Особенности психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 17.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Исследовательская деятельность младших школьников 4
1.1 Исследовательская детяельность младших школьников как средство развития познавательной актовности 4
1.2 Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации 8
2. Исследовательская деятельность младших школьников с ОВЗ на уроках "Окружающий мир" 15
2.1 Проектная и исследовательская деятельность как способ развития учащихся в коррекционной школе VIII-го вида" 15
2.2 Оценка уровня развития исследовательских умений на уроках "Окружающий мир 18
2.3 Урок для детей с ОВЗ «Окружающий мир» 1класс 21
Заключение 24
Оценка достижения обучащимися начальной школы планируемых метапредметных итогов представляет собой особенную сложность. Это связано с тем, что междисциплинарные программы, предусматривающие формирование универсальных учебных умений, вводятся в практику обучения впервые, так и с тем, что операционализация оценки сформированности таких умений наиболее проблематична. [4;55]
Главное содержание оценки метапредметных итогов строится вокруг умения учиться. Поэтому особенности оценки метапредметных итогов связаны с природой универсальных действий, определяющей функциональное значение ориентировочных действий, которые являются значимым условием успешности решения обучащимися предметных задач. В связи с этим уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно видоизменён и измерен двумя путями.
Первый из них связан с исполнением специально сконструированных диагностических заданий, направленных на оценку уровня сформированности того или другого вида универсальных действий, а второй – с исполнением проверочных заданий по предметам.
В данных рекомендациях представлены примеры проверочных заданий второго типа по «Окружающему миру», которые разрешают оценить сформированность таких универсальных, познавательских и исследовательских умений как:
- формулировать исследовательские вопросы (например, задание «Задай вопрос»):
- формулировать гипотезы и аргументировать их (например, задание «Удивительные насекомые», «Зебровый ландшафт»);
- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание «Птицы-распространители семян»):
- находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос (например, задание «Для чего нужен снег»);
- формулировать заключение на основании имеющихся фактов (например, задание «Поведение птиц зимой»);
- выдвигать различные варианты решения проблемы (например, задание «Поведение птиц зимой»); [2]
- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание « Птицы- распространители семян»);
- определить последовательность событий на основании выделенных в тексте фактов (например, задание «Куда текут реки?»).
Предложенные примеры заданий являются ориентирами для разработки личных вариантов, сформированных на том предметном содержании, которое изучалось обучащимися класса. В силу специфики оцениваемых умений задания носят в главном характер заданий с развёрнутым ответом. В связи с этим после всякого задания приводятся вероятные критерии для оценивания и комментарии к ним.
Значимым компонентом предъявляемых заданий является и сама форма организации «рабочего пространства» для обучащегося. В заданиях, предусматривающих выдвижение гипотезы, значимо изобразить облачка для вписывания детьми своих предложений. В заданиях, требующих выделения в тексте фактов для подтверждения гипотезы, представить незаполненную схему подтверждения идеи фактами. В заданиях на нахождение в тексте фактов, для ответа на вопрос - пустые окошки. Такие схемы и условные обозначения, применямые в процессе исследования предмета «Окружающий мир», разрешают наиболее естественным образом вписать проверочные работы в систематическую деятельность ребёнка по овладению им универсальными учебными действиями.
Предложенные варианты заданий учителям помогут в составлении проверочных работ, которые из нескольких заданий такого типа могут состоять, разрешающих оценить достижения планируемого итога усвоения того или другого универсального познавательного действия или исследовательского умения.
2.3 Урок для детей с ОВЗ «Окружающий мир» 1класс
Тема урока: Все профессии необходимы, все профессии значимы.
Цели и задачи :
познакомить детей с несколькими видами профессий, с которыми они нередко встречаются в жизни;
в жизни человека показать значение трудовой деятельности;
учить делать выводы, обобщения;
сформировать речь детей, кругозор расширять, обогащать словарный запас, остаточный слух, коррекция звуков;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям различных профессий.
Форма проведения: урок-игра.
Оборудование: барабан, карточки, таблички, игрушки, рисунки, пазлы.
Вводимый новый словарь: наименования профессий, наименования предметов, нужных всякой профессии .
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель:
– Поздоровайтесь, сядьте, наденьте наушники. Вы, слышите меня хорошо?
Ребята, сегодня у нас необыкновнный урок. Мы будем играть.
Вы все участники игры. У вас есть номер. Я - ведущая игры. В конце игры будет один Победитель. Для этого нужно: хорошо говорить звуки, верно отвечать на вопросы, внимательно слушать, верно отвечать на вопросы.
В самом начале участники игры рассказывают о себе. [3]
Учитель:
– Послушай и ответь на вопросы.
