Государство и право древнего Китая

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 25 25 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 30.11.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Формирование государств на территории Китая 4
2 Объединение Китая. Империя Цинь 7
3 Реформы Шан Яна 12
4 Традиционное право Китая 17
Заключение 24
Список использованных источников 25


Фрагмент для ознакомления

Под влиянием работ о китайском праве Цюй Тун-цзу значительная часть специалистов по истории государства и права Китая искренне полагала, что правовая, социальная и экономическая структуры Китая оставались неизменными на протяжении более 2000 лет, что привело, в свою очередь, к известному тезису об отсутствии государственно-правового развития Китая. Находясь под впечатлением о неизменности кодексов, многие исследователи утверждали, что закон в Китае функционировал иначе, чем в Европе и Америке, поскольку кодексы были некими идеальными моделями, не предназначенными для практического применения, а гражданские споры крайне редко доходили до судебного рассмотрения.
Тем не менее, как было указано выше, закон в императорском Китае играл далеко не последнюю роль в системе государственного управления и правового регулирования.
Мы не отрицаем важность и значимость моральных норм ли для всех слоев населения страны, включая императора, чиновников, простых подданных, но свое законодательное закрепление моральные нормы получали в письменном виде, то есть в законах фа.
Если бы закон играл второстепенную роль и был изначально не выполним, как думают некоторые исследователи, для чего тогда законы кодифицировались, комментировались, изменялись, подразделялись на категории и, самое главное, применялись, о чем свидетельствуют сборники судебных решений?
От южносунской эпохи в распоряжении исследователей остался уникальный источник по судебной практике того времени – сборник судебных решений «Мингун шупань цинмин цзи» (名公書判清明集 «Собрание просветленных решений знаменитых судей»). Произведение объемом в 14 глав полностью вошло в энциклопедию «Юн-лэ да дянь» (永樂大典 «Великий свод периода Юн-лэ»). Оно считалось утраченным, пока в 1980-е годы не было заново обнаружено [Мингун]. В «Цинмин цзи» приведены 475 судебных решений, вынесенных по факту совершения правонарушений в различных областях: государственная служба, взимание и уплата налогов, образование, заключение и расторжение брака, внутрисемейные отношения, раздел имущества, земельные правоотношения и т.д. Среди обнаруженных в XX веке текстов «Цинмин цзи» считается самым важным вновь выявленным источником, который относится к правлению Южной Сун. Подобные сборники были практическими руководствами для судей при вынесении приговора. Более половины сборника переведена на английский язык [7].
В позднеимператорское время наблюдается всплеск интереса читателей к детективным историям. Весьма вероятно, что данный интерес мог зародиться в связи с изданием сборников судебных решений в сунскую эпоху. По мнению Брайана МакНайта, автор «Цинмин цзи» совершенно точно писал для публики, которой нравились сочинения на криминальную тематику [7, p.2].
Во время правления династии Сун систематизируется еще один важнейший источник права. Кроме «Цинмин цзи», правоприменительная практика дополняется сборниками ли 例 – сборниками судебных прецедентов. Судебные прецеденты ли имели значение и в танское время, но свое письменное воплощение в виде специального сборника получили уже при династии Сун, начиная с X века. Любопытно отметить, что начало формирования системы английского общего права, основанного на решениях королевских судов, то есть судебных прецедентах, происходит примерно в это же время – после покорения Англии Вильгельмом Завоевателем в 1066 году. Цель такого нововведения заключалась в том, чтобы ознакомить судью с позицией судей, ранее уже рассматривавших подобный спор, для вынесения судьей справедливого решения по аналогии (чулэй пантун 觸類旁通) и во избежание отмены такого решения судом вышестоящей инстанции.
Одним из таких сборников был «И юй цзи» (疑獄集 «Собрание спорных дел»).
Авторами являются некий Хэ Нин 和凝 (898 – 955) и его сын Хэ Мэн 和㠓 (951 – 995).
