«Прогнозирование миграционных процессов в РФ. (Проблема существования человека как социобиологического существа в XXI веке)»
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Миграционные процессы как объект государственного регулирования 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование миграционных процессов: международный и российский опыт 5
1.2. Статистические методы и средства анализа миграционных процессов 13
2. Диагностика проблемы 15
2.1. Проблемы трудовой миграции в России 15
2.2. Характеристика миграционных потоков на примере субъекта РФ (на примере Республики Татарстан) 20
3. Расчетная часть 23
3.1. Анализ влияния факторов на уровень трудовой миграции 23
3.2. Прогнозирование показателей трудовой миграции 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Влияние результативного признака на факторные можно исследовать средствами корреляционного анализа, который позволяет выявить тесноту связи и ее направление.Качественно сформированная эмпирическая база исследования, в первую очередь, предопределяет его результат. В связи с этим исследование показателей, которые могут оказать влияние на налоговую нагрузку предприятия должно проводится при тщательном анализе их значимости.Эмпирическую базу исследования составляют данные об уровне социально-экономического развития и показателях трудовой миграции Республики Татарстан и трех стран ближнего зарубежья (Узбекистан, Украина и Таджикистан).База исследования сформирована на основе следующих источников:Федеральная служба государственной статистики РФ.Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств.Всемирный банк.В качестве периода исследования рассматривается 2005-2015 гг.Одним из наиболее распространенных и эффективных инструментов выявления взаимосвязи между явлениями или процессами является корреляционно-регрессионный анализ, основу которого составляет процесс построения уравнения регрессии (парной или множественной) и выявления корреляционных связей между признаками. При этом рассматривается взаимосвязь между результативным и факторными признаками. Результативный признак – это признак, относительно которого проводится исследование влияния определенной системы факторных признаков, другими словами, результативный признак представляет собой зависимую от некоторых признаков переменную. Система же факторных признаков формируется согласно предположениям о степени их влияния на результативный признак. Как показал анализ, основная часть трудовых мигрантов (в том числе нелегальных) приезжают в регионы России из стран Азии (Узбекистан, Таджикистан) и Украины. В связи с этим целесообразно изучить взаимосвязь социально-экономических показателей указанных стран и региона. В связи с этим были отобраны наиболее значимые, на наш взгляд, признаки, которые, могут находиться в прямой взаимосвязи с показателем трудовой миграции (приложение 2-5):ВВП страны;ВРП региона;численность населения;инвестиции в основной капитал;уровень занятости населения;численность экономически активного населения.Присвоим признакам (факторным и результативному) значения переменных, представленных в таблице 1.Присвоение признакам модели значений переменныхПеременнаяПоказательYКол-во трудовых мигрантов, тыс. чел.X1ВВП страны, млн. долл.X2Инвестиции в основной капитал,млн. долл.Х3Численность населения, чел.Х4Уровень занятости населенияХ5Численность экономически активного населения, тыс. чел.Рассмотрим динамику и основные тенденции изменения показателей. На рисунке 4 наглядно представлена динамика одного из основных показателей, характеризующих уровень развития страны, региона – ВВП (ВРП) субъекта.Динамика ВРП Республики Татарстан в 1995-2015 гг.Анализ показывает, что в Республике Татарстан наблюдается возрастающая тенденция показателя ВРП в исследуемом периоде. Согласно первой гипотезе исследуем уровень трудовой миграции, динамика которого представлена на рисунке 5.Динамика трудовой миграции в Республике Татарстан в 2005-2015 гг.Визуальный анализ показывает, что в 2015 году в Республике Татарстан наблюдается снижение уровнятрудовой миграции по сравнению с 2009 годов при значительной возрастающей тенденции в 1995-2009 гг..Анализ и численная оценка значимости показателей позволила построить теоретически значимое уравнение зависимости:где - численность населения; - уровень занятости населения.Результаты построения уравнения можно интерпретировать следующим образом:Увеличение численности мигрантов на 1000 человек приводит к увеличению численности населения на 0,77.Наблюдается отрицательное влияние увеличения численности мигрантов на занятость населения Республики. Каждая 1000 человек мигрантов приводит к снижению уровня занятости населения на 321,4 ед.Таким образом, гипотеза о существовании взаимосвязи между показателем трудовой миграции и численностью населения принимается.