4. Формальная школа и трактовка ее идей в современном литературоведении

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литературоведение
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 07.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Основные положения формальной школы в литературоведении 4
2. Развитие идей формальной школы в современном литературоведении 7
Заключение 10
Список использованных источников 11

Фрагмент для ознакомления

Как раз на таком стыкефилологии и поэзиивозникает кружок русских формалистов [5]. Как же состоят дела с русским формализмом в нашем отечественном литературоведении? Культуролог Я. Левченко отвечает на это вопрос следующим образом: «У нас как-то все это оказывается немного в стороне, у нас традиционно принято изучать историю литературы, заниматься архивами: это как-то надежней. Надежней, когда ты «оседлал» своего автора и никого туда не пускаешь, в свой маленький архивный ящичек, все об авторе знаешь и рассказываешь неизвестно зачем подробности его биографии» [3]. Сам же он в своей книге «Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии» рассматривает формальную школу не только как литературоведческую школу, но и как философское движение подробно анализируя связи формализма с А. Бергсоном, Ф. Ницше и Э. Гуссерлем [3]. Несмотря на пессимистические слова Я. Левченко о русском литературоведении, в нем можно выделить несколько имен и их работ, посвященных изучению русского формализма и интерпретации их идей. Например, К.Поморская, которая анализирует влияние идей русского формализма на творческую практику кубо-футуристов. И из самых последних исследований русского формализма стоит отметить работу российского историка советского и русского авангарда А. Крусанова «Русский авангард: 1907—1932», в которой он рассматривает деятельность русских формалистов в контексте русского авангарда [1]. По мысли этих авторов русский формализм стал теоретической базой для творчества футуристов и прочих авангардистов. Особенно на авангардизм повлияла схема выдвинутая формалистами «автоматизация/деавтоматизация», по которой развиваются литературные формы и характеризующаяся постояннымисломами и разрывами. ЗаключениеВ ходе нашей работы было проанализировано, как трактуются идеи формальной школы в современном литературоведении.Для достижения цели были решены следующие задачи:1. Рассмотреть основные положения формальной школы в литературоведении.2. Рассмотреть развитие идей формальной школы в современном литературоведенииТем самым, были сделаны следующие выводы:1. Формальной школойназывалось неофициальная группаотечественных литературоведов и лингвистов, которые объединились в конце 10-х гг. прошлого века в Санкт-Петербурге и Москве на единых методологических основаниях.2. Главным утверждением русских формалистов было то, что именно форма делает художественное произведение художественным, таким способом, определяя специфику последней.3. Одним из важнейших художественных «приёмов» формалисты считали «остранение», когдазнакомые вещи должны представать в неожиданном, необычном, «странном» свете.4. Как и многие литературные явления своего времени идеи формальной школы были открыты и активно исследовались сначала зарубежными литературоведами, а уж затем российскими.5. В России открывать и переосмысливатьтеории русского формализма стали где-то начиная с 60-х гг. участникамимосковско-тартусской школы. 6. Современными литературоведами теории формальной школы рассматриваются в контексте русского авангарда. Список использованных источниковДепретто К. Формализм в России. – М.: НЛО, 2015. – 328 с. Дмитриев А. Западное наследие формальной школы. [Электронный ресурс] URL: https://postnauka.ru/video/36244Левченко Я. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 304 с. Левченко Я. Русский формализм. [Электронный ресурс] URL: https://postnauka.ru/video/55632Овчаренко А.Ю. Катрин Депретто. «Формализм в России». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - № 1, 2013. – С. 141 – 144.Ханзен-ЛёвеОге А.Русский формализм. – М.: Языки русской культуры, 2001. –672 с.

Список использованных источников

1. Депретто К. Формализм в России. – М.: НЛО, 2015. – 328 с.
2. Дмитриев А. Западное наследие формальной школы. [Электронный ресурс] URL: https://postnauka.ru/video/36244
3. Левченко Я. Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 304 с.
4. Левченко Я. Русский формализм. [Электронный ресурс] URL: https://postnauka.ru/video/55632
5. Овчаренко А.Ю. Катрин Депретто. «Формализм в России». // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - № 1, 2013. – С. 141 – 144.
6. Ханзен-Лёве Оге А. Русский формализм. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 672 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой формальная школа в литературоведении?

Формальная школа в литературоведении - это методологическое направление, которое сосредоточивается на анализе формы литературного произведения. Она ставит в центр внимания структуру, языковые приемы, ритм, лексику и другие формальные аспекты текста.

Каково место русского формализма в отечественном литературоведении?

Русский формализм занимает важное место в отечественном литературоведении. Его идеи и методы анализа текста активно применяются и развиваются в работах отечественных исследователей. Он остается одной из основных школ анализа литературы в России.

Как объясняется значение формальной школы в литературе?

Значение формальной школы в литературе заключается в том, что она позволяет более глубоко и объективно анализировать и понимать литературные произведения. Акцент на форме помогает раскрыть специфику языка и художественных приемов, которые используются авторами, и лучше оценить их вклад в развитие литературы.

Чем отличается формальная школа от других школ литературоведения?

Основное отличие формальной школы заключается в том, что ее представители сосредоточены на анализе формальных элементов литературного текста, таких как языковые приемы, структура и композиция. В отличие от других школ, формалисты не придают большого значения историческому или социальному контексту произведения.

Какие основные положения формальной школы в литературоведении?

Основными положениями формальной школы являются: 1) признание литературного произведения автономным объектом, независимым от автора и внешнего контекста; 2) уделяется внимание языковым приемам, структуре и композиции произведения; 3) осуществляется анализ формы, а не содержания произведения.

Какие идеи формальной школы развиваются в современном литературоведении?

В современном литературоведении идеи формальной школы развиваются в направлениях, таких как структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Эти направления продолжают уделять внимание формальным аспектам произведений и изучают их с использованием современных методов и теорий.

Каково место русского формализма в современном отечественном литературоведении?

Русский формализм по-прежнему остается значимым и важным направлением в отечественном литературоведении. Идеи формализма и его методология влияют на современные исследования и помогают углубить понимание литературы. Однако, формализм рассматривается как одно из многих направлений и сосуществует с другими школами и подходами.