Особенности личности женщины-менеджера

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология менеджмента
  • 27 27 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.1 Теоретическое определение понятия «личность» в современной литературе 3
1.2 Структура личности и ее особенности у людей 7
Глава 2. Основные функции менеджера в организации 13
2.1 Понятие «менеджер», рабочие функции менеджера 13
2.2 Личностные черты менеджера и их влияние на успешность работы 16
Глава 3. Гендерный фактор в управлении организацией 22
3.1 Гендерный аспект теории лидерства 22
3.2 Особенности личности женщины – менеджера 24
Литература 27
Фрагмент для ознакомления

Однако количество женщин, занимающих ключевые и руководящие посты неуклонно растет [14],[24],[25],[26].Так, за последние 4 года доля женщин-руководителей в крупных российских компаниях в целом увеличилась. Об этом свидетельствуют данные исследованийPricewaterhouseCoopers и АМР. В 2012 г. доля женщин в 82 крупных российских компаний составляла 42 %. Согласно рейтингу «Топ-1000 российских менеджеров» по версии Ассоциации менеджеров России (АМР), четверть позиций в нем занимают женщины[14],[24],[25],[26].Процессы активной интеграции женской и мужской моделей поведения в бизнесе, становятся предпосылкой для изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности [7,166-170].Профессиограммы, которые составляются для менеджеров, как правило, не учитывают гендерных различий в работе и составляются чаще всего на основании выборки менеджеров - мужчин. Вопрос женского лидерства изучаются в разных сферах - в психологии управления, экономике, социологии, политологии. Анализ литературных данных показывает, что на теорию женского лидерства существует две противоположные точки зрения. Одни исследователи говорят о том, что для женщин характерен определенный стиль управления, связанный с их гендерной принадлежностью, другие указывают на отсутствие каких –либо различий в лидерских стратегиях мужчин и женщин. Проведенные исследования позволили сравнить особенности лидерского поведения обоих полов[6],[9],[16].Результаты свидетельствовали о следующем: Лидерское поведение женщин характеризуется следующими особенностями- женщины предпочитают использовать демократичный и либеральный стиль в управлении. Мужчины чаще выбирают демократический и авторитарный. - для женщин характерен коллегиальный компонент в руководстве. Для мужчин – директивный. Женщины больше расположены оказывать помощь сотрудникам в случае возникновения затруднений. - женщины часто пользуются поэтапным контролем за ходом исполнения работы. Таким образом, несмотря на то, что женщина чаще выбирает более мягкий стиль управления, она способна осуществить контролирующие функции. -женщина больше направлена на межличностные отношения в коллективе. Ей важен моральный климат в коллективе. Она проявляет большую эмпатию и чуткость. В сложных ситуациях чаще обращается к высоким мотивам сотрудников, не стремится к жестким санкциям. -особенности мотивации труда носят у женщин определенное своеобразие. Как правило, если женщина довольна своей семейной жизнью. Она меньше направлена на реализацию в бизнесе. В то время как мужчина в любом случае высоко ценит возможность внесемейных отношений. Если женщина одинока или у нее имеется материальная необходимость, то она будет стремится к трудовой реализации. Таким образом, можно отметить, что мотивация труда носит у женщин скорее личностный характер, в то время как у мужчин отображает общие закономерности.-женщина более эмоциональна, более склонна переживать и проигрывать итог событий. -женщина чувствительнее реагирует на критику. В результате ее поведение не всегда носит конструктивный характер. -женщина более дипломатична в общении с социальными партнерами, более гибка и ситуативна в конкретной ситуации. - женщина более склонна к тактическому, а не стратегическому планированию. -женщины склонны боле мягко выходить из конфликтной ситуации.Таким образом, анализ лидерского поведения женщин показал, что они не копируют мужское поведение, они творчески используют свои личностные особенности и способности. 3.2 Особенности личности женщины – менеджераКак уже указывалось, женщины менеджеры обладают определенными личностными качествами, которые определяют их успешность в работе. Так, исследования Е.А Куроедовой, которые проводилисьначиная с 2008 г. и по 2014 год, показали, что женщинам – руководителям свойственны следующие личностные качества: Так, большинство женщин – руководителей (48%)склонны концентрироваться на ключевых моментах работы. Они нетерпимы к нарушению правил, очень дисциплинированны, педантичны. Также получены результаты, что женщины менеджеры отличаются терпеливостью, исполнительностью, умеренностью. Они общительны и заинтересованны в людях. Для молодых женщин-руководителей доминирование – ориентация на формальные взаимоотношения. То есть они стремятся к максимальному совершенству в том, что они делают. При стремлении к успеху могут проявлять даже агрессивность. Но в нестабильных условиях они чувствуют себя достаточно комфортно. Обладают критической оценкой и направленностью на инновации[14,94-98]. Вторым по частоте выступает поведенческий стиль доминирование – влияние. Для таких женщин характерна успешность в переговорах, они умеют убеждать других, быстро ориентируются в ситуации конкуренции. Однако они не всегда способны определить степень своего давления на человека, могут прибегать к манипулированию и давлению. Автор отмечает, что женщина-руководитель, при решении проблемы ориентирована в первую очередь на себя и на задачу, на результат деятельности[14,94-98]. . Также исследование подтвердило, что для женщин более характерным является демократический стиль управления. Авторитарный стиль встречается в редких случаях и проявляется чаще у женщин, недавно назначенных на руководящую должность. Либеральный стиль, как правило, несвойственен. Данные, полученные по методике Г. Шмишека, К. Леонгарда показал, что для женщин более характерными являются гипертимный и демонстративный тип характеров[14,94-98]. Для гипертимов характерно повышенное настроение, они бодры, жизнерадостны, энергичны. Приподнятое настроениесочетается с высокой активностью. Такие женщины деловиты, изобретательны, инициативны. В коллективе