Радиотеатр. Становление и развитие
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 57 + 57 источников
- Добавлена 29.12.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Радиотеатр в структуре радиовещания 6
1.1. История зарождения радиотеатра 6
1.2. Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии 17
1.3. Формирование системы изобразительно-выразительных средств радио 29
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Анализ изменения построения радиотеатральных постановок в зависимости от трансформации радиовещания 43
2.1. Формирование жанрового разнообразия радиотеатра 43
2.1. Обзор литературных радиосериалов 57
2.3. Особенности радиотеатра в сети Интернет 72
Выводы по второй главе 77
Заключение 78
Список литературы 82
Однако не всегда по радио произведения цикла от начала до конца читает один актер. Режиссеры постоянно ищут наиболее выразительные варианты. Например, в 1978 г. режиссер радио Э. Верник и редактор отдела русской классики Н. Большова подготовили к 150-летю со дня рождения Л. Толстого многосерийные «литературные чтения» по двум романам писателя – «Война и мир» и «Анна Каренина». Всего прозвучало четыре серии цикла по 15–18 передач. В них использовались архивные записи в исполнении А. Кторова, Д. Журавлева, А. Грибова и новые, где главы из романов читали А. Баталов, В. Тихонов, О. Табаков, П. Вишняков, И. Акулова, Ю. Яковлев. Режиссер Э. Верник предложил актерам прочесть те главы, в которых их герои (Наташа Ростова, Пьер Безухов и т.д.) были как бы главными – со своими мыслями, поступками, отношением к другим персонажам. Музыки не было вообще, слушателя решили оставить один на один с прозой Толстого. Неожиданный и стремительный переход к рынку, проникновение в российский эфир дешевых развлекательных программ оказались серьезным испытанием для радиотеатра. Несмотря на то, что главная редакция литературно-драматического вещания пыталась изменить концепцию, найти более современные формы вещания, монополия Гостелерадио была подорвана. Радиофестиваль «Рампа у микрофона», проводившийся осенью 1995 г., попытался привлечь внимание к радиотеатру. Он был отмечен рядом фестивальных спектаклей в эфире «Радио России» и «Эха Москвы». Создание такого дорогостоящего творческого продукта, как радиоспектакль, оказался по силам лишь «Радио России». Позже к нему добавилось вошедшее в государственный телерадиохолдинг радио «Культура-Петербург». Каждый сезон эти станции выпускают новые радиоспектакли, радиосериалы, которые звучат в постоянных рубриках «Театр у микрофона», «Литературные чтения», «Радиосериал». Это профессионально записанные спектакли, с яркими актерскими работами, интересным литературным материалом. Если в 90-е годы форма «литературного сериала» была забыта, то с начала 2000-х гг. они начали появляться в огромном количестве. Однако, причина такой «популярности» - скудное финансирование радиостанций. Если раньше в штате радио были сценаристы, режиссеры, актеры, которые могли выпускать более сложные по структуре радиопостановки, то для «чтений с продолжением» можно было приглашать одного-двух актеров, а сценариста, режиссера мог заменить и сам редактор. Одной из первых серьезных постановок в форме «литературного радиосериала», записанных с применением цифровых технологий, стала в 2001 г. адаптация романа «Из жизни насекомых». Ее автор – В. Пелевин - необычайно популярен у молодого поколения. Возможно, этим и объясняется выбор литературного материала. «Радио России» старалось привлечь более юную аудиторию. Проза Пелевина весьма специфична, наполнена метафорами и образностью. В романе действует огромное количество персонажей, с разными характерами и манерой поведения. Они постоянно превращаются из людей в насекомых и наоборот. Такая фантастическая реальность требовала особенного прочтения. Это удалось сделать благодаря чтецкому таланту актера С. Маковецкого и общей концепции моноспектакля режиссера М. Осипова. Спектакль состоит из тридцати серий, каждая – отдельная, законченная глава, но при этом актер смог сохранить целостность образов и всей идеи романа. Особенность этой постановки заключается в том, что использованные здесь цифровые технологии помогали изменять масштаб звуковых эффектов (например, звук пересыпающегося песка для человеческого уха ничтожен, для личинки – подобен взрыву бомбы). Технические средства нисколько не мешали работе актера, напротив, они помогали создавать дополнительный объем и атмосферу в радиоспектакле. За открытие новых форм в подаче материала в 2001 г. радиосериал «Жизнь насекомых» был награжден профессиональной Всероссийской премией им. А. Попова. С этого времени сценаристы, режиссеры, актеры начали искать оригинальные способы подачи материала. Например, в масштабном проекте «Радио России» – «Антология рассказов А.П. Чехова. XXI век», подготовленном к юбилею писателя, звезды театра и кино читали свои любимые рассказы. Они не следовали за пожеланием режиссера, а предлагали свой материал. Немаловажный факт, что многие из этих произведений никогда не были записаны на радио. И. Чурикова и С. Маковецкий, И. Костолевский и М. Суханов, Н. Караченцов и Ю. Рутберг, В. Кашпур и О. Табаков, К. Пирогов и А. Калягин выбрали и исполнили известные и совсем незнакомые чеховские рассказы. Актуальное звучание произведений русского классика достигнуто не только благодаря их актерско-режиссерской интерпретации, но и за счет использования новейших цифровых аудиотехнологий, которые режиссеры «Радио России» начали активно применять в своем радиотеатре. В 2006 г. «Радио России» подготовило 30-ти серийный проект по прозе С. Довлатова. Рассказы читали популярные актеры А. Лазарев-младший, И. Костолевский, А. Филиппенко и другие. Авторы проекта, напротив, отказались от применения не только новых цифровых аудиотехнологий, но и от «старых», наработанных годами приемов звукового оформления спектакля. В передаче было одно выразительное средство – слово. Богатый и яркий литературный язык Довлатова подчеркивался лишь актерскими интонациями, которые успешно заменяли декорации, свет, грим, костюмы. Сегодня на «Радио России» каждый день в определенное время выходит «Литературный радиосериал». Помимо русской и зарубежной классики стали звучать произведения современных, как отечественных – Пелевин, Улицкая, Толстая, Акунин, так и зарубежных писателей – Коэльо, Нотомб и т.