чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 09.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ вызовов и приоритетов для Российской Федерации 5
1.1 Угрозы для Российской Федерации 5
1.2 Долгосрочные перспективы развития системы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 9
Глава 2. Направления развития системы защиты населения в мирное и военное время 24
2.1 Результаты анкетирования работников пожарно-спасательной службы МЧС 24
2.2 Рекомендации 33
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 40
Менее значимыми факторами профессиональной неудовлетворенности являются: отсутствие перспективы продвижения по службе; низкая профессиональная эффективность подчиненных; социально-психологический климат в пожарно-спасательных подразделениях и внутрисемейные взаимоотношения.Результаты опросов экспертов позволили установить, что особенностями профессиональной деятельности специалистов ПСП являются:– высокая ответственность за принятые решения, поступки и действия;– дефицит времени и отсутствие информации необходимой для организации соответствующих действий и принятия соответствующего решения;– неопределенность задачи в связи с необычностью и сложностью пространственного ориентирования в незнакомой местности;– непрерывность нервно-психического напряжения, что вызвано систематической работой в опасной среде (при высокой температуре, шуме, высокой плотности дыма, повышенной влажности, ограниченной видимости и т.п.);– постоянная угроза для жизни и здоровья (возможны обрушения строительных конструкций, взрывы паров и газов и т.п.);– эмоциональные и стрессовые расстройства (вынос травмированных людей, гибель сослуживца и др.);– значительные физические нагрузки, возникающие вследствие высокого темпа работы по спасению людей и тушению пожаров, разборка конструкций, перенос пожарно-технического оборудования на значительные расстояния;– трудности, обусловленные необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях);– неожиданные препятствия, затрудняющие выполнение оперативной задачи;– дискомфортное состояние из-за пребывания в защитной одежде и снаряжении.Длительное воздействие указанных факторов зачастую приводит к тому, что такой работник допускаетопределенные ошибки в своей деятельности, что приводит к неэффективной деятельности подразделения вцелом: некачественное проведение разведки; медленноенаращивание сил и средств; ошибочный выбор решающего направления пожаротушения, аварийно-спасательных работ; неэффективное использование ближайшихисточников воды; низкая организация использованияаварийно-спасательной техники. Не трудно заметить,что независимо от общей тенденции к снижению процента допущенных ошибок они еще имеют место в деятельности специалистов ПСП и связаны в основном спросчетами в управленческой области.Разработана психограма специалиста ПСП как многоуровневая структура ПВК: на первом, наиболее важном уровне находятся интеллектуальные ПВК (среднегрупповой показатель находится в диапазоне 4,73 – 4,34 балла (р ≤ 0,05)), на втором – управленческие ПВК (4,71 – 4,31 балла (р ≤ 0,05)), на третьем – эмоциональноволевые ПВК (4,69 – 4,21 балла (р ≤ 0,05)), на четвертом уровне – мнемические ПВК (4,67 – 4,18 балла (р ≤ 0,05)).Полученные данные подкреплены результатами факторного анализа, итогами которого стало выделение двух основных факторов ПВК. Первый фактор составляют такие ПВК: экстремальная профессиональная компетентность, т.е. способность действовать в условиях, которые внезапно усложнились (0,653); способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители (0,624); способность контролировать себя в критических обстоятельствах (0,770); способность к смелым, решительным, инициативным действиям (0,426); высокая стрессоустойчивость (0,611). Этот фактор обозначен как волевой компонент в структуре личности. Второй фактор включает в себя следующие компоненты: развитый интеллект, прогрессивное мировоззрение, эрудиция (0,800); способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой (0,610); умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения задачи (0,733); умение распределять внимание при выполнении нескольких функций, задач в условиях дефицита времени (0,389); аналитический склад ума и прогностические способности (0,420); умение действовать творчески, нешаблонно (0,678); способность рассмотреть проблему в целом (0,389). ПВК, которые объединены в этом факторе, определены в профессиографической структуре как интеллектуально-когнитивный компонент.Установлено, что вся профессиональная деятельность специалистов ПСП делится на три группы: воспитательная деятельность (воспитание и обучение подчиненных, укрепление дисциплины, сплоченности личного состава); управленческая деятельность (организация тушения пожаров, ликвидация последствий аварий, ЧС. Специалист ПСП ставит задачи подчиненным, руководит ими во время оперативной работы, поддерживает подчиненных в постоянной мобилизационной готовности, способствует их психологическому восстановлению); административно-хозяйственная деятельность (выполнение мероприятий по жизнеобеспечению службы).Итак, в отличие от многих профессий, деятельность специалистов ПСП проходит в условиях прямой угрозы для жизни и здоровья. Спецификой деятельности такихспециалистов является то, что они, работая в экстремальных условиях, принимают управленческие решения и не имеют права на ошибку. Такие условия труда определяют повышенные требования не только к уровню состояния здоровья, физической подготовленности работников, но и к их индивидуально-психологическим особенностям.Определены профессиональные требования к психике специалистов ПСП это сформированность интеллектуальных, управленческих, эмоционально-волевых и мнемических ПВК.