Тема любови в лирике символистов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 24 24 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.02.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Символизм, как направление в литературе 5
1.1. Исторический путь развития символизма, как направления литературы 5
1.2. Особенности символизма, как направления в литературе 11
Глава II. Любовная лирика направления символизм 14
2.1. Особенности любовной лирики символизма 14
2.2. Любовная лирика К. Бальмонта 16
2.3. Любовная лирика А. Блока 19
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Произведение несет в себе огромный образный строй, раскрываемый перед читателем посредством символов. Центральный символ – луны, можно рассматривать как образ возлюбленной, некогда страстно желанной женщины. «Ее лик омраченный исчез» – именно так описывает свои ощущения Бальмонт [Анненский: 115]. Лунный мир во многих произведениях понимается им как мир неземного, высший мир. Не стоит забывать, что в мировом искусстве луна это сложнейший символ-знак, который моет быть истолкован в двусмысленном ключе, с одной стороны он несет в себе и сладость, и горечь любви с другой стороны. Что в очередной раз подтверждает сложный путь формирования героя. Любовь понимается К. как высшая духовность человека, высшая награда, которая даруется ему для постижения чувственного бытия. Любовь есть свет, что сходит к нам оттуда,Из царства звезд, с лазурной высоты,Она в нас будит жажду чуда И красоты. И красота есть луч, который тонет,Вдали от солнца, в сумраке теней,Когда оно его уронитВ умы людей. И если дух людской пронизан светом, Что шлет ему небесная звезда, Он жадно мчится за ответом,    Туда, туда.В лирических произведениях символиста подсознание главенствует над сознанием. По мнению К. Бальмонта в стихах нет сознания, своими произведениями он возвращает современников в первоосновам Бытия, к изначальной целостности чувств. Любовь для поэта есть цель, смысл жизни и ее стихийная основа. Для К. Бальмонта любовь есть цель. 2.3. Любовная лирика А. БлокаГоворя о любовной лирике направления символизма невозможно обойти стороной творчество А.А. Блока. Любовь в произведениях поэта обретает божественный смысл, только любовь, по мнению поэта, может раскрыть смысл жизни.Первый сборник о любви создан под влиянием философских идей В. Соловьева, как отмечалось ранее, его философия была тесно переплетена с творчеством символистов, «Стихи о Прекрасной Даме». Не смотря на то, что часть критиков соотносит сборник с автобиографическими событиями и любовью к реальной женщине, свои стихи поэт посвящает некому идеальному далекому образу. В своих произведениях А. Блок предлагает читателю уйти от реальной жизни, как и сам поэт, совершает побег в неземной мир, мистики и тайн [Жирмунский: 205]. Миф о Софии нашел свое отражение в традиционной лунной символике: героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца: Ты горишь над высокой горою,    Недоступна в Своем терему.    Я примчусь вечерней порою,    В упоенье мечту обниму.Это не просто любовь это любовь в религиозном аспекте, герой не просто питает теплые чувства к своей возлюбленной, он приклоняется перед ней и испытывает религиозный трепет, такие чувства можно испытывать только перед чем-то не постижимым, перед величественным идеалом. Такая любовь является религиозной по своему характеру, в ней нет низменных человеческих страстей, любовь не является приземленным чувством. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик») [Жирмунский: 206]. Лирический герой не видит величия своей возлюбленной, он ощущает его интуитивно, как и читатель. Постепенно в рамках цикла перед читателем все более точно прорисовывается образ Дамы, но при этом поэт сохранят характер неясности и дымки далекого идеала. На просторах произведений существует лирический персонаж, который с одной стороны жаждет встречи с недостижимым идеалом, а с другой стороны он предчувствует перемены, которые принесет такая судьбоносная встреча. Появление Прекрасной Дамы в реальной земной жизни, грозит герою сильным душевным потрясением. Страх от соприкосновения с реальным миром нашел отражение в строках произведения «Предчувствую тебя»: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Состояние ожидания носит драматический характер, противопоставляется земное и небесное, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, поведение героя определяется ритуалом самозабвенного служения.Поэт широко использует прилагательные с семантикой неопределенности и глаголы с семантикой безличности или пассивного созерцания: «неведомые тени», «нездешние видения», «непостижимая тайна»; «вечер придвинется», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю», «направляю взор». Литературоведы часто называют первый том лирики Блока «стихотворным молитвенником». Ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения – упоминаниями лампад, свечей, церковной ограды, – а также господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре.В цикле произведений «Снежная маска», происходит преображение Прекрасной Дамы в Снежную Деву. Если в ранних произведениях образ возлюбленный был туманным, с едва угадываемыми очертаниями, то цикле стихов «Снежная маска» перед читателем в качестве героини предстает реальная женщина. Любовь больше не несет за собой просветления, она больше не светлое по своему характеру чувство, сам А. Блок уподобляет любовь снежной буре, увлекающей за себя, закручивающей в своих вихрях, такое чувство не оставляет места счастью. Уже в более поздних произведениях, например в цикле «Страшный мир», любовь становиться тяжелой, сопряженная с муками и страданиями. Лирический герой испытывает разочарование в человеческих чувствах, в высшем идеале. Мрачный характер цикла соотноситься с событиями кризиса, усугубляющимися в то время в обществе. Характер любовной темы в произведениях А. Блока, менялся на всем протяжении творчества, от восторженного чувства влюбленности до тяжелой мучительной зависимости от этого чувства. Творческий гений А. Блока прошел путь развития от всепоглощающей «любови-страсти», «любови-стихии», прославит «бурю цыганских страстей», утверждая, что именно в ней, в ее свете и пламени совершается преображение человека, а значит, и мира.   ЗаключениеБогатое эстетическое наследие представителей русского символизма: В.Брюсова, А.Блока, В.Иванова, А.Белого и других, как в России, так и на Западе, признано одним из важнейших явлений, определивших характерные черты развития гуманистической мысли XX века. Олицетворением творческого универсализма эпохи, которую называют русским Ренессансом, является философская и критическая проза одного из основоположников русского символизма – Д.Мережковского.Значения символизма для русской культуры очень велико. В произведении символистов нашли отражение предчувствия социальных и культурных трагедий и проломных событий начала ХХ в. Их произведения содержат призыв к миропорядку, к духовной культуре, в которой мерилом должна была стать духовная свобода людей.Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности.Подводя итоги, хотелось бы отметить, что направление символизма в России состояло из двух поколений поэтов: «младосимволисты» и «старшие символисты». Прежде всего, в своих произведениях поэты обращались к миру чувств, взывали к понимании стихов интуитивно, подсознательно. Оба поколения символистов предпринимали попытки постичь тайны мироздания, провести читателя в сферу не познанного, чувственного, туда, где не действуют законы логики. Не смотря на такое единство между поколениями, существуют споры, которые усугубляются к началу двадцатого века, старшие символисты говорят о символизме как об искусстве, поколение младосимволистов относиться к символизму как эстетико-философскому направлению. Философские искания символистов во многом были обусловлены мировоззренческим сдвигом. Переоценка ценностей коснулась взглядов на роль искусства и роль творца в нем, на такие категории как любовь и смерть, на образ женщины. Женское начало признается равным мужскому, меняется отношение к женщине. Красота женщины в эпоху русского культурного ренессанса противопоставляется красивости как феномен тесно связанный с идеями Истины и Добра, вне связи с которыми Прекрасное существовать не может. Список литературыАнненский И.Ф. Бальмонт - лирик // Анненский И.Ф Книга отражений. – М.: Наука , 1979.– 680с.Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // В.Ф. Асмус Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 531 – 609.Бальмонт К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт. – М.: Аделант, 2011. – 288 с.Белый А. Душа самосознающая / А.Белый ; сост. Э.И. Чистякова . – М. : Канон+, 1999 . – 559 с.Белый А. Символизм как миропонимание/ А. Белый – М.: Республика, 1994. – 528с.Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. – М., 1989. - С. 17-51.Бердяев Н.А. Декадентство и мистический реализм // Н.А. Бердяев Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). – СПб.: Общественная польза, 1910. – 316 с.Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.– Ленинград: 1977. – 243с.Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения. //Русская литература XX века. 1890-1910./ С.А. Венгеров – М.: Мир, 2000. – 37с. Гачев Г.Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей/ Г.Д.Гачев, – М.: Новости, 1991. – 272 с. Гиндин С.И. Неосуществленный замысел Брюсова. // Вопросы литературы,- 1970, №9,- С. 190-226.Гиппиус З.Н. Влюбленность. О любви. Арифметика любви. О женах. // Русский Эрос, или Философия любви в России.– М.: Прогресс, 1991. – С. 147 – 220 с. Климентов А. Романтизм и декадентство: Философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). / А. Климентов. – Одесса, 1913.– 210 с. Колобаева Л.А. Русский символизм. / Л.А. Колобаева, – М.: МГУ, 2000. – 296с.Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2т.- Т.1. / Д.С. Мережковский,– М.: Искусство, 1994. – 672с.Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века/ Л.А. Рапацкая, – М.: Просвещение, 1996. – 191с.