п. Неожиданно на «Радио России» зазвучали радиоспектакли, радиосериалы авторов легкого «детективного» жанра – Поляковой, Устиновой, Литовцевой, современных фантастов – Лукьяненко, Глуховского, одиозного драматурга Вырыпаева и других авторов. Поначалу это смутило многих слушателей. Но как заметил в интервью «Литературной газете» тогда еще главный редактор радиостанции «Культура» А. Голубовский: «Мы ориентируемся частично и на то, кто как продается, ведь покупатели книг – наши слушатели. Мы хотим, чтобы нас слушали не только сегодня, но и чтобы наша аудитория прирастала. Мы стремимся к тому, чтобы нас слушали люди от 25 до 50 лет – самая социально активная часть населения»285. Несмотря на такой откровенно коммерческий посыл, творческая группа радиостанции готовит вполне качественный и полноценный контент. В большинстве своем они записаны в форме «чтений с продолжением». Возможно, в этом и заключается магическая сила радио, где даже «бульварное чтиво» в исполнении профессиональных актеров и постановке грамотных режиссеров, приобретает черты полноценного радиоспектакля. Анализируя эти программы, мы пришли к выводу, что на радио уже сложился определенный круг артистов - Юрский, Табаков, Суханов, Каменкова, Кутепова - достаточно успешных, занятых в театре и кино, которые любят работать на радио именно в форме «литературного радиотеатра». Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») художественные постановки финансируются стабильно, являясь неотъемлемой, а порой и обязательной частью политики радиостанции, то на коммерческих радиостанциях, где формат вносит строгие ограничения, появление подобных программ – всегда событие. Радиотеатр с его огромным опытом прошлых лет нужен был не только как ностальгическое воспоминание для людей старшего возраста, но и для другого поколения, которое не слушает спектакли «Театра у микрофона» лишь потому, что не знает о его существовании. Это понимали молодые театральные режиссеры, актеры, сценаристы, которые пытались работать в этом жанре. Один из них – актер, режиссер Д. Креминский. В 2001 г. его первый радиоспектакль «Снежная королева» по Е. Шварцу на «Радио 7 На Семи Холмах» произвел фурор. В то время еще ведущий эфира, Дмитрий решил сделать новогодний спектакль в подарок слушателям. Роли исполнялись ди-джеями радио. «Марусины сказки» – это уже регулярный литературный радиосериал. Каждую неделю по 15 минут в эфире звучали полноценные детские спектакли. Подобного проекта в начале 2000-х не было ни на одном FM-радио. Д. Креминский постарался создавать свои спектакли с учетом психологии современного слушателя – лаконично, ярко, эффектно и вместе с тем, учитывая традиции и законы классических радиоспектаклей, с использованием всей палитры изобразительно-выразительных средств. Из интервью с режиссером: «Мы ничего не изобретали, мы все брали из детства, то, что мы сами слушали – «Радионяню», к примеру. Там и подводки были определенного свойства – заканчивалась история, и Маруся говорила: «Ну что, понравилось? Тогда завтра в это же время…» – крючок так называемый». Стержень спектакля – рассказчица Маруся, она путешествует по всему миру, собирает истории и дарит их маленьким слушателям. Материалом послужили этнические сказки – японские, китайские, тибетские, армянские, а также произведения мало известных российских авторов. Роли озвучивали незнакомые, но вполне профессиональные актеры московских театров. Оригинальная звукорежиссерская работа – грамотно подобранные музыкальные произведения, шумовые эффекты, неожиданные звуковые декорации – лишний раз привлекали внимание современного слушателя. Почти два года каждый вечер «Марусины сказки» с удовольствием слушали и дети, и взрослые. Позже, на «Радио-7» сменилось руководство, проект сочли «неформатом» и он исчез из эфира. «Марусины сказки» – грамотный пример использования спонсорской поддержки, он был рентабелен для радиостанции, соответствовал современным требованиям эфира, но при этом оставался качественным и оригинальным продуктом. Д. Креминский сделал еще один спектакль «Квадратурин» по С. Кржижановскому (с участием О. Шкловского) для «Радио России» в 2006 г. Сейчас Д. Креминский выпускает свои радиоспектакли на дисках, сотрудничает с несколькими звукозаписывающими студиями и радиостанциями. Необычный литературно-художественный проект «По своим правилам» в 2010 г. представило радио «Финам FM». По формату это информационно-музыкальное радио, адресованное молодым, активным людям. Радио так себя и позиционирует – «деловое радио», но с «разнообразными тематическими программами, отличающимся интерактивностью». Автор и ведущая проекта – журналист Елена Лихачева - попыталась совместить жанр аудиоспектакля и дискуссии. Действуя согласно формату станции, она приглашала для обсуждения спектаклей представителей бизнес-элиты России. Тематическую, то есть литературную основу проекта «По своим правилам» составили аудиопостановки по рассказам ярких представителей современной российской прозы. Здесь звучали рассказы В. Ерофеева, В. Найдина, В. Пелевина, М. Москвиной, Б. Акунина, Д. Быкова и Т. Толстой. Записанные в форме литературного радиосериала, с учетом его законов и специфики, они были логически связаны между собой. Каждый рассказ был оригинален сам по себе, но в подборке они создавали узнаваемые портреты наших современников, срез окружающей нас реальности. Рассказы читали известные актеры театра и кино – И. Оболдина, А. Смоляков, В. Гафт, В. Толстоганова, А. Аверьянов и другие. В работе над циклом аудиопостановок приняли участие режиссеры Ф. Степанов и Д. Креминский, хорошо знакомые современным поклонникам радиоспектаклей. Проект «По своим правилам» выходил в эфир один раз в неделю, в ротации он был два сезона. Несмотря на то, что литературный радиосериал имел успех - именно его в своих комментариях на Интернет-странице станции хвалили слушатели, руководство «Финам FM» закрыло программу. Это связано с изменением политики станции, которая сделала больший акцент на разговорные программы. Записывать дорогостоящие литературные постановки было невыгодно. Тем не менее, цикл записанных радиопостановок был выпущен на CD для продажи. То, что мы сегодня называем привычным словом «радиосериал», раньше было принято обозначать, как «семейные серии». По мнению многих теоретиков, в этой форме находили свое воплощение социологическая драма или драма «под репортаж». Действие таких передач от выпуска к выпуску развивается во времени, синхронно реальному, как бы параллельно ходу жизни самих радиослушателей. Радио возвращается к постоянным героям игровых серий так же, как к рассказу о подлинных людях и ситуациях в случае длительного репортажного наблюдения. «Семейные серии» не имеют прямого аналога среди сценических жанров, зато они очевидно родственны серийному репортажу-исследованию, давно уже утвердившему себя в сфере документалистики. Правда, у них есть важное отличие от него: литературные персонажи и игровая форма устраняют ряд этических ограничений, которые могли бы возникнуть при воссоздании в кадре или перед микрофоном жизни семьи с помощью чисто документальных средств», – пишет исследователь радиотеатра Т. Марченко. Создать самостоятельный, не калькированный, радиосериал ФНР попробовал в 2006 г. Молодежный радиосериал «Переходный возраст» авторы назвали «сериалом нового поколения». Нового в нем действительно было много. Героями стали ученики десятого класса, их родители и учителя. Каждый переживает свои проблемы: учителя – маленькую зарплату, крушение идеалов, неуважение со стороны государства и общества; родители – непонимание своих детей, изменение в системе образования, страх за будущее ребенка. Школьникам предстоит