Роль Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса в формировании европейской методологии науки XVII-XVIII вв.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 26.11.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Часть 1. Учение Фрэнсиса Бэкона 4
Часть 2. Джон Локк 8
Часть 3. Томас Гоббс 13
Часть 4. Методология 17
Список литературы 19
Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, в основе которых лежат механические различия вещей.
Гоббс считает, что существует единая и универсальная «природа человека». Естественными законами этой природы и объясняются в первую очередь все человеческие поступки. В природе человека лежит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет желания и влечения, «злом» - предмет отвращения и ненависти. Добродетели и пороки – это то, что при разумном понимании может быть оценено, соответственно, как способствующее или мешающее достижению блага.
В учении о знании критиковал теорию врожденных идей Декарта. Выводя все идеи из ощущений, развил учение о переработке идеи сравнением, сочетанием и разделением. Утверждая, что опыт, или знание единичных фактов, дает лишь вероятные истины о связях вещей, признавал все же возможность достоверного общего знания, обусловленного языком, т.е. способностью имен становиться знаками общих идей.
Поскольку гражданский мир является величайшим благом, то гражданские добродетели, способствующие ему, соответствуют естественным законам нравственности. Таким образом, социальные законы коренятся в природе человека, которая есть часть природы в целом.
Великие географические открытия эпохи Возрождения позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения Земли живет вне государственного устройства (в условиях первобытного строя). Этот факт со всей остротой поставил перед учеными проблему происхождения государства. Революция Нового времени, и прежде всего первая английская революция, значительно подорвали веру в божественное происхождение королевской власти.
В учении о праве и о государстве Гоббс отбросил теории божественного установления общества и защищал теорию общественного договора, определял государство как «искусственное тело». В истории человечества он выделили две основные стадии: догосударственную («естественное состояние») и государственную. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию, но в многочисленных разъяснениях и оговорках, в сущности, давал место революционным принципам. Его идея – не монархический принцип как таковой, а неограниченный характер государственной власти. Права государственной власти у Гоббса совместимы с интересами тех классов, которые провели в середине XVII века в Англии буржуазную революцию. Рассмотрим историю «Левиафана».
«Левиафан» был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит и само название книги: «Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского». Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке. Вторая - посвящена происхождению и сущности государства. Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству. Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания. «Счастье этой жизни» состоит в постоянном успехе в осуществлении желаний. Однако это счастье никогда не бывает спокойным удовольствием, потому что, говорит Гоббс, жизнь не может существовать без желаний, без чувств. Наше естественное состояние таково, что, двигаясь к тому, чего мы желаем, мы сталкиваемся с другими людьми, такими же, как мы.
Согласно Гоббсу, все люди равны от природы. Однако поскольку они - эгоисты и
стремятся не только сохранить собственную свободу, но и подчинить один другого, то возникает ситуация «война всех против всех». Это делает жизнь «беспросветной, звериной и короткой». В подобном обществе «человек человеку – волк». Чтобы выжить в этой войне, люди объединяются, передав полномочия центральной власти. Таким образом, государство предстает как результат действия общественного договора. Договор между людьми завершается выбором правителя или верховного органа – от этого зависит форма правления, - который помогает положить конец войне. Поскольку государство отражает желание всех объединившихся, то против него не в силах бороться отдельные люди. Наступает мир. Без власти государства все призывы к морали превращаются в пустой звук. Только государство вносит порядок в беспорядочный поток человеческих страстей и инстинктов, с помощью закона обуздывает их, чтобы люди не могли вредить друг другу. Неограниченная власть государства распространялась Гоббсом как на поведение человека, так и на его воззрения. Государственной власти подчиняется также и церковная власть. Нападки философа на церковь вызвали негодование англиканского духовенства. Автор «Левиафана» был объявлен безбожником. Началась травля философа. К этой кампании присоединились и сторонники королевской партии, находившиеся в эмиграции Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он отрицает божественный характер власти монархов и королевские прерогативы. Они не могли ему простить призывы к повиновению республике. Результатом всего этого явилось удаление Гоббса от двора и его разрыв с эмигрантскими кругами, добивавшимися восстановления в Англии монархии Стюартов.
В теории общества и государства были зародыши материалистического понимания общественных явлений.
