Гершвин распсодия в стиле блюз
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I «РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ» ДЖ. ГЕРШВИНА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКЕ 20-х гг. ХХ века 5
1.1.Блюз и его влияние на американскую музыку ХХ века 5
1.2.История создания «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина 9
ГЛАВА II «РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ» КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР 16
2.1.Средства музыкально-художественной выразительности «Рапсодии в блюзовых тонах» 16
2.2.Исполнительские версии произведения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Она принципиально нова и необыкновенно энергична. Возникшее фортепиано вносит разнообразие, подчёркивает эту энергию. Безрассудство и дерзость, подхваченные фортепиано, усиливают необыкновенное звучание «Рапсодии». Вторая тема впервые появляется и вновь возникает в партии оркестра. Она является основой для довольно долго продолжающейся фортепианной каденции. Очередной этап развития - цепочка восходящих аккордов на фортепиано. Они являются логическим подходом к основной части пьесы. Она отличается медленным темпом и тем, что исполняется струнными. Далее эта мелодия подхватывается всем оркестром, после чего наступает момент первой музыкальной фразы. Её быстрый темп выглядит более чем контрастно по отношению к только что медленно звучащему оркестровому tutti. Кульминацией является мощное утверждение оркестром начальной кларнетовой темы. Далее её звучание кажется мечтательным и задумчивым. Это происходит в тот момент, когда оркестру как будто "вспоминается" эта же тема в фортепианной трактовке. Финал отмечается драматичной, но краткой кодой. Таким образом, очевидно, что пьеса сочетается симфонизм и блюзовые традиции.2.2.Исполнительские версии произведенияПо количеству исполнений в концертных залахпьеса Гершвинапревзошла все остальные произведения, написанные современными емукомпозиторами.«Рапсодию» можно было встретитьв репертуарепрактическилюбого крупного американского оркестра, исполнявшего симфоническую музыку, а также выдающихся дирижёров тойэпохи.Получили возможность услышать «Рапсодию» и европейские зрители. В 1925 году в брюссельском зале «Кентавр» её исполнял ДжонАуэркс; во Франции – Джузеппе Бенвенути и Леон Картум (1926). Прославленный Венский симфонический оркестр исполнил «Рапсодию» в ноябре 1932 года, а в Нюрнбергской опере она прозвучала в феврале 1946 года.«Рапсодию» исполняли не только в первоначальном варианте для фортепиано и симфонического (симфоджазового оркестра), но и в самых разнообразных переложениях. Пьеса Гершвина звучала и в исполнении одного пианиста, и двух. Существуют переложения для двух фортепиано и оркестра, для восьми фортепиано, для оркестра мандолин, для одного аккордеона и ансамбля, для вокального исполнения acapella, для скрипки с оркестром. Есть версия для трубы и оркестра, где главная партия блистательно исполняется Т.А. Докшицером (1921 – 2005). Великолепное выигрывание всех штрихов, свойственное Докшицеру; чистый голос его трубы придают «Рапсодии» новое звучание – оптимистическое и задорное. Разумеется, рассматривать все версии «Рапсодии» следует, отталкиваясь от оригинального замысла и классического её исполнения оркестром Уайтмена. В их подаче слушатель выявляет для себя не только непосредственный замысел композитора, но и ощущает поистине бешеную энергетику, яркость и дерзость подачи. Ю.Г. Кинус пишет: «Как точно отражён золотой век джаза в записи оркестра Уайтмена! А ведь никакого отношения собственно к джазу, кроме характерных блюзовых интонаций, это сочинение не имеет. В этой записи участвовал PalaisRoyalOrchestra, за роялем Джоржд Гершвин, за дирижёрским пультом – П. Уайтмен, соло на кларнете – Росс Гормен, который исполнил выписанную во вступлении восходящую гамму из семнадцати нот пронзительным и плавным глиссандо, ставшим фирменным знаком Rhapsody» [Кинус; 262]. Эту традицию исполнения продолжат знаменитые симфонические оркестры, в том числе под управлением Л. Бернстайна (1918 – 1990) или Лондонский симфонический оркестр.