Дидактическая игра как средство формирования навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 33 33 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 12.03.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы обучения нормам этикета дошкольников 6
1.1 Содержание понятия «этикет» в педагогике и психологии 6
1.2 Понятие игры. Классификация и виды игр 7
1.3 Специфика игровых технологий 15
Глава 2 Использование дидактических игр как средство формирования этикета за столом в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Выявление уровня развития этикета за столом в старшем дошкольном возрасте 18
2.2 Методика использования дидактических игр 20
2.3 Результаты контрольного эксперимента 28
Заключение 30
Список использованных источников 31




Фрагмент для ознакомления

В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Игра всегда предполагает принятие решений - как поступить, что сделать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет умственную деятельность тех, кто играет. Для детей игра - увлекательное занятие. В ней все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Во время игры незаметно усваивается материал, становится легче учиться. Дидактические игры «Культура поведения за столом»«Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.Ход игры:Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»Цель: закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;-учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;-формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.Игровая ситуация: «У Кати день рождения»Задачи:-обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;-закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;-воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;-воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детейОборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу.Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?Почему ты думаешь, что он выберет морковку?(Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.Дети садятся за стол и угощаются.Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.Играют в хороводную игру «Каравай».Вежливо прощаются.Дидактическая игра «Что чем едят»Карточки с изображением различных продуктов и блюд,- дети должны правильно подобрать карточку - что едят рукамиЧто едят ложкойЧто едят вилкойЧто едят вилкой и ножомСпасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!Правила поведения за столомАккуратно кушай хлеб -Это кухня, а не хлев.Не вертись юлой на стуле,Головой не лезь в кастрюлю.Будешь печь ты пироги -Нос, смотри, не обожги.Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.2.3 Результаты контрольного экспериментаКонтрольный эксперимент позволил проверить обоснованность наших теоретических положений и разработанной методики. Результаты опытно экспериментальной работы представлены показателями количественного анализа полученных данных в таблице 2.1.Таблица 2.1Динамика изменений уровней сформированности столового этикетаГруппаУровниНачальный срезИтоговыйсрез%%ЭкспериментальнаяВысокий25,4245,2Средний41,8145,76Низкий32,779,04В результате проведенной работы по формированию навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста, включающей в себя поведение серии этических занятий, цикла этических бесед и упражнений, мы заметили следующие изменения:- дети овладели умениями правильно пользоваться столовыми приборами;- дети освоили правила сервировки стола;- дети овладели умением пользоваться полотняной и бумажной салфеткой;- дети научились соблюдать правила столового этикета;- дети овладели правилами культуры еды.Анализ результатов контрольного исследования показал, что респонденты экспериментальной группы, где внедрялась разработанная методика, продемонстрировали более высокие результаты по сравнению сначальными, а именно: на 23,65% увеличилось количество дошкольников, что пребывают на высоком и среднем уровнях сформированности столового этикета. Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной.ЗаключениеИгре принадлежит особое место в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Игра рассматривается как творческая деятельность ребенка в дошкольном возрасте, и она является постоянной его спутницей, это - «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка всему.Благодаря успешному проведению игр развивается познавательная самостоятельность детей. Такая организация получения знаний позволяет максимально активизировать учебно-познавательную деятельность детей и одновременно способствует не только повышению качества обучения, но и обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта каждому ребенку с первых дней. В процессе проведения занятий с элементами игры, реализуется идея содружества, соревнования, самоуправления, ответственности каждого за результаты своего труда, а главное - интерес детей к занятиям. Благодаря игровым формам занятий удается привлечь пассивных учащихся к систематическому труду, дать возможность ребенку почувствовать успех, поверить в свои силы. Использование игровых упражнений на занятиях влияет на умственное развитие детей, совершенствует их мышление, внимание, творческие способности, обеспечивая обучение в сотрудничестве. Игра дает возможность избежать перегрузки и способствует устойчивому усвоению материала в условиях, максимально приближенных к естественным, создает учебно-речевые ситуации, в которых учитываются уже сформированные навыки. Игровые технологии не являются второстепенным видом деятельности, это - необходимая, всеобъемлющая часть обучения. В то же время, с целью получить определенную пользу и достичь желаемого учебного результата, игровые технологии необходимо тщательно подбирать, планировать, готовить и руководить ими.Можно сделать вывод, что проведенная нами формирующая работа по реализации обоснованных нами педагогических условий формирования навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста оказалась эффективной.Список использованных источниковАникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95С.Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.пос. для педагогов начальной и средней школы. / Т.П. Войтенко– Калуга: Адель, 2008. – 361с.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. - № 6. –С.34Газман, О.С. О понятии детской игры: сб. «игра в педагогическом процессе. / О.С. Газман– Новосибирск: 1989. – 112 с.Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин - М.: Просвещение, 1983. — 109 с.Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание / О.И. Даниленко - Л.: Издательство ЛГИК, 1989. - 102 с.Дорохов, А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения / А.А. Дорохов. - Минск: 1979. - 112 с.Дрязгунова, В.А. Дидактические игры. / В.А. Дрязгунова– М.: Просвещение, 1981. – 78 с.Заенко С.Ф. Игра и ученье. / С.Ф. Заенко – М.: Владос, 2010. – 154 с.Колоцця, Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. / Д.А. Колоцця- М.: 1909. – 117 с.Крылова, О.А. Приветствия и этикет / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001.-№4.-С. 58-62.Кудиярбекова, Г.К. Игровые технологии в учебном процессе / Г.К. Кудиярбекова // Бастауышмектеп. - 2007. - № 4. - С. 35-36.Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания. / Д.В. Лепешев//Детская Академия роста Творческая педагогика. - 2004. - № 1. - С. 72-82; № 2. - С. 86-92.Минич, О.А.Педагогические игры. / О.А.Минич, О.А. Хаткевич- М.: Знание, 2005, 221 с.Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. / Е.М. Минскин– М.: Просвещение, 2003. - 152 с.Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.Пидкасистый, П. И.Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. / П. И.Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров– М.: Рос. пед. агенство, 1996. – С. 5.Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Знание, 1957. – 115 с.Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92 с.Рубинштейн, С.Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 712 с. - Режим доступа к статье: http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt28.htmСелевко, Г.К.Современные образовательные технологии. / Г.К.Селевко- М.: Знание, 1998, - 217 с.Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово, 2001. - 928 с.Степанова, О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. / О.А.Степанова - М., 2003. - 128 с.Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.Школьник, Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях у учащихся / Г. И. Школьник.// Воспитание у учащихся познавательной активности - Волгоград, 1971. - С. 3-1Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. / С.А. Шмаков-М.: Новая школа, 1994. – 62 с.Эльконин, Д.Б. Игра / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров.// Педагогическая энциклопедия Т. 2. - М.: 1965. – 441 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин- М.: 1999. – 118 с.Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин- М.: 1957. – 217 с.