В дальнейшем планируется изучить взаимосвязь индивидуальнопсихологических особенностей специалистов ПСП с показателями успешности их профессиональной деятельности и разработать интегративную модель эффективного управленца оперативной деятельностью в пределах РФ.2.2 РекомендацииДля обеспечения возможности реализации принципов построения будущей системы защитынеобходимо, как представляется, уделять внимание следующим направлениям.Первое — развитие ИКТ, технологий искусственного интеллекта и автоматизации. Особую роль будут играть сетецентрические технологии управления на основе самоорганизующихся компьютерных сетей, позволяющих в реальном масштабе времени задавать оптимальные управляющие воздействия для всех элементов системы защиты.Перспективными также являются:• глобальные системы автоматизированного мониторинга жизнедеятельности людей, окружающей их среды;• когнитивные информационные технологии с функциями самопрограммирования и самообучения для управления системами мониторинга опасных объектов;• высокопроизводительные вычислительные системы для ускоренной разработки новых средств защиты и спасения применительно к конкретным условиям обстановки в зоне ЧС.Важнейшим является и направление универсализации и роботизации технологий защиты и спасения. В рамках его необходимо будет создавать универсальные платформытрансформеры длятехнологии искусственного интеллекта технологии автоматизации решений технологии роботизацииспасения на высоте, мониторинговые роботы для функционирования в различных средах.Актуальным является также создание тяжелых робототехнических комплексов для работы в опасных средах, нанороботов для мониторинга и разведки, точечной и площадной дегазации и дезактивации, создание «умной пыли» для контроля параметров аварийных сред природного и техногенного характера.Направление защиты от поражающих факторов должно основываться на создании защитных средств, автоматически адаптируемых к условиям обстановки, «интеллектуальных» материалов, изменяющих свойства под воздействием поражающих факторов, технологии ускоренного анализа химических веществ и биологических агентов, оперативного изготовления антидотов и вакцин, средств усиления мускульной тяги типа «экзоскелетов».С учетом будущего дефицита невозобновляемых ресурсов серьезное внимание нужно уделятьи перспективным мобильным средствам энергообеспечения аварийно-спасательных работ и многим другим направлениям.В качестве начальных мероприятий по развитию гражданской обороны и защиты населения в XXI веке можно предложить следующие:1) Реализация принципа преемственности при развитии гражданской обороны и защиты населения. Данный принцип подразумевает последовательную реализацию запланированных мероприятий по совершенствованию МЧС России в рамках Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2011-2017 годы, Концепции строительства и развития сил и средств МЧС России на период до 2020 года, Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года и Основ единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года.2)Реализация дифференцированного подхода к защите населения, периодическая адаптацияпринципов защиты населения с учетом социальноэкономических условий и уровня рисков.3)Приоритетное развитие ИКТ, технологий искусственного интеллекта, автоматизации принятия решений, роботизации технологий защиты и спасения.4)Приоритетное развитие адаптируемыхсредств радиационной, химической, биологической,инженерной и медицинской защиты на основе нанотехнологий.5)Создание отдельных структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МЧС России, отвечающих за информатизацию и роботизацию технологий защиты и спасения.6)Выполнение комплексных научно-исследовательских работ по обоснованию направлений развития гражданской обороны и защиты населения в XXI веке с периодичностью один раз в 3-6 лет.7)Разработка системы документов стратегического планирования развития гражданской обороны и защиты населения в XXI веке.Очевидно, что при реализации указанного варианта геополитической обстановки и сосредоточении усилий на рассмотренных направлениях развития будущая система защиты будет достаточно эффективной за счет повышения мобильности сил и средств, сокращения времени реагирования и спасения, повышения безопасности спасательных работ, снижения затрат. В этой связи могут значительно сократиться потери населения и материальный ущерб в ЧС мирного и военного времени, что, в свою очередь, будет способствовать достижению целей стратегического планирования в Российской Федерации в отдаленной тридцатилетней перспективе.ЗаключениеВ настоящее время назрела необходимость пересмотра существующих взглядов на облик и содержание систем гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также установления долгосрочных путей их развития. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с деятельностью по государственному стратегическому планированию, целью которой является решение задач устойчивого социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности Российской Федерации на отдаленную перспективу.В соответствии с проектом Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», внесенным в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, важнейшей частью государственного стратегического планирования является государственное прогнозирование. Под ним понимается деятельность по разработке научно обоснованных представлений о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях и результатах развития,достижение которых обеспечивает реализацию целей и приоритетов развития с учетом задач национальной безопасности Российской Федерации.В проекте закона отражено, что горизонт прогноза должен составлять 30 лет, а участниками системы стратегического планирования и прогнозирования являются, в том числе, и федеральные органы исполнительной власти. В этой связи установление долгосрочных перспектив развития системы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действия, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является крайне актуальным.