"Обучающие игры как средство математического развития дошкольников".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.12.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 5
1.1.Специфика развития математических представлений 5
1.2.Формирования математических представлений посредством обучающих игр 7
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБУЧАЮЩИХ ИГРАХ 12
2.1.Исследование уровней развития математических представлений детей дошкольного возраста 12
2.2.Анализ и обобщение математических представлений дошкольников 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления

Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.Низкий уровень – дошкольник различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Использует числами в пределах 3 – 5, допуская при этом ошибки. Выполняет игровые практические действия в определённой деятельности; связи между действиями не устанавливает.[12]Таблица 5Уровни развития математических представленийдетей контрольной группы. Констатирующий этапРаздел программыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКоличество и счёт25%25%50%Величина37,5%12,5%50%Геометрические фигуры25%37,5%37,5%Ориентировка в пространстве12,5%37,5%50%Таблица 6Уровни развития математических представленийдетей экспериментальной группыКонстатирующий этапРаздел программыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКоличество и счёт25%37,5%37,5%Величина37,5%25%37,5%Геометрические фигуры25%37,5%37,5%Ориентировка в пространстве12,5%37,5%50%2.2. Анализ и обобщение математических представлений дошкольниковВ результате педагогического эксперимента было установлено, что первоначальные показатели психического развития детей контрольной и экспериментальной группы имеют одинаковый потенциал, равные возможности.Разработанная система образовательных игр включала выбор игр в соответствии со следующими критериями:-Соответствие игры целям исследования;-включённость тех психических процессов, которые являются преобладающими деформации в процессе обучения;-Доступная и эмоциональная привлекательность игрового материала.Обучающие игры способствовали улучшению настроения дошкольников, но самое главное стали основой развития математических представлений дошкольников.[13,c.65]Средние значения параметров контрольного эксперимента приведены в таблицах 7 и 8.Таблица 7Уровни развития математических представленийдетейконтрольной группы. Контрольный этапРаздел программыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКоличество и счёт37,5%37,5%25%Величина50%50%-Геометрические фигуры37,5%50%12,5%Ориентировка в пространстве25%50%25%Таблица 8Уровни развития математических представленийдетей экспериментальной группыКонтрольный этапРаздел программыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКоличество и счёт50%37,5%12,5%Величина62,5%37,5%-Геометрические фигуры75%25%-Ориентировка в пространстве50%37,5%12,5%Таблица 9Количество и счётКонтрольная группа Экспериментальная группаКод ребёнкауровниКод ребёнкауровниАнясреднийМишасреднийСветавысокийВовавысокийКолянизкийЖенясреднийСергейвысокийЮравысокийАнтоннизкийАртёмсреднийВитясреднийОлянизкийЖаннавысокийКолявысокийВикасреднийЛенавысокийТаблица 10ВеличинаКонтрольная групп Экспериментальная группаКод ребёнкауровниКод ребёнкауровниАнявысокийМишавысокийСветавысокийВовавысокийКолясреднийЖенясреднийСергейсреднийЮравысокийАнтонсреднийАртёмвысокийВитявысокийОлясреднийЖаннавысокийКолявысокийВикасреднийЛенасреднийТаблица 11Геометрические фигурыКонтрольная группа Экспериментальная группакод ребёнкауровниКод ребёнкауровниАнявысокийМишавысокийСветасреднийВовавысокийКолянизкийЖенясреднийСергейвысокийЮравысокийАнтонсреднийАртёмвысокийВитявысокийОлясреднийЖаннасреднийКолявысокийВикасреднийЛенавысокийТаблица 12Ориентировка в пространствеКонтрольная группа Экспериментальная группаКод ребёнкауровниКод ребёнкауровниАнявысокийМишасреднийСветавысокийВовавысокийКолясреднийЖенясреднийСергейсреднийЮравысокийАнтоннизкийАртёмвысокийВитясреднийОлянизкийЖаннасреднийКолявысокийВиканизкийЛенасреднийПроведённый педагогический эксперимент показал, что использование обучающих игр на занятиях отвечает возрастным особенностям дошкольников, способствует повышению качества знаний.[14]Проведенные экспериментальные работы позволили произвести следующие выводы:1.Опираясь на психолого-педагогические основы обучения математике детей дошкольного возраста, был проведен выбор обучающих игр и доказаны педагогические условия их реализации.2.Проведённое экспериментальное исследование достигло своей цели в повышении уровня знаний посредством использования обучающих игр.3.Данные, полученные в ходе эксперимента, подтвердили правильность выбора обучающих игр для дошкольников. 4.Обучающие игры являются основой развития внимания и памяти, развивают пассивный словарь ребёнка. Так, обучающие игры, в сочетании с исследованиями в области математики являются важным средством эффективного содействия освоению базовых математических знаний и навыков для дальнейшего интеллектуального развития дошкольников. Следовательно, обучающие игры должны быть использованы в учебном процессе.Таким образом, проведённая работа по формированию математических представлений у детей дала положительные результаты. Полученные, в ходе экспериментальной работы данные позволяют предположить, что у дошкольников увеличились показатели математического развития. Обучающие игры развивают положительные эмоции, помогают детям укрепить и расширить знания по математике.ЗаключениеВ ходе написания курсовой работы мы пришли к выводу, что уровень математических знаний детей дошкольного возраста во многом зависит от того насколько интеллектуально развит ребёнок.Эффективность развития ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от качества подобранного материала в соответствии с его возрастом. Следовательно, обучающие игры способствуют развитию памяти, мышления, являются главным средством развития математических представлений у дошкольников.Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.Так, обучающие игры, в сочетании с исследованиями в области математики являются важным средством эффективного содействия освоению базовых математических знаний и навыков для дальнейшего интеллектуального развития дошкольников. Следовательно, обучающие игры должны быть использованы в учебном процессе.Таким образом, проведённая работа по формированию математических представлений у детей дала положительные результаты. Полученные, в ходе экспериментальной работы данные позволяют предположить, что у дошкольников увеличились показатели математического развития. Обучающие игры развивают положительные эмоции, помогают детям укрепить и расширить знания по математике.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. – М.: 2012.2.Аникеева, Н. Б. Воспитание обучающей игрой: Книга для педагога – М.: 2011.– 144 с.3.Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2012. – 144 с.4.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2013.5.Блехер, Ф.Н. Счёт и число в детском саду. Методическое письмо.- М.: 2012. 6-8 с.6.Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М.: 2013. – 206 с.7.Бондаренко, А.К. Обучающие игры в детском саду. – М.: Просвещение. 2011. – 160 с.8.Бочек, Е. А. Игра – соревнование «Если вместе, если дружно» // Начальная школа. – 2012. № 1.9.Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2013. – 122 с.10.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, – М.: Просвещение 2014.11.Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника /Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Дошкольное воспитание. – 2012. № 7 – 26 с.12.Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: 2011.13.Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте. Собр. Соч. – М.: Просвещение, 2012. – 395 с.14.Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. М. 2013.15.Гурьянова, Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Изд. «ДОМ 20 век», Москва 2012.16.Давайте поиграем. Обучающие игры для детей 5 – 6 лет. – Под.ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 2011.- 16 с.17.Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду (2012) Рихтерман Т.Д., Михайлова, З.А. – М.: Академия. – 160 с.18.Обучающие игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 2011. – 96 с.19.Ерофеева, Т.И. и другие. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение 2012.20.Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.

