Использование дидактических экологических игр для развития положительного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 35 35 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 15
2.1. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ 15
2.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Фрагмент для ознакомления

Методистом ДОУ подбирается литература и методические материалы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам экологического развития детей, проводится педагогический совет и индивидуальные консультации воспитателям.
Проводится совместная работа воспитателей и родителей по созданию экологической тропы на участке ДОУ, позволяющая проводить экологические игры с природным материалом в ходе прогулок, собирать природный материал для игр и конструирования.
Предварительная работа: родительское собрание «Экологическая тропа – средство сближения детей с природой».
Важно, чтобы родители активнее участвовали в создании объектов экологической тропы. В качестве объектов экологической тропинки могут быть выбраны и реализованы на практике следующие объекты.
На экологической тропинке находятся «Эко-лаборатория», живые красавицы елочки, «Лесные человечки», «Старичок-Лесовичок» (творчество родителей и детей), «Костер», «Муравейник», «Паутина», «Русское поле», «Альпийская горка» (из старой ванны может получиться прудик), «Метео-площадка», «Лесовики и лесные человечки», «Компостная яма», «Огород» (в создании пугала принимают участие семьи детей), «Зеленая аптека» (растения для зеленой аптеки могут быть привезены с дачных участков: пустырник, мелисса, календула, мята, иссоп, крапива), «Птичий двор», «Деревенский уголок» (мельница изготовлена папами).
Блок IV. Формирование картотеки дидактических экологических игр.
Нами подобраны дидактические игры экологической направленности, которые педагоги могут проводить с детьми как в помещении, так и на прогулках. Рекомендуется ознакомить с данными играми родителей детей.
Настольно-печатные игры.
«Найди по описанию»
Цель: учить детей описывать растение самостоятельно, закрепить представление о внешнем виде различных растений.
Материал: карточки - изображения растений (см. Приложение).
Ход игры: педагог называет особенности того или иного растения, не называя его. Дети среди карточек отыскивают его изображение. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро найдет отгадку.
Лото «Где что растет?»
Цель: закреплять умение определять места произрастания растений.
Материалы: игровые поля – водоем, болото, лес, луг. Карточки с растениями.
Ход игры: педагог перемешивает карточки и называет растение. Дети берут карточки, которые соответствуют полю игры. Выигрывает тот ребенок, который игровое поле заполнит быстрее.
«С какого дерева листок?»
Цель: развивать наблюдательность, интерес и любовь к живой природе.
Материал: карточки - изображения деревьев, листьев (иголочек) (см. Приложение).
Ход игры: педагог называет особенности дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Дети среди карточек отыскивают его изображение. Потом дети находят листья этого дерева. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро найдет отгадку.
«Чьи детки?»
Цель: развивать наблюдательность, интерес и любовь к живой природе.
Материал: карточки - изображения деревьев и семян (см. Приложение).
Ход игры: педагог называет особенности дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Дети среди карточек отыскивают его изображение. Потом дети находят семена этого дерева. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро найдет отгадку.
«Разные цветы».
Цель: развивать наблюдательность, интерес и любовь к живой природе.
Материал: карточки - изображения цветов дикорастущих и комнатных цветов (см. Приложение).
Ход игры: Детям предлагается цветы распределить на комнатные и дикорастущие. Затем дети называют цветы, отнесенные ими к дикорастущим и комнатным.
«Птицы в природе».
Цель: развивать умение детей объяснять причины негативного воздействия человека на природу.
Материал: кубики с изображением воды, солнца, земли, деревьев: (дуб, береза, сосна, рябина); цветов, рыб, комаров, мошек, бабочек, лягушек, птиц: (синица, курица, дятел, снегирь, цапля).
Ход игры:
1 вариант: Ход игры. Первый вариант.
Педагог ставит кубик, на котором изображен дятел. И задает вопросы: Где живет дятел? Дети: на дереве в лесу (выставляют на стол кубики с изображением дерева).
Педагог: что дереву нужно для роста? Выберите нужные кубики. Дети находят кубики, изображающие воду, солнце, землю, ставят их около изображения деревьев.