Иное дело – исполнение «Рапсодии» легендарным оркестром Дюка Эллингтона (1899 – 1974). Здесь мы имеем дело с действительно джазовым звучанием: свингующий ритм, более чёткие и резкие синкопы. Партии духовых «разложены» на джазовые аккорды: надстройками (11-я и 13-я ступени). Но самое главное – это импровизационное начало. Если музыканты симфонического оркестра не вправе отступить от написанной партии, то всякий уважающий себя джазовый музыкант просто обязан это сделать. Таким образом, музыкальная ткань пьесы Гершвина насыщается и обогащается новым ритмом, новой гармонией, новыми мелодическими вплетениями за счёт импровизаций музыкантов.Лирическую и мягкую версию «Рапсодии» представляет слушателям оркестр Поля Мориа (1925 – 2006). В их «Рапсодии» сглажены все острые углы, гершвинское произведение звучит как песня французского шансонье, более восходит к киномузыке в лучших её традициях. Если же говорить о сольном исполнительстве на фортепиано, то перечисление всех имён займёт очень много времени. Это и Майкл Камилло (р. 1954), и ХербиХэнкок (р. 1940), и Эмили Беар (р. 2001), и Скотт Брэдли (1891 – 1977), и Кирилл Гернштейн (р. 1979), и ЧучоВальдес (р. 1941), и Денис Мацуев (р. 1975) и многие другие.Каждый из этих музыкантов заслуживает внимания, каждый из них вкладывает в гершвинскую пьесу свой собственное «я», обогащая её различными элементами собственной исполнительской манеры. Особенно интересной является трактовка Майкла Камилло. Свободный, вольный подход к «Рапсодии», свинг, виртуозные импровизации – всё это свойственно прочтению ГершвинымКамилло. На глазах у зрителя рождается совершенно новое произведение, ничуть не умаляя его изначальных особенностей. Весьма неожиданной на общем фоне выглядит версия кубинского пианиста ЧучоВальдеса, который в содружестве со своими музыкантами исполнил «Рапсодию» в стиле мамбо. Введение новых инструментов, латиноамериканских ритмов, преобразовывает произведения Гершвина в знойную и зажигательную танцевальную пьесу.Таким образом, «Рапсодия в стиле блюз» является универсальным произведением, открытым для любого стиля, о чём свидетельствует многообразие версий.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа была посвящена одному из самых ярких музыкальных произведений ХХ века – «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина. Эта пьеса, родившаяся под влиянием джаза и блюза на академическую музыку, в момент перекрещивающихся традиций, в полной мере воплотила в себе эти глобальные перемены.В 1930 – 1940-е годы элементы джаза широко использовали композиторы, работавшие в самых разных сферах музыкального искусства. В результате соединения джаза с формами классико-романтической симфонической музыки возник так называемый симфонический джаз. Этот термин в начале 1920-х гг. ввёл П. Уайтмен, являвшийся руководителем оркестра, который исполнял академическую музыку наряду с джазовыми аранжировками. Симфоджазовые произведения писали П. Уайтмен, Ф. Грофе, Дж. Антейл, Д. Эллингтон. Наибольшую известность получили сочинения Джорджа Гершвина, который довольно часто и активно обращался к джазу, что нашло отражение в знаменитых образцах его творчества – «Рапсодии в блюзовых тонах» (1924), Концерте для фортепиано (1925), «Второй рапсодии» (1931).Достижения Гершвина велики: он претворил характерные черты афроамериканского фольклора и джаза во многих своих сочинениях, таких как симфоническая сюита «Американец в Париже» (1928) и опере-мюзикле «Порги и Бесс» (1935). Эти произведения пронизаны джазовыми ритмами, а многие темы Гершвина стали джазовыми стандартами.