находятся в центре внимания, пользуются авторитетом. У них живой интеллект и хорошо сформированы волевые компоненты поведения. Такие женщины способны быстро думать и быстро принимать решения. Они способны реализовывать творческий подход к решению проблем и вопросов, направлены на нестандартные решения проблем. Для демонстративного типахарактерна легкость в установлении контактов. Они стремятся к лидерству, власти. Легко производят нужное впечатление на партнеров по бизнесу. Легко входят в доверие к нужным людям и добиваются своего. Общительны, приветливы[14,94-98]. Ими движет потребность в признании. Особенно часто такие женщины руководители встречаются в сфере продаж. Исследователи отмечают, что главное достоинство женщины руководителя –это гибкость. Она позволяет женщине-управленцу демонстрировать ровные отношения и с партнерами, и с сотрудниками. Кроме того, женщина проще, чем мужчина приспосабливается к неожиданным изменениям. Она чаще обращает внимание на мелкие детали, доводит до конца работу любой сложности. Женщины более ответственно относятся к сотрудникам, стараясь вникнуть в суть каждой проблемы. Они обладают высоким эмоциональным и социальным интеллектом.Впрочем, стоит отметить, что главным недостатком женщины руководителя психологи называют нехватку глобального взгляда на проблему. В силу своего восприятия, женщина не может планировать и мыслить стратегически. Она более консервативна и более нацелена на человеческие отношения[16,176-183]. Таким образом, по результатам третьей главы мы можем сделать следующие выводы. Несмотря на то, что женщины и мужчины-менеджеры реализуют различные управленческие стратегии и поведение, это определяет скорее качественное своеобразие управления и взаимодействия с подчиненными, поскольку, как показывают исследования, профессионализм не зависит от пола. Личностные черты успешных женщин – менеджеров в максимальной степени соответствуют тем требованиям, которые выдвигает профессия, что способствует их профессиональному росту и профессиональной самореализации.Литература1.Андреева И.Н., Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева // Психологический журнал. – 2008. - № 1.– С. 39-44.;2.Андроникова О.О.,Гендерная дифференциация в психологии: учеб.пособие / О.О.Андроникова. – Москва: Вузовский учебник, 2014. – 264 с.;3.Алавердов А. Р., Управление человеческими ресурсами организации.-М.: Моск. финансово-промышленный ун-т"Синергия", 2012. – 655;4.Аллин О.Н., Сальникова Н.И., Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2005. — 248 с.; 5.Беляева Г.Ф. Женщины Московского ун-та: профессиональная карьера и семья / Г.Ф. Беляева, Е.О. Ермолаева // Альманах соврем.науки и образования. – 2011. - № 5. – С. 77-82.6.Бендас Т.В., Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты :автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Бендас Т.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2002. - 27 с.;7.Вержибок, Г.В. Гендерная компетентность в профессиональной сфере / Г.В.Вержибок // Проблемы управления. – 2010. – № 3. – С. 166-170.;8.Викулина О.В., Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу . – М.: Владос-Пресс, 2013 г. – 243с;9.Грошев, И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в оргаизациях / И.В.Грошев // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 122-131.;10.Жуковская А.С., Роль семьи и карьеры в жизни современной женщины / А.С. Жуковская, А.А. Слонова, Г.В. Неупокоева // Сборник материалов Всерос. 58 науч.-практ. конф. молодых ученых «Россия молодая» : в 2 т. / отв. ред. В.Ю. Блюменштейн ; Кузбасский гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева. - 2013. – С. 289-291.;11.Завалкевич Л., Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления. – Киев: «Мультимедийное издательство Стрельбицкого», 2013. , Гл. «Личность менеджера»;12.Зуб А. Т., Психология управления: учебник и практикум для экономического бакалавриата; допущено УМО высшего образования / А. Т. Зуб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 372 с.;13.Ионова С.М., Шумал С.С., Шпаргалка по менеджменту. Ответы на экзаменационные билеты - — М.: Аллель- 2011. — 64 с.;14.Куроедова Е.О.,Психологические особенности успешной женщины-руководителя. // Педагогика и психология образования - № 1, 2015. 94-98, 15.Коноваленко В. А., Психология менеджмента. Теория и практика: учебник для бакалавров; допущено УМО высшего образования / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — М.: Юрайт, 2014. — 368 с.;16.Кухарчук, А.М. Гендерные различия // Человек и его профессия / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск, 2006. – С. 176-183;17.Логвинов И.Н. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодёжных группах : [по материалам обследования учащихся 8-11 кл. шк. г. Курска] / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев // Соврем.социал. психология: теоретические подходы и прикладные исслед. - 2011. - № 3(12). - C. 101-119.;18.Логвинов И.Н., Влияние пола на развитие личностных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров // Изд. Юго-Западного гос. ун-та. – 2013. - № 6 (51). – С. 81-87.;19.Маклаков А.Г., Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика : учеб.для вузов. – СПб.: Издательский дом "Питер", 2013.- 479с. 376-385;20.Немов Р.С., Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос 2011. -688с. 336-345;21.Парыгин Б. Д., Социальная психология: Учеб. пособие. -- 2-е изд., испр. и доп./Б. Д. Парыгин; - СПб.: 2010 г.;22.Рубинштейн С. Л., К.Абульханова-Славская, Основы общей психологии.–СПб. : Питер, 2007. – 720 с.;23.Хохлова Т. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3.;Интернет-ресурсы:24.Правда о прибылях: женщина-руководитель как залог успешного бизнесаFORBES WOMAN #ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ 05.10.2016http://www.forbes.ru/forbes-woman/zhenshchiny-v-biznese/329841-chem-zhenstvennee-tem-dorozhe;25.Бизнес по-женски: как преодолеть гендерные стереотипыFORBES WOMAN #ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ 05.07.2016http://www.forbes.ru/forbes-woman-column/zhenshchiny-v-biznese/323919-biznes-po-zhenski-kak-preodolet-gendernye-stereotip;26.Женщины в бизнесе: рекордные результаты. Портал Бизнес в России http://businessofrussia.com/july-2014/item/755-record-results.html