Список использованных источников

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95С.
2. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. / Т.П. Войтенко– Калуга: Адель, 2008. – 361с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. - № 6. –С.34
4. Газман, О.С. О понятии детской игры: сб. «игра в педагогическом процессе. / О.С. Газман– Новосибирск: 1989. – 112 с.
5. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин - М.: Просвещение, 1983. — 109 с.
6. Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание / О.И. Даниленко - Л.: Издательство ЛГИК, 1989. - 102 с.
7. Дорохов, А.А. Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения / А.А. Дорохов. - Минск: 1979. - 112 с.
8. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры. / В.А. Дрязгунова– М.: Просвещение, 1981. – 78 с.
9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. / С.Ф. Заенко – М.: Владос, 2010. – 154 с.
10. Колоцця, Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. / Д.А. Колоцця - М.: 1909. – 117 с.
11. Крылова, О.А. Приветствия и этикет / О.А. Крылова // Русская речь. - 2001. - №4. - С. 58-62.
12. Кудиярбекова, Г.К. Игровые технологии в учебном процессе / Г.К. Кудиярбекова // Бастауыш мектеп. - 2007. - № 4. - С. 35-36.
13. Лепешев, Д.В. Игровые технологии воспитания. / Д.В. Лепешев //Детская Академия роста Творческая педагогика. - 2004. - № 1. - С. 72-82; № 2. - С. 86-92.
14. Минич, О.А. Педагогические игры. / О.А.Минич, О.А. Хаткевич - М.: Знание, 2005, 221 с.
15. Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. / Е.М. Минскин– М.: Просвещение, 2003. - 152 с.
16. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.
17. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. / П. И.Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров– М.: Рос. пед. агенство, 1996. – С. 5.
18. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Знание, 1957. – 115 с.
19. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 712 с. - Режим доступа к статье: http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt28.htm
21. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Знание, 1998, - 217 с.
22. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. Современное слово, 2001. - 928 с.
23. Степанова, О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. / О.А.Степанова - М., 2003. - 128 с.
24. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
25. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
26. Школьник, Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях у учащихся / Г. И. Школьник. // Воспитание у учащихся познавательной активности - Волгоград, 1971. - С. 3-1
27. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. / С.А. Шмаков -М.: Новая школа, 1994. – 62 с.
28. Эльконин, Д.Б. Игра / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров .// Педагогическая энциклопедия Т. 2. - М.: 1965. – 441 с.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин - М.: 1999. – 118 с.
30. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. / Д.Б. Эльконин - М.: 1957. – 217 с.


