Анализ развития отечественного ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 07.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Исторические особенности и этапы развития науки ветеринарии и ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности в Российской Федерации………………………………………. 10
1.1. Становление ветеринарии и принятие первых законодательных актов. Приказная организация ветеринарной отрасли (период до XVIII века). 10
1.2. Ветеринария дворянской России (XVIII век) – развитие аптечного дела и популяризация знаний основ ветеринарии. 14
1.3. Ветеринария периода формирования предкапиталистических отношений в России (1800-1860 гг.). 18
1.4. Ветеринария периода становления капитализма в России (от 60-х г. XIX в. до 1917 г.). 22
1.5. Ветеринария в годы Советской власти. 25
Глава 2. Современное развитие российского ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности. 31
2.1. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную область ветеринарии, цели их принятия и предмет регулирования. 31
2.2. Соответствие современного российского законодательства в данной области ветеринарии международным договорам. 41
2.3. Международное сотрудничество в сфере ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности. 46
Министерство обладает широким перечнем полномочий, позволяющим осуществлять деятельность в сфере ветеринарии эффективно и полно.3.2. Деятельность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Федеральная служба является более «узконаправленным» органом и осуществляет политику именно в сфере ветеринарии и фитосанитарии. В общем виде структуру Россельхознадзора можно представить на следующей схеме:Схема 1. Структура Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзоруИз данной схемы заключаем не только то, что Россельхознадзор выполняет очень разностороннюю политику в области ветеринарии, но также осуществляет эту политику как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. К функциям Россельхознадзора относятся:1) проведение учета и анализа нарушений требований технических регламентов и других нормативных правовых документов в области ветеринарии (в том числе в ветеринарной фармакологии);2) внесение предложений о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации карантина;3) выдача ветеринарных, карантинных и иные разрешений;4) выдача разрешений на перемещение через границу Российской Федерации товаров животного происхождения[51];5) осуществление надзора за исполнением ветеринарного законодательства различными субъектами[52];6) осуществление надзора за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок (в том числе изготовленных из генно- инженерно-модифицированных организмов) на всех стадиях производства и обращения;7) издание индивидуальных правовых актов, касающихся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям.Таким образом, аналогично Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Россельхознадзор обладает широкими полномочиями в сфере регулирования ветеринарии (ветеринарной фармакологии). Кроме того, Россельхознадзор является специализированным ведомством и проводит политику в данных областях как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.Важной деятельностью Россельхознадзора является взаимодействие с международными организациями, в том числе с Международным эпизоотическим бюро с целью выработки основополагающих правовых норм, обязательных для включение во внутреннее законодательство. Также Россельхознадзор всячески поддерживает и проводит политику по обмену научным и практическим опытом специалистами из разных стран.3.3. Деятельность иных министерств и ведомств (Министерство обороны, Министерство внутренних дел).Деятельность иных органов исполнительной власти Российской Федерации, помимо вышеназванных профильных, также может оказывать влияние на становление и развитие ветеринарного законодательства в сфере фармацевтической деятельности.К примеру, Министерство обороны Российской Федерации[67] имеет в своей структуре такое подразделение как ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил Российской Федерации[68]. Деятельность этой службы регулируется Федеральным законом «О ветеринарии», Положением о Министерстве обороны РФ[22] и Положением о ветеринарно-санитарной службе Вооруженных сил РФ, утвержденным Министерством обороны РФ (приказ от 13 февраля 2008 г.)[7].Интересно проследить в этой связи связь с историей ветеринарной фармакологии, которая была изучена нами ранее. Именно для оборонных и военных целей создавалась ветеринария как область знаний, прежде всего, о семействе лошадиных. На современном этапе Министерство обороны играет второстепенную роль в регулировании ветеринарных отношений, однако следует также отметить довольно широкие полномочия Министерства, предоставленные согласно современному российскому законодательству:- организация и планирование развития системы ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных сил РФ; - организация строительства и развития ветеринарно-санитарной службы;- обеспечение Вооруженных сил ветеринарным имуществом; техническое обеспечение ветеринарно-санитарной службы;- реализация государственной политики в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных силах.