Подвижные игры как профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 61 + 61 источник
- Добавлена 08.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки применения подвижных игр как средства профилактики агрессии у старших дошкольников 7
1.1. Анализ основных понятий, характеризующих агрессивное поведение в зарубежной и отечественной психологии 7
1.2. Психологические особенности проявлений детской агрессии в поведении детей дошкольного возраста 16
1.3. Потенциал подвижных игр в профилактике агрессии детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике агрессии старших дошкольников средствами подвижных игр 35
2.1. Методы и организация исследования 35
2.2. Программа профилактики агрессии старших дошкольников с применением подвижных игр 43
2.3. Оценка эффективности разработанной программы 51
Выводы по Главе 2 56
Заключение 59
Список литературы 61
Приложения 66
И. Ю. Авидон ]. - СПб. : Речь, 2000. - 408 с.Левитов Н. Психологическое состояние агрессии / Н. Левитов // Вопросы психологии.- 1972.-№6.-С. 168-173.Лоброзо Ч. Преступник. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Чезаре Ломброзо. - М. : Инфра-М. - 2004. - 316 с.Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Том 1 / Джон Локк. - М. : Изд-во социально-экономической литературы. - 1960. - 736 с.Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекциоиная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2002. -136 с.Майерс Д. Социальная психология (7-е изд) / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2007. - 794 с.Марк Аврелий. Размышления / Марк Аврелий. - СПб. : Эксмо. - 2008. -416 с.Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 144.Мен-Цзы / Первод с кит. В. С. Колоков / СПб. : Петербургское Востоковедение, 1999. - 352 с.Монтескье Ш. О Духе Законов, или об отношениях, в которых законы должны находится / Ш. Монтескье; пер. с фр. А. Г. Горнфельда. - М. : Издание Л.Ф. Пантелеева. - 1990. - 706 с.Налачаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. С.736.Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; [ пер. с нем. Е. Герцык и др. ]. - М. : Культурная революция, 2005. - 880 с.Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс ; | пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова]. - М. : Форум, 1997. - 160 с.Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Петровская Л. А. - М., 1982. - 168 с.Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Книга вторая. Подросток в условиях социальной изоляции / В. Ф. Пирожков. - М. : Ось. - 1998. -320 с.Словарь-справочник родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / под ред. Л. Г. Гусляковой, С. Г. Чудовой. - Барнаул, 2001.-92 с.Смирнова Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. -2002.- С. 17-26.Тард Г. Преступник и перступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Габриель де Тард. - М. : Директмедиа Паблишинг. - 2007. - 744 с.Философские трактаты Сюнь-Цзи. Исследование. Перевод. Размышление китаеведа / Сост. Е. В. Якимова. - М. : Наталис. - 2005. - 432 с.Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Анна Фрейд ; [ пер. с англ. М. Р. Гинзбурга ]. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; [ пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова ]. - Изд-во : АСТ. - 2004. — 635 с.Хекхаузен X. Агрессия / X. Хекхаузен // Мотивация и деятельность : в 2 т.-М., 1986,-Т. 1.-405 с.Чижова, О.В. Детская агрессивность / О.В. Чижова, С. Ю. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160с.Швалб Ю. М. Возрастная психология : учебн. пособие [ для студ. вузов ] / Ю. М. Швалб, И. Ф. Муханова. - Донецк : Норд-Пресс, 2005. -304 с.Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Эрик Эриксон. - М. : Прогресс, 1996.-340 с.Ямамото Цунэтомо. Хагакурз. Книга самурая / под ред А. Г. Кудряшова. - Санкт-Петербург : узд-во «Диля», 2010. - 208 с.Яценко Т. С. Агрессия : психодинамическая теория и феноменология / Т. С. Яценко, А. В. Глузман, И. В.Калашник, А. Е. Мелоян. - К. : Вища школа.-2010.-271 с.Bandura A. Aggression : Social learning analysis / Bandura A. - N. Y., 1986.- 197 p.Bandura A. Aggression. Child Psychology. The Sixty Second Year- book of the National Society for the study of Aggression. Part 1 / A. Bandura, R. Walters. - Chicago, 1963. -P. 364-415.Bowlby J. Separation anxiety / J. Bowlby // International Journal of Psychoanalysis. - 1960. - N. 41. - P. 89-113.Buss A. H. The psychology of aggression / A. H. Buss. - New York, 1961. -P. 169-181.Dodge K. A. Social information-processing factors in reactive and proactive agression in cildren's peer groups I K. A. Dodge, J. D. Coie // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987.