Вопрос-ответ:

Зачем нужна дидактическая игра для формирования навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

Дидактическая игра является эффективным средством формирования навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте. Она позволяет детям на практике осваивать правила поведения за столом, развивать навыки вежливости, учиться общаться с другими детьми и взрослыми.

Какие основные понятия связаны с этикетом в педагогике и психологии?

В педагогике и психологии этикет ассоциируется с нормами вежливого поведения, правилами общения, умением соблюдать определенные порядки и регуляции. Он включает в себя навыки хорошего тона, правила этикета за столом, умение общаться в коллективе и другие социальные навыки.

Какие виды игр существуют в контексте формирования этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

В контексте формирования этикета за столом в старшем дошкольном возрасте используются разнообразные виды игр. Например, это игры-путешествия, где дети изучают правила поведения за столом в разных странах, игры-ролевые, где они имитируют ситуации общения за столом, или игры-головоломки, которые тренируют логическое мышление и сообразительность.

Как дидактические игры помогают формированию этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

Дидактические игры помогают формированию этикета за столом в старшем дошкольном возрасте путем создания ситуаций, где дети могут практиковать правила этикета в игровой форме. В ходе игры они активно общаются, соблюдают правила поведения и развивают социальные навыки, такие как вежливость, умение делиться и сотрудничать.

Каким образом детям старшего дошкольного возраста помогают дидактические игры в освоении этикета за столом?

Дидактические игры помогают детям старшего дошкольного возраста освоить этикет за столом, предлагая им конкретные ситуации и ролевые модели поведения. В ходе игры дети могут учиться правилам сервировки стола, правилам использования столовых приборов, научиться регулировать свое поведение и адаптироваться к различным условиям общения.

Зачем использовать дидактическую игру для формирования навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

Использование дидактической игры позволяет детям активно и с удовольствием учиться нормам этикета за столом. В игровой форме они легче усваивают правила поведения и стараются их соблюдать в реальной жизни.

Что такое этикет и почему он важен для дошкольников?

Этикет в педагогике и психологии - это нормы поведения, которые определяют правила общения и взаимодействия с окружающими людьми. Знание и соблюдение этикета помогает детям быть вежливыми, уважительными и адаптироваться в обществе.

Какие виды игр существуют?

Виды игр можно классифицировать по разным признакам. Например, по числу участников: индивидуальные или коллективные игры. По целям: обучающие, развивающие, ролевые и другие. По способу действий: настольные, дворовые, конструктивные и т.д.

В чем специфика игровых технологий?

Использование игровых технологий в обучении позволяет детям активно и творчески учиться, развиваться и применять полученные знания. Игры помогают формировать у детей навыки самостоятельности, сотрудничества, преодоления трудностей и другие полезные навыки для жизни.

Как использование дидактических игр помогает формированию этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

Дидактические игры позволяют дошкольникам активно участвовать в моделировании ситуаций за столом, где они могут практиковать навыки правильного поведения. Игровые задания помогают им осознать и запомнить правила этикета, а также развивают их речь, логическое мышление и моторику.

Какую роль играет дидактическая игра в формировании навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте?

Дидактическая игра играет важную роль в формировании навыков этикета за столом в старшем дошкольном возрасте. Она позволяет детям активно участвовать в процессе обучения, развивает навыки социализации, воспитывает культуру поведения за столом. В ходе игры дети учатся правильно сидеть за столом, использовать приборы для еды, разговаривать с соседями по столу и другие правила этикета.

Какие понятия представлены в разделе "Научно-теоретические основы обучения нормам этикета дошкольников"?

В разделе "Научно-теоретические основы обучения нормам этикета дошкольников" представлены такие понятия, как этикет в педагогике и психологии, понятие игры, классификация и виды игр, а также специфика игровых технологий.