Список литературыБолов В.Р., Богатырев Э.Я., Быков А.А., Владимиров В.А. и др. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. МЧС России. Москва, 2013.Горбунов С.В., Старостин А.С., Черных Г.С. Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1. С. 48-61.Евстропов В.М. Предупреждение ЧС. ФГБОУВПО "Ростовский государственный строительный университет". Ростов-на-Дону, 2014.Заворотный А.Г., Калайдов А.Н., Заворотная С.В. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. С. 15-25.Зайцев А.Н., Исмаилов Ш.Н. Совершенствование гражданской обороны в реалиях сегодняшнего дня // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (5). С. 397-399.Иванов К.М., Воронко Т.А. Особенности организации мероприятий в области гражданской обороны в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2015. № 3 (28). С. 21-26.Карпович О.Г. Место и роль России в современном мире: вызовы и риски // Международное публичное право. 2016. №1 (88). С. 11-15.Малышев В.П., Долгин Н.Н. Возможные перспективы развития гражданской обороны на период до 2020 года // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 2. С. 234-282.Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В., Лагутина А.В. Пути повышения эффективности технического оснащения сил МЧС России федерального подчинения // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 2 (36). С. 52-55.Михайлович Д. Геополитика будущего: войны за ресурсы и новый империализм // Свободная мысль. 2016. №2 (1656). С. 59-79.Мухин В.И. Информационные технологии гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 3. С. 116-117.Нарышкин В.Г. Проблема реформирования органов управления гражданской обороны Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 2 (48). С. 74-80.Нарышкин В.Г. Проблемы развития гражданской обороны Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 2 (44). С. 80-84.Науёкайтите В.И., Филимонов А.А. Современные средства защиты, используемые при проведении аварийно-спасательных работах в ЧС военного и мирного времени. В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 30-33.О сущности и направлениях государственной политики в области деятельности МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. Т. 2. № 1. С. 151-168.Ознобинцев С. К. «Новая холодная война»: воспоминания о будущем // Полис. 2016. №1. С. 60-73.Осетров Г.В. Направления повышения защиты населения и территорий в России от чрезвычайных ситуаций // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 393-399.Резчиков Е.А., Ткаченко Ю.Л., Рязанцева А.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие / Под общей редакцией Е.А. Резчикова. Москва, 2011.Саква Р. Дуализм внешней политики России: неоревизионизм и биконтинентализм // Современная Европа. 2015. №3. С. 22-31.Самсонов К.П. Проблемы моделирования экономики страны в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 1. С. 24-39.Спиридонова Л.М. Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени. В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальных наук труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 201-204.Степин Г.В. Организация и порядок привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1. С. 373-382.Субботин М.Н., Бордак С.С. Мероприятия гражданской защиты, обеспечивающие живучесть города в мирное и военное время // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2016. № 1 (23). С. 99-105.Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_191669/Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015. №683. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_191669/Черных Ж.В. Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2. С. 87-92.Чикенева И.В. Гражданская оборона и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Оренбург, 2013.Шевченко А.В. Стратегия реализации концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья) // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 4 (50). С. 90-96.ПриложенияПриложение 1Государственная политика и нормативное регулирование МЧС России осуществляются в соответствии со следующими основными нормативными правовыми документами:
Заключение
В настоящее время назрела необходимость пересмотра существующих взглядов на облик и содержание систем гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также установления долгосрочных путей их развития. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с деятельностью по государственному стратегическому планированию, целью которой является решение задач устойчивого социально-экономического развития и укрепления национальной безопасности Российской Федерации на отдаленную перспективу.
В соответствии с проектом Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», внесенным в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, важнейшей частью государственного стратегического планирования является государственное прогнозирование. Под ним понимается деятельность по разработке научно обоснованных представлений о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях и результатах развития,достижение которых обеспечивает реализацию целей и приоритетов развития с учетом задач национальной безопасности Российской Федерации.
В проекте закона отражено, что горизонт прогноза должен составлять 30 лет, а участниками системы стратегического планирования и прогнозирования являются, в том числе, и федеральные органы исполнительной власти. В этой связи установление долгосрочных перспектив развития системы защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действия, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является крайне актуальным.
