"Использование приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей средней группы"
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы применения методов и приемов мнемотехники в театрализованной деятельности 6
1.1. Развитие театрализованной деятельности с помощью приемов мнемотехники 6
1.2. Сущностная характеристика детей средней группы в развитии театрализованной деятельности 8
1.3. Психолого-педагогические условия развития детей в театрализованной деятельности использованием приемов мнемотехники 9
Выводы по первой главе 12
2. Экспериментальная работа по созданию методического материала для использования мнемотехники в процессе организации и проведения театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста 14
2.1. Диагностика мнемической деятельности у детей среднего дошкольного возраста 14
2.2. Комплект сценариев, способствующих развитию театрализованной деятельности детей средней группы в процессе использования приемов мнемотехники 18
2.3. Динамика развития детей в театрализованной деятельности посредством применения мнемотехники 40
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы и источников 49
Приложения 51
Убежала и собака сразу. А Зайчик ночью снова побежал, от обиды слезы рекой проливая.Вдруг идет навстречу петушок, золотой гребешок. - Что с тобой? очень странно зайца видеть в слезах!- Ой, меня прогнала из дома злая воровка хвостатая! Ой, куда же теперь пойду? .. Где я убежище найду? ..- Что же, проучу я разбойницу! - Где уж, петушок, тебе ?! Волк, мишка и собака отступились в борьбе ...- Ну, за меня не бойся! Сам увидишь, -вот пойдем! - Вышли друзья на опушку, где стояла заюшкина избушка.Месяц выглянул из-за облака. Петушок крыльями ударил. - Хватит спать, - ку-ка-ре-ку! - на чужом пуховику!Мгновенно лиса продрала глаза. - Кто там ходит по двору? Вот как вскочу, как подскочу - на кусочки разорву!Не испугался петушок смелый и на крыльцо как прыгнет. - Убирайся, пока цела! Открой запорывидит: рядом петушок, острый клюв, стальные шпоры еще и красный гребешок.Здесь лиса вплоть закружилась: - Я хорошая! Я не злая! Я с Заюшкой не ссорилась, по-соседски жила! ..А сама - скорее на крыльцо, и - по ступеням, и - в лес! И встретил зайчик утро вновь веселый, как прежде.Рисунок9 –Фотоотчет драматизации сказки «Заюшкина изба», поставленной на основе мнемотаблицыДля драматизации выбранной сказки были сделаны декорации из мягких деталей конструктора-великана. Дети перевоплотились в героев с помощью костюмов или просто звериных шапочек.Перед детьми располагалась доска с мнемотаблицей, которую дети в течение нескольких дней изучали. Составлена она была вместе с детьми после прочтения сказки «Заюшкина изба». Педагог предварительно подготовила листы с элементами мнемотаблицы, а потом, при помощи детей картинки собрались в таблицу.2.3. Динамика развития детей в театрализованной деятельности посредством применения мнемотехникиПосле проведения формирующего этапа эксперимента для оценки эффективности разработанной методики мы повторно провели диагностику контрольного этапа и получили следующие данные:Рисунок10 –Диаграмма результатов методики «10 слов» А. Р. Лурияна контрольном этапеКак мы видим, при выполнении мнемотехнических упражнений в группе стало больше детей с высоким и средним уровнем, что означает, что объем памяти и количество запоминаемых слов возросло. Также мы отметили, что дети стали соблюдать очередность слов, выставляя их по порядку, не считая пропущенных незапомненных слов.2. Отсроченное воспроизведение заученных десяти словАналогично предыдущему тесту, дети даже отсрочено смогли повторить больше слов, они были более сосредоточенными, деятельными активными.Рисунок 11– Диаграмма результатов методики Отсроченное воспроизведение заученных десяти словна контрольном этапе3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)Рисунок 12– Диаграмма результатов методики Отсроченное воспроизведение заученных десяти словна контрольном этапеВ данном тесте мы увидели всю эффективность ассоциативной методики. Теперь дети могли связать ассоциативными связями два разнородных слова и воспроизведя их. В таком возрасте еще трудно установить связи между некоторыми словами, поэтому имеется 13% детей, которые не смогли перейти с низкого уровня на более высокий.Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)Рисунок 13– Диаграмма результатов методики опосредованного запоминания на контрольном этапеНаиболее эффективной проявила себя методика опосредованного запоминания, поскольку мнемотехнические приемы развивают ассоциативное мышление и связанные с ними процессы запоминания и воспроизведения информации.