насилие над детьми в семье как социальная проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 32 32 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 31.03.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Насилие над детьми как социальная проблема современного общества 5
1.1. Истоки проблемы насилия над детьми 5
1.2. Причины возникновения насилия над детьми в семье 10

2. Практики социальной помощи детям, подвергающимся насилию в семье 17
2.1. Последствия насилия в семье в Российской действительности 17
2.2. Практики социальной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье в России 21
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Сама практика работы основывается на экстренных мерах и долговременной помощи, при этом именно реабилитация.
Медико-психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:
1. Диагностическую составляющую, которая позволяет выявить факт наличия насилия над ребенком в семье, определить причины, длительность, последствия для ребенка, а также возможности устранения возникших групп проблем с подключением в работу специалистов.
2. Разработка комплекса мер по экстренной и долговременной реабилитации с включением специалистов в области медицины, психологов и педагогов, а также при необходимости юристов и специалистов из правоохранительных органов.
3. Определение мер профилактики и наблюдения с целью избежать рецидива и негативных, губительных последствий для пострадавшего ребенка и его будущего.
Психолого-педагогическая реабилитация выстраивается на мерах экстренной и долговременной помощи, которые ориентированы на выявление всех групп актуальных проблем и их устранение. Экстренная помощь направлена на выявление и устранение самой психотравмирующей операции, для долговременной помощи актуально направление устранения причин возникновения психотравмирующей ситуации.
Долговременная психолого-педагогическая помощь детям, пострадавшими от насилия в семье, нацелена на устранение следующих факторов:
1. Преодоление недоверия со стороны детей к взрослым и в том числе специалистам, которые осуществляют работу с детьми.
2. Помощь в преодолении переживаний, связанных с психической, физической, сексуальной агрессией, формирующей чувство тревоги, страха.
3. Преодоление когнитивных искажений, которые возникают у детей, переживших насилие в семье.
4. Помощь в осознании причины факта насилия, самого факта и формирование у ребенка уверенности в том, что он не виноват в случившемся и подобное более не повторится.
Для кратковременной помощи характерно применение социально-психологических методик, которые направлены на диагностику проблемы: тесты, беседы, наблюдения, опросы и пр. Долговременная помощь опирается на комплекс социально-психологических методов и диагностика в данном направлении отходит на второй план, уступая место коррекции. В целом помощь оказывается в следующих направлениях:
1. Психологическое консультирование, в рамках которого детям и семьям помогают осознать свои психологические проблемы, предлагают модели поведения и методики, которые помогут справиться с ними и преодолеть негативные факторы. Так же в рамках психологического консультирования осуществляется коррекция межличностных отношений, семейных.
2. Социально-психологическое консультирование, которое предполагает решение групп социально-психологических проблем и усилить эффективность социальной реабилитации, адаптации детей и семьи к конструктивному взаимодействию, устранению проблем с самооценкой и чувства тревожности, субъективное состояние одиночества.
3. Психодиагностика, которая ориентирована на выявление групп личностных проблем, препятствующих процессу адаптации и реабилитации, проблем в отношениях с окружающими людьми и социумом. Психодиагностика также предполагает составление прогнозов, дает возможность более оптимально и эффективно разработать модели и программы реабилитации.
4. Психокоррекция, которая предполагает процесс активного психологического воздействия для устранения проблем эмоционального состояния.
5. Психотерапия, ориентированная на решение трудных жизненных ситуаций, проблем, переживаний, в том числе связанных со здоровьем, экономическим неблагополучием, личностными проблемами и социальной изоляцией.
6. Социально-психологический патронаж, который предполагает разрешение ситуация социального и психологического дискомфорта, устранение межличностных конфликтов, помощь в решении трудных жизненных вопросов и разрешения ситуации.
7. Психопрофилактика, которая ориентирована на предотвращение психологических проблем, стимулирует развитие личности и компенсаторные возможности, включает личность в процесс взаимодействия, общение, социальную активность.
8. Психологические тренинги, которые стимулируют научение избегать и решать психотравмирующие ситуации, действовать в психотравмирующих ситуациях, преодолевать асоциальные формы жизнедеятельности, адаптироваться к окружающему социуму.
9. Стимулирование социальной и трудовой активности, в рамках которого происходит стимулирование к сохранению активного образа жизни, использования возможностей социально-культурной среды учреждения, участие в социально-культурных мероприятиях, общественной жизни и пр.
