Воспи тание морально-нравственных качеств на уроках обществознания в 9 классе в процессе освоения темы
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 18.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 6
1.1. Современные педагогические технологии, используемые на уроках обществознания в 9 классе 6
1.2. Уроки обществознания, как средство воспитания морально-нравственных качеств обучающихся 9
1.3. Методы использования педагогических технологий для воспитания морально-нравственных качеств обучающихся на уроках обществознания 19
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ" 30
2.1. Организация и содержание учебно-исследовательской работы 30
2.2. Педагогические условия на уроках обществознания в 9 классе в процессе освоения темы "Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени" 34
2.3. Определение результативности проведенной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Как видно из содержания, дневники мы использовали и как средство изучения подростка, и как план-программу формирования и развития нравственных качеств подростка, и как форму фиксирования и учета самовоспитания. Деятельность подростка в творческой группе осуществлялась на основе данных, полученных в результате изучения и наблюдений. И это в совокупности способствовало организации деятельности группы в соответствии с реальными возможностями каждого члена группы и с условиями, созданными для проявления их индивидуальности.Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и апробированы рациональные условия формирования нравственных качеств подростков:личностное развитие представляет целостный процесс саморазвития индивида, способного соединять в себе духовность и устремленного к самостоятельному раскрытию своих потенциальных возможностей;условия педагогического обеспечения воспитания морально-нравственных качеств подростков представляет собой интегративный и многофункциональный процесс, который охватывает взаимосвязи внешнего (школьного) и внутреннего (личностного) образовательного пространства, где осуществляется включение школьника в значимую для него деятельность, в которой осуществляется саморазвитие индивида;как педагогические условия выступают, обеспечивающие формирование морально-этических качеств подростков выступают: установки и рождаемые в ходе самой жизни личностные смыслы, регулирующие действия и поступки индивида в жизненных ситуациях, в ситуациях нравственного выбора.2.3. Определение результативности проведенной работыВся система проводимой работы, направленная на воспитание морально-нравственных качеств подростков, будущих граждан России, как показала опытная проверка разработанной нами модели, способствовала формированию нравственно воспитанной личности школьника. На начальном этапе опытноэкспериментальной работы и в конце формирующего ее этапа мы отслеживали навыки и умения подростков экспериментальных и контрольных групп и их готовность и умение вести диалог, дискуссию, полипозиционное общение друг с другом. Для этого проводили наблюдения за самостоятельной творческой работой, за умением организовать авторские коллективные дела на заданные темы.В результате определены этапы социализации подростков на определенном возрастном этапе:- первый этап — адаптация. На этом этапе происходит усвоение сложившихся в соответствующей среде форм общения и определенной деятельности. Здесь действуют механизмы идентификации, конформизма, внушения;второй этап характеризуется поиском средств и способов для самореализации и персонализации, проявления своей индивидуальности. На этом этапе включаются механизмы обособления;третий этап - интеграция - объединение с группой посредством реализации потребностей индивида осуществить свой вклад в жизнь группы. На этом этапе индивид трансформирует групповое взаимодействие.Полученные результаты проведенной работы мы представляем в таблице. Обследованием было охвачено всего в начале и в конце опытнойработы из экспериментальной группы учащихся, из контрольной группы.Таблица 6. Динамика изменения уровней воспитания морально- нравственных качеств подростков в %Базовые качестваДо экспериментаПосле экспериментавысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкийК.Э.К.Э.К.Э.К.Э.К.Э.К.Э.Отношение к обществу1. Долг и ответственность172160692110274761261052.Дисциплинированность15207060152030696026943. Бережливость2225535523194082467129Отношение к труду1. Ответственное отношение к учению303447452220405547401142. Ответственное отношение к общественнополезному труду (трудолюбие)363840422220587431221033. Организаторские умения и навыки1820676813112952614394Отношение к людям1. Коллективизм212345422219375750341182. Доброта и отзывчивость37354645161969)88)248553Отношение к себе1. Честность19236058201834615530972. Скромность3234565410115387401052Как один из результатов опытной работы можно представить углубление в процессе реализации модели закономерности воспитательного процесса «сочетание воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника (Г.И. Щукина).Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно внешние влияния трансформируются во внутренние достижения ученика. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям самого индивида, если они вызывают активность самой личности, то трансформация целей в мотивы самой личности происходят значительно легче и быстрее.Мы также одним из достижений опытной работы считаем формирование нравственного сознания подростков. