становление нравственного сознания у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.теоретические основы воспитания нравственности в дошкольном возрасте 5
1.1.Анализ нравственного сознания дошкольников ведущими специалистами 5
1.2.Сущность нравственно-патриотического воспитания и его механизм 8
Глава 2.Использование игровой методики в воспитании нравственного сознания дошкольников 16
2.1 Игра как средство нравственного воспитания 16
2.2.Примеры игр для развития нравственности дошкольников 21
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

А потом, позже, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра».Движения: Предварительно карусель медлительно перемещается в правую сторону. Темп речи и перемещения равномерно ускоряются. На слова «побежали» карусель заменяет направление движения. Темп движения понемногу замедляется, и на словах «раз-два» все останавливаются. Позже детки намерены в круг, и игра наступает сначала. Правила игры: Сильно держать друг друга за руки, чтоб во время перемещения круг не обрывался. Поворачиваться лицом в сторону перемещения карусели. Покоряться общему темпу движения и все вместе хором произносить слова. Игра 3. Куколки танцуют. Развитие у ребят умения уступать друг дружке, сдерживать собственные конкретные желания и побуждения.Цель игры: Обучить ребят скрупулезно исполнять игровые деяния по очереди, маленькими группами. Поведение деток в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение деток в общей работы, обучает воспользоваться едиными игрушками, передавать их друг другу. Описание игры: Взрослый заявляет ребятам: «Смотрите, какие куколки сейчас пришли сыграть с нами! Этим наряженным куколкам, наверняка, слишком хочется потанцевать, хотя сами они танцевать не могут. Они ведь абсолютно маленькие и привыкли, что их берут на руки и пляшут с ими». Демонстрирует. Позже он дает нескольким ребятам подобрать кукол и поплясать с ими (произвольно). «А сейчас, - заявляет взрослый,- задумайтесь, кому передать собственную куколку». Игра длится до того времени, пока все ребята не потанцуют с куколками. Правила игры: В первых числах игры каждый подбирает себе куколку сам, ссориться в следствии игрушек невозможно. Куколку возможно передавать лишь тому, кто ещё не танцевал. Игра 4. По тропинке Валя шла. Овладение навыками выбора партнера по совместной работы, выражение симпатии и приязни к ровеснику. Цель игры: Развивать у малыша интенсивное воображение. Центральным фактором игры считается выбор напарника, который исполняется ребенком без помощи других и работает средством выражения собственного предпочтения и симпатии к ровеснику. Описание игры: Все детки прогуливаются по кругу, а кто–то 1 (Валя), кого заблаговременно подбирает совершеннолетний, располагается по центру и выполняет движения, соответствующие грядущим словам: «По тропинке Валя шла, Валя тапочки нашла». Детки, кружась за руки, идут по кругу на право, а Валя, находясь внутри круга, - на лево. «Валя тапки примеряла, чуть надела – захромала». (Валя изображает, что одевает тапочки, поднимая то 1, то иную ногу, а после этого скачет на одной ноге, словно хромает.) «Стала Валя избирать, кому тапочки дать. Коле тапки хороши, на, надень и потанцуй». (Хоровод останавливается, все наблюдают на середину круга.) Валя и Коля танцуют посреди круга, и забава наступает поначалу. Верховодила забавы: Исполнять перемещения в точной согласованности с словом. Подбирать тех деток, которые ещё не были в кругу не танцевали. Все предложенные забавы чрезвычайно несложны в использовании, интересны и занимательны. Их возможно проводить как в помещении, но и на свежем воздухе. Не опасайтесь проводить эксперимент и сочинять новейшие игры для деток. Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.2.2.Примеры игр для развития нравственности дошкольниковСодержание игр вводит ребенка в широкую сферу нравственных взаимоотношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т. д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и нравственные правила, заключенные в роли. Ребята осваивают мотивы и цели работы взрослых, их отношение к собственному труду, к событиям и явлениям социальной жизни, к лицам, вещам: в игре складывается полезное отношение к действиям, нормам и правилам поведения в сообществе. В следствие данного сюжетно-ролевая игра выступает и как средство составление культуры общения.При деле происходит развитие актуальных отличительных черт мотивационной сферы личности малыша: в первую очередь, складывается соподчинение мотивов - повиновение ситуативных мотивов более общим и высоким; так же, формируются сами общественно-значимые темы (к примеру, ребенок берет на себя на себя неинтересную ему роль чтобы игра произошла, не развалилась) ; в третьих, в игре встает новая психологическая форма мотивов - обобщенных и в знакомой степени осознанных мотивов. Присутствие в игре внутренних правил, которые ребенок исполняет по доброй воле, воспитывает умение удерживать себя, сформировывает волевые черты характера. Нужно будет управлять формированием реальных взаимоотношений, организуя детей с учетом их интересов и возрастных способностей. Так, ребенка, который играет индивидуально, возможно постараться привлечь к общей игре со взрослыми или же сверстниками, предложив ему игровые ситуации, учитывающие гендерный подход к организации игрового взаимодействия детей. К примеру:- возможно приступать к девочке, украшающей куколку: «У твоей дочки день рождения? А вы будете звать гостей? Они станут довольно рады вашему приглашению! »;- мальчику, который 1 «едет на машине», предложить: «Елена намерена куда-то идти с маленькой дочкой. Задайся вопросом её, куда она пойдет. Быть может, ее нужно подвезти? »- ребенку, «ремонтирующему машину», возможно сказать: «Может показаться на первый взгляд, у твоей машинки серьезная неисправность – быть может водитель Алеша может помочь тебе починить её? » и т. д.