Тему сформулировать автору на основании курсовой работы.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 94 94 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 09.12.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ теоретико-методологических подходов к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 20
1.4 Специфика формирования связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР 31
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 42
2.1. Цели и задачи исследования. Организация исследования 42
2.1. Результаты констатирующего эксперимента 44
Выводы по 2 главе 51
Глава 3. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 52
3.1. Разработка и проведение комплекса логопедических занятий для коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР 52
3.2 Результаты контрольного эксперимента 57
Выводы по 3 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Список литературы 66
Приложения 71

Фрагмент для ознакомления

Составление предложений.5Зимние забавыРассказ по картинке6Дикие животные СевераРассказ по схеме7Насекомые Рассказ по схеме8Школа. БиблиотекаРассказ-импровизация. Сюжетно-ролевые игры9Животные жарких странРассказ по схеме10ЗимаРассказ по схеме о приметах зимыТаким образом, основными средствами комплекса логопедических занятий, являются рассказы (рассказ-описание (по различным готовым схемам), рассказ по представлению, рассказ по картинке, составление предложений, загадки-описания, сюжетно-ролевые игры).Работа с данными заданиями выполнялась следующим образом. После проведения фронтального логопедического занятия, на котором логопед отрабатывает с детьми лексико-грамматические категории родного языка, он отмечает в тетради номер занятия и те задания, которые следует закрепить дополнительно. Родители или воспитатель в тот же день вечером выполняют с детьми отмеченные задания. Взрослый выразительно читает ребенку задание, а также проговаривает образец его выполнения (если он есть). Ответы ребенка взрослый записывает в специальных графах. Около заданий типа «Расскажи, какое задание ты выполнял», взрослый ставит знак «+», если в рассказе ребенка не было сделано ни одной лексико-грамматической ошибки, и ставит знак «—», если были ошибки. В последнем случае логопед продолжит с ребенком работу над данной лексико-грамматической категорией.При работе по формированию связной речи, опирались на принципы, которые направляют и регулируют коррекционно-образовательный процесс:- принцип систематичности — непрерывность, регулярность коррекционного процесса; - принцип взаимообусловленности развития речи и мышления, ориентирующий на адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания;- принцип индивидуализации — учёт возрастных возможностей и особенностей детей с речевым недоразвитием;- принцип развития динамичности восприятия — построение обучения на занятиях на достаточно высоком уровне трудности, преодоление которых будет способствовать развитию детей, раскрытию их возможностей;- принцип продуктивной обработки информации — организовать обучение так, чтобы у детей развивался навык переноса обработки информации, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;- принцип постепенного повышения требований — определяет постановку перед детьми всё более трудных новых заданий при условии доступности учебного материала;- принцип наглядности — практический показ, демонстрация необходимого действия; - принцип развития и коррекции высших психических функций — включение в содержание занятий специальных коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;- принцип мотивации к учению — организация обучения должна быть организована так, чтобы ребёнок был заинтересован процессом обучения. Чёткая постановка целей логопедического занятия, определение его структуры, отбор методов с опорой на несколько анализаторов, наглядность, направляющая и организующая роль педагога — всё это помогло нам эффективно планировать и организовывать коррекционно-развивающие занятия по формированию связной речи.Работа по формированию связной речи у детей с ЗПР проводилась в тесной взаимосвязи с воспитателями логопедической группы и родителями детей (табл. 6).Таблица 6Работа с воспитателямиЗадачи работы с воспитателямиФормы работы1. Познакомить воспитателей с результатами речевого мониторинга; раскрыть специфику речевого нарушения детей с ЗПР;1. Выступления на педагогическом совете2. Познакомить с целями и задачами коррекционно-воспитательной работы по преодолению первичного и вторичных нарушений у детей с ЗПР в условиях логопедической группы;2. Проведение открытых занятий3. Установить взаимосвязь в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников, посещающих логопедическую группу, с узкими специалистами МА ДОУ3. Проведение семинаров-практикумов4. Сформировать у педагогов умения организовать коррекционные занятия. Добиться продуктивной реализации задач и целей коррекционно-воспитательной работы.4. Печатные и устные рекомендации по организации и проведению коррекционных занятий5. Ведение тетради взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей6. Ведение дневников развития для каждого ребёнка, посещающего логопедическую группу3.2 Результаты контрольного экспериментаЦель контрольного эксперимента: оценить эффективность влияния разработанного комплекса логопедических занятий на формирование связной речи у старших дошкольников с ЗПР.Задачи контрольного эксперимента:1. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста.2. Провести контрольный эксперимент.3. Сравнить полученные показатели контрольного эксперимента с данными констатирующего эксперимента.4. Проанализировать результаты контрольного эксперимента.