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у учащихся по сравнению с исходными и промежуточными произошли изменения по выделенным нами показателями, характеризующим развитие нравственного сознания. Поскольку большинство из них одновременно являются и структурными компонентами нравственного сознания (нравственные знания, оценки, качества, способности, потребности, ценности и ценностные ориентации), то изменение последних позволяет говорить об определенных преобразованиях в такой сложной системе, какой является нравственное сознание, а следовательно, и о развитии последнего. В контрольных же группах значительной динамики в данном процессе не произошло. Не знания, а убеждения стимулируют поступки детей, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.К достижениям опытно-экспериментальной работы мы также относим найденные и развитые нами личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив поведения одного индивида приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности одного как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют.Опытная работа позволила выявить, определить и систематизировать оптимальные условия формирования нравственных качеств подростков:нельзя допускать стихийное, педагогическое бесконтрольное влияние «среды»;искать и развивать такие формы работы с подростками, которые способствуют формированию атмосферы доверия, взаимоуважения;вовлекать подростков в серьезные дела, в поиски, исследования, верить в силу и разум;не уходить от проблем с целью их практического решения.Таким образом, мы пытались решить проблему, мало исследованнуютеоретически и редко применяемую на практике - организованное, управляемое и контролируемое сотрудничество учителя и учащихся на занятиях по обществознанию, конечной своей целью имеющее формирование нравственных качеств подростков. Сознание общественной важности детства - вопрос не праздный, в нем истоки личности, определение жизненных перспектив человека. Как социальный феномен, детство - тот фундамент, на котором со временем формируются народ, нации, воздвигается «здание» общества.Каков правовой идеал детей? Как в условиях демократизации общества дети видят свои права и свободы? Ведущий мотив - право быть признанным взрослым обществом: «чтобы ребенок в обществе был полноправным членом, был человеком». Прежде всего, речь идет об обретении прав в сфере общения со взрослыми, в том, что составляет собственно детскую жизнь: «быть защищенными перед взрослыми», «право на решения вопросов, касающихся детей». Отношение к будущему - это выявление устремленности детей к идеалу, который может сознаваться или не осознаваться, но уже включен в духовную жизнь. Образ будущего отражает, однако, не только идеал, но и восприятие подростком современной действительности, фокусирует в себе его сегодняшние ценности, потребности и ожидания. Представления о будущем - социальный прогноз, носителем которого является подрастающее поколение.И, наконец, понимание будущего - это критерий заложенного в детях фундамента социальной ответственности. Анкета-сочинение «Как я представляю будущее?» выявляла представление детей относительно планеты, страны, города, своей школы, людей, самого себя. В отношении к будущему - приоритет получили глобальные проблемы планеты, человечества. Ответы на вопрос: «Какие изменения произойдут в будущем на всей планете? Выглядят следующим образом: изменения политического характера в сознании детей сочетаются, прежде всего, с сохранением мира на всей планете («нет ни в какой стране больше войн», «везде стал только мир», «на все земном шаре установился мир»). Такие ответы составляют примерно 30%.На втором месте стоят экологические проблемы, их рассматривает в своих ответах одна треть учащихся. Характерно, что оптимисты и пессимисты составляют почти одинаковое количество - чуть больше половины учащихся считают, что в будущем «везде благоухают цветущие сады. Нигде не видно ни одной трубы с дымом», «воздух чистый, без смога и радиации», «оживает природа» и т.д. Остальная половина не столь оптимистична, их оценки основаны на убеждении необратимости перемен на планете в сторону экологической катастрофы («все вымерло от загрязнений», «нет ни одного чистого ручья», «загрязнение планеты», «гибель флоры и фауны», «озонная дыра над Антарктидой»). В сочинениях учащиеся мечтают «учиться у добрых учителей, чтобы было интересно и радостно ходить в школу». По жизненным планам, ценностным ориентациям, образцам поведения выделяются три основные группы. Две первые: ориентирующиеся на дальнейшую учебу в вузах - 45% и предполагающие работать, чтобы самим содержать себя или помогать семье - 26%. Не определили жизненных планов - 29% учащихся (3-я группа), их возраст оправдывает такую позицию, хотя отсутствие представлений о своей дальнейшей жизни - известный показатель несформированности духовного мира подростка.Среди представителей о хорошей жизни вопрос «Когда ты станешь взрослым(ой), что значит, по-твоему, хорошо жить?» приоритетырасположились следующим образом: «иметь хорошую семью, детей»; затем «иметь надежных друзей», «иметь интересную работу»; «быть здоровым»; «иметь работу, полезную людям и обществу»; «иметь чистую совесть»; «много путешествовать». Различия в интересах мальчиков и девочек связаны со спецификой пола. У мальчиков склонность к занятиям спортом, туризмом, путешествиями, техническим творчеством, изобретательством. Девочки большую склонность проявляют к художественному творчеству, чтению литературы, в стремлении заниматься рукоделием, кулинарией, разведением домашних животных и растений. Представления подростков о своих правах распространяются и на межгосударственные отношения: «чтобы дети могли свободно бороться за мир», «дружба детей - это будущая дружба взрослых». Что касается мнений учащихся о правах, касающихся семьи: «дети должны иметь право на полную семью (папу, маму), воспитываться в семье, а не в детских домах», «надо строго наказывать мам, которые бросают своих детей». Так в сознании детей переплетаются дерзновенные представления о будущем и желания из настоящего, неудовлетворенные потребности сегодняшнего дня. В то же время отмечается большая заинтересованность детей в объединении своих сил, в организации, которая предоставляла бы им свободу для общественно полезных дел, увлекательного досуга, защищала бы их интересы.