Очевидно, что для выполнения данных функций необходимо решать многие другие вопросы, касающиеся:- распределения бюджета на нужды ветеринарно-санитарной службы;- выработки общегосударственной политики в области военной ветеринарии и фармакологии; - доведения положений данной политики до субъектов Российской Федерации;- международное сотрудничество, осуществляемое как в мирное, так и в военное время;- организация научных мероприятий, способствующих развитию военной ветеринарии и фармакологии, обмен опытом с представителями оборонных ведомств других государств по данным вопросам и т.д[54].Ввиду многоаспектности деятельности Министерства обороны в области ветеринарии и ветеринарной фармакологии, такую функцию, как осуществление государственного ветеринарного надзора в системе Министерства обороны РФ обеспечивают целый ряд субъектов:- военно-ветеринарный отдел Министерства обороны РФ; - ветеринарная служба Управления тыла военных округов; -ветеринарные лаборатории; - ветеринарные лазареты; - окружные ветеринарные склады;- ветеринарные эпизоотические отряды; - межгарнизонные ветеринарные отделения; - пограничные контрольные ветеринарные пункты; - лаборатории ветсанэкспертизы.Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации[69] — это деятельность органов управления и специалистов ветеринарно-санитарной службы, направленная:- на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений федерального законодательства в области ветеринарии; - сохранение здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск от болезней, общих для человека и животных; - обеспечение контроля за качеством и безопасностью в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, кормов для животных;- организацию ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий; - поддержание эпизоотического благополучия в районах дислокации подразделений МВД России.Организация государственного ветеринарного надзора в системе МВД России регулируется Положением о ветеринарно-санитарном надзоре в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным приказом от 23 апреля 1999 г[15].Государственный ветеринарный надзор в системе Министерства внутренних дел РФ включает: - обеспечение выполнения Закона РФ «О ветеринарии»; - контроль за выполнением подразделениями МВД России ветеринарно-санитарных правил и норм: при заготовке, производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации пищевых продуктов животного происхождения, кормов для животных, а также при содержании животных и убое скота; - проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов животного происхождения и кормов для животных; - проведение ветеринарно-профилактических, противоэпизоотических и лечебных мероприятий в подразделениях МВД России; - эпизоотологическое наблюдение и прогнозирование в районах дислокации (действий) подразделений МВД России, установление причин возникновения болезней животных. Ветеринарно-санитарному надзору подлежат: районы дислокации (действий) подразделений МВД России; подведомственные МВД России продовольственные базы, склады, холодильники, организации торговли, комбинаты питания, столовые, другие места хранения, переработки, выдачи и продажи пищевых продуктов животного происхождения и кормов для животных[56]; - средства для транспортировки (доставки) пищевых продуктов животного происхождения, кормов и животных для нужд МВД России; - пищевые продукты животного происхождения, корма для животных, предназначенные для нужд МВД России, и территории их заготовок; - базовые центры, питомники служебного собаководства, кавалерийские подразделения, сельскохозяйственные организации, подсобные хозяйства и другие объекты для содержания животных, снаряжение для животных и предметы ухода за ними; служебные и сельскохозяйственные животные; пункты (площадки) убоя скота; - подведомственные МВД России охотничьи, рыбоводческие и пчеловодческие хозяйства[53].Таким образом, ветеринарное законодательство, в том числе в сфере фармакологии, складывается в результате деятельности не только «профильных ведомств» - Министерства сельского хозяйства и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, но и в результате деятельности таких, казалось бы, далеких от ветеринарии ведомств, как Министерство обороны Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. В рамках своей компетенции данные ведомства осуществляют контроль и надзор за выполнением ветеринарного законодательства, проводят мониторинг современного законодательства, предлагают и вносят на рассмотрение Правительства Российской Федерации законодательные инициативы, в чем есть, безусловно, свои плюсы и минусы.Непрофильные организации, подключаясь к процессу формирования законодательной базы, могут привнести что-то новое, неочевидное, то, что обусловлено личной практикой и, возможно, далеко от ветеринарной фармакологии. Также эти организации могут выходить на международный уровень взаимодействия и получать опыт международного регулирования, в том числе, в непрофильной для себя сфере.С другой стороны, по нашему мнению, при принятии решения о необходимости правового регулирования того или иного вопроса необходимо руководствоваться, прежде всего, рекомендациями именно «профильных ведомств» с целью соблюдения принципа профессиональности в процессе законотворчества.Осуществление же контрольных и надзорных функций непрофильными ведомствами в области ветеринарии, безусловно, должно приносить положительный эффект, по аналогии с принципом разделения властей. Глава 4. Стандарт GMP — надлежащая производственная практика как эффективный метод правового регулирования.4.1. Проект надлежащей фармацевтической практики в области ветеринарии.