Для контрольного исследования связной речи старших дошкольников были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Для выявления уровня развития связной речи детей была проведена тестовая методика диагностики устной речи (В.П. Глухов, А.П. Воронова). Логопедическое обследование состояло из 4 серий: - Серия 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик»;- Серия 2. Рассказ по сюжетной картине «Защитник»; - Серия 3. Пересказ русской народной сказки «Колобок»; - Серия 4. Пересказ текста «Гулька».При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитывались показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи.Результаты исследований показателей в экспериментальной группе представлены в Таблицах 7-11.Таблица 7Сравнительная характеристика особенностей составления рассказа по серии сюжетных картин детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (%)УровеньКритерииСмысловая целостностьЛексико-грамматическое оформлениеСамостоятельноостьКонстКонтрКонстКонтрКонстКонтрВысокий010301Средний304520312024Низкий706080668075Анализ таблицы 7 показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР появился 1-3% детей с высоким уровнем. У 45% детей рассказ нес смысловую ценность, у 31% имел лексико-грамматическое оформление, так же у 24% рассказ был составлен самостоятельно. По-прежнему доминирует средний уровень. Данные показатели соответствуют среднему уровню. Низкий уровень сократился. Таблица 8Сравнительный анализ особенностей составления рассказа по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (%)УровеньКритерииСмысловая целостностьЛексико-грамматическое оформлениеСамостоятельностьКонстКонтрКонстКонтрКонстКонтрВысокий010301Средний405015361524Низкий604585618575По данным исследования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по-прежнему преобладает низкий уровень составления рассказа по сюжетной картине, но количество детей с низким уровнем снизилось. Средний уровень наблюдается у 50% (смысловая ценность), в 36% (лексико-грамматическое оформление), так же 24% (самостоятельность). Высокий уровень зарегистрирован 1% (смысловая ценность, самостоятельность), 3% (лексико-грамматическое оформление). Таблица 9Сравнительные результаты исследования уровня пересказа русской народной сказки детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (%)УровеньКритерииСмысловая целостностьЛексико-грамматическое оформлениеСамостоятельностьКонстКонтрКонстКонтрКонстКонтрВысокий010301Средний405030392024Низкий604570588075Как видно из таблицы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР преобладает по-прежнему низкий уровень пересказа русской народной сказки, но снизилось его процентное соотношение. Средний уровень наблюдается у 50% (смысловая ценность), 39% (лексико-грамматическое оформление), 24% (самостоятельность). Высокий уровень зарегистрирован у 1-3%. Таблица 10Сравнительный анализ особенностей пересказа текста детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, %УровеньКритерииСмысловая целостностьЛексико-грамматическое оформлениеСамостоятельностьКонстКонтрКонстКонтрКонстКонтрВысокий010301Средний203520461524Низкий807080518575Из полученных данных следует, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по-прежнему преобладает низкий уровень пересказа текста. Средний уровень 35% (смысловая ценность), 46% (лексико-грамматическое оформление), 24% (самостоятельность). Высокий уровень появился у 1-3% детей. Общие результаты исследований показателей в основной группе представлены в табл. 11.Таблица 11Средние показатели особенностей развития монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием в результате контрольного эксперимента (%)ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньОГКГОГКГОГКГКонсКонтрКонсКонтрКонсКонтрКонсКонтрКонсКонтрКонсКонтрСмысловая ценность01868833451412685500Лексико-грамматическое оформление039395213886795900Самостоятельность019398182483837600Таким образом, в табл. 11 видно, что в результате контрольного эксперимента все показатели у детей стали более высокими, как в экспериментальной, так и в контрольной группе (в контрольной незначительно).Динамика изменений показателей развития связной речи в экспериментальной группе представлена в табл. 12.Таблица 12Динамика изменений показателей развития связной речи в экспериментальной группе на контрольном эксперименте,%ПоказателиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньКонстКонтрОтклКонстКонтрОтклКонстКонтрОтклСмысловая ценность01+13345+126855-13Лексико-грамматическое оформление03+32138+177959-20Самостоятельность01+11824+88376-9Исходя из полученных результатов, приведенных в таблице 8, можно сделать вывод, что разработанный комплекс логопедических занятий доказал сою эффективность: по всем показателям дети улучшили свои результаты по сравнению с констатирующим экспериментом, в большей степени это сказалось на достижении среднего уровня развития связной речи.Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Выводы по 3 главе1.Для формирования связного высказывания у детей с ЗПР был разработан комплекс логопедических занятий, состоящий из 10 занятий.Основными средствами комплекса логопедических занятий, являются рассказы (рассказ-описание (по различным готовым схемам), рассказ по представлению, рассказ по картинке, составление предложений, загадки-описания, сюжетно-ролевые игры).2.Разработанный комплекс логопедических занятий доказал сою эффективность: по всем показателям дети улучшили свои результаты по сравнению с констатирующим экспериментом, в большей степени это сказалось на достижении среднего уровня развития связной речи.3.