В каком классе ты учишься?
Сколько тебе лет?
Как твоя фамилия?
Назови свой адрес.
Как зовут родителей?
Дети на вопросы по очереди отвечают.
Учитель:
– Молодцы, ребята, сейчас о вас зрители многое узнали, игру можно начинать.
(выходит ученик, на бейдже которого номер 1).
Задания игры:
1. Узнай, кто ты? (маску надевают, задают пару вопросов товарищам и профессию угадывают.
(Какими инструментами я пользуюсь? Что я делаю? И.т.д.).
2. Вставить пропущенное слово в стихотворение о профессиях.
Учитель стихотворения о профессиях читает, дети отгадывают, о ком говорится в стихотворении.
З.Мешочек с секретом.
На ощупь узнать, что за инструмент там лежит и кому принадлежит .
4. Коррекционная работа.
Дети слово на слух узнают.
Учитель:
– Послушай и повтори: милиционер, врач, повар.
5. Придумай слова к профессии (ваши ассоциации).
(Продавец-магазин, весы, продукты и т. д.).
6. Вставить буквы в слова и показать на картинке.
(Кроссворд).
7. Собери пазл.
Учитель:
– А сейчас узнаем наименование еще одной профессии. Для этого соберите пазлы.
Дети рисунок коллективно складывают, чтобы о профессии почтальона узнать.
Учитель:
– Что делает почтальон? Соберите сумку почтальона. (газеты, конверты, открытки и журналы).
8. Итог.
Учитель:
– Ребята, как вы думаете, какая профессия самая важная? Самая необходимая?
9. Релаксация.
Учитель п 4 картинки оказываетс лицами. Радость, Грусть, Восхищение, Печаль.
Учитель:
– Ребята, вам урок понравился? Я предлагаю вам поместить свое фото.
Дети с помощью кнопок прикрепляют свои фото.
Подсчет очков.
Награждение победителя и поощрительные призы участникам игры.
Заключение
В процессе учебы детей с умственной отсталостью исследовательская и проектная деятельность ведущее место занимает. Она позволяет обучащимся легче ориентироваться в мире информации, знакомиться с принципа- ми комплексного подхода в создании творческого продукта совместной деятельности. Работая над проектом, учащиеся размышляют в контексте изу- чаемой темы, сравнивают, анализируют, делают выводы, используют инфор- мационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов, сис- тематизируют свои знания, знакомятся с комплексом материалов, выходящих за пределы программы. Учащиеся представляют свой творческий труд в виде презентации, отстаивают взгляды на выбор методов и материалов, необходи- мых для осуществления своих творческих замыслов, учатся применять зна- ния в новых условиях.
Исследовательская и проектная работа вызывает у учащихся с умст- венной отсталостью интерес к исследованию природы, развивает мыслитель- ные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала, в данном, конкретном случае, по предмету биология, география. Таким образом, наблюдается положитель- ное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащихся, развитие их творческих способностей, на формирование трудовых навыков, а также на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной актив- ности детей.
писок литературы
Акатов. - М.: Владос 2011. 368 с.
Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова В.Т. Козлова. -М.: Издательский центр «Академия» 2012. 160 с.
Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность сельских школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
Бурыкина Н.М. Социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми проблемами в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М. 2013. – 22 с.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия 2014.
Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО МПСИ. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК» 2014. 224 с.
Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н.. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир».- Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2013.
Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб.пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение 2012. 94 с.
Калиникова Л.В., Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» - М.: ГНОМ и Д, 2010. – 449 с.
Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя / А.А. Катаева Е.А. Стребелева. - М.: Гу-манит. изд. Центр ВЛАДОС 2011. 224 с.: ил.
Кирилова А.Г Проверка и оценка знаний учащихся вспомогательной школы в процессе обучения труду / А.Г. Кирилова. - М.: Просвещение 2013.
Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 2012. – 232 с.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками. М. 2012.
Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
Плешаков А. А. Мир вокруг нас // Школа России: Концепция и программы для начальных классов: В 2 ч. / Е. В. Алексеенко М. А. Бантова Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение 2013.
Развитие исследовательских умений младшего школьников \под редакцией Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение 2011
Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» издательский дом «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2010.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся//Начальная школа -2011-№2 с. 45
Сергеева О. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения / О. Н. Сергеева // Начальная школа. – 1997. – № 4. – С. 55–57. 3. Сороцкая О. Н. Содержание формы и методы преподавания предмета «Озна- комление с окружающим миром» / О. Н. Сороцкая // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 52–55.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве//Начальная школа-2011-№2 с.17
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 136 с.