пройти через множество мелких и крупных испытаний: они столкнутся с грязными выборными технологиями, окажутся в центре экономического детектива, узнают тяготы и радости простого крестьянского труда. Есть в сериале, как в жизни любого подростка, преданная дружба и предательство, первая любовь и измены, ссоры и примирения. Вместе со слушателями создатели сериала пытаются размышлять о таких непростых вещах, как свобода личности и природа иждивенчества, пробуют сломать стереотипы, обсуждают прогрессивные педагогические методики и «проживают» сложные психологические ситуации. Роли всех героев в сериале исполняли студенты выпускного курса школы-студии МХТ и их преподаватели. Это позволило сократить дистанцию между персонажами. Помимо новой темы – жизни современной школы - авторы постарались построить его в необычной форме. Внутри спектакля сконструировано несколько радиопространств: пространство школы - учеников, пространство школы – учителей и главное – пространство радио, не условного, а вполне реального В роли инициатора пространства в сериале выступает и музыка. Авторы проявили новаторство и чуткое реагирование на интерес своей потенциальной аудитории. Они оформили серии, специально написанной электронной музыкой, куда вплетаются документальные звуки улицы, школы, голоса ребят. У слушателей возникает ощущение реальности, почти кинематографичности происходящего. Всего было записано 45 серий. Каждая, состояла из 3-4 сцен, соединенных музыкальными перебивками. Хронометраж одной серии – примерно 14 минут. Радиосериал звучал в 2006 г. на «Радио России», так же ФНР разместил его на Интернет-ресурсах.Наиболее удачное соединение игровой формы и документального начала мы можем отметить в радиосериале «Унесенные спортом», который вышел в эфире радиостанции «Юмор FM» накануне ХХХ Олимпиады в Лондоне. Каждая серия – это маленькая, но законченная история, рассказанная знаменитыми отечественными спортсменами, тренерами, спортивными журналистами. Звуковым пространством рассказчиков стала студия, а не стадион или комментаторская будка. Но это нисколько не снижало уровень документальности историй. Оставались живые голоса, смех, оговорки, паузы. В сериале была выдержана тональность и стилистика в текстах, в данном случае юмористическая. Оформлены серии были в едином звуковом стиле – музыка и минимальное количество соответствующих сюжету шумов. Искусственное, на первый взгляд, шумовое пространство, было элементом радиотеатра и подчеркивало игровое начало радиосериала. Современные реалии требуют от радиосериала, впрочем, как и от любой программы, «попадания в формат», который накладывает определенные тематические и стилистические требования к сериалу. Стопроцентное «попадание в формат» было у юмористического радиосериала «Год Дракона», который вышел на радиостанции «Юмор FM». Сериал был приурочен к празднованию Нового Года. Его герои – учитель Фу Ши и верный ученик Ши Фу в каждой серии беззлобно высмеивали русские новогодние обычаи – традиционные блюда, застольные игры и песни, напитки, массовые гуляния, новогодние костюмы и т.п. Сериал был сделан очень качественно с технической точки зрения – музыка, шумы создавали атмосферу той или иной темы, но уровень шуток вызывал недоумение. Вот фрагмент одной из серий. Заставка сериала (на задорной китайской музыке звучит женский голос) Ведущая: Первая половина 17 века. Правительство манжурцев оккупировало свободный Китай и жестоко запрещает праздновать новый год. И лишь учитель Фу Ши и его верный ученик Ши Фу продолжают яростно встречать праздник. (На первый план выходят боевые крики, музыка звучит очень тихо, а потом исчезает. Герои говорят на китайском, их микшируют, «сверху» звучит русский перевод, нарочито наигранный) Фу Ши: Мой ученик! Ши Фу! Зачем ты стучишь по телевизору? Ши Фу: Учитель, он ничего не показывает. Фу Ши: Так ты просто включи его, мой мальчик! (Звук - искусственный смех зала) Звукорежиссер после каждой шутки включал в ткань повествования единообразный звук – искусственный смех зала. Этот прием телевизионных ситкомов на радио звучит очень раздражающе. Он мешает восприятию и окончательно сводит сюжет до уровня низкопробных анекдотов. Сериал был частью предновогоднего конкурса, который проводила радиостанция «Юмор FM». В течение дня ведущий мог объявить о том, что начинается конкурс. Те из радиослушателей, кто правильно рассказывал содержание серии дня, получали приз. Слушателям «Юмор FM» сериал пришелся по душе. Короткие, динамичные серии не выбивались из общего потока юмористических рубрик, которые являются частью музыкального потока станции, соответственно, привлекали постоянную аудиторию. Попытку сделать полноценный радиосериал с законченным сюжетом, интересными героями, приближенностью к документальности предприняли журналисты радиостанции «Серебряный Дождь – Орёл ГТУ». В 2008 г. они представили слушателям комедию офисных будней «Три с половиной коллеги». Каждая серия – это новая ситуация из жизни вымышленной, но вполне реалистичной компании под названием «Инициативная Инициатива». Герои занимают разные посты от директора до распространителя, естественно, у каждого свой образ жизни, язык, мышление, но все они объединены общей работой, где и происходят курьезные и серьезные ситуации. Изначально идея вызвала у орловцев интерес, но после нескольких серий слушатели начали жаловаться на низкопробный юмор и обилие рекламы. Сериал, продержавшийся в эфире какое-то время, закрыли. Таким образом, на этапе зарождения литературного театра у микрофона было очень много трудностей. Актерам было нелегко преодолевать авторский язык, специфику радио, находить общий язык с микрофоном. В начале вещания редакторы радио старались сократить литературные произведения, оформляя их шумами, музыкой. Зарождалась форма «чтения с продолжением», которая позволила максимально сохранить авторские размышления, не испортить сокращением обаяние литературного первоисточника. «Литературные чтения» стали многосерийными. Намечаются принципы сериала, более сложного по структуре многосерийного радиоспектакля. Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») практически не звучат оригинальные радиосериалы, написанные на злобу дня, поднимающие актуальные проблемы, адресованные той или иной группе слушателей, то на FM-станциях, причем, региональных, они все чаще выходят в эфир. Обилие подобных сериалов объясняется несколькими причинами – его легко создавать, здесь нет сложной драматургической, актерской и звукорежиссерской работы, он связан с жизненными реалиями, а значит, будет находить отклик у аудитории. С помощью таких сериалов удобно привлекать нужную аудиторию (которая положительно воспринимает рекламу), а значит, он коммерчески выгоден и подходит под большинство современных радиоформатов. 