Развитие у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Школьная математика
  • 1 1 страница
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 15.02.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

— М.:Владос, 2001. — 688с.Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2006. - 331с.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г. C. Ковалевой, O. Б. Логиновой. — M.: Просвещение, 2009. 216 с.Петровский, А. B. Психология / А. B. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. – 512c.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. C. Ковалевой, O. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. 120 с.Плахова В.Г. Формирование математической компетенции: [автореф. дис. канд. пед. наук] / В.Г. Плахова - Саранск: ГОУ ВПО "Пензенский государственный университет", 2009. - 168 с. Попова И.А. Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Nauka-Rastudent.ru. — 2015. — № 5 (17). — с. 36. Попова H.Е., Еремина Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС COO //Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — с. 139-144.Рогов, E. И. Психология / E. И. Рогов. - М.: Владос-пресс, 2006. — 477с.Рубенштейн, С.Л. Основы общей пслихологии/ С.Л. Рубенштейн–Питер, 2015, 718с.Рудницкая, В. H. Математика 1класс / B. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 144c.Рудницкая, B. H. Математика 2класс / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. — М.:Вентана-Г раф, 2006. — 144с.Рудницкая, B. H. Математика 3класс / B. H. Рудницкая, T. В. Юдачева. — М.:Вентана-Граф, 2006. — 144c.Сергеева, Л. А. Развивающие функции тренировочных упражнений по математике / Л. А. Сергеева // Начальная школа. - 2007. — №12. — 25-30с.Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] // Народное образование, 2000. - №8.Смирнов, C. А. Педагогика / C. А. Смирнов. - M.: Академия, 2000. - 512с.Смирнова, Е. O. Психология ребёнка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е. O. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. – 264c.Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах - М., Институт практической психологии. 2006.Тихомирова Л. Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка». – Москва, 2000.Талызина, H. Ф. Педагогическая психология / H. Ф. Талызина. - M.: Академия, 2008. — 288с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — M.: Просвещение, 2010. 32 c. (Стандарты второго поколения)Халидов, M. М. Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач / M. М. Халидов // Начальная школа. - 2006. — №9. — 54-60с.Шаталов, Г. Способы повышения мотивации обучения [Текст] // Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины [Текст] / А. Шатилова, Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.Царёва, С. Е. Обучение решению задач / C. Е. Царёва // Начальная школа. - 2008. — №1. — 102-107с.ПРИЛОЖЕНИЕ АМетодика диагностики «Выделение существенных признаков» автора А. В. ПилипенкоЦель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Материал: бланк с рядами слов. В каждом рядуесть пять слов в скобках и одно - перед скобками. Слова в рядах подобраны так, что испытуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отбросить неверный, легкий способ решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки. Инструкция для детей: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения". Бланк: подчеркнуть 2 слова, которое подходит по смыслу.1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото). 8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово). 9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор). 10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила). 11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели). 16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион). 18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные). 19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба). 20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек). Ответы (ключ). 1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты. 2. Берег, вода. 12. Бумага, текст. 3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия. 4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум. 5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели. 6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево. 7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа. 8. Глаза, текст. 