Эволюция взглядов на стоимость и цену в экономической науке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономических учений
  • 29 29 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.02.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подходы к определению стоимости и цены в трудах авторов древности и средневековья 4
2. Трудовая теория стоимости в трудах представителей классической школы политэкономии 9
3. «Нетрудовые» теории стоимости 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29


Фрагмент для ознакомления

В дальнейшем к этим факторам добавилось предпринимательство.То, что для собственников факторов производства является доходами (заработная плата, рента, прибыль), для собственника-предпринимателя выступают как издержки. К наиболее известным приверженцам этой концепции относится французский экономист Ж.-Б. Сэй (1767-1832).Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938), основатель американской школы маржинализма, рассматривая проблему распределения созданного продукта между всеми владельцами факторов производства, выявил принцип вменения, согласно которому каждый агент получает долю в соответствии с производительностью принадлежащего ему фактора.По его мнению, каждый фактор производства имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно производит. Заработная плата, процент и прибыль получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента».В теориях жертв в качестве источника стоимости наряду с трудом объявлялось «воздержание» капиталиста. В соответствии с данной концепцией, труд - это жертва рабочего, теряющего свой досуг и покой; капитал — это жертва капиталиста, воздерживающегося от личного потребления и направляющего свои средства на увеличение производства. «Жертвы» рабочего и капиталиста вознаграждаются соответственно заработной платой и прибылью.Основоположником теории воздержания являлся английский экономист Н.У.Сеииор (1790-1864).Разновидностью «нетрудовой» теории стоимости является и теория предельной полезности, трактующая стоимость как оценку потребителями полезности последней единицы того или иного блага, то есть как предельную полезность.Впервые принципы теории предельной полезности были предвосхищены в трудах неизвестного при жизни Генриха Госсена (1810-1858), сформулировавшего названные затем в честь его имени законы, на которые во многом опирались маржиналиеты при объяснении природы ценности. Первый закон Г оссена отражает принцип убывания предельной полезности или, как выражается сам автор, полезности последнего атома блага. Второй закон Госсена описывает основное условие, при котором может быть достигнут максимальный уровень получаемых удовольствий. Госсеном были развиты и теория производства, согласно который индивиды трудятся до тех пор, пока тяготы труда не становятся равными получаемым от производимых благ удовольствиям.В 70-е годы XIX века авторы австрийской (Венской) школы маржинализма Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914) разработали концепцию, в соответствии с которой полезность блага определяется субъективной оценкой его со стороны индивида.Маржиналиеты приняли за исходный пункт потребности человека и законы насыщения этих потребностей, противопоставили объективной концепции стоимости товаров английских классиков субъективную концепцию, основывающую ценность (стоимость в концепции классиков) на полезности ограниченного количества продукта и способности этого продукта удовлетворять потребности субъектов.К.Менгер напрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Степень конкретной полезности благ для различных потребителей зависит от редкости блага - количества, которым располагает потребитель. Человек нуждается не вообще в данном предмете (благе), а в определенном его количестве, и потребность в нем удовлетворяется в соответствии с законом насыщения потребностей. Он убежден, что ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, то есть тогда, когда он сознает зависимость от их наличия в своем распоряжении. К.Менгер поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы прежде всего придаем удовлетворению наших потребностей...» Для подтверждения своего тезиса он приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот, - вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.В этой связи возникает субъективистская трактовка ценности К.Менгера, ставшая впоследствии общей исходной позицией австрийской школы - «ценность - это суждение, которое хозяйствующие субъекты имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует».Возникает закономерный вопрос: если ценность не существует вне сознания, то какова ее мера? В понимании К.Менгера, «ценность субъективна не только по своему существу, но и по своей мере».В «Энциклопедическом словаре» С.А.Брокгауза и И.А.Ефрона под ценностью понимается «значение, представляемое известным предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или для обмена на другие предметы».Из этих определений видно, что полезность представляет собой переменную величину, постоянно изменяющуюся с каждым изменением потребности.При таком подходе очевидно, что субъективная полезность не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения.В рамках рассматриваемого направления предпринимались попытки найти единый измеритель полезности, получивший название «ютиль». Однако сам ютиль не мог получить объективного количественного измерения в связи с исходными маржиналистскими позициями методологического индивидуализма. Поэтому он лишь создал видимость подсчета полезности благ какого-либо рода.Интересно заметить, что в английском, немецком,польском и чешском лексиконе нет различий между терминами «ценность» и «стоимость», они отражаются одним термином. Такое терминологическое различие существует в русском языке, при этом термин «ценность» предполагает определенную значимость, достоинство, а также наличие оценивающего субъекта. В данном случае речь идет о субъективной оценке блага, во многом зависящей от индивидуальных предпочтений. Термин «стоимость» соответствует характеристике цены товара, связанной с ее объективной основой, исследуемой в рамках классической школы политэкономии.В соответствии с подходом авторов австрийской школы маржинализма, степень удовлетворения потребности зависит от имеющегося количества блага.По мере удовлетворения потребности ее напряженность убывает, а это означает, что и полезность блага как способность удовлетворять потребность также одновременно должны убывать. Субъективная полезность последней из имеющихся единиц блага, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность в благе данного рода, то есть предельная полезность, определяет ценность блага.