В Российской Федерации осуществление фармацевтической деятельности в области ветеринарии на данный момент не регулируется специальным нормативным актом. Однако для существования и функционирования такого документа, по нашему мнению, возникла необходимость. Основные области, подлежащие регулированию с помощью данного нормативного документа:1) Система обеспечения качества в сфере оказания фармацевтических услуг в области ветеринарии;2) Обучение и квалификация персонала;3) Контроль за осуществлением фармацевтической деятельности в области ветеринарии;4) Совершенствование навыков общения с потребителями. Основные методы, которые были положены в основу проекта – это сравнительный метод (сопоставление с существующими практиками – см. ГОСТ 33044-2014 Принципы надлежащей лабораторной практики[3] и др.) и метод социологического исследования (опрос 50 посетителей ветеринарных аптек города Санкт-Петербург без учета возрастной и половой принадлежности).Необходимостьтакого документа продиктована поисками роли ветеринарного фармацевта в современной системе ветеринарии и возложение ответственности на фармацевтических работников, начиная с обеспечения качества отпускаемой ими продукции и заканчивая разделением ответственности наряду с другими работниками ветеринарии за исход лечения животного. У современной ветеринарной аптеки в процессе работы с потребителями есть две основные проблемы: - первая - это привлечение новых (потенциальных) покупателей; - вторая - удержание своих постоянных (реальных) клиентов. Решение первой проблемы позволяет расширить клиентскую базу, удержать которую возможно с внедрением программ управления лояльностью потребителей. В их содержании главными являются дополнительные услуги, оказываемые в аптеке, помимо основной - реализации товаров аптечного ассортимента ветеринарного назначения. Таким образом, цельюданного проекта является формирование рекомендаций по оптимизации перечня дополнительных услуг, предоставляемых потребителям аптеками г. Санкт-Петербурга. Основные задачи, которые ставились при разработке проекта: 1. Изучить концепцию Goodpharmacypractice, or GPP (Надлежащей фармацевтической практики) и ее применение в России и странах СНГ; 2. Изучить потребности населения г. Санкт-Петербурга в дополнительных услугах, предоставляемых ветеринарными аптеками;3. На основе полученной информации сформировать основные положения Проекта надлежащей фармацевтической практики в области ветеринарной деятельности.Таким образом, в результате проведения самостоятельного социологического исследования, состоящего из опроса 50 посетителей ветеринарных аптек города Санкт-Петербург, проведенного автором самостоятельно, было выявлено, что все посетители считают недостаточным оказание фармацевтических ветеринарных услуг только в рамках непосредственной реализации товара. Далее респондентам были предложены варианты дополнительных услуг, которые в теории могли бы быть оказаны ветеринарными аптеками, среди которых:А) Фармацевтические дополнительные услуги, которые заключаются в оказании консультативной помощи населению при отпуске препаратов, пояснение дозировок, правильного применения товаров ветеринарного ассортимента. Б) Ветеринарные услуги, к которым также относятся консультационные услуги, проведение дней специалистов, экспресс-тестирование, контроль за состоянием здоровья животного, правила оказания помощи животным и т.д.В) Обучающие услуги, которые заключаются впроведении просветительной работа, организация школ здоровья питомцев, подбор диеты для животных, физические нагрузки в соответствии с возрастом и состоянием здоровья животного и др. Г)Потребительские услуги, к которым необходимо отнести услуги, улучшающие сервис обслуживания населения и стимулирующие сбыт. Они способствуют поддержанию приверженности посетителей к определенной ветеринарной аптеке и формированию постоянной клиентуры. К самым простым потребительским услугам мы отнесли и предложили для рассмотрения наличие специальных комнат в ветеринарной аптеке для животных, так называемые комнаты досуга, наличие специалиста, который контролирует досуг питомцев в данной комнате и т.д.Д)Благотворительные акции для отдельных категорий граждан (для клиентов, чьи питомцы являются призерами соревнований высокого уровня, для малоимущих клиентов, для пожилых клиентов и т.д.). Как было указано выше, все 50 человек, то есть 100 % опрошенных высказались ЗА наличие дополнительных услуг в ветеринарных аптеках. Следующим вопросом, который был предложен опрашиваемым, являлся следующий вопрос: «Какая из предложенных дополнительных услуг Вам кажется наиболее важной и предпочтительной?», далее респондентам были предложены пять вариантов дополнительных услуг, перечисленных выше, с пояснением каждой из них.Ответы распределились следующим образом:Схема 2. Наиболее предпочтительные дополнительные услуги, которые могли бы быть оказаны ветеринарными аптекамиСледующим вопросом, который был задан в процессе проведения исследования, был вопрос о возможности оплачивать данные дополнительные услуги. Предлагались такие варианты ответов на вопрос: «Готовы ли Вы оплатить предоставляемые ветеринарной аптекой дополнительные услуги»: А) Да, я готов/а доплатить за оказание дополнительных услуг при условии, что цена будет адекватной;Б) Да, я готов/а доплатить за оказание дополнительных услуг при условии, что оказание услуги не отнимет у меня много времени;В) Нет, в случае платности услуги я предпочту обратиться за такой услугой в специализированное учреждение, не в ветеринарную аптеку;Г) Нет, ведь такие дополнительные услуги призваны привлекать клиентов, а не приносить дополнительную прибыль.