"Обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТГАДЫВАНИЯ И ЗАГАДЫВАНИЯ ЗАГАДОК ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста 5
1.2 Композиционные и языковые особенности загадок 8
1.3 Принципы отбора загадок для детей среднего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОТГАДЫВАНИЮ И ЗАГАДЫВАНИЮ ЗАГАДОК ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1.Исследование умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки 15
2.2.Методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки 17
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления

При выполнении заданий дети испытали трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как были невнимательны. После моих вопросов, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы. Дети, выполняя задание уже точнее, называли необходимые признаки, абстрагируясь от других, и активнее обследовали группу. При усложнении задания, дети, допускали ошибки, но упражнения в разных заданиях оказались эффективными для более тонкого анализа предметов, хотя многие анализировали без опоры на наглядность.На первом этапе формирования эксперимента можно было проследить, что дети внимательно слушали первую работу и неправильно ответили на вопросы, но с помощью моих вопросов, они активизировались, стали искать предметы, предметы в окружающей среде, чтобы исследовать пространство, чтобы сделать для себя открытие.II этапЭтот этап был построен с целью, активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Особое внимание уделено овладению умением находить образные сравнения. В результате выполнения задания возможно отметить, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.III этапНа этом этапе детям предлагается модель, целью которой являлось: учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений и на этой основе самостоятельно составлять загадки.Модель - на листе бумаги изображены:– человек - назначение и способы использования предмета;– геометрические фигуры - форма предмета;– цветовой спектр - цвет предмета;– кусочки ткани - материал (гладкий, шероховатый).Сложнее всего было установить связь «человек-яблоко». С помощью моих вопросов дети назвали: «Варят варенье, есть сок яблочный», «пироги пекут с яблоками», «яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные».На данном этапе опытной работы дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.IV этапЦель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.Игра вызвала большой интерес у детей, они активно изобретают головоломки прийти к консенсусу. Вместе с детьми обсуждали выбранные детали и мысли детей, по поводу объединения деталей в загадку.Во время составления загадки дети пытались использовать сравнения. Таким образом, следует отметить общую тенденцию: у детей среднего дошкольного возраста имеется повышенный интерес к загадкам, они стали более осторожными и наблюдательными, их аргументы стали более аргументированы.2.3 Анализ результатов экспериментальной работыДля того, чтобы обнаружить изменения в навыках отгадывания загадки и построить свою собственную загадку была проведена повторная диагностика, аналогичная первой.График 3 показывает результаты исследования навыков, чтобы разгадать загадку в конце эксперимента.График 3. Общие результаты исследования умений отгадывать загадки Из графика 3 видно, что уровень умений выделять признаки и свойства предметов, понимать сравнения, владеть способами доказательств значительно возрос. Также, в группе исследования есть дети с низким уровнем умений отгадывать загадки. Это связано с частыми пропусками занятий по болезни и низким уровнем развития речи.Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:дети внимательно вслушиваются в загадку и размышляют над включенной в нее проблемной задачей;внимательно слушают загадку до конца, учитывают все названные признаки, не торопятся дать ответ;выделив признак или признаки, дети связывают его с другими признаками, дают правильную отгадку.Затем дети самостоятельно сочиняли загадку. Результаты на конец эксперимента представлены на графике 4.График 4. Общие результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки (конец эксперимента)Таким образом, можно отметить, что в сравнении с началом эксперимента, большая часть детей среднего возраста способны самостоятельно проектировать нерифмованные ирифмованные загадки, так как они научились находить сходные черты объектов, анализировать, выбирать сравнения.ЗаключениеДля того, чтобы научить детей отгадывать загадки необходимо много терпения и подготовительной работы. Начало обучения отгадыванию загадок происходит не с их загадывания, а с обучения детей наблюдению за жизненными процессами. Дети учатся воспринимать предметы и явления с разных сторон, учатся видеть мир в различных связях между его элементами, фиксировать краски, звуки, движения и уметь замечать их изменение.При учете особенностей загадки по совету Илларионовом необходимо соблюдать четкую последовательность мыслительных действий, совершаемых при процессе отгадывания.Выделить признаки неизвестно объекта, которые выделены в загадки. Провести их анализ.Провести сопоставление и объединение признаков для выявления возможных связей между ними. Провести их синтез.На основании сопоставленных признаком можно выявить связи, т.е. отгадать загадку.Как уже было сказано, первым делом в обучении детей отгадыванию необходимо начинать с воспитания у детей умения наблюдать жизнь и предметы с различных сторон, видеть все краски и движения жизни. Основой мыслительных процессов является развитие внимания, памяти, сенсорной культуры ребенка, его наблюдательности. При этом ребенок учится отгадывать загадки.Для того, чтобы всесторонне развить детей для отгадывания загадок, нужно приучить их обязательно доказывать, что отгадка его верная. Для достижения этого нужно вызвать у детей интересы к процессу приведения доказательства, рассуждению, подбору фактов и доводов.Таким образом, отгадывание и придумывание загадок оказывает большое влияние на развитие мышления, воображения, речи детей. Научить детей отгадывать и загадывать загадки возможно только при целенаправленной, систематической работе, учитывающей возрастные возможности детей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2012.2.Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 2013.3.Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 2011.4.Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению. – М., 2014. – 89 с.5.Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать / Д.Н. Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Минск: Беларусь, 2012.– 127 с.6.Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников. // Школьное воспитание. – 2011. №2. С. 17–20.7.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -2012. -№9. -С. 23-26.8.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 2014.9.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.10.Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова – М.: Баласс, 2012. – 144 с.11.Ладыженская Т.А. Методика развития речи. – М.: Педагогика, 2013. – 144 с.12.Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении / Г.А. Любина. – Минск: Народная асвета, 2013. – 223 с.13.Напольникова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку – М.: Просвещение, 2012. – 134 с.14.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр. – М.: Просвещение, 2013, – 103 с.15.Путешествие по Стране Загадок /Сост. :Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2011.16.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -2013. -№717.Тарнопольская О. Фольклор. Загадки. – М.: Просвещение, 2011. – 99 с.18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение,2011.19.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -2012. -№1. -С. 59-66.20.Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -2013. -№7

