Высшая нервная деятельность детей первых лет жизни.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 22 22 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.02.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие о высшей нервной деятельности 4
2. Возрастные особенности высшей нервной деятельности 6
3. Формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей 14
4. Эмоции, память, мышление, внимание как процессы ВНД 17
5. Сон в онтогенезе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 22
Фрагмент для ознакомления

При более слабом типе ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.
Рациональный способ воспитания сочетает в себе достаточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления инициативы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физкультурой. Воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Необходимо ставить перед ребенком посильные задачи, учить его преодолевать трудности, вовлекать в обучающие, развивающие, подвижные игры. Все это способствует формированию черт, свойственных сильному типу нервной системы.
Таким образом, аналогично с характеристикой ВНД животных – с силой нервной системы, ее подвижностью и уравновешенностью, согласно учению Павлова И.П., - индивидуальные особенности ВНД человека обусловливаются как наследственными факторами. Но для человека также имеет значение и воспитание. Активная жизненная позиция, выработанная в раннем детстве (увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность), способствует сохранению сильного типа нервной системы на протяжении всей жизни, поддерживает высокую работоспособность человека, делает организм более устойчивым к заболеваниям, значительно увеличивает продолжительность жизни и период активной деятельности. Чем сильнее нервная система, тем спокойнее человек способен реагировать на сильные раздражители любого происхождения.
4. Эмоции, память, мышление, внимание как процессы ВНД
Память представляет собой совокупность процессов, которые способствуют запоминанию, сохранению, воспроизведению и забыванию информации, которая приходит в мозг через сенсорные системы.
Выделяют несколько типов памяти.
По способу приобретения информации:
Врожденная память – спектр безусловных рефлексов, присущих данному организму.
Импринтинг – специфическая форма памяти, обеспечивающая возможность запоминания и узнавания родителей. Развивается данный тип памяти в раннем детстве.
Приобретенная память – вся информация, приобретенная человеком за всю его жизнь.
Исходя из модальности запоминаемой информации, выделяют:
Двигательная память – запоминание двигательных навыков, поз, положения тела. Этот тип памяти является основанием для автоматических действий – письмо, игра на музыкальных инструментах и пр.
Эмоциональная память – возможность воспроизводить испытанные ране эмоции, в случае возникновения ситуаций, схожих с пережитыми.
Сенсорно-образная память – объединяет зрительную, слуховую, обонятельную память, сохраняя информацию об образе – человеческом лице, музыкальной мелодии, запахе и пр.
Словесная память – создает условия для запоминания и воспроизведения информации, переданной словами при чтении или разговоре.
Логическая память способствует запоминанию только смысла сообщения, не учитывая детали и конкретную последовательность слов.
Исходя из наличия волевого компонента:
Произвольная память – человек специально запоминает необходимую ему информацию. Этот тип памяти необходимо для получения специальных знаний, профессионального опыта.
Непроизвольная память – бесцельна, но жизненный опыт человека формируется именно благодаря этому типу памяти.
Исходя из длительности хранения информации:
Иконическая (образная память) – представлена мгновенным запечатлением информации, сохраненный образ отличается максимальной точностью, но время его сохранения – доли секунды (0,1-0,5 с).
Кратковременная память – позволяет воспроизводить информацию в течение короткого отрезка времени – 20 сек – несколько минут.
Долговременная память – позволяет хранить информацию от нескольких часов до многих лет.
Выделено несколько этапов запоминания информации: ознакомление, повторение, запоминание, хранение, воспроизведение или забывание.
Механизм забывания сохраняет память от переполнения ее неважной информацией.
Внимание представлено направленностью человеческого сознания на некоторый объект или явление окружающего мира, сопровождающейся частичным или полным отвлечением от всего остального. Без внимания невозможно получение новых навыков.
Выделяют два типа внимания.
Непроизвольное внимание – возникает при привлечении неожиданными, новыми и интенсивными раздражителями.
Произвольное внимание – требует концентрации на сознательно выбранном объекте, оно имеет конкретную цель, для продолжительной концентрации на одном предмете требуется значительное волевое усилие.
Главными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация и переключаемость.
Устойчивость определяют по времени, в течение которого внимание концентрируется на выбранном объекте.
Концентрация представляет собой степень сосредоточенности на интересующем объекте.
Переключаемость внимания представляет собой возможность быстрой смены объекта внимания.
Эмоции определяют как внутренние человеческие переживания, которые отражают его отношение к окружающим событиям и явлениям, другим людям, проявляются эмоции в определенном поведении.
Мышление — психическая деятельность человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание действительности путем раскрытия связей и отношений между познаваемыми явлениями. Мышление позволяет человеку предсказывать результаты своих действий, моделировать какие-либо события, решать определенные задачи, проблемные ситуации, выделять общие черты и различия в группе близких явлений и предметов. В основе мышления лежит интеллект. Результатом его является слово, умозаключение или действие.
Выделяют несколько видов мышления. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач, действия с конкретными предметами. Наглядно-образное мышление — осуществление мыслительных операций над образами предметов и объектов без непосредственного их участия. Абстрактно-логическое мышление осуществляется с помощью языка. Этот вид позволяет познать человеку отдельные свойства и качества вне их связи с другими особенностями предметов и явлений.
5. Сон в онтогенезе
У плода в последние недели антенатального периода отмечается период быстрого сна, занимающий 30–60 % общего времени; остальное занимает медленный сон.
Продолжительность сна зависит от возраста. Новорожденный спит около 20 ч в сутки. С годами естественная потребность во сне уменьшается. К концу первого года жизни продолжительность сна сокращается до 14 ч в сутки. Средняя продолжительность сна у детей 3-5 лет– 13 ч, 8-9 лет– 11, 10 лет– 10, 11-12 лет – 9,5, 13–15 лет – 8,5, 16–19 лет – 8 ч в сутки.
Многоразовый характер сна детей. Новорожденные спят 6–9 раз в сутки. Смена сна и бодрствования мало зависит от времени суток. Отчетливое преобладание ночного сна за счет сокращения дневного наблюдается уже в конце 1-го месяца жизни и после этого стабилизируется. В возрасте 1 года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем в ночное время сон наиболее продолжительный. В ясельный и дошкольный периоды сон обычно становится двухразовым, а с начала школьного возраста, как и у взрослых, – одноразовым.
Соотношение быстрого и медленного сна у детей с возрастом изменяется. У грудного ребенка протяженность фаз быстрого и медленного сна примерно равна. На втором году жизни быстрый сон занимает 30-40 % общего времени сна, а с 5 лет формируются соотношения, свойственные взрослому человеку: 20–25 % приходится на быстрый, 75 –80 % – на медленный сон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высшая и низшая нервная деятельность детей формируется в процессе морфофункционального созревания всей нервной системы. Уровня взрослого человека нервная система и присущая ей высшая нервная деятельность достигает только к 20 годам.
Рождается ребенок только с некоторым количеством безусловных рефлексов, формирование рефлекторных дуг которых начинается на третьем месяце перинатального развития.
Для полноценного формирования нервной системы и нормального развития в целом, необходимо формировать оптимальные для этого условия. Каждый возраст обладает своими критическими периодами для развития того или иного свойства психики. Данная задача решается в процессе взаимодействия ребенка со специалистами различных профилей: педагогики, психологии, физиологии, медицины и гигиены.
Неправильная организация режима для ребенка может вызвать у него нервное перенапряжение, повышенную утомляемость еще не вполне развитой нервной системы, особенно это касается второй сигнальной системы. Поэтому родителям необходимо помнить, что учет возрастных особенностей детей и лояльное отношение к их желанию самостоятельности и моральному состоянию крайне важно для нормального полноценного становления нервной системы взрослого человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность : учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб. : Лань, 2002. – 416 с.
2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – М. : Просвещение, 2009. – 288 с.
3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма : (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат) : учебник для вузов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 287с.
4. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 376с.
5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
6. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.









