Формы организации учебного процесса в курсе социологии
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 11.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………..2
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..5
1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В КУРСЕ СОЦИОЛОГИИ................................................................................................9
1.1. Специфика социологии как учебной дисциплины……………….9
1.2. Общие вопросы методики осуществления учебного процесса в курсесоциологии в современных условиях……………………..13
2. ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ И ИХ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ…..18
2.1. Традиционные формы преподавания социологии………………..18
2.2. Инновационныеформы и подходы в преподавании социологии.24
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..33
Так, в американских вузах при преподавании социальных дисциплин, в том числе, социологии,широко практикуется так называемая лекция-панель, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных экспертов, имеющих собственную точку зрения на решение обсуждаемой проблемы. Достаточно распространена парная лекция, при которой каждый из преподавателей занимает определенную позицию в коммуникации (докладчик, критик, эксперт, проблематизатор). Этот тип лекции хорошо подходит для формирования у студентов научного типа мышления.Особым методологическим жанромв «событийном обществе постмодерна» (по выражению Ж.Бодрийяра) стала так называемая «событийная лекция». Задача такой лекции – обеспечить со-бытие студентов и преподавателя (преподавателей) в определенном социокультурном пространстве в определенный момент. В образовательном пространстве в ситуации совместной деятельности педагога и студентов событийными можно назвать лекции, воздействующие на эмоционально-ценностную сферу личности обучающегося, развитие их познавательных потребностей, создание условий для самоопределения и выработки собственной ценностно-смысловой позиции. Безусловно, такая лекция может стать со-бытием лишь при условии совместного проживания и переживания личностно значимой для преподавателя и студентов ситуации.Здесь уже речь идет о парадигме развивающего образования, месте и видах лекций в личностно ориентированном образовании.В определенной степени инновационными в методологии учебного процесса считаются и проблемные лекции. (Хотя эта форма лекций, как и проблемных комбинированных уроков в средней школе, внедрялась достаточно давно, в том числе, в советской школе; в отличие от событийных лекций, лекций-диалогов и т.д., тесно связанными с озвученными на Болонском конгрессе стандартами образования). Тем не менее, вариации проблематизаций на лекциях настолько разнообразны, что потенциал такой формы обучения далеко не исчерпан. Более того, можно считать, что именно проблемная лекцияможет удачно сочетать в себе как элементы «традиционной» лекции с монологовым типом подачи материала и лекции-диалога, лекции-дискуссии, синтезируя и конвергируя эти формы. Ряд педагогов высшей школыв качестве форм усвоения сложных социологических закономерностей и типов поведенияприменяют отлично себя зарекомендовавшую в младшем звене средней школы игровую методику: лекции с применением игровых методов. Определение современного человека как «существа играющего», данное И. Хейзинга, предопределило повсеместное распространение игровых приемов и тактик, в том числе, в сфере образования: в лекциях, семинарах, или даже как самостоятельной формы обучения («игротека»). Ряд теоретиков методологии дают собственные оригинальные классификации лекций. Так, А. Г. Теслинов и А. Г. Чернявская среди инновационных форм обучения, связанных, во многом, с групповым взаимодействием и призванных обучить студентов групповым формам социальности, выделяюттак называемые мини-лекции.По мнению авторов, этот тип лекций «воплощает собой развивающую образовательную парадигму». Указанные авторы выделяют следующие разновидности мини-лекций (определяющиеся их предназначением):-лекция-навигатор, в которой предметом заботы лектора становится не столько содержание предмета (как в традиционной вводной лекции), сколько установка к организации совместной деятельности (индивидуальной, групповой и коллективной) по освоению данного предметного содержания. Подобные лекции по своей сути являются навигаторами, позволяющими студентам увидеть новые пространства деятельности, которые им предстоит освоить, самоопределиться, оценив свои возможности и точки роста и проложить некоторые маркеры – вехи предстоящего пути. С помощью таких лекций-навигаторов задаются границы предстоящей деятельности, определяются требования к ней в виде заданий для самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Поэтому место такой лекции, если она замыслена как установка на весь цикл - в самом начале цикла обучения, до того, как студенты будут предъявлять свой опыт и идеи. Вместе с тем, во вспомогательной функции лекция-навигатор уместна перед началом каждой фазы цикла обучения или в любой момент возникновения у обучающихся затруднений, связанных с организацией собственной учебной деятельности и самоопределением в ней.