-N 53.-P. 170-191.Feshbach N. The Relations Between Empathy and Aggression in Two Age Groups / N. Feshbach, S. Feshbach // Developmental Psychology. - 1973. -N l.-P. 186-191.Horney R. The Nevrotic Personality of Our Time / Homey R. - N.Y., 1936. -289 p.Kaufmann H. Aggression and Altruism / Kaufmann H. - New York : Holt, Rinehart and Winston, 1970. - P. 37-43.Tinbergen N. On war and peace in animals and man / N. Tinbergen // Caplan A/L. the sociobiology debate. - New York : Harper and Row, 1978. - P. 76-99.Zilmann D. Hostility and aggression /Zilmann D. - N.Y., 1983. - 361 p.ПриложенияПриложение1Содержание методики «Тест руки»Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.Ответы разносятся по 11 категориям: 1. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет. 2. Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми. 3. Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе. 4. Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям. 5. Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты. 6. Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам. 7. Эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ. 8. Увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям. 9. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия. 10. Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения. 11. Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия+указания)-(страх+привязанность+коммуникация+зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.Карточка 1Карточка 2Карточка 3Карточка 4Карточка 5Карточка 6Карточка 7Карточка 8Карточка 9Карточка 10 (пустая)Приложение 2Тест «Несуществующее животное»Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:- удаление,- приближение,- наклон,- выпрямление,- подъем,- падение.При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.Инструкция Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.Показатели и интерпретацияПоложение рисунка на листе В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент) Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).Части, поднимающиеся над уровнем фигуры Могут быть функциональными или украшающими:- крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).Хвосты Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.Контуры фигуры Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.Общая энергия Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).Оценка характера линии Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.Характер животного Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.Разное Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.Название Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).Приложение 3Шкала агрессивности (Р. Оrpinas, R. Frankovski) Инструкция. Дайте, пожалуйста, ответ, как часто истытуемый осуществлял перечисленные ниже действия в отношении одногруппников или других детей. Свои ответы обведите кружком.№УтверждениеВ течение последних 7 дней0 разІраз2 раза3 раза4 раза5 раз6 и > раз1.Дразнил других детей, чтоб рассердить их0І23456+2.Был сердитым большую половину дня0123156+3.Давал сдачу детям, которые пытались ударить первыми0І23456+4.Говорил про детей такое, что вызывало смех окружающих0123156+5.Подначивал других детей к драке0123456+6.Сильно толкал других детей0123156-7.Легко сердился на других детей0123456+8.Затевал драку потому, что бы сердитым013156+9.Бил кулаком или пинал что-то0І234556+10.Обзывал других детей0123156+11.Угрожал травмировать или ударить детей0І23456+-----------ЗАНЯТИЕ 1 (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП)Цель: обеспечение положительного эмоционального фона, чувство комфорта, сплоченности группы; снятие эмоционального напряжения; развитие эмпатических способностей у детей.Ход занятия:1. «Приветствие»Цель: подготовить участников к работе, создать позитивную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.Оборудование: мягкая игрушка.