3

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность : учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб. : Лань, 2002. – 416 с.
2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. – М. : Просвещение, 2009. – 288 с.
3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма : (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат) : учебник для вузов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 287с.
4. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 376с.
5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
6. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368с.

Вопрос-ответ:

Что такое высшая нервная деятельность у детей первых лет жизни?

Высшая нервная деятельность у детей первых лет жизни - это комплекс психических процессов и функций, которые связаны с формированием интеллекта, эмоций, памяти и внимания у ребенка.

Какие возрастные особенности есть у высшей нервной деятельности у детей?

Возрастные особенности высшей нервной деятельности у детей заключаются в постепенном развитии интеллектуальных способностей, эмоций, памяти и внимания на протяжении первых лет жизни. Например, у детей младшего возраста развитие эмоциональной сферы и восприятия является основным, в то время как старшим детям уже доступны более сложные мыслительные операции и абстрактное мышление.

Какие типологические особенности высшей нервной деятельности формируются у детей?

Формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы. У некоторых детей формируется активная и инициативная личность, которая легко обучается и быстро усваивает новую информацию. У других детей может формироваться менее активная и безынициативная личность, которая испытывает трудности в усвоении нового материала.

Какие процессы высшей нервной деятельности связаны с эмоциями, памятью, мышлением и вниманием у детей?

Процессы высшей нервной деятельности, такие как эмоции, память, мышление и внимание, играют важную роль в развитии ребенка. Например, эмоции помогают ребенку выражать свои чувства и устанавливать связь с окружающим миром. Память помогает ребенку усваивать и запоминать новую информацию. Мышление и внимание позволяют ребенку анализировать информацию, решать задачи и концентрироваться на определенных действиях.

Что такое высшая нервная деятельность у детей первых лет жизни?

Высшая нервная деятельность у детей первых лет жизни - это комплексные психические процессы, которые включают в себя эмоции, память, мышление и внимание.

Какие возрастные особенности существуют у высшей нервной деятельности у детей?

У детей первых лет жизни высшая нервная деятельность проявляется в формировании типологических особенностей, развитии эмоциональной сферы, памяти, мышления и внимания.

Как формируются типологические особенности высшей нервной деятельности у детей?

Формирование типологических особенностей высшей нервной деятельности у детей происходит на основе взаимодействия с окружающей средой, в том числе с родителями и другими детьми. Также влияние оказывает наследственность и развитие нервной системы.

Какие процессы входят в состав высшей нервной деятельности у детей?

Высшая нервная деятельность у детей включает в себя эмоции, память, мышление и внимание. Все эти процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга, обеспечивая формирование психических функций у ребенка.

Какова роль сна в формировании высшей нервной деятельности у детей?

Сон играет важную роль в формировании высшей нервной деятельности у детей первых лет жизни. Во время сна происходит обработка информации, запоминание и консолидация знаний, а также восстановление энергии и физического состояния ребенка.

Какое понятие объясняет статья?

Статья объясняет понятие высшей нервной деятельности у детей первых лет жизни.

Какие возрастные особенности высшей нервной деятельности у детей обсуждаются в статье?

В статье рассматриваются возрастные особенности высшей нервной деятельности у детей первых лет жизни.