Как один из результатов опытной работы можно представить творческую работу на каждом занятии. Эта работа была направлена на раскрытие способностей, талантов каждого, на создание эмоционального комфорта, чувство радости, гордости и большого удовлетворения от проделанной работы. В результате творческих работ детьми был сделан вывод в сочинениях «...духовная жизнь — это стремление понять назначение человека», «... непрестанная работа над собой, чтобы хоть в малой степени соответствовать этому назначению», «...духовная жизнь начинается тогда, когда я задаю себе главный вопрос жизни: для чего я живу?».К достижениям опытно-экспериментальной работы мы также относим развитие таких качеств как самостоятельность и ответственность за своебудущее. Продуктивность осуществленного в процессе опытной работы в воспитании личностных качеств мы видим в следующих результатах. Если в начале экспериментальной работы первую группу (21 %) составляли учащиеся, ориентированные на ответственное отношение к учебе, не избегающие трудных заданий, самостоятельно определяющие последовательность действий, пути быстрого и качественного его выполнения, то к концу эксперимента - (64,4%). Именно учащиеся этой группы представили свои лучшие проекты нравственной личности школьника. В ней они отмечали такие качества присущие именно нравственной личности: понимающая ценность жизни, справедливая, бескорыстная, уважающая человеческое достоинство, проявляющая милосердие, способная к состраданию, доброжелательная, обладающая высоким уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, ответственная, самостоятельная, творческая, самобытная индивидуальность,Вторую группу (35,6 %) в начале опытной работы составили ребята, которые зарекомендовали себя «хорошими исполнителями», но слабо проявляли собственную инициативу, самостоятельность; в большей мере ценили не труд, а возможность общения со сверстниками, охотно контактировали с ними, проявляли интерес к общим делам. То к концу экспериментальной работы - (18 %).Учащиеся третьей группы (26%) имели субъективное представление об учебе. В основном они ориентировались на достижение личных результатов в учебе, трудились в одиночку и болезненно реагировали на успехи других, проявляя в отдельных случаях недоверие и агрессивность к сверстникам. Были среди ребят и такие, кто проявлял избирательный интерес к учебе, работал добросовестно, когда задание нравилось и удовлетворяло собственные желания. К концу эксперимента - (5%).Четвертая группа (14%) - учащиеся, не проявляющие ответственного отношения к учебе. Работали от случая к случаю или демонстративно уклонялись от выполнения задания, иногда проявляли лень. Низкаядисциплина, внешняя бравада, безразличие к учебе. К концу эксперимента данная группа - (0 %).Как видно из приведенных данных, учащиеся изменили свое отношение к учебе. Самостоятельное и ответственное отношение к учебе осуществлялось на основе свободного выбора, наличия позитивных личностных качеств (интереса, любознательности, ответственности). Чем интереснее для ученика цели и задачи, тем свободнее проявляется добровольность выбора и больше возможностей для творчества. Обобщая материалы опытной работы, мы убедились в том, что знание темпераментов, типологии учащихся, методики организации деятельности, направленной на развитие самостоятельности и инициативы учащихся, помогали определять задачи, методы и приемы обучения и воспитания; в каждой конкретной ситуации необходимо создавать условия, побуждающие к росту личности.Положительная динамика доказывает, что стержень духовного мира личности - мировоззрение, составной частью которого выступают нравственные знания и убеждения, чувства, позиции, привычки, самоконтроль. Основами нравственного самосознания являются долг, честь и совесть. Успешное выполнение роли коллектива - класса зависит от нравственного здоровья и морального климата социума. Его слагаемые: нравственные ценности коллектива, сознательная дисциплина, нацеленность на духовные приоритеты, общение, сотрудничество, уровень самостоятельности, организация. Один из важных факторов, обеспечивающих сплочение коллектива, его нравственное здоровье, - характер общения, взаимоотношения субъектов, психологическая совместимость. Наблюдается перестройка ведущих признаков развития. Лучше сформированными оказываются движение к перспективе, общественно значимой цели, самоуправление, согласованность в работе, общение в свободное время, общественное мнение, защищенность личности.Продуктивность осуществленного в процессе опытной работы педагогического обеспечения формирования нравственных качеств подростков, представлена в таблице 7.Таблица 7.Личностное саморазвитие подростков (в баллах)КритерииНачало ОЭР Контр.Экспер..Окончание ОЭР Контр.Экспер.1. Самоорганизация2,42,52,74,62. Самомотивация2,72,62,84,73. Самооценка2,62,72,74,44. Самоконтроль2,32,32,54,2Таблица составлена по результатам постоянных наблюдений, зафиксированным в экспериментальной группе в дневниках «мой личностный рост», по оценкам учителей, работающих с данными классами, по данным анкетирования, тестирования и бесед. Личностное саморазвитие оценивалось по пятибалльной системе, где высокий балл - от «4,5» до «5»; выше среднего - от «4» до «4,4»; средний балл - от «3» до «3,9»; ниже среднего - от «2,5» до «2,9».