18. Врач, больные. 9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек. 10. Игроки, правила. 20. Родина, человек. Продолжения приложения АЭтот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. После того, как ребенок самостоятельно выполнит задание, необходимо обсудить его решения, задать ему соответствующие вопросы. Часто в процессе обсуждения обследуемыйребенок исправляет ошибки, меняет ход суждения.Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования. Интерпретация. Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.Оценка результатов представлен в таблице А1Таблица А1 - Оценка результатов осуществляется по таблицеОценка вБаллах9 8 7 6 5 4 3 2 1 12345678910Количество правильных ответов 20-191816-1714-1512-1310-119Методика «Сложные аналогии» автора С. В. КасьяноваМетодика ставит своей целью выявить насколько обследуемому ребенку доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Ребенку предлагается 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Задача испытуемого - определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать вПродолжение Атаблице "шифр" пару слов с такой же логической связью. Время выполнения задания – 3 минуты.Инструкция: перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр». Вы должны определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов изтаблицы «шифр». И после этого записать ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Шифр методики «Сложные аналогии» автора С. В. Касьянова представлен в таблице А2Таблица А2 – Шифр методики «Сложные аналогии» автора С. В. КасьяноваОвца-стадоМалина-ягодаМоре-океанСвет-темнотаОтравление-смертьВраг-неприя-тель123456АБВГДЕ1 Испуг – бегство 2 Физика – наука 3 Правильно – верно Продолжение приложения А4 Грядка – огород 5 Пара – два 6 Слово – фраза 7 Бодрый – вялый 8 Свобода – воля 9 Страна – город 10 Похвала – брань 11 Месть – поджог 12 Десять – число 13 Плакать – реветь 14 Глава – роман 15 Покой – движение 16 Смелость – геройство 17 Прохлада – мороз 18 Обман – недоверие 19 Пение – искусство 20 Тумбочка – шкафКлюч методики «Сложные аналогии» автора С. В. Касьянова представ -лен в таблице А3ТаблицаА3 - Ключ методики «Сложные аналогии» автора С. В. Касьянова1234567891011121314151617181920ДБЕАЕАГЕ ВГДБЕАГЕ ВДБВОценка методики «Сложные аналогии» автора С. В. Касьянова представ -Окончание приложения Ален в таблице А4Таблица А4 - Оценка методики «Сложные аналогии» автора С. В. КасьяноваОценка в баллах98765432191234567891011Количество правильных ответа19181715-1612-1410-118-97619Анализ результатов.Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз". Норма правильных ответов - 5 и выше.ПРИЛОЖЕНИЕ БФрагменты уроков урока использованием заданий с загадками на умения анализироватьУрок 70 (§ 2.10). Тема: 65 (§ 2.10). «Время и его значение в нашей жизни»Цели:Научить правильно определять и ценить время, формировать умение анализировать, активировать воображение детей.Тип  урока:  Урок изучения нового материалаХод фрагмента урока представлен в таблице Б1Таблица Б1 - Ход фрагмента урокаЭтап урока и тема Деятельность учителяДеятельность учащихся по анализу загадки Прием1234I. Актуализация знанийСегодня мы будем говорить о времени.Но сначала давайте выполним упражнения – круг друзей, чтобы поприветствовать друг друга.Ежедневно в семь утраЯ трещу: «Вставать пора!» Выполняют упражнение – круг друзей.-Умение  вступать в диалогПродолжение таблицы Б11234(Ответ:Будильник)-Зачем нужен будильник?-По каким признакам вы определили, что загадка про будильник?Чего нельзя купитьНи за какие сокровища? (Ответ:Времени)Отгадывают загадки-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.5. Обобщение и повторениеА как человек ориентируется во времени? Что ему помогает? (часы, календари)Кто помнит, что такое календарь?-Какие бывают календари?У вас на партах лежат календари 2017 г.Работа с календарями.9 мая, какой день недели?Зимние каникулы начнутся 31 декабря, какой это день недели?Сегодня 28 ноября. Какое число было две недели назад?Какое число будет через две недели?Календарь удобен, чтобы вести счёт времени - годам, месяцам, неделям, дням.Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка — только раз,-Давать ответы на вопросыПродолжение таблицы Б11234Та, что выше, — каждый час. (Ответ: Часы)Почему говорится о двух сестрах?-Что было бы, если бы не было часов? (ответы детей)-По каким признакам вы определили отгадку?-сколько стрелок на часах?-Какие функции выполняет каждая стрелка? Что отсчитывает?-Ребята, давайте вместе составим загадку о часах. На что можно обратить внимание слушателя в загадке о часах? (на размер и количество стрелок, на круглый циферблат, на отсчет времени)Видите, как много значат в нашей жизни две маленькие стрелки, которые бегают по кругу. А ведь когда-то часов и в самом деле не было. И всё - таки как - то обходились без них. На нашей машине времени мы отправляемся в прошлое и настоящее и посмотрим, сможете ли вы узнать какие перед вами часы? (работа с компьютером)Кто знает, какие часы в нашей стране главные? (в Москве на Спасской башне КУРАНТЫ) А умеем ли мы сами пользоваться часами, определять время?Дети работают с моделями часов. Учитель называет - ученик показывает.-без четверти девять - четверть пятогополовина второго - полдень - полночьОтвечают на вопросы. Отгадывают загадку.Вместе с учителем выделяют признаки часов и составляют загадку.Показывают время на моделях часов.Прием «наводящие вопросы»выделять существенные признаки объекта осуществлять поиск нужной информации, слушать вопросы учителяФормировать умение анализировать признаки, составлять загадки.Продолжение таблицы Б11234-Назовите и покажите на моделях часов следующее время:-7 ч 45 мин (без четверти восемь)-9 ч 15 мин (четверть десятого)-6ч 10 мин (10 минут седьмого)0 ч 15 мин (четверть первого ночи)12 ч 45 мин (без четверти 13)Назовите самый короткий месяц в году? (февраль, в нём 28 дней, а один раз в четыре года - 29. Такой год называется високосным.В каком году основан наш город? Какой это век?Мы с вами родились, каком веке? А живём в каком?-Запишите в тетрадь дату нашего сегодняшнего урока.Запишите, 1 сут. = ...ч., 2 сут. =....ч., 1\2 сут.= ....ч., 1\6сут.=....ч., 1ч 05 мин.= ....мин.,I ч 27мин=....мин., 1мин15сек.= ....сек., 2 мин 7сек.=....сек.Проверка на компьютере.На стр.57.в учебнике №8 работаем устно.Отвечают на вопросыVI. Первичное закреплениеМы с вами делали 1 минуту физ. упражнения. А за 1 минуту спортсмен может пробежать 400 метров, а ракета за 1 минуту пролетает 900 км.Хлебокомбинат за 1 минуту выпекает 3000 различных хлебобулочных изделий.Отвечают-умение выражать свои мысли полно и точно.Продолжение таблицы Б11234Учёные подсчитали, что за 1 минуту на земле вырубается 20 га леса .-Как с этим можно бороться?(посадить новые деревья)-Но ель за 1 год вырастает на 20 см. Сколько ей потребуется времени, чтобы вырасти высотой, скажем , 2 метра . 200см: 20см = 10 (лет)Урок длится 45 минут. За это время повара могут сварить обед для 120 человек. Это их работа . А какая наша основная работа?Я хочу узнать за какое время вы решите примеры. Мы решили в среднем за 1 минуту 8 примеров. А за 2 мин.?80 примеров, за сколько сможете решить? -Если мы отгадаем загадку, то получим ключевую фразу для выполнения следующего задания.Распорядок этот дняБыл написан для меня.Никуда не опоздаю,Ведь его я соблюдаю.(РЕЖИМ ДНЯ)Для чего нужен режим дня?Заставьте эти часы показывать время важных дел в твоей жизни.решаютОтгадывают загадкуУмение распознавать задачу, выдвигать предположения и обосновывать.Урок 62.Тема урока: «Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними».Тип  урока:  Урок обобщения и закрепленияЦели урока: формировать представление о календаре, формировать умение анализировать, формировать умение выделять главные признаки явления.Фрагмент урока представлен в таблице Б2Таблица Б2 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия1234Актуализация знаний- Вы, хороший дружный класс?- Да! Мы хороший дружный класс  Всё получится у нас!-Отлично! А теперь поприветствуйте друга : партнёры по плечу дайте пять друг другу; партнёры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.Итак, мы начинаем урок математики.Выросло деревоОт земли до небеса.Выполняют действия-Умение выражать свои мысли полно и точно.-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.Метод отсроченной отгадки –Вызывать интерес к изучаемому материалуПродолжение таблицы Б21234На дереве двенадцать сучков.