Виды идеологий (классификация) и их сравнительная характеристика
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 11.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Классификация по характеру воздействия 4
2 Классификация идеологий по направленности на полноту охвата социума 11
3 Классификация по степени географической распространенности 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Потенциально их влияние направлено на получение абсолютного господства в обществе. Дляидеологий данного типа характерны следующиетеоретические посылки:-рассмотрение социума как единой и неделимой массы, без внутренних социальныхпротиворечий, в котором нет антагонистических классов, слоев, групп;·понимание социума как источника абсолютного блага;- позиционирование своих ценностей, норм,взглядов в качестве универсальных, абсолютно необходимых для всех без исключения членов общества, для любого социальнокультурного контекста;- позиционирование образа врага как миноритарной группировки, априори враждебнойабсолютному большинству;- не адепт в принципе может стать адептом всилу приобщения к идеологии (принятие религии, вступление в определенную партию,социальную группу, соблюдение нормативных принципов и т.д.).В отличие от стремящихся к господству, сектантские идеологии ограничиваются узким кругом участников, на которых направляют своеидеологическое влияние. Для идеологий данного типа характерны посылки:- рассмотрение элитарной, относительно малой группы в качестве источника абсолютного блага, а всего остального общества, образующего социокультурный контекст развития данной миноритарной группы, – какисточник абсолютного зла (отсутствия блага);- понимание остального социума как враждебной массы, все действия которой направлены против миноритариев;- позиционирование своих ценностей, норм, взглядов в качестве уникальных, присущихограниченному кругу «избранных», оппозиционных ценностям, нормам и взглядамбольшинства;- не адепт никогда не может стать адептом всилу своих врожденных свойств (национальность, раса и т.д.);- позиционирование мажоритарной группыкак абсолютного врага.3 Классификация по степени географической распространенностиЭта классификация в значительной мере связана с особенностями современного этапа развития глобальной экономической и информационной системы, позволяющей транслировать идеологическое влияние на практически неограниченное число адептов. Современные средствамассовой коммуникации позволяют формировать мировоззрение как отдельного человека, таки целых групп, практически вне контекста исторически сложившихся политических, религиозных, национально- и социокультурных институтов. В связи с чем деструктивные идеологиипо этому признаку можно разделить:-на глобальные (транснациональные), влияние которых распространяется на все человечество, апеллирующие к отдельному человеку без учета контекста традиционных институтов влияния на индивида (вестернизм, всеглобальные секты: мунизм, сайентология,кришнаитские культы, социокультурныедвижения панков, хиппи, растаманов);- на региональные, ограниченные определенным цивилизационно-географическим пространством либо одним государством, этнонациональным сообществом и т.д. (неофашистские течения скинхедов, псевдоправославныесекты «Белое братство», «Богородичный центр», «Церковь последнегозавета»);- на местные.ЗаключениеТаким образом, по итогам работы можно сделать следующие выводы: В данной работе была рассмотрена многоуровневая классификацию для создания единой топологии, включающей и политические, и религиозные, и социокультурные деструктивные идеологии. Рассматриваемая классификация основана на определении и выделении:1) базовых источников – т.е. основных мировоззренческих течений, из которых деструктивные идеологии преимущественно заимствуют основные принципы, взгляды, догматы, символы и понятия;2) характера деструктивного воздействия и направленности агрессии;3) направленности на полноту охвата социума;4) степени распространенности идеологии; Рассмотренная типология идеологий позволит более детально и глубокоизучить их генезис, прогнозировать формы исферы распространения, определить объем иглубину воздействия как на членов каких-либо объединений, так и на остальное общество.Список использованной литературы1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии всовременной России: морфологический анализ. – М.: Ин-т философии РАН, 1999.2. Верховский А. Политический экстремизм вРоссии. – М.: РОО «Центр “Панорама”»,2000.3. Дворкин А.Л. Сектоведение. – Н. Новгород.Изд-во братства Ал. Невского, 2000.4. Морозов И.Л. Политический экстремизм. Леворадикальные группировки. – Волжский:Изд-во ВФ МЭИ, 2002. С. 22.5. Калинин Л.А. Социальные воззрения некоторых современных сект // Материалы международного философского симпозиума «Государственное устройство и народ. Диалогмировоззрений».: – Н. Новгород, изд-воВВАГС, 2001. С. 312–314.6. Калинин Л.А. Проблема истины в сайентологии и национал-большевизме // Материалымеждународного философского симпозиума«Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений». – Н. Новгород, изд-во ВВАГС, 1999.7. Белая книга. Экономические реформы в России 1991–2001 гг. – М.: Алгоритм-Книга,2002.
1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. – М.: Ин-т философии РАН, 1999.
2. Верховский А. Политический экстремизм в России. – М.: РОО «Центр “Панорама”», 2000.
3. Дворкин А.Л. Сектоведение. – Н. Новгород. Изд-во братства Ал. Невского, 2000.
4. Морозов И.Л. Политический экстремизм. Леворадикальные группировки. – Волжский: Изд-во ВФ МЭИ, 2002. С. 22.
5. Калинин Л.А. Социальные воззрения некоторых современных сект // Материалы международного философского симпозиума «Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений».: – Н. Новгород, изд-во ВВАГС, 2001. С. 312–314.
6. Калинин Л.А. Проблема истины в сайентологии и национал-большевизме // Материалы международного философского симпозиума «Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений». – Н. Новгород, изд-во ВВАГС, 1999.
7. Белая книга. Экономические реформы в России 1991–2001 гг. – М.: Алгоритм-Книга, 2002.
Вопрос-ответ:
Какие виды идеологий существуют?
Существует несколько видов идеологий, их можно классифицировать по различным признакам. Например, по характеру воздействия, по направленности на полноту охвата социума и по степени географической распространенности.
Какие идеологии существуют согласно классификации по характеру воздействия?
Согласно этой классификации можно выделить следующие виды идеологий: абсолютные, цельные, учредительные, перестроечные, консервативные и реформистские. Каждая из них оказывает определенное воздействие на общество.
Какие идеологии относятся к классу перестроечных?
Идеологии, относящиеся к классу перестроечных, направлены на изменение структуры и функционирования общества. К ним относятся идеологии, предлагающие радикальные изменения в социальной, экономической и политической сферах.
Чем отличается классификация идеологий по направленности на полноту охвата социума?
Классификация идеологий по направленности на полноту охвата социума основана на том, насколько идеология стремится охватить всю общественную жизнь. В результате такой классификации можно выделить три типа идеологий: универсальные, частные и частичные.
Какие идеологии относятся к классу частных?
К классу частных идеологий относятся идеологии, которые охватывают только отдельные сферы жизни общества. Например, это могут быть идеологии, связанные только с экономикой, политикой или религией. Они не претендуют на полное охватывание социума.
Какие виды идеологий можно выделить?
Виды идеологий можно выделить по характеру воздействия, направленности на полноту охвата социума и степени географической распространенности.
Что означает классификация по характеру воздействия?
Классификация по характеру воздействия отражает, какая цель стоит перед идеологией и каким образом она пытается достичь этой цели. Существуют такие виды идеологий, как революционные, реформистские и консервативные.
Какие идеологии относятся к революционным?
К революционным идеологиям относятся коммунизм и анархизм. Они стремятся к радикальным изменениям в обществе и свержению существующего политического и экономического порядка.
Какие идеологии относятся к реформистским?
К реформистским идеологиям относятся социал-демократия и либерализм. Они признают необходимость изменений в обществе, но предлагают достигать их путем постепенных реформ и сотрудничества с существующими политическими и экономическими структурами.