Специфика проведения опроса в научных исследованиях

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 29.12.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Классификация и виды опросов 5
2. Методология анкетирования 7
3. Методология интервьюирования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список литературы: 16

Фрагмент для ознакомления

Соответственно каждый вопрос представляет собой не только фрагмент или отрывок из анкетного текста, но также самостоятельную стилистическую конструкцию, подобно тому, как отдельный абзац научного или повествовательного текста представляет собой самостоятельное целое (в рамках существующей стилистической конструкции всего текста), подчиняющееся собственным жанровым законам (зачин, интрига, заключение). Таким образом анкета также должна иметь зачин – данные пола, возраста, цели анкетирования, интригу – основная масса вопросов и заключение – наиболее простые вопросы.Методология интервьюированияИнтервью относится к опросным методам, но реже используемое в научной деятельности, и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Первая роль — это интервьюер – человек задающий вопросы, ведущий опроса. Функции интервьюерадолжен выполнять профессионально подготовленный специалист, который обладает соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. Опрашиваемые не должны специально готовится к интервью для чистоты исследования. От него не требуется особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, владения специальными навыками, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер должен занимать активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах — тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно — перечень вопросов, которые он собирается задавать.В научной литературе приводится множество типологий видов интервью, в том числе авторских и экзотических. В одном случае все виды интервью подразделяют на относящиеся к количественной и качественной методологии. Правда, критерии отнесения достаточно размытые, а потому одни и те же виды интервью включаются как в качественный, так и в количественный подход.В зависимости от степени стандартизации вербального диалога при проведенииинтервьювыделяют два основных вида:1. Формализованное интервью - это беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов, предполагает наличие с закрытых и открытых вопросов. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации.2. Неформализованное интервью –это длительная беседа по общей программе, не предполагающая уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на: - Фокусированное, или направленное, интервью - это подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным. На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.-Нефокусированное, или ненаправленное интервью - интервью, где нет исследовательского замысла,предметного единства или общей темы. При таком интервьюприсутствует смешение тематик, вопросы, задаваемые на самые разные темы, перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.В научной сфере встречаются две разновидности формализованного или стандартизированного интервью — с закрытыми и открытыми вопросами.Формализованное интервью с закрытыми вопросами — это самая распространенная и строгая разновидность интервью. В нем общение интервьюера и респондента строго регламентируется при помощи детально разработанной инструкциии заготовленного вопросника. Задача интервьюера - этопостановка вопросов, организация и направление беседы с каждым опрашиваемым, фиксацияполученных ответов согласно инструкции.Формализованное интервью с открытыми вопросами предусматривает меньшую степень стандартизации поведения,опрашиваемого и интервьюера. Иногда такое интервью можно спутать с другой разновидностью — свободным интервью, которое не предполагает даже наличия плана предстоящей беседы. Открытые вопросы не представляют собой повод для свободы, они являются лишь еще большим ограничением для интервьюера, у которого возрастает риск повлиять на мнение респондента. Самодисциплина и ответственность в этом случае должны только повышаться.Свободное интервью характеризуется минимальной стандартизацией. Оно может быть использовано в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Например, планируя изучение читательских интересов, отношение читателей к прессе, исследователь может провести серию свободных интервью с целью выяснить, какие газеты и журналы завозятся в город, каковы условия их приобретения, каковы традиции чтения и др.Свободное интервью должно проводится без заранее разработанного плана беседы или подготовленного вопросника; при этом должна быть определена только тема, которая и предлагается для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все это напрямую зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит опрос. Совокупность опрашиваемых невелика, она недолжна превышать 10—20 человек. Полученная информация не подвергается статистической обработке, так как она ценна своей уникальностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаучные исследования неизменно важны для развития познания мира, так как способствуют развитию научно-технического прогресса, позволяют улучшить качества жизни человечества. Научные исследования важны и необходимы абсолютно в любой сфере. Опросы являются наиболее распространенными самым востребованным видом исследований. Этим объясняется и повсеместное распространение опросов в последнее время. Метод опроса применяется везде, где необходимо оценить общественное мнение или мнение специалистов.В то же время, возникает проблема качества проведения опроса и качества оценки его результатов. Ошибки при проведении опроса могут привести к искажению научных результатов. Вот почему, так важно выбрать метод опроса, определить какие именно типы вопросов подходят той или иной аудитории респондентов.Можно сделать вывод о том, что тот или иной метод сбора информации должен быть использован в зависимости от поставленных целей и потребностей конкретного исследования. От применения того или иного типа опроса, или его разновидности, во многом зависит точность и характер получаемой информации.Таким образом, проведения опроса исследователь, должен, прежде всего, определяться с выбором объекта исследования: какое количество респондентов потребуетсяи каким образом сделать выборку, применяемыми орудиями исследования -порядком составления анкет, а также с наиболее приемлемыми способами установления контактов с целевой аудиторией.Для точного проведения опроса необходимо четко сформулировать главную цель опроса, определить задачи, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Именно четкость постановки целей опроса во многом исходит от глубины проработки изучаемой проблемы, тщательного ознакомления исследователя со всей имеющейся информацией по данному вопросу, учета, опыта предыдущих исследований.Эффективность вопроса напрямую зависит от правильности составления вопросов анкет, либо интервью. Исследователю необходимо осмысленно подходить к созданию анкет и выборке респондентов.Качественно проведенный опрос наиболее достоверно отражает суть проблемы, поможет доказательно раскрыть задачи любого научного исследования.Список литературы:Барышев, А.Ф. Маркетинг: учебник для студ. // – М.: Академия, 2006. – 208 с.Бельская Ю.В. К вопросу о предметной области и методах исследования в экономической науке //В мире научных открытий. 2015. № 7.10 (67). С. 3532-3541.4.Бочаров А. Б. Научное исследование: методы, принципы, проблемы и подходы: пособие для студентов по курсу философии //Сев.-Зап. акад. гос. службы. — Санкт-Петербург. - 2004. — 63 с.Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологического исследова-ния.-М., 2008ДобреньковВ.И., КравченкоА.И.. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, 2004 – интернет ресурс. –режим доступа;http://lawbooks.news/issledovaniya-sotsiologicheskie/metodyi-sotsiologicheskogo-issledovaniya.htmlТихонов В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты // — 2-е изд., стер. — Москва : Горячая линия - Телеком, 2013. — 296 с.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,методы.// Самара: 1995. - 331 с.