1.Андреева И.Н., Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта / И.Н.Андреева // Психологический журнал. – 2008. - № 1.– С. 39-44.;
2.Андроникова О.О.,Гендерная дифференциация в психологии: учеб.пособие / О.О.Андроникова. – Москва: Вузовский учебник, 2014. – 264 с.;
3.Алавердов А. Р., Управление человеческими ресурсами организации.-М.: Моск. финансово-промышленный ун-т"Синергия", 2012. – 655;
4.Аллин О.Н., Сальникова Н.И., Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2005. — 248 с.;
5.Беляева Г.Ф. Женщины Московского ун-та: профессиональная карьера и семья / Г.Ф. Беляева, Е.О. Ермолаева // Альманах соврем.науки и образования. – 2011. - № 5. – С. 77-82.
6.Бендас Т.В., Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты :автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Бендас Т.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2002. - 27 с.;
7.Вержибок, Г.В. Гендерная компетентность в профессиональной сфере / Г.В.Вержибок // Проблемы управления. – 2010. – № 3. – С. 166-170.;
8.Викулина О.В., Теория и практика психологии управления: настольная книга менеджера по персоналу . – М.: Владос-Пресс, 2013 г. – 243с;
9.Грошев, И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в оргаизациях / И.В.Грошев // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 122-131.;
10.Жуковская А.С., Роль семьи и карьеры в жизни современной женщины / А.С. Жуковская, А.А. Слонова, Г.В. Неупокоева // Сборник материалов Всерос. 58 науч.-практ. конф. молодых ученых «Россия молодая» : в 2 т. / отв. ред. В.Ю. Блюменштейн ; Кузбасский гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева. - 2013. – С. 289-291.;
11.Завалкевич Л., Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления. – Киев: «Мультимедийное издательство Стрельбицкого», 2013. , Гл. «Личность менеджера»;
12.Зуб А. Т., Психология управления: учебник и практикум для экономического бакалавриата; допущено УМО высшего образования / А. Т. Зуб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 372 с.;
13.Ионова С.М., Шумал С.С., Шпаргалка по менеджменту. Ответы на экзаменационные билеты - — М.: Аллель- 2011. — 64 с.;
14.Куроедова Е.О.,Психологические особенности успешной женщины-руководителя. // Педагогика и психология образования - № 1, 2015. 94-98,
15.Коноваленко В. А., Психология менеджмента. Теория и практика: учебник для бакалавров; допущено УМО высшего образования / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — М.: Юрайт, 2014. — 368 с.;
16.Кухарчук, А.М. Гендерные различия // Человек и его профессия / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск, 2006. – С. 176-183;
17.Логвинов И.Н. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодёжных группах : [по материалам обследования учащихся 8-11 кл. шк. г. Курска] / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев // Соврем.социал. психология: теоретические подходы и прикладные исслед. - 2011. - № 3(12). - C. 101-119.;
18.Логвинов И.Н., Влияние пола на развитие личностных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров // Изд. Юго-Западного гос. ун-та. – 2013. - № 6 (51). – С. 81-87.;
19.Маклаков А.Г., Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика : учеб.для вузов. – СПб.: Издательский дом "Питер", 2013.- 479с. 376-385;
20.Немов Р.С., Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос 2011. -688с. 336-345;
21.Парыгин Б. Д., Социальная психология: Учеб. пособие. -- 2-е изд., испр. и доп./Б. Д. Парыгин; - СПб.: 2010 г.;
22.Рубинштейн С. Л., К.Абульханова-Славская, Основы общей психологии.–СПб. : Питер, 2007. – 720 с.;
23.Хохлова Т. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3.;
Интернет-ресурсы:
24.Правда о прибылях: женщина-руководитель как залог успешного бизнесаFORBES WOMAN #ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ 05.10.2016http://www.forbes.ru/forbes-woman/zhenshchiny-v-biznese/329841-chem-zhenstvennee-tem-dorozhe;
25.Бизнес по-женски: как преодолеть гендерные стереотипыFORBES WOMAN #ЖЕНЩИНЫ В БИЗНЕСЕ 05.07.2016
http://www.forbes.ru/forbes-woman-column/zhenshchiny-v-biznese/323919-biznes-po-zhenski-kak-preodolet-gendernye-stereotip;
26.Женщины в бизнесе: рекордные результаты. Портал Бизнес в России http://businessofrussia.com/july-2014/item/755-record-results.html

