Первые русские женщины-врачи (М. Бокова, Н. Суслова, В. Кашеварова и др.).
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 18.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Предпосылки вовлечения женщин во врачебную деятельность. Врачевательницы Античности (VIII в. до н.э. – VI в. н. э.) и Средневековья (VII – начало XVI вв. н.э) 6
1.2. Развития женского медицинского образования. Женщины-врачи в XVII-XIX вв. н.э. 10
1.3. Женщины-врачи и современность (XX-XXI вв н.э.) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Вместе с тем, при отсутствии видимых препятствий в области медицинского образования и профессиональной медицинской деятельности для женщин мы, все же, видим элементы гендерного неравенства. Если проанализировать список главных внештатных специалистов Министерства Здравоохранения РФ (Приложение), то мы увидим, что при кажущейся высокой доле представительства женщин (226 специалистов-женщин из 549), существуют области медицины где женские имена отсутствуют. Так, нет ни одной женщины – главного внештатного специалиста Минздрава РФ в области кардиохирургии, нейрохирургии, в области рентгенэндоваскулярных диагностики и лечения, онкологии, оториноларингологии, медицины катастроф, колопроктологии, детской анестезиологии и реаниматологии, урологии, неврологии, хирургии. Единичны женщины в области челюстно-лицевой хирургии, трансплантологии, детской хирургии, скорой медицинской помощи, судебно-медицинской экспертизы, психиатрии. При этом подавляющем большинстве федеральных округов женщины занимают должность главных внештатных специалистов в области эндокринологии, эпидемиологии, управления сестринской деятельностью, гигиены детей и подростков, детской фтизиатрии, гинекологии детского и подросткового возраста, медицинской реабилитации у детей, детской аллергологии и иммунологии, детской гематологии, ревматологии, клинической микробиологии и антимикробной резистентности.С чем связано такое неравенство? Я полагаю, что дело прежде всего естественном желании женщин иметь семью и детей. Именно это мешает женщинам-врачам занимать высокие посты в медицине, становиться хирургами (а именно хирургические специальности в современном профессиональном медицинской сообществе отличаются малым количеством женщин). Показательной является статья Ларисы Ракитиной «Женщина со скальпелем», в которой она отражает все противоречия, связанные с хирургической специализацией у женщин и совмещением данной работы с семейной жизнью.Отчасти она соглашается, что хирургическая специализация накладывает определенные ограничения на врача-женщину. Автор статьи полагает с тем, что большая хирургия и семейная жизнь для женщин часто несовместимы. Кром того, в данной области медицины помимо естественных требований, таких как решительность, выносливость, психоэмоциональная устойчивость, существует изрядная доля мужского шовинизма. Именно в хирургии женщинам-врачам приходится и по сей день доказывать, что они могут быть хорошими специалистами. ЗАКЛЮЧЕНИЕИздавна, женщинам в медицине отводилось очень скромное место, им разрешалось заниматься лишь повивальным делом и помогатьвродовспоможении. Практическивовсехстранахзаконзапрещалпредставительницамслабогополазаниматься врачебнымделом.Но,несмотрянавсезапреты,медицинагордитсяженскимиименами.Без сомнения, можно сказать, что благодаря этим именам всем женщинам «открылись двери» в медицину,и сейчас в любой специальности, наравне с мужчинами, борются за здоровье и жизни людей представительницы слабого пола.В заключении своей работы я должна ответить на поставленные ранее вопросы.