1.Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2012.
2.Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 2013.
3.Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 2011.
4.Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению. – М., 2014. – 89 с.
5.Дубинина, Д.Н. Умей объяснить и доказать / Д.Н. Дубинина, Е.Е. Пелагейчик. – Минск: Беларусь, 2012.– 127 с.
6.Ерофеева Т.И. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников. // Школьное воспитание. – 2011. №2. С. 17–20.
7.Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -2012. -№9. -С. 23-26.
8.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 2014.
9.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
10.Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке / Т.Р. Кислова – М.: Баласс, 2012. – 144 с.
11.Ладыженская Т.А. Методика развития речи. – М.: Педагогика, 2013. – 144 с.
12.Любина, Г.А. Развитие речи дошкольников в общении / Г.А. Любина. – Минск: Народная асвета, 2013. – 223 с.
13.Напольникова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку – М.: Просвещение, 2012. – 134 с.
14.Пирогова Л.И. Сборник словесных игр. – М.: Просвещение, 2013, – 103 с.
15.Путешествие по Стране Загадок /Сост. :Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2011.
16.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -2013. -№7
17.Тарнопольская О. Фольклор. Загадки. – М.: Просвещение, 2011. – 99 с.
18.Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение,2011.
19.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -2012. -№1. -С. 59-66.
20.Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -2013. -№7

Вопрос-ответ:

Зачем нужно обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок?

Обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок имеет несколько важных целей. Во-первых, это развивает логическое мышление и креативность у детей. Загадки требуют аналитического подхода и способствуют развитию умения решать задачи и находить нестандартные решения. Во-вторых, это помогает расширить словарный запас и развить речь у детей. Загадки интенсивно используют язык и помогают улучшить навыки слушания и говорения. В-третьих, загадки могут быть увлекательным и интересным занятием для детей, которое способствует развитию их воображения и творческого мышления.

Какие особенности имеют загадки для детей дошкольного возраста?

Загадки для детей дошкольного возраста имеют свои особенности. Во-первых, они должны быть понятными и доступными для детей. Сложные и запутанные загадки могут вызывать у детей негативные эмоции и отрицательное отношение к загадкам в целом. Во-вторых, загадки для детей дошкольного возраста должны быть связаны с их жизненным опытом и интересами. Например, они могут содержать элементы из окружающего мира, игрушек или животных, которые знакомы детям. В-третьих, загадки для детей дошкольного возраста нужно делать короткими и простыми, чтобы дети могли легко запомнить их и участвовать в игре.