Следует отдельно подчеркнуть от факт, что фонематических ошибок на этом этапе диагностики было значительно меньше, что и обусловило улучшение результатов и развитие речеслуховой памяти детей.Рисунок 14 – Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента по каждой из методикНа рисунке мы видим сравнительные диаграммы по контрольному и констатирующему этапу эксперимента. Во всех случаях мы отмечаем положительную динамику. Наиболее отчетливо мы это проследили в методике опосредованного запоминания. Таким образом, наша методика показала себя эффективной, а значит метод мнемотехники, приеняетмый в театральной деятельности, следует разрабатывать и применять в последующих исследования.Выводы по второй главеИтак, нами было исследовано состояние мнемических процессов у средних дошкольников и выявлено, что они недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Оно может быть реализовано в театральной деятельности, посредством создания и усвоения мнемотаблиц, репрезентующих краткое содержание сказок, адаптированное к возможности драматизации в средней группе детского сада. Исходя из специфики театральной деятельности, возрастных особенностей средних дошкольников и специфики применения мнемотехники в театральной деятельности дошкольников, нами были разработаны и драматизированы сценарии трех сказок – «Рукавичка», «Коза-Дереза», «Колобок» и «Заюшкина изба». В ходе подготовки к драматизации сказок для запоминания текста и последовательности действий детей использовались мнемотаблицы данных сказок, адаптированные к сценариям. Для непосредственной поддержки во время выступления мнемотаблицы размещались на доске.Сценарии с применением мнемотехник в рамках формирующего этапа привели к позитивной динамике в развитии мнемических процессов у средних дошкольников, причем наиболее эффективно это проявилось в тех тестах, которые связаны с ассоциативностью процессов мышления и памяти. Данный факт свидетельствует о целесообразности и эффективности использования мнемотехник в театральной развивающей деятельности средних дошкольников.Разработанные методики были применены и получили позитивный отклик как от детей, так и позитивную методическую оценку коллег.ЗаключениеМнемотехника представляет собой процесс усвоения новой информации с помощью специальных методов и приемов. Это новая образовательная технология, которая помогает каждому ребенку комфортно и легко получать знания в любом возрасте.Приемы мнемотехники облегчают запоминание детьми новой информации и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д., путем выделения главных смысловых линий сюжета рассказа. Важно - необходимо передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтоб нарисованное было понятно для детей. Суть такой схемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.Театрализованная игра детей является одним из самых эффективных средств развития ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуаций опосредованных от лица любого персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она сочетает в себе театрализованные игры: режиссерские, игры-драматизации, импровизации и инсценировки литературных произведений в процессе литературных праздников, концертов, детских спектаклей. Благодаря этой деятельности развивается фантазия дошкольников, в их представлении возникают яркие образы литературных героев. Театр - один из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Театр действует на воображение ребенка различными способами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе эксперименты нами был определен уровень развития мнемических процессов средних дошкольников. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что результаты детей в основном соответсвуют среднему и низкому уровням, то есть развиты недостаточно и требуют дополнительного стимулирования. В нашем случае, в качестве такого стимулирования мы использовали театрализованную деятельность в сочетании с приемами мнемотехникиПосле проведения формирующего этапа, нами были повторно обследованы дети для определения динамики после драматизации разработанных сценариев. На контрольном этапе эксперимента был определен достигнутый уровень развития мнемических процессов средних дошкольников. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения драматизации при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов значительно реже, чем на констатирующем этапе этапе. Таким образом, нами было обосновано, что приемы мнемотехники могут быть значительным подспорьем в организации театральной деятельности дошкольников. Таким образом, задачи работы решены, а цель достигнута.Список использованной литературы и источниковАкулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.