Реферат № 2 Нарушения речевой функции обусловленные локальным поражением мозга (афазия, дизартрия)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 23 23 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 11.02.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Речевые нарушения 4
1.1. Общая характеристика речевых нарушений 4
1.2. Классификация речевых нарушений 5
2. Афазия как расстройство речи, классификация афазий 9
3. Дизартрия как расстройство речи 17
Заключение 21
Литература 22
Фрагмент для ознакомления

Больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов ("круг под крестом" или "круг над крестом"), слова с суффиксами, сравнительные отношения (длиннее, светлее и т. п.), конструкции родительного падежа (отец брата, брат отца), временные конструкции ("прежде чем позавтракать, я прочитал газету"), пространственные конструкции (не понимает, что правильно - "Земля освещает солнце" или "Солнце освящает землю"). Как правило, эта форма афазии сопровождается дефектами счетных операций (акалькулия).Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зона Брока). Распадается двигательная сторона речевого акта, нарушается четкая временная последовательность речевых движений, больной не может переключиться с одной артикулемы на другую, с одного слова на другое, возникают речевые персеверации, которые проявляются и в письме. Слияние отдельных слов в плавную речь у таких больных невозможно.Динамическая афазия связана с поражением средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной (или развернутой) организации речевого высказывания. У больных страдает внутренняя схема речевого высказывания, его замысел, поэтому их речь бедная, преимущественно диалогическая, снижено использование глаголов, наблюдается эхолалия, персеверация слов и использование речевых стереотипов. Наблюдаются дефекты и внешней, и внутренней речи. Распадается ее предикативность, т. е. имеются трудности в построении высказывания, встречаются аграмматизмы в виде пропуска глаголов, предлогов, встречается употребление шаблонных фраз.Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой сферой личности. Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы. Специальные исследования изменения личности при афазиях выявили их специфику при разных ее формах /3/. Таким образом, афазии следует рассматривать как многофакторное явление, связанное со всей психической сферой личности.3. Дизартрия как расстройство речиДизартрия представляет собой расстройства произношения у детей. Возникает данная патология как результат нарушенной иннервации артикуляционной мускулатуры в случае поражения нервной системы.В случае дизартрии подвижность речевых органов – губы, мягкое небо, язык – ограничена и артикуляция затруднена.В детском возрасте дизартрия часто становится причиной нарушения письменной речи и проблем с чтением, вызывает общее недоразвитие речи.80% случаев дизартрии у детей сопровождаются ДЦП, который имеет те же причины возникновения. В перинатальном периоде и детском возрасте до 2 лет могут возникать повреждения ЦНС, которые и вызывают данную патологию.Наиболее распространенными перинатальными причинами дизартрии являются:гипоксия плода;токсикозы беременности;резус-конфликт;соматические болезни матери;травмы при родах;патологическое течение родов;асфиксия новорожденного;гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);недоношенность.Причинами речевых нарушений раннего возраста служат:перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);гидроцефалия;тяжелые интоксикации;гнойный отит среднего уха;черепно-мозговая травма.Признаки дизартрии у детей.Речь ребенка-дизартрика нечеткая, невнятна, малопонятна, что объясняется нарушенной иннервацией органов речи. Также для заболевания характерны неречевые отклонения.У детей грудного возраста дизартрия может проявляться следующими особенностями:- трудности при сосании, вялое сосание груди и бутылочки;- поперхивания и частые срыгивания.В раннем возрасте нарушенная речь проявляется себя в отсутствии лепета, гнусавости звуков, запаздывании первых слов (они появляются к 2,5 годам). Главные симптомы дизартрии:Нарушенная артикуляционная моторика:- спазм артикуляционных мышц –постоянное напряжение мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;- гипотония артикуляционных мышц – вялость, неподвижность языка, полуоткрытый рот, гиперсаливация, несмыкание губ, назализация голоса;- дистония артикуляционных мышц – в процессе речевой деятельности повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.Нарушения звукопроизносительной стороны речи выражаются в разной степени. Стертая форма дизартрии характеризуется отдельными фонетическими дефектами, например, искажение звуков, смазанность речи. Более сложные формы характеризуются искажением, пропусканием и заменой звуков. Речь может замедляться, становиться непонятной и невыразительной. Снижается речевая активность. Произношение всех звуков нарушается. Проявляется смягчение твердых звуков, боковое межзубное произношение шипящих и свистящих звуков. В ситуации полного паралича мышц речи может развиться полная немота.Нарушение речевого дыхания проявляется учащением дыхания, прерыванием и укорочением вдоха в процессе детской речи. Голос дизартрика тих, слаб и монотонен. Зачастую дети говорят «в нос». У них нарушен фонематический анализ и дифференцировка звуков. Дефицит речевого общения может проявляться отсутствием грамматического строя речи и минимизацией словарного запаса. Также может развиваться дисграфия и общее речевое недоразвитие.Психолого-педагогическая характеристика детей-дизартриков.Детям с дизартрией свойственны определенные поведенческие особенности. Например, из-за трудностей с мелкой моторикой, такие дети отказываются самостоятельно шнуровать ботинки и застегивать пуговицы.Этим детям сложно правильно удерживать в руках карандаши и ручки, контролировать нажим и пользоваться ножницами. Большинство дизартриков обладают плохим почерком.Дети затрудняются в выполнении физических упражнений и танцах. Нарушен музыкальный слух. Дети неуклюжие, не способные выполнять двигательные упражнения.Типы патологии.Основой неврологической классификации болезни служит локализация поражений и соответствующий им симптомокомплекс. Выделяют следующие типы дизартрий:Бульбарная – поражаются ядра подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто сопутствующей является проблема с глотанием.Псевдобульбарная – поражаются корково-ядерные проводящие пути. Отличительный признаком – монотонная речь.Корковая – поражаются зоны коры головного мозга, отвечающие за координацию артикуляции. Проявляется правильной структурой слова и неправильным произношением слогов.Мозжечковая – поражается мозжечок и отличается растянутостью речи и постоянной сменой громкости.Подкорковая – поражаются подкорковые ядра. Проявляется невнятностьюи смазанностью речи, назализацией голоса.Холодовая –речьнарушается присмене температурного режима в помещении.Также разработана логопедическая классификация, основой которой служитпонятность речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.Чем опасна дизартрия?Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.ЗаключениеНарушения речи изучает целый ряд дисциплин. Задачами нейропсихологии является изучение типов речевых патологий, которые возникают при локальных поражениях мозга. Нейропсихология последних лет рассматривает такие нарушения с точки зрения А. Лурии, которым и были сформулированы общие теоретические позиции данной проблематики.Речь представляет собой сложную функциональную систему и состоит из большого числа афферентных и эфферентных звеньев. В функциональной системе речи участвуют все анализаторы: зрительный, слуховой, кожный, кинестетический, двигательный. Каждый из этих анализаторов вносит свой вклад и эфферентные и афферентные основы речи. Нарушения речи крайне разнообразны и находятся в зависимости от пораженного звена системы речи.Нарушения речи, возникшие из-за влияния патогенного фактора, не исчезают самостоятельно без профессиональной логопедической помощи и могут отрицательно влиять на дальнейшее развитие ребенка. На данный момент в логопедической науке выделяют две классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.В клинико-педагогической классификации все типы нарушений речи делят на две группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.В свою очередь каждая из этих групп делится на более мелкие типы.Например, нарушения устной речи делят на два типа [4]:- структурно-семантические (внутренние) системные или полиморфные нарушения речи.- фонационные (внешние) нарушения формирования произносительной стороны речи.Литература1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010.3. Репина Н. В., Воронцов Д. А., Юматова, «Основы клинической психологии»Учебник , 2003 г.4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: Международная педагогическая академия,2000.5. Специальная психология./Под ред. В. И. Лубовского. - М.:Изд-во «Академия», 2006.6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской психологии. – Ростов-на /Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Изд-во «Просвещение», 2010.
3. Репина Н. В., Воронцов Д. А., Юматова, «Основы клинической психологии»Учебник , 2003 г.
4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: Международная педагогическая академия, 2000.
5. Специальная психология./Под ред. В. И. Лубовского. - М.:Изд-во «Академия», 2006.
6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской психологии. – Ростов-на /Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое речевые нарушения?