1.Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. – М.: 2012.
2.Аникеева, Н. Б. Воспитание обучающей игрой: Книга для педагога – М.: 2011.– 144 с.
3.Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2012. – 144 с.
4.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2013.
5.Блехер, Ф.Н. Счёт и число в детском саду. Методическое письмо.- М.: 2012. 6-8 с.
6.Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М.: 2013. – 206 с.
7.Бондаренко, А.К. Обучающие игры в детском саду. – М.: Просвещение. 2011. – 160 с.
8.Бочек, Е. А. Игра – соревнование «Если вместе, если дружно» // Начальная школа. – 2012. № 1.
9.Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2013. – 122 с.
10.Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, – М.: Просвещение 2014.
11.Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольника /Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Дошкольное воспитание. – 2012. № 7 – 26 с.
12.Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: 2011.
13.Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте. Собр. Соч. – М.: Просвещение, 2012. – 395 с.
14.Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. М. 2013.
15.Гурьянова, Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Изд. «ДОМ 20 век», Москва 2012.
16.Давайте поиграем. Обучающие игры для детей 5 – 6 лет. – Под.ред. Столяра А. А. – М.: Просвещение, 2011.- 16 с.
17.Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду (2012) Рихтерман Т.Д., Михайлова, З.А. – М.: Академия. – 160 с.
18.Обучающие игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
19.Ерофеева, Т.И. и другие. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение 2012.
20.Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.