2.3. Особенности радиотеатра в сети ИнтернетРадио в сети Интернетстало развиваться в середине 1990-х гг. За это время количество пользователей и страниц Web-радио увеличилось. Изменились формы и способы подачи информации. Ростовский ученый В. Колодкин пишет: «Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно – в России это произошло в Москве в 1996 году. В большинстве источников в качестве первой отмечается радиостанция «Европа Плюс», которая организовала трансляцию программы А. Троицкого «Достоевский FM» через Интернет одновременно с обычным эфиром. Однако представители станции «Серебряный дождь» настаивают, что впервые в Рунете появились именно они. В принципе, это не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов надо вывести, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство Рунета не с азов, а с применением последних мировых мультимедийных достижений, в частности, медиа-проигрывателя и медиа-броадкастера».Сегодня радиотеатр в интернете проявляет себя в большом многообразии форм. Из действующих радиостанций, где регулярно звучат сегодня радиопостановки, радиосериалы, художественное чтение, мы выделяем «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Детское радио». «Радио России» – лидер по производству и трансляции радиоспектаклей. На сайте (http://www.radiorus.ru/) есть специальный раздел «Радиотеатр», который состоит из «Радиопостановок» и «Радиосериалов». В архиве - программы с 2007 года по настоящее время. «Театр на «Радио России» звучит в эфире утром, в 9:30. В 10:30 передача для юных слушателей - «Голоса из пожелтевшей коробки» (архивные записи детских программ). В 22:30 «Радио России» представляет «Литературные чтения». Страницы русской и зарубежной классики читают артисты московских театров. Афиша радиотеатра «Радио России» разнопланова - от классиков: Гоголя, Пушкина, Достоевского до наших современников: Устиновой, Акунина, Сигарева и т.п. Сетевая версия радиостанции не принесла никаких изменений в структуру жанра радиотеатра, поэтому мы обращаем внимание на другие возможности, которые дала новая площадка – интернет. На сайте есть возможность прослушивания спектаклей и в режиме прямого эфира, и в любой удобный момент. Каждый проект сопровождается мини-рецензией, списком авторов и актеров, иногда есть фотографии. «Радио России. Культура» также входит в государственный медиахолдинг. Некоторые радиопостановки дублируются с «Радио России», но есть и оригинальные. На сайте (http://www.cultradio.ru/) в разделе «Проекты» мы достаточно подробно можем прочитать обо всех художественных программах радиостанции. Радиотеатр здесь представлен рубриками: «Звездные сказки», «Литературный сериал» – дневной и вечерний, в архиве можно прочитать о постановках, которые звучали, начиная с 2008 по настоящее время. Обязателен анонс настоящих и будущих радиоспектаклей. Каждый спектакль сопровождается расширенной рецензией, полезной информацией об авторе, произведении, актерах и т.п. Программа «Словесность» – это «чтение с продолжением» классической литературы, современных авторов. «Театр FM с Мариной Багдасарян» - программа, в которой звучат не только специально записанные для радио спектакли, М. Багдасарян и творческая группа «Радио России. Культура» в рамках тематических проектов «Современная драматургия. Смена эпох», «Человек и история», «Россия на бис», «Сцена без границ» готовят к эфиру радиоверсии спектаклей Малого театра, МХАТ им. Горького, БДТ, театра им. Ермоловой, Драматического театра им. Станиславского, театра «Современник». Одной из первых полномасштабных радиоверсий театральных постановок в 2005 году стал спектакль «Братья и сестры» Ф. Абрамова. Режиссер-постановщик Лев Додин поставил его на сцене Малого драматического театра и с интересом отнесся к его переносу на радио. Это не было трансляционной записью спектакля. Режиссер выбирал именно «сцены», наиболее важные для понимания сюжета, но при этом сохранил в радиоверсии всех героев (сорок актеров). Несомненно, именно эта работа стала этапной для радио «Культура». Также мы знакомимся с лучшими спектаклями театров разных городов России. Например, в сентябре 2013 г. звучал спектакль Алмаатинского театра русской драмы им. М. Лермонтова «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова и К. Мухамедзянова; спектакль Ярославского театра русской драмы им. Ф.Волкова «Чертова дюжина» А. Аверченко; спектакль Кишиневского русского драматического театра «Безымянная звезда» К М. Себастиану и др. В ежедневной программе «Однажды в истории» мы знакомимся с лучшими фондовыми записями. Например, 25 июля – в день памяти В. Высоцкого в программе прозвучал радиоспектакль А. Эфроса «Мартин Иден». Инсценировку сделал В. Балясный, в главной роли – В. Высоцкий, текст от автора читал сам А. Эфрос. В 2005 г. к юбилею А.П. Чехова редакция радио подготовила проект «Доктор Чехов», который состоял из фондов записей разных лет. Рассказы читали Р. Плятт, М. Яншин, Л. Добржанская, О. Ефремов и другие. Фондовые записи звучат и в авторской программе А. Леонтьева «Поэзия двух веков». На «Радио России. Культура» немало программ, посвященных музыке, поэзии, литературе, театру, живописи, выходящих в разных жанрах (чаще всего это беседы, лекции, интервью, но есть и радиокомпозиции, дневники, очерки). Сайт «Детского радио» появился вместе с оффлайн версией. Руководство понимало, что большая часть аудитории будет слушать программы именно через интернет, так как изначально территория вещания радио была ограничена. На сайте можно сразу включить прямой эфир, но слушать архивные программы возможности нет. Отдельные программы в форме радиотеатра (радиоспектакли, «художественное чтение», «чтения с продолжением», радиосериалы и т.п.), звучавшие на FM – станциях, всегда выкладываются в раздел «архивы передач». У слушателя есть возможность не только их послушать, более подробно познакомиться с историей радиопостановки, но и прочитать интервью с режиссерами, актерами, принять участие в обсуждении спектакля на специальных форумах. Почти все радиоспектакли, производимые самой станцией или по ее заказу продакшн-студией, выпускаются на дисках. Еще один интнресный интернет-проект, посвященный радиотеатру, открылся в 2013 г. Это сайт «АудиоТеатр.РФ» (http://fonofond.ru/). Его создатель – известный радиорежиссер, руководитель некоммерческого учреждения культуры «Слово» и студии «Vox records» - Виктор Трухан. В 90-е годы ему удалось создать студию, которая занималась производством полномасштабных радиоспектаклей. Они звучали и звучат на «Радио России», «Радио России. Культура». За это время В. Трухан собрал фонотеку своих работ по произведениям И. Тургенева, В. Быкова, Ф. Искандера, М. Булгакова, Э. По, Ч. Диккенса, Р. Брэдбери в исполнении лучших российских артистов. В коллекции представлены работы самого В. Трухана, в основном охвачена только современная часть: спектакли «Радио Россия», спектакли студии Vox records и Аудиотеатра «Слово», работы продюсерского центра «Вимбо», «Букворечника», портала Грамота.