Формирование лексической компетенции учащихся, изучающих французский язык в школе, по теме:

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 32 32 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 24.12.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования формирования лексической компетенции 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции. Лексическая компетенция 6
1.2. Лексический навык как составляющая формирования лексической компетенции 10
1.3. Этапы формирования лексических навыков 15
1.4. Требования примерной рабочей программы для обучения лексики французского языка 18
Глава 2. Особенности формирования лексической компетенции учащихся, изучающих французский язык в школе 21
2.1. Обучение лексике в школе по теме: «Спорт» 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления

в ходе которых усвоение отрабатываемого материала происходит с установкой на речевой стимул, которые представляют собой пеструю картину и квалифицируются в современной методике как подготовительные коммуникативные, доречевые, вторичные предречевые, условно-речевые и т.д. (13)
При семантизации этих лексических единиц могут использоваться следующие приемы.

Задание 5. Отметьте неизвестные вам слова. Найдите значения всех непонятных слов в словаре.

Задание 6. Подберите соответствующие значения из правой колонки таблицы к словам в левой колонке.
sport activité physique (jeu, lutte, effort...) dont la pratique est basée sur des règles et sur un entraînement spécifique gymnastique ensemble d'exercices destinés à fortifier et à assouplir le corps sauts en longueur action de sauter d'un point en hauteur course 1) (sports) discipline sportive;
2) (sports) épreuve sportive où il faut courir, ou bien ou l'on fait courir des chevaux, des véhicules volley-ball (sports) sport d'équipe qui consiste à envoyer un ballon avec les mains par-dessus un filet aérobique Relatif à l’aérobic, qui augmente la consommation d'oxygène du corps.
Задание 7. Посмотрите внимательно на рисунки.
а) Постарайтесь определить названия видов спорта.

б) Составьте с каждым из этих слов предложения.

Задание 8. Выпишите из приведенного списка наименований те виды спорта, которыми вы занимаетесь.

Задание 9. Из перечисленных лексических единиц выпишите новые слова. Найдите им соответствия в русском языке. Составьте с ними предложения.

На этапе контроля понимания новых лексических единиц можно использовать следующее упражнение:
Задание 10. Покажите называемые предметы на картинке.

Задание 11. На столах лежат картинки и вам надо распределить виды спорта согласно временам года.

Задание 12. Выберите рисунки видов спорта и расположите их в последовательности, в какой они встречаются в тексте.

Задание 13. Переведите на русский язык отдельные отрывки текста (по указанию преподавателя).

Задание 14. Ответьте на вопросы к тексту.
Pourquoi le sport est-il devenu si populaire? Qu’est-ce qui at­tire les gens dans le sport?
Quel sport vous semble-t-il le plus beau, le plus viril (мужест­венный), le plus dangereux et pourquoi?
Faites-vous du sport?
Quel sport pratiquez-vous?
Quel est votre sport préféré? Parlez-en.
Si vous pratiquez un sport, racontez vos débuts, vos impressions, vos difficultés, les résultats obtenus.
Croyez-vous pro­gresser dans votre activité sportive?
Quels sont vos projets?
Si vous ne faites pas de sport, dites pourquoi.
Peut-on être un bon sportif et un bon élève en même temps?
Quels traits de caractère le sport forme-t-il, qu’en pensez-vous?
Qu’est-ce qu’il faut faire pour réussir dans le sport?
Comment est votre attitude envers les grandes compétitons sportives?
Parlez de votre attitude envers le sport..

Задание 15. «Мозаика». Соберите предложения вставив в них пропущенные слова.

На этапе заучивания и запоминания новых слов и выражений по теме «Спорт» можно использовать следующие упражнения:

Задание 16. Читайте и затем повторяйте, не глядя в текст, наращиваемые предложения (с начала, с конца и радиально, вокруг ключевого слова).

Задание 17. Соедините фрагменты предложения в единое целое, прочтите вслух предложения.

Задания 18. Прочтите предложение, заполняя пропуски соответствующими словами.

Задание 19. Запоминаем новую лексику. Закончите данные предложения на основе текста.
Je fréquente nos leçons de … .
Je suis forte en sauts … .
Je cours … .
Mais je ne sais pas bien jeter une … .
Quand je suis libre, je vais parfois jouer au … .
Je voudrais visiter un cercle de dance … .

На этапе тренировки использования новой лексики по теме «Спорт», возможно использование следующих приемов.

Задание 20. Рассмотрите слова, которые имеют отношение к спорту. Поработайте в парах. Составьте вопросы с указанными словами и адресуйте их Вашему другу.

