 2011. -304 с.: ил.Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. -321 с.Гамезо, М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 1999.Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. — М. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.Губанова О. В., Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. — 1997. — № 6.Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2002. № 3-4. - с. 19.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11.Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: htlp://www.emissia.org/ofTline/ 2011/1552.htmЗайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после.-2011 .-№4. —С.78-83Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М., 2002.Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская. — М., 1998.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М., 2007.Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород, 2002. — 285 с.Леонтьев А. Н. Психологические проблемы общения. – М., 1979.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А.Мижериков, П.И.Пидкасистый. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 540 с.Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических учений / Е.А. Милерян. – М.: Педагогика, 1973. – 299 с.Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005.Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб., 2005.Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Модек, 2011. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1999.Панфилова М.А. Игротерапия общения. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000.Педагогическая энциклопедия [в 4 томах] / [гл. ред. А.И.Каиров, Ф. Н. Петров]. Т.4 (С – Я). – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 912 с.Петров Ю.А. О «психологии летного труда» / Ю.А.Петров // Военно-медицинский журнал. – 1961. – № 6. – С. 81.Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. – 1963. – № 11. – С. 98 – 103.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. - М., 2002.Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ.ред. А. С. Обухова. - М.:ИздательствоЮрайт, 2014. - 583 с.Рамазанова Э.А., Ведешкина Е.А., Парванян Р.Г. Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 565-565;Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Москва: Владос, 1999.Рубинштейн С.Л. Действие и навык. – Режим доступа к ресурсу: http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htmРубинштейн С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 сСеверинова Е. Ю. Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспект) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №42Семёнова М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 208 с.Филиппова Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб.пособие для вузов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ. 2009. - 421 с.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.Шубкина Т. Н. Развитие концепции в ФГОС в педагогической науке и практике: содержание и структура : лекция. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2013.Яндукова Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям//Вестник СамГУ. - 2013. № 8/1 (109)- с. 283-287Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — №4(85). — С. 246—249
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. – 2009. – № 2.
2. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
3. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты ком¬муникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудни¬чать в паре. Комментарии психолога. / Управление начальной школой. — 2009. -№3-С.4-9.
4. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г.Азимов, А.Н. Щукин. – СПб.: Златоуст, 1999. – 472 с.
5. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.
Егорова, Э. Н. Психология развития/ Э. Н. Егорова- Харьков, 2003. — 421 с.
6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 348 с
8. Большой психологический словарь [Текст]: словарь / [под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко]. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 с
9. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников Вопро¬сы психологии. - 2010.- №2.-С. 149-153.
10. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.
11. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
12. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. :Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
13. Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : пособие для педагога-исследователя / Б. С. Волков. - СПб.: Питер, 2011. -304 с.: ил.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / С. Л. Выготский — М., 1984. -321 с.
15. Гамезо, М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 1999.
16. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. — М. — Ижевск: Институт компьютерных исследова¬ний, 2006.
17. Губанова О. В., Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. — 1997. — № 6.
18. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2002. № 3-4. - с. 19.
19. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
20. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа – 2008. – №11.
21. Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: htlp://www.emissia.org/ofTline/ 2011/1552.htm
22. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / Начальная школа + до и после.-2011 .-№4. —С.78-83
23. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М., 2002.
24. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская. — М., 1998.
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
26. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48 научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37
27. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.
28. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под.ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
29. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
30. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М., 2007.
31. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород, 2002. — 285 с.
32. Леонтьев А. Н. Психологические проблемы общения. – М., 1979.
33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
34. Люблинская, А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская — М., 1971. — 385 с.
35. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
36. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А.Мижериков, П.И.Пидкасистый. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 540 с.
37. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических учений / Е.А. Милерян. – М.: Педагогика, 1973. – 299 с.
38. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005.
39. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб., 2005.
40. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Модек, 2011.
41. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1999.
42. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
43. Педагогическая энциклопедия [в 4 томах] / [гл. ред. А.И.Каиров, Ф. Н. Петров]. Т.4 (С – Я). – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 912 с.
44. Петров Ю.А. О «психологии летного труда» / Ю.А.Петров // Военно-медицинский журнал. – 1961. – № 6. – С. 81.
45. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. – М., 1989.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1994.
