Социально-педагогическое сопровождение в адаптационного периода учащихся МБОУ СОШ им.В.М.Комарова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.12.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1.Проблема школьной адаптации: состояние и пути решения 4
1.1 .Состояние проблемы школьной адаптации в психолого-педагогической литературе 4
1.2.Сущностные характеристики явлений адаптации и дезадаптации 7
1.3.Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте 14
Глава 2. Практическое исследование социально- психологической адаптации школьников МБОУ СОШ им. В. М. Комарова 16
2.1.Условия социально-психологической адаптации к обучению учащихся МБОУ СОШ им. В.М.Комарова 16
2.2.Работа с учащимися в адаптационный период. 19
2.3.Результаты формирующей работы. 27
Заключение 30
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Целью формирующего этапа эксперимента явилось внедрение и реализация образовательной программы, направленной на психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учеников к школе. Руководствуясь результатами констатирующего этапа эксперимента, мы поставили себе задачу разработать образовательную программу, опирающуюся на структурные характеристики речи и особенности общения детей и педагога, которая: 1) во-первых была бы направлена, прежде всего, на поддержку развития коммуникативных способностей детей, облегчив таким образом интенсивный процесс адаптации к школе на эмоциональном уровне; 2) во-вторых способствовала бы снижению возникновения риска срыва адаптации и успешному ее (адаптации) прохождению детьми в начальный период обучения в школе, посредством разработки развивающего психолого-педагогического обеспечения формирования адаптационных способностей школьников. Предметом исследования мы выбрали закономерности влияния специально разработанной образовательной программы психолого- педагогического сопровождения процесса адаптации. Цель работы:Формирование адаптивного поведения у учащихся при взаимодействии его с социумом, адекватно отвечающим потребностям и возможностям развития, социализации учащегося.Задачи:Активизировать работу по своевременному выявлению педагогических проблем в семье, требующих безотлагательного решения;Оказывать помощь учащимся в устранении причин, негативно влияющих на учебу, поведение, посещаемость;Продолжить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков;Продолжить работу по организации групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспектора ОДН, специалистов правоохранительных органов;Продолжить совместную работу с классными руководителями, инспектором ОДН, специалистами УСЗН и Территориального отдела опеки и попечительства.Таблица 3. Организационная работа№п\пМероприятияОтветственный1.Выявление учащихся, не приступивших к занятиям.Социальный педагог, кл. руководитель2.Посещение на дому учащихся, не приступивших к обучению, выяснение причины, возвращение их в школуСоциальный педагог, кл.руководитель3.Работа с банком данных, выбывших за 2015- 2016 учебный год.Социальный педагог, кл. руководитель4.Составление плана работы на год.Соц. педагог5.Составление «Социального паспорта школы»:сбор данных по классам;инструктаж классных руководителей по представлению данныхСоциальный педагог, Классные руководители 1-11 классов6.Проведение акции «Помоги собраться в школу».Администрация школы, Социальный педагог7.Статическая отчетность по неблагополучным семьям, опекаемым,учащимся «группы риска».Соц. педагог8.Взаимодействие со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите учащихся.Соц. педагог9.Подготовка к семинарам, консультациям. Участие в заседаниях, совещаниях, педагогических советах.Соц. педагог10.Выступление по запросам классных руководителей на родительских собраниях и классных часах, в заседаниях методических советов.Классные руководители 1-11 классов, Социальный педагог2.3.Результаты формирующей работы.Целью формирующего исследования являлось изучение процесса адаптации к школе.Проанализируем результаты анкетирования родителей после формирующего эксперимента.С помощью анкеты для родителей нами определялось доминирование адаптации или дезадаптации среди учеников 1 «В» класса.Возможная дезадаптация не выявлена ни у одного ребенка.Таблица 4.Адаптация/дезадаптация учеников 1 «В» классаАдаптация/дезадаптацияКол-во человек% от группы детейадаптация20100%возможная дезадаптация--100% учеников из класса характеризуются адаптацией, то есть признаков дезадаптации в их поведении родители не наблюдают.Рис.3. Адаптация/дезадаптация учеников 3 «В» классаТаблица 4.Адаптация/дезадаптация учеников 5 «Б» классаАдаптация/дезадаптацияКол-во человек% от группы детейадаптация1785%возможная дезадаптация315%85% учеников из класса характеризуются адаптацией, то есть признаков дезадаптации в их поведении с начала посещения школы после каникул родители не наблюдают. У 3 детей родители наблюдают признаки возможной дезадаптации.Рис.2. Адаптация/дезадаптация учеников 5 «Б» классаТаким образом, с помощью программы сопровождения в период адаптации были достигнуты следующие результаты:Снизилось количество детей с признаками возможной дезадаптации (по наблюдению родителей);Повысились показатели социально-психологической и физиологической адаптации, улучшилось эмоциональное состояние учеников;Увеличилось количество учеников со сформированной внутренней позицией школьника.ЗаключениеОбучение ребенка в начальной школе - первая и очень значимая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой - учебной - деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести - семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения - эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.Анализируя изложенное в работе, можно сделать вывод о необходимости психологической поддержки адаптации учеников к школьному обучению. Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок - это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической Поэтому педагог, заинтересованный в качественных показателях своей деятельности, должен организовать такое взаимодействие с ребёнком, в ходе которого будут созданы все условия для успешного протекания психологической адаптации в условиях школы. При этом только грамотное сопоставление показателей личностного развития с точки зрения педагогического и психологического подходов с возможностью внесения изменений в собственное взаимодействие с ребёнком может помочь ученику успешно пройти период адаптации к школе.Исходя из положений, раскрытых в теоретической главе, к социально-психологическим аспектам адаптации в эмпирической части работы мы относим принятие им новой социальной роли.В практической части исследования нами была доказана гипотеза исследования: учеников в период адаптации к школе нуждаются в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении; разработанная программа сопровождения ускорит процесс адаптации детей, оптимизирует эмоциональное состояние, школьную мотивацию, межличностные отношения детей.Нами была доказана значимость дополнительного психолого-педагогического сопровождения учеников: у детей экспериментальной группы после формирующего этапа были выявлены более высокие показатели эмоционального состояния, школьной мотивации, настроения, отношения к школе, социометрического статуса. Так, нами была достигнута цель и решены задачи, поставленные в начале исследования.Основной вывод, сделанный в процессе исследования, также позволяет определить, что коррекция школьной дезадаптации возможна посредством коррекции мотивационной, эмоциональной-волевой и социальной сфер ребенка.Другими словами, педагогу необходимо знать и применять на практике методы и приёмы, содействующие преодолению возникающих адаптационных затруднений в эмоциональной, мотивационной и социальной сферах учеников, обеспечивающие более быстрое включение ребёнка в учебную деятельность и содействующие общему развитию ребёнка и сохранению его здоровья.Список литературыАндреева Д.А. О понятии адаптация //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69.Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук.СПб., 2007. 21 с.Вильчинская Т. П.Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htmГабышева Е. А. Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2008 / 2009 учебный год) [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/authors/101-619-878Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2004.- 184 с.Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2007. Знаменская С. И.Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2000, с. 85Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2004.Обухова О.С. Об особенностях изучения и развития Я-концепции младшего школьника в системе личностно ориентированного образования//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010.Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. № 5 (68). С. 83–87.