Какие принципы отбора загадок для детей среднего дошкольного возраста?

При отборе загадок для детей среднего дошкольного возраста нужно учитывать несколько принципов. Во-первых, загадки должны быть понятными и доступными для детей. Они не должны быть слишком сложными или содержать непонятные и абстрактные понятия. Во-вторых, загадки должны быть связаны с жизненным опытом и интересами детей. Например, они могут содержать элементы из окружающего мира, игрушек или животных, которые знакомы детям. В-третьих, загадки должны быть короткими и простыми, чтобы дети могли легко запомнить их и участвовать в игре. И, наконец, загадки должны быть интересными и увлекательными для детей, чтобы они с удовольствием участвовали в игре и стремились отгадать загадку.

Какое значение имеет отгадывание и загадывание загадок для детей дошкольного возраста?

Отгадывание и загадывание загадок имеют значительное значение для развития детей дошкольного возраста. Это помогает развивать интеллектуальные, языковые и коммуникативные навыки, логическое мышление, воображение и внимание у детей. Также это способствует развитию креативности и самовыражения у детей. Отгадывание и загадывание загадок также способствует формированию у детей уверенности в своих возможностях и снятию страха перед публичными выступлениями.

Какие особенности у загадок для детей дошкольного возраста?

Загадки для детей дошкольного возраста должны быть простыми и понятными, чтобы дети могли легко разгадывать их. Они должны быть короткими и иметь простое строение, чтобы дети могли запоминать и повторять их. Также загадки должны быть интересными для детей, поэтому они часто основаны на повседневных предметах и явлениях, которые знакомы детям. Они могут содержать игровые элементы и элементы фантазии, чтобы привлечь внимание детей и развить их воображение.

Какие принципы следует учитывать при отборе загадок для детей дошкольного возраста?

При отборе загадок для детей дошкольного возраста следует учитывать несколько принципов. Во-первых, загадки должны быть возрастными, то есть соответствовать уровню развития и понимания детей этого возраста. Во-вторых, они должны быть логичными и последовательными, чтобы дети могли легко уловить связь между вопросом и ответом. В-третьих, загадки должны быть разнообразными и интересными, чтобы дети могли находить в них удовольствие и стимулироваться к активному участию в загадывании и отгадывании загадок.

Зачем нужно обучать детей отгадыванию и загадыванию загадок?

Обучение детей отгадыванию и загадыванию загадок имеет множество полезных причин. Во-первых, это развивает логическое мышление и способность к анализу и синтезу информации. Дети учатся искать скрытый смысл, находить логические связи и делать выводы. Во-вторых, это развивает коммуникативные навыки, так как загадки часто предполагают взаимодействие и обмен информацией между детьми. Кроме того, отгадывание и загадывание загадок способствует развитию воображения, креативности и речи у детей.

Какие особенности загадок важно учитывать при обучении детей дошкольного возраста?

Загадки для детей дошкольного возраста должны быть доступными и понятными, чтобы дети могли легко узнать ответы. Они должны быть короткими и простыми, с использованием привычных предметов и явлений из окружающей среды детей. Также важно, чтобы загадки были интересными и вызывали у детей любопытство и желание угадать ответ. Кроме того, стоит учитывать возрастные особенности детей, их уровень развития речи и понимания мира.

Какие принципы отбора загадок следует применять для детей среднего дошкольного возраста?

При отборе загадок для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется руководствоваться несколькими принципами. Во-первых, загадки должны быть связаны с бытовой и игровой ситуациями, которые дети хорошо знают и понимают. Во-вторых, они должны быть простыми и понятными, чтобы дети могли успешно отгадывать их. В-третьих, загадки могут быть связаны с определенными темами, которые дети изучают в детском саду или в школе, чтобы углубить их знания и навыки в этих областях. Стоит также учитывать индивидуальные особенности детей и их интересы.

Какое значение имеет отгадывание и загадывание загадок для детей дошкольного возраста?

Отгадывание и загадывание загадок играют важную роль в развитии у детей дошкольного возраста таких навыков, как логическое мышление, воображение, слушание, память и языковая компетенция. Они помогают развивать детскую речь, улучшать работу мозга и стимулировать творческое мышление.