Гоббса трудно отнести к какому-либо конкретному философскому направлению. С
одной стороны, он был эмпириком, а с другой - сторонником математического метода, который применял как в чистой математике, так и в других областях знания, и прежде всего в "политической науке" Гоббс настолько высоко ценил математику, что науку вообще отождествлял с математикой, а математику зачастую сводил к геометрии Физику он считал прикладной математикой. Главным условием философствования Гоббс считал наличие внутреннего света, указывающего путь к истине и предостерегающего от всевозможных заблуждений. Такой свет, по мнению Гоббса, должен исходить от человеческого разума, его мышления Бэконовское «истина дочь времени, а не авторитета» он перефразировал в положение «философия есть дочь твоего мышления». Поэтому философ связывает с мышлением возможности истинного знания, раскрытие причин и следствий происходящих событий, а не только сбор фактов как таковых. Согласно Гоббсу, философия также отвергает все представления, основанные на сверхъестественном, теологию и астрологию, учение об ангелах. Философия
основывается на доводах разума и отрицает божественное откровение. Таким образом
Гоббс стал на позиции более последовательного материализма.
Часть 4. Методология
Существует два определения методологии.
Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
Учение о методе научного познания и преобразования мира.
Теоретическое обоснование методов научного познания вызвано потребностями развивающейся науки и получило наибольшее развитие в новой философии, начиная с Ф. Бэкона и Декарта. Для сравнения - материалистическая философия до Маркса обосновывала методы познания законами объективного мира. Идеалистические системы пытались объяснить их законами духа, идеи или рассматривали как совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом. При этом нередко общий метод познания связывался с законами одной из конкретных областей знания (механикой, математикой, биологией и т.д.), сводился к методу одной какой-либо науки. Марксистская методология исходит из того, что в основе методов познания лежат объективные законы природы и общества. Метод познания лишь тогда может быть научным, когда он отражает объективные законы самой действительности. Поэтому принципы научного метода, его категории и понятия суть не сумма произвольных правил, созданных человеческим умом, «не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека…» . При этом марксистская методология опирается и на диалектику предмета, и на специфику ее отражения в мышлении. Последнее коренным образом отличает ее от методологии домарксистского материализма.
Существенный вклад в методологию внес Гегель. Он впервые обратил внимание на специфический характер философского метода, его отличие от методов конкретных наук и несводимость к ним. Он подчеркивал, что метод есть движение самого содержания и поэтому не может разрабатываться вне связи с содержанием. Однако идеализм гегелевской философии привел к абсолютизации роли метода, к сведению закономерностей объективного мира к закономерностям познания.
Следует отметить поразительную эффективность философии XVII – XVIII веков как понятийной системы, используемой для организации научного исследования. В этом смысле она вполне достойна породившего ее духа эпохи. С тех пор она отвела себе место руководящего принципа научного анализа. И сейчас она царит по-прежнему. Во всем мире в каждом университете поиск истины организуется в соответствии с ней.
Даже самая обобщенная картина успехов научной мысли того столетия не способна опустить из поля зрения прогресс в области математики.
Понятие механического объяснения всех природных процессов окончательно установилось в качестве догмата науки.
Изменились и принципы самого преподавания наук, уделяется большое внимание саморазвитию и самодисциплине.
Разделение области знания между наукой и философией было непростой задачей, но дуализм XVII-XVIII вв разрубил этот комплекс пополам.
Список литературы
Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1977, - 567 с.
Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.:- Юрай-Издат, 2007. – 688с.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1968.
Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Сост. Кларин В.М., Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Под ред. М.А. Кисселя – М.: - Прогресс, 1990.
Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. – М.: Политиздат. 1975. - 496 с.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Общ.ред. М.А. Кисселя. – М.: Прогресс, 1990. С. 63.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Общ.ред. М.А. Кисселя. – М.: Прогресс, 1990. С. 97
Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1977.Т. 2. С. 179
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1968. с.83.
1
2. Гриненко Г.В. История философии: учебник. М.:- Юрай-Издат, 2007. – 688с.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – М.: Политиздат, 1968.
4. Педагогическое наследие. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Сост. Кларин В.М., Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с.
5. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Под ред. М.А. Кисселя – М.: - Прогресс, 1990.
6. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. – М.: Политиздат. 1975. - 496 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль сыграл Фрэнсис Бэкон в формировании европейской методологии науки XVII-XVIII вв.?
Фрэнсис Бэкон сыграл важную роль в формировании европейской методологии науки, предложив новый подход к исследованию. Он выступал за эмпирический метод, основанный на наблюдении и эксперименте, а также за использование индукции и классификации данных. Бэкон призывал к отказу от традиционных авторитетов и доверию только научным фактам и опыту. Его работы оказали большое влияние на развитие научного метода и стали отправной точкой для формирования современной науки.
Какие основные идеи выдвинул Джон Локк, влияющие на формирование европейской методологии науки?