Другой сборник, «Тан инь би ши» (棠陰比事 «Подобные случаи под сенью грушевого дерева») 1211 года, относится, скорее, к художественной литературе. Он содержит описание 114 судебных дел, датированных 330 годом до н.э. – 1100 годом н.э. Научный перевод на английский язык выполнен Робертом ван Гуликом (1910 – 1967) в 1956 году [5].
Весьма показательно, что до наших дней сохранилось справочное пособие по судебной медицине для следователей «Сиюань цзилу» (洗冤集錄 «Собранные записи исправленных ошибок»), написанное Сун Цы 宋慈 (1186 – 1249). Сунское издание 1247 года в последующие эпохи неоднократно дополнялось, а при Цин издана официально утвержденная властями редакция 1694 года. Существует перевод Герберта Джайлза (1845 – 1935) [6] и Брайна Макнайта [8].
Что касается административного права, то необходимо отметить отсутствие каких-либо сохранившихся собраний законов лин. Однако около половины танских лин (715 статей) воссозданы японским ученым Ниида Нобору (1904 – 1966) и опубликованы под названием «Коллекция сохранившихся законов группы лин династии Тан» в 1933 году.
Это удалось сделать путем сбора и анализа более сотни китайских источников времен Тан, в которых содержатся выдержки из лин, а также сохранившихся японских лин.
Исправленное и расширенное издание, включающее авторскую реконструкцию текстов и сопоставление китайских и японских лин вышло в 1997 году. В 1989 году опубликован перевод исследования на китайский язык [3].
Фрагменты административного законодательства и танских законов группы лин сохранились в других сборниках и в оригинальной форме среди рукописей из Дуньхуана. Самые значимые частично сохранившиеся лин были обнаружены в 1999 году в библиотеке Тяньи гэ (Павильон Тяньи) города Нинбо. Ксилограф минской эпохи под названием «Гуаньпинь лин» (官品令 «Законы группы лин о чиновных рангах») оказался копией давно утраченного северосунского документа «Тяньшэн лин» (天 聖令 «Законы группы лин периода Тянь-шэн»), обнародованного в 1029 году (из 30 глав оригинального текста сохранились только последние 10). Период Тянь-шэн – это правление северосунского императора Жэнь-цзуна с 1023 до 1032 год. Каждый лин состоит из двух частей: действующий лин (Северная Сун) и изначальный статут (Тан).
Всего найденный текст насчитывает 293 сунских лин и 221 танских, общий объем составляет 40 тысяч иероглифов. Находка вызвала колоссальный научный интерес, исследования продолжаются. На сегодняшний день воссозданы около 500 танских лин.
Таким образом, сложилось четкое понимание того, что из себя представляют танские лин [4].
При исследовании лин обнаруживается, что не только они содержат нормы административного права. Ярким подтверждением данного тезиса является административный кодекс «Тан людянь» (唐六典 «Шесть уложений Тан»), созданный по модели «Чжоу ли». В «Тан людянь» перечислены все государственные учреждения и для каждого из них предусмотрено собственное положение. В сунскую эпоху подобные своды стали называться хуэй яо會要. При династии Мин (1368 – 1644) хуэй яо устарели и были заменены сводами хуэй дянь 會典. Это было систематизированное описание всех важнейших государственных учреждений, включая дополнительные постановления, на основании которых они функционировали. При династии Цин (1644 – 1911) название хуэй дянь осталось прежним.
Ввиду того, что кодекс Сун был принят в самом начале правления династии, а законодательству необходимо отвечать потребностям времени, сунское право в дальнейшем дополнялось и корректировалось большим количеством законодательных постановлений. По мере того, как новых законодательных актов и указов становилось все больше, в государстве Сун стали издавать законодательные своды. Утвердилась их новая форма – тяо фа ши лэй 條法事類. В этих сборниках материал был организован тематически, в каждом разделе указывались соответствующие заявленной тематике пять видов законов чи 敕 , лин 令, гэ 格, ши 式 и шэньмин 申明. До нашего времени частично сохранился лишь один из них – южносунский «Свод законов по категориям периода Цин-юань» (Цин-юань тяо фа ши лэй 慶元條法事類) (Период Цин-юань – это правление южносунского императора Нин-цзуна с 1195 до 1200 год.), провозглашенный в 1203 году, из 80 глав которого уцелело лишь 36. Некоторые исследователи относят южносунский свод сугубо к административному праву [9, p. 311]. Однако подобное утверждение ошибочно, поскольку в нем также содержатся нормы уголовного права (в частности, предусмотрена ответственность за сексуальные преступления).