Как видно из приведенных в таблице данных, подростки экспериментальной группы показали достоверное значимое повышение показателей личностного саморазвития. Показатели самоорганизации экспериментальной группы в процессе творческой самостоятельной деятельности в начале опытной работы составили в среднем 2,5 балла, а в конце - 4,6 балла (в контрольной соответственно: 2,4 и 2,7). Такое расхождение объясняется наличием в экспериментальной группе свободного выбора творческого задания в соответствии со своими возможностями с устремлениями. Выполнениешкольниками своего проекта позволило расширить представления о своих потенциальных возможностях, используя и развивая которые, он определяет ценностные приоритеты личностного самосовершенствования.Таблица также показывает достоверное повышение и других показателей личностного развития, как самомотивация - от «2,6» до «4,7» (в контрольной группе соответственно: 2,7 и 2,8), самооценка - от «2,7» до «4,4» (в контрольной группе соответственно: «2,6» и «2,7»), самоконтроль - от «2,3» до «4,2» (в контрольной группе соответственно: 2,3 и 2,5). Расхождения в показателях объясняется тем, что в экспериментальной группе обращалось внимание на развитие инициативы и ответственности, создание на всех видах занятий атмосферы доверия и полного взаимопонимания, психологической комфортной творческой атмосферы. Атмосфера творческой деятельности и взаимной доброжелательности рассматривалась как главный фактор в формировании активности, воспитании самостоятельности, развитии подростка как будущего гражданина России. Сравнение с показателями контрольной группы подтверждает низкий уровень продуктивности традиционной системы обществоведческого образования, ориентированной на среднестатистического ученика.Изменение содержания, технологии ведения занятий по обществознанию, активизация основных факторов образовательного воздействия расширили условия приобретения и формирования общечеловеческих (стремление к самосовершенствованию справедливость, надежность, порядочность и др.) и определенныхгражданских ценностей (патриотизм, гражданскаяответственность, интернационализм и др.). У подростков формируются привычки не только к самообразованию, но к самовоспитанию. Это можно представить в следующей таблице (см. табл. 8).Таблица 8.Ценностные приоритеты подростков (в %)Ценностиначало ОЭРпосле ОЭРначалопослеЭксперимент.Эксперимент.ОЭРОЭРКонтрол.Контрол.Патриотизм53912952Интернационализм78923243Здоровье100 100 100 100Семья100 100 100 100 Преданность в дружбе100 100 100 100 Надежность100 100 100 100 Знания100 100100 100Стремление к самосовершенствованию79965061Порядочность79976977Справедливость100 100 100 100Возможностьразвиваться95974455Полученный фактический материал, как видно из таблицы, подтвердил наше гипотетическое предположение о влиянии разработанных условий педагогического обеспечения на формирование нравственных качеств подростков. Стиль работы учителя - это цепочка его повседневных поступков, в которых проявляется отношение к людям, обществу, своей деятельности. Человеколюбие, гражданская совесть и профессиональная честь - ведущие нравственные критерии оценки поведения учителя, прочности его авторитета. В школьном коллективе авторитет учителя выступает как эффективно работающий механизм нравственного воспитания, как своеобразный ориентир для всех. В этой связи особое значение приобретает нравственный облик учителя - его трудолюбие, ответственность, справедливость, великодушие. Цементирующую роль в структуре нравственных качеств играют его моральные и идейные позиции. Важное значение имеют: этика общения, тактичность, умение принимать правильные решения в сложных, нештатных ситуациях.Таким образом, внимание по формированию нравственных качеств подростков необходимо отводить самопознанию и самовоспитанию личности, раскрытию его духовного потенциала, росту его нравственного сознания. Как видно из приведенных данных, условия воспитания морально- нравственных качеств подростков подтвердила наше мнение о том, что одним из определяющих условий духовного становления учащихся является характер и стиль работы учителя, в частности побуждение учащихся к приобретению морально-этического опыта, степень допустимой самоорганизации и саморегуляции поведения учащихся, создание доверительного и комфортного образовательного пространства, общение субъектов как рациональное их взаимодействие. В центре педагогической концепции самореализации личности лежит вера в индивидуальный опыт человека, в его способности к самораскрытию, в возможность выявления в себе уникальной и неповторимой сущности, в определении направления и средств личностного роста.Выводы по 2 главеЗанятия по обществознанию, основанные на гуманистических идеях (самовыражение и культивирование собственной личности, учение с опорой опыт, развитие в результате достижения других, более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей, знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнь в нем, создание комфортных условий социума) рассматривали воспитание в широком плане, не только как усвоение знаний или развитие умений по предмету, это - определенное понимание жизни и ориентация в ней. У учащихся формировались нравственные привычки, стремление к самообразованию, к самопознанию, к самовоспитанию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ исследованиях по нравственному воспитанию (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, М.М. Пистрак, А.П. Пинкевич, С.М. Ривес, Н.М. Шульман, Ф.Ф. Королев, Л.Е. Раскин, М.