Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 12 12 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 23.11.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Индукция как метод научного познания 4
2 Индукция и вероятность 8
Заключение 11
Список использованных источников 12
Фрагмент для ознакомления

Р. Карнап полагал, что логическая функция может быть промоделирована как вероятностная функция и назвал такую вероятность логической.[6; с. 156]Почти все общие утверждения, включая и научные законы, являются результатами индуктивного обобщения. В этом смысле индукция - основа всего нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности, но порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности.Для повышения степени вероятности выводов индукции следует соблюдать важные правила[5; с. 90-91]:1. Подбирать как можно большее число случаев, которые относятся к определенному обобщаемому классу явлений, иными словами возможно большее количество исходных посылок.К примеру, необходимо проверить степень успеваемости обучающихся в университете. Предполагаем, что в университетеобучается 5 тысяч студентов. Согласно методу полной индукции необходимо на предмет успеваемости протестировать из 5 тысячкаждого студента. Так каксделать это непросто, можно применить метод неполной индукции: протестировать определенную долюобучающихся и сделать об успеваемости в данном университетеобщий вывод. На использовании метода неполной индукции также базируются социологические опросы. Очевидно, что чем большее числообучающихсябудет подвергнуто тестированию, тем больше будет надежность базы для индуктивного обобщения, и вывод получитсяболее точным. Однако данное правило нуждается в дополнении.2. На примере с обучающимисяследует отобрать студентов разных факультетов,курсов. Однако и данное правило следует дополнить.3. Следует вывод делать лишь на основании существенных признаков. В вышерассмотренном примере следует отобрать существенные критерии оценки успеваемости обучающихся.[1; с. 63]ЗаключениеТаким образом, в заключении следует сделать вывод по рассмотренной теме.Индукция как метод научного познания - это переход в процессе познания к общему знанию от частного; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иначе говоря, – это метод познания, исследования, который связан с обобщением результатов экспериментов и наблюдений. Базисом индукции являются наблюдение, эксперимент и опыт, в ходе которых собираются отдельные факты. Потом, исследуя данные факты, их анализируя, исследователь устанавливает повторяющиеся и  общие черты ряда явлений, которые входят в некоторый класс. На данной основе он выстраивает индуктивное умозаключение, посылками которого могут выступать суждения о единичных явлениях и  объектах с указанием повторяющегося их  признака, и суждение о классе, который включает данные явления и объекты. В качестве вывода получают суждение, в котором признак, который был выявлен у совокупности единичных объектов, приписывают всему классу. Главной функцией индукции в процессе познания является получение общих суждений, в качестве которых выступать могут теоретические и эмпирические законы, обобщения,гипотезы. Посредством индукции раскрывается «механизм» появления общего знания. Характерной чертой индукции выступает ее вероятностный характер, иными словами при истинности исходных посылок заключение индукции лишь вероятно истинно и в конечном итоге оказаться может как истинным, так и ложным. Таким образом, индукцией не гарантируется достижение истины, а она только на нее «наводит», иными словами способствует поиску истины.Список использованных источниковКузнецов И. Н. Методика научного исследования: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / И. Н. Кузнецов. — Минск: БГУ, 2012. — 248 с.Маркова Е. С. Методология и методы научных исследований : учебно-практическое пособие. —   Липецк: ЛЭГИ, 2013. — 96 с.Новиков А.М. Методология научного исследования :учебное пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Изд. 2-е. — М : URSS, 2012. — 270 с.Основы научной работы и методология исследования / Г. И. Андреев, В. В. Барвиненко, В. С. Верба и др.. — М : Финансы и статистика, 2012. — 294 с. Пещеров Г.И. Методика научного исследования : учебное пособие / Г. И. Пещеров. — М : Изд-во МГОУ, 2013. — 142 с.Садохин А. П. Методология: учеб.пособие / А.П.Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. - 352 с. СкалеповА.Н. Основы научного исследования: учебное пособие / А. Н. Скалепов. — М : ЮИ МИИТа, 2012. — 207 с.Тихонов В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты / В. А. Тихонов, В. А. Ворона. — 2-е изд., стер. — М : Горячая линия - Телеком, 2013. — 296 с.Чулков В.А. Методология научных исследований : учебное пособие / В. А. Чулков. — Пенза :ПензГТУ, 2014. — 199 с.

1. Кузнецов И. Н. Методика научного исследования: учебное пособие для магистрантов и аспирантов / И. Н. Кузнецов. — Минск: БГУ, 2012. — 248 с.
2. Маркова Е. С. Методология и методы научных исследований : учебно-практическое пособие. — Липецк: ЛЭГИ, 2013. — 96 с.
3. Новиков А.М. Методология научного исследования : учебное пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Изд. 2-е. — М : URSS, 2012. — 270 с.
4. Основы научной работы и методология исследования / Г. И. Андреев, В. В. Барвиненко, В. С. Верба и др.. — М : Финансы и статистика, 2012. — 294 с.
5. Пещеров Г.И. Методика научного исследования : учебное пособие / Г. И. Пещеров. — М : Изд-во МГОУ, 2013. — 142 с.
6. Садохин А. П. Методология: учеб. пособие / А.П.Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Альфа-М; ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
7. Скалепов А.Н. Основы научного исследования: учебное пособие / А. Н. Скалепов. — М : ЮИ МИИТа, 2012. — 207 с.
8. Тихонов В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты / В. А. Тихонов, В. А. Ворона. — 2-е изд., стер. — М : Горячая линия - Телеком, 2013. — 296 с.
9. Чулков В.А. Методология научных исследований : учебное пособие / В. А. Чулков. — Пенза : ПензГТУ, 2014. — 199 с.

Вопрос-ответ:

Каково значение индукции в научном познании?

Индукция играет важную роль в научном познании, поскольку позволяет нам делать обобщения и извлекать закономерности на основе наблюдений и опыта.

Может ли индукция гарантировать достоверность знания?

Нет, индукция сама по себе не гарантирует достоверность знания. Она основана на вероятностных оценках и обобщениях, которые могут быть не всегда точными или универсальными.

Как можно объяснить индукцию через вероятность?

Философ Р. Карнап предложил моделировать логические функции с помощью вероятностной функции и назвал такую вероятность логической. Таким образом, индукция может быть интерпретирована как определение вероятности обобщенных закономерностей на основе наблюдений.

Являются ли все общие утверждения результатами индуктивного обобщения?

Да, почти все общие утверждения, включая научные законы, являются результатами индуктивного обобщения. Они выводятся на основе повторяющихся наблюдений и экспериментов.

Может ли индукция быть основой для всего нашего знания?

Индукция является основой для большей части нашего знания, поскольку она позволяет нам делать выводы и обобщения на основе имеющихся данных. Однако она не является исчерпывающим методом и не гарантирует 100% достоверность знания.

Что такое индукция?

Индукция - это метод научного познания, основанный на обобщении наблюдений и получении общих утверждений и законов.

Каким образом индукция помогает в научном познании?

Индукция позволяет из отдельных наблюдений и опытов сделать общие выводы и получить знания, которые применимы к широкому классу явлений.

Как осуществляется индуктивное обобщение?

Индуктивное обобщение происходит путем анализа множества наблюдаемых фактов и выявления общих закономерностей и свойств, которые позволяют сделать обобщенные выводы.

Можно ли сделать точные утверждения на основе индуктивного обобщения?

Индуктивное обобщение не дает абсолютно точных утверждений, так как оно основано на вероятности. Однако, с учетом большого количества наблюдений и подтверждений, уровень вероятности может быть очень высоким.