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной работе.
Таким образом, кодифицированное право в Китае дополнялось официальными комментариями и регулярно обновлялось большим количеством уточняющих законодательных актов. Также присутствовали многочисленные неофициальные комментарии к кодексам. Судебные решения, выносимые по различным категориям споров, объединялись в сборники, как и судебные прецеденты. Составителями таких сборников были не теоретики права, а практики, которые принимали участие в обсуждении применения того или иного закона, аргументировали свою позицию судебными прецедентами. Судебная практика позволяет проследить как применение законов фа, так и правосознание судей, отраженное в текстах судебных решений.



Список использованных источников

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.
2. Мингун шупань цинмин цзи (名公書判清明集 Собрание просветленных решений знаменитых судей). Пекин: издательство Чжунхуа, 1987]. Было переиздано в 2002 году.
3. Ниида Нобору. Тан лин ши и (仁井田陞. 唐令拾遺 Коллекция сохранившихся законов группы лин династии Тан). Чанчунь: Чанчунь чубаньшэ, 1989.
4. Тяньи гэ цан Мин чаобэнь Тянь-шэн лин цзяочжэн: фу Тан лин фу юань яньцзю / Тяньи гэ тушугуань, Чжунго шэхуэй кэсюэюань лиши яньцзю со (天一閣藏明鈔本天聖 令校證:附唐令復原硏究 / 天一閣圖書館, 中國社會科學院歷史硏究所 Выверенная минская копия законов группы лин периода Тянь-шэн из фонда библиотеки Тяньи гэ / Библиотека Тяньи гэ, институт истории КАОН). Издательство Чжунхуа, 2006.
5. T’ang-yin pi-shih. Parallel cases from under the pear tree: A 13th Century Manual of Jurisprudence and Detection / translated by R. H. Van Gulik. Leiden, Brill. 1956.
6. The ‘Hsi Yüan Lu’ [洗冤錄] or ‘Instructions to coroners’ / trs. by Giles, Herbert // Proceedings of the Royal Society of Medicine, 17. 1924, 59 – 107;
7. The enlightened judgments: Ch’ing-ming chi: The Sung dynasty collection / translated by McKnight, Brian E., James T. C. Liu. New York, 1999.
8. The washing away of wrongs: Forensic medicine in thirteenth-century China / trans. by McKnight, Brian E. Center for Chinese Studies, University of Michigan Press, 1981.
9. Wilkinson, E. Chinese History: A New Manual. Harvard University Asia Center, 2013.
