Долговременная психолого-социальная помощь особенно важна в практике реабилитации, и она может осуществляться как в медицинском учреждении, так и специализированном учреждении, в том числе и дневного пребывания при сохранении возможности пребывания ребенка в семье. Особенностью организации экстренной и долговременной реабилитации в российской практике является стремление специалистов к тому, чтобы сохранить для ребенка возможность пребывания в семье и изоляция его от семьи происходит только в случае явной угрозы жизни и здоровью. Подобная семейно-охранительная практика помогает избежать для детей еще более значительного стресса, который несет за собой разлука с родителями.
Наиболее активно в России с детьми, пострадавшими от насилия в семье, работают специалисты в Комплексных Центрах социального обслуживания (КЦСОН) и Кризисных центрах. Специализированные учреждения активно ориентированы на контакты с административными структурами и службу опеки. При специализированных учреждениях также осуществляют свою деятельность социальные службы, ориентированные на профилактику неблагополучия семьей и девиаций детей, в том числе реабилитационные центры, приюты, центры помощи семье и пр. Их принципы работы в целом схожи с работой органов опеки за исключением большей ориентированности на профилактику, а не реабилитационные мероприятия тяжелых девиаций. Они ориентированы на организации индивидуальной и групповой работы с детьми, нацелены на сохранение для ребенка возможности воспитываться в семье.
Не менее важным направлением также является и профилактика, которая в российской практике на данном этапе развита слабо, однако же становится все более важной составляющей работы. В рамках профилактики значение играет в первую очередь социальная и психологическая диагностика, которая помогает выявить проблему на раннем этапе и предотвратить усугубление ситуации принятием своевременных мер профилактического и реабилитационного характера. Социальная диагностика является преимущественно приоритетом специалистов, работающих в дошкольных, школьных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Наблюдения и диагностика также может проводиться и специалистами в медицинском обслуживании, которые отмечают физиологическое и психическое развитие ребенка, соответствие их норме и реакции родителей на проблему. Определенную роль играют и органы опеки, которые обязаны своевременно реагировать на информацию, которая поступает от специалистов и гражданских лиц. Специалистами в рамках профилактики и социальной диагностики отмечается уровень благополучия семьи детей, условия их воспитания и развития, присутствие или отсутствие факторов, которые препятствуют их полноценному развитию и возникновению ситуации, при которой к ребенку могут применяться меры насильственного характера.
Важную роль в профилактической работе играют участковые службы комплексных центров социальной реабилитации. Участковая служба осуществляет следующие функции:
1. Осуществление патронажной деятельности в отношении семей, в том числе неблагополучных.
2. Осуществление деятельности в сфере профилактики безнадзорности и беспризорности.
3. Сбор информации о семьях, нуждающихся в помощи и защите.
4. Осуществление учета неблагополучных семей, в том числе постановка и снятие с учета.
5. Оказание разовой помощи нуждающимся семьям в преодолении ими жизненных трудностей.
6. Сотрудничество с органами исполнительной власти в отношении детей, оставшихся без попечения родителей и родителей, лишенных родительских прав.
7. Взаимодействие с органами власти по организации и реализации мероприятий, проводимых в интересах защиты семьи и детства.
8. Участие в установленном порядке в разработке планов мероприятий по реализации на территории муниципального образования деятельности в интересах семьи и детей.
Значительное распространение в профилактике насилия над детьми в семье получает социальный семейный патронат. Данная форма предполагает или опеку над неблагополучной семьей со стороны волонтеров, которыми чаще всего выступает семья благополучная, или в случае изъятия ребенка из семьи установление над ним опеки в новой семье, которая имеет возможность осуществить реабилитацию пострадавшего от насилия. Профилактические меры осуществляются при внедрении практики превентивного патроната, ориентированного на устранение возможности возникновения неблагополучия. В этом случае патронатная семья демонстрирует конструктивную модель поведения, включает в нее ребенка и возможно его семью, тем самым исключая возможность осуществления насилия по отношению к нему. При социальном патронате также возможна и реабилитация кровной семьи ребенка и возврат в нее детей, однако же под строгим контролем специалистов. Помещение детей в патронатную семью при наличии у него семьи кровной рассматривается, как исключительная, однако весьма действенная мера, которая дает возможность успешно развиваться в конструктивной среде и устранять группы проблем, связанных с насильственными действиями в родной семье. Патронатная семья в этом случае выступает замещающей родную семью и служит профилактической мерой формирования девиаций у пострадавшего ребенка и социальной депривации.
В российской практике помещение детей в патронатную семью является пока исключительно мерой и патронат, как форма профилактического контроля, осуществляется над неблагополучными семьями и семьями группы риска.
Заключение

