Идеологические основы западной цивилизации
Заказать уникальное эссе- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 23.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Культурно-исторические предпосылки западной цивилизации 6
Модерн и завершение формирования идеологических контуров Запада 9
Разрушение идеологических основ западной цивилизации в постмодерне 12
Заключение 14
Список литературы 16
Эти черты (идейные принципы) следующие: - человек – высшая ценность;- свобода человека и частная жизнь (в томчисле, частная собственность) должна быть незыблема; приоритет любой власти – соблюдение прав и свобод индивида;- интересы индивида, личности, имеют приоритет над коллективными (социальными) интересами и интересами государства:- основные (естественные, неотчуждаемые) права человека: на жизнь, свободу и собственность. Некотороеидейное «полевение» Запада после второй мировой войны и модификация либеральных установок в пользу больших социальных гарантий и государственной поддержки отдельных категорий граждан (неолиберализм), в общем, не противоречили либеральным идейным принципам Запада. Разрушение идеологических основ западной цивилизации в постмодернеКак ни странно, дальнейшее развитие либеральных и неолиберальных принципов, определивших дух западной цивилизации в Модерне, в современности, за которой закрепилась маркировка «постмодерн», привело к дискредитации не только либеральных ценностей, самого либерального подхода к жизни, человеку и обществу, но и утрате позиций Запада как культурно-исторического лидера. Подробно описывает этот феномен французский философ и социолог Ж.Бодрийяр; ему вторят другие обществоведы: французские философы А.Бадью и Ж.-Л.Нанси, польско-английский социолог З.Бауман, немецкий социолог У.Бек, российский философ, историк А.Г.Дугин и другие. Так, по Бодрийяру, в западной цивилизации, реализовавшей свои идейные ценности до конца, возведшей идейные постулаты в Абсолют, наблюдается сегодня подспудное «переворачивание» идейных принципов на «180 градусов». В результате, индивидуализм превращается в атомизм, когда человека ничего не волнует, кроме сугубо своей частной жизни; в условиях развития информационных технологий и стандартизации жизни растворяется личностное начало; меньшинства, чьи интересы защищались ранее, диктуют свою волю большинству, и в целом Запад из пространства прав и свобод человека превращается, словами Бодрийяра, в «свалку прав и свобод».«На Западе свобода, идея свободы умерла своей самой настоящей смертью» - пессимистично констатирует философ. А пропагандируемая либеральная демократия стала пустым звуком, фетишем, которому поклоняются, но под знаменем которого элиты легко манипулируют массами. Фактически, Запад, исподволь, во многом, не осознавая этого, утратил свои базовые ценности, продолжая их декларировать на словах. Учитывая, что одновременно утрачивается приоритет западных государств в экономическом и технологическом развитии, позволявшем поддерживать высокий уровень социального обеспечения граждан исложившуюся идеологию, можно сказать, что утрата гегемонии Западом происходит на всех «фронтах». И прежде всего, идейное переформатирование западной цивилизации: утрата ею либеральных основ. ЗаключениеИдеология Запада – это идеология Модерна (историки предпочитают использовать маркировку «Новое время»). Будучи многогранным и сложным явлением, включающим взаимосвязанные, но, в то же время, взаимно оппозиционные идеологические течения (либерализм, консерватизм, социализм), западная идеология тяготеет к либеральным принципам. Само понятие «идеология», как и практика идеологического давления на политическую деятельность, социальную жизнь в целом – также западного происхождения. (В социокультурной среде Востока традиционно были более важны мифологические мотивы).В модерне западная идеология распространялась на незападное социокультурное пространство вместе с экономическим проникновением, колониальным политическим управлением. В постмодерне продолжает распространяться, но посредством «мягкой силы», через глобальное информационное пространство и путем «вирусных» информационных технологий. При этом Запад в условиях глобализации не только «вскрывал» относительно замкнутое пространство не западных культур, преобразуя их доминирующие культурные дискурсы и метанарративы, но и сам открывался их влиянию. Это производило к «подтачиванию» западной цивилизации, ее основных идеологических принципов, изнутри. Прежде всего, переформатированию либеральной идеологической модели, контуры которой, в модерне довольно четкие и определенные, в постмодерне изменяются, а ключевые либеральные понятия (демократия, личность, права и свободы личности) размываются. Размывается даже само понятие «идеология», что констатировал, например, французский философ Жан Бодрийяр и многие другие европейские интеллектуалы.В результате, вопрос об идеологических принципах и ценностях Запада, напрямую связанный с вопросом о перспективах гегемонии западной цивилизации в будущем, снова встает в повестку дня.Список литературыАристотель. Сочинения в 4-х томах. – Т.4. – М.: Мысль, 1983. – 832 с.Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. –М.:Добросвет, 2000. – 258 с. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. – 240 с.Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.Кейнс Дж. Общая теория занятости процента и денег. –М..: Гелиос АРВ, 2012.– 204 c.Локк Дж. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. – 154 с Хангтингтон С. Кто мы? Вызовы американской идентичности. – М.: ACT: Транзиткнига, 2004. – 635 с. Шпенглер О. ЗакатЕвропы. Очерки морфологии мировой истории. –М.: Мысль, 1993. – 620 с.
2. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. –М.:Добросвет, 2000. – 258 с.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. – М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. – 240 с.
4. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
5. Кейнс Дж. Общая теория занятости процента и денег. –М..: Гелиос АРВ, 2012.– 204 c.
6. Локк Дж. Два трактата о правлении. – М.: Мысль, 1988. – 154 с
7. Хангтингтон С. Кто мы? Вызовы американской идентичности. – М.: ACT: Транзиткнига, 2004. – 635 с.
8. Шпенглер О. ЗакатЕвропы. Очерки морфологии мировой истории. –М.: Мысль, 1993. – 620 с.
Вопрос-ответ:
Какие идеологические основы лежат в основе западной цивилизации?
Идеологическими основами западной цивилизации являются высокая ценность свободы человека и частной жизни, приоритет частной собственности, соблюдение прав и свобод индивидуума, а также интересы индивида.
Какие культурно-исторические предпосылки сформировали западную цивилизацию?
Культурно-исторические предпосылки западной цивилизации включают зарождение античной демократии в Древней Греции, правовое мышление римской цивилизации, христианство и его учение о равенстве перед Богом, просвещение и развитие науки в эпоху Возрождения, процесс индустриализации и развитие капитализма в современной эпохе.
Каковы идеологические контуры западной цивилизации, завершившиеся в период Модерна?
Идеологические контуры западной цивилизации, сформировавшиеся в период Модерна, включают признание высшей ценности свободы и частной жизни, веру в рациональность и науку, утверждение равенства и прав человека, приоритет закона и демократии, а также развитие капитализма и рыночной экономики.
В чем заключается разрушение идеологических основ западной цивилизации в постмодерне?
В постмодерне происходит разрушение идеологических основ западной цивилизации, включая отказ от утверждения какой-либо объективной истины, растворение граней между истиной и ложью, отрицание ценностей свободы индивида и частной собственности, а также рост скептицизма и релятивизма в отношении нравственности и культуры.
Какие черты и идейные принципы определяют западную цивилизацию?
Западная цивилизация характеризуется высокой ценностью свободы человека и частной жизни, признанием приоритета частной собственности, соблюдением прав и свобод индивида, а также защитой интересов индивида. Эти черты являются основными идеологическими принципами западной цивилизации.
Какие идеологические основы лежат в основе западной цивилизации?
Идеологическими основами западной цивилизации являются принципы свободы человека, уважение к частной жизни, приоритет частной собственности и соблюдение прав и свобод индивида.
Какие культурно-исторические предпосылки способствовали формированию западной цивилизации?
Формирование западной цивилизации было обусловлено влиянием греческой философии, римского права, христианства и Ренессанса. Эти культурно-исторические предпосылки в значительной степени определили идеологические контуры западной цивилизации.
Когда можно считать, что формирование идеологических контуров Запада завершилось?
Завершение формирования идеологических контуров Запада связывается с эпохой Модерна, которая наступила в Европе в XVII веке. Модерн принес с собой идею прогресса, науки, развития личности и равенства перед законом. Это стало основой современных западных ценностей.
В чем заключается разрушение идеологических основ западной цивилизации в постмодерне?
В постмодерне происходит отрицание общепринятых идеологических категорий и ценностей западной цивилизации. Критика направлена на идею прогресса, всеобъемлющей истинности и универсальности, и вместо этого ставится акцент на разнообразие, относительность и индивидуальность.