Педагог: чем дятел питается? Выберите корм. Дети ставят над деревьями кубики с изображением хвойных шишек, червячков и объясняют выбор и так далее.
2 вариант: Педагог сам составляет кубики и некоторые звенья сознательно пропускает. Дети «ошибку»должны найти, исправить и пояснить это.
«Угадай, ты какой зверек?»
Цель: закрепить знания об особенностях животных.
Материал: картинки с изображением разных животных (см. Приложение).
Ход игры: отгадать, какое именно животное изображено, отвечая на вопросы, помогающие выяснить, кто это. Отвечать можно только «нет», «да», «может быть».
«Лесные рецепты»
Цель: закрепить знания о повадках, особенностях вида, приспособленности животных к среде.
Материал: картинки.
Ход игры: детей делим на группы и раздаем карточки с изображением разных птиц или животных. Предлагаем для этой птицы или животного написать «меню» завтрака, обеда и ужина из даров поля, луга, леса и т.д.
«Кто кого ест»
Цель: закрепить знания об особенностях питания животных.
Материал: картинки с изображением животных (см. Приложение).
Ход игры. Из карточек дети составляют пары - «кто кого ест».
Словесные игры.
«Подскажи словечко»
Цель: развивать знания и любовь к природе.
Ход игры: Педагог начинает фразу, затем дети ее заканчивают. Примерные фразы:
У стрекозы крылышки прозрачные, а у бабочки?
Ворона каркает, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Вершки – корешки»
Цель: Закрепить знания детей о дарах огорода и сада.
Ход игры: Педагог называет овощи, при этом дети руками делают соответствующие движения: поднимают вверх, если овощ растёт на грядке, на земле. Кисти рук опускают вниз, если овощ на земле.
«Что изменилось?»
Цель: Закрепить знания детей о растениях.
Ход игры: Педагог описывает характерные признаки растения, а затем предлагает найти такое же в групповой комнате.
Игру повторяют с разными растениями.
«Найди, что назову»
Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Ход игры: Педагог предлагает найти овощ или фруктах по слову-названию.
«Летает, плавает, бегает»
Цель: Закрепить знания детей о живых существах.
Ход игры: Педагог называет объект живой природы. Затем дети должны изобразить его способ передвижения. Например: при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «зайчик» дети начинают прыгать на месте (или бежать); при слове «орел» - изображают его полёт.
Игры с природным материалом.
«Такой листок, ко мне лети»
Цель: Закрепить знания детей о деревьях.
Материал: резко отличающиеся по форме листья рябины, дуба, клена.
Ход игры. Педагог поднимает лист клена и говорит: «У кого из вас такой же листок – бегом ко мне!»
«Лесник»
Цель: закрепить знания о правилах поведения в лесу.
Материал: набор экологических предупреждающих знаков с изображением различных лесных объектов (ягоды, ландыш, муравейник, гриб несъедобный и съедобный, скворечник, паутина, бабочка, костер, еж, птичье гнездо и др.).
Ход игры: проводится на экологической тропе. Дети поочередно играют роль лесника, он выбирает один из этих экологических знаков, рассказывает, как надлежит вести себя, находясь рядом с этими объектами в лесу.
«Прогулка в лес»
Цель: формировать положительное отношение к обитателям леса, расширить знания о правилах поведения в лесу.
Материал: набор экологических предупреждающих знаков (не рвать ландыши; не ломать ветви; не топтать ягоды, грибы; муравейники не разрушать; костры не разводить; бабочек не ловить; не кричать; громкую музыку не включать; птичьи гнезда не разорять и др.
Ход игры: проводится на экологической тропе. На первом этапе проводят детей по тропинке, рассказывая, что на ней находится, выставить экологические знаки. На втором этапе дети путешествуют по тропинке самостоятельно, они должны объяснить по экологическим знакам правила поведения в лесу.
Игра «Водяная капелька».
Цель: дать детям представления о важной роли воды в жизни человека и растений.
Ход занятия:
Педагог спрашивает – где живет водяная капелька?
Дети: в речке, в море, в озере и пр.
Педагог: а где еще могут быть капельки, как думаете?
Переход детей в уголок растений.
Педагог: Зачем цветам нужна вода? Дети: Поливать, чтобы цветы не засохли.
Педагог: А здесь аквариум, рыбки! Зачем рыбке нужна вода?
Дети: Плавать, пить. Без воды рыбка погибнет.
Где еще могут быть капельки, как думаете? Переход в комнату для умывания.
Педагог: – А здесь живет вода? Да. Что мы делаем здесь? Моем руки, лицо. Что бы были мы какие? Чистые.
– А здесь есть вода? Да. Здесь моем посуду.
А еще капельки живут в дождике.
Игра:
Дождик капнул на ладошку
На цветы и на дорожку
Лейся – лейся ой-ей-ей
Побежали мы домой. (2 р.)
Педагог: Дети посмотрите, нам капелька принесла платочки и попросила помочь ей. Посмотрите, какие они? Грязные. Платочки нужно постирать. Стирать будем в воде. А где же прячется вода?