Таким образом, причины насилия над детьми в семье весьма разнообразны в своих проявлениях и имеют прямую зависимость с целым рядом факторов, одним из которых являются личностные особенности самих родителей, а так же отсутствие практики защиты детей от насилия в семье, восприятие физического и психологического насилия со стороны родителей, как нормы традиционного воспитания.
Практика организации помощи детям, подвигающимся насилию, в России основана на выявлении проблемы и решения ее психологических составляющих. Семейный патронат в России, как форма социальной реабилитации детей, столкнувшихся с насилием в семье является исключительным случаем не смотря на то, что в западной практике они доказали свою эффективность. В российской практике патронат гораздо чаще определяется мерой профилактики, чем реабилитации.
Ведущей же составляющей работы учреждений с детьми, подвергающимися насилию, являются социально-психологические методы. При этом, данные методы оптимальны в комплексе при условии устранения самой травмирующей проблемы, изоляции ребенка от дальнейшего насилия.
Наиболее оптимальным направлением является внедрение конструктивных практик взаимодействия с семьей и активной нацеленности на профилактику, а также изменение законодательства в пользу интересов ребенка и введение в юридическую практику самого понятия «насилие в семье», системы санкций за проявление насилия в семейных взаимоотношениях. Данный аспект может быть реализован в рамках анализа действующей зарубежной практики и адаптации ее к российским реалиям и потребностям в связи с тем, что даже прогрессивная западная практика несовершенна.
В целом, наиболее оптимальным признается развитие направления работы по изменению самих представлений о насилии над детьми, как норме отношений, допустимости физических наказаний и активного психологического и морального давления. Чаще всего эта практика используется по причине отсутствия у родителей педагогических компетенций. Борьба с подобным явлением возможна только при внедрении активных программ по просвещению людей, работы с населением и семьями, введение системы контролирующих органов, которые будут реагировать на деструктивные воспитательные практики не угрозами изъятия детей из семьи, а обязательствами для семьи посещения специалистов-психологов, педагогов, осуществляющих работу по устранению педагогической некомпетентности.



Список литературы

Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. 342 с. (Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. - 2006.- № 7. - С. 123 – 124).
Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509.
Вавильченкова С.Е. Правовая природа семьи, материнства и детства в современной России // Современное право. – 2012. - № 2. – С. 71-75.
Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. - М.: МАКС Пресс, 2003. – 381 с.
Гурко Т.А.Разводы и участие отцов в жизни детей. // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития / Ред. З.Х.Саралиева. Н.Новгород: НИСОЦ, 2008. – С.112-124.
Жизнь без насилия. Материалы научно-практического семинара «Домашнему насилию- НЕТ» / И.С. Клецкина, М.В. Оршанская, Н.В. Лохматкина, Т.В. Кольцова, Г. В. Вершинина / Под ред. С.Л. Акимовой. – Спб.: Островитянин, 2009. – 612 с.
Калверт К. Дети в доме. – Спб.: Питер, 2009. – 311 с.
Калинина С.Б. Психологические особенности жертв домашнего насилия // Психология. Пермь. – 2010. - №19. - С.50 -62.
Калюжная Л.Г. Ювенальная юстиция: какой ей быть? // Политика и право. – 2012. - № 3, 4.
Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm.
Кошелева А.Д., Соколова Е.Т. и др. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. – М.: Пресс – Соло, 2000. – 422 с.
Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // Социологические исследования. – 2001. № 12. – С. 110 – 418.
Макеева А.А. Двусторонние международные договоры как фактор обеспечения прав ребенка // Журнал российского права. – 2013. - № 1. – С.121-129.
Педагогические идеи Возрождения и нового времени. Хрестоматия/ по. Ред С.Т. Кустовалова. – Спб.: Проспект, 2012. – 722 c.
Пономарев П. Г., Борбат А.В., Ильяшенко А.Н. Насильственная преступность в семье: меры предупреждения // Российский следователь. – 2002. – № 2. – C. 30 - 38.
Сапоровская М.В. Психологические аспекты реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2009 - № 15. - С. 244 – 247.
Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - №4 - 1992. С. - 65-68.
Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения. – Пенза: Издательство Пензенского университета, 2013. – 317 с.
Чапурко Т.М. Иллюзии и реальность государственной политики в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Власть. - 2008. - № 3. – С.78-82.
Чапурко Т.М. Особенности становления политического института Уполномоченного по правам ребенка в современной России // Право и Политика. 2008. - № 3. – С.87 -98.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия // Социс. - 2008. - № 1. – С.57-64.













