Труд в природе как средство развития эстетических чувств старших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 04.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА В ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста 6
1.2Труд как средство эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста 9
1.3Педагогические условия использования труда в природе с целью развития эстетических чувств 14
ГЛАВА 2 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРИРОДЕ 17
2.1Диагностика уровня развития воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста 17
2.2Организация работы по воспитанию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста к природе 23
2.3Анализ результатов работы по воспитанию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста к природе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
», «Хрустальный перезвон», «Разговор с ноябрем», составлении рассказов об объектах и явлениях природы, рассказов, сказок и т.д.Поэтапностьсистемы позволяет повысить эффективность использования выбранных средств: обогащение эмоционального опыта и знаний детей, система ребенка взаимодействия с учителем в процессе эмоционального художественного и педагогического общения на материале восприятия пейзажа картин, трансформация эстетического отношения к природе, которая была реализована в независимых художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста (рисованию и вербальной и художественного творчества).Переориентация образовательного процесса в формировании чувственной сферы детей дошкольного возраста и, в частности, эстетическое отношение к природе реализуется при следующих условиях: развитие эмоциональной личности педагога и чувственности его отношение к работе с детьми; регулируя процесс формирования отношений, создание эмоциональной ситуации, наличие эмоционального восприятия установки на красоту природы; постепенное развитие способности ребенка воспринимать много цветов природы, разнообразие его звука, развитие образного мышления, обеспечивая систему знаний о предметах и явлениях природы путем наблюдения в качестве основы для формирования эстетического отношения к природе, использование искусства пейзажной живописи как средство эстетического отношения к природе в процессе художественного педагогического общения, участия родителей в решении проблем эстетического воспитания.В ходе формирующего эксперимента, мы были убеждены в том, что успех работы зависит от личности педагога и его отношение к работе с детьми. Только учитель-создатель, а не учитель ремесленник способен разбудить ребенка эстетический принцип.При соблюдении данного условия, в процессе формирования эстетического отношения к природе средствами искусства у старших дошкольников развивается креативность, эмпатия, рефлексия, изобразительные способности, эстетическая культура и нравственные качества личности.2.3 Анализ результатов работы по воспитанию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста к природеЧтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике. Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса инновационных форм экологического образования по повышению уровня осознанно-правильного отношения старших дошкольников к природе посредством данных форм. Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4; 5. Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе. № п/п Ф. И. ребенкаЗнания о животных, птицахЗнания о растительном миреЗнания о характерных признаках времен годаОтношение к миру природыСпециальная ситуацияСумма балловУровень экологических знаний1.Алина 3222211с2.Каролина 3232212с3.Алеся 222118с4.Таня 2223211с5.Матвей 3333214в6.Паша221117н7.Виталик 2222210с8.Маша 221117н9.Марина 121217н10.Дима 2222210с Условные обозначения:В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень. Высокий уровень - 1 человек, средний уровень - 6 человек, низкий уровень - 3 человека. Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе. № п/п Ф. И. ребенкаЗнания о животных, птицахЗнания о растительном миреЗнания о характерных признаках времен годаОтношение к миру природыСпециальная ситуацияСумма балловУровень экологических знаний1.Ангелина3332213в2.Ксюша 2222210с3.Маша 2222210с4.Леша 3322212с5.Женя2322211с6.Настя 3323213с7.Оля 3333315в8.Марина 3333315в9.Вадик 2222210с10.Ангелина 3233314в Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень. Высокий уровень - 4 человека, средний уровень - 6 человек, низкий уровень – О. Уровни сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента обозначены в таблице 6.Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента. Уровень Группа контрольная экспериментальная Высокий 10% 40% Средний 60% 60% Низкий 30% --- С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах можно построить круговую диаграмму. (Рис. 3; 4) Рисунок 3Рисунок 4 С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы можно построить столбцовую гистограмму. (Рис. 5)Рисунок 5 Уровень сформированности экологических знаний в экспериментальной группыСравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок. Средний уровень возрос в 1,5 раза. (Стало 6 детей, а было 4). Детей с низким уровнем не стало вообще.Таким образом, отвечая на вопросы диагностики, Ангелина легко распределяется по видам диких животных; она утверждал свой выбор. Настя себя называют различные виды растений: деревья, кустарники, цветы. Без помощи взрослого назвал условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Паша уверенно ответил на вопросы.