Гипотеза исследования подтверждена: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была достигнута поставленная цель – теоретически и экспериментально выявить эффективность комплекса логопедических занятий в коррекции недостатков связной речи у старших дошкольников с ЗПР.Для достижения поставленной цели были решены соответствующие задачи.Проанализирована общая и специальная литература по проблеме исследования, определены теоретические и методические основы формирования навыков связной речи у детей с нормативным развитием речи и с задержкой психического развития.В первой главе был рассмотрен процесс формирования монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с задержкой психического развития. Обосновывается важное значение овладения связной речью в процессе подготовки детей к обучению в школе.Под связной речью в широком смысле слова понимают любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.2.Подобраны и адаптированы методики исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.3.Выявить и сравнить уровень сформированности различных видов связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нормативным речевым развитием.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование уровня развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и с ЗПР. Результаты исследования позволили выявить специфику особенностей нарушения монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.По результатам проведенной работы в основной группе детей отмечен низкий показатель развития связной монологической речи и составляет 83%, 15% составляют дети со средним показателем. Высокий показатель развития не зарегистрирован. Особенно трудным для детей было составление рассказа по картине и пересказ текста. При этом у детей контрольной группы показатели значительно выше, 90% составляют дети с высоким уровнем развития связной монологической речи и 10% детей со средним уровнем.Таким образом, проведенный эксперимент позволил заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии монологической речи связной. 4.Разработан комплекс занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и апробировать его на объекте исследования.Основными средствами комплекса логопедических занятий, являются рассказы (рассказ-описание (по различным готовым схемам), рассказ по представлению, рассказ по картинке, составление предложений, загадки-описания, сюжетно-ролевые игры).5.Проведена повторная диагностика уровня развития связной речи и контрольной и экспериментальной групп и сравнить результаты.Разработанный комплекс логопедических занятий доказал свою эффективность: по всем показателям дети улучшили свои результаты по сравнению с констатирующим экспериментом, в большей степени это сказалось на достижении среднего уровня развития связной речи.Гипотеза исследования подтверждена: логопедические занятия, включающие задания по развитию связной речи, способствуют повышению уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Проведенное исследование показало, что необходимо совершенствование традиционных методик, а также поиск новых более эффективных, научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ЗПР. Коррекция и развитие связной речи у детей с ЗПР будет более эффективной, если: - осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку;- максимально использовать современные методики и технологии для проведения диагностики и занятий по развитию связной речи; - сделать приоритетными гуманистические педагогические принципы работы с детьми.Список литературы1.Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М., 2002.2.Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 1975.3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г. 4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997.5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М., 1982.Т.2. — с.168.6.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.7.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение, 1989.8.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.9.Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. – 1986. - № 6. – С. 73-79.10.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.11.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996.12.Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.13.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.14. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 528с.15. Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 119с.16.Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение, 1988.17.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.18.Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М, 1998.19.Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М., 1979.20. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г. 21.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.22.Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,1997.23.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968.24.Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М, 1997.25.Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М., 1991.26.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение, 1986.27.Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.28.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,1978.29.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974.30.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.31.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.32.Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО, 1997.33.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1979.34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.35.Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. – С. 18-22.36.Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. – 1996. - № 1.37.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия, 2001.38.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,2001.39.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1972.40.Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1973.41.Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. 42.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.43.Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,2002.44. Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.45.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.46.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М., 1997.47.Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М., 1997.48.Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2004.49.Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М., 2001.50.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М., 2000.51.Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.52.Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965.53.Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет, 1995.54.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.Приложение 1МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ (В.П. Глухов, А.П. Воронова)Серия 1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и снеговик».Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.Процедура и инструкция. «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».Оценка проводится по трем критериям:а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.Серия 2. Рассказ по сюжетной картине «Защитник».Процедура и инструкция. «Посмотри на эту картинку и составь рассказ». Оценка производится по трем критериям:а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей; 1 балл – существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. б) критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.в) критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно составлен рассказ; 2,5 балла – рассказ составлен самостоятельно с 1-2 вопросами; 1 балл – составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи.Серия 3. Пересказ русской народной сказки «Колобок».Инструкция: «Сейчас я прочту тебе сказку «Колобок», слушай внимательно, запоминай и приготовься ее пересказывать».Оценка производится по трем критериям:а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение. б) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.в) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.Серия 4. Пересказ текста «Гулька».Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать: «У девочки жила кошка Гулька. У Гульки были крохотные котята. Они жили в уголке. Раз на окно взлетел петух. Гулька кинулась на петуха. Началась драка. У кошки глаза сверкали, а от петуха перья летели. Пришла хозяйка и выгнала петуха».Оценка:а) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение. б) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.в) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ недоступен даже по вопросам.Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются.Приложение 2Приложение 3Занятие 1. Грибы1.Продолжи ряд и назови одним словом:боровик, лисичка, мухомор,_____________2.Игра «Съедобное — несъедобное».съедобныйнесъедобный◄--------------боровик---------------►поганка лисичкамухомормаслёнокрыжиксыроежкаопёнок3. Игра «Чего нет».Внимательно посмотри, какие грибы есть в большом лукошке, и скажи, какого гриба нет в каждом из маленьких лукошек?Назови только съедобные грибы из лукошка:4.Составь по схеме и выучи рассказ о мухоморе.5.Выполни аппликацию «Мухомор» из геометрических фигур.Назови только те геометрические фигуры, которые ты использовал.Занятие 2. ЯгодыНазови картинки. Скажи одним словом, что это? 2. Скажи по образцу:КомпотВареньеИз малины — МалиновыйМалиновоеИз черники —Из клубники —Из брусники —Из смородины —Из вишни —3.Составь по схеме и выучи рассказ о своей любимой ягоде.4.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.Занятие 3. Дом. Семья1. Закончи предложения, называя фамилию, имя и отчество.Меня зовутМаму зовут _____________________________.Папу зовут______________________________2. Назови свой домашний адрес.Город--------------------------------,улица________________________, дом №____квартира № _____Подумай и ответь на вопросы:Как называется страна, в которой ты живёшь?Сколько этажей в твоём доме?На каком этаже ты живёшь?Сколько комнат в твоей квартире?Назови названия комнат, которые есть в твоей квартире.3. Игра «Кто с кем?»На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображён и какие действия выполняет:Скажи, кем ты приходишься маме? дяде? дедушке? сестре?5. Нарисуй свою семью и расскажи о ней по плану.План:1)Кто входит в твою семью?2)Как зовут членов семьи?3)Кто в твоей семье старше (младше): ты или папа, бабушка или мама?4)Чем занимаются члены семьи?5)Расскажи, как в твоей семье проходит выходной день?6. Дорисуй узорЗанятие 4. Одежда. Головные уборы1. Подумай и скажи, в какое время года носят перечисленную одежду и как она называется.Плащ, куртка, берет, кепка, перчатки — осенью (осенняя одежда).Шуба, пальто, шапка-ушанка, шарф, рукавицы —__________________________________Сарафан, платье, шорты, юбка, брюки, футболка, рубашка, кепка, панама, носки —Подбери пару к слову. Расскажи, какое задание тывыполнял.3. Игра «Назови ласково». Юбка — юбочкаШтаны — Панамка — Шапка — Платье — Рубашка —Брюки —Берет — ______________________________Шарф —Куртка —4.