Административный и судебный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля (надзора)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Предпринимательство
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 23.11.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения особенностей защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля (надзора) 5
1.1. Характеристика общих принципов и направлений государственного регулирования коммерческой деятельности 5
1.2 Основные понятия защиты прав юридических лиц 11
2. Особенности административного и судебного порядка защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля (надзора) 15
2.1. Типичные нарушения, при проведении госконтроля (надзора) 15
2.2. Практика защиты хозяйствующих субъектов при проведении контроля 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Заявления об обжаловании незаконных действий или бездействияорганов государственного контроляи их должностных лиц должны бытьрассмотрены в порядке, который установлен законодательством РФ. Нормативные правовые акты, которые былиприняты органами государственногоконтроля во время проверки деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с нарушением действующего законодательства РФ, должны быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, который установлен законодательством РФ.2.2. Практика защиты хозяйствующих субъектов при проведении контроляПри анализе норм, обеспечивающих защиту предпринимателей при реализации государством своихконтрольных и надзорных управленческих функций, –выявилось значительное количество проблемных вопросов, связанных с несовершенством законодательства о государственном контроле и практикой его применения.Основным законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон № 294-ФЗ от26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля – рассмотрим некоторые проблемы, связанные с нормами указанногозакона, а также практикой его применения.Федеральный закон № 294 в части 3.1. ст. 1 предусмотрел расширенный перечень видов контроля(надзора), полностью или частично изъятых из предмета регулирования законодательства о защите правпредпринимателей. Таким образом, гарантии защитыправ предпринимателей, установленные рассматриваемым нормативно-правовым актом, не распространяются на случаи нарушения прав в процессе осуществления соответствующих видов контроля (надзора), изъятых из его предмета регулирования. Более того, в части 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ приведенперечень видов контроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок, касающиеся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездныхпроверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.Оба рассматриваемых перечня присутствуют в ст. 1Федерального закона № 294-ФЗ начиная с самой первой его редакции, и плоть до текущего времени претерпевают постоянное расширение и уточнение. Вобщей сложности, исключающие нормы, устанавливаемые частями 3.1 и 4 ст. 1 Федерального закона №294-ФЗ распространяются более чем на 45 видовпредпринимательской деятельности; плюс некоторыхсмежных видов деятельности данные правила такжекосвенно касаются, при расширительном толкованиинорм права правоприменителями.Описанная нормативная тенденция отчасти представляется оправданной, т.к. попытка уложить все виды контроля в структуру одного Федерального закона№ 294-ФЗ, предусматривающего только периодическое проведение контрольных мероприятий, можетлишить отдельные виды контроля целесообразности ивозможности эффективной реализации (например,виды контроля, осуществляемого в пунктах пропускачерез Государственную границу РФ, сфера оперативно-розыскной деятельности, производство дознания идр.) либо неоправданно повысить риск наступлениянегативных последствий из-за нарушения обязательных требований (к примеру, надзор в области промышленной безопасности и т.д.).Тем не менее, полагаем, что постоянное расширениеперечней, содержащихся в частях 3.1 и 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ снижает уровень гарантийсубъектов предпринимательства от нарушения их законных прав и интересов в ходе проведения мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Более того – рядом отраслевымифедеральных законов сокращается периодичностьпроводимых проверок, увеличиваются сроки их проведения, исключается необходимость уведомлений опроведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения таких проверок с органами прокуратуры. Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» врамках федерального государственного надзора вобласти связи плановые проверки могут проводиться спериодичностью 2 года, а среди оснований проведения внеплановых проверок числится выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушенийобязательных требований.В связи с этим представляется желательным сокращение перечня сфер и видов контроля, полностью иличастично исключенных из предмета регулированияФедерального закона № 294-ФЗ, что возможно осуществлять следующим образом: постепенно распространять на отдельные сферы и виды контроля в полном объеме правила, предусмотренные Федеральнымзаконом № 294-ФЗ, с постоянным сбором и анализомстатистических данных о количестве правонарушенийв соответствующей сфере. При наблюдении ростаслучаев причинения вреда и иных видов правонарушений в отношении отдельно взятого вида контроля, –могут быть возвращены особые правила.При этом, считаем, что однозначно в рассматриваемых перечнях частей 3.1, 4 статьи 1 федеральногозакона № 294-ФЗ должны сохраниться виды контроляи надзора, осуществляемые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, а такжетаможенного, пограничного, санитарно-карантинного,ветеринарного, карантинного фитосанитарного итранспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.Анализ сложившейся практики проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволяет прийти к выводу о том, чтоправовой механизм, обеспечивающий принятие контрольными органами решений о проведении внеплановых выездных проверок предпринимателей, попрежнему предоставляет достаточно широкие возможности для организации таких проверок. Последниемогут быть назначены, в том числе по обращениямграждан о нарушении любых прав потребителей. Вситуации возможности такого расширительного подхода правоприменительной практики возрастает актуальность совершенствования, в частности, уточнениянорм законодательства о защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.