Прогнозирование показателей трудовой миграцииВыполним анализ динамики трудовой миграции на основе показателей роста. Исходные данные для анализа представлены в приложении 6.Цепные и базисные показатели динамики изменения числа трудовых мигрантов в Республике Татарстан в 2005-2015 гг.ПериодКоличество трудовых мигрантовАбсолютный приростТемп прироста, %Темпы роста, %Абсолютное содержание 1% приростаЦепнойБазисныйЦепнойБазисныйЦепнойБазисный200526552----100100-200652845262932629399.0299.02199.02199.02265.52200781247284025469553.75205.99153.75305.99528.452008109167279208261534.36311.14134.36411.14812.4720091110311864844791.71318.16101.71418.161091.67201082969-2806256417-25.27212.4874.73312.481110.31201151658-3131125106-37.7494.5562.26194.55829.6920125782461663127211.94117.78111.94217.78516.58201327252-30572700-52.872.6447.13102.64578.242014580113075931459112.87118.48212.87218.48272.522015627164705361648.11136.2108.11236.2580.11Итого721272На основании данных, полученных в таблице можно сделать следующие выводы:в 2015 году по сравнению с 2014 количество трудовых мигрантов увеличилось на 4705 человек или на 8.1%;максимальный прирост наблюдается в 2014 году (30759 человек);минимальный прирост зафиксирован в 2011 году (-31311 человек).Выполним расчет средних характеристик ряда.Средний уровень ряда динамики характеризует типическую величину абсолютных уровней и рассчитывается по формуле:Таким образом, среднее значение числа трудовых мигрантов с 2005 по 2015 год составило 65570,18человек.Вычислим средний темп роста:В среднем за весь период рост анализируемого показателя составил 11%.Средний темп прироста:Таким образом, в среднем с каждым периодом показатель числа мигрантов увеличивалсяна 8%.Средний абсолютный прирост:С каждым периодом число мигрантов в среднем увеличивалось на 3616,4 человек.Выполним построение прогноза на основе авторегерссионной модели, для реализации которой необходимо выполнить сдвиг ряда на 1 и 2 лага (таблица 3).Исходные данные для построения авторегрессионной моделиПериодY200526552200652845265522007812475284526552200810916781247528452009111031109167812472010829691110311091672011516588296911103120125782451658829692013272525782451658Продолжение таблицы 3ПериодY20145801127252578242015627165801127252Результаты построения модели авторегрессии представлены на рисунке 6.Модель ARдля показателя трудовой миграции Республики ТатарстанСогласно результатам вычислений уравнение может быть записано следующим образом:На основании полученного уравнения авторегрессии выполним построение прогноза. Результаты представлены в таблице 4.Прогноз показателя трудовой миграции на 2016-2019 гг.ПериодYПрогнозПогрешность20052655220065284526552200781247528452655273524,36313-7722,6368742008109167812475284586265,46245-22901,5375520091110311091678124797729,4989-13301,501120108296911103110916787690,632494721,6324922011516588296911103163542,875811884,8758201257824516588296949113,19233-8710,807675201327252578245165867248,3761139996,37611201458011272525782439223,89864-18787,10136Продолжение таблицы 4ПериодYПрогнозПогрешность201562716580112725277536,7001614820,70016201672923,83741201770996,72033201870191,62804201969855,28439Более наглядно фактические значения, прогноз и погрешность значений по прогнозу представлены на рисунке 7.Прогноз показателя уровня трудовой миграции в Республике Татарстан на 2016-2019 гг.Анализ показывает, что наблюдается незначительная убывающая тенденция показателя. При этом модель авторегрессии объясняет 47% вариации показателя. Данный факт подтверждается и показателями погрешности прогноза.ЗаключениеОказывая сильно влияние на все сферы государства, принимающего мигрантов, данное явление требует эффективных мер по регулированию миграционных процессов и статуса мигрантов.В исследовании выявлены следующие проблемы миграционных процессов, в частности, трудовой миграции:нелегальный труд мигрантов приводит к нарушению налогового законодательства;отсутствие социальных гарантий, социальной защищенности, социального взаимодействия с местным население;низкий уровень оплаты труда, отсутствие гарантий оплаты труда;низкий уровень образования мигрантов;высокий процент преступности среди мигрантов.Для решения указанной группы проблем в работе предлагается реализовать следующую систему мер:Кроме того, в рамках данного исследования на основе статистических данных по Республике Татарстан были изучены тенденции и построен прогноз численности трудовых мигрантов на будущие периоды. Для этого в работе были использованы: показатели динамики (темпы роста, темпы прироста и т.д.) и метод аналитического выравнивания, как эффективный инструмент для построения прогноза социально-экономических показателей.Список использованной литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Рос.газета. – 1993. – 25 декабря.