Формирование навыков по самообслуживанию у младших подростков детского дома

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 85 85 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 22.02.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И СПЕЦИФИКА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ – ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 5
1.1. Понятие самообслуживания и его роль в развитии и воспитании ребенка 5
1.2. Психолого-педагогические характеристики младших подростков-воспитанников детского дома 20
1.3. Современные представления о формировании навыков самообслуживания у младших подростков в условиях детского дома 28
Выводы по Главе 1 41
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1. Методы исследования 43
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования и их интерпретация 45
Выводы по Главе 2 47
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 49
3.1. Разработка методических рекомендаций к формированию навыков самообслуживания у младших подростков- воспитанников детского дома 49
3.2. Оценка эффективности проведенной работы 71
Выводы по Главе 3 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Фрагмент для ознакомления

Семернн«Запрещается -разрешается»-Наглядный,словесный,игровой8.Культурные учреждениягорода (экскурсия)Познакомить с культурнымиучреждениямигорода, ихназначением--Наглядный, словесный9.«Мой город» (итоговоезанятие»Закрепитьполученныезнания ноданной теме,воспитыватьлюбовь к своемугороду, учитькультуре поведения на улицах города-Иллюстрации города Наглядный, словесныйТаблица 5Уровни освоения программы по разделу «Мой город»НизкийНечеткое представление об улице. Не знает назначение некоторых домов (жилые дома, детский сад, поликлиника, школа, магазин). Неможет самостоятельно переходить улицу по линиям разметки, не ориентируется в назначении дорожных знаков и сигналах светофора.СреднийРебенок имеет представление об улице, знает назначение некоторыхдомов (жилые дома, детский сад, поликлиника, школа, магазин).Знает правила дорожного движения для пешеходов, но требуетсяпомощь взрослого при переходе улицы.ВысокийРебенок самостоятельно ориентируется на улицах города, знаетправила дорожного движения для пешеходов и пользуется ими припереходе улицы. Знает предназначение многих зданий (жилые дома,детский сад, поликлиника, школа, магазин, административноездание) и названия центральных улиц города.Раздел «Транспорт»Цель: формировать представление о транспорте и поведении в нем Задачи:- научить детей различать транспорт по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению (грузовой, пассажирский. Специальный);- сравнивать и называть транспортные средства каждого вида, сравнивать по конструкции виды наземного транспорта (грузовой и пассажирский):научить воспитанников пользоваться общественным транспортом, познакомить с элементами правил поведения в транспорте.Таблица 5Содержание раздела «транспорт»№и иТемаСодержаниеЧтениехудожественнойлитературыОборудованиеМетоды!.Транспорт(беседа)Формироватьпонятие«транспорт».упражнять вклассификациисредствпередвижения(легковой игрузовойтранспорт).Подвижная игра:«Воробушки иавтомобиль»М. Ильин, Н. Сигал «Машины на нашей улице»Предметныекартинки сизображениемгрузового илегковоготранспорта,машины -моделиНаглядный,практический,игровой,словесный2.РечнойвокзалФормировать понятие водныйД. Хармс «Кораблик»Дидактическая играНаглядный,игровой.(экскурсия)транспорт; познакомить со специализированным зданием (речной вокзал); с поведением в общественныхместах.Дидактическаяигра«Транспорт»(лото)«Транспорт»словесный3.Специализиро-ванныйлегковой игрузовойтранспорт(машиныскоройпомощи,милиции,такси,пожарная,снегоуборочная) (беседа)Формироватьпредставление оспециализированномтранспорте, оего назначении;Дидактическаяигра«Транспорт»(лото)С. Маршак «Шелтрамвай десятыйномер»Предметныекартинки сизображениемспециализированноготранспорта;Дидактическаяигра«Транспорт»Наглядный,практический,игровой,словесный4.