Ход упражнения: психолог здоровается с группой и просит участников по очереди поздороваться с мягкой игрушкой невербальным способом, без слов. Психолог здоровается первым и передает игрушку по кругу. Затем предлагает каждому поздравить своего соседа справа так же, как он здоровался с игрушкой.2. Упражнение «Имя»Цель: развитие коммуникабельности, снятия тревожности, формирование положительной самооценки, чувство собственной неповторимости, уверенности, спокойствия.Оборудование: мяч.Ход упражнения: дети передают по кругу мяч, называя предыдущих участников и добавляя свое: имя. Разрешается называться вымышленным именем -это служит диагностическим симптомом недовольство собой и низкого уровня самооценки.3. Пластический этюд «Солнышко»Цель: обеспечение чувство комфорта.Ход упражнения: Психолог: «От ласковых имен стало тепло как от солнышка. Сейчас мы все станем коровками и согреем друг друга ». Дети становятся в круг и повторяют за психологом.«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, я умываюсь. Я расчесываю свои лучи и медленно поднимаюсь.Я - большой шар. Во мне много тепла и света. Я - большой солнце. Я дарю свое тепло всем: небу, тучка, рекам, полям, людям. Я выдыхаю тепло.Я превращаюсь в тонкий солнечный луч. Я лечу к земле ныряю в мягкую зелень листвы, я купаюсь в волнах моря, я играю в белой пене ».4. Игра «Добрый животное»Цель: снятие напряжения, формирование чувства сплоченности группы.Ход упражнения: Участники становятся в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Станьте, пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы - одна большая, доброе животное. Давайте послушаем, как она дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - и шаг назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. И не только дышит животное, так же четко и ровно бьется ее большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. мы все берем дыхание стук сердца этого животного себе. »5. Этюд «Спаси птичку»Цель: развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии у детей.Ход упражнения: Психолог: «Представь, что у тебя в руках маленькая беспомощная птица. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей ее. Медленно по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птичку, подыши на нее, согревая своим ровным, спокойным дыханием, примеры ладони к груди, отдай птичке доброту своего сердца дыхания. А теперь открой ладони - и ты увидишь, что птичка радостно взлетела, улыбнись ей и не грусти, она еще прилетит к тебе ».6. Этюд «Улыбка по кругу»Цель: снижение напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения: Все берутся за руки и «передают» улыбку «по кругу»: каждый участник обращается к своему соседу справа и слева и, пожелав ему что-нибудь хорошее и приятное, улыбается ему, то улыбается следующем соседа и т.д. При этом можно образно «лепить улыбку» в ладонях и осторожно «передавать» ее по кругу, из рук в руки.Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит * группе за работу и приглашает * на следующую встречу.ЗАНЯТИЕ 2 (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП)Цель: обеспечение атмосферы доверия; снятие эмоционального напряжения, повышения адаптации в коллективе; развитие умения распознавать эмоциональные состояния других людей; развитие чувства сострадания, милосердия, развитие положительных эмоций.Ход занятия:1. Упражнение «Пушистики и колючки»Цель: подготовить участников к работе, создать позитивную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.Оборудование: набор небольших пушистых и колючих предметов (шарики ваты и кнопки), ящик (коробка).Ход упражнения: психолог здоровается с группой и спрашивает, с какими эмоциями они пришли на сегодняшнее: занятия: с «колючкой», которая символизирует какие-то неприятности, раздражение, негатив, или с «пушистики» - радостью, возвышенностью? Начиная с психолога, все по очереди выбирают «колючку» или «пушистика» и выражают свои эмоции на данный момент, кладя их в сундук.2. Подвижная игра «Пожалуйста»Цель: снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона, развитие внимания.Ход упражнения: психолог подает команду, которую нужно выполнять только при условии, если она сопровождается определенным обращением, то есть: «Пожалуйста ...». Если это слово не прозвучало, а некоторые из детей выполнил команду, то они выбывают из игры. Команды могут быть различными, например: «вправо», «влево», «поднять правую ногу», «поднять левую руку», и тому подобное.3. Упражнение «Наши эмоции»Цель: развитие умения распознать эмоциональные состояния других людей.Оборудование: пиктограммы различных эмоциональных состояний (рис. 1), бумага А4, карандаши, зеркало.