В основу этой оригинальной пьесы заложены четыре темы, две из которых экспонируются во вступлении и отличающиеся особой красотой и чувственностью, благодаря хроматизации и танцевальным элементом. Третья тема отличается синкопированным ритмом и песенным характером. Четвёртая – самая светлая и праздничная, являет собой лирическую кульминацию. Каждая из частей содержит в себе особое настроение. Отличительными чертами пьесы являются отход композитора от привычных схем, раскованностю, динамическими оттенками, игривость темпов и ритмов, движение по блюзовым тонам. Однако направленность к одной цели – патетически звучащей коде – выдаёт в пьесе симфонизм. Большое количество исполнительских версий свидетельствует о том, что «Рапсодия» не исчерпала своего потенциала и является платформой для творческих экспериментов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАкопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М., «Практика», 2010 – 855 с.Бержеро М., Мерлин А. История джаза со времён бопа / Пер. с французского М. Чернавиной. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 160 с.Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 125 с.Ераносов А. Р. Традиционный джаз (от свинга до современного мэйнстрима). – СПб.: «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2011. – 176 с.Матюхина М.В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – М., 2003. – 199 с. Кинус Ю. Джаз: истоки и развитие/ Ю. Г. Кинус. – Ростов н/Д: Фе-никс, 2011. – 491, [1] с.Кинус Ю. Джаз/ Ю. Кинус. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 151, [2]с. илКоллиер, Д. Л. Становление джаза. – М.: «Радуга», 1984. – 389 с.Конен В. Рождение джаза. – 2-е изд. – м.: Советский композитор, 1990. – 320 с.Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. – М.: Музыка, 2006. – 168 с., нот.Надеждин Н.Я. Джордж Гершвин. «Солнечный блюз». – М.: Майор, 2009. – 191 с. Овчинников Е. В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. – М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1984. – 64 с.Озеров Ю. Словарь музыкальных терминов// Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина; Вступ. статья В. А. Ерохина; Общ.ред. и коммент. В. Ю. Озерова. – М.: Музыка, 1987. – 296 с.Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина; Вступ. статья В. А. Ерохина; Общ.ред. и коммент. В. Ю. Озерова. – М.: Музыка, 1987. – 296 с.Стернс М. История джаза / Пер. с англ. Ю. Верменича. – Воронеж «ГИД», 1968. – 388 с.Строкова Е. В. Джаз в контексте массового искусства (к проблеме классификации и типологии искусства). Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – М., 2002.Ухов К. Д. Традиционная музыка США. Джаз//Музыкальная культура США ХХ века. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. – 480 с.Фейертаг, В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. – СПб.: Издательство «СКИФИЯ», 2001. – 564с.Юэн Д. Джордж Гершвин: Путь к славе. – М.: Музыка, 1989. – 287 с.
1. Акопян Л. О. Музыка ХХ века. Энциклопедический словарь. — М., «Практика», 2010 – 855 с.
2. Бержеро М., Мерлин А. История джаза со времён бопа / Пер. с французского М. Чернавиной. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 160 с.
3. Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 125 с.
4. Ераносов А. Р. Традиционный джаз (от свинга до современного мэйнстрима). – СПб.: «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2011. – 176 с.
5. Матюхина М.В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. – М., 2003. – 199 с.
6. Кинус Ю. Джаз: истоки и развитие/ Ю. Г. Кинус. – Ростов н/Д: Фе-никс, 2011. – 491, [1] с.
7. Кинус Ю. Джаз/ Ю. Кинус. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 151, [2]с. ил
8. Коллиер, Д. Л. Становление джаза. – М.: «Радуга», 1984. – 389 с.
9. Конен В. Рождение джаза. – 2-е изд. – м.: Советский композитор, 1990. – 320 с.
10. Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: Термины и понятия. – М.: Музыка, 2006. – 168 с., нот.
11. Надеждин Н.Я. Джордж Гершвин. «Солнечный блюз». – М.: Майор, 2009. – 191 с.