Городскойтранспорт(автобус,такси)(экскурсия)Закрепитьзнания опассажирскомтранспорте.С. Маршак«Автобус номер26»Руль, стульчикиНаглядный,практический, игровой,словесный5.Воздушныйтранспорт(беседа)Познакомитьдетей своздушнымтранспортом.Подвижная игра«Самолеты»А. Барто «Самолет»Предметные картинки с изображением воздушного транспортаНаглядный,игровой,словесный6.Аэропорт (экскурсия)Продолжать формироватьпонятиевоздушныйтранспорт;познакомитьдетей со специализированным общественнымзданием.Подвижная игра«Самолеты»А. Барто «Самолет»-Наглядный, игровой,словесный7.ПравилаУточнитьС. МаршакСюжетнаяНаглядный,поведения втранспорте(беседа)правилапользованияобщественнымтранспортом;транспорт нужноожидать наспециальнойостановке, втранспортеследуетдержаться запоручни,еслинет свободныхмест, нетолкаться,входить с заднейдвери,авыходить с -передней.Сюжетно-ролевая игра «Вавтобусе»«Автобус номер 26»картина «Автобусная остановка»:руль, стульчикипрактический.игровой,словесныйк.Светофор (экскурсия)Закрепитьзнания осигналахсветофора иправилаповедения приих смене.Дидактическиеигры:«Светофор».«Включисигнал».Подвижная игра«Светофор»С. Прокофьев, Г.Сапгир «Мойприятель -светофор»Модель светофораНаглядный,практический,игровой,словесный9.Дорожныезнаки дляпешеходов(беседа)Закрепит знаниязнакомыхправилдвижения сиспользованиемдорожныхзнаков:«Пешеходныйпереход»,«Наземныйпереход».Дидактическаяигра «Знаки надорогах»В. Семерин«Запрещается -разрешается»Модель светофора,дорожные знакиНаглядный, игровой,словесный10. Речной вокзал,водныйтранспорт(экскурсия)Смотреть «Тема №2»II.Встреча с инспектором ГИБДД.Правила дорожного движениядляпешеходов(беседа)Смотреть «Тема Л'р9»12.В гости ксветофору(игра)Смотреть «Тема №8»Уровень освоения программы «Транспорт»НизкийНечеткое представление о видах транспорта, не может различать по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению (грузовой, пассажирский, специальный). Не умеет пользоваться общественным транспортом, находить нужную остановку, не имеет представления о правилах поведения в общественном транспорте.СреднийРебенок имеет представление о видах транспорта, может различать по способу передвижения ( наземный, водный, воздушный), по назначению (грузовой, пассажирский, специальный). Умеет пользоваться общественным транспортом, знает правила поведения в общественном транспорте, но требуется помощь взрослого.ВысокийРебенок самостоятельно пользуется общественным транспортом, без труда может найти нужную остановку, соблюдает правила поведения в общественном транспорте. Различает транспорт по способу передвижению и по назначению.Раздел «Торговля»Цель: сформировать представление о предприятиях торговли и их назначении Задачи:- дать представления о видах магазинов, их название;- научить оплачивать покупку;- познакомить с правами покупателя;- научить соблюдать правила поведения в магазине.№п/пТемаЧтение Содержание художественной литературыОборудованиеМетоды1.Продовольственные ипромтоварные магазины(беседа)Формировать понятие продовольственный II промтоварный магазин, их предназначении; расширять знания о профессиях людей. Дидактическая игра: «Мы играем в магазин» (лото)Ю. Пувим«Овощи»Сюжетнаякартина «Вмагазине».Дидактическаяигра: «Мыиграем вмагазин»Словесный,наглядный,игровой2.Хлебныймагазин(экскурсия)Продолжатьформироватьпредставление опрофессиипродавца иправилахповеденияпокупателей.Дидактическаяигра: «В какоммагазине этоможно купить?»Ш. Галлиев «Трикопейки напокупки»Наборразнообразныхпредметов ипродуктовпитанияСловесный,наглядный,игровой3.Магазин(сюжетно-ролеваяигра)Закрепив знанияо профессиипродавца иправилахповедения вобщественныхместахШ. Галлиев «Купили телефон»Наборатрибутов дляигры в«Магазин»Практический, игровой4.