Угри правильно называть времена года, но иногда было трудно назвать их в правильной последовательности на чертежах отражают существенные черты определенного времени года.В контрольной группе, как это можно видеть небольшой прогресс, но это не так заметна. С высоким уровнем как был, так и остался один ребенок. При среднем уровне развития числа детей увеличилось в 1,2 раза (было 5 человек, было 6). При низком уровне развития только уменьшилась в 1,3 раза (было 4 человека, это было 3).Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно демонстрирует эффективность разработанной методики для улучшения работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа значительно улучшила свои результаты. Высокий уровень развития - до 40%, несмотря на то, что это было - 10%. средний уровень производительности также увеличилась с 40% до 60%. Низкий уровень развития не было вовсе - 0%.В контрольной группе изменения были не столь значительны. С высоким уровнем развития составил 10%, а остальные 10%. При среднем составил 50%, это было 60%. Сбыл низкий уровень 40%, составил 30%.В процессе работы были замечены такие изменения в экспериментальной группе:-Дети значительно расширили свою экологическую эффективность, их способность работать по своей природе;-повысили интерес к предметам и явлениям мира природы объектов, а также эмоциональной реакцией на «нарушения» в их использовании, оценочные суждения о них;-появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружаю-психической защиты, чтобы сохранить природные ценности мира.Подводя итоги исследования, на основе наблюдений показывают, что дети освоили навыки ухода за животными и растениями, стать добрее, научиться сопереживать, радоваться, беспокойство.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведение экспериментальной работы по использованию труда в природе способа формирования эстетических чувств старших дошкольников доказало необходимость систематических наблюдений и экскурсий, с целью повышения мотивации, чтобы познакомиться с природным миром.В результате наблюдения дети дошкольного возраста знакомятся с красотой природы, научиться воспринимать все ее проявления является эстетическая сторона (снег идет - это очень красиво, необычные снежинки, дует ветер шелестел деревья начали падать листья - это очень красивый вид, котенок сидит и моет, рыбы едят пищу, на окне цветущий фиолетовый - вокруг необходимости увидеть штраф). Наряду с представлением о красоте природных явлений, как дети знакомятся с их полезными свойствами и качествами.По наблюдениям детей, обмен опытом друг с другом, они рассказывают своим друзьям и родителям. Родители отметили, что отношение к домашних животных был осторожен, ребята поняли, что домашнее животное - это не только друг, но и большая ответственность. В конце концов, лучший друг кормить, содержать в чистоте, люблю его и помощь.Мы отмечаем положительное влияние использования метода закрепления беседы, игровые приемы, инсценировки, элементы театральной деятельности в работе.Дошкольники с удовольствием пели песни, читали стихи, решали загадки, принимали участие в различных играх.Предлагаемая система обучения, методические приемы для развития детей дошкольного возраста, правильное отношение к природе, наблюдая за животным миром показали положительные результаты, указывающие на возможность их использования в детском саду.увеличилась дошкольника экологической культуры, формируется эстетический смысл в наблюдениях.Таким образом, мы можем предположить, что цель доказали и подтвердили гипотезу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 36-42.2.Варивода, В.С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. – Мозырь:3.Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.4.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 2012. – 269 с.5.Зайцева, Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2010. – 116 с.6.Зайцева, Н.В. Этот чарующий мир природы / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2012. – 79 с.7.Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 3-9.8.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера,2004. – 56 с.9.Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 10-14.10.Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Кондратьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2011. – 240 с.11.Кучина, С. Давайте любить Землю / С. Кучина, С. Гецевич // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 54-59.12.Литвин, Л.Н. История дошкольной педагогики: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Л.Н. Литвин [и др.]; под общ.ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2009. – 352 с.13.Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей начальной школы / Л.П. Молодова. – Минск: «Асар», 2010. – 128 с.14.Николаева, С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 2011. – 160 с.15.Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 2012. – 64 с.16.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 184 с.17.Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н Николаева.- Пермь: Пермский областной совет ВООП, 2012. – 216 с.18.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
2.Варивода, В.С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. – Мозырь:
3.Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. – 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с.