В этой связи целесообразнопридерживаться следующей позиции: в целях предотвращения административного давления на субъектовпредпринимательской деятельности предлагаетсяограничить круг оснований для проведения контрольно-надзорных проверок сообщениями граждан о грубых нарушениях их прав как потребителей под условием обязательного согласования внеплановой проверки с органами прокуратуры.Для целей внедрения названного дифференцированного подхода необходимо доктринально и нормативноопределить дефиницию «грубое нарушение прав».Следует подчеркнуть, что данная категория в теории ипрактике права традиционно считается оценочной, итяжесть последствий правонарушения в каждом отдельно взятом случае оценивается судом с учетом многих обстоятельств конкретного дела. Поиск путей решения по сформулированным проблемным вопросам следует вести с обязательным учетом принципа соразмерности, к рассмотрению которого в науке предпринимательского праваподходят с системной точки зрения.Принцип соразмерности в предпринимательскомправе берет свое начало из гражданско-правовогопринципа разумности, который установлен пунктом 5ст. 6 ГК РФ, как одно из общих начал гражданского законодательства.Итак, Федеральный закон №294-ФЗ явился большимшагом к снижению административных барьеров дляпредпринимательского сообщества, а также закреплению принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзоре) и муниципального контроля. Однако нерешенных и неурегулированных вопросов по-прежнему остается достаточно много.ЗаключениеПравовое обеспечение государственного регулирования коммерческой деятельности подразумевает придание правовой формы используемым средствам. Правовыми формами обычно считаются постановления и законодательные акты, указы главы государства, правительственные положения, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативные документы учреждений и ведомств, локальные нормативные акты. Следует учитывать тот факт, что судебной практике принадлежит важная роль в охране и защите предпринимательских прав, но судебные документы не следует расценивать как источник права.Коммерческие отношения, которые касаются регулирования государством экономической сферы, подразумевают наличие имущественных, административных, финансовых и прочих отношений. Описанное обстоятельство помогает сформировать вывод о том, что предпринимательское право имеет свой самостоятельный предмет правового регулирования, в корне отличающийся от предмета правового регулирования хозяйственного права; существует действительная необходимость в наличии предпринимательского права как области юридической науки, правовой отрасли и сферы законодательства РФ, предмета изучения.На современном этапе становления рыночной экономики в России декларирована необходимость формирования стабильного экономического общества, одним из условий чего является государственная поддержка субъектов предпринимательства. При этом правоприменение показывает, что на практике существует ряд факторов, не способствующих эффективному развитию бизнеса, одним из которых, в частности, является наличие большого количества контролирующих органов и проводимых ими в рамках государственного контроля (надзора) проверок деятельности предпринимательских структур. Так, по данным Минэкономразвития России за 2015 только федеральными органами исполнительной власти проведено более 2,3 млн. проверок.Разновидности контроля различаются с учётом причин их разделения. Например, объём проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль, к которому относятся, в свою очередь, валютный, налоговый и др. С учётом стадий контроля и задач проверки различают предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный (первоначальный) контроль подразумевает отсутствие возникновения факта осуществления коммерческой деятельности и профилактику фактического выполнения коммерческой деятельности. Текущий (действующий) контроль подразумевает анализ происходящей предпринимательской деятельности. Последующий (дальнейший) контроль направлен на проверку выполнения определённых решений органов государства, которые были приняты в сфере предпринимательства.Список использованной литературыГражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12164247/#ixzz4NJeo9vhpФедеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12133556/#ixzz4NJhvuOZwФедеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/186117/#ixzz4NJnsUwCzАмонов М.О. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С.27.Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М., ИНФРА-М,2014. С. 7.Ильин И.М. Конституционно-правовое регулирование финансово-интегративных отношений в РФ: дис. … канд. юрид. наук. Великий Новгород, 2015. С.67-69.Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2012. С. 349.Мелешко А.О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2014. С.54-56.Руденко К.В. Саморегулирование или государственный контроль в рекламной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 80-82.Сухаренко А. Будни российского бизнеса // ЭЖ-Юрист. 2014. № 3.Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). М., Научная книга, 2014. С. 47Финансовое право: учеб. пособ. / Под ред. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ, 2011. С.90.Официальный сайт Минэкономразвития России – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12164247/#ixzz4NJeo9vhp
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12133556/#ixzz4NJhvuOZw
4. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/186117/#ixzz4NJnsUwCz
5. Амонов М.О. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С.27.
6. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие. М., ИНФРА-М,2014. С. 7.
7. Ильин И.М. Конституционно-правовое регулирование финансово-интегративных отношений в РФ: дис. … канд. юрид. наук. Великий Новгород, 2015. С.67-69.
8. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2012. С. 349.
9. Мелешко А.О. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы правовых актов: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2014. С.54-56.
10. Руденко К.В. Саморегулирование или государственный контроль в рекламной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 80-82.
11. Сухаренко А. Будни российского бизнеса // ЭЖ-Юрист. 2014. № 3.
12. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). М., Научная книга, 2014. С. 47
13. Финансовое право: учеб. пособ. / Под ред. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ, 2011. С.90.
14. Официальный сайт Минэкономразвития России – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main