Организация этого рода ситуаций педагогического действия на игры ребят быть может как частью игрового занятия-тренинга, но и ситуативным психолого-педагогическим сопровождением самостоятельной детской игры. При всем этом особое внимание необходимо обращать на поддержку интереса к поступкам сверстника и установление правил поведения относительно к нему.В общих играх специального внимания требует регулирование отношений детей. Нужно было специализированное изучение детей приемам общения при деле через беседы о содержании общения при распределении ролей и игрушек, обсуждении игрового плана и так далее.У дошкольников возможно сформировать четкое представление о общественной субординации и достигнуть его воплощения при деле при помощи обучения моделированию взаимоотношений, образующихся между людьми.Для формирования сюжетно-ролевой игры на любом возрастном этапе нужен общий комплекс непременных педагогических мероприятий. В тех случаях игра способна выступать как приспособление социально-личностного развития ребенка и формирования социально-нравственных взаимоотношений в группе. Чтобы достичь желаемого результата нужно последующее:1. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. Среда обязана содержать составляющие проблематизации, т. е. стимулировать детей на формулирование и решение проблематичных ситуаций. 2. Планомерное педагогически интенсивное обогащение жизненного навыка деток. Преподавателю существенно учесть, собственно настоящая жизнь – главной информатор зарождения игры и ее обогащения. Потому необходимо обращать внимание детей на те лили другие составляющие общественной реальности, сферы человеческих отношений. 3. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу дошкольникам игрового опыта традиционной культуры игры. Во-первых, детей нужно научить «входить» в воображаемую ситуацию, понимая ее условность, используя слова «а что, если? », и «как будто». Во-вторых, детей нужно научить осуществлять цепочку игровых действий и объединять их в один процесс, идентифицируя его как содержание игры.Таким образом, важными условиями всестороннего воспитания личности ребенка является: целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми; обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.Сюжетно-ролевые игры для нравственного развития дошкольниковВедущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Игры могут быть различными – коллективными, одиночными с участием игрушек или других атрибутов или без них. Именно поэтому игры используются для всестороннего развития детей, в том числе и нравственного.В старшем дошкольном возрасте малышами часто практикуются сюжетно-ролевые игры, в которых они копируют увиденные в жизни взрослых поведенческие модели.Роль взрослых состоит в том, чтобы всячески способствовать инициативе несмышленышей и самим быть инициаторами сюжетно-ролевых игр.ЗаключениеИменно в данный момент, Воспитание нравственного создания дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для растущего поколения. Дети в возрасте до 7 лет обыкновенно чрезвычайно активны, инициативны, любознательны, имеют поразительные возможности к сочувствию, сопереживанию. Это и время благоприятно для становления духовности. Нужные рекомендации и советы специалистов по психологии, описанные во многих книжках, говорят про то, что при действии на эмоциональную сферу ребенка, возможно заложить ключевые ценностные ориентиры, которые в дальнейшем помогут в становлении личной тенденции. Обследовав методические рекомендации по воспитанию нравственного создания, надлежит отметить, что нравственностью считается соблюдение норм социального общества. Дом и семья – главнейший институт, оказывающийпомощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Почти все родители не думают о этом направлении в развитии ребенка, в следствии этого, просветить и отдать ценные рекомендации по рождению патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.Воспитание нравственного создания дошкольников – работа муниципальных органов и органов районного самоуправления, базирующаяся на системном подходе, по формированию у людей ценностных достоинств, патриотического самосознания, чувства долга. Для настоящей защиты собственной Родины нужно будет иметь потенциально здоровое поколение. Следовательно, здоровье ребенка– главная компонента воспитания нравственного создания, в следствии этого профилактика здорового образа жизни важна для детей дошкольного возраста.Список литературыÀмонашвили Ш. À. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 2012.Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со дошкольниками по месту жительства. М.: ВНШ, 2011.Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - Спб.,2014.Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 2015. № 5/6. — С.45-49.Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 2011.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.Мудрик À. В. Социальная педагогика. М., 2013.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 3-12Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2012.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2011.Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2014. – 301 с.Системный подход к организации воспитательной работы. — Н. Новгород, 2011.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр “Академия”, 2013.Социальная психология классов. М., 2011. Ушинский К.Д./Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 2014.