Цена в данной концепции предстает как результат индивидуальных оценок потребителей, что во многом определяется психологическими особенностями субъектов.Таким образом, в маржиналистской теории, в отличие от подхода классиков приоритетной становится сторона спроса и недооцененной - сторона предложения.В связи с этим у теоретиков предельной полезности термин «товар» заменен термином «благо». Ценностью обладают только те блага, количество которых недостаточно для удовлетворения потребности в них.Потребности не ограничены в своем количестве и имеют разную напряженность. Количество же благ, напротив, ограничено. Из этого следует, что экономическими, в соответствии с теорией предельной полезности, называются блага, способные удовлетворять какую-то потребность и количество которых ограничено по сравнению с потребностью. Блага, которые находятся в природе в неограниченном количестве, получили название неэкономических. Исходя из этого известный парадокс А.Смита получил у маржиналистов свое объяснение - имеющая многофункциональное применение вода не ограничена в природе, что объясняет ее низкую ценность; предназначенный для удовлетворения вторичных потребностей алмаз редок и ограничен, что объясняет высокую его оценку со стороны субъектов спроса.Напряженность потребности убывает по мере удовлетворения потребности вплоть до ее полного исчезновения. Вследствие этого и полезность блага, и его цена также должны убывать как функция количества.Переход от напряженной потребности к ее полному удовлетворению происходит постепенно. По мере уменьшения степени напряженности в удовлетворении потребности полезность и цена каждой последующей единицы становятся все меньше по сравнению с предыдущей. Чем меньше количество данного блага по сравнению с потребностью, тем выше полезность и цена последней его части и тем выше ценность всего количества данного блага, и наоборот.Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не может рассматриватьсякак универсальный, так как действие его применимо только к предметам первой необходимости, имеющим для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. К многочисленным непродовольственным продуктам, а также к средствам производства он неприменим.Подход, предложенный в рамках австрийской школы, не позволял также решить практический вопрос о формировании реальной рыночной цены После Первой мировой войны в качестве последователей теории предельной полезности выступили представители новой австрийской школы (Г.Майер, Л.Шенфельд, П.Розенштейн-Родан и др.), которые придерживались крайних взглядов. Так, представители этой школы пытались исключить из теории полезности те категории, которые не могли быть сведены к индивидуально-психологическим ощущениям, а также отказались от всяких попыток количественного измерения полезности как находящейся в сфере субъективных, ощущений.Несмотря на противоречия в концепции маржиналистов и трудности применения их подходов при оценке отдельных благ на практике, в качестве достижений исследователей Венской школы следует отметить, что они перешли к изучению интересов и мотивов действия потребителей, способствуя тем самым созданию теории потребительского поведения. Предельные величины, введенные «австрийцами» в научный оборот и активно ими используемые, являются одним из отправных параметров современной теории цен, взаимосвязей между спросом и предложением. Анализ конкуренции, рыночных эффектов опирается на изучение потребностей человека и законов их насыщения, строится на сочетании взаимодействия предельных величин - минимизации затрат и максимизации эффекта от их использования.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях существования товарно-денежных отношений вопросы, связанные с определением стоимости и цены, соотнесением этих понятий, не теряют своей актуальности и значимости.Подходы к проблеме соизмеримости товаров, возможности их количественной сопоставимости, приравнивания в определенном соотношении друг к другу, нахождения общего критерия, основания у всех товаров, и связанное с решением этих вопросов определение подхода по формированию цены, были и остаются различными в мировой экономической литературе.С определенной долей условности можно говорит о двух тенденциях, сложившихся в экономической науке по рассматриваемому вопросу и базирующихся на различных исходных позициях. В первом случае за основу принимаются объективные свойства товара, присущие ему независимо от сознания индивидуумов и их оценок. Во втором случае определяющими признаются принципы, основывающиеся на субъективных подходах.В соответствии с первой, приверженцами которой были авторы английской классической политической экономии ипредставители марксистского направления, труд, затраченный на производство, - объективное свойство любого товара, делающее возможным их сопоставление и соизмерение.Ученые, исходящие из субъективных посылов, к которым относятся, прежде всего, маржиналисты первой волны, при определении ценности (стоимости) благ приоритетными признавали оценки и мнения потребителей этих благ.Английский ученый Альфред Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», вышедшей в 1890 году, примирил эти две крайние позиции, создав теорию спроса и предложения.На настоящем этапе развития экономической теории понятие стоимости во многом «растворяется» в категории цены, которая рассматривается в контексте модели рыночной структуры.Учитывая, что цена является важнейшим фактором, от которого во многом зависит объем продаж и выручка от реализации продукции, хозяйствующий субъект особое внимание уделяет ее планированию.В этой связи в современной литературе значительное внимание уделяется проблемам ценообразования и факторов, на него влияющим, грамотное и адекватное изучение которых немыслимо без глубокого осмысления теоретического содержания категорий стоимости и цены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер. - Экономика.2014.2. Антология экономической классики: Петги, Смит, Рикардо. М.: Эконов- Ключ. 2013.3. Аристотель. Собрание сочинений. В 4-х тт.- М.: Мысль, 1984.4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т. - М.: Прогресс. 1993.6. Петти У. Экономические и статистические работы. - М.: Огиз-Соцэкгиз. 1940.7. Рикардо Д. Сочинения в 5 гг. - М.: Политиздат. 1955.8. Хрестоматия по экономической теории. Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юрист, 2015.


1. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер. - Экономика.2014.
2. Антология экономической классики: Петги, Смит, Рикардо. М.: Эконов- Ключ. 2013.
3. Аристотель. Собрание сочинений. В 4-х тт.- М.: Мысль, 1984.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
5. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х т. - М.: Прогресс. 1993.
6. Петти У. Экономические и статистические работы. - М.: Огиз-Соцэкгиз. 1940.
7. Рикардо Д. Сочинения в 5 гг. - М.: Политиздат. 1955.
8. Хрестоматия по экономической теории. Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юрист, 2015.

Вопрос-ответ:

Какие подходы к определению стоимости и цены были популярны у древних и средневековых авторов?

Древние и средневековые авторы рассматривали стоимость и цену как результат объективных факторов производства, таких как количество затраченного труда или степень редкости товара.

Какую теорию стоимости представляли представители классической школы политэкономии?

Представители классической школы политэкономии придерживались трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.

Какие нетрудовые теории стоимости существуют?

Существуют различные нетрудовые теории стоимости, такие как теория стоимости, основанная на редкости товара, и теория стоимости, основанная на полезности товара для потребителя.

Какое значение имеет предпринимательство в формировании стоимости и цены?

Предпринимательство является одним из факторов производства, который влияет на формирование стоимости и цены товара. Для собственника предпринимателя заработная плата и рента выступают как издержки, а прибыль является доходом.

Какие факторы влияют на формирование стоимости и цены товара?

Формирование стоимости и цены товара зависит от таких факторов, как количество затраченного труда, степень редкости товара, полезность для потребителя и предпринимательство.

Какими подходами определялась стоимость и цена в древности и средневековье?

В древности и средневековье стоимость и цена определялись разными подходами. Некоторые авторы считали, что стоимость зависит от трудозатрат, другие считали, что стоимость определяется потребными свойствами товаров или даже божественной волей.

Что представляла собой трудовая теория стоимости в классической школе политэкономии?

Трудовая теория стоимости в классической школе политэкономии утверждала, что стоимость товаров определяется количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда.

Какие нетрудовые теории стоимости существуют?

Существуют различные нетрудовые теории стоимости. Некоторые из них утверждают, что стоимость определяется потребительской полезностью товара, другие считают, что стоимость зависит от предложения и спроса на рынке, а еще другие говорят о влиянии внешних факторов, таких как инновации или природные ресурсы.

Каким образом предпринимательство влияет на стоимость и цену?

Предпринимательство влияет на стоимость и цену, так как предприниматели играют роль посредников между собственниками факторов производства и потребителями. Для собственников факторов производства доходами являются заработная плата, рента и прибыль, а для собственников предпринимательских ресурсов эти показатели выступают как издержки, которые они стремятся минимизировать.