И. Шиловой и др.) широко рассматривается теория детского коллектива, как решающего фактора в нравственном воспитании и развитии личности, тем не менее, в них недостаточное внимание уделяется механизмам и технологиям моральнонравственной регуляции поведения школьников на основе критического отношения, анализа и оценки реальных условий своей жизнедеятельности, самопознания, самовоспитания ученика. Все это вызывало целесообразность опытно-экспериментальной апробации путей, условийи способов морально-нравственных качеств подростков в соответствии с гуманистическими ценностями, в основе которой понимание того, что становление личности есть становление субъектности, активной, самодеятельной, способной не только участвовать в творческой деятельности, но и проектировать ее в целях своего развития и своей индивидуальности. Поскольку предмет нашего исследования связан был с воспитанием морально-нравственных качеств, основные механизмы и способы гармоничного развития и становления подростков рассматривались в ракурсе обществоведческого образования. При этом мы предполагаем, что формирование морально-нравственных качеств в процессе изучения освоения темы "Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени"обеспечивается при условии, если:школьные общественно-политические дисциплины становятся базой повышения культуры;созданы рациональные социально-педагогические условия в учебном заведении для осуществления образовательного фундамента культуры;разработана система воспитания многосторонне развитой, овладевшей основами культуры, нравственной личности;тщательно и регулярно изучается личность каждого ученика с помощью постоянного, систематически проводимого диагностирования его нравственного становления;осуществляется осознание ценности человека и человеческих качеств, способствующего познавательной активности учащихся;учитель не только развивает интеллектуальный багаж ученика, а прежде всего, выступает как подлинный гуманист, уважающий личность ученика.Первым важнейшим условием является создание образовательной среды по обществознанию. Образовательное пространство по обществознанию, по замыслу опытно-экспериментальной работы, это такая среда, обеспечивающая подростку возможность изучать общественно-политические и социальноэкономические ситуации, презентовать социуму свои взгляды и суждения по ним, а также свое взаимодействие с общечеловеческой культурой, рефлексируя собственную деятельность и поведение, в соответствии с такими принципами, как:в реальном учебно-воспитательном процессе решающую роль играет личность учителя, его интеллектуальные, идейно-политические и нравственные качества, убежденность и широкий кругозор, профессиональная и общая культура;формирование научного мировоззрения учащихся при изучении проблем человека и общества;структура, последовательность и взаимосвязь элементов содержания учебного предмета;формирование познавательной деятельности учащихся и умения применять полученные знания на практике;оптимальное сочетание различных форм и методов обучения;индивидуально-творческий подход к выявлению, формированию и развитию морально-нравственных качеств подростков.В едином педагогическом пространстве мы выделяем создание целостного пространства по обществознанию как воспитательной среды в процессе изучения освоения темы "Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени". В ней решаются задачи укрепления социально значимых мотивов, которые обеспечивают каждому школьнику ответственную роль и активную позицию в деятельности и общении. При этом, формируя морально-нравственные качества подростков в процессе изучения обществознания, мы исходим, прежде всего, из потребностей самой личности, живущей в условиях демократизации общества. Касаясь содержательной стороны занятий по обществознанию в процессе изучения освоения темы "Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени", следует подчеркнуть, что она нацеливает на ориентировку в потоке общественнополитической информации и систематическое пополнение знаний о человеке и обществе через самообразование, раскрывает содержание нравственной и правовой культуры личности. Касаясь содержательной стороны образовательного пространства по обществознанию, следует подчеркнуть, что она ориентирует на формирование нового поколения российских граждан и развитие ценностных ориентаций на основе соотнесения государственных, общечеловеческих и личностнозначимых целей.В процессе опытно-экспериментальной работы было создано образовательное пространство, где все обучение и воспитание строилось по принципу сотрудничества (формирование мотивации к учению, установления доверия между учителем и учащимися, безусловное принятие ученика независимо от его особенностей, взаимное понимание, совместное решение учебных и воспитательных проблем). В результате реализации программы опытной работы отмечено позитивное изменение в личных ценностях учащихся (собственная инициатива, самостоятельность, ответственное отношение к учебе и самому себе, общая нравственная направленность личности). Полученный фактический материал подтвердил наше гипотетическое предположение о влиянии разработанных условий педагогического обеспечения для формирования нравственных качеств подростков.Таким образом, воспитание морально-нравственных качеств подростков осуществлялось на занятиях по обществознанию путем организации воспитательного процесса на основе уважения к личности учащегося, учете особенностей его индивидуального развития со своими потенциальными возможностями. Это формирование целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Только личностно ориентированное воспитание достигает развивающей цели, поскольку оно направлено на осознание себя воспитанником как личности, на его свободное и ответственное самовыражение.Гипотеза исследования подтвержденна.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВБанников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности.// Начальная школа. – 2012.- № 8. – С. 41-45Вершинин В.Н., Мусаткин В.