Зиганов М., Козаченко В. Мнемотехника. ? М .: 2000, ОбразованиеЗимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А.Изюмова // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 52-62.Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М.: Союзиздат, 1978.-345 с.Козлова С.А., Куликова Т.А, Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008Лапп Д. Искусство помнить и забывать.- Санкт Петербург,2003 Питер.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с. Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.Мигунова Е.В.Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; ИовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Черемошкина Л.В. — Ярославль: ЯГПИ, 1995. - 48 с.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина. - М.: Владос, 1990. - 212 cЩеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет: Мозаика-Синтез; М.;2007ПриложенияПриложение 1.Результаты диагностики на констатирующем этапеТаблица 1 –1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.№Имя дошкольникаКоличество баллов Уровень1Алексенко Д.5высокий2Архипов М.3средний3Войцеховская И.3средний4Вороненко М.0очень низкий5Гаврилов Л.1низкий6Голубев П.0очень низкий7Караваева З.2низкий8Карпова О.1низкий9Ковшикова Ж.3средний10Криница К.3средний11Миронов К.2низкий12Придира А.1низкий13Светлова М.3средний14Симоненко П.2низкий15Харитоненко В.4среднийТаблица 2 –2. Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов№Имя дошкольникаКоэффициент долговременной слуховой памяти Уровень1Алексенко Д.80высокий2Архипов М.40низкий3Войцеховская И.70средний4Вороненко М.20низкий5Гаврилов Л.10очень низкий6Голубев П.10очень низкий7Караваева З.20низкий8Карпова О.40низкий9Ковшикова Ж.10очень низкий10Криница К.70средний11Миронов К.20низкий12Придира А.20низкий13Светлова М.10очень низкий14Симоненко П.20низкий15Харитоненко В.70среднийТаблица 3 –3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)№Имя дошкольникаКоэффициент смысловой памяти Уровень1Алексенко Д.70Средний2Архипов М.50низкий3Войцеховская И.10очень низкий4Вороненко М.30Низкий5Гаврилов Л.60 низкий6Голубев П.50Средний7Караваева З.10очень низкий8Карпова О.30Низкий9Ковшикова Ж.40Низкий10Криница К.60Средний11Миронов К.10очень низкий12Придира А.10очень низкий13Светлова М.30Низкий14Симоненко П.60Очень никий15Харитоненко В.70низкийТаблица 4 –Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.№Имя дошкольникаУровень 1Алексенко Д.высокий2Архипов М.средний3Войцеховская И.средний4Вороненко М.низкий5Гаврилов Л.очень низкий6Голубев П.низкий7Караваева З.низкий8Карпова О.средний9Ковшикова Ж.низкий10Криница К.средний11Миронов К.Очень низкий12Придира А.средний13Светлова М.очень низкий14Симоненко П.низкий15Харитоненко В.высокийПриложение 2.Результаты диагностики на контрольном этапеТаблица 5 –Методика «10 слов» А.Р. Лурия [].№Имя дошкольникаКоличество баллов Уровень1Алексенко Д.5высокий2Архипов М.4средний3Войцеховская И.3средний4Вороненко М.2 низкий5Гаврилов Л.2низкий6Голубев П.0очень низкий7Караваева З.4средний8Карпова О.2низкий9Ковшикова Ж.4средний10Криница К.5высокий11Миронов К.3средний12Придира А.2низкий13Светлова М.5высокий14Симоненко П.3средний15Харитоненко В.5высокийТаблица 6 –2. Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов№Имя дошкольникаКоэффициент долговременной слуховой памяти уровень1Алексенко Д.80высокий2Архипов М.60средний3Войцеховская И.30низкий4Вороненко М.50средний5Гаврилов Л.10очень низкий6Голубев П.30низкий7Караваева З.50средний8Карпова О.40низкий9Ковшикова Ж.30низкий10Криница К.80высокий11Миронов К.70средний12Придира А.50 средний13Светлова М.20очень низкий14Симоненко П.60средний15Харитоненко В.80высокийТаблица 7 –3. Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)№Имя дошкольникаКоэффициент смысловой памяти Уровень1Алексенко Д.90Высокий2Архипов М.70Средний3Войцеховская И.60Средний4Вороненко М.50Средний5Гаврилов Л.80Высокий6Голубев П.50Средний7Караваева З.10очень низкий8Карпова О.40Низкий9Ковшикова Ж.40Низкий10Криница К.90Высокий11Миронов К.20очень низкий12Придира А.20очень низкий13Светлова М.50низкий14Симоненко П.70средний15Харитоненко В.90высокийТаблица 8 –Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)№Имя дошкольникаУровень 1Алексенко Д.высокий2Архипов М.средний3Войцеховская И.средний4Вороненко М.низкий5Гаврилов Л.очень низкий6Голубев П.низкий7Караваева З.средний8Карпова О.средний9Ковшикова Ж.низкий10Криница К.средний11Миронов К.средний12Придира А.средний13Светлова М.очень низкий14Симоненко П.средний15Харитоненко В.высокий
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
3. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.
4. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.
5. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.
6. Зиганов М., Козаченко В. Мнемотехника. ? М .: 2000, Образование
7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
8. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А.Изюмова // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 52-62.
9. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М.: Союзиздат, 1978.-345 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А, Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 8-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
11. Лапп Д. Искусство помнить и забывать.- Санкт Петербург,2003 Питер.
12. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
13. Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.
14. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
15. Мигунова Е.В.Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; ИовГУ имени Ярослава Мудрого. - Вели¬кий Новгород, 2006. - 126 с.
16. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Черемошкина Л.В. — Ярославль: ЯГПИ, 1995. - 48 с.
18. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
19. Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина. - М.: Владос, 1990. - 212 c
20. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет: Мозаика-Синтез; М.;2007
Вопрос-ответ:
Какие методы и приемы мнемотехники используются в театрализованной деятельности детей средней группы?
В театрализованной деятельности детей средней группы можно использовать различные методы и приемы мнемотехники, такие как создание ассоциаций, использование ритуалов и символов, построение сценария с яркими образами и яркими ситуациями, разделение информации на части и запоминание их по отдельности, повторение и регулярные тренировки и т.д.
Какие психолого-педагогические условия помогут развитию детей через театрализованную деятельность с использованием приемов мнемотехники?
Для успешного развития детей через театрализованную деятельность с использованием приемов мнемотехники необходимо создание комфортной атмосферы, поощрение творческой активности, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, организация интересных и разнообразных задач, обеспечение постоянного желания и мотивации детей к участию в театрализованной деятельности и т.д.
Какие практические результаты можно получить от использования приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей средней группы?
Использование приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности у детей средней группы может привести к улучшению памяти и концентрации, развитию творческого мышления, улучшению коммуникативных навыков и самовыражения, укреплению самооценки и уверенности, формированию практических навыков в организации и проведении театральных представлений и т.д.
Какие педагогические методы могут быть использованы для развития театрализованной деятельности детей средней группы с помощью приемов мнемотехники?
Для развития театрализованной деятельности детей средней группы с использованием приемов мнемотехники можно использовать такие педагогические методы, как игра-драматизация, ролевые игры, использование техники "мозгового штурма", коллективное творчество, дифференцированный подход к каждому ребенку и т.д.
Какие методы и приемы мнемотехники могут быть использованы в театрализованной деятельности детей?
Методы и приемы мнемотехники, которые могут быть использованы в театрализованной деятельности детей, включают в себя создание ассоциативных связей, использование ритмического шаблона, использование картинной памяти, создание ментальных образов и т. д.
Как можно развивать театрализованную деятельность с помощью приемов мнемотехники?
Развитие театрализованной деятельности с помощью приемов мнемотехники можно осуществлять путем обучения детей различным техникам запоминания текста, созданию образов и персонажей, использованию ассоциаций и мнемонических картинок для запоминания реплик и движений.
Какова сущность детей средней группы в развитии театрализованной деятельности?
Дети средней группы в развитии театрализованной деятельности характеризуются активностью, живостью, любопытством и готовностью к имитации и восприятию новых ролей и образов. Они еще только начинают осознавать свои эмоции и способны воплощать их через театральные сцены.
Какие психолого-педагогические условия нужны для развития детей в театрализованной деятельности с использованием приемов мнемотехники?
Для развития детей в театрализованной деятельности с использованием приемов мнемотехники необходимы такие психолого-педагогические условия, как создание доверительной атмосферы, стимулирование творческой активности, развитие социальных навыков и эмоциональной интеллигенции, а также организация совместной деятельности и игр.
Какие выводы можно сделать на основе статьи об использовании приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей средней группы?
Согласно статье, использование приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей средней группы может способствовать развитию их памяти, творческого мышления, эмоциональной интеллигенции и социальных навыков. Также отмечается, что дети этого возраста активно воспринимают и усваивают новую информацию, поэтому использование методов мнемотехники может значительно повысить эффективность обучения и развития в данной области.
В чем заключается основная идея статьи?
Основная идея статьи заключается в том, чтобы показать возможности использования приемов мнемотехники в развитии театрализованной деятельности детей средней группы.