29

1. Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. 342 с. (Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. - 2006.- № 7. - С. 123 – 124).
2. Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509.
3. Вавильченкова С.Е. Правовая природа семьи, материнства и детства в современной России // Современное право. – 2012. - № 2. – С. 71-75.
4. Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. - М.: МАКС Пресс, 2003. – 381 с.
5. Гурко Т.А.Разводы и участие отцов в жизни детей. // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития / Ред. З.Х.Саралиева. Н.Новгород: НИСОЦ, 2008. – С.112-124.
6. Жизнь без насилия. Материалы научно-практического семинара «Домашнему насилию- НЕТ» / И.С. Клецкина, М.В. Оршанская, Н.В. Лохматкина, Т.В. Кольцова, Г. В. Вершинина / Под ред. С.Л. Акимовой. – Спб.: Островитянин, 2009. – 612 с.
7. Калверт К. Дети в доме. – Спб.: Питер, 2009. – 311 с.
8. Калинина С.Б. Психологические особенности жертв домашнего насилия // Психология. Пермь. – 2010. - №19. - С.50 -62.
9. Калюжная Л.Г. Ювенальная юстиция: какой ей быть? // Политика и право. – 2012. - № 3, 4.
10. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm.
11. Кошелева А.Д., Соколова Е.Т. и др. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. – М.: Пресс – Соло, 2000. – 422 с.
12. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // Социологические исследования. – 2001. № 12. – С. 110 – 418.
13. Макеева А.А. Двусторонние международные договоры как фактор обеспечения прав ребенка // Журнал российского права. – 2013. - № 1. – С.121-129.
14. Педагогические идеи Возрождения и нового времени. Хрестоматия/ по. Ред С.Т. Кустовалова. – Спб.: Проспект, 2012. – 722 c.
15. Пономарев П. Г., Борбат А.В., Ильяшенко А.Н. Насильственная преступность в семье: меры предупреждения // Российский следователь. – 2002. – № 2. – C. 30 - 38.
16. Сапоровская М.В. Психологические аспекты реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в семье//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – 2009 - № 15. - С. 244 – 247.
17. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - №4 - 1992. С. - 65-68.
18. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения. – Пенза: Издательство Пензенского университета, 2013. – 317 с.
19. Чапурко Т.М. Иллюзии и реальность государственной политики в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних // Власть. - 2008. - № 3. – С.78-82.
20. Чапурко Т.М. Особенности становления политического института Уполномоченного по правам ребенка в современной России // Право и Политика. 2008. - № 3. – С.87 -98.
21. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия // Социс. - 2008. - № 1. – С.57-64.

Насилие в семье как социальная проблема современного общества

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСИЛИЯ в СЕМЬЕ

1.1 Особенности понятия "семейное насилие"

1.2 Причины, функции и виды насилия

1.3 Последствия насилия в семье

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ в СЕМЬЕ

2.1 Предотвращение насилия в семье

2.1 Особенности социальной работы с жертвами насилия в семье

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.3 Программа исследования

3.2 Анализ проведенного исследования

3.3 Рекомендации

ВЫВОД

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время приобретает особую актуальность проблема насилия в семье. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что породило множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления по Предупреждению насилия в семье / Под ред. Захаровой Ж. А. - М: Оргсервис. - 2005. - C. 5.. больше публикаций и информации в СМИ показывает, сложившие в этой области противоречия и подчеркивает важность обращения внимания ученых исследований этой проблемы.

Социальная актуальность проблемы совершенно очевидна. Согласно сводкам МВД, 30-40 % преступности у нас осуществляется именно в семье. Основными жертвами насилия в семье становятся дети, женщины, инвалиды, пожилые люди. По данным, которые были вызваны в государственную думу в 2002 году, регулярные избит родителями подвергается около 2 млн. детей; около 50 тысяч ежегодно уходят из дома в бродяжничество, не из-за жестокого обращения и постоянных конфликтов. Около 2 тыс. детей и 14 тыс. женщин умирают ежегодно в результате насилия в семье. Иначе говоря, эта проблема не только разрушает нравственные основы жизнедеятельности общества, но и стать силой в опасности безопасности людей и будущее страны Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник государственного университета из Челябинска. - 2010. - № 20 (201). - C. 170 ..

Проблема насилия в семье появилась в стране не сегодня, но в бывшем СССР она относилась к числу "закрытых". Поэтому, кроме как среди экспертов в полиции, возможно, работников загсов, где фиксировались причины разводов, она не была предметом обсуждения, анализа и тем более достоянием общественного мнения.