Вопрос-ответ:

Какие преимущества имеют обучающие игры для развития математических представлений дошкольников?

Обучающие игры способствуют формированию математических представлений у дошкольников. Они помогают развивать логическое мышление, усваивать математические понятия, считать и решать задачи. Также игры позволяют детям активно участвовать в процессе обучения и получать положительные эмоции от успехов.

Какие особенности развития математических представлений у дошкольников?

Развитие математических представлений у дошкольников происходит поэтапно. Сначала дети начинают узнавать и называть цифры, затем учатся считать и решать простые задачи. Постепенно они формируют основные математические представления, такие как понятия числа, количества, формы, размера и т.д. Важно предоставлять детям возможность активно и практически участвовать в этом процессе.

Какие результаты показала экспериментальная работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в обучающих играх?

Экспериментальная работа показала, что обучающие игры эффективно способствуют формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Дети, которые участвовали в играх, показали более высокий уровень развития математических навыков и успешно решали математические задачи. Игры помогли им лучше понять математические понятия и развить логическое мышление.

Какие математические представления могут быть сформированы посредством обучающих игр?

Посредством обучающих игр дети могут сформировать различные математические представления, такие как представление о числах и количестве, представление о форме и размере, представление о простых операциях сложения и вычитания, представление о различных геометрических фигурах и другие. Игры помогают детям усваивать эти представления и применять их на практике.

Какие математические представления формируются через обучающие игры?

Обучающие игры помогают формировать математические представления, такие как понятия числа, количества, пространства, формы и размера.

Почему обучающие игры эффективны для развития математических представлений у дошкольников?

Обучающие игры эффективны для развития математических представлений у дошкольников, потому что они стимулируют активную участие детей в процессе обучения, позволяют им экспериментировать с математическими понятиями и представлениями, а также делают процесс обучения веселым и интересным для детей.

Какие особенности развития математических представлений есть у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста есть свои особенности развития математических представлений. Например, они могут понимать понятие количества, но еще не понимать значений чисел. Они также могут быть ограничены в своем понимании абстрактных математических понятий и предпочитать конкретные и наглядные способы представления информации.

Какими методами проводилась экспериментальная работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в обучающих играх?

В экспериментальной работе использовалась методика, основанная на использовании специально разработанных обучающих игр. Детям предлагались игры, которые помогали формировать математические представления о числах, количестве, пространстве и других математических понятиях. Результаты эксперимента показали, что обучающие игры смогли эффективно развивать математические представления у детей дошкольного возраста.

Какие уровни развития математических представлений были исследованы у детей дошкольного возраста?

Исследование проводилось на уровнях развития математических представлений, таких как понимание чисел и количества, умение сравнивать размеры и формы, а также умение воспринимать и представлять информацию в пространстве.

Что такое обучающая игра?

Обучающая игра - это игра, которая разработана с целью обучения конкретных навыков или знаний. Она представляет собой активную форму обучения, где ребенок взаимодействует с игровым материалом и участвует в игровых ситуациях, которые способствуют развитию определенных навыков или понимания определенной темы.

Какие преимущества имеют обучающие игры для развития математических представлений детей дошкольного возраста?

Обучающие игры имеют несколько преимуществ. Во-первых, они делают процесс обучения более интересным и увлекательным, что способствует усвоению математических представлений детьми. Во-вторых, игры позволяют детям учиться в собственном темпе и на своем уровне развития, что способствует более эффективному усвоению материала. Также игры позволяют детям применять математические знания и навыки на практике, что помогает им лучше понять и запомнить материал.

Каким образом обучающие игры помогают формировать математические представления детей дошкольного возраста?

Обучающие игры предоставляют детям возможность познавать и осваивать математические представления через игровые ситуации и взаимодействие с игровым материалом. В ходе игры дети могут совершать различные действия, решать задачи, считать предметы, изучать формы и цвета и т.д., что помогает им формировать математические представления. Игры также способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти и других когнитивных навыков, что также важно для формирования математических представлений.