Достигли ли женщины-врачи высот в медицине? И вновь – да! Подтверждение этому – длинный список выдающихся женщин-врачей, Нобелевских лауреатов. Может ли женщина-врач быть одновременно и профессионалом и хорошей женой, матерью? Ответ на этот вопрос неоднозначен. На мой взгляд, решение данного вопроса индивидуально для каждой женщины. Конечно, наличие семьи и детей не способствует развитию в профессиональной деятельности, особенно если речь идет, например, о хирургии. Вместе с тем история знала примеры, когда успешные женщины хирурги были успешны также и в семейной жизни. Поэтому ответ на поставленный выше вопрос также утвердительный. Существует ли перспектива развития у женщин как у профессионалов от медицины? Думаю, что да. Дело в том, что ряд направлений, таких ка иммунология, вирусология, эндокринология и т.д. требуют крайней внимательности, усидчивости, умения скрупулезно, дотошно и взвешенно отбирать информацию, систематизировать ее. В этом женщинам нет равных и в этом, на мой взгляд, будущее женской медицины во всем мире. И, наконец, существует ли половая дискриминация в современном профессиональном медицинском сообществе? Безусловно – да! Женщины-врачи многие десятилетия доказывали свою профессиональную пригодность и на сегодняшний день занимают огромное место в медицинском сообществе по всему миру. Вместе с тем, многие виды специализации в медицине имеют как естественные, так и искусственно созданные ограничения для женщин-врачей, что обуславливает слабое представительство женщин, например, в хирургии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБякина В.П., Качалова В.Г. «Образованные медички»: к изучению истории женского медицинского образования в России // Новый исторический вестник. – М.: ООО «Издательство Ипполитовна», 2014. – №41. – С. 137-149. Женщины в медицине. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ljwanderer.livejournal.com/274877.html (дата обращения – 23.11.2016). Женщины-медики в Великой Отечественной Войне. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ruspodvig.ru/zhenshhiny-mediki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne (дата обращения – 23.11.2016).Кубланова А.А., Сапаргалиева А.А., Ермолаева Е.В. Развитие женского медицинского образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов: ООО «Наука и инновация», 2015. – №12. – С.1508. Лицицин Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400 с.Ревенкова Е. А. Женщины в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов: ООО «Наука и инновация», 2015. – №5. – С.555. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. – Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2008. – №4. – С.3-26. KateCampbellHurd-Mead. A historyofwomeninmedicinefromtheearliesttimestothebeginningofthenineteenthcentury. – AMS Press, 1977. – 569 p.Monica H. Green. TheTrotula A MedievalCompendiumofWomen'sMedicine. – Philadelphia: UniversityofPennsylvaniaPress, 2001. – 170 р.ПРИЛОЖЕНИЕТаблица 1Главные внештатные сотрудники-женщины министерства здравоохранения Российской Федерации (отмечено «+») по федеральным округам: ЦФО – центральный, СЗФО – северо-западный, ЮФЩ – южный, СКФЩ – северо-кавказский, ПФО – приволжский, УФО – уральский, СФО – сибирский, ДФО – дальневосточный, КФО – крымский Внештатный специалистЦФОСЗФОЮФОСКФОПФОУФОСФОДФОКФОИтогоТерапевт-пульмонолог +++ 3Кардиолог+ +2Сердечно-сосудистый хирург 0По челюстно-лицевой хирургии + 1Трансплантолог + 1Эндокринолог++ ++++++8По скорой медицинской помощи + 1Детский хирург + 1Офтальмолог+ + + +++6Детский офтальмолог++ + + ++6Нейрохирург 0По рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению 0Аллерголог-иммунолог+ ++ +++6По дерматовенерологии и косметологии+ + +3Онколог 0Эпидемиолог+++++++ +8Профпатолог+ ++++5Гастроэнтеролог+ + + 3Гематолог-трансфузиолог+ ++++ 5По управлению сестринской деятельностью+++++++++9По инфекционным болезням у детей+ ++ + +5Диетолог ++++ ++6По медицинской реабилитации ++++ + 5По медицинской профилактике+++ + + 5Клинический фармаколог ++2По клинической лабораторной диагностике ++2Хирург 0По гигиене детей и подростков+++++++++9По медицинской генетике+ +++ + +6Психиатр-нарколог ++ ++4Оториноларинголог 0По проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции + +++ 4По инфекционным болезням++ + ++ 5По медицине катастроф 0Детский