Джон Локк внес значительный вклад в формирование европейской методологии науки своими идеями о познании и опыте. Он полагал, что знание происходит из опыта, а не из врожденных идей, как считали некоторые его предшественники. Локк также утверждал, что знание должно быть основано на простых идеях, которые получаются из наблюдения реальности. Его идеи о познании и опыте стали основой эмпиризма и оказали существенное влияние на развитие научного метода.
В чем заключались основные идеи Томаса Гоббса, влияющие на формирование европейской методологии науки?
Основные идеи Томаса Гоббса, имеющие значение для формирования европейской методологии науки, связаны с его механистическим взглядом на природу и восприятие. Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, которые основаны на механических различиях вещей. Он также считал, что существует единая и универсальная природа человека, определяющая его действия и поведение. Эти идеи Гоббса оказали влияние на развитие научной методологии, помогая установить основы для объективного изучения природы и развития науки.
Какая роль сыграла Фрэнсис Бэкон в формировании европейской методологии науки в XVII веке?
Фрэнсис Бэкон сыграл значительную роль в формировании европейской методологии науки XVII века. Он разработал новый подход к научному исследованию, который впоследствии получил название "Бэконовская методология". Бэкон полагал, что наука должна основываться на наблюдении и эксперименте, а не на предположениях и догадках. Он подчеркивал важность сбора и анализа фактических данных, собранных из различных источников. Благодаря своим идеям, Бэкон сыграл ключевую роль в развитии эмпиризма и создании основ научного метода, который затем стал фундаментом для развития европейской научной мысли.
Какие идеи представлял Джон Локк по поводу методологии науки в XVII веке?
Джон Локк внес значительный вклад в развитие европейской методологии науки XVII века. Он разработал концепцию эмпиризма и подчеркивал важность опыта и наблюдения в научных исследованиях. Локк предлагал изучать объекты и явления не только на основе врожденных идей и знаний, а также через восприятие и эксперимент. Он считал, что наука должна основываться на фактическом опыте и наблюдении, а не на теоретических предположениях. Эти идеи Локка стали основой для развития научного метода в последующие годы и оказали большое влияние на формирование европейской методологии науки.
Какова роль Томаса Гоббса в формировании методологии науки в XVII веке?
Томас Гоббс сыграл важную роль в формировании методологии науки в XVII веке. Он разработал концепцию механистического подхода к пониманию природы и общества. Гоббс считал, что все явления и законы мира можно объяснить на основе механических принципов. Он отрицал объективный характер качественного многообразия природы, считая его свойством человеческих восприятий, основанных на механических различиях вещей. Гоббс также считал, что существует единая и универсальная природа человека, определяемая его желаниями и потребностями. Все эти идеи Гоббса оказали значительное влияние на развитие методологии науки и влияют на нашу современную научную мысль.
Какую роль в формировании европейской методологии науки играли Ф. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс?
Ф. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс являлись важными фигурами в развитии методологии науки в XVII-XVIII веках. Их работы оказали значительное влияние на формирование эмпиризма и рационализма, а также на развитие механистического подхода к пониманию природы и общества.
Каково учение Фрэнсиса Бэкона?
Учение Фрэнсиса Бэкона основывалось на идее экспериментального подхода к познанию природы. Он признавал необходимость наблюдения, экспериментов и систематического сбора фактов. Бэкон разработал метод индукции, с помощью которого можно было обобщать законы на основе накопленных данных.
Какие идеи высказывал Джон Локк в своих трудах?
Джон Локк выступал за идею опыта в качестве основы для познания. Он считал, что все знания происходят из опыта и восприятия. Локк разработал теорию "пустого разума", согласно которой ума человека нет врожденных идей, а все знания формируются на основе опыта и ассоциаций.
Какую позицию занимал Томас Гоббс относительно природы качественного многообразия?
Томас Гоббс отрицал объективный характер качественного многообразия природы и считал его свойством человеческих восприятий. Он полагал, что в основе восприятий лежат механические различия вещей. Гоббс считал, что существует единая и универсальная природа человека, а естественными законами этой природы являются эгоизм и стремление к выживанию.
Какие результаты имели методологические идеи Ф. Бэкона, Дж. Локка и Т. Гоббса?
Методологические идеи Ф. Бэкона, Дж. Локка и Т. Гоббса оказали существенное влияние на развитие европейской науки. Они помогли утвердить эмпирический подход к познанию природы и общества, а также акцентировали внимание на опыте и наблюдениях как основе для получения знаний. Эти идеи легли в основу научной революции и сформировали основы современного научного метода.