Киоск с печатными изданиями (экскурсия)Наблюдение за работой продавца печатными изданиями. Поручить кому-либо из детейИ. Пивоваров «Письмо»Деньги, разные предметыНаглядный, практическийкупить открытку в киоске.Дидактическаяигра: «В какоммагазине этоможно купить?»5.Магазин хозяйственн ых товаров(беседа)Познакомить детей с видами хозяйственныхтоваров, их использованиемв быту;дидактическаяигра «Магазин»(лото)В. Степанов «Продавец»Предметыхозяйственногоназначения.Игра «Магазин»Словесный,наглядный,игровой6.Магазин(сюжетно-ролеваяигра)Смотреть №ЗПрактический-игровой7.Итоговое занятие потеме «Торговля»(беседа)Закрепить понятие продовольственный, промтоварный, хозяйственный магазин; расширить знания о профессии продавца и правилах поведения в общественныхместах.Дидактическаяирга: «Чтолишнее?»Э. Молековская «Веселый магазин»ПредметыразногоназначенияСловесный,наглядный,игровойТаблица 6Уровень освоения программы «Торговля»НизкийНечеткое представление о видах магазинов и их назначении. Не может сделать покупку в магазине без помощи взрослого. Не всегда соблюдает правила поведения в магазине.СреднийРебенок имеет представление о видах магазинов и их назначении. Знает правила поведения и знаком с правами покупателя. Может сделать покупку в магазине и оплатитьеё, но требуется незначительная помощь взрослого.ВысокийРебенок имеет четкое представление о видах магазинов и их назначении, и может различать по существенным признакам. Четко знает права покупателя и знает правила поведения в магазине. Самостоятельно умеет совершать покупки и оплачивать их.Раздел «Связь»Цель: познакомить детей с видами связи и пользоваться простейшими видамикоммуникаций в бытуЗадачи:- показать и назвать определенную часть телефонного аппарата:- найти названные части телефона на картинке:- пользоваться телефоном в экстренной ситуации (01, 02, 03, 04);- показать рычаг (трубку, диск с цифрами, шнур) на натуральном образце и на картинкеТаблица 7Содержание раздела «Связь»№ТемаСодержаниеЧтениехудожественнойлитературыОборудованиеМетоды1.Знакомствос телефоннымаппаратом(беседа)Познакомитьдетей стелефоннымаппаратом каксредством связи(из каких частейсостоит).Дидактическаяигра: «Покажи иназови»К. Чуковский «Телефон»ТелефонСловесный,наглядный,игровой2.Телефон -автомат (экскурсия)Закрепить знания о значении телефонаШ. Галлиев «Купилителефон»-Наглядный3.Телефонный разговор(занятее)Развивать навык пользоваться телефоном, воспитыватькультуру общения но телефонной связи (опыт)К. Чуковский «Телефон»ТелефонСловесный, практический4.Экстренны и вызовПродолжать развиватьВ. Маяковский«Кем быть?»Атрибуты ксюжетно-Практический, словесный.(сюжетно-ролеваяигра)уменияпользоватьсятелефоном вэкстренныхситуациях(01,02,03).Сюжетно-ро.тевая игра«Экстренныйвызов»ролевой игре «Связь»игровой5.Роль почтового отделенияв жизнилюдей(беседа)Познакомитьдетей спочтовым видомсвязи (письма,телеграммы.С. Маршак «Почта»Сюжетныекартины потемеСловесный, наглядный6.Отправлен не письма. 11оездка к почтовомуящику (экскурсия)Показать детямместорасположсние ящика.С- Маршак «Почта»ПисьмоСловесный, наглядный7Почта (экскурсия)Закрепитьполученныезнания о видахсвязи ипредназначениипочтовогоотделения;воспитыватькультуруповедения вобщественныхместахИ. Кульская «О брате»-Словесный, наглядныйТаблица 8Уровень освоения программы «Связь»НизкийРебенок имеет представление о телефонном аппарате, может показать части телефона, но не называет их. Не умеет пользоваться, не может набрать нужный номер, позвонить кому-либо.СреднийРебенок имеет представление о телефонном аппарате, может показать части телефона и назвать их. Может ответить на телефонный звонок, но требуется незначительная помощь взрослого при наборе номера.ВысокийИмеет полное представление о телефонной связи, может самостоятельно позвонить родителям (другу). Вэкстренной ситуации может сориентироваться и номера (01.02,03).набратьРаздел «Профессии»Цель: формировать знания о профессиях, уметь рассказать о профессии своихродителей.