1
2. Акимова М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М.К. Акимова В.Т. Козлова. -М.: Издательский центр «Академия» 2012. 160 с.
3. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность сельских школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
4. Бурыкина Н.М. Социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми проблемами в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М. 2013. – 22 с.
5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия 2014.
6. Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО МПСИ. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК» 2014. 224 с.
7. Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н.. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир».- Самара: Корпорация «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2013.
8. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб.пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение 2012. 94 с.
9. Калиникова Л.В., Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» - М.: ГНОМ и Д, 2010. – 449 с.
10. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя / А.А. Катаева Е.А. Стребелева. - М.: Гу-манит. изд. Центр ВЛАДОС 2011. 224 с.: ил.
11. Кирилова А.Г Проверка и оценка знаний учащихся вспомогательной школы в процессе обучения труду / А.Г. Кирилова. - М.: Просвещение 2013.
12. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 2012. – 232 с.
13. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками. М. 2012.
14. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 141-143.
15. Плешаков А. А. Мир вокруг нас // Школа России: Концепция и программы для начальных классов: В 2 ч. / Е. В. Алексеенко М. А. Бантова Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение 2013.
16. Развитие исследовательских умений младшего школьников \под редакцией Н.Б.Шумаковой.-М.:Просвещение 2011
17. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» издательский дом «Фёдоров» Издательство «Учебная литература» 2010.
18. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся//Начальная школа -2011-№2 с. 45
19. Сергеева О. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения / О. Н. Сергеева // Начальная школа. – 1997. – № 4. – С. 55–57. 3. Сороцкая О. Н. Содержание формы и методы преподавания предмета «Озна- комление с окружающим миром» / О. Н. Сороцкая // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 52–55.
20. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве//Начальная школа-2011-№2 с.17
21. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 136 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья?
При психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, его индивидуальным особенностям и потребностям. Также важно создание специальной адаптированной среды для обучения и развития детей с ОВЗ.
Как исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию их познавательной активности?
Исследовательская деятельность младших школьников позволяет им самостоятельно открывать и исследовать окружающий мир, задавать вопросы, искать ответы, экспериментировать и самостоятельно изучать новые явления. Это способствует развитию их познавательной активности и интереса к учению.
Как исследовательская деятельность учащихся повышает их учебную мотивацию?
Исследовательская деятельность учащихся позволяет им быть активными участниками процесса обучения, применять свои знания на практике, решать интересные задачи, искать и находить новые знания. Это создает положительный опыт обучения и повышает их учебную мотивацию.
Как исследовательская деятельность младших школьников с ОВЗ может быть организована на уроках Окружающего мира?
Исследовательская деятельность младших школьников с ОВЗ на уроках Окружающего мира может быть организована с использованием специальных методик и материалов, которые соответствуют индивидуальным особенностям и потребностям каждого ребенка. Например, можно предложить детям провести эксперимент, наблюдать за процессами в природе или решать задачи, связанные с окружающей средой.
Как проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию учащихся в коррекционной школе?
Проектная и исследовательская деятельность позволяют учащимся в коррекционной школе активно взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности и навыки, учиться решать проблемы, работать в команде. Это способствует развитию их познавательных и социально-коммуникативных компетенций.
Какие особенности имеет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ?
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ имеет свои особенности, такие как индивидуальный подход к каждому ребенку, адаптация учебного материала под его возможности, использование специальных методик и технологий.
Как исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию их познавательной активности?
Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию их познавательной активности, так как она предполагает самостоятельное поиск и анализ информации, формулирование гипотез и проверку их на практике, что развивает творческое и логическое мышление, а также умение самостоятельно работать и добиваться результатов.
Как исследовательская деятельность учащихся повышает учебную мотивацию?
Исследовательская деятельность учащихся повышает учебную мотивацию, так как она позволяет им самостоятельно выбирать тему исследования, осуществлять собственные открытия и получать результаты своей работы. Это создает чувство собственного достижения и удовлетворения, что стимулирует учащихся к дальнейшим исследованиям и обучению.
Какую роль играет исследовательская деятельность младших школьников с ОВЗ на уроках "Окружающий мир"?
Исследовательская деятельность младших школьников с ОВЗ на уроках "Окружающий мир" играет важную роль в их обучении. Она помогает учащимся с ОВЗ лучше освоить материал, развивает их интеллектуальные и познавательные способности, а также способствует социализации и адаптации в обществе.
Как проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию учащихся в коррекционной школе?
Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию учащихся в коррекционной школе, так как они предполагают активное участие учащихся в поиске и решении проблем, развивают их коммуникативные навыки и творческое мышление, а также помогают им применять полученные знания на практике.