На каждом сучке по четыре гнездаВ каждом гнезде по семь яиц,Седьмое – красное. ( год, месяцы, недели, дни)Отгадку вы узнаете позже, потому что она относится напрямую к теме урока.VI. Первичное закреплениеТолько что мы с вами изучили, что в году 12 месяцев. В этой загадке месяцы представлены в иносказательной форме – в виде сучков дерева. Конечно, вы запомнили, что в среднем в месяце 4 недели. Именно поэтому в загадке говорится – на каждом сучке по 4 гнезда. Теперь о следующей строчке – в каждом гнезде по 7 яиц. Гнездо – неделя, в неделе -7 дней. Одно из них красное, потому что в каждой неделе есть выходной день – красный день календаря.Урок 63Тема урока: «Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними»Тип  урока:  Урок обобщения и закрепленияЦели урока: познакомить с понятием год, развивать умение анализировать на основе признаком.Фрагмент урока представлен в таблице Б3Таблица Б3 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия1234IV.Обобщение и повторение. Решение задач.Чтобы люди везде успевали и нигде не опаздывали, у них есть помощники.Давайте узнаем, что это за помощники, решив эти примеры.Слайд 3.7 х 9 =   А       36:4 =   Д21 : 3 =  Р        7х8 =   Л9х9 =   К          72:9 =  А5х8 =   Е           0х56 = ЬРасположите в порядке убывания. ( Модель ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН- «встать» - «сесть»)Отвечаютвыделять существенные признаки объекта осуществлять поиск нужной информации, слушать вопросы учителяПродолжение таблицы Б21234(Проверка. Самооценивание).Модель Сингл Раунд РобинОтгадайте загадку:- Ребята, скажите, сколько месяцев в году?- А скажите, как они называются?- Ребята, скажите, сколько всего времен года?- Какие это сезоны?- Скажите, с какого месяца и дня начинается год?- Каким месяцем заканчивается год?-  А какой сейчас месяц? Сколько месяцев осталось до лета?- А что может помочь человеку определить месяц и число?- Что такое календарь? (обсуждают в команде по 1 участнику). Спрашиваю по одному участнику.- Назовите тему урока. Наша цель. Слайд 4.Ребята, а давайте теперь все вместе придумаем свою загадку про календарь. Для Отвечают на вопросы.Прием «составление загадок»Продолжение таблицы Б21234этого, возьмем для примера, 4 времени года. Теперь надо сделать так, чтобы каждый сезон был представлен, например, сказочным персонажем. - Каких сказочных персонажей вы предлагаете? (4 сестер)- А теперь, подумайте, сколько месяцев в каждом сезоне? (три)- Что необходимо надевать в каждом сезоне? (наряды)А теперь нам надо дополнить загадку характерными признаками для сезонов. - Чем характерна весна?- А зима?- А у осени?- А у лето? После того как учащиеся ответили на конкретные вопросы, дети читают, что у них в результате получилось.Жили, были 4 сестры, у каждой по три наряда.У старшей все наряды белые, У той, что помладше, все наряды зеленые.У третьей сестры наряды зеленые с красными ягодами,А у четвертой сестры все наряды желтые. Отгадайте, что это?Анализируют признаки единиц календаря. Составляют загадку с учителем.Формировать умение анализа признаков.Урок 42Тема урока: «Примеры взаимосвязей между величинами»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: Сформировать представление о мерах длины, ввести единицу измерения длины «километр», научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности,формировать умение анализировать, представлять в уме формулу площади.Фрагмент урока представлен в таблице Б4Таблица Б4 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12342. Постановка проблемы(знакомимся с основным вопросом урока).Слайд №2 Иллюстрация к проблемной ситуации.Давайте урок начнем с загадки Если два объекта друг от друга далеко,Километры между ними вычислим легко.Скорость, время — величины знаем,Их значения теперь перемножаем.Результат всех наших знаний —Посчитали... (расстояние)Вы можете мне задавать вопросы по загадке, а я буду отвечать. Но вопросы должны быть такие, чтобы я могла ответить только «да» или «нет».После того, как получила ответ, Задают педагогу вопросы.«Метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».Речевое развитие. Развитие умения анализировать признаки.Продолжение таблицы Б41234предлагаю детям написать на доске формулу, которую описывает загадка. Для этого еще раз читаю загадку, делая значительную паузу после каждой строки.