Конкуренция. Структура рынка.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 12.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Сущность конкуренции. 4
1.1. Конкуренция – основы рыночной экономики. 4
1.2 Понятие несовершенной конкуренции и ее виды 7
Глава 2. Несовершенно конкуренция на рынке товаров и услуг 15
2.1 Функции несовершенной конкуренции 15
2.2: Примеры несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг 20
2.3. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
В этот период особое внимание стало уделяться модернизации старого оборудования, многие пытались не покупать новую технику, а восстанавливать старую, что стало причиной сокращения продаж компьютерной техники и рынок перешел в новую фазу – совершенную конкуренцию.На современном этапе на рынке компьютерных технологий присутствует несовершенная конкуренция.2.3. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике РоссииФормы и методы применения естественных монополий позволяет выделить Хозяйственный Кодекс РФ и другие законодательные акты по вопросам регулирования естественных монополий. Существуют три метода регулирования естественных монополий:•Прямое государственное регулирование (возможности и границы);•Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях); •Ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).Рассмотрим прямое государственное регулирование. В российском законодательстве тарифному регулированию уделено особое внимание. Существующие для данного типа регулирования тарифы оказывают огромное влияние на экономические отношения внутри страны. Это очень простой и надежный способ снизить роль негативного влияния на деятельность естественных монополий.В данной ситуации речь идет о контрактной системе, как одной из форм экономической организации (франшизой). При данной форме заключается с тем экономическим субъектом производителем, у которого лучший набор услуг. Возможно, контрактная система в естественной монополии позволит улучшить взаимоотношения между субъектами. В первом случаи обществу приходится оплачивать в целом, т. е создаются предпосылки к высоким ценам в монополии, что является недостатком экономической и административной системы, и мы имеем дело с общественным вредом монополии. Нельзя и не обойти вопросы ценовой дискриминации, как основного способа регулирования. Ценовые дискриминации довольно часто присутствуют в естественных монополиях, при этом сегментируя рынок. Наглядным примеров являются высокие цены коммунальных услуг для предприятий, тарифы за газ, электроэнергию, услуги связи.Возможно, также использование множественных тарифов, которые распределяются с учетом времени оказания услуг. Речь идет о таких услугах как связь, электроэнергия и тд. В данной ситуации механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится к сокращению монополизации. В частности, возможно установление более низких тарифов для социально незащищенных слоев населения.В данной ситуации в качестве примера можно привести применение льготных тарифов на различные виды услуг, которые предоставляются естественными монополистами. Вопросы применения системы нормативно-правовых актов антимонопольного законодательства к естественным монополиям всегда остаются актуальными. Антимонопольное законодательство РФ - это система нормативно-правовых актов, действие которых направлено на регулирование отношений между субъектами хозяйствования, осуществляющих деятельность на рынках товаров и услуг. Основу антимонопольного законодательства составляют Конституция РФ, изданные Указы Президента Российской Федерации и Постановления правительства. Отношения в системе хозяйствующих субъектов. В Российской Федерации деятельность естественных монополий регулирует Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».Выделим основные цели антимонопольного законодательства1. Пресечение и предупреждение недобросовестной конкуренции, создание нормальных условий для функционирования рыков естественных монополий и передвижения и финансовых средств.2. Обеспечение свободного перемещения товаров, поддержки добросовестной конкуренции и свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования.Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует всем хозяйствующим субъектам, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддерживая при этом свободу конкуренции, которая направлена на достижение экономических целей, как субъектов хозяйствования, так и самого государства Основной государства - Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, которая способствует недобросовестной конкуренции на рынке естественных монополий. Первая цель, имеет более узкое направление, присуща лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер. В ней обозначены ориентиры для гражданского законодательстваПравоотношения, регулируемые законодательством, в сфере естественных монополий имеют в большинстве своем хозяйственные свойства. Субъекты этих отношений, действуя в условиях рынка и производства товаров и услуг, определяют свою рыночную стратегию опираясь на законодательные акты и используют все возможности свободы , определяя содержание соглашений и выбирая контрагентов. Гражданско-правовые нормы и хозяйственно правовые нормы законодательства в сфере естественных монополий упорядочивают договорные связи и устанавливают правила игры, требования к их содержанию. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность, уголовная и административная ответственность за нарушение норм антимонопольного законодательства.К административным мерам можно отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил. В Уголовном Кодексе РФ отмечены нормы, регламентирующие ответственность за преступные за ограничение конкуренции и монополистические действия . Антимонопольное законодательство РФ представляет собой структуру нормативно-правовых актов, направленных на создание необходимых условий функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование между хозяйствующими субъектами Статья 1.1. Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) устанавливает, что антимонопольное законодательство РФ, основывается на Конституции РФ и состоит из «Закона о конкуренции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законах, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на рынке товаров, услуг и финансовых средств. Такие отношения также могут регулироваться указами Президента, постановлениями Правительства РФ.Правоотношения, возникающие в антимонопольном законодательстве, имеют большое значение в естественных монополиях. Субъекты экономических правоотношений естественных монополий, всегда должны действовать в рамках своей деятельности и правовом поле Российского законодательства. Это должно определить их рыночную стратегию для возможности выбора свободы договора и контрагента. Хозяйственно правовые - нормы антимонопольного законодательства должны упорядочить договорные связи, установить определенные требования к их содержанию и запретить определенные типы соглашений, или устанавливать новые требования к их содержанию. ЗаключениеЗа последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.Есть 3 основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и стремлением к максимальной прибыли.Главной целью монополиста является получение максимальной прибылиМонополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Более того, выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, сталкивающейся с таким же спросом и теми же условиями формирования издержек, а монопольная цена выше конкурентной цены.Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.При этом если обратиться к мировому опыт, то можно отметить различные способы борьбы с монополиями. В данном исследовании был вкратце представлен опыт антимонопольного регулирования на примере Великобритании, ведь в данном государстве борьба с монополиями ведется довольно эффективными методами.Хотелось бы надеется, что благодаря зарубежному опыт и опираясь на национальное законодательство России удастся произвести ряд реформ, которые не только будут препятствовать созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.Естественно, что Россия не только должна прислужиться к мировому опыту, но также искать свои пути решения проблемы с учетом особенностей развития государства.Список использованных источников и литературыАгапова Т.А., Серегина С.Ф.Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 448 с. [электронный ресурс] URL: http://uchebnik.biz/book/362-makroyekonomika/2-annotaciya.htmlБродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с. [электронный ресурс] URL: http://www.setbook.ru/books/100345.htmlБайе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. Пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 315Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗАИздательство: Юнити-Дана, 2012 г.Белоусова Н.И. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. перераб. и доп // ЭКО. - 2011. - N 3. - С.49-64. Белоусова Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России / Н.Белоусова, Е.Васильева, В.Лившиц // Общество и экономика. перераб. и доп.- 2010. - N 1. - С.19-45.Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗА. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.Государственные корпорации в современной России. Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике. 27 марта 2012 года. Режим доступа: http://eg-online.ru/upload/idanons/gorKor2.doc.Гречишкина И. Антимонопольное регулирование как инструмент развития рынка газа // Вопросы экономики. 2010. - № 12. Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/gosudarstvennyy-monopolizm-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz3VC6Ed1DlДушенькина Е. А. Экономическая теория: конспект лекций. [электронный ресурс] URL: http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ ekonomika/165796/fulltext.htmГенкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.Овчинников В. В. Глобальная конкуренция; Институт экономических стратегий - Москва, 2011. - 360 c.16. Ожиганов Э. Н. Политика инновационного развития. Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России; Либроком - Москва, 2012. - 176 c.Попов А. Экономическая тория. Учебник для вузов. [электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/1006028/?page=39Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — С.27Рощин С.Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие/С.Ю. Рощин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 244 с.СФилософова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2014. - 296 c.Чиркунов Олег Государство и конкуренция; Новое литературное обозрение - Москва, 2012. - 240 c.
2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с. [электронный ресурс] URL: http://www.setbook.ru/books/100345.html
3. Байе Майкл Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. Пособие для вузов/Пер. с англ. под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – С. 315
4. Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗАИздательство: Юнити-Дана, 2012 г.
5. Белоусова Н.И. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. перераб. и доп // ЭКО. - 2011. - N 3. - С.49-64.
6. Белоусова Н. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России / Н.Белоусова, Е.Васильева, В.Лившиц // Общество и экономика. перераб. и доп.- 2010. - N 1. - С.19-45.
7. Бомол У.ДЖ., Блайндер А.С. Принципы и политика// Учебник для студентов ВУЗА. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
8. Государственные корпорации в современной России. Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике. 27 марта 2012 года. Режим доступа: http://eg-online.ru/upload/idanons/gorKor2.doc.