Речевые нарушения - это расстройства в функционировании речи, которые могут быть вызваны различными причинами, включая локальное поражение мозга.

Каковы основные характеристики речевых нарушений?

Основные характеристики речевых нарушений включают затруднения в произношении слов, понимании и использовании языка, а также в нарушении ритма и интонации речи.

Как классифицируются речевые нарушения?

Речевые нарушения классифицируются на афазии и дизартрии. Афазия - это расстройство речи, вызванное локальным поражением мозга. Дизартрия - это расстройство речи, связанное с проблемами в деятельности артикуляционного аппарата.

Какие виды афазии существуют?

Афазия классифицируется на несколько видов в зависимости от конкретных нарушений речи. Некоторые из них включают амнестическую афазию, бродмановскую афазию и двигательную афазию.

Как проявляется дизартрия?

Дизартрия проявляется через затруднения в артикуляции звуков, изменение ритма и интонации речи, а также проблемы с контролем голоса. Это может привести к трудностям в понимании речи и взаимодействии с окружающими людьми.

Что такое локальное поражение мозга?

Локальное поражение мозга - это повреждение определенной области мозга, обусловленное различными причинами, такими как инсульт, опухоль или травма. В результате поражения определенной области мозга могут возникать различные нарушения, в том числе речевые.

Что такое афазия?

Афазия - это расстройство речи, которое возникает в результате поражения определенных областей мозга, отвечающих за процесс речевой функции. Афазия может проявляться как нарушение понимания речи, так и нарушение произношения и образования слов. Существует несколько типов афазий, которые классифицируются в зависимости от характеристик нарушений.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это расстройство речи, связанное с нарушениями артикуляции и произношения звуков. Дизартрия обусловлена повреждением нервных структур, отвечающих за координацию и контроль движений речевых органов. В результате этого нарушается четкость и понятность произношения звуков и слов.

Как классифицируются речевые нарушения?

Речевые нарушения классифицируются на афазии и дизартрии. Афазии подразделяются на несколько типов, включая брокову афазию, в которой происходит нарушение произношения и формирования слов, и вернике-гешвиндову афазию, характеризующуюся нарушением понимания речи. Дизартрии классифицируются на основе характера нарушений артикуляции и произношения звуков.