Задание 21. Игра-соревнование «Какой вид спорта?». Составьте описание какого-нибудь вида спорта таким образом, чтобы в нем не было прямых названий. Опишите его, укажите в какой ситуации им пользуются и т.д. Ответьте на уточняющие вопросы других учащихся.

Задание 22. Напишите предложения с отгаданными словами.

Задание 23. Представьте себе, что Вы спортивный журналист. Расскажите о Вашем любимом виде спорта.

Задание 24. Преобразуйте рассмотренный нами в Задании 4 текст в текст о спорте в вашей жизни.

Таким образом, при обучении лексике французского языка на примере тематической группы «Спорт», необходимо охватить все этапы обучения лексическим единицам и в результате сформировать коммуникативную компетенцию у учащегося таким образом, чтобы он мог свободно общаться в рамках заданной ситуации.

Заключение
Целью данной курсовой работы был анализе особенностей формирования лексической компетенции учащихся, изучающих французский язык в школе, по теме «Спорт».
Учитывая тот факт, что лексика французского языка является системой взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня, при обучении лексики целесообразным представляется использовать системный подход. Применение данного принципа при обучении лексики французского языка способствует обобщению лексических единиц языка, приведению их в порядок, определению закономерности функционирования языковых единиц различных уровней.
Вопросам формирования лексической компетенции на современном этапе развития методики уделяется пристальное внимание. В то же время, невзирая на разнообразие формулировок, практически все исследователи сходятся в том, что под иноязычной лексической компетенцией необходимо подразумевать потенциал способности человека общаться. Таким образом, при формировании лексической компетенции наряду с мотивацией, познанием, вопросом отбора лексического материала важным является вопрос формирования лексических навыков, необходимых школьнику. При этом лексические навыки могут автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения).
Как известно, формирование лексических навыков происходит в несколько этапов:
ознакомление;
поиск;
тренировка (речевая практика) (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании).
Каждый из этапов характеризуется особенностями использования методов обучения.
Поскольку в нашем исследовании интерес вызывает тема «Спорт», как одна из актуальных ЛСГ современной французской лексической системы, то в курсовой работе была предложена схема, организующая лексический аспект и включающая в себя основные этапы работы над словом, основным из которых является послетекетовый этап обучения теме «Спорт». Были выделены многочисленные приемы, включающие в себя разные виды упражнений, характер которых соответствует в каждый момент работы над словом поставленной цели.
Таким образом, при обучении лексике французского на примере тематической группы «Спорт», необходимо охватить все этапы обучения лексическим единицам и в результате сформировать коммуникативную компетенцию у учащегося таким образом, чтобы он мог свободно общаться в рамках заданной ситуации.

Список использованной литературы
Балютина С.Е. О содержательном наполнении термина-понятия «социокультурная компетенция» // Вестник ВГУ, серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. – С. 187-192.
Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Б елинского. – 2012. – № 28. – С. 705–706.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции / С.А. Дашиева, О.А. Дареева // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2009. – Вып. 15. Теория и методика обучения. – С. 154-159.
Елухина H.В. Французский язык: Учебник для 7-го кл. шк. с углубл. изуч. фр. яз. / Н. В. Елухина, С. В. Калинина, В. Д. Ошанин. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 304 с.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 264 с.
Короткова И.П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 2012. – 27 с.
Кулигина А.С. Французский язык. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. – 93 с.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 9 - 16.
Миньяр-Белоручев Р.К Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365
Падей Е.В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 388-390.
Программы и стандарты России. URL: http://bilingual-online.net/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D130%26Itemid%3D41%26lang%3Dru
Рогова Г.В. Цели и задачи обучения ИЯ / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. – 1974. – №4. – С. 20-23.
Романович А.Ю. Роль учителя в формировании лексической компетенции// Сборник «Язык. Коммуникация. Культура». – Курск. – 2012. – 90 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 145 с.
Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 19-25.
Шамов А.Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале немецкого языка): дисс. ... канд. пед. наук. – Н.Новгород, 1999. – 262 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов. – М.: Высшая школа, 1986. – 212 с.
Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2003. – 204 с.
Якубова Н.В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 4. – С. 37-41.