Игра «Что из чего сделано?»Шуба из меха — меховая шубаПлатье из ситца —Носки из шерсти —Перчатки из кожи —Халат из шёлка — 5.Составь по схеме и выучи рассказ о каком-либо предмете одежды или головном уборе. Нарисуй его.Рисуй и рассказывай, что ты делаешь.Дорисуй узор.Занятие 5. Зимние забавы1. Подумай и скажи, в какие игры могут играть дети на улице зимой? Почему летом в эти игры дети играть не могут?2. Подбери по 3 признака к каждому слову. Лыжи (какие?) —Коньки (какие?) —Санки (какие?) — Составь предложение с каждым из этих слов. Сравни снеговиков.Снеговик — снеговичокГолова —Ком —Г лаза —Морковка —Ведро —Метла —Расскажи, какое задание ты выполнял.Составь рассказ по картинке.5. Отгадай загадки и нарисуй отгадки:Два деревянных брата Побежали по лыжне куда-то.Два коня есть у меня,По воде везут меня. Железные, блестящие, Словно настоящие.6.Дорисуй узор.Занятие 6. Дикие животные СевераРассмотри картинки, назови животных.Где живут эти животные?Кто их кормит?Как называются их детёныши?Как ты думаешь, почему этих животных называют дикими? Каких ещё животных Севера ты знаешь?Игра «Один — много».Белый медведь — белые медведи— много белых медведейПесец —Морж —Тюлень —Северный олень —Образуй по образцу сложные слова и подбери к ним пару.Составь по схеме и выучи рассказ о каком-либо животном Севера. Нарисуй его в прямоугольнике так, чтобы его голова касалась верхней стороны прямоугольника, а лапы — нижней.Рисуй и говори, что ты делаешь.5. Выучи загадку.Стройный, с тонкими ногами И ветвистыми рогами.Он на Севере живёт,Вместо сена мох жуёт.Загадай загадку другу.Занятие 7. НасекомыеРассмотри картинкиНазови их одним словом. Запомни его.2. Игра «Посчитай: 1—2—5».Муха — одна муха — две мухи — пять мухОса —Жук -Пчела —Бабочка — Стрекоза — Муравей — Расскажи, какое задание ты выполнял.3. Подумай и скажи, что сделала бабочка. Образуй новые слова-действия от слова летела.Бабочка со стола взлетела, к вазе_____,вокруг ромашки__________, с ромашки на колокольчик ______________,с колокольчика_____________________________ и в банку4.Составь по схеме и выучи рассказ о своем любимом насекомом. Нарисуй его в квадрате 2 раза так, чтобы одно насекомое было справа и над другим.Рисуй и говори, что ты делаешь.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.6. Выучи.Про муравьяМинут сорок пять Я, наверно, друзья, Глядел на трудящегося Муровья.Упорно хвоинку Тащил он в жильё, Влезал на травинку. Спускался с неё.Вдруг тяжкую ношуОтбросил он прочь И крикнул: — Глазеешь?!— Нет, чтобы помочь!Михаил ЯсновЗанятие 8. Школа. Библиотека1. Назови предметы, изображённые на картинках.Запомни эти слова. Подумай и скажи, какие ещё школьные принадлежности ты знаешь?2. Подумай и ответь на вопросы:Как называется место, где учатся дети?Как называют детей, которые учатся в школе? Кто учит школьников читать, писать, считать? Посмотри внимательно, подумай и выбери только те предметы, которые должны быть в портфеле ученика. Объясни, почему оставшиеся предметы ученику не нужны. Докажи, что ты прав.Расскажи, какое задание ты выполнял.4.Игра «Кто внимательный?»: вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.Дети учатся____школе.Дети гуляют ___школой. Дети идут_______школе.Дети вышли_____школы. Дети зашли_______школу.5.Подумай и ответь на вопросы.Что такое библиотека?__________________Как называется профессия человека, который выдает книги?Как называется профессия человека, который пишет книги? Расскажи о своей любимой книге.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.7. Выучи.В школу осенью пойдуВ школу осенью пойду.Там друзей себе найду,Научусь писать, читать,Быстро, правильно считать.Я таким учёным буду!Но свой садик не забуду.Н. Нищева8. Нарисуй свои школьные принадлежности.Занятие 9. Зима1. Отгадай животное по описанию.Это животное с очень длинной шеей —Это животное носит детёныша в сумке —Это животное похоже на полосатую лошадь —Это животное носит рог на носу —Это животное называют царём зверей —У этого животного вместо носа — хобот —Это зубастое животное похоже на зелёноебревно, плывущее по реке —Это животное лазает по деревьям, имеет хвост, любит бананы и очень похоже на человека —Где живут все эти животные?Кто их кормит?2. Игра «Посчитай: 1—2—5».Слон — один слон — два слона — пять слоновНосорог —Крокодил — Жираф —Лев —Обезьяна — 3. Игра «Назови ласково».Добрый слон —добренький слоник. Зубастый крокодил —Ленивый бегемот —Быстрая обезьяна —Страшный лев — Высокий жираф —4. Раздели животных на травоядных и хищников.Расскажи, какое задание ты выполнял.Составь по схеме и выучи рассказ о каком-либо животном жарких стран. Нарисуй его в квадрате так, чтобы его голова была выше верхней стороны квадрата. Рисуй и говори, что ты делаешь.Дорисуй узор.Занятие 10. Зима1. Отгадай загадки.Без рук, а рисует, без зубов, а кусает.Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.Белая морковка зимой растётСнег на полях, лёд на реках,Вьюга гуляет, когда это бывает?Однажды заспорили зимние месяцы, кто из них самый-самый. Говорит декабрь: «Я холодный», январь: «Я ещё холоднее», февраль: «А я самый холодный». Продолжи спор месяцев по образцу.Скажи по образцу.Умный – умнееЛёгкий —Быстрый —Плохой —Весёлый —Хороший —Красивый —Сладкий —Здоровый —Прозрачный — Составь 3 предложения с любыми из этих слов.4.Составь и выучи рассказ о признаках зимы по схеме.5.Выполни аппликацию из геометрических форм: «Снеговик» (по образцу).Назови все геометрические формы, которые ты использовал.


1. Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». – М., 2002.
2. Воробьева В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей. – М.: Просвещение, 1975.
3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1997.
5. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. Собрание соч.- М., 1982.Т.2. — с.168.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
7. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., Просвещение, 1989.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
9. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Дефектология. – 1986. - № 6. – С. 73-79.
10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1996.
12. Еврастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.
13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
14. Ильина В.Н. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 528с.
15. Козырева О. А., Борисова Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. - 119с.
16. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., Просвещение, 1988.
17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
18. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М, 1998.
19. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: Сб. науч. трудов. – М., 1979.
20. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,1997.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968.
24. Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). – М, 1997.
25. Лидерс А.Г. Развитие и коррекция произвольности речевого общения детей 6-8 лет. – М., 1991.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Просвещение, 1986.
27. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2002.
28. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М.,1978.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974.
30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
32. Психологическая диагностика / Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М.: Ун-т РАО, 1997.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1979.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.
35. Солдатова Н.А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. – С. 18-22.
36. Соловьева Л.Г. Формирование диалога у детей с ОНР в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. – 1996. - № 1.
37. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Академия, 2001.
38. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.,2001.
39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1972.
40. Успенская Л.П. Учись говорить правильно: Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1973.
41. Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
42. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.
43. Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. – М.,2002.
44. Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.
46. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. – М., 1997.
47. Шаховская С.Н., Селиверстов В.И., Пузанов Б.П. Состояние речевой коммуникации дошкольников с ОНР // Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра. – М., 1997.
48. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М., 2004.
49. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. – М., 2001.
50. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронкова А.П. Азбука общения со взрослыми и сверстниками. – М., 2000.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
52. Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1965.
53. Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.: Университет, 1995.
54. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для изучения монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В изучении монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста используются различные теоретико-методологические подходы, такие как психолингвистический, психолого-педагогический и системно-деятельностный подходы. Каждый из них имеет свои особенности и подходит для определенных исследований.