1) Андреева Д.А. О понятии адаптация //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69.
2) Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук.СПб., 2007. 21 с.
3) Вильчинская Т. П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm
4) Габышева Е. А. Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2008 / 2009 учебный год) [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/authors/101-619-878
5) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2004.- 184 с.
6) Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2007.
7) Знаменская С. И. Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/
8) Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2000, с. 85
9) Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2004.
10) Обухова О.С. Об особенностях изучения и развития Я-концепции младшего школьника в системе личностно ориентированного образования//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010.
11) Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. № 5 (68). С. 83–87.

Вопрос-ответ:

Какая проблема находится в центре внимания статьи?

В центре внимания статьи находится проблема школьной адаптации учащихся и пути ее решения.

Что рассматривается в Главе 1 статьи?

В Главе 1 статьи рассматривается состояние проблемы школьной адаптации в психолого-педагогической литературе, сущностные характеристики явлений адаптации и дезадаптации, а также учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

О каком исследовании говорится в Главе 2 статьи?

В Главе 2 статьи говорится о практическом исследовании социально-психологической адаптации школьников в конкретной школе "МБОУ СОШ им В. М. Комарова".

Что является ведущей в учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте.

Какие пути решения проблемы школьной адаптации рассматривает статья?

Статья рассматривает различные пути решения проблемы школьной адаптации, о которых подробно рассказывается в контексте конкретной школы "МБОУ СОШ им В. М. Комарова".

Какая проблема рассматривается в статье?

Статья рассматривает проблему школьной адаптации учащихся в младшем школьном возрасте и пути ее решения.

Какие характеристики адаптации и дезадаптации описываются в статье?

Статья описывает сущностные характеристики явлений адаптации и дезадаптации учащихся.

Что является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность.

Каким исследованием занимается статья?

Статья занимается практическим исследованием социально-психологической адаптации школьников МБОУ СОШ им. В.М. Комарова.

Какие пути решения проблемы школьной адаптации предлагаются в статье?

Статья предлагает различные пути решения проблемы школьной адаптации, включая социально-педагогическое сопровождение учащихся.

Какая проблема рассматривается в статье?

В статье рассматривается проблема школьной адаптации учащихся.