Н. «Программа развития образовательной школы взрослых», ж. «Открытая школа»,2013, №2.Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье.// Педагогика. – 2015.- № 4.- С. 41-49.Гафаров Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания.// Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С. 3-7.Голева М.А. Духовно-нравственное воспитание. Клуб «Истоки» (1-4 кл.).// Методист. – 2012.- № 5. – С. 10-15.Громыко Г., Рязанов В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях парного обучения.// Директор школы.- 2015. - № 5.- С. 51-57.Груздев М.В., Сапегин К.В. Нравственное воспитание в светской школе.// Воспитательная работа в школе. – 2012.- № 8. – С.29-32Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Морально-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.// Воспитание школьников. – 2016.- № 5. – С. 8-14.Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.Епископ Зарайский Меркурий. Необходимо знание нравственных оснований русской культуры.// Журнал руководителя управлением образования. – 2010.- № 4 (II полугодие).- С. 15-18.Зязева Е.В. В поисках новых возможностей: О нравственных перспективах воспитания в современной сельской школе.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.7-10.Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников.// Воспитание школьников. – 2014.- № 9. – С. 8-11. (есть список литературы).Калинина Л.В. К проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций на уроках обществознания. .// Новая школа. – 2014.- № 7. – С. 109-112.Каршинова Л.В. Морально-нравственное развитие личности в образовательном пространстве.// Эксперимент и инновации в школе. – 2015.- № 6.- С.48-53.Компакт-диск «Виват, Россия!. Патриотическое воспитание», Волгоград, изд-во «Учитель»,2013.Компакт-диск «Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе», Волгоград, изд-во «Учитель»,2013Кондаков А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности.// Образовательная политика. – 2010.- № 1-2. – С.15-18.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.Куревина О.А. Воспитание основ духовности и нравственности.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 3-5.Курцева З.И. Морально-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 6-9.Левичев О.Ф. Технический гуманитаризм духовно-нравственного развития личности.// Школьные технологии. – 2010.- № 5. – С.99-103.Малиева З. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как условие национальной безопасности России.// Воспитательная работа в школе. – 2012.- № 5. – С. 17-24.Мельникова И.А., Кузьмичева Е.В., Исаев А.Г. «Зона особого внимания», ж. «Открытая школа», 2014г, №5.Меньшикова Н.А. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности.// Начальная школа. – 2012.- № 9. – С. 8-10.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, изд-во «Учитель», 2008.Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013. 159 с. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А.Ю. М.: Просвещение, 2014. 255 с. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2014. 208 с. Омельянчук С.В. О воспитании детей в древнерусской семье.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.15-17.Папкова Т. А. Духовно-нравственное воспитание школьников в урочной деятельности [Текст] / Т. А. Папкова, В. Ю. Ботолов, Т. В. Ефременко, Л. Г. Толстенко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 207–209.Попова Т.В., Пташкина В.Н. Воспитательная работа в старших классах. Волгоград, изд-во «Учитель»,2009.Сапрыкина Т.А. Формирование морально-нравственной культуры современного подростка.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- №8.- С 22-24.Сергеева В.П. нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2013.- № 8. – С. 13-22.Смиронова А.А., Махова Т.П. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне.// Практика административной работы в школе. – 2012.- № 4. – С. 62-66.Созонов В.П. Истоки современного морально-нравственного воспитания.// Народное образование. – 2011.- № 4. – С. 195-204.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. Волгоград, изд-во «Учитель», 2007.Топоркова Н.И. и др. Сопровождение деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию личности.// Воспитательная работа в школе. – 2011.- № 8. – С.23-28.Тюляева Т.И. Морально-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2016.- № 7. – С. 7-12.Устюжанина С.А. Программа морально-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра».// Практика административной работы в школе. – 2013.- № 4. – С.46-62.Хаманова Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе.// Методист. – 2015.- № 5. – С. 33-37.Шарманова Т.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в IX классе.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.11-14.Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- № 1. – С. 19-21.Kudryavtseva T., Zemlyanicyn V. Law and justice in the discussion of military conflicts in Russian secondary school world history textbooks // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No 6. P. 84-90. Интернет-ресурсыДуховно-нравственное воспитание школьников. http://presentaci.ru/prezentacii-po-psy/70779-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov.htmlРеализация основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательном учреждении,http://www.uchmet.ru/articles/162734/ Учебно-методический портал.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588. . Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. URL: http://edu-frn.spb.ru/docs/federal. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности.// Начальная школа. – 2012.- № 8. – С. 41-45
2. Вершинин В.Н., Мусаткин В.Н. «Программа развития образовательной школы взрослых», ж. «Открытая школа»,2013, №2.
3. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье.// Педагогика. – 2015.- № 4.- С. 41-49.
4. Гафаров Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания.// Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С. 3-7.
5. Голева М.А. Духовно-нравственное воспитание. Клуб «Истоки» (1-4 кл.).// Методист. – 2012.- № 5. – С. 10-15.
6. Громыко Г., Рязанов В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях парного обучения.// Директор школы.- 2015. - № 5.- С. 51-57.
7. Груздев М.В., Сапегин К.В. Нравственное воспитание в светской школе.// Воспитательная работа в школе. – 2012.- № 8. – С.29-32
8. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Морально-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.// Воспитание школьников. – 2016.- № 5. – С. 8-14.
9. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
10. Епископ Зарайский Меркурий. Необходимо знание нравственных оснований русской культуры.// Журнал руководителя управлением образования. – 2010.- № 4 (II полугодие).- С. 15-18.
11. Зязева Е.В. В поисках новых возможностей: О нравственных перспективах воспитания в современной сельской школе.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.7-10.
12. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников.// Воспитание школьников. – 2014.- № 9. – С. 8-11. (есть список литературы).
13. Калинина Л.В. К проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций на уроках обществознания. .// Новая школа. – 2014.- № 7. – С. 109-112.
14. Каршинова Л.В. Морально-нравственное развитие личности в образовательном пространстве.// Эксперимент и инновации в школе. – 2015.- № 6.- С.48-53.
15. Компакт-диск «Виват, Россия!. Патриотическое воспитание», Волгоград, изд-во «Учитель»,2013.
16. Компакт-диск «Организация духовно-нравственного воспитания в современной школе», Волгоград, изд-во «Учитель»,2013
17. Кондаков А.М. Важно сохранить духовные национальные ценности.// Образовательная политика. – 2010.- № 1-2. – С.15-18.
18. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009г.
19. Куревина О.А. Воспитание основ духовности и нравственности.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 3-5.
20. Курцева З.И. Морально-нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа: плюс До и После. - 2010.- № 9.- С. 6-9.
21. Левичев О.Ф. Технический гуманитаризм духовно-нравственного развития личности.// Школьные технологии. – 2010.- № 5. – С.99-103.
22. Малиева З. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как условие национальной безопасности России.// Воспитательная работа в школе. – 2012.- № 5. – С. 17-24.
23. Мельникова И.А., Кузьмичева Е.В., Исаев А.Г. «Зона особого внимания», ж. «Открытая школа», 2014г, №5.
24. Меньшикова Н.А. Воспитание нравственных качеств личности в учебной деятельности.// Начальная школа. – 2012.- № 9. – С. 8-10.
25. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, изд-во «Учитель», 2008.
26. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
27. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А.Ю. М.: Просвещение, 2014. 255 с.
28. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2014. 208 с.
29. Омельянчук С.В. О воспитании детей в древнерусской семье.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.15-17.
30. Папкова Т. А. Духовно-нравственное воспитание школьников в урочной деятельности [Текст] / Т. А. Папкова, В. Ю. Ботолов, Т. В. Ефременко, Л. Г. Толстенко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 207–209.
31. Попова Т.В., Пташкина В.Н. Воспитательная работа в старших классах. Волгоград, изд-во «Учитель»,2009.
32. Сапрыкина Т.А. Формирование морально-нравственной культуры современного подростка.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- №8.- С 22-24.
33. Сергеева В.П. нравственное воспитание как основа становления личности.// Воспитательная работа в школе. – 2013.- № 8. – С. 13-22.
34. Смиронова А.А., Махова Т.П. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне.// Практика административной работы в школе. – 2012.- № 4. – С. 62-66.
35. Созонов В.П. Истоки современного морально-нравственного воспитания.// Народное образование. – 2011.- № 4. – С. 195-204.
36. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание в средней школе. Волгоград, изд-во «Учитель», 2007.
37. Топоркова Н.И. и др. Сопровождение деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию личности.// Воспитательная работа в школе. – 2011.- № 8. – С.23-28.
38. Тюляева Т.И. Морально-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. // Методист.- 2016.- № 7. – С. 7-12.
39. Устюжанина С.А. Программа морально-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра».// Практика административной работы в школе. – 2013.- № 4. – С.46-62.
40. Хаманова Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе.// Методист. – 2015.- № 5. – С. 33-37.