9. Гречишкина И. Антимонопольное регулирование как инструмент развития рынка газа // Вопросы экономики. 2010. - № 12. Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/gosudarstvennyy-monopolizm-v-sovremennoy-ekonomicheskoy-sisteme#ixzz3VC6Ed1Dl
10. Душенькина Е. А. Экономическая теория: конспект лекций. [электронный ресурс] URL: http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ ekonomika/165796/fulltext.htm
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.
12. Овчинников В. В. Глобальная конкуренция; Институт экономических стратегий - Москва, 2011. - 360 c.
13. 16. Ожиганов Э. Н. Политика инновационного развития. Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России; Либроком - Москва, 2012. - 176 c.
14. Попов А. Экономическая тория. Учебник для вузов. [электронный ресурс] URL: http://fanread.ru/book/1006028/?page=39
15. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — С.27
16. Рощин С.Ю., Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие/С.Ю. Рощин. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 244 с.
17. СФилософова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2014. - 296 c.
18. Чиркунов Олег Государство и конкуренция; Новое литературное обозрение - Москва, 2012. - 240 c.
Вопрос-ответ:
Какова сущность конкуренции?
Сущность конкуренции заключается в борьбе между различными производителями или продавцами на рынке за привлечение покупателей и увеличение своей доли, что способствует стимулированию развития экономики и улучшению качества товаров и услуг.
В чем заключается роль несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг?
Роль несовершенной конкуренции заключается в возможности компаниям устанавливать цены свободно, так как они имеют определенную власть на рынке. Это может привести к повышению или снижению цен на товары и услуги, а также создать преграды для входа новых участников на рынок.
Какие примеры несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг можно привести?
Примерами несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг могут служить монополия, олигополия и монопсония. Например, крупные телекоммуникационные компании, которые контролируют большую часть рынка, могут устанавливать высокие цены и ограничивать доступ других компаний к инфраструктуре связи.
Какое государственное регулирование конкуренции существует в современной экономике России?
В современной экономике России государственное регулирование конкуренции осуществляется через антимонопольное законодательство и деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС). ФАС контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, борется с недобросовестной конкуренцией и монополиями, а также осуществляет рассмотрение жалоб от предпринимателей и потребителей.
Какова роль конкуренции в развитии рыночной экономики?
Конкуренция является основой рыночной экономики, так как она стимулирует предпринимательскую активность, инновации и повышение производительности. Конкуренция способствует снижению цен, улучшению качества товаров и услуг, а также созданию большего выбора для потребителя. Она также предотвращает возникновение монополии и способствует справедливому распределению ресурсов и прибыли.
Какова сущность конкуренции?
Сущность конкуренции заключается в борьбе между продавцами за привлечение покупателей и увеличение своей доли рынка. Конкуренция стимулирует улучшение качества товаров и услуг, снижение цен и инновационное развитие.
Какие виды несовершенной конкуренции существуют?
Возможны следующие виды несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В каждом виде присутствуют определенные особенности и формы рыночных отношений.
Какие функции выполняет несовершенная конкуренция на рынке товаров и услуг?
Несовершенная конкуренция выполняет ряд функций: стимулирует инновации и технический прогресс, способствует снижению стоимости производства, обеспечивает выбор товаров и услуг для потребителей, регулирует предложение и спрос на рынке.
Как можно примеры несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг?
Примерами несовершенной конкуренции на рынке товаров и услуг могут быть: ситуация, когда на определенной территории действуют несколько производителей одного и того же товара, но каждый из них имеет свои особенности и преимущества, или когда несколько компаний контролируют большую долю рынка и влияют на цены.
Как государство регулирует конкуренцию в экономике России?
Государство регулирует конкуренцию в экономике России с помощью различных механизмов, таких как антимонопольное законодательство, создание и соблюдение правил свободной конкуренции, регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса и т. д.
Что такое конкуренция и почему она является основой рыночной экономики?
Конкуренция - это соревнование между различными фирмами или продавцами на рынке товаров или услуг. Она является основой рыночной экономики, потому что позволяет регулировать цены и стимулирует предприятия к совершенствованию своих товаров и услуг, а также к снижению издержек производства. Конкуренция способствует увеличению выбора для потребителя и создает условия для эффективной аллокации ресурсов.