Ход упражнения: психолог показывает значок детям.В одной сказочной стране жили гномы. Все они были очень разные, каждый жил в своем домике. Они назывались: Весельчак, Ворчун (сердитый гном), Боягуз (всего боится) и др. Психолог обращается к детям:1) «А теперь, дети, давайте найдем пиктограммы, похожие на наших гномов и назовите, когда бывает такое лицо у людей».2) «перерисуйте схематические рисунки так, чтобы слева были изображения эмоциональных состояний, детям нравятся, а справа - те, что не нравятся».После выполнения задания дети по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем - справа, и объясняют, почему им нравятся или не любите определенные эмоциональные состояния.3) «Определите свое настроение, эмоциональное состояние в данный момент, нарисовать его на листе бумаги и коротко объясните причину того или иного положения».При обсуждении различных эмоциональных состояний, психолог обращает внимание на особенности экспрессии лица: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и тому подобное.Дети выполняют упражнение «Зеркало»Цель: научиться распознавать эмоциональные проявления.Ход упражнения: детям предлагается изобразить поочередно все эмоциональные состояния перед зеркалом.Во время проведения упражнения следует обратить внимание детей на то, что каждый человек проявляет эмоции по-своему, но в выражении их всегда есть что-то похожее.4. Беседа «Волшебное слово» Цель: снятие эмоционального напряжения.Ход беседы: проводится беседа о силе «волшебного» слова «пожалуйста», о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливая, а какое - грубый человек и из этих двух тактик решения проблем является более конструктивной и эффективной.5. Игра «Мой хороший попугай»Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умение работать в группе.Оборудование: игрушечный плюшевый попугай.Ход игры: Дети стоят в кругу. Затем психолог говорит: «Дети! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? »Дети предлагают« Говорить с ним ласково », «Научить его играть» и другие. Психолог бережно передает кому-то из них плюшевого попугая, ребенок, получив игрушку, должна прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.Игра проводится в медленном темпе.6. Этюд «После дождя»Цель: снятие усталости, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения: Дети представляют жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг лужи, стараясь не замочить ноги. Затем бесчинствуют, прыгают по лужам так сильно, шо брызги летят во все стороны, им очень весело.7. Этюд «Улыбка по кругу»Цель: снижение напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения: Все берутся за руки и «передают» улыбку «по кругу»: каждый участник обращается к своему соседу справа и слева и, пожелав ему что-нибудь хорошее и приятное, улыбается ему, то улыбается следующем соседа и т.д. При этом можно образно «лепить улыбку» в ладонях и осторожно «передавать» ее по кругу, из рук в руки.Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает на следующую встречу.ЗАНЯТИЕ 3 (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП)Цель: снятие эмоционального напряжения; формирование положительной самооценки; осознание своих положительных черт; повышение чувства личностной значимости; формирование альтруистских форм поведения, умение заботиться о других.Ход занятия:1. Упражнение - приветствие «Подвижные огоньки»Цель: способствовать установлению контакта между участниками и настройке на работу в группе.Ход упражнения: Сейчас один из нас скажет своему соседу совсем короткую приветственную фразу, например: «Здравствуйте!», «Привет!». Сосед мар можно быстрее встать, повторить фразу и сесть, а следующий участник -сделать то же. Так волна вставаний и повторений бежит по кругу. Выполнять эту задачу надо максимально быстро. Когда волна проходит полукруга, в задачи добавляется еще один элемент, по усмотрению, скажем, пятого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Например: участник, сидящий напротив того, кто начал игру, встает и говорит: «Здравствуйте!», А затем дважды хлопает в ладоши и садится. Теперь все дети должны выполнять этот комплекс, а затем очередной участник добавляет что-то новое. Игра прекращается, когда членам группы приходится повторять 3 4 движения или фразы.2. Игра «Котик»Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.