Список литературы
1. Болов В.Р., Богатырев Э.Я., Быков А.А., Владимиров В.А. и др. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. МЧС России. Москва, 2013.
2. Горбунов С.В., Старостин А.С., Черных Г.С. Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1. С. 48-61.
3. Евстропов В.М. Предупреждение ЧС. ФГБОУВПО "Ростовский государственный строительный университет". Ростов-на-Дону, 2014.
4. Заворотный А.Г., Калайдов А.Н., Заворотная С.В. Гражданская оборона в СССР и России: история и современность // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2012. № 3. С. 15-25.
5. Зайцев А.Н., Исмаилов Ш.Н. Совершенствование гражданской обороны в реалиях сегодняшнего дня // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (5). С. 397-399.
6. Иванов К.М., Воронко Т.А. Особенности организации мероприятий в области гражданской обороны в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2015. № 3 (28). С. 21-26.
7. Карпович О.Г. Место и роль России в современном мире: вызовы и риски // Международное публичное право. 2016. №1 (88). С. 11-15.
8. Малышев В.П., Долгин Н.Н. Возможные перспективы развития гражданской обороны на период до 2020 года // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 2. С. 234-282.
9. Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В., Лагутина А.В. Пути повышения эффективности технического оснащения сил МЧС России федерального подчинения // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 2 (36). С. 52-55.
10. Михайлович Д. Геополитика будущего: войны за ресурсы и новый империализм // Свободная мысль. 2016. №2 (1656). С. 59-79.
11. Мухин В.И. Информационные технологии гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 3. С. 116-117.
12. Нарышкин В.Г. Проблема реформирования органов управления гражданской обороны Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 2 (48). С. 74-80.
13. Нарышкин В.Г. Проблемы развития гражданской обороны Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 2 (44). С. 80-84.
14. Науёкайтите В.И., Филимонов А.А. Современные средства защиты, используемые при проведении аварийно-спасательных работах в ЧС военного и мирного времени. В сборнике: Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 30-33.
15. О сущности и направлениях государственной политики в области деятельности МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2012. Т. 2. № 1. С. 151-168.
16. Ознобинцев С. К. «Новая холодная война»: воспоминания о будущем // Полис. 2016. №1. С. 60-73.
17. Осетров Г.В. Направления повышения защиты населения и территорий в России от чрезвычайных ситуаций // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 393-399.
18. Резчиков Е.А., Ткаченко Ю.Л., Рязанцева А.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие / Под общей редакцией Е.А. Резчикова. Москва, 2011.
19. Саква Р. Дуализм внешней политики России: неоревизионизм и биконтинентализм // Современная Европа. 2015. №3. С. 22-31.
20. Самсонов К.П. Проблемы моделирования экономики страны в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 1. С. 24-39.
21. Спиридонова Л.М. Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени. В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальных наук труды II международной научно-практической конференции. 2016. С. 201-204.
22. Степин Г.В. Организация и порядок привлечения сил ГО к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также последствий террористических актов // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. № 1. С. 373-382.
23. Субботин М.Н., Бордак С.С. Мероприятия гражданской защиты, обеспечивающие живучесть города в мирное и военное время // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. 2016. № 1 (23). С. 99-105.
24. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_191669/
25. Указ Президента Российской Федерации от 31.12. 2015. №683. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_191669/
26. Черных Ж.В. Анализ организационно-штатной структуры спасательных центров МЧС России, как основной тактической единицы спасательных воинских формирований МЧС России, и их задача на мирное и военное время // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2. С. 87-92.
27. Чикенева И.В. Гражданская оборона и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Оренбург, 2013.
28. Шевченко А.В. Стратегия реализации концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (часть третья) // Технологии гражданской безопасности. 2016. Т. 13. № 4 (50). С. 90-96.
Основные мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и в военное время
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж
РЕФЕРАТ
На тему: &';Основные мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и в военное время&';
выполнил: студент группы 1-Т
Ильясова Алина
- 2011,
Содержание
Введение
. Оповещение информирования населения о чрезвычайных ситуациях
. Эвакуация населения из опасной зоны и рассредоточение
3. Инженерная защита
Вывод
библиография
Введение
Значительное количество крупных катастроф, которые произошли в последнее время, меняют приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов национальной экономики и государственного имущества должно рассматриваться как неотъемная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и исполнительных органов власти.
Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов национальной экономики и богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.
Граждане имеют право на защиту жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, больших пожаров, стихийных бедствий и требовать от правительства, других государственных органов исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.
Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская обороны страны.