Задаю вопросы:- Что подтолкнуло вас к отгдаке?-В чем измеряется расстояние?-Отображено ли это в загадке?Давайте разберемся в понятии расстояние и километр. Ване надо срочно сбегать в магазинза молоком для младшей сестрёнки. Один магазин находится в 100 м отдома, а другой на расстоянии 1 км. Ваня не может определить, какой из них ближе и стоит в раздумье.Ребята, почему Ваня не может определить, какой из магазинов ближайший?Есть ли у вас желание научиться определять длину пути, используя разные единицы измерения, чтобы выбрать ближайший объект следования?Решают пример- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване.Урок 60.Тема урока: «Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о величине – массе, единицах измерения массы, способах измерения величины, формирование умения анализировать признаки.Фрагмент урока представлен в таблице Б5Таблица Б5 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12346. Первичное закреплениеА теперь мы повторим изученное. Для этого я разделю вас на команды и дам каждой команде загадку. Засекаю время. Кто быстрее справится – тот и выиграл.Задание для 1 команды (ребенка)Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (Круг).Делятся на командыОтгадывают загадки- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).Прием «опрос по цепочке»-знать разницу между кругом и окружностью.регулятивные:-высказывать свое предположение;- под руководством учителя планировать свою деятельность Продолжение таблицы Б51234Задание для 2 команды (ребенка)Вроде круг, но дело в том,Что иначе мы зовемНарисованный кружок.В чем секрет? Скажи, дружок!Эта странная наружностьНазывается…(Окружность)Задание для 3 команды (ребенка)Он точку окружности соединяетС центром ее — это каждый ведь знает.Он буквою «г» обозначается.А вы мне скажите, как он называется? (Радиус окружности)на уроке;коммуникативные:-точно и полно выражать свои мыслиУрок 42Тема урока: «Площадь прямоугольника, квадрата»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: Сформировать представления о единицах массы; установить соотношения тонны и центнера c уже известной единицей – килограммом, формировать умение различать похожие загадки, анализировать их сходства и различия.Фрагмент урока представлен в таблице Б6Таблица Б6 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия1234Актуализация знанийУчитель читает стихотворение:Математику, друзья,Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Интересная наука – это математика. Из него мы строим дом.И окошко в доме том.За него в обед садимся,Концентрация внимания.прием «похожие загадки с разными ответами»Продолжение таблицы Б61234В час досуга веселимся.Ему каждый в доме рад.Кто же он? Наш друг - (квадрат)Эти фигуры по городу мчат,В садики, школы развозят ребят.Едут автобус, троллейбус, трамвай.Ты на дороге смотри, не зевай!На эту фигуру похожи дома.О чем же пишу я? Ответьте, друзья!(прямоугольник)Чем отличаются загадки?-А чем похожи?-какие одинаковые признаки есть у прямоугольника и квадрата?Правильно, сегодня мы будем изучать площадь прямоугольника и площадь квадрата.Отгадывают загадкиИщут сходства и различия загадокФормирование умения находить признаки в загадках и анализировать сходства и различия в двух одинаковых загадках.Урок 47.Тема урока: «Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение между ними»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока Познакомить с понятием площадь, учить вычислять площадь прямоугольника, формировать умение анализировать через синтез.Фрагмент урока представлен в таблице Б7Таблица Б7 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12348. Обобщение и повторение. Решение задачНачертите прямоугольник площадь которого равна 18 см2, обозначь длину и ширинуПроблемный вопрос – как найти длину по известным площади и ширине?Устно. Составьте задачу .Отгадайте загадку:Это величина.И только она однаРазмер поверхностей измеряет,В квадрате определяет. (Площадь)- Какая величина определяет размер поверхности?-В загадке есть подсказка – размер поверхности в квадрате. Что это значит?Чертят прямоугольникОтгадывают загадку- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).