Знаем – знаем да-да-да
Где, ты прячешься вода (повторить 2 раза). (Дети подходят к тазику).
Педагог: А что нужно для того, чтобы постирать платочки. Вода, мыло. Давайте потрогаем воду, какая она? (Холодная, теплая, чистая). А теперь мы берем мыло, намыливаем платочки и стираем (мыло, платочки на каждого ребенка).
Мы платочки постирали, И в водичке полоскали. Выжали, повесили. То-то стало весело.
Педагог: Посмотрите, какие наши платочки стали? Чистые, красивые. Мы теперь их повесим сушить. Дети: кто же к нам приходил? Что мы постирали? Посмотрите: капелька какая стала «веселая».
Дети мимикой изображают капельку с веселым лицом.
Капелька говорит: «Спасибо» за помощь. «До свидания дети».
И мы скажем ей: «До свидания»
Выводы. Нами предложен проект, целью которого является развитие положительного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических экологических игр. Проект включает 4 блока – работу с педагогами, родителями и детьми, оптимизацию развивающей предметно-игровой среды и картотеку дидактических экологических игр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое развитие дошкольников – одно из приоритетных направлений современного дошкольного учреждения. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в период младшего дошкольного возраста формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при важном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание и развитие дошкольников должно быть непрерывным процессом, направленным на формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, это имеет мировоззренческое значение.
Игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркие переживания, благодаря чему способствует формированию у них эмоционально положительного, бережного и внимательного отношения к природе. Через творческую деятельность у детей налаживается позитивное отношение к окружающему, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Эмпирическое исследование показало, что необходимо проведение работы по совершенствованию предметно-развивающей игровой среды в групповой комнате 2-й младшей группы, повысить компетентность педагогов в сфере положительного отношения детей к природе, активизировать работу с родителями в данном направлении и разработать картотеку дидактических экологических игр.
Разработан проект, целью которого является формирование эмоционально положительного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических экологических игр. В задачи педагогов входит: учить детей осознавать себя частью природы; воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий; учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе; формировать умение рационально использовать природные богатства; подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира. Разработана картотека дидактических экологических игр.
Итак, в ходе нашего исследования решены поставленные задачи, достигнута его цель и подтверждена гипотеза исследования: использование дидактических экологических игр в системе экологического развития воспитанников ДОУ способствует развитию положительного отношения к природе детей младшего дошкольного возраста.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «РГ», Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г.
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2002. – 198с.
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
Вересов, Н. Мы земляне / Н. Вересов //Дошкольное воспитание. - №1. - 1995. – С.19.
Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1993. – 268с.
Зверев, И.Д. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д.Зверев. - М.: Перемена, 1996.
Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 43 с.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Павлова, Л.А. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л.А. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 40–49.
Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А.Рыжова. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
Смирнова, Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 93-99.
Чебан, М.И. Экологические игры / М.И. Чебан // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
Шишкова, А.В. Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника / А.В. Шишкова. [Электронный ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. М.: Владос, 2010. - 360 с.
Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты / Г.А. Ягодин //Обруч -1997. - № 2. С.31-34.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал к настольно-печатным играм