фтизиатр++++++++ 8По санаторно-курортному лечению + ++ ++5Стоматолог + + + 3По патологической анатомии + + 2Нефролог + + 2По судебно-медицинской экспертизе + 1Колопроктолог 0Ревматолог+ ++++++ 7Фтизиатр + ++3По спортивной медицине ++ ++4Психиатр + 1По акушерству и гинекологии+ + +++ 5Гинеколог детского и юношеского возраста+ +++++++8Педиатр++ + ++ +6Неонатолог + + 2Детский психиатр+ ++++ 5Детский анестезиолог-реаниматолог 0Остеопат + + +3Детский по медицинской реабилитации+++++++++9По анестезиологии-реаниматологии 0Общей врачебной практики (семейный врач) ++ ++ +5Уролог 0Детский аллерголог-иммунолог+ +++++++8Детский гематолог++ ++ +++7Радиолог + +++4По клинической микробиологии и антимикробной резистентности ++++++++8Невролог 0ИТОГО251822232527273228
2. Женщины в медицине. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ljwanderer.livejournal.com/274877.html (дата обращения – 23.11.2016).
3. Женщины-медики в Великой Отечественной Войне. – [Электронный ресурс]. – URL: http://ruspodvig.ru/zhenshhiny-mediki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne (дата обращения – 23.11.2016).
4. Кубланова А.А., Сапаргалиева А.А., Ермолаева Е.В. Развитие женского медицинского образования в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов: ООО «Наука и инновация», 2015. – №12. – С.1508.
5. Лицицин Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400 с.
6. Ревенкова Е. А. Женщины в медицине // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Саратов: ООО «Наука и инновация», 2015. – №5. – С.555.
7. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России // Женщина в российском обществе. – Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», 2008. – №4. – С.3-26.
8. Kate Campbell Hurd-Mead. A history of women in medicine from the earliest times to the beginning of the nineteenth century. – AMS Press, 1977. – 569 p.
9. Monica H. Green. The Trotula A Medieval Compendium of Women's Medicine. – Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2001. – 170 р.
Вопрос-ответ:
Какие были предпосылки вовлечения женщин во врачебную деятельность?
Предпосылками вовлечения женщин во врачебную деятельность были изменения в общественном мнении о роли и возможностях женщин, развитие медицинского образования для женщин и повышение интереса к медицине как профессии.
Как развивалось женское медицинское образование?
Женское медицинское образование начало активно развиваться в XVII-XIX веках. Были открыты первые женские медицинские учебные заведения, которые позволили женщинам получить профессиональное образование в области медицины.
Кто были первые русские женщины врачи?
Первыми русскими женщинами врачами были М. Бокова, Н. Суслова, В. Кашеварова и другие. Они смогли преодолеть традиционные гендерные ограничения и получить медицинское образование в конце XIX века.
Какое место занимают женщины врачи в современности?
В современности женщины врачи занимают все более высокие и ответственные позиции в медицинской сфере. Они успешно работают в различных областях медицины и делают значительный вклад в здравоохранение общества.
Какие источники можно использовать для дальнейшего изучения данной темы?
Для дальнейшего изучения данной темы можно обратиться к литературе, посвященной истории женщин врачей в России, а также к научным статьям и исследованиям на эту тему.
Кто были первые русские женщины врачи?
Первыми русскими женщинами врачами были М. Бокова, Н. Суслова, В. Кашеварова и другие.
Какие были предпосылки для вовлечения женщин во врачебную деятельность?
Предпосылками вовлечения женщин во врачебную деятельность были наличие врачевательниц в древности и Средневековье, а также развитие женского медицинского образования в разные периоды истории.
Какова роль женщин-врачей в современности?
Женщины-врачи играют важную роль в современности. Они вносят значительный вклад в медицину, работая в разных сферах здравоохранения и помогая предоставлять качественную медицинскую помощь.