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (ред. от 21.07.2014)."Налоговый кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016).Федеральный закон Российской Федерации от 1 мая 2005 г № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2006.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”» (ред. от 24.11.2014).Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 N 2122-р <О плане мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года>Учебная литератураБогатырева М.Р. Регулирование внешней трудовой миграции как баланс интересов всех участников процесса // Инновации и инвестиции. 2013. № 7.Ионцев В.А. Нелегальная иммиграция: научная серия: международная миграция населения: Россия и современный мир. М.:МАКС-Пресс, 2012. Вып. 9. 140 с.Львов Л. С. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации // Социология власти. 2011. № 4Менделевич Б.Д., Таишев Л.А., Валиева А.З. Медико-социальные проблемы трудовой миграции в Республике Татарстан и пути их решения // Здоровье населения и среда обитания, 2011. - №7. – С.4-7.Миграция населения: теория, политика: учебное пособие / под редакцией О.Д. Воробьевой. А.В. Топилина. М.. 2012.Проблемы современного российского миграционного права Макеев В.В., Брик А.Д. Юристъ - Правоведъ. 2015. № 3 (70). С. 61-64.Прудникова Т. А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран: учеб, пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.А. Прудникова, С.А. Егоров, СЛ. Акимова; под ред. А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 135 с.Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М., 2011.Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в России: общее и различия // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 7. – С. 40- 49.Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2014. – 893 с.Ткачева Н.А. Миграционная политика и национальные интересы России // Гуманитарные стратегии российских трансформаций: материалы между- народной научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГН- ГУ, 2008а. – Т.2. – С. 96-103.Тодаро, М. П. Экономическое развитие / М. П. Тодаро. - М. : Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. - С. 448.Шитова Н.Б. Юридическая ответственность как средство воздействия на миграционно-правовые отношения// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1.Электронные источникиНоскова К. А «Человеческий капитал» современной России; проблемы трудовой миграции // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Октябрь 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/1357Правительство Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/Социальный атлас российский регионов [Электронный ресурс]. http://www.socpol.ru/atlas/portraits/tatar.shtmlУправление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufms.tatarstan.ru/Хейфец Б. А. Привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа в Россию: проблемы и перспективы // Россия и современный мир. - 2010. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/KheifetsRCW.doc
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Рос.газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (ред. от 21.07.2014).
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2016).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 1 мая 2005 г № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2006.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)
6. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”» (ред. от 24.11.2014).
7. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2015 N 2122-р<О плане мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года>
Учебная литература
8. Богатырева М.Р. Регулирование внешней тру¬довой миграции как баланс интересов всех участни¬ков процесса // Инновации и инвестиции. 2013. № 7.
9. Ионцев В.А. Нелегальная иммиграция: научная серия: международная миграция населения: Россия и современный мир. М.:МАКС-Пресс, 2012. Вып. 9. 140 с.
10. Львов Л. С. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации // Социология власти. 2011. № 4
11. Менделевич Б.Д., Таишев Л.А., Валиева А.З. Медико-социальные проблемы трудовой миграции в Республике Татарстан и пути их решения // Здоровье населения и среда обитания, 2011. - №7. – С.4-7.
12. Миграция населения: теория, политика: учебное пособие / под редакцией О.Д. Воробьевой. А.В. Топилина. М.. 2012.
13. Проблемы современного российского миграционного права Макеев В.В., Брик А.Д. Юристъ - Правоведъ. 2015. № 3 (70). С. 61-64.
14. Прудникова Т. А. Правовые и организационные особенности миграцион¬ной политики в ряде зарубежных стран: учеб, пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруден¬ция» / Т.А. Прудникова, С.А. Егоров, СЛ. Акимова; под ред. А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 135 с.