47. Платонов К.К. О знаниях, навыках и умениях / К.К. Платонов // Советская педагогика. – 1963. – № 11. – С. 98 – 103.
48. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
49. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. - М., 2002.
50. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / под общ.ред. А. С. Обухова. - М.:ИздательствоЮрайт, 2014. - 583 с.
51. Рамазанова Э.А., Ведешкина Е.А., Парванян Р.Г. Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 565-565;
52. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Москва: Владос, 1999.
53. Рубинштейн С.Л. Действие и навык. – Режим доступа к ресурсу: http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с
55. Северинова Е. Ю. Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспект) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №42
56. Семёнова М. А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
57. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 208 с.
58. Филиппова Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб.пособие для вузов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ. 2009. - 421 с.
59. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4.
60. Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. №2
61. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
62. Шубкина Т. Н. Развитие концепции в ФГОС в педа-гогической науке и практике: содержание и структура : лекция. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2013.
63. Яндукова Т. А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям//Вестник СамГУ. - 2013. № 8/1 (109)- с. 283-287
64. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник Самарского государственного университета. — 2011. — №4(85). — С. 246—249
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические основы развития коммуникативных навыков у младших школьников?
Основные теоретические основы развития коммуникативных навыков у младших школьников включают в себя психолого-педагогическую характеристику младших школьников и способы развития коммуникативных навыков во внеурочной деятельности.
Какие способы развития коммуникативных навыков используются у младших школьников во внеурочной деятельности?
У младших школьников во внеурочной деятельности используются различные способы развития коммуникативных навыков, такие как игры, творческие задания, групповая работа, ролевые игры и другие.
Какими методами можно развивать коммуникативные навыки у младших школьников?
Коммуникативные навыки у младших школьников можно развивать с помощью методов, таких как общение на уроках, проведение проектов, использование интерактивных методов обучения, организация дискуссий и практических заданий.
Какие психолого-педагогические характеристики присущи младшим школьникам?
Младшие школьники характеризуются формированием первичных коммуникативных навыков, развитием речи, осознанием важности общения, непостоянством внимания, стремлением к самовыражению и другими психолого-педагогическими особенностями.
Какой опыт работы есть у МАОУ СОШ 56 г. Артемовского по теме развития коммуникативных навыков?
МАОУ СОШ 56 г. Артемовского имеет опыт работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников, который включает использование разнообразных методов и заданий, проведение проектных мероприятий и организацию коммуникативных игр.
Какие основные теоретические основы лежат в основе формирования коммуникативных навыков у младших школьников?
Основные теоретические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников включают психолого-педагогическую характеристику данной возрастной группы, вопросы развития коммуникативных навыков и способы их развития во внеурочной деятельности.
Какими способами можно развивать коммуникативные навыки у младших школьников во внеурочной деятельности?
Существует несколько способов развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности. Это может быть организация дискуссий и дебатов, работы в группах, игры и ролевые упражнения, различные проектные задания, а также общение с учителем и сверстниками.
Как можно охарактеризовать младших школьников с психолого-педагогической точки зрения?
Младшие школьники - это дети от 6 до 10 лет, находящиеся в периоде начальной школьной адаптации. Они активно развивают свои познавательные способности, интересуются окружающим миром, обладают непосредственным восприятием и фантазией. У них формируется первичное общение и участие в коллективной деятельности. Развитие коммуникативных навыков важно для их полноценного социализации.
Какой опыт работы можно применить для развития коммуникативных навыков у младших школьников?
Один из опытов работы для развития коммуникативных навыков у младших школьников может быть использование методики арт-терапии. Это искусствоочтный метод общения, который позволяет развивать творческие способности, эмоциональную сферу и коммуникативные навыки через рисование, лепку и другие виды художественного творчества.
В чем заключается значимость развития коммуникативных навыков у младших школьников?
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников имеет большую значимость. Это помогает им эффективно взаимодействовать с окружающими, развивает навыки слушания и высказывания своей точки зрения, способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе, а также формирует коммуникативную культуру и социализацию.
Какие навыки развиваются у младших школьников во внеурочной деятельности?
Во внеурочной деятельности младшие школьники развивают коммуникативные навыки, такие как умение эффективно общаться, слушать и понимать других, выражать свои мысли и идеи, работать в коллективе, решать конфликты и т.д.