Вопрос-ответ:

Каково определение понятия "личность" в современной литературе?

Личность в современной литературе определяется как сложное психологическое образование, которое включает в себя индивидуальные особенности человека, его познавательные процессы, мотивацию, эмоции, поведение и социальные отношения.

Каковы особенности структуры личности и ее особенности у людей?

Структура личности состоит из трех основных компонентов: ид, эго и суперэго. Ид представляет безусловные стремления и желания, эго контролирует и регулирует поведение, а суперэго включает в себя моральные нормы и ценности. Особенности личности у людей могут быть разными в зависимости от генетических, биологических и социально-психологических факторов.

Какие функции выполняет менеджер в организации?

Менеджер выполняет ряд функций в организации, включая планирование, организацию, руководство, контроль и координацию. Он также отвечает за принятие стратегических решений, установление целей, назначение задач, управление ресурсами и мотивацию сотрудников.

Какие личностные черты менеджера влияют на успешность его работы?

Личностные черты менеджера, которые могут влиять на успешность его работы, включают лидерские качества, коммуникативные навыки, умение принимать решения, организационные способности, способность к адаптации и управлению конфликтами, эмоциональную интеллектуальность, энергичность и мотивацию. Важно, чтобы менеджер обладал балансом между самоуверенностью и смиренностью, умел строить взаимоотношения с коллегами и подчиненными, был гибким и умел адаптироваться к переменам в организации.

Как гендерный фактор влияет на управление организацией?

Гендерный фактор может влиять на управление организацией, поскольку мужчины и женщины могут иметь различные личностные черты, стиль работы, предпочтения и подходы к решению проблем. Женщины-менеджеры могут быть более эмоционально интеллектуальными, социально ориентированными и способными к сотрудничеству. Однако, гендерные стереотипы и предрассудки могут оказывать влияние на возможности женщин в управлении организацией.

Какие особенности личности женщины менеджера рассматриваются в данном товаре?

В данном товаре рассматриваются особенности личности женщины менеджера, а именно ее личностные черты, которые влияют на успешность ее работы.

Какие функции осуществляет менеджер в организации, согласно данному товару?

Согласно данному товару, менеджер осуществляет рабочие функции, которые включают в себя планирование, организацию, руководство и контроль работы в организации.

Какое влияние на успешность работы оказывают личностные черты менеджера, согласно данным товара?

Согласно данным товара, личностные черты менеджера оказывают значительное влияние на успешность его работы. Например, высокая коммуникабельность, решительность, уверенность в себе и способность к принятию рисков могут способствовать успеху в управлении организацией.