2




3

3


7

3


12

3

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы совре-менности. М., 2009.
2. Мингун шупань цинмин цзи (名公書判清明集 Собрание просветленных решений знаменитых судей). Пекин: издательство Чжунхуа, 1987]. Было переиздано в 2002 году.
3. Ниида Нобору. Тан лин ши и (仁井田陞. 唐令拾遺 Коллекция сохранившихся законов группы лин династии Тан). Чанчунь: Чанчунь чубаньшэ, 1989.
4. Тяньи гэ цан Мин чаобэнь Тянь-шэн лин цзяочжэн: фу Тан лин фу юань яньцзю / Тяньи гэ тушугуань, Чжунго шэхуэй кэсюэюань лиши яньцзю со (天一閣藏明鈔本天聖 令校證:附唐令復原硏究 / 天一閣圖書館, 中國社會科學院歷史硏究所 Выверенная минская копия законов группы лин периода Тянь-шэн из фонда библиотеки Тяньи гэ / Библиотека Тяньи гэ, институт истории КАОН). Издательство Чжунхуа, 2006.
5. T’ang-yin pi-shih. Parallel cases from under the pear tree: A 13th Century Manual of Jurisprudence and Detection / translated by R. H. Van Gulik. Leiden, Brill. 1956.
6. The ‘Hsi Yüan Lu’ [洗冤錄] or ‘Instructions to coroners’ / trs. by Giles, Herbert // Proceedings of the Royal Society of Medicine, 17. 1924, 59 – 107;
7. The enlightened judgments: Ch’ing-ming chi: The Sung dynasty collec-tion / translated by McKnight, Brian E., James T. C. Liu. New York, 1999.
8. The washing away of wrongs: Forensic medicine in thirteenth-century China / trans. by McKnight, Brian E. Center for Chinese Studies, University of Michigan Press, 1981.
9. Wilkinson, E. Chinese History: A New Manual. Harvard University Asia Center, 2013

Вопрос-ответ:

Какие государства формировались на территории Китая?

На территории Китая формировались различные государства, такие как Цинь, Чжоу, Шу, Юэ, Чу, Чжин и другие.

Что произошло при объединении Китая Империей Цинь?

При объединении Китая Империей Цинь произошло установление единой централизованной власти, введение стандартных мер и весов, строительство Великой Китайской стены и другие значительные изменения.

Что представляли собой реформы Шан Яна в Древнем Китае?

Реформы Шан Яна в Древнем Китае включали в себя изменения в системе записи и обмена крестьянской земли, реорганизацию императорской армии и прочие меры, направленные на укрепление централизованной власти.

Что представляет собой традиционное право Китая?

Традиционное право Китая включает в себя систему законов, норм и обычаев, развивавшихся на протяжении тысячелетий. Оно основывается на философии конфуцианства и имеет свои специфические особенности.

Какие источники использовались при написании статьи о государстве и праве Древнего Китая?

При написании статьи о государстве и праве Древнего Китая использовались различные источники, включая работы о китайском праве Цюй Тун цзу и другие специализированные исторические труды.

Как формировались государства на территории древнего Китая?

Государства на территории древнего Китая формировались путем объединения различных племенных сообществ. В процессе объединения власть переходила к одному или нескольким правителям, которые устанавливали свою государственность и создавали свои правовые системы.

Какое значение имело объединение Китая Империей Цинь?

Объединение Китая Империей Цинь имело огромное историческое значение. Оно позволило установить единый центральный авторитет и создать основы китайского имперского правления. Также Циньской империи удалось провести значительные реформы и стандартизировать многие аспекты жизни и права в Китае.

Какие реформы были проведены Шан Яном?

Шан Ян провел ряд реформ, которые имели целью совершенствование административной системы и укрепление власти императора. Он сократил количество владений феодалов и установил более четкую иерархию в правительстве. Также он упростил систему приказов и законов, что способствовало более эффективному управлению государством.

Какое место занимало традиционное право в Китае?

Традиционное право занимало центральное место в Китае. Оно базировалось на принципах справедливости, морали и иерархии. В основе традиционного права лежало понятие "мандата неба", которое означало, что правитель имеет право управлять только если он получил благословение от небесных сил. Это право было передано по наследству и обладало священным характером.

Какие источники были использованы при написании данной статьи?

При написании данной статьи были использованы различные источники, включая работы о китайском праве Цюй Тун цзу. Также использовались исторические документы, архивные материалы и исследования других специалистов по истории государства и права Китая.

Как формировались государства на территории Китая?

Государства на территории Китая формировались в результате объединения различных племен и княжеств под властью центральной династии. Императорская власть была централизована, и она осуществляла контроль над всеми аспектами жизни населения.