-высказывать свое предположение;-определять и формулировать цель деятельности на уроке;- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;-точно и полно выражать свои мысли Прием «анализ через синтез»Урок 114Тема урока: «Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: создать условие для формирования умения различать треугольники по видам углов; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов, формировать умение анализировать, находить различия в разных загадках, развивать внимание.Фрагмент урока представлен в таблице Б8Таблица Б8 - Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12342. Постановка проблемы(знакомимся с основным вопросом урока).Предлагаю определить тему урока, выполнив задание на экране. Определяют тему урока, выполняя задание на экране (находят значение выражений, Продолжение таблицы Б81234- Наш разговор пойдет об известной геометрической фигуре, которую мы часто встречаем в жизни. С этой геометрической фигурой связаны судьбы героического народа, людей, которые в далекие военные годы сделали всё, чтобы мы с вами сегодня радовались солнышку, могли учиться в этом уютном классе, расти здоровыми и счастливыми. -Что же это за фигура? Отгадать это нам помогут загадки! Три моих стороныМогут разной быть длины.Где стороны встречаются – Угол получается.Что же вышло? Посмотри!Ведь углов-то тоже три.На меня вы посмотрите,Мое имя назовите. Треугольник.Ты на меня внимательно смотри –Ведь у меня всего по три.Три стороны и три угла,Три пика – острия.Теперь быстрее дай ответ,Кто же я? (Треугольник).Отгадывают загадкиинтерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.Прием «загадки одной тематики, но разных форм построения»Анализ сходств и различия загадок, формирование умения анализироватьПродолжение таблицы 81234-Какая загадка легче?-Какие признаки указаны в 1 загадке?-Какие во 2?Спрашиваю детей, какие виды треугольников они знают.Тем, кто затрудняется с решением загадок, предлагаю нарисовать на доске или в тетради то, о чем говорится в загадках. Сначала угол, потом уже три стороны. Потом предлагаю нарисовать разные виды треугольников. Вновь повторяю загадку и спрашиваю, все ли понятно теперь.Так где же мы встречаем треугольники в жизни.Предлагаю посмотреть на экран.- Что вы видите на первой картинке? - А что изображено на второй картинке? -Что она символизирует? - Какой важный российский праздник, объединяет эти две картинки: весну и георгиевскуюленточку?- Сколько же лет прошло со дня Великой Победы? - Как в России отмечают этот праздник?-Кого в этот день чествует весь российский народ? Выполняют работу в тетрадяхРассматривают презентацию, отвечают на вопросы.Воспитание патриотизмаПродолжение таблицы Б81234-Что же хранят ветераны войны в память о подвигах, которые они совершили в годы ВОВ?-Ребята, а что могут хранить в память о погибших солдатах их жены, дети, мамы?-Конечно же, это письма с фронта! Во время ВОВ наши солдаты писали домой письма на листочке бумаги и складывали их так, чтобы получился треугольник. - Итак, в форме какойгеометрической фигуры сложеныфронтовые письма солдат? Устный счет. Обратите внимание на экран.О 220 · 4 = У 250 + 700 = Т 482 – 60 = К 560 : 7 =Р 960:2 = Е 880 : 10 =Л 200 · 5 – 300 = Г 30 · 9 =Н 902 – 600 = Ь 24 · 2 + 2 =И 75+15 =-Молодцы, вы верно выполнили задание. Но посмотрите! Здесь столько представлено видов треугольников!- Значит, тема нашего урока...?Предлагаю совершить маленькое путешествие в город треугольников.- С собой мы возьмём: хорошееСчитают устноФормировать навыки устного счетаПродолжение таблицы Б81234-Мы отправимся в путешествие на виртуальном самолете. Сядьте поудобнее, пристегните ремни безопасности (подвиньте стулья ближе, спинка ровненько), проверьте багаж (тетрадь, учебник, ручку, карандаш и линейку). Мы отправляемся. (Звучит звук самолёта) -Уважаемые пассажиры, мы с вами приземлились в городе геометрических фигур- Треугольников. Жильцы этого города - мастеровые люди. Этот народ пускает в город только тех, кто хочет много знать о треугольниках и умеет их строить. Нам нужно показать, что мы тоже мастера-строители, архитекторы. Ведь архитекторы это люди, которые придумывают, как построить дома и даже целый город. Вот и у нас, как у настоящих мастеров есть инструменты: линейки, карандаши, которые нам будут помогать проектировать новые улицы города Треугольников.