5

1. Балютина С.Е. О содержательном наполнении термина-понятия «социокультурная компетенция» // Вестник ВГУ, серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 3. – С. 187-192.
2. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Б елинского. – 2012. – № 28. – С. 705–706.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
5. Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции / С.А. Дашиева, О.А. Дареева // Вестник Бурятского госуниверситета. – 2009. – Вып. 15. Теория и методика обучения. – С. 154-159.
6. Елухина H.В. Французский язык: Учебник для 7-го кл. шк. с углубл. изуч. фр. яз. / Н. В. Елухина, С. В. Калинина, В. Д. Ошанин. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 304 с.
7. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 264 с.
8. Короткова И.П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Москва, 2012. – 27 с.
9. Кулигина А.С. Французский язык. 4 класс: Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013. – 93 с.
10. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 9 - 16.
11. Миньяр-Белоручев Р.К Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.». – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
12. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365
13. Падей Е.В. Психолого-педагогические исследования формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С. 388-390.
14. Программы и стандарты России. URL: http://bilingual-online.net/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D130%26Itemid%3D41%26lang%3Dru
15. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения ИЯ / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. – 1974. – №4. – С. 20-23.
16. Романович А.Ю. Роль учителя в формировании лексической компетенции// Сборник «Язык. Коммуникация. Культура». – Курск. – 2012. – 90 с.
17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 145 с.
18. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. – №4. – С. 19-25.
19. Шамов А.Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале немецкого языка): дисс. ... канд. пед. наук. – Н.Новгород, 1999. – 262 с.
20. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов. – М.: Высшая школа, 1986. – 212 с.
21. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. – М.: Просвещение, 2003. – 204 с.
22. Якубова Н.В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 4. – С. 37-41.

Вопрос-ответ:

Что такое лексическая компетенция?

Лексическая компетенция - это способность учащихся правильно и эффективно использовать слова и выражения на французском языке для общения и понимания смысла текстов.

Какой вклад в формирование лексической компетенции вносит коммуникативная компетенция?

Коммуникативная компетенция играет важную роль в формировании лексической компетенции, так как она позволяет учащимся использовать новые слова и выражения в реальных коммуникативных ситуациях.

Какие этапы проходят учащиеся при формировании лексических навыков?

Учащиеся проходят несколько этапов при формировании лексических навыков: знакомство с новыми словами, их запоминание и усвоение, упражнения на использование слов и выражений в контексте, проверка понимания и применения лексики в коммуникативных ситуациях.

Какие требования предъявляются к программе для обучения лексике французского языка?

Примерная рабочая программа для обучения лексике французского языка должна содержать разнообразные упражнения на запоминание и использования новых слов и выражений, а также оценивать уровень лексической компетенции учащихся в разных коммуникативных ситуациях.

Какие особенности есть в формировании лексической компетенции учащихся?

Особенности формирования лексической компетенции учащихся включают в себя индивидуальные различия в запоминании слов, использование контекста для понимания и запоминания новой лексики, а также необходимость систематического повторения и практики использования слов и выражений в разных упражнениях.

Какие предпосылки необходимы для формирования лексической компетенции учащихся изучающих французский язык в школе?

Для формирования лексической компетенции учащихся необходимы теоретические предпосылки, которые включают в себя понятие коммуникативной компетенции и лексический навык в качестве его составляющей.

Что такое коммуникативная компетенция и как она связана с формированием лексической компетенции?

Коммуникативная компетенция - это способность эффективно использовать язык в общении. Формирование лексической компетенции является одной из составляющих формирования коммуникативной компетенции, так как лексика играет важную роль в процессе общения и позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и идеи.

Какие этапы есть в формировании лексических навыков?

Формирование лексических навыков проходит через несколько этапов. Первый этап - ознакомление с новыми словами и выражениями. Затем следует этап закрепления и повторения, где учащиеся углубляют свои знания и умения. На последнем этапе происходит активное использование лексики в различных коммуникативных ситуациях.

Какие требования предъявляются к рабочей программе по обучению лексике французского языка?

Примерная рабочая программа для обучения лексике французского языка должна предусматривать разнообразные упражнения и задания, способствующие развитию лексической компетенции учащихся. Также в программе должно быть уделено внимание различным тематическим блокам, чтобы учащиеся могли накопить обширный словарный запас в различных областях знаний.

Какие особенности существуют в формировании лексической компетенции учащихся, изучающих французский язык в школе?

Особенности формирования лексической компетенции учащихся включают в себя учет возрастных особенностей учащихся, использование различных методов и приемов обучения лексике, а также активное использование языка в речевой практике, чтобы учащиеся могли применять свои знания в реальных коммуникативных ситуациях.

Каковы основные этапы формирования лексических навыков учащихся изучающих французский язык в школе?

Основные этапы формирования лексических навыков включают ознакомление с новыми словами, усвоение их значения, употребление в контексте и закрепление через практические упражнения и общение на французском языке.

Что предполагает требования примерной рабочей программы для обучения лексики французского языка?

Требования примерной рабочей программы для обучения лексики французского языка предполагают овладение основными лексическими единицами, умения использовать их в различных ситуациях общения, а также развитие словарного запаса и способности к самостоятельному пополнению лексических знаний.