1. Àмонашвили Ш. À. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 2012.
2. Бочаров В.Г. и др. Воспитательная работа со дошкольниками по месту жительства. М.: ВНШ, 2011.
3. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - Спб., 2014.
4. Вульфов Б. З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 2015. № 5/6. — С.45-49.
5. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 2011.
6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
7. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001.
8. Мудрик À. В. Социальная педагогика. М., 2013.
9. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - N 9. - С. 3-12
10. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 2012.
11. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. Т. 2. — М.: Владос, 2011.
12. Садохин А. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие. – М.: Мысль, 2014. – 301 с.
13. Системный подход к организации воспитательной работы. — Н. Новгород, 2011.
14. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Издательский центр “Академия”, 2013.
15. Социальная психология классов. М., 2011.
16. Ушинский К.Д./Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 2014.

Три

Бийский колледж

Специальность 050704 Дошкольное образование

Выпускной квалификационной работы

Тема: Нравственное воспитание и формирование

культура поведения детей старшего дошкольного возраста

Студент:

Борчева Екатерина Николаевна

курс IV

группа 41

Руководитель:

Барышникова Светлана Анатольевна

Бийск

2006.

Содержание

Введение......................................................................................3

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников

1. 1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания.................6

1. 2 Педагогические основы нравственного воспитания.............................8

1. 3 Психологический аспект нравственности........................................12

1. 4 "Механизмы" нравственного воспитания.......................................16

Глава 2 Понятие культуры поведения, ее компоненты и содержание

2. 1 Понятие культуры поведения и ее компоненты................................21

2. 2 Гигиеническое воспитание как элемент культуры поведения.............23

2. 3 Культура общения с взрослыми и сверстниками - составляющая основа культуры поведения.....................................................................26

2. 4 Культура деятельности, бережное обращение к вещам и к природе....29

Глава 3 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения...................................................33

3. 2 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета.......35

3. 3 Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников....................................................39

Глава 4 Планирование работы по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ.......49

Заключение.................................................................................52

Список литературы...............................................54

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как вырос ваш ребенок ведет себя? Как сохранить людей? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, позы? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не развили в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей избиения встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те проблемы, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Чтобы стать личностью гармоничной, уметь вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к своим сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, дружественной формы общения и пр.), необходимо научиться понимать смысл и значение правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их. Это достигается, в частности, в часы старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в моральные ценности общечеловеческие (долг, честь, достоинство и др.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. На эту тему очень