Задачи:- дать представление о труде людей, содержании и результатах работы;- научить замечать добросовестное отношение взрослых к своей работе, их желание выполнять её лучше, быстрее.Таблица 9Содержание раздела «Профессии»№II иТемаСодержаниеЧтениехудожественнойлитературыОборудованиеМетоды1.Хлебокомбинат (экскурсия)Уточнять ирасширятьзнания опрофессиях;познакомитьдетей спрофессиейпекаряЕ. Стюарт«Пекарь»-Наглядный,словесный2.Профессия -почтальон(беседа)Закрепитьзнания опрофессиипочтальон: о еюобязанностях,пользе его трудаприносимоголюдям.Дидактичес каяигра: «Что комунужно дляработы»В. Степанов «Почтальон»Картинки сизображениемпредметов дляработы той илиинойпрофессииНаглядный,словесный, игровой3.Профессия -повар (экскурсия)Расширятьзнания опрофессииработниковобщественногопитания(повар)В. Степанов «Повар»-Наглядный, словесный4.Профессия врача имедсестры (беседа)Обобщитьзнания детей омедицинскихпрофессиях:терапевт,педиатр, хирург.В. Степанов «Врач»Сюжетнаякартина «Наприеме уврача».картинки сизображениемНаглядный, словесныйстоматолог,медсестра.Дидактичес каяигра : «Назовипрофессию».людей разных профессий5.Поликлиника (экскурсия)Рассмотреть сдетьмиустройствополиклиники:приемныйпокой,отделение,палаты,кабинетыврачей,регистратура,назначение поликлиники.И. Драч «Врач»-Наглядный,словесный,практический6.Оказаниепервоймедицинской помощи(занятие)Формироватьнавык оказанияпервоймедицинскойпомощи:смазываниепореза йодом,применениебинта,лейкопластыря.Ирга: «Окажипомощь».К. Чуковский «Айболит»Аптечка смедикаментамиНаглядный,словесный,игровой,практический7.Профессииработниковторговли(беседа)Закрепить ирасширитьзнания опрофессиипродавца,специализациимагазинов.Дидактическаяигра: «Где этоможно купить?».В. Степанов «Продавец»Наборразнообразныхпредметов ипродуктовпитанияНаглядный,словесный,игровой8.Профессия парикмахер (экскурсия)Наблюдение заработойпарикмахера:какимиинструментамион пользуется вовремя работы;оборудованиепарикмахерской.--Наглядный, словесный9.РаботникиОбобщитьБ. ЗахадерСюжетныеНаглядный,предприятийбытового обслуживай и я (беседа)знания опрофессияхлюдей.работающих напредприятияхбытовогообслуживания:парикмахер.швея, сапожник.Дидактич ее каяигра: «Назовипрофессию».«Портниха»картинки сизображениемлюдей той илиинойпрофессиисловесный. Игровой10.Профессииродителей(беседа)Продолжать формироватьзнания опрофессиях.уметьрассказывать опрофессии своихродителей.Дидактич ее каяирга: «Что комунужно дляработы?»В. Маяковский "Кем быть?»Сюжетныекартинки сизображениемлюдей разныхпрофессийНаглядный.словесный.ИгровойТаблица 10Уровень освоения программы «Профессии»НизкийНечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда. Речью - доказательством владеет недостаточно, не может объяснить где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду не устойчивое.СреднийРебенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связь между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде. Может объяснить, чем занимаются его родители и люди других профессий, в чем ценность их труда. Интерес к труду взрослых устойчив.ВысокийРебенок самостоятельно пользуется этапами трудового процесса, как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью - доказательством, верно обосновывает ценность каждого вида труда, проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремиться оказать пассивную помощь.После реализации данной программы в течение года было повторно проведено тестирование и оценена результативность разработанных занятий.3.2. Оценка эффективности проведенной работыПосле проведения ряда занятий согласно разработанной программе нами были получены следующие результаты (см. Табл.11;12, Рис.3-4 ): Таблица 11Сравнительные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования (по баллам)№Имя, Ф.Мой городСредства связиТранспортМагазиныПрофессииИтог1Констатирующий этап (ЭГ)2Антонина С.0,75000,50,51,753Иван К.00,50,50014Коля З.0000,7500,755Ира М.11110,54,56