1. Анненский И.Ф. Бальмонт - лирик // Анненский И.Ф Книга отражений. – М.: Наука , 1979.– 680с.
2. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // В.Ф. Асмус Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 531 – 609.
3. Бальмонт К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт. – М.: Аделант, 2011. – 288 с.
4. Белый А. Душа самосознающая / А.Белый ; сост. Э.И. Чистякова . – М. : Канон+, 1999 . – 559 с.
5. Белый А. Символизм как миропонимание/ А. Белый – М.: Республика, 1994. – 528с.
6. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. – М., 1989. - С. 17-51.
7. Бердяев Н.А. Декадентство и мистический реализм // Н.А. Бердяев Духовный кризис интеллигенции: Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). – СПб.: Общественная польза, 1910. – 316 с.
8. Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.– Ленинград: 1977. – 243с.
9. Венгеров С.А. Этапы неоромантического движения. //Русская литература XX века. 1890-1910./ С.А. Венгеров – М.: Мир, 2000. – 37с.
10. Гачев Г.Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей/ Г.Д.Гачев, – М.: Новости, 1991. – 272 с.
11. Гиндин С.И. Неосуществленный замысел Брюсова. // Вопросы литературы,- 1970, №9,- С. 190-226.
12. Гиппиус З.Н. Влюбленность. О любви. Арифметика любви. О женах. // Русский Эрос, или Философия любви в России.– М.: Прогресс, 1991. – С. 147 – 220 с.
13. Климентов А. Романтизм и декадентство: Философия и психология романтизма как основа декадентства (символизма). / А. Климентов. – Одесса, 1913.– 210 с.
14. Колобаева Л.А. Русский символизм. / Л.А. Колобаева, – М.: МГУ, 2000. – 296с.
15. Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2т.- Т.1. / Д.С. Мережковский,– М.: Искусство, 1994. – 672с.
16. Рапацкая Л.А. Искусство серебряного века/ Л.А. Рапацкая, – М.: Просвещение, 1996. – 191с.