Вопрос-ответ:

Какие принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности?

Основные принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности включают обеспечение равных условий конкуренции, защиту прав и законных интересов участников рыночных отношений, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, поддержку конкуренции и предотвращение злоупотребления доминирующим положением на рынке, а также защиту прав потребителей и общества в целом.

Какие понятия связаны с защитой прав юридических лиц?

Понятия, связанные с защитой прав юридических лиц, включают в себя правосубъектность, правоспособность, имущественные и личные неимущественные права, а также ответственность юридических лиц за нарушение законодательства.

Какие особенности имеют административный и судебный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов?

Особенности административного и судебного порядка защиты прав хозяйствующих субъектов включают применение мер административного воздействия, таких как вынесение предписаний, привлечение к административной ответственности, а также возможность обращения в суд для защиты своих прав и интересов.

Какие теоретические аспекты изучают особенности защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора?

Теоретические аспекты изучения особенностей защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора включают анализ правовых основ и нормативных актов, связанных с госконтролем и надзором, исследование правовых принципов и положений, регулирующих проведение госконтроля, анализ практики применения законодательства в области госконтроля, а также оценку эффективности и правомерности действий контролирующих органов.

Какие принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности?

Основные принципы и направления государственного регулирования коммерческой деятельности включают в себя: обеспечение конкуренции, защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов, создание равных условий для всех участников рынка, развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение условий для инвестиций и т.д. Эти принципы и направления направлены на создание благоприятной и справедливой рыночной среды.

Какие основные понятия связаны с защитой прав юридических лиц?

Основные понятия, связанные с защитой прав юридических лиц, включают в себя: права собственности, права на предпринимательскую деятельность, права на конкуренцию, права на защиту от недобросовестной конкуренции, права на защиту от административных и экономических правонарушений и т.д. Защита этих прав осуществляется как административным, так и судебным порядком.

Что включает в себя административный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора?

Административный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора включает в себя следующие меры и процедуры: предоставление возможности дачи объяснений и возражений, проведение проверок в установленном порядке, рассмотрение административных дел и вынесение решений, применение санкций и т.д. Эти меры и процедуры направлены на обеспечение соблюдения законодательства и защиту прав хозяйствующих субъектов.

Какие особенности имеет судебный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора?

Судебный порядок защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении госконтроля надзора имеет следующие особенности: возможность обжалования решений органов госконтроля в судебном порядке, проведение судебных заседаний, участие юристов и адвокатов, применение процессуальных гарантий и т.д. Этот порядок направлен на защиту прав и интересов хозяйствующих субъектов в рамках судебной системы.