Оборудование: музыкальные записи спокойной музыки «Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш на реке», «Малыш и птичка» и другие.Ход игры: Дети находятся на коврике. Под музыку они придумывают сказку о котике, который:• нежится на солнышке (лежит на коврике)• потягивается:• умывается:• царапает коготками коврик и тому подобное.3. Упражнение «За что меня любит мама?»Цель: повышение значимости каждого ребенка, осознание своих положительных черт.Ход упражнения: Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что любит мама. Если возникают трудности, другие дети могут помочь.Подвести детей к выводу о том, что нужно внимательно относиться к окружающим.4. Упражнение «Работа с зеркалом»Цель: формирование адекватной самооценки; развитие позитивного самовосприятия.Оборудование: зеркальце.Ход упражнения: психолог предлагает детям по очереди взять в руки зеркальце, глядя в него, рассказать вслух о любви к себе или простить кое-что себе. Движение зеркала начинается от психолога. Другие дети могут «подсказывать» тому, у кого есть зеркальце.5. Беседа по сказке «Гуси- лебеди»Цель: моделирование ситуаций, вербализация глубинных переживаний, мобилизация жизненных сил детей на их уничтожение, развитие сочувствия, сопереживания.Оборудование: сказка «Гуси- лебеди»Ход беседы: После прочтения сказки «Гуси- лебеди», провести анализ героев сказки: гусей и сестрички:• Какие герои вам понравились?• Почему?• которые не понравились? Почему?Дети называют и показывают мимикой основные черты сказочных героев:• Кого бы вы выбрали себе друга? Почему?• У кого из сказочных героев сердце было: хорошо, прекрасно, плохо, каменный, холодный.После обсуждения, следует проиграть сцены из сказки. 6. Игра «Подари свое сердце»Цель: диагностика уровня сформированности нравственных чувств.Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаши.Ход игры: Предложить детям нарисовать и вырезать из цветной бумаги сердечко и «подарить» его героям сказки «Гуси- лебеди», которые нравятся.7. Упражнение «Львы»Цель: снять эмоциональное напряжение, ауторелаксация и обучение саморегуляции.Ход вправе /. Психолог говорит: «Представьте себе, что все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче заревет. По моей команде начинаем ».Затем психолог спрашивает: «А кто может рычать громче? Хорошо ворчите, львы »Дети пытаются рычать громче. А психолог подсказывает:детям, когда они злятся, то могут представить себе, что они - львы, и громко зарычать на своего обидчика.Однако, лев - это царь зверей, сильная благородное животное. Он прекрасный и гордый, свободная, не суетливый. Он умеет: себя сдерживать. Мы все - сильные духом, полны достоинства львы (все изображают величественную осанку льва), мощные, уверенные в себе, спокойные и мудрые.8. Этюд «Улыбка по кругу»Цель: снижение напряжения, создание атмосферы доверия, обеспечение положительного эмоционального фона.Ход упражнения: Все берутся за руки и «передают» улыбку «по кругу»: каждый участник обращается к своему соседу справа и слева и, пожелав ему что-нибудь хорошее и приятное, улыбается ему, то улыбается следующем соседа и т.д. При этом можно образно «лепить улыбку» в ладонях и осторожно «передавать» ее по кругу, из рук в руки.Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит группу за работу и приглашает * на следующую встречу.ЗАНЯТИЕ 4 (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП)Цель: обеспечение чувство комфорта, уменьшения тревоги, развитие положительных эмоций; обучение навыкам ауторелаксаци; установление телесного контакта; формирование способности к эмпатии, доверия, сопереживания, сочувствия, установления доверительных отношений.Ход занятия:1. Упражнение «Приветствие»Цель: подготовить участников к работе, создать позитивную атмосферу, хорошее настроение, способствовать сплоченности группы.Оборудование: мягкая игрушка.Ход упражнения: психолог здоровается с группой. Просит участников по очереди поздороваться с мягкой игрушкой невербальным способом, без слов. Психолог здоровается первым и передает игрушку по кругу. Затем предлагает каждому поздравить своего соседа справа так же, как он здоровался с игрушкой.2. Упражнение «Клубочек»Цель: тренинг группового взаимодействия, установления доверительных отношений.Оборудование: клубок шерстяных ниток яркого цвета.Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают клубок ярких ниток, (таким образом, чтобы он разматывался) кому захотят, говоря при этом добрые пожелания. Во время игры появляется паутинка, которая соединяет детей.3. Упражнение «Танец спина к спине» Цель: релаксация, снятие психоэмоционального напряжения.Оборудование: запись музыки для фонового сопровождения (П. И. Чайковский «Полька»).Ход упражнения: дети ищут себе пару по цвету одежды, сплетают руки в положении спина к спине и танцуют. Звучит веселая и оживленная музыка. Когда она останавливается, детям в это время следует изменить партнера.4. Игра «Эмоции героев»Цель: игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.Оборудование: сказка «Красная шапочка», пиктограммы годовых эмоциональных состояний (доп. 1).Ход игры: психолог напоминает детям утку «Красная шапочка». Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями годовых эмоциональных состояний.Ребенок откладывает несколько карт, на ее взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в годовых ситуациях.Каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ей кажется, что герой был веселый, грустный, подавленный.Беседа с детьми:• Что бы ты ответил герою сказки, если бы он тебя спросил?• Что бы ты сделал на месте героя?• Что бы ты чувствовал, если бы герой сказки появился здесь?После обсуждения происходит ролевое проигрывание сцен сказки.5. Игра «Серебряное копытце»Цель: игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающему миру, сплоченности детей.Ход игры: Инструкция: «Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке серебряное копытце. Как только трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они очаровательны, невидимые. С каждой новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, идущие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься ».6. Упражнение «Я - ветер»Цель: снять напряжение, ауторелаксация, научить приемам саморегуляции.Ход упражнения: Дети удобно устаиваются на ковре, закрывают глаза Психолог просит внимательно слушать, что он будет говорить и представлять себя ветром.«Я - ветер. Я легкий, нежный, теплый. Я играю с цветами, я нежно касаюсь их лепестков. Я прячусь в кронах деревьев и шуршу листочками. Я вдыхаю в себя чистый воздух полей и становлюсь сильнее и добрее ... Мои крылья легкие и большие. Я лечу над морем, поднимаюсь высоко в горы и пою во весь голос: «Я - ветер. Я быстрый, сильный, добрый ветер »- повторяют громко дети.
1. Абраменкова В. В. Справочник по психологи и психиатрии детского и подросткового возраста / Ассоциация детских психиатров и психологов / В. В. Абраменкова, М. А. Белянчикова. А. Л. Битова; под ред. С. Ю. Циркин. - 2-е изд, перераб и доп. - СПб., 2004. - 896 с.
2. Аллан Ф. Азбука для родителей / Фромм Аллан. - М. : Астрель. - 2003. -350 с.
3. Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. -№6. - С. 112-123.
4. Безруких М. М. Проблемные дети / М. М. Безруких / Ин-т Рос. Академии образования. - М. : УРАО, 2000. - 312 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л. И. Божович. - М. : Просвещение,1968.-464 с.
6. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
7. Бондаренко Т. Н. Профилактическая диагностика минимальных мозговых дисфункций у детей младшего школьного возраста // Практична психология та социальна работа. — 2002. -№ 7. -С. 44-54.
8. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук Л. Ф - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 688 с.
9. Бэрон Р. Агрессия / P. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2000. - 352 с.
10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / Бютнер К. - М. : Педагогика,1991.- 144 с.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / Вилюнас В. К. - М. : Издательство Моск. ун-та, 1976. - 143 с.
12. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. Губина. - М. : Паука,1999.-512 с.
13. Гоббс Т. Сочинения. В двух томах. Том 1. / Томас Гоббс. - М. : Мысль. - 1989.-622 с.
14. Джемс У. Научные основы психологи / Уильям Джемс. - X. : Харвест. - 2003.-528 с.
15. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н. А. Дубинко // Вопросы психологии. -2000.-№!.-С. 53-57.
16. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический етюд / Э. Дюркгейм. - М. : Директмедиа Паблишинг. - 2007. - 744 с.
17. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб., 1999.
18. Кемибелл Р. Как справиться с гневом ребенка. — СПб., 1997.
19. Кендалл Ф. Психотерапия детей и подростков / Ф. Кендалл. - СПб. Питер.-2002.-432 с.
20. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / Кондаков И. М. - Спб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 783 с.
21. Кордуэлл М. Психология. А- Я : Словарь-справочник / М. Кордуэлл. -[ пер. с англ. К. Ткаченко ]. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
22. Краснова М. В. Система работы ДОУ по профилактике детской агрессии // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №1 С.84-89.
23. Креч Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р. Кратчфилд, И. Ливсон // Элементы психологии. - М., 2001 - 576 с.
24. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин; [ пер. с англ. И. Ю. Авидон ]. - СПб. : Речь, 2000. - 408 с.
25. Левитов Н. Психологическое состояние агрессии / Н. Левитов // Вопросы психологии.- 1972.-№6.-С. 168-173.
26. Лоброзо Ч. Преступник. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / Чезаре Ломброзо. - М. : Инфра-М. - 2004. - 316 с.
27. Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Том 1 / Джон Локк. - М. : Изд-во социально-экономической литературы. - 1960. - 736 с.
28. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокорекциоиная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2002. -136 с.
29. Майерс Д. Социальная психология (7-е изд) / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2007. - 794 с.
30. Марк Аврелий. Размышления / Марк Аврелий. - СПб. : Эксмо. - 2008. -416 с.
31. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
32. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 144.
33. Мен-Цзы / Первод с кит. В. С. Колоков / СПб. : Петербургское Востоковедение, 1999. - 352 с.
34. Монтескье Ш. О Духе Законов, или об отношениях, в которых законы должны находится / Ш. Монтескье; пер. с фр. А. Г. Горнфельда. - М. : Издание Л.Ф. Пантелеева. - 1990. - 706 с.
35. Налачаджян А. Агрессивность человека. СПб.: Питер, 2007. С.736.
36. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше; [ пер. с нем. Е. Герцык и др. ]. - М. : Культурная революция, 2005. - 880 с.
37. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс ; | пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова]. - М. : Форум, 1997. - 160 с.
38. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Петровская Л. А. - М., 1982. - 168 с.
39. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Книга вторая. Подросток в условиях социальной изоляции / В. Ф. Пирожков. - М. : Ось. - 1998. -320 с.
40. Словарь-справочник родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / под ред. Л. Г. Гусляковой, С. Г. Чудовой. - Барнаул, 2001.-92 с.
41. Смирнова Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. -2002.- С. 17-26.
42. Тард Г. Преступник и перступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Габриель де Тард. - М. : Директмедиа Паблишинг. - 2007. - 744 с.
43. Философские трактаты Сюнь-Цзи. Исследование. Перевод. Размышление китаеведа / Сост. Е. В. Якимова. - М. : Наталис. - 2005. - 432 с.
44. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Анна Фрейд ; [ пер. с англ. М. Р. Гинзбурга ]. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.
45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; [ пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова ]. - Изд-во : АСТ. - 2004. — 635 с.
46. Хекхаузен X. Агрессия / X. Хекхаузен // Мотивация и деятельность : в 2 т.-М., 1986,-Т. 1.-405 с.
47. Чижова, О.В. Детская агрессивность / О.В. Чижова, С. Ю. Калинина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160с.
48. Швалб Ю. М. Возрастная психология : учебн. пособие [ для студ. вузов ] / Ю. М. Швалб, И. Ф. Муханова. - Донецк : Норд-Пресс, 2005. -304 с.
49. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Эрик Эриксон. - М. : Прогресс, 1996.-340 с.
50. Ямамото Цунэтомо. Хагакурз. Книга самурая / под ред А. Г. Кудряшова. - Санкт-Петербург : узд-во «Диля», 2010. - 208 с.
51. Яценко Т. С. Агрессия : психодинамическая теория и феноменология / Т. С. Яценко, А. В. Глузман, И. В.Калашник, А. Е. Мелоян. - К. : Вища школа.-2010.-271 с.