15. Рязанцев С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. М., 2011.
16. Стрельцова Я. Иммигранты во Франции и в России: общее и различия // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 7. – С. 40- 49.
17. Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2014. – 893 с.
18. Ткачева Н.А. Миграционная политика и национальные интересы России // Гуманитарные стратегии российских трансформаций: материалы между- народной научно-практической конференции. – Тюмень: Изд-во ТюмГН- ГУ, 2008а. – Т.2. – С. 96-103.
19. Тодаро, М. П. Экономическое развитие / М. П. Тодаро. - М. : Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. - С. 448.
20. Шитова Н.Б. Юридическая ответственность как средство воздействия на миграционно-правовые отношения// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1.
Электронные источники
21. Носкова К. А «Человеческий капитал» современной России; проблемы трудовой миграции // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Октябрь 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/1357
22. Правительство Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prav.tatarstan.ru/
23. Социальный атлас российский регионов [Электронный ресурс]. http://www.socpol.ru/atlas/portraits/tatar.shtml
24. Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufms.tatarstan.ru/
25. Хейфец Б. А. Привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа в Россию: проблемы и перспективы // Россия и современный мир. - 2010. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/KheifetsRCW.doc
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в области миграционных процессов в России?
Проблемы миграционных процессов в России включают в себя трудности в трудовой миграции, нарушение прав мигрантов, недостаточное оснащение миграционных служб, неконтролируемый приток нелегальных мигрантов, проблемы интеграции мигрантов в социально-экономическую среду страны и другие.
Как государство регулирует миграционные процессы?
Государство регулирует миграционные процессы с помощью нормативно-правовых актов. В России существуют законы, регулирующие миграцию, а также механизмы и организации, отвечающие за контроль и учет мигрантов. Однако, несмотря на это, проблемы и нарушения все же имеют место быть.
Какие статистические методы используются для анализа миграционных процессов?
Для анализа миграционных процессов используются различные статистические методы. Например, методы сбора и анализа данных о численности и составе мигрантов, методы оценки экономического воздействия миграции на страну, методы моделирования миграционных потоков и т.д. Все эти методы позволяют получить более точную картину миграционных процессов и прогнозировать их развитие в будущем.
Какие проблемы связаны с трудовой миграцией в России?
Трудовая миграция в России сопряжена с рядом проблем. Это нелегальная трудовая миграция, нарушение трудовых прав мигрантов, некачественные условия труда, эксплуатация и унижение мигрантов, отсутствие социальной защиты и медицинского обслуживания для мигрантов и другие проблемы, которые влияют на их жизнь и здоровье.
Какие особенности миграционных потоков можно выделить на примере субъекта РФ?
На примере субъекта РФ можно выделить такие особенности миграционных потоков, как приток мигрантов из ближнего зарубежья, миграция населения в центральные регионы страны, миграция населения из сельской местности в города, а также обратные миграционные потоки. Такие потоки имеют свои причины и последствия, которые необходимо учитывать при разработке политики в области миграции.
Какие миграционные процессы существуют в России?
В России существуют различные миграционные процессы, включая трудовую миграцию, миграцию беженцев, семейную миграцию и др. Каждый из этих процессов имеет свои особенности и вызывает определенные проблемы для государства и общества.
Как государство регулирует миграционные процессы?
Государство регулирует миграционные процессы через нормативно-правовые акты, включая законы и правила, касающиеся въезда, выезда и пребывания иностранцев на территории страны. Кроме того, существуют специальные органы управления миграцией, которые осуществляют контроль над миграционными процессами и предоставляют различные услуги мигрантам.
Какие методы и средства анализа используются для изучения миграционных процессов?
Для анализа миграционных процессов используются различные статистические методы и средства, такие как сбор и анализ данных о мигрантах, исследования и опросы, моделирование и прогнозирование. Эти методы позволяют выявлять тенденции и оценивать влияние миграционных процессов на различные сферы жизни общества.
Какие проблемы связаны с трудовой миграцией в России?
Трудовая миграция в России вызывает ряд проблем, включая неравные условия труда для мигрантов и местных работников, недостаток социальной защиты для мигрантов, проблемы взаимодействия с локальным населением и др. Эти проблемы требуют внимания со стороны государства и разработки соответствующих мер и политик для их решения.