1. Барышев, А.Ф. Маркетинг: учебник для студ. // – М.: Академия, 2006. – 208 с.
2. Бельская Ю.В. К вопросу о предметной области и методах исследования в экономической науке // В мире научных открытий. 2015. № 7.10 (67). С. 3532-3541.
3. 4. Бочаров А. Б. Научное исследование: методы, принципы, проблемы и подходы: пособие для студентов по курсу философии // Сев.-Зап. акад. гос. службы. — Санкт-Петербург. - 2004. — 63 с.
4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологического исследова-ния.-М., 2008
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, 2004 – интернет ресурс. –режим доступа; http://lawbooks.news/issledovaniya-sotsiologicheskie/metodyi-sotsiologicheskogo-issledovaniya.html
6. Тихонов В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты // — 2-е изд., стер. — Москва : Горячая линия - Телеком, 2013. — 296 с.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.// Самара: 1995. - 331 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют виды опросов в научных исследованиях?

В научных исследованиях используются различные виды опросов, такие как стандартные опросы, опросы с открытыми вопросами, замаскированные опросы и т.д. Каждый вид опроса имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач исследования.

Как проводится анкетирование в научных исследованиях?

Анкетирование в научных исследованиях проводится с помощью специально созданных анкет, в которых содержатся вопросы, отражающие предмет исследования. Респондентам предлагается выбрать из предложенных вариантов ответа или написать свой собственный ответ.

Какие преимущества и недостатки имеет интервьюирование в научных исследованиях?

Интервьюирование в научных исследованиях имеет такие преимущества, как возможность получить подробный и глубокий ответ от респондента, а также установить контакт и взаимодействие с ним. Однако, недостатками интервьюирования являются высокая затратность по времени и трудоемкость процесса проведения интервью.

Какова роль опросов в научных исследованиях?

Опросы являются одним из важных инструментов в научных исследованиях. С их помощью можно собрать большое количество данных от респондентов, провести статистический анализ и сделать выводы о предмете исследования.

Как выбрать подходящий метод опроса для научного исследования?

Выбор подходящего метода опроса зависит от ряда факторов, таких как цель исследования, объем выборки, доступность респондентов и т.д. Необходимо провести предварительный анализ и выбрать тот метод опроса, который наилучшим образом подходит для конкретного исследования.

Какие классификации и виды опросов существуют в научных исследованиях?

Существует несколько классификаций опросов в научных исследованиях. Одна из них основана на способе предъявления вопросов респондентам и включает такие виды опросов, как устный, письменный и онлайн-опросы. Другая классификация основана на характере вопросов и разделяет опросы на закрытые, открытые и полуоткрытые.

Как происходит методология анкетирования в научных исследованиях?

Методология анкетирования в научных исследованиях включает несколько этапов. Сначала разрабатывается опросник, в котором содержатся вопросы для респондентов. Затем анкета распространяется среди целевой аудитории, и респонденты заполняют ее. После сбора данных проводится их анализ и интерпретация.

Как осуществляется методология интервьюирования в научных исследованиях?

Методология интервьюирования в научных исследованиях предполагает проведение беседы с респондентами по определенным темам. Интервьюер задает вопросы и записывает ответы респондентов. Это позволяет получить более детальные и развернутые ответы, чем при использовании анкетирования.

Какова роль опросов в научных исследованиях?

Опросы играют важную роль в научных исследованиях. Они позволяют собрать данные от большого числа респондентов и получить информацию о их мнениях, предпочтениях, знаниях и поведении. Опросы помогают исследователям собрать объективную и надежную информацию для дальнейшего анализа и выводов.

Как правильно провести опрос в научных исследованиях?

Для правильного проведения опроса в научных исследованиях необходимо тщательное планирование и подготовка. Сначала определяются цель и задачи исследования, выбирается целевая аудитория и разрабатывается опросник. Затем опрос проводится среди респондентов, данные собираются и анализируются. Важно также учитывать этические аспекты и обеспечивать конфиденциальность ответов респондентов.

Какая классификация и виды опросов существуют?

Существуют различные классификации опросов, в зависимости от разных критериев. В частности, опросы можно классифицировать по способу предъявления вопросов (устные, письменные, телефонные), по числу лиц, предъявляющих вопросы (индивидуальные, групповые), по объему и наличию стандартизации вопросов (социологические, психологические), по характеру вопросов (закрытые, открытые, полуоткрытые), по целям и задачам опроса (диагностические, прогностические, контрольные), по позиции респондентов в момент проведения опроса (прямые, заданные косвенно), по времени проведения опроса (одноразовые, повторные), и многое другое.