Ответы распределились следующим образом:Схема 3. Условная готовность потребителя оплачивать дополнительные услуги ветеринарных аптекТаким образом, посетители ветеринарных аптек хотели бы активно пользоваться дополнительными услугами, готовы к расширению спектра услуг, которые бы предоставляли ветеринарные аптеки, даже за дополнительную плату. Следовательно, расширение спектра предлагаемых дополнительных услуг является конкурентным преимуществом аптек.На основе данных социологического опроса нами было составлено также примерное содержание проекта надлежащей фармацевтической практики в области ветеринарии (далее по тексту – Проект) с обязательным включением в проект дополнительных ветеринарных услуг, что, по сути, является новшеством по сравнению с другими существующими надлежащими практиками. Предлагается разбить весь проект на пять разделов, посвященных особым сторонам правового регулирования.Во-первых, видится необходимость в формулировании понятийного аппарата. В ветеринарной фармакологии существует множество терминов, которые необходимо закрепить на уровне правового акта.Во-вторых, необходимо урегулировать основные положения, касаемые деятельности ветеринарных аптек.В-третьих, необходимо обязательно уделить внимание качеству отпускаемого товара. Пожалуй, данный раздел Проекта будет наиболее важным и регулироваться в соответствии с ГОСТами, действующими на территории Российской Федерации.В-четвертых, необходимо урегулировать вопросы осуществление контроля за соблюдением практики.В-пятых, необходимо урегулировать процедуру разрешения споров, возникающих в результате исполнения практики.Проект надлежащей фармацевтической практики в области ветеринарииРаздел I. Термины и определенияВ данном разделе будут предусмотрены основные термины ветеринарии.Раздел II. Основные положенияВ данном разделе будет предусмотрено регулирование системы обеспечения качества, документарное оформление, оказание фармацевтических услуг, а также обязательное регулирование дополнительных услуг, деятельность персонала, его обучение и квалификация, требование к помещению ветеринарной аптеки и иные технические требования.Раздел III. Качество отпускаемой продукции.В данном разделе будет предусмотрено регулирование с помощью отсылки к общегосударственным и международным стандартам, а также способам мониторинга качества отпускаемой продукции.Раздел IV. Контроль за соблюдением практикиВ данном разделе будет предусмотрена деятельность инспекторов, отвечающих за осуществление контроля за соблюдений практики, обучение и квалификация данных инспекторов. Отдельно также будет регулироваться процесс проверки инспекторов на вопрос их заинтересованности. Важным также является предусмотреть то, каким образом инспекторы будут фиксировать результаты инспекций, основные принципы и процедуры проведения инспекции.Раздел V. Арбитражная процедураВ данном разделе будет предусмотрена деятельность, направленная на разрешение проблем и разногласий, возникающих в результате осуществления надлежащей фармацевтической практики в сфере ветеринарии, а также процесс привлечения сторонних специалистов для участия в арбитраже, процесс разрешения споров в ходе инспекций и аудита и процедура протеста против результатов арбитража.ЗаключениеВетеринарное законодательство в области фармацевтическо деятельности формировалось достаточно долгое время, в результате воздействия на него политических, экономических, социальных факторов. В современную эпоху глобализации на ветеринарную фармакологию оказывает большое влияние международное право. Российская Федерация сотрудничает со многими государствами и является членом многих международных организаций, что обязывает наше государство соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также приводить свое внутреннее законодательство в соответствие с международным.В процессе изучения темы отечественного ветеринарного законодательства нами были сделаны следующие выводы:1) Выделяется пять основных исторических периодов формирования ветеринарного законодательства. - Период становления ветеринарии до XVIII века характеризуется наличием достаточно прогрессивных для своего времени, но мало систематизированных практических знаний. Данные знания формировались в результате деятельности Конюшенного приказа, его взаимодействия с Аптекарским приказом, а также помощью Посольского приказа в переводе с латинского важнейших научных трудов. Формирование законодательной базы происходит на уровне общих кодификаций, посвященных различным областям деятельности внутри российского государства.