12. Овчинников Е. В. Джаз как явление музыкального искусства. К истории вопроса. – М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, 1984. – 64 с.
13. Озеров Ю. Словарь музыкальных терминов// Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М. Н. Рудковской и В. А. Ерохина; Вступ. статья В. А. Ерохина; Общ. ред. и коммент. В. Ю. Озерова. – М.: Музык
Вопрос-ответ:
Какое влияние на американскую музыку оказывали блюз и как это отражено в Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина?
Блюз имел огромное влияние на американскую музыку 20-го века, особенно на джаз и ритм-н-блюз. В Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина это отражено через использование характерных элементов блюза, таких как основная трезвучие, блюзовые гармонии и ритмическая структура.
Какова история создания Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина?
Рапсодия в стиле блюз была создана Дж. Гершвином в 1924 году. Он написал ее в качестве эксперимента, пытаясь объединить элементы классической музыки с блюзовыми элементами. Первоначально она была задумана как часть оркестровой сюиты "Рэпсодия в синем", но впоследствии была исполнена как самостоятельное произведение.
Какие средства музыкально-художественной выразительности использовал Дж. Гершвин в Рапсодии в стиле блюз?
В Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвин использовал различные средства музыкально-художественной выразительности, такие как характерные блюзовые аккорды и гармонии, блюзовая импровизация, синкопированные ритмы и интонационные элементы. Это помогло передать атмосферу и стиль блюза в музыкальной форме.
Какими исполнительскими версиями можно ознакомиться с Рапсодией в стиле блюз Дж. Гершвина?
Существует множество исполнительских версий Рапсодии в стиле блюз Дж. Гершвина. Одной из самых известных является версия для фортепиано и оркестра. Также существуют версии для других инструментов, включая джазовые ансамбли, биг-бенды и соло-исполнение на фортепиано.
Какое влияние оказал блюз на американскую музыку в 20-х годах XX века?
Блюз оказал значительное влияние на американскую музыку в 20-х годах XX века. Он стал одним из ключевых жанров того времени, проник в популярную музыку и стал основой для развития других стилей, таких как джаз и рок-н-ролл.
Какова история создания Рапсодии в блюзовых тонах Джорджа Гершвина?
История создания Рапсодии в блюзовых тонах Джорджа Гершвина начинается в 1924 году, когда Гершвин получил заказ от блицкригской оперы для написания музыкального произведения, объединяющего элементы блюза и классической музыки. Гершвин был вдохновлен идеей и приступил к работе над этим произведением, которое в итоге стало одним из его самых известных и успешных музыкальных шедевров.
Какие средства музыкально-художественной выразительности присутствуют в Рапсодии в блюзовых тонах?
В Рапсодии в блюзовых тонах присутствуют различные средства музыкально-художественной выразительности. Гершвин использовал живописные мелодии, аккордические прогрессии, импровизацию и различные стилистики, чтобы передать атмосферу и эмоции блюза в музыкальной форме.
Какие исполнительские версии Рапсодии в блюзовых тонах существуют?
Существует множество исполнительских версий Рапсодии в блюзовых тонах. Одной из самых известных является версия симфонического оркестра под управлением самого Гершвина. Также есть версии для фортепиано с оркестром, джазовых ансамблей и индивидуальных исполнителей, таких как Фредерик Розенбург и Оскар Леванте.
Каким образом Рапсодия в блюзовых тонах отражает изменения в американской музыке 20-х годов XX века?
Рапсодия в блюзовых тонах отражает изменения в американской музыке 20-х годов XX века путем сочетания элементов блюза с классической музыкой. Это было своего рода синтез разных стилей и жанров, который стал характерным для музыки того времени и отразил дух эпохи и ее культурные тенденции.
Какое влияние оказал блюз на американскую музыку XX века?
Блюз оказал огромное влияние на американскую музыку XX века. Он стал одним из основных жанров, который сформировался на почве афроамериканской культуры. Блюз проник во многие музыкальные направления, такие как джаз, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и многие другие.