ру – это уже около 200 спектаклей, но такой объем не сравнится с огромным наследием советского периода. Одним из интересных ресурсов, обратившихся к специфике радиотеатра, стал сайт компании «Букворечник». В 2010 г. творческое содружество актеров, режиссеров и художников решило создать аудиоспектакли для детей всех возрастов «от 5 до 95 лет». Своим слоганом они сделали фразу «Кино для ушей» и стараются следовать этому правилу во всех аудиопостановках. На первые постановки содружество «Букворечника» собирало деньги через интернет. Одна из авторов и руководителей проекта М. Величкина говорит: «По мере возможности, мы хотим сделать хорошую литературу более доступной, пополнить, а может быть и обогатить кругозор наших соотечественников. Мы хотим призвать наших слушателей учиться думать и чувствовать». Сейчас в репертуаре «Букворечника» всего пять аудиоспектаклей: «Ветеринар», «Упрямое смирение», «Дело № 1937» по роману Н. Нарокова «Мнимые величины», «Старый Рояль» по повести А. Житинской. Автор инсценировок и режиссер всех спектаклей М. Величкина в прошлом профессиональная актриса. Судя по репертуару, авторы проекта не берут старые, классические произведения, Величкина пишет свои пьесы или делает инсценировки по современным произведениям. Режиссером всех спектаклей тоже выступает М. Величкина. Ее постановки достаточно традиционны - это классически построенные радиоспектакли с делением на голоса, максимальным использованием изобразительно-выразительных средств радио. В проекте принимают участие многие популярные артисты. Работают они практически на благотворительных началах. На сайте компании есть возможность прослушать двухминутные фрагменты спектаклей, если понравится, можно заказать постановку через интернет-магазин сайта. Заслуживает интереса и проект интернет – радио «Драма», размещенный на полупрофессиональном web-ресурсе для радиожурналистов Podстанция. Здесь выкладывались, а иной раз и создавались в режиме он-лайн любительские радиоспектакли. Их авторы – будущие и начинающие радиожурналисты, в качестве литературного текста брали за основу, как классические произведения, так и пьесы, рассказы, да и просто наблюдения современных авторов. Интернет-радио «Драма» – это абсолютно некоммерческий проект. Они возвращают в эфир радиоспектакли, любимые сборники «Театр у микрофона» и «Литературные чтения» в исполнении великих, народных, и всеми любимых актеров». К сожалению, проект просуществовал недолго. Позже на ресурсе Podстанция в разделе «Драма» стали появляться программы мозаично-фрагментарного построения. Это были истории, основанные на реальных событиях, но оформленные как радиопьесы. Выводы по второй главеС чтением произведений по радио выступали многие выдающиеся писатели нашего века. Уже в этой первичной форме освоения художественного произведения намечается публицистическая тенденция: рассказывать так, чтобы слушатели почувствовали себя очевидцами. В начале вещания редакторы радио старались сократить литературные произведения, оформляя их шумами, музыкой – появилась форма «чтения с продолжением». Жанр, рожденный на эстраде, именно на радио стал перспективной формой адаптации произведений литературы. Редакторы понимали, что сокращение может испортить обаяние литературного первоисточника, именно поэтому «литературные чтения» стали многосерийными. Интернет стал дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей. Он расширил границы аудитории и дал новые возможности для прослушивания, позволил выбрать самую интересную постановку. Онлайн-сайты дали возможность услышать уникальные радиопостановки, музыкально-литературные композиции и т.п., которые по праву стали «золотым фондом» отечественного радио. Радиотеатр в интернете – явление неоднозначное, наряду с полноценными постановками здесь можно услышать непрофессиональные передачи. Вместе с тем, именно здесь ведутся эксперименты с формами и звуковыми воплощениями, развивается «народный радиотеатра». Таким образом, радиотеатр скорее только приобрел дополнительные качества.ЗаключениеПроведенный анализ зарождения и развития радиотеатра показал, что уже на первых шагах радиовещания заговорили о существовании радиоискусства, которое не дублировало произведения литературы и театра, а развивавшегося самостоятельно. Трансляции оперных спектаклей из театра и студии помогли режиссерам создать представление о звуковой перспективе, достигавшейся с помощью расположения микрофонов. Начало трансляций драматических спектаклей сразу обозначило несколько проблем: технических и художественных. Их решением занимались инженеры, режиссеры, актеры, выясняя на практике, как добиться создания зримого образа, как помочь слушателям понять спектакль, различить по голосам его героев. Найденные в процессе работы ответы на эти вопросы легли в основу складывающегося искусства радиотеатра. Специально созданных для радиотеатра пьес было немного. Становилось ясно, что радиотеатр нуждается в оригинальном литературном материале, не заимствованном у театра. Решая эту проблему, работники радио познавали специфику нового вида искусства. В радиопьесах начали с обыкновенного деления «на голоса», затем в ткань передачи постепенно вводились музыка и шумы. Следующий этап – усложнение драматургической композиции, соединение – в различных пропорциях – документального и игрового материала, становление радиорежиссуры как профессии. Работа над радиоспектаклями год за годом учила мастеров радиотеатра открывать собственные выразительные средства радио. К живому человеческому слову постепенно прибавились музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, то есть имитированные при помощи различных бытовых приспособлений); позже - документальные записи, сделанные вне студии, а также реверберация, голосовой грим и монтаж. Если в первое время существовала тенденция обильного насыщения радиопьесы шумами, то в последствии она несколько ослабла. В современных радиоспектаклях звуковое оформление не утратило своей значимости. Современная аппаратура и некоторые компьютерные программы облегчили труд журналистов. Арсенал технических средств расширяется, и использование некоторых средств выразительности в программе становится менее трудоемким процессом. Став самостоятельным видом искусства, радиотеатр породил несколько новых жанров, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - это радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция. Уже в первых радиокомпозициях, прием сочетания стихов с публицистикой, дал жизнь новому жанру. Коллажный метод построения радиокомпозиции был определен сразу. Большее развитие жанр получил с расширением возможностей звукозаписи и художественного монтажа. Современная радиокомпозиция поменяла тональность, она отходит от прямой публицистичности, патетики, которыми были перегружены тексты прошлых лет. Но вопрос соотношения документального и художественного начала, волновавший первых исследователей радио, сегодня по-прежнему актуален. Радиофильм – один из немногих жанров, родившихся в недрах самого радио. Для него характерна историческая тематика. Документами для радиофильмов были литературные мемуары, воспоминания, письма выдающихся людей, резолюции съездов, решения, постановления государственной власти, а впоследствии – звуковые