- Период развития ветеринарного дела и ветеринарной фармакологии дворянской России периода XVIII века характеризуется развитием аптечного дела и популяризацией знаний основ ветеринарии. Это заключается, прежде всего, в появлении большого количества нормативно-правовых актов и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих узкие вопросы ветеринарного законодательства. Это позволило разгрузить царя от издания такого рода документов, а также добиться профессиональной специализации в вопросах ветеринарного законодательства. - Ветеринария периода формирования предкапиталистических отношений в России характеризуется следующими признаками:а) наличие первого опыта научного сотрудничества с зарубежными государствами, осознание и понимание необходимости обмена опытом между российскими и иностранными специалистами;б) наличие достаточно сильной научной школы ветеринарии;в) появление деления ветеринарного законодательства на общегосударственное и губернское, что, безусловно, было прогрессивным нововведением того времени, однако не решало все необходимые «местные» проблемы;г) появление специального Комитета при Министерстве внутренних дел, состоящего как из научных деятелей того времени, так и из практических работников и государственных служащих, в рамках которого были разработаны два прогрессивных документа. Данные документы регулировали деятельность ветеринарной службы в России, указывали на существующие потребности в деятельности ветеринаров, а также предлагали ввести более прогрессивную систему организации органов, осуществляющих политику в области ветеринарии, однако оба документы так и не были приняты.- Ветеринария и организация ветеринарной деятельности периода становления капитализма в России отличалась формированием более разветвленной системы государственных органов, к полномочиям которых относилось, в том числе, регулирование ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности. Формирование такой системы происходило достаточно долго, однако результатом этого стало формирование работающей системы государственных органов, наличие законодательных инициатив и успешное урегулирование наиболее проблемных правовых вопросов.Особенностью этого периода также является становление и развитие международных отношений в области ветеринарии. В данный период начинает свое действие Всемирная ветеринарная ассоциация, которая с успехом и до настоящего времени осуществляет свое действие. Результатом деятельности Всемирной ветеринарной ассоциации стала унификация законодательства, в том числе, области ветеринарной фармакологии, а также привлечение внимания общественности к насущным проблемам ветеринарии. На сегодняшний день конгресс собирает более 20 000 представителей разных государств, к которым относятся как практические, так и научные работники. Именно поэтому период с 1863 года можно назвать началом правовой гармонизации и унификации ветеринарного законодательства.- В годы советской власти ветеринария и ее отрасли регулировались узкими по направленности законодательными актами – Декретами и Постановлениями. Как правило, они касались конкретного вопроса ветеринарии, предлагали определенное решение, структурное устройство органов власти, период времени, в течение которого необходимо осуществить нововведение. Отрицательным моментом был фактически полный отказ от наработанной до этого законодательной практики в сфере ветеринарии, ведь перед приходом советской власти были достигнут существенный прогресс в сфере правового регулирования как на уровне государства, так и в вопросах взаимодействия с международным сообществом.2) Российское законодательство в области фармацевтической деятельности очень разнообразное, объемное и затрагивающее многие смежные области правового регулирования.3) Российское законодательство в области ветеринарии нельзя назвать совершенным с точки зрения соответствия международным принципам и нормам. Российская Федерация является участницей многих организаций, где решаются вопросы в области ветеринарии, принимает на себя обязательства по выполнению международных договоров. Основные принципы, которые диктуются международным ветеринарным сообществом, безусловно, характерны для российского законодательства, но, по нашему мнению, должны быть четко обозначены в новой редакции Закона «О ветеринарии».4) Ветеринарное законодательство, в том числе в сфере фармакологии, складывается в результате деятельности не только «профильных ведомств» - Министерства сельского хозяйства и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, но и в результате деятельности таких, казалось бы, далеких от ветеринарии ведомств, как Министерство обороны Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации. 5) Современное российское право подразумевает наличие ответственности за нарушение ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности. При совершении правонарушения, данное деяние необходимо квалифицировать с точки зрения тяжести последствий, к которым оно приводит и решить вопрос о необходимом регулировании – отнесение к области уголовного права или применения административной ответственности.6) Главный принцип применения мер ответственности к лицам должен заключаться в необходимости исправления лица, а не его наказания. Это необходимо учитывать законодателю при формулировании мер ответственности за нарушение ветеринарного законодательства и органам, применяющим закон.7) Существует необходимость принятия такого нормативного документа как надлежащая фармацевтическая практика в области ветеринарии, что обусловлено отсутствием на данный момент такого документа в российском законодательстве и выявленная в результате социологических опросов необходимость регулирования ветеринарной фармакологии (предоставление консультаций, дополнительных услуг и т.д.).Список используемой литературыНормативно-правовые акты1.