Включаются в игруУрок 59Тема урока: «Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: научить учащихся записывать и читать доли, формировать умение анализировать.Фрагмент урока представлен в таблице Б9Таблица Б9 – Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12341..Актуализация знанийТема нашего урока мы узнаем если отгадаем загадку: На что похожа половина яблока? (на другую половину яблока).Спрашиваю, если яблоко разделить пополам, сколько долей получится?-Если яблоко разделить пополам, сколько долей получится?-Как записать половину на доске?Узнаю, на сколько долей можно разделить яблоко. Отвечают, выходят к доскепоиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме.Прием «постановка проблемной ситуации»Продолжение таблицы Б91234Предлагаю составить загадку про доли.Пусть ответом будет треть. Что из съедобного можно поделить на три части? Хорошо, предлагаю взять шоколад. Сколько надо взять в загадку человек, чтобы каждому досталась треть шоколадки?А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось.Вот, что у нас получилось: Коля, я, да друг МаксимШоколад делить хотим,Ты дружок, давай ответь,Каждому достанется -… (треть)Что делили друзья? На сколько частей делили шоколад?Половина и половина это целое, а каждая полвина называется доля. Тема нашего урока – доли.Урок 79 Тема урока: «Геометрические формы в окружающем мире»Тип  урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их принципиальных различий; познакомить с понятиями «тела вращения» и «многогранники», формировать умение анализировать, находить сходства и различия между фигурами и телами.Фрагмент урока представлен в таблице Б10Таблицы Б10- Ход фрагмента урокаЭтап урока Деятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные учебные действия12342. Постановка проблемы(знакомимся с основным вопросом урока).- Ребята, сегодня наш урок посвящен геометрии.- Давайте вспомним, что такое геометрия? - Какие геометрические фигуры вы знаете? Отгадайте загадки: Прикатилось колесо,Ведь похожее оно,Как наглядная натураЛишь на круглую фигуру.Догадался, милый друг?Отгадывают загадкипоиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной форме.Продолжение таблицы Б101234Ну, конечно, это … (круг).Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).Он похожий на яйцоИли на твое лицо.Вот такая есть окружность – Очень странная наружность:Круг приплюснутым стал.Получился вдруг…. (овал).Вновь беремся мы за дело,Изучаем снова тело,Может мячиком он стать и немного полетать.Очень круглый, не овал.Догадались? Это… (шар).Вот колпак на голове,Это клоун на траве,Но колпак не пирамида,Это, братцы, сразу видно.Круг в основе колпака.Как же звать его тогда? (конус)Многие дети дали ответ «круг» вместо ответа «шар».Метод «мозговой штурм»Формировать умение работать в командеПродолжение таблицы Б101234Тогда я уточнила у детей, чем отличаются круг от шара. Попросила привести примеры предметов, имеющих шарообразную форму. Задача с конусом оказалась сложнее для детей. Тогда я снова стала читать загадку, попутно рисуя на доске пирамиду с квадратным основанием и круг как основание конуса. Также задала вопрос:-на какое геометрическое тело похож колпак клоуна?Предлагаю вам разделиться на команды. Одна команда будет предметы, похожие на круг, другая - на шар. Кто назовет больше, тот и выиграл. А теперь одна команда называет предметы, похожие на пирамиду, на конус? Теперь каждая команда должна составить загадки про эти тела.- На какие виды можно разделить эти геометрические фигуры? - Тема нашего урока "Плоские фигуры и объемные тела".-Задание. Раскрасьте плоские фигуры теплыми цветами, а объемные тела – холодными. Какие вы знаете теплые цвета? Холодные?Соревнуются, анализируют признаки геометрических тел, составляют загадки.отвечаютСостязательный момент, формирование умения анализа признаков геометрических тел, обращение к воображению.Окончание таблицы Б101234- Все предметы бывают плоскими или объёмными.- Чем отличаются плоские фигуры от объемных тел? - Каково же строение объемных тел? - Кто покажет на макете перечисленные части объемных тел?- А теперь выполните задание.1 вариант - Заштрихуй переднюю и верхнюю грани куба.2 вариант - Начерти недостающие рёбра.3 вариант - Посчитай количество вершин в пятиугольной призме.Выполняют задание