документы, которые были записаны ранее, задолго до создания радиофильма. В настоящее время из-за обилия материала радиофильм становится многосерийным, в нем применяются элементы многих жанров, но по-прежнему уделяется равное внимание как документальному началу, так и игровым, художественным элементам. Жанры мозаично-фрагментарного построения (радиокомпозиция, радиофильм) сегодня звучат на федеральных радиостанциях («Радио России», радио «Культура») в специализированных рубриках. Региональные вещатели стараются сохранить художественные программы, выделяя им эфиры выходного дня. На FM – станциях активно используют их в тематических проектах, поскольку принципы этих жанров: дробная структура, динамичный монтаж, использование разнообразных цитат, а главное – синтез документального и художественного начала – идеально подходят для динамичной стилистики современного эфира. В начале вещания редакторы радио старались сократить литературные произведения, оформляя их шумами, музыкой – появилась форма «чтения с продолжением». Редакторы понимали, что сокращение может испортить обаяние литературного первоисточника, именно поэтому «литературные чтения» стали многосерийными. Литературный радиосериал, который продолжил традиции «чтения с продолжением» с начала 2000-х гг. получил широкое распространение на многих каналах. Причина такой популярности литературных сериалов – скудное финансирование радиостанций: если раньше в штате радио были сценаристы, режиссеры, актеры, которые могли выпускать более сложные по структуре радиопостановки, то для «чтений с продолжением» можно приглашать одного-двух актеров, а сценариста, режиссера мог заменить и сам редактор. Сегодня наблюдается тенденция «авторского театра». На радио уже сложился свой круг актеров и режиссеров, которые постоянно читают у микрофона литературные произведения. В качестве исходного литературного материала в сериалах берут не только классику, но и рассказы, повести современных писателей, произведения «легкого жанра» – детективы, фантастика. Несмотря на такой откровенно коммерческий посыл, творческие группы радиостанций, в их числе – «Радио России», «Радио России. Культура», готовят вполне качественный и полноценный контент. К сожалению, удачные радиосериалы этого типа сегодня не звучат на современном радио, из-за трудоемкости и отсутствия финансирования. Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») художественные постановки финансируются стабильно, являясь неотъемлемой, а порой и обязательной частью политики радиостанции, то на коммерческих, где формат вносит строгие ограничения, появление подобных программ, – всегда событие. Интернет стал дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей. Он расширил границы аудитории и позволил выбирать наиболее интересную программу. Онлайн-сайты дали возможность услышать уникальные радиопостановки, музыкально-литературные композиции и т.п., которые по праву стали «золотым фондом» отечественного радио. Кроме того они способствовали наиболее широкому проявлению интерактивности: на сайте оффлайновых радиостанций помимо каталога аудиоконтента появились текстовые аннотации: полноценные рецензии, короткие пояснительные тексты, информация об авторах спектакля, актерах, книге-первоисточнике. Интернет открыл границы так называемому «народному радиотеатру». Появились сайты («Podстанция», «Радиодрама» и т.п.), где аудитория из пассивного слушателя превращается в активного создателя собственного художественного контента. Интерес к радиотеатру проявляют и будущие журналисты. Также мы считаем, что необходимо укрепить (кадрово и финансово) литературно-драматическое вещание на I государственном канале и дублировать его в интернете. По возможности восстановить традиции прежнего детского радио, в том числе и в сетке проводного вещания, для всех групп детей – дошкольников, школьников, старшеклассников. При этом особое внимание обратить на развивающие программы, выполненные в форме радиоспектаклей и радиосериалов. Их также необходимо дублировать в интернете. Необходимо оказывать поддержку негосударственным каналам, любительским радиостанциям, желающим создавать литературно-художественный контент. Список литературыАбдулов, О.Н. Статьи. Воспоминания / О.Н. Абдулов. – М.: Искусство, 1969. – 260 с.Анчиполовский, З.Я. Кольцовский академический / З.Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. – 384 с. Авербах, Е.М. Выразительные возможности звукозаписи на радио, в телевидении и в мультипликации / Е.М. Авербаз // Рождение звукового образа. – М.: Искусство, 1985. – С. 63 – 75. Барабаш, Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н.С. Барабаш. – М.: ИПК РТР, 2003. – 100 с. Бараневич, Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития) / Ю.Д. Бараневич. – Киев – Одесса: Высш. шк. 1978. – 193 с. Большая советская энциклопедия. – М., 1973 – Т.12. – 988 с.Верник, Э.Г. Мой радиотеатр / Э.Г. Верник. – М.: Новое лит. обозрение, 2010. – 248 с. Воробьев, А.И Очерки истории советского радиовещания и телевидения / А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников. – Ч.1. – М.: Мысль, 1972. – 247 с. Гааг, Н.А.История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств Н.А. Гаан // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.Гааг, Н.А.Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. … канд. филологич. наук Н.А. Гаан. Воронеж, 2014. – 268 с.Гальперин, Ю.М. Внимание, микрофон включен! / Ю.М. Гальперин. – М.: Политиздат, 1960. – 100 с. Главная страница сайта[Электронный ресурс]– URL: http://litradio.ru/about/ . – (дата обращения: 22.11.16). Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР / М.С. Глейзер. – М.: НМО ГКРТ, 1965. – 230 с. Грошева, И. Радиотеатр Дмитрия Креминского. Кому слышно? [Электронный ресурс]– URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22872 (дата обращения: 22.11.2012). Гуревич, П.С.. Советское радиовещание / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников. – М.: Искусство, 1976. – 382 с. Егоров, Ю. Радиотеатр Вест-Дойче Рундфунк / Ю. Егоров // Телерадиоэфир. – 1991. – № 9. – С. 32 - 33. Иоффе, Р. Слушая – видеть / Р. Иоффе // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 7. – С. 19–21. Колодкин, В. Радио в интернете [Электронный ресурс] – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=72&level1=main&level2=articles (дата обращения: 12.11.16). Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик. – СПб, 2000. – С. 125–168. Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета / А.В. Кукаркин. – М.; Политиздат, 1974. – 558 с. Кулиш, С. Радиотеатр: объяснение в любви / С. Кулиш // Телерадиоэфир. – 1991. – № 8. – С. 23–24. Лебедева, Т.В. Детское радио: от рассвета до…заката? / Т.В. Лебедева //Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С.114–130. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 96 с. Лукаревич, Е. Переходный возраст. Сериал нового поколения [Электронный ресурс]. – URL:http://www.radioportal.ru/events/1983/perekhodnyi-vozrast-serial-novogo-pokoleniya. - (дата обращения: 10.11.2016). Лукачер В. Впервые в СССР: «Документальная радиофильма» / В. Лукачер // Телевидение, радиовещание. – 1976. – №10. – С. 24–25. Ляшенко, Б.