Ветеринарный устав РСФСР, принят Совнаркомом РСФСР 19-21.10.1923 года, утвержден на 3-й сессии Х созыва Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 3.11.1923 года2. ГОСТ Р 53601 – 2009 "Метод определения остаточного содержания антибиотиков тетрациклиновой группы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором"3. ГОСТ 33044-2014 Принципы надлежащей лабораторной практики4. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года № 339-II «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 17.11.2016 г.5. Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.6. Кодекс здоровья наземных животных том I – II, Двадцать четвёртое издание - 2015 г.7. Положение о ветеринарно-санитарной службе Вооруженных сил РФ, утвержденным Министерством обороны РФ (приказ от 13 февраля 2008 г.)8. Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе")9. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 (ред. от 15.04.2013) "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.10. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 22.08.2016) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.11. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 (ред. от 23.09.2016) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"// СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.12. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 23.09.2016) "О лицензировании фармацевтической деятельности" // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.13. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого государственного реестра проверок» // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 09.09.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору"// СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.15. Приказ МВД РФ от 23.04.1999 N 309 "Об утверждении Положения о ветеринарно - санитарном надзоре в системе МВД России" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.1999 N 1792)16. Приказ Минпромторга России от 14 июня 2013 года № 916 "Об утверждении правил организации производства и контроля качества лекарственных средств"17. Приказ Минсельхоза России от 15.04.2015 N 145 "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2015 N 37117) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.18. Приказ Минсельхоза России от 20.05.2015 N 205 "Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах для ветеринарного применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2015 N 37676) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.19. Проект Федерального закона "О ветеринарии" // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.11.2016 г.)20. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 14-15.21. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 11.12.2009 "Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза"22. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 20.09.2016) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"23. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (действующая редакция, 2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.24. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ (действующая редакция, 2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.25. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (действующая редакция, 2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.Монографии и научные статьи1. Посвященные историческим этапам развития науки ветеринарии и ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности в Российской Федерации:26. Hunter Pamela Veterinary Medicine: A Guide to Historical Sources, Ashgate Publishing, Ltd. Pp. 61127. Авдеев И.В. Зарождение и опыт применения формулярной системы в отечественном военном и гражданском здравоохранении // Сборник научных трудов Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства Обороны Российской Федерации, 2016 г. 28.Алексеева Л. В. Нормативные основы ветеринарии и мероприятия советского правительства по ее развитию в 1920-е-1930-е годы // Вестник Нижневартовского государственного университета, № 3, 2008 г.29. Василевич Ф.И., Донченко А.С., Осташко Т.Н., Самоловова Т.Н. История ветеринарной медицины: древний мир - начало ХХ века — М. : КолосС, 201230. Джупина С.И. История ветеринарии М: Российский университет дружбы народов, 2005.31. Коропов В. М. История ветеринарии в СССР, М., 195432. Минеевa T. И. История ветеринарии: Учебное пособие. - CПб.: Издательство, 2005 - 384 с.33. Никитин И. Н., Калугин В. И. История ветеринарии.- М.: Агропромиздат, 1988. -191 с.34.Романова П.В., Заходнова Д.В., Шершнева И.И. Значение земской ветеринарии в истории ветеринарной медицины // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии, № 1, 2015 г.35. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 87-1122. Посвященные вопросам современного развития ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности:36. Adams, H. Richard (2001), Veterinary pharmacology and therapeutics, Wiley-Blackwell, 201137.Riviere, Jim E.; Papich, Mark G. (2009), Veterinary pharmacology and therapeutics, John Wiley and Sons, 201138. Антипов В.А., Трошин А.Н. Вопросы развития ветеринарной фармации // Ветеринария Кубани, № 6, 2010 г.39. Болл С. В. Особенности фармацевтического рынка России и работа по его совершенствованию // Мир стандартов. — 2013. — № 8. — С. 20—37.40. Ветеринарная фармация: учебное пособие / В.Д.. Соколов, Н.Л. Андреева, Г.В. Ноздрин [и др.]; под ред. В.Д. Соколова. – М.: КолосС, 2003. – 496 с.41. Воронин Б.