-

Вопрос-ответ:

Как развивается у младших школьников умение анализировать в процессе обучения математике?

Умение анализировать развивается у младших школьников в процессе обучения математике постепенно. Основные этапы развития этого умения связаны с формированием у детей навыков наблюдения, сравнения, сопоставления и обобщения. Дети учатся выявлять закономерности, анализировать их и делать выводы на основе полученных данных. Это позволяет им решать математические задачи и применять полученные знания в реальной жизни.

Как влияет развитие умения анализировать на успехи младших школьников в математике?

Развитие умения анализировать имеет положительное влияние на успехи младших школьников в математике. Благодаря этому умению, дети могут лучше понимать математические понятия и закономерности, а также успешно решать математические задачи. Они становятся способными анализировать условия задачи, выявлять существенные данные и применять соответствующие математические операции для решения задачи. В результате развития умения анализировать, младшие школьники могут достигать хороших результатов в математике и развивать свои когнитивные способности.

Какие факторы влияют на развитие умения анализировать у младших школьников в процессе обучения математике?

На развитие умения анализировать у младших школьников в процессе обучения математике влияют различные факторы. Важную роль играет образовательная среда, в которой ребенок находится. Качество учебных материалов, методики обучения, подходы учителя - все это может влиять на развитие умения анализировать. Кроме того, индивидуальные особенности и природа ребенка также могут оказывать свое влияние. Некоторые дети могут иметь больший склонность к анализу и логическому мышлению, что способствует их развитию в данном умении.

Какие преимущества имеет развитие у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике?

Развитие у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно позволяет ученикам лучше понимать математические понятия и законы. Во-вторых, развитие аналитических навыков помогает детям научиться решать математические задачи грамотно и логически. В-третьих, такой образ обучения способствует развитию критического мышления и умения принимать взвешенные решения.

Какие методы можно использовать при развитии у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике?

Существует множество методов, которые можно использовать при развитии у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике. Некоторые из них включают игровые элементы, такие как головоломки и логические задачи. Другие методы включают работу с дидактическими материалами, применение ролевых игр и проведение коллективных обсуждений математических задач. Важно выбирать методы, которые подходят конкретной группе детей и помогают им наиболее эффективно развивать аналитические навыки.

Как можно оценить развитие у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике?

Оценка развития у младших школьников умения анализировать в процессе обучения математике может осуществляться с помощью различных методик и заданий. В рамках системы заданий, разработанных специалистами, можно использовать задачи, которые требуют аналитического мышления и логического рассуждения. Также можно проводить индивидуальные беседы с детьми, чтобы выяснить их уровень развития аналитических навыков. Важно учитывать, что оценка должна быть наглядной и понятной для ребенка, чтобы он мог понять, что именно нужно развивать и улучшать в своих умениях.

Как развивается умение анализировать у младших школьников в процессе обучения математике?

Развитие умения анализировать у младших школьников в процессе обучения математике происходит путем овладения определенными навыками и умениями. Сначала дети учатся распознавать и сравнивать числа, затем они учатся сравнивать и классифицировать различные формы и геометрические объекты. Постепенно дети научаются решать задачи, анализировать представленную информацию и составлять логические цепочки рассуждений. Важным шагом в развитии умения анализировать у младших школьников является использование игровых форм обучения, которые способствуют формированию аналитического мышления.

Как оцениваются достижения учащихся в начальной школе в области математики?

Для оценки достижений учащихся в области математики в начальной школе используется система заданий, разработанная специалистами. Эта система включает в себя задания разного уровня сложности, которые позволяют оценить знания и умения учеников в математике. Оценка достижения планируемых результатов осуществляется по шкале, где каждому уровню соответствует определенное количество баллов. Таким образом, проводится комплексная оценка учебных достижений учащихся в области математики.