П. Радио без тайн. Рассказ неизвестного диктора / Б.П. Ляшенко. – М.: Искусство, 1991. – 223 с. Марченко, Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы/ Т.А. Марченко. – М., 1970. – 221 с. Марченко, Т.А. Театр в каждом доме / Т.А. Марченко. – М.: Искусство, 1986. – 175 с. Мери, Л. Сегодня – радиоспектакль / Л. Мери // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 9. – С. 12–14. Музыря, А.А. Искусство слышать мир / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 272 с. Музыря, А. Радиофильм / А. Музыря // Телевидение, радиовещание. – 1972. – № 3. – С. 32–34. Мягков, Б. Осип Мандельштам – радиослушатель / Б. Мягков // Телерадиоэфир. – 1991. – № 1. – С. 27. Новые аудио – проект «Букворечник» [Электронный ресурс].– URL: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/novyj-audio-proekt-bukvorechnik) (дата обращения: 12.11.2016). Очерки истории советского радиовещания и телевидения // В кн.: Телевидение и радиовещание в СССР. М.: Искусство, 1979. – 295 с. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.Радиоискусство. Теория и практика. Вып. 2. – М.: Искусство, 1983. – 248 с. Радиожурналистика / под ред. А. А.Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.Рубашкин, А.И. Голос Ленинграда / А.И. Рубашкин. – Л.: Искусство, 1980. – 215 с. Рыбасова, Т. Забытые истины / Т. Рыбасова // Советское радио и телевидение. – 1967. – № 2. – С. 25–27. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288 с. Смирнов, В.В. Интерактивность в радиовещании: плюсы и минусы // Журналистика 2005. – М., 2006. – С. 417– 418. Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов.– М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие/ В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.Стребнева, Н.Н. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. 1/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М., 2001. С. 25– 26. Стрельникова, Е.А. Интерактивное вещание на отечественном радио / Е.А. Стрельникова. – М.: ИПК РТР, 2006. – 93 с. Сычина, Н.А. Жанры радиотеатра / Н.А. Сычина // Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2001. – С. 84– 86. Сычина, Н.А. Радиотеатр: история и современность / Н.А. Сычина // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: в 2 ч. Ч. 2. – М., 2002. – С. 16– 18. Сычина, Н.А. Влияние радиотеатра на развитие жанров радиожурналистики / Н.А. Сычина // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 134– 135. Театр перешел в Интернет // Литературная газета. - 2005. – №44. – С. 5.Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 239 с. Шерель, А. А. В студии радиотеатра / А.А. Шерель. – М.: Знание, 1978. – 48 с. Шерель, А.А. Рампа у микрофона / А.А. Шерель. – М.: Искусство, 1985. – 301 с. Шерель, А.А. Эволюция средств художественной организации материала в радиожурналистике: автореф. дисс.. канд. филол. наук / А.А. Шерель. – М., 1981. – 18 с. Шестерина, А.М. Основы Интернет-журналистики / А.М. Шестерина. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 72 с. Шилов, Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь / Л.А. Шилов. – М.: Просвещение, 1977. – 128 с. Шилов, Л.А. «Я слышал по радио голос Толстого…» Очерки звучащей литературы / Л.А. Шилов. – М.: Искусство, 1989. – 223 с. Юзовский, Ю. Зачем люди ходят в театр…Статьи, очерки, фельетоны разных лет / Ю. Юзовский. – М.: Искусство, 1964. – 416с.
2. Анчиполовский, З.Я. Кольцовский академический / З.Я. Анчиполовский. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2002. – 384 с.
3. Авербах, Е.М. Выразительные возможности звукозаписи на радио, в телевидении и в мультипликации / Е.М. Авербаз // Рождение звукового образа. – М.: Искусство, 1985. – С. 63 – 75.
4. Барабаш, Н.С. Ведущий радиопередач: творческая типология / Н.С. Барабаш. – М.: ИПК РТР, 2003. – 100 с.
5. Бараневич, Ю.Д. Жанры радиовещания (Проблемы становления, формирования, развития) / Ю.Д. Бараневич. – Киев – Одесса: Высш. шк. 1978. – 193 с.
6. Большая советская энциклопедия. – М., 1973 – Т.12. – 988 с.
7. Верник, Э.Г. Мой радиотеатр / Э.Г. Верник. – М.: Новое лит. обозрение, 2010. – 248 с.
8. Воробьев, А.И Очерки истории советского радиовещания и телевидения / А.И. Воробьев, Г.А. Казаков, А.И. Мельников. – Ч.1. – М.: Мысль, 1972. – 247 с.
9. Гааг, Н.А.История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств Н.А. Гаан // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж. – 2013. – №. 2. – С. 122–133.
10. Гааг, Н.А.Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты: дис. … канд. филологич. наук Н.А. Гаан. Воронеж, 2014. – 268 с.
11. Гальперин, Ю.М. Внимание, микрофон включен! / Ю.М. Гальперин. – М.: Политиздат, 1960. – 100 с.
12. Главная страница сайта [Электронный ресурс]– URL: http://litradio.ru/about/ . – (дата обращения: 22.11.16).
13. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР / М.С. Глейзер. – М.: НМО ГКРТ, 1965. – 230 с.
14. Грошева, И. Радиотеатр Дмитрия Креминского. Кому слышно? [Электронный ресурс]– URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22872 (дата обращения: 22.11.2012).
15. Гуревич, П.С. . Советское радиовещание / П.С. Гуревич, В.Н. Ружников. – М.: Искусство, 1976. – 382 с.
16. Егоров, Ю. Радиотеатр Вест-Дойче Рундфунк / Ю. Егоров // Телерадиоэфир. – 1991. – № 9. – С. 32 - 33.
17. Иоффе, Р. Слушая – видеть / Р. Иоффе // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 7. – С. 19–21.
18. Колодкин, В. Радио в интернете [Электронный ресурс] – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=72&level1=main&level2=articles (дата обращения: 12.11.16).
19. Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста / Л.Е. Кройчик. – СПб, 2000. – С. 125–168.
20. Кукаркин, А.В. По ту сторону расцвета / А.В. Кукаркин. – М.; Политиздат, 1974. – 558 с.
21. Кулиш, С. Радиотеатр: объяснение в любви / С. Кулиш // Телерадиоэфир. – 1991. – № 8. – С. 23–24.
22. Лебедева, Т.В. Детское радио: от рассвета до…заката? / Т.В. Лебедева //Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С.114–130.
23. Летунов, Ю.А. Великий говорящий / Ю.А. Летунов. – М.: Политиздат, 1966. – 96 с.
24. Лукаревич, Е. Переходный возраст. Сериал нового поколения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.radioportal.ru/events/1983/perekhodnyi-vozrast-serial-novogo-pokoleniya. - (дата обращения: 10.11.2016).
25. Лукачер В. Впервые в СССР: «Документальная радиофильма» / В. Лукачер // Телевидение, радиовещание. – 1976. – №10. – С. 24–25.
26. Ляшенко, Б.П. Радио без тайн. Рассказ неизвестного диктора / Б.П. Ляшенко. – М.: Искусство, 1991. – 223 с.
27. Марченко, Т.А. Радиотеатр. Страницы истории и некоторые проблемы / Т.А. Марченко. – М., 1970. – 221 с.
28. Марченко, Т.А. Театр в каждом доме / Т.А. Марченко. – М.: Искусство, 1986. – 175 с.
29. Мери, Л. Сегодня – радиоспектакль / Л. Мери // Советское радио и телевидение. – 1962. – № 9. – С. 12–14.