А., Донник И.М. Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи // Аграрный вестник Урала (Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург), 2014 г.42. Данилевская Н.В., Дельцов А.А. Фармацевтическая деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных. Часть 1. Лицензирование. — М.: ЗооВетКнига, 2013.43. Дельцов А.А., Косова И.В. Анализ производителей лекарственных средств для ветеринарного применения в России. Здоровье и образование в XXI веке, 2014, 16 (2): 4-8.44. Дельцов А.А., Косова И.В. Анализ современного состояния фармацевтического рынка лекарственных препаратов для ветеринарного применения в Российской федерации. Актуальные проблемы биологии, нанотехнологий и медицины: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф., г. Ростов-на-Дону, 3–5 октября 2013 г. Издательство Южного федерального университета, 2013. С. 323-325.45. Денисова А. На общественное обсуждение вынесен проект нового Закона о ветеринарии // СПС «Консультант Плюс» (дата публикации - 2012 г.)46. Заходнова Д.В., Шершнева И.И., Орехов Д.А. Лицензирование производства и фармацевтической деятельности в сфере оборота лекарственных средств, предназначенных для животных // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии, № 3, 2015 г.47. Никитин И.Н., Акмуллин А.И. Основные направления развития ветеринарной службы в современных условиях // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономического развития и обеспечения безопасности в области ветеринарии», 15 июня 2010 г.. – Троицк.: Уральская государственная академия ветеринарной медицины, 2010. – 84 с.48. Смирнов, А.В. Достижения и актуальные проблемы ветеринарной фармакологии и токсикологии./ А.В. Смирнов // Ветеринария №2, 2010. - 4 с.49.Щетко В.А. Тенденции развития мирового рынка фармацевтической продукции // Журнал международного права и международных отношений 2014 — № 250. Эсаулов C.B. Сущностные основы оказания фармацевтических услуг в современных условиях: препринт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 20123. Посвященные вопросам организации государственного ветеринарного надзора и применения мер ответственности за нарушение федерального ветеринарного законодательства в области фармацевтической деятельности:51. Васильев М.Н. Государственный ветеринарный надзор на государственной границе Российской Федерации / Васильев М.Н. // Материалы конференции молодых учёных и специалистов КГАВМ им. Н.Э.Баумана. Казань, 22 января 2004. - С.14.52. Дресвянникова С.Г., Никитин И.Н., Трофимова Е.Н., Васильев М.Н. Рекомендации по формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями государственной ветеринарной службы Российской Федерации // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии, № 3, 2015 г.53. Калишин Н.М. Организация и экономика ветеринарного дела сегодня. // Ветеринарная газета, 1995. № 17. с. 1-2.54. Непоклонов Е.А., Апалькин В.А., Рождественский И.К. Государственный ветеринарный надзор / Учебно-методическое пособие, Новосибирск, 2006 г.55. Никитин И.Н. Организация государственного ветеринарного надзора. М.: Зоомедлит, 2010. — 263 с.56. Фёдоров, Ю.В. Организация государственного надзора // Ветеринария. 2009. - №10. - С.6-8.Государственные реестры и каталоги57. Государственный реестр лицензий на производство и фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения [Электронный ресурс]. URL: https://vetrf.ru/license. 58. Государственный реестр лекарственных средств для животных [Электронный ресурс]. URL: https://irena.vetrf.ru/irena. 59. Государственный каталог пестицидов [Электронный ресурс]. URL: https:// www.mcx.ru/documents/file_document/v7_show/26391.133.htmОфициальные сайты60. Официальный сайт Ассоциации практикующих ветеринарных врачей http://rsava.org/associaciya/istoriya.html61. Официальный сайт Всемирной ветеринарной ассоциации http://www.worldvet.org/62. Официальный сайт Всемирной организации здоровья животных http://www.oie.int/63. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru/wps/portal/64. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной ассоциации ООН (ФАО) http://www.fao.org/home/en/65. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru/66. Официальный сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации http://www.fsvps.ru. 67. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации http://mil.ru/68. Ветеринарно-санитарный отдел Министерства обороны Российской Федерации http://structure.mil.ru/structure/ministry_of_defence/details.htm?id=9750@egOrganization69. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации https://xn--b1aew.xn--p1ai/Интернет-ресурсы70. URL: http://www.worldvet.org/education.php?view=portal&cat=wva_portal71. URL: http://www.worldvet.org/education.php?view=overview&cat=schools 72. URL: http://worldvet.org/education.php?cat=Russia%20&view=country
Нормативно-правовые акты
1. Ветеринарный устав РСФСР, принят Совнаркомом РСФСР 19-21.10.1923 года, утвержден на 3-й сессии Х созыва Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 3.11.1923 года
2. ГОСТ Р 53601 – 2009 "Метод определения остаточного содержания антибиотиков тетрациклиновой группы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором"
3. ГОСТ 33044-2014 Принципы надлежащей лабораторной практики
4. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года № 339-II «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 17.11.2016 г.
5. Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" (с изменениями и дополнениями от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс», дата обращения 15.11.2016 г.
6. Кодекс здоровья наземных животных том I – II, Двадцать четвёртое издание - 2015 г.
7. Положение о ветеринарно-санитарной службе Вооруженных сил РФ, утвержденным Министерством обороны РФ (приказ от 13 февраля 2008 г.)
8. Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе")
Вопрос-ответ:
Какие законодательные акты были приняты в период становления ветеринарии в России?
В период становления ветеринарной отрасли в России были приняты первые законодательные акты, в то число приказные организации. Эти акты регулировали вопросы, связанные с охраной здоровья животных и борьбой с инфекционными болезнями.
Как развивалась ветеринарная отрасль в дворянской России в XVIII веке?
В XVIII веке ветеринарная отрасль в России развивалась в дворянской среде. В это время появляются первые аптеки, которые занимались продажей лекарственных средств для животных. Это стало важным шагом в развитии фармацевтической деятельности в ветеринарии.
Каковы этапы развития науки ветеринарии и ветеринарного законодательства в России?
Развитие науки ветеринарии и ветеринарного законодательства в России можно выделить на следующие этапы: становление ветеринарии и принятие первых законодательных актов, дворянская ветеринария XVIII века, развитие аптечного дела, учреждение специальных ветеринарных школ и создание системы ветеринарного образования, создание учреждений ветеринарного контроля и борьбы с инфекционными болезнями, разработка современного законодательства и регулирование фармацевтической деятельности.
Какие особенности и этапы развития науки ветеринарии были в Российской Федерации?
В Российской Федерации развитие науки ветеринарии можно выделить на несколько этапов. Сначала были приняты первые законодательные акты, затем ветеринарная отрасль развивалась в дворянской России в XVIII веке. Важным шагом было развитие аптечного дела, которое сопровождалось созданием специальных ветеринарных школ и ветеринарного образования. Были созданы учреждения ветеринарного контроля и борьбы с инфекционными болезнями. В конечном итоге, были разработаны современные законодательные акты, регулирующие фармацевтическую деятельность в ветеринарии.
Какими законодательными актами регулируется фармацевтическая деятельность в России?
Фармацевтическая деятельность в России регулируется рядом законодательных актов, включая Федеральный закон "О фармацевтической деятельности", Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О качестве и безопасности пищевых продуктов", и другими. Эти акты определяют правовые основы проведения ветеринарно-санитарного контроля и регулирования деятельности фармацевтических предприятий.
Каковы исторические особенности развития ветеринарной науки в России?
История развития ветеринарной науки в России насчитывает несколько этапов. Сначала, до XVIII века, ветеринария была организована как приказная отрасль, взаимодействующая с управленческой системой страны. В XVIII веке произошел значительный прорыв в развитии ветеринарии, связанный с развитием аптечного дела и созданием специальных учебных заведений. В последующие годы ветеринария продолжила развиваться, прогрессивно применяя новые научные достижения и технологии.
Какие законодательные акты принимались в России для регулирования ветеринарной деятельности в XVIII веке?
В XVIII веке, в период развития ветеринарии в России, было принято несколько законодательных актов. Один из них – Учреждение 4 аптек в Петербурге и Москве в 1701 году, который определил основы аптечного дела и регулировал фармацевтическую деятельность. Также в это время возникли первые нормативные акты, устанавливающие порядок проведения ветеринарного контроля и борьбы с инфекционными болезнями животных.
Как развивалась ветеринария в России в XVIII веке?
В XVIII веке в России было произведено значительное развитие ветеринарной науки и практики. В этот период появились специальные аптеки, выпускавшие лекарственные средства для животных, а также создались учебные заведения для обучения ветеринарных врачей. Были приняты законодательные акты, регулирующие ветеринарно-санитарный контроль и профилактику инфекционных болезней. Все это позволило создать основы современного ветеринарного законодательства в России.