- Рефлексивная лекция, призванная обеспечить равномерное вхождение каждого участника и группы в целом в зону ближайшего развития.С помощью такой лекции педагог (может быть заменен тьютором), учитывая уровень актуального развития каждого участника группы, решает с помощью мини-лекции ряд образовательных задач:«подтягивание» отдельных участников группы для успешного перехода к следующему этапу совместной деятельности;проблематизация усвоенного ранее содержания и способов деятельности - создание затруднения как условия вхождения в зону ближайшего развития; пропедевтика – прокладывание «маршрута» восхождения студентов по лестнице развития.Подобный жанр лекции требует большой точности логики и содержания высказывания лектора, т.к. каждое слово становится как бы «посаженным» на траекторию развития группы. Риторика такой лекции всегда связана с обращением к пройденному и предстоящему пути индивидуального и группового развития. На рефлексивной лекции создается эффект личной причастности каждого участника лекции к тому, что говорится и обсуждается на лекции.- Инструментальная лекция, связанна с инструментализацией знаний – представлением усвоенных ранее знаний в функции инструмента для решения конкретных проблем.Дело в том, что человек первоначально воспринимает некоторую информацию как завершенную картину мира, т.е. как знание-онтологию. В традиционном обучении, как правило, на формировании такой картины мира у студента все и завершается.В лучшем случае студент получает опыт применения этих знаний для решения стандартных задач, не осознавая в полной мере инструментальное значение полученных знаний и границ их применения.В деятельностных и развивающих образовательных парадигмах, ориентированных на компетентностный подход образовательных моделях основная задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить осознание студентами многообразие функций и форм проявления полученных знанийЗадача лектора в инструментальной мини-лекции -демонстрация опыта применения знаний в функции инструментов для снятия затруднений и решения разноплановых задач и проблем. При этом ведущими критериями выступают условия уместности применения тех или иных инструментов в различных контекстах. Теслинов и Чернявская отмечают, что инструментальные лекции - довольно сложный жанр, предполагающий, как минимум, наличие у лектора развитых методологических способностей. Подобные минилекции в наибольшей степени уместны на фазе абстрактной концептуализации – при поиске и создании инструментов - средств и способов решения сформулированной ранее проблемы.Что касается инновационных приемов в проведении второй традиционной формы обучения в курсе социологии – семинаров, то современные теоретики методологии и педагогики предлагают следующие их модификации:- Тренинг (тренировочные практически занятия) – разновидность практических занятий. Основная цель – доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до уровня навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки выступает единственным способом решения проблемы. Игра – форма практического обучения, в которой имитируются деятельность и взаимодействие профессионала с коллегами и гражданами. Здесь имеется в виду не просто использваниекаки-то отдельных игровых приемов, но создание полноценного игрового пространства в призме какой-то социологической ситуации (например, «проигрывание» группового конфликта в организации). Игра позволяет отрабатывать профессиональные (социологические) навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость и быстроту оценки ситуаций и принятия решений. Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых играх имитируется совместная деятельность сотрудников одной или взаимодействующих практических структур по решению определен. В общем-то на концепции игры как метода преодоления различных социальных проблем («застрявших» конфликтов, проблем социализации) построено все взаимодействие в таком специфическом, прикладном научном направлении, как нарратология,сформировавшаяся на стыке социологии, психологии, семантики, семиотики, постмодернистской философии. ГЛАВА 3. Экспериментальные исследования и рекомендации по эффективности отдельных форм обучения социологииИсследование эффективности и популярности у студентов различных форм обучения в курсе социологии производятся систематически. Администрация некоторых вузов взяла это за правило. По итогам подобных исследований выпускаются бюллетени (для внутреннего пользования), публикуются статьи (в целях активизации межвузовской дискуссии). Так, показательные исследования результативности активных форм обучения проводятся с 2009 г в стенах Тверского государственного университета (кафедра социологии и социальных технологий). Систематизируя сведения, полученные в результате анализа данных о представлениях студентов об «идеальном занятии по различным вузам и специальностям, А. В. Ткаченко отмечает следующее: для студентов факультетов, далеких от социологии, наиболеезначим принцип наглядности. Так, для студентов техническихвузов предпочтителен показ схем и графиков. Для студентов-гуманитариев, но не социологов (психологи, юристы, экономисты,лингвисты, историки) важнее принципы системности и проблемности.