Карточки растений для дидактической игры «Найди по описанию»


Карточка для дидактической игры «Где чьи детки»











Комнатные растения




Дикорастущие растения


Карточка к дидактической игре «Узнай дерево»



Карточки к дидактической игре «Угадай, какой ты животное»



Карточки «Дикие животные» для игры «Дикие и домашние животные»


Карточки «Домашние животные» для игры «Дикие и домашние животные»



Карточки для игры «Кто кого ест»













25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «РГ», Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября 2013 г.
2. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2002. – 198с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
5. Вересов, Н. Мы земляне / Н. Вересов //Дошкольное воспитание. - №1. - 1995. – С.19.
6. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1993. – 268с.
7. Зверев, И.Д. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д.Зверев. - М.: Перемена, 1996.
8. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 43 с.
9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
10. Павлова, Л.А. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л.А. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 40–49.
11. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А.Рыжова. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
12. Смирнова, Е. Типичные трудности организации предметной игровой среды в ДОУ / Е. Смирнова, М. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - С. 93-99.
13. Чебан, М.И. Экологические игры / М.И. Чебан // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
14. Шишкова, А.В. Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника / А.В. Шишкова. [Электронный ресурс], 2014. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
15. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. М.: Владос, 2010. - 360 с.
16. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты / Г.А. Ягодин //Обруч -1997. - № 2. С.31-34.

Вопрос-ответ:

Какие есть теоретические аспекты использования дидактических экологических игр для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Теоретические аспекты использования дидактических экологических игр включают изучение особенностей развития положительного отношения к природе у детей данного возраста, анализ видов и значений экологических игр, а также особенностей их использования.

Какое своеобразие имеет развитие положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста?

Развитие положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста характеризуется особенностями когнитивного, эмоционального и волевого развития, а также формированием ценностных ориентаций и осознанным отношением к окружающей среде.

Какие виды экологических игр существуют и какое значение они имеют в развитии дошкольников?

Существуют различные виды экологических игр, такие как игры-тренинги, игры-эксперименты, экоигры на свежем воздухе и другие. Они играют важную роль в развитии дошкольников, способствуя развитию их познавательных, социальных и эмоциональных навыков, а также формированию положительного отношения к природе и окружающей среде.

Какие особенности связаны с использованием экологических игр?

Использование экологических игр имеет свои особенности, такие как необходимость адаптации игры к возрасту и особенностям детей, создание условий для активного участия и самостоятельной деятельности детей, а также учёт целей и задач образовательного процесса.

Каковы результаты использования дидактических экологических игр у дошкольников?

Результаты использования дидактических экологических игр у дошкольников включают развитие познавательных способностей, практических навыков и социальных компетенций, формирование положительного отношения к природе и окружающей среде, а также повышение интереса и любознательности к окружающему миру.

Зачем использовать дидактические экологические игры для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Использование таких игр помогает детям развивать положительное отношение к природе, так как играя в них, дети получают новые знания об окружающей среде, учатся уважать и беречь природу, а также развивают экологическую грамотность.

Какие виды экологических игр могут использоваться для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Существует множество видов экологических игр, которые могут быть использованы для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста, включая игры-знакомства с природными объектами, игры-распознавание звуков природы, игры на развитие воображения, а также игры на развитие логического мышления и наблюдательности.

Какие особенности есть у использования экологических игр для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Одной из особенностей использования экологических игр для развития положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста является то, что такие игры помогают детям обрести уважительное отношение к природе, формируют навыки бережного отношения к окружающей среде и способствуют развитию эмоционально-волевой сферы детей.

Какова роль экологических игр в развитии положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Роль экологических игр в развитии положительного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста очень важна. Такие игры помогают детям узнавать и понимать природные явления, формируют у них интерес к окружающей среде, развивают навыки наблюдения, а также учат детей бережному отношению к природе и окружающей среде.