30. Музыря, А.А. Искусство слышать мир / А.А. Музыря. – М.: Искусство, 1989. – 272 с.
31. Музыря, А. Радиофильм / А. Музыря // Телевидение, радиовещание. – 1972. – № 3. – С. 32–34.
32. Мягков, Б. Осип Мандельштам – радиослушатель / Б. Мягков // Телерадиоэфир. – 1991. – № 1. – С. 27.
33. Новые аудио – проект «Букворечник» [Электронный ресурс].– URL: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/novyj-audio-proekt-bukvorechnik) (дата обращения: 12.11.2016).
34. Очерки истории советского радиовещания и телевидения // В кн.: Телевидение и радиовещание в СССР. М.: Искусство, 1979. – 295 с.
35. Почкай, Е.П. Технология СМИ: выразительные средства телевидения и радио: учеб. пособие / Е.П. Почкай. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, ф-т журн., 2000. – 294 с.
36. Радиоискусство. Теория и практика. Вып. 2. – М.: Искусство, 1983. – 248 с.
37. Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 269 с.
38. Рубашкин, А.И. Голос Ленинграда / А.И. Рубашкин. – Л.: Искусство, 1980. – 215 с.
39. Рыбасова, Т. Забытые истины / Т. Рыбасова // Советское радио и телевидение. – 1967. – № 2. – С. 25–27.
40. Смирнов, В.В. Жанры радиожурналистики / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 288 с.
41. Смирнов, В.В. Интерактивность в радиовещании: плюсы и минусы // Журналистика 2005. – М., 2006. – С. 417– 418.
42. Смирнов, В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов.– М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.
43. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире: учеб. пособие/ В.В. Смирнов. – Таганрог: Центр развития личности, 2007. – 214 с.
44. Стребнева, Н.Н. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. 1/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М., 2001. С. 25– 26.
45. Стрельникова, Е.А. Интерактивное вещание на отечественном радио / Е.А. Стрельникова. – М.: ИПК РТР, 2006. – 93 с.
46. Сычина, Н.А. Жанры радиотеатра / Н.А. Сычина // Коммуникация в современном мире. – Воронеж, 2001. – С. 84– 86.
47. Сычина, Н.А. Радиотеатр: история и современность / Н.А. Сычина // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: в 2 ч. Ч. 2. – М., 2002. – С. 16– 18.
48. Сычина, Н.А. Влияние радиотеатра на развитие жанров радиожурналистики / Н.А. Сычина // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 134– 135.
49. Театр перешел в Интернет // Литературная газета. - 2005. – №44. – С. 5.
50. Телерадиоэфир. История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 239 с.
51. Шерель, А. А. В студии радиотеатра / А.А. Шерель. – М.: Знание, 1978. – 48 с.
52. Шерель, А.А. Рампа у микрофона / А.А. Шерель. – М.: Искусство, 1985. – 301 с.
53. Шерель, А.А. Эволюция средств художественной организации материала в радиожурналистике: автореф. дисс.. канд. филол. наук / А.А. Шерель. – М., 1981. – 18 с.
54. Шестерина, А.М. Основы Интернет-журналистики / А.М. Шестерина. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – 72 с.
55. Шилов, Л.А. Голоса, зазвучавшие вновь / Л.А. Шилов. – М.: Просвещение, 1977. – 128 с.
56. Шилов, Л.А. «Я слышал по радио голос Толстого…» Очерки звучащей литературы / Л.А. Шилов. – М.: Искусство, 1989. – 223 с.
57. Юзовский, Ю. Зачем люди ходят в театр…Статьи, очерки, фельетоны разных лет / Ю. Юзовский. – М.: Искусство, 1964. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Каково значение радиотеатра в структуре радиовещания?
Радиотеатр имеет важное значение в структуре радиовещания, так как представляет собой вид художественного вещания, позволяющий передавать различные сюжеты и истории и создавать атмосферу иллюзии и множества образов с помощью звуковых эффектов. Он представляет собой уникальное искусство, которое развивалось и трансформировалось на протяжении истории радио.
Как происходило развитие радиодраматургии?
Радиодраматургия развивалась на протяжении времени и стала формировать свою систему изобразительно-выразительных средств радио. С помощью звуковых эффектов, диалогов и музыкального сопровождения, радиодраматургия создавала уникальные произведения и передавала различные эмоции и настроения. Она стала способом привлечения слушателей и создания атмосферы полного погружения в истории и сюжеты.
Как изменялось построение радиотеатральных постановок в зависимости от трансформации радиовещания?
С трансформацией радиовещания происходили изменения в построении радиотеатральных постановок. Формировалось жанровое разнообразие радиотеатра, и появлялись новые литературные радиосериалы. Также менялись используемые средства передачи информации и создания атмосферы - включались новые технические возможности радио. Эти изменения позволяли создавать более интересные и масштабные постановки и привлекать большее количество слушателей.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать выводы о значении радиотеатра в структуре радиовещания и его значимости как вида художественного вещания. Также можно выделить значительное влияние радиодраматургии на развитие радио и формирование системы изобразительно-выразительных средств радио. Первая глава также рассказывает о истории зарождения радиотеатра и о его значении и развитии в течение времени.
Какие были первые шаги в развитии радиотеатра?
Первые шаги в развитии радиотеатра были сделаны в период зарождения радиовещания. В это время радио стало популярным средством массовой коммуникации, и его создатели решили использовать его и для трансляции художественных произведений. Так появился радиотеатр.
Каким образом радиотеатр отличается от других видов художественного вещания?
Радиотеатр отличается от других видов художественного вещания тем, что использует только звуковую составляющую. В отличие от театра или кино, в радиотеатре нет визуальной составляющей, а зритель представляет себе происходящее на основе звуковых эффектов и актерских голосов.
Какие изменения происходили в радиотеатре с течением времени?
С течением времени в радиотеатре происходили изменения как в жанровом разнообразии, так и в построении радиотеатральных постановок. Появились новые жанры, например радиосериалы, и радиотеатр стал использовать более совершенные технологии для создания звуковых эффектов и передачи звука.
Каким образом развивалась радиодраматургия?
Радиодраматургия развивалась путем создания новых художественных произведений специально для радио. Драматурги писали сценарии, учитывая особенности звукового восприятия и возможности радио, и актеры специально обучались работе с голосом для радиозаписей.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о развитии радиотеатра?
Основные выводы, которые можно сделать по первой главе статьи, заключаются в том, что радиотеатр возник в период зарождения радиовещания, отличается от других видов художественного вещания отсутствием визуальной составляющей, и прошел через изменения в жанровом разнообразии, построении постановок и развитии радиодраматургии.
Какой вид художественного вещания является радиотеатр?
Радиотеатр - это один из видов художественного вещания, основанный на радиовещании.
Какая история зарождения у радиотеатра?
История зарождения радиотеатра началась с самого зарождения радиовещания и его развития как средства массовой коммуникации.