Им нужно доказать, что знание социологии поможет в осуществленииих карьеры. Следовательно, для студентов-юристовакцент надо делать на социологии права, для студентов-экономистов- на социологии труда, для студентов-историков - на историисоциологии и т.д. Что касается студентов-социологов, то, по мнению А. В. Ткаченко, обучаяих, упор надо делать на принципах прочности и практицизма.Б.З. Зельдович такой подход называет «ситуативным», то есть, определяющимся конкретными перспективными профессиональными предпочтениями студентов, текущим моментом и решаемыми задачами. Наблюдение и устный опрос (интервью) студентов разных вузов и направлений (специальностей) обучения, проведенный автором данного исследования показывает правомерность выводов А.В. Ткаченко. ЗАКЛЮЧЕНИЕВажным фактором развития высшего социологического образования в России является совершенствование форм организации учебного процесса в курсах изучения социальных дисциплин, в частности, социологии, что очевидным образом коррелирует с развитием и совершенствованием организации учебного процесса в целом. Разнообразие форм обучения социологии, образовательных методик и приемов, совмещающих как традиционные, отработанные образовательные стратегии и тактики, так инновационные. «Перекос» в сторону традиционных или инновационных форм обучения крайне нежелателен, так как традиционные формы («классические» лекции и семинары) способствуют развития систематического, каузального мышления, умения последовательно и кропотливо работать с информацией, какой бы однообразной и «скучной» она ни была. Инновационные же формы и методики преподавания, как представляется, имеют смысл не сами по себе, а в качестве отдельных приемов и тактик, призванных, пробудить интерес студентов, активизировать их мышление с помощью современных – активных – методик. Выбор форм и методик обучения социологии из контента возможных, совершаемый преподавателем, должен учитывать и профессиональные предпочтения студентов, их ориентированность на то, чтобы использовать полученные социологические знания и умения в конкретной профессиональной деятельности. Обеспечение адекватного совмещения и разнообразия форм обучения социологии представляется плодотворным и перспективным. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т.Лукман.– М.: Медиум, 1995.– 323 с.Дугин, А.Г. Социология воображения / А. Г. Дугин. Введение в структурную социологию. – М.:Академический Проект; Трикста, 2010. – 564 с.Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А. Н. Елсуков.– Минск: ТетраСистемс, 2009. Зельдович, Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам: учебное пособие / Б.З. Зельдович. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. –542.Кулюткин, Ю.Н. Культура групповых дискуссий / Ю. Н. Кулюткин –СПб, 1997.Латынов, В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии / В. В. Латынов // Психологический журнал. 1994. –Т.15. –№ 1.Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис.–М., 2010. Майкова, Э. Ю., Блохина, М. В., Григорьев, Л. Г. Проблемы активного обучения социологии / Э. Ю. Майкова, М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев //Социологические исследования. –№ 10.–2009. –C. 136-143.Методика преподавания социологии / сост. С. М. Калашникова. –Воронеж: ВГУ, 2009. Нарбут, Н. П., Подвойский, Д. Г., Пузанова, Ж. В. Цвык, В. А. Опыт Применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании / Н. П. Нарбут, Д. Г. Подвойский, Ж. В. Пузанова, В. А. Цвык // Социологические исследования. – № 9. – 2008. – C. 129-138.Покровский, Н.Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе / Н. Е. Покровский // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад. – М.: Логос, 2009.Попков, В.А., Коржуева, А.В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуева. – М.:Изд. центр «Академия» 2004. – 192 с.Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / А.Н.Горбач, И.Д.Ковалева, О.А.Редько, Ю.Г.Сорока, под ред. И.Д.Ковалевой. – Харьков, 2001. – 328 с.Покровский, Н.Е. Университет: храм науки или оптовый рынок знаний? / Н. Е. Покровский // Вестник информационно-образовательного портала Auditorium.ru.– 2002. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М., 1995.Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Харьковский национальный ун-т им. В.Н.Каразина, 2009. – 303 с.Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Образовательные технологии в высшей школе: Формы организации образовательного процесса: Учебное пособие /А. Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2007. – 54 с.Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Ткаченко. –М. : Юрайт,2015. –369 с.Федулова, А. В.Методика преподавания социологии Учебно-методический комплекс / А.В. Федулова. –М.:МГУ, 2011.Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие / О.К. Филатов. – М., МГТА,– 111 с.. 2002.Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.280-303.Gibbs,G., HabeshawT. Prepearing to Teach / G. Gibbs. –Bristol: TES, 1989.
1. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т.Лукман.– М.: Медиум, 1995.– 323 с.
2. Дугин, А.Г. Социология воображения / А. Г. Дугин. Введение в структурную социологию. – М.:Академический Проект; Трикста, 2010. – 564 с.
3. Елсуков, А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учебное пособие / А. Н. Елсуков.– Минск: ТетраСистемс, 2009.
4. Зельдович, Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам: учебное пособие / Б.З. Зельдович. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. –542.
5. Кулюткин, Ю.Н. Культура групповых дискуссий / Ю. Н. Кулюткин –СПб, 1997.
6. Латынов, В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии / В. В. Латынов // Психологический журнал. 1994. –Т.15. –№ 1.
7. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука / В. Я. Ляудис.–М., 2010.
8. Майкова, Э. Ю., Блохина, М. В., Григорьев, Л. Г. Проблемы активного обучения социологии / Э. Ю. Майкова, М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев //Социологические исследования. –№ 10.–2009. –C. 136-143.
9. Методика преподавания социологии / сост. С. М. Калашникова. –Воронеж: ВГУ, 2009.
10. Нарбут, Н. П., Подвойский, Д. Г., Пузанова, Ж. В. Цвык, В. А. Опыт Применения принципов Болонского процесса в социологическом образовании / Н. П. Нарбут, Д. Г. Подвойский, Ж. В. Пузанова, В. А. Цвык // Социологические исследования. – № 9. – 2008. – C. 129-138.
11. Покровский, Н.Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе / Н. Е. Покровский // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Аналитический доклад. – М.: Логос, 2009.
12. Попков, В.А., Коржуева, А.В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуева. – М.:Изд. центр «Академия» 2004. – 192 с.
13. Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / А.Н.Горбач, И.Д.Ковалева, О.А.Редько, Ю.Г.Сорока, под ред. И.Д.Ковалевой. – Харьков, 2001. – 328 с.
14. Покровский, Н.Е. Университет: храм науки или оптовый рынок знаний? / Н. Е. Покровский // Вестник информационно-образовательного портала Auditorium.ru.– 2002. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2003.
15. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. – М., 1995.
16. Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Харьковский национальный ун-т им. В.Н.Каразина, 2009. – 303 с.
17. Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Образовательные технологии в высшей школе: Формы организации образовательного процесса: Учебное пособие /А. Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2007. – 54 с.
18. Ткаченко, А. В. Методика преподавания социологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Ткаченко. –М. : Юрайт,2015. –369 с.
19. Федулова, А. В.Методика преподавания социологии Учебно-методический комплекс / А.В. Федулова. –М.:МГУ, 2011.
20. Филатов О.К. Психология и педагогика. Часть II. Педагогика. Учебно-практическое пособие / О.К. Филатов. – М., МГТА,– 111 с.. 2002.
21. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.280-303.
22. Gibbs,G., HabeshawT. Prepearing to Teach / G. Gibbs. –Bristol: TES, 1989.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет учебный процесс в курсе социологии?