52. Bandura A. Aggression : Social learning analysis / Bandura A. - N. Y., 1986.- 197 p.
53. Bandura A. Aggression. Child Psychology. The Sixty Second Year- book of the National Society for the study of Aggression. Part 1 / A. Bandura, R. Walters. - Chicago, 1963. -P. 364-415.
54. Bowlby J. Separation anxiety / J. Bowlby // International Journal of Psychoanalysis. - 1960. - N. 41. - P. 89-113.
55. Buss A. H. The psychology of aggression / A. H. Buss. - New York, 1961. -P. 169-181.
56. Dodge K. A. Social information-processing factors in reactive and proactive agression in cildren's peer groups I K. A. Dodge, J. D. Coie // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987.-N 53.-P. 170-191.
57. Feshbach N. The Relations Between Empathy and Aggression in Two Age Groups / N. Feshbach, S. Feshbach // Developmental Psychology. - 1973. -N l.-P. 186-191.
58. Horney R. The Nevrotic Personality of Our Time / Homey R. - N.Y., 1936. -289 p.
59. Kaufmann H. Aggression and Altruism / Kaufmann H. - New York : Holt, Rinehart and Winston, 1970. - P. 37-43.
60. Tinbergen N. On war and peace in animals and man / N. Tinbergen // Caplan A/L. the sociobiology debate. - New York : Harper and Row, 1978. - P. 76-99.
61. Zilmann D. Hostility and aggression /Zilmann D. - N.Y., 1983. - 361 p.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия характеризуют агрессивное поведение в психологии?
Агрессивное поведение в психологии характеризуется такими основными понятиями, как агрессия, конфликт, насилие, деструктивность.
Какие психологические особенности проявляют дети дошкольного возраста в своей агрессии?
Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессию по разным причинам, таким как недоразвитие коммуникативных навыков, неврологические особенности, неуверенность в себе и т.д. Они могут выражать свою агрессию через физическое или вербальное насилие, а также через игру или манипуляции.
Чем могут помочь подвижные игры в профилактике агрессии у старших дошкольников?
Подвижные игры могут помочь старшим дошкольникам в профилактике агрессии путем развития их моторики, координации движений, а также способности контролировать свои эмоции. Они могут учить детей справляться с конфликтами, развивать навыки коммуникации и сотрудничества, а также учить детей выражать свои эмоции через игру.
Какие основные понятия характеризуют агрессивное поведение в зарубежной психологии?
В зарубежной психологии агрессивное поведение характеризуется такими основными понятиями, как агрессия, конфликт, враждебность, насилие.
Какие психологические особенности проявляют дети дошкольного возраста в своей агрессии?
Дети дошкольного возраста могут проявлять агрессию из-за недостаточного развития навыков самоконтроля, ограниченных возможностей общения со взрослыми и сверстниками, неуспехов в учебе или взаимоотношениях с другими детьми, а также в результате подражания агрессивным моделям поведения.
Какие понятия характеризуют агрессивное поведение у детей в зарубежной и отечественной психологии?
В зарубежной и отечественной психологии для характеристики агрессивного поведения у детей используются такие понятия, как прямая агрессия (физическое насилие, нападение на других), косвенная агрессия (подлые игры, сплетни), физическая агрессия (поднятый кулак, удар) и вербальная агрессия (оскорбления, угрозы словами).
Какие психологические особенности проявлений детской агрессии можно выделить в поведении детей дошкольного возраста?
В поведении детей дошкольного возраста можно выделить такие психологические особенности проявлений детской агрессии, как эмоциональная неустойчивость, низкая самоконтроль и саморегуляция, имитация агрессивного поведения, зависимость от моделей поведения, неумение разрешать конфликты, низкий уровень социальных навыков и т.д.
Какой потенциал имеют подвижные игры в профилактике агрессии у детей старшего дошкольного возраста?
Подвижные игры обладают большим потенциалом в профилактике агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют физическому и эмоциональному развитию детей, помогают управлять агрессивными эмоциями и направлять их в безопасное русло, развивают социальные навыки и коммуникативные умения, помогают учиться разрешать конфликты и сотрудничать с другими детьми.