Контраст как средство организации художественного произведения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 20 20 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие контраста его история и структура 5
1.1 История «контраста» 5
1.2. Структура контрастов 8
Глава 2. Специфика реализации приема контраста на различных уровнях текста 11
2.1. Уровни выражение контраста, и их исследование 11
2.2. Исследование контраста 16
Заключение 17
Список литературы: 19


Фрагмент для ознакомления

В ходе проведенного исследования выяснилось, что контраст в образах персонажей может быть представлен следующими типами: 1) контраст образов персонажей (противопоставляться могут положительные и отрицательные герои:Шрелла и Неттлингер (Г. Белль «Бильярд в половине десятого»)); 2) контраст в развитии образа персонажа (примером тому может быть главный герой романа Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать» в своем отношении к войне в начале и конце произведения); 3) контраст при описании персонажа. Пример:Среди задержанных за день оказался сумасшедший, очень высокий молодой красноармеец, с руками и ногами богатыря и с маленькой, детской стриженой головой на длинной детской шее (Симонов, 1982).Контраст может быть обнаружен и в символике произведения, представленной определенной трактовкой тех или иных предметов и событий (Kunz, 1997). Контраст может проявляться в тексте и в плане выражения, и в плане содержания. Сложное переплетение обоих планов не позволяет создать точную типологию контрастов, а дает возможность лишь наметить основные направления изучения контрастов, установить некоторые тенденции в системе приемов построения его в художественном тексте. Так, В. М. Аврасинымвыделяются следующие наиболее распространенные направления типологизации контраста. Контраст рассматривается исследователем: 1. На уровне слова и словосочетания (контраст в оксюмороне, цветовой контраст, контраст между противопоставляемыми атрибутивными словосочетаниями, контрастное противопоставление прямого и переносного значения слов, пространственные контрасты, контраст слов с различной экспрессивно-стилистической окраской, контраст через противопоставление, связанное с игрой слов, и т.д.). 2. На уровне текста (контраст между литературной и обиходноразговорной речью, столкновение в тексте авторской речи с несобственнопрямой речью, контраст между уровнями содержания, контраст между кажимостью и сущностью, контраст через парадокс, имплицирующий контраст и т.д.); 3. Композицонно-синтаксические контрасты (КСК) («контрастирование тех или иных синтаксических параметров предложений, входящих в текст»): а) контраст по объему предложения в рамках абзаца или иного надфразового единства; б) контраст по типу предложений по цели высказывания; в) контраст предложений по степени строгости / разрыхленности; 4. Контраст, возникающий через варьирование грамматических форм (стилистико-морфологический контраст) (Аврасин,). Итак, феномен контраста является частотным явлением текста, пронизывающим все его уровни, что свидетельствует о том, что рассматриваемое явление содержит в себе текстообразующий потенциал и, обеспечивая структурно-смысловое единство текстового пространства, выступает в качестве своеобразного стержня произведения. Рассмотрев общую специфику реализации контраста на различных уровнях текста, мы обратимся далее более подробно к фигурам контраста, реализованным на лексическом уровне художественного произведения. В своем исследование Г. В. Андреева, пыталась сделать классификацию контрастоспособных единиц, которые участвовали в репрезентации контраста на лексическом уровне целого текста.2.2. Исследование контрастаКлассификация контрастов В. М. Аврасина характеризуется сложным переплетением языковых элементов лексического и грамматического уровней, стилистических фигур, смешением лексико-семантического, понятийно-содержательного, стилистического контрастов, однако имеет несомненное сходство с классификацией, приведенной нами выше, постулирующей разграничение реализации контраста на морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Так, мы считаем, что выделенный В. М. Аврасиным контраст на уровне слова и словосочетания соответствует названному выше лексическому уровню, контраст на уровне текста и композиционно-синтаксический контраст – синтаксическому уровню, а контраст, реализованный с помощью варьирования грамматических форм – уровню морфологическому. На самом деле работ, которые посвящены изучению, и исследованию контраста очень и очень много, большое внимание заслуживает Андреева, ведь она написала несколько книг о контрасте. О ее исследовании рассказывается в параграфе выше, так как ее материал имеет, по моему мнению, не последнюю роль.Шмелев «Современный русский язык», АрнольдИ. В. «Семантика. Стилистика. Интертекстуальность», Щепкина «Категория интеррогативности в немецком и русском языках», Ш. С. Нурметов, написал о «типах контекстуальной антонимии в русском языке» во всех этих работах присутствует исследование контраста.ЗаключениеВ заключении хотелось бы отметить, наиболее верное, по моему мнению, определение, контраст - это ярко выраженная противоположность.Мир прекрасного, так хотелось бы назвать художественную литературу и литературу в целом.Рассмотрение этого мира, и приобщение к нему раскрывает перед нами горизонты видения окружающего, создает новые потребности, усовершенствует вкус. Формируется способностьполностью правильно воспринимать и глубоко чувствовать, понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это является главной задачей воспитания. Ведь литература, как и русский язык, воспитывает новые поколения, учит, что хорошо, что плохо, главнымспособом приобщения к миру прекрасного является художественная деятельность человека, которая проявляет себя и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Формирование полноценной личности немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно с детства, или же с подросткового возраста, когда проявляется новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой. Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств, например лексики с предметным значением, имен существительных и т.д.В работе мы рассмотрели понятие «контраст», и художественную литературу, прозу ведь это все и есть единое целое. Без контраста не обходится не одно произведение, поэтому мы рассмотрели его в нашем реферате.Список литературы: Андреева Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе (на материале английского языка): Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. – Л., 1984. – 16 с Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: УРСС, 2004. – 576 с Марченко К.Н. Контраст у Горького // Словообразование и стиль писателя. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. – C. 85–92Матвиевская Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М. Лермонтова // Русский язык в школе. – 1977. – №2. – С. 66–73Изучение лексических и грамматических единиц в аспекте функциональной стилистики // Сборник научных трудов. – М.: УДИ, 1982. – 147 сАндреева Г. В. Контрастная организация языковых единиц // Вопросы Романо-германского языкознания. Саратов, 1988. Вып. 9. - С. 132-141.Аврасин В. М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии // Структура языкового сознания: Сб. статей. М.: Наука, 1990. - С. 128-138.Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 444 с.Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 703 с.Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.Kunz G. Metapher, Allegoric, Symbol. Gottingen: Vandenhoeck & Rup-recht, 1997.- 108 S.Нурметов Ш. С. Тины контекстуальной антонимии в русском языке // Русский язык в СССР, 1991, №5. С. 27-32.