4.Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 2012. – 269 с.
5.Зайцева, Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ. ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2010. – 116 с.
6.Зайцева, Н.В. Этот чарующий мир природы / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ. ред. Н.В. Зайцевой. – Мозырь: Содействие, 2012. – 79 с.
7.Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 3-9.
8.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера,2004. – 56 с.
9.Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 10-14.
10.Кондратьева, Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Кондратьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: «Детство-пресс», 2011. – 240 с.
11.Кучина, С. Давайте любить Землю / С. Кучина, С. Гецевич // Дошкольное воспитание. – 2004. - №7. – С. 54-59.
12.Литвин, Л.Н. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Л.Н. Литвин [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2009. – 352 с.
13.Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей начальной школы / Л.П. Молодова. – Минск: «Асар», 2010. – 128 с.
14.Николаева, С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 2011. – 160 с.
15.Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении / С.Н Николаева. – М.: Новая школа, 2012. – 64 с.
16.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 184 с.
17.Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н Николаева.- Пермь: Пермский областной совет ВООП, 2012. – 216 с.
18.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Какие эстетические чувства развиваются у детей старшего дошкольного возраста через труд в природе?
У детей старшего дошкольного возраста через труд в природе развиваются такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, гармонии, бережного отношения к окружающей среде, восприятие красоты природы и ее элементов.
Почему труд является средством развития эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста?
Труд в природе позволяет детям активно взаимодействовать с окружающей природной средой и воплощать свои идеи в создании различных природных объектов. Это развивает их воображение, творческие способности, а также способность видеть красоту и эстетическую ценность в окружающих предметах и явлениях.
Какие педагогические условия необходимы для использования труда в природе с целью развития эстетических чувств у старших дошкольников?
Для использования труда в природе с целью развития эстетических чувств у старших дошкольников необходимо создать такие педагогические условия, как организация прогулок и экскурсий в природу, предоставление детям возможности самостоятельно творчески работать с природными материалами, развитие у детей интереса к природе и ее красоте.
Какие эстетические чувства развиваются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развиваются такие эстетические чувства, как способность чувствовать прекрасное, оценивать красоту, адекватно воспринимать окружающую культурную среду, распознавать и понимать эстетические ценности.
Как труд в природе способствует развитию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста?
Труд в природе способствует развитию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста, так как дети имеют возможность непосредственного взаимодействия с природой, создания различных предметов и объектов из природных материалов, что развивает их ощущение прекрасного и способность видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Как развиваются эстетические чувства детей старшего дошкольного возраста?
Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста происходит через восприятие и оценку красоты и гармонии в окружающем мире. Они начинают интересоваться различными формами и цветами, оценивают пропорции и композицию. Дети могут проявлять эстетические предпочтения в вопросах выбора одежды, игрушек и декоративных элементов.
Как труд в природе способствует развитию эстетических чувств старших дошкольников?
Труд в природе предоставляет детям возможность наблюдать и воспринимать естественную красоту окружающей среды. Они могут видеть разнообразные цвета, формы и текстуры растений и животных. Участие в различных природных работах, таких как сбор листьев или организация цветочных клумб, способствует формированию эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Какие педагогические условия способствуют использованию труда в природе для развития эстетических чувств старших дошкольников?
Для использования труда в природе в целях развития эстетических чувств старших дошкольников необходимо создать следующие условия: организовать прогулки и экскурсии в природную среду, предоставлять детям возможность участвовать в различных природных работах, предоставлять доступ к разнообразным материалам и инструментам, способствующим творческой самореализации.
Какие задачи ставит перед собой автор в работе?
Автор в работе ставит перед собой задачу изучить и описать влияние труда в природе на развитие эстетических чувств старших дошкольников. Она также рассматривает педагогические условия, необходимые для полноценного использования данного метода воспитания. В работе также представлен обобщенный опыт работы по совершенствованию данного подхода.
Какие аспекты используются для развития эстетических чувств старших дошкольников с помощью труда в природе?
Для развития эстетических чувств старших дошкольников с помощью труда в природе используются такие аспекты, как наблюдение за красотой природы, создание руками различных объектов из природных материалов, ознакомление с разными формами и текстурами, игры с цветами и звуками.