41. Шарманова Т.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках истории России в IX классе.// Преподавание истории в школе.- 2010.- № 7. – С.11-14.
42. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.// Дополнительное образование и воспитание. – 2011.- № 1. – С. 19-21.
43. Kudryavtseva T., Zemlyanicyn V. Law and justice in the discussion of military conflicts in Russian secondary school world history textbooks // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No 6. P. 84-90.
Интернет-ресурсы
44. Духовно-нравственное воспитание школьников. http://presentaci.ru/prezentacii-po-psy/70779-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov.html
45. Реализация основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательном учреждении,http://www.uchmet.ru/articles/162734/ Учебно-методический портал.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588. .
47. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. URL: http://edu-frn.spb.ru/docs/federal.
Вопрос-ответ:
Какие педагогические технологии используются на уроках обществознания в 9 классе для воспитания морально нравственных качеств учащихся?
На уроках обществознания в 9 классе используются различные педагогические технологии, такие как диалог, дискуссия, ролевая игра, практические задания, проектная деятельность и другие. С их помощью учащиеся могут лучше понять и осознать нормы и ценности общества, развить критическое мышление, этические принципы и нравственные качества.
Почему уроки обществознания в 9 классе являются средством воспитания морально нравственных качеств учащихся?
Уроки обществознания в 9 классе являются средством воспитания морально нравственных качеств учащихся, так как на этих уроках рассматриваются вопросы общественной морали, системы ценностей и этических норм. В процессе изучения таких тем, учащиеся получают основы морального воспитания, развивают своё отношение к нравственности и сами формируют свои моральные ценности.
Какие методы можно использовать для воспитания морально нравственных качеств учащихся на уроках обществознания?
Для воспитания морально нравственных качеств учащихся на уроках обществознания можно использовать различные методы, такие как анализ ситуаций, обсуждение этических дилемм, решение этических задач, дискуссии и дебаты, работа с историческим материалом и т.д. Важно создавать условия для обсуждения и анализа нравственных вопросов и поощрять учащихся к самостоятельному формированию своих нравственных принципов.
Какие педагогические технологии используются на уроках обществознания в 9 классе для воспитания морально нравственных качеств учащихся?
На уроках обществознания в 9 классе для воспитания морально нравственных качеств учащихся используются различные педагогические технологии, такие как дискуссия, проектная деятельность, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций и многое другое. Они позволяют активизировать учащихся, развивать их критическое мышление и этическую осознанность, а также помогают формировать у них навыки самостоятельного принятия решений и социальной ответственности.
Какие морально-нравственные качества развиваются на уроках обществознания в 9 классе?
На уроках обществознания в 9 классе развиваются различные морально-нравственные качества учащихся, такие как ответственность, справедливость, толерантность, гражданственность, этичность, уважение, сотрудничество и другие. Учащиеся учатся анализировать социальные явления и события с морально-этической точки зрения, а также применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Каким образом уроки обществознания могут стать средством воспитания морально-нравственных качеств учащихся?
Уроки обществознания могут стать средством воспитания морально-нравственных качеств учащихся, так как они позволяют учащимся осознать свою роль в обществе, развить критическое мышление, этическую осознанность и социальную ответственность. Ученики на уроках обществознания получают знания о социальных нормах, ценностях и правилах, а также учатся анализировать и принимать обоснованные моральные решения в различных ситуациях.
Какие педагогические технологии используются на уроках обществознания в 9 классе для воспитания морально-нравственных качеств?
На уроках обществознания в 9 классе для воспитания морально-нравственных качеств обучающихся применяются различные педагогические технологии. К ним относятся, например, дискуссия, метод проблемного обучения, проектная деятельность. Эти методы позволяют стимулировать учащихся к самостоятельному анализу и обсуждению актуальных общественных проблем, а также развивают их критическое мышление и коммуникативные навыки. Также важно использование метода моделирования социальных ситуаций, которые способствуют развитию эмпатии и восприятия различных моральных и этических аспектов. Все эти технологии помогают создать эффективную образовательную среду, способствующую формированию морально-нравственных ценностей у учащихся.
Как уроки обществознания способствуют воспитанию морально-нравственных качеств учащихся в 9 классе?
Уроки обществознания являются эффективным средством воспитания морально-нравственных качеств учащихся. Во-первых, на этих уроках рассматриваются актуальные социальные проблемы, что позволяет учащимся осознать социальные последствия своих поступков и развить чувство ответственности перед обществом. Во-вторых, уроки обществознания способствуют развитию этического сознания и критического мышления учащихся. Они учат анализировать различные точки зрения на моральные и этические вопросы, сопоставлять разные ценности и принимать обоснованные решения. Наконец, уроки обществознания предоставляют возможность для саморефлексии и развития эмпатии, позволяют учащимся понять значимость межличностных отношений и проявить толерантность к разным мнениям и культурам.