Список литературы:
1. Андреева Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе (на материале английского языка): Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. – Л., 1984. – 16 с
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: УРСС, 2004. – 576 с
3. Марченко К.Н. Контраст у Горького // Словообразование и стиль писателя. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. – C. 85–92
4. Матвиевская Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М. Лермонтова // Русский язык в школе. – 1977. – №2. – С. 66–73
5. Изучение лексических и грамматических единиц в аспекте функциональной стилистики // Сборник научных трудов. – М.: УДИ, 1982. – 147 с
6. Андреева Г. В. Контрастная организация языковых единиц // Вопросы Романо-германского языкознания. Саратов, 1988. Вып. 9. - С. 132-141.
7. Аврасин В. М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии // Структура языкового сознания: Сб. статей. М.: Наука, 1990. - С. 128-138.
8. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 444 с.
9. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 703 с.
10. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.
11. Kunz G. Metapher, Allegoric, Symbol. Gottingen: Vandenhoeck& Rup-recht, 1997.- 108 S.
12. Нурметов Ш. С. Тины контекстуальной антонимии в русском языке // Русский язык в СССР, 1991, №5. С. 27-32.

Вопрос-ответ:

Что такое контраст?

Контраст - это средство организации художественного произведения, которое основывается на противопоставлении различных элементов, таких как цвета, формы, текстуры, темы и т.д. Контраст помогает создать эффектное воздействие на зрителя/читателя и выделить основные идеи произведения.

Какова история контраста?

История контраста уходит корнями в древние времена. Уже в древнегреческой архитектуре и живописи использовались принципы контраста, чтобы создать впечатляющие и привлекательные композиции. В дальнейшем, контраст был широко применен в различных художественных направлениях, включая романтизм, экспрессионизм и кубизм.

Какая структура контрастов?

Контрасты могут быть различными по своей природе. Они могут быть цветовыми (контраст светлого и темного, контраст холодных и теплых оттенков), формальными (контраст геометрических фигур, контраст размеров), содержательными (контраст положительного и отрицательного образов), тематическими (контраст различных тем и сюжетов) и многими другими.

Как контраст реализуется на различных уровнях текста?

Реализация контраста может происходить на разных уровнях текста. На уровне выражения контраст может быть достигнут через использование противоположных слов, фраз, образов. На уровне композиции контраст может быть создан путем размещения элементов в определенном порядке. На уровне смысла контраст может быть использован для противопоставления различных идей и тем.

Какие типы контраста могут быть представлены в образах персонажей?

В образах персонажей контраст может быть представлен различными типами. Например, контраст может быть создан между главным героем и его антагонистом, между разными характерами и психологиями персонажей, между реалистическими и символическими образами и т.д. Контраст в образах персонажей помогает подчеркнуть их особенности и развитие в ходе сюжета.

Чем является контраст в художественном произведении?

Контраст в художественном произведении является средством организации и выделения определенных элементов. Он помогает создать различия и противоположности, делая произведение более выразительным и эмоциональным.

Какова история возникновения понятия контраста?

История контраста как визуального искусства началась с появлением первых художников, которые начали использовать противоположности в своих работах для создания эффекта. Они осознали, что контрастные элементы привлекают внимание зрителя и делают работу более динамичной и интересной.

Какова структура контрастов в художественном произведении?

Структура контрастов включает различные аспекты, такие как контраст цвета, формы, текстуры, размера и тонов. Каждый из этих элементов может быть использован для создания контраста и достижения определенного эффекта в произведении.