Вопрос-ответ:

Какая тема преобладает в лирике символистов?

Главной темой в лирике символистов является тема любви.

Какие особенности характеризуют символизм как направление в литературе?

Символизм отличается глубоким символическим содержанием, использованием образов и метафор, специфическим стилем и особым подходом к изображению мира.

Какие особенности имеет любовная лирика символистов?

Любовная лирика символистов отличается космической метафорикой, сонетной формой, описанием чувственных переживаний и стремления к идеальной любви.

Какую особую роль играет любовная лирика К. Бальмонта в символизме?

Любовная лирика К. Бальмонта является ярким примером символистской поэзии, в которой преобладают образы и символы, глубокая философская основа и возвышенное чувство любви.

Что особенного можно отметить в любовной лирике А. Блока?

В любовной лирике А. Блока присутствует эмоциональная интенсивность, символическая загадочность и эзотерические элементы, которые делают его поэзию уникальной.

Какие особенности символизма как направления в литературе?

Особенности символизма в литературе включают в себя множество символов, образов и аллегорий, которые пытаются передать скрытый смысл и эмоциональное состояние автора. Также символисты стремились к отказу от ясной связи с реальностью, предпочитая мистическую и метафизическую сферу. Они часто использовали необычные метафоры и выразительные средства, чтобы передать свои мысли и чувства.

Какие особенности любовной лирики символизма?

Любовная лирика символизма характеризуется глубоким и чувственным восприятием любви. Символисты пытались передать не только физическую привязанность, но и духовную связь между двумя любящими сердцами. Они использовали символы и метафоры, чтобы выразить сложные чувства и размышления о любви и страсти.

Какую любовную лирику представлял К. Бальмонт?

Константин Бальмонт был одним из ведущих символистов и известен своей любовной лирикой. В его стихотворениях он описывал пленительную и часто идеализированную любовь, используя образы природы, цветов и звуков. В его поэзии присутствует магическая атмосфера и глубокие эмоциональные переживания.

Что можно сказать о любовной лирике А. Блока?

Александр Блок, один из основателей символизма, также прославился своей любовной лирикой. В его стихах отразилась боль и трагический характер любви, в котором он видел смерть и разрушение. Блок использовал сильные символы и образы, чтобы передать свои мысли о любви и ее воздействии на человека.

Каков образный строй в произведении о любви?

Образный строй в произведении о любви символистов включает в себя использование множества символов, аллегорий и образов. Авторы пытаются передать сложные чувства и эмоции, использовая необычные метафоры и стилистические выразительные средства. Образный строй в таких произведениях раскрывает мистическую и метафизическую сущность любви, ее воздействие на душу и размышления о смысле жизни.

Какую тему символисты обсуждают в своей лирике?

Символисты обсуждают тему любви в своей лирике.

Какие особенности есть у символизма как направления в литературе?

Особенности символизма как направления в литературе включают использование образности и символики, противопоставление внешнего и внутреннего, стремление к скрытым значениям и тайнам человеческого сознания.