Какие особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются определенными психолого-педагогическими особенностями. Они обладают более развитой речью, начинают формировать связную монологическую речь, улучшают свои коммуникативные навыки и становятся более самостоятельными.

Какие особенности характерны для детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития имеют свои психолого-педагогические особенности. Они могут испытывать трудности в формировании связной монологической речи, иметь ограниченные коммуникативные навыки и нуждаться в специальной психолого-педагогической поддержке для своего развития.

Какие факторы влияют на формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от различных факторов. Это включает развитие речи, психическое развитие, социальное окружение, взаимодействие с родителями и педагогами, а также образовательные программы и методики, применяемые в дошкольных учреждениях.

Какова специфика формирования связной монологической речи у детей?

Формирование связной монологической речи у детей имеет свою специфику. Оно происходит в определенной последовательности и включает в себя различные этапы, такие как формирование лексико-грамматической структуры, обогащение речи словами и фразами, развитие речевого мышления и умения выражать свои мысли связными предложениями.

Какие подходы используются для изучения монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье анализируются теоретико-методологические подходы к изучению монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Одни авторы рассматривают этот процесс с точки зрения структурно-функционального подхода, другие - через призму психолингвистического подхода. Также рассматривается социокультурный подход, согласно которому монологическая речь формируется взаимодействием с окружающей средой и общением с взрослыми.

Как выглядит психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются усиленным развитием речи, логическим мышлением и памятью, активным воображением и творческим мышлением. Они уже способны формировать связные монологические высказывания, строить рассказы по определенной сюжетной линии, передавать свои мысли и переживания.

Чем отличается психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития характеризуются отставанием в развитии речи, нарушениями восприятия и внимания, плохой концентрацией внимания. Они испытывают трудности в построении связных монологических высказываний и в передаче значимой информации. Важно проводить специальные психолого-педагогические коррекционные занятия для развития их коммуникативных навыков.

Как формируется связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста?

Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от различных факторов, таких как развитие речевой деятельности, словарного запаса, понимания речи и умения использовать речь для передачи своих мыслей. Для развития монологической речи важно проводить игры, задания на построение рассказов, беседы с ребенком и другие коммуникативные упражнения.

Какие теоретико-методологические подходы используются при изучении монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста?

В курсовой работе был проанализирован ряд теоретико-методологических подходов при изучении монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В частности, были рассмотрены синтетический подход, семантико-синтаксический подход, коммуникативно-прагматический подход и другие. Каждый подход предлагает свои методы и приемы для исследования и развития монологической связной речи у детей.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста, которые были охарактеризованы в курсовой работе, обладают определенными психолого-педагогическими особенностями. Они находятся на стадии предшкольного развития, это период активного усвоения мира и формирования различных навыков и умений. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к общению, начинают развивать свою речь, учатся выражать свои мысли и чувства. Также дети старшего дошкольного возраста характеризуются активностью, любознательностью и стремлением к самостоятельности.