Учебный процесс в курсе социологии имеет свои особенности. Во-первых, он требует активного участия студентов, так как социология является наукой, основанной на наблюдении и анализе социальных явлений. Во-вторых, в процессе изучения социологии используются разнообразные методы и техники исследования. Например, студенты могут проводить социологические опросы, заполнять анкеты, анализировать статистические данные. В-третьих, важным элементом учебного процесса в курсе социологии является обсуждение и дискуссия различных социологических концепций и идей.
Какие вопросы относятся к методике осуществления учебного процесса в курсе социологии?
Методика осуществления учебного процесса в курсе социологии включает в себя несколько вопросов. Во-первых, это выбор подходящих учебных материалов, которые позволяют студентам углубить свои знания в социологии. Во-вторых, это использование разнообразных методов преподавания, таких как лекции, семинары, практические занятия. В-третьих, в методике учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого студента и создать комфортные условия для его обучения.
Какие формы преподавания используются в курсе социологии?
В курсе социологии используются различные формы преподавания. Например, лекции могут быть использованы для передачи теоретических знаний и обзора основных концепций социологии. Семинары часто используются для обсуждения и анализа конкретных социологических исследований. Практические занятия могут включать выполнение проектов, анализ данных, проведение социологических опросов. Кроме того, в курсе социологии могут использоваться такие формы, как дискуссии, групповые работы, ролевые игры.
В чем состоят особенности учебного процесса в курсе социологии?
Особенности учебного процесса в курсе социологии заключаются в том, что студенты изучают основные понятия и теории социологии, анализируют социальные процессы и явления, исследуют социологические методы и техники. Кроме того, учебный процесс включает в себя не только теоретические занятия, но и практические работы, групповые проекты и дискуссии.
Какие общие вопросы методики осуществления учебного процесса в курсе социологии в современных условиях?
Общие вопросы методики осуществления учебного процесса в курсе социологии включают выбор методов обучения и организацию учебной деятельности, создание благоприятной обстановки для работы и обсуждения в группе, использование современных технологий обучения, а также анализ результатов и оценку эффективности учебных занятий.
Какие формы преподавания курса социологии существуют?
В курсе социологии существуют различные формы преподавания, такие как лекции, семинары, практические занятия, групповые проекты, дискуссии, самостоятельные исследования и презентации. Эти формы позволяют студентам получить как теоретические знания, так и практические навыки работы социолога.
Как социология влияет на учебный процесс?
Социология влияет на учебный процесс в курсе социологии, так как студенты изучают социальные процессы и явления, анализируют социологические методы и техники, а также применяют их в своих исследованиях и проектах. Это помогает студентам лучше понять социальные явления, а также развивает их аналитическое мышление и навыки исследования.
Какова специфика социологии как учебной дисциплины?
Специфика социологии как учебной дисциплины заключается в том, что она изучает социальные явления, процессы и взаимодействия в обществе с помощью научных методов и теорий. Студенты изучают основные концепции и модели социологии, получают навыки анализа и исследования социальных явлений, исследуют социологические подходы к различным областям общественной жизни.
Какие особенности имеет учебный процесс в курсе социологии?
Учебный процесс в курсе социологии имеет свои особенности, такие как активное привлечение студентов к обсуждению и анализу социологических явлений, использование различных методов исследования, развитие навыков самостоятельного анализа и критического мышления.
Какое значение имеет социология как учебная дисциплина?
Социология имеет большое значение как учебная дисциплина. Она позволяет студентам развить навыки анализа социальных явлений, понять причины и последствия социальных изменений, а также осознать свое место и роль в обществе. Кроме того, изучение социологии помогает развить критическое мышление и способность анализировать сложные социальные проблемы.
Какими формами преподавания можно воспользоваться в курсе социологии?
В курсе социологии можно использовать различные формы преподавания, такие как лекции, семинары, практические занятия, дискуссии, групповые проекты и др. Лекции позволяют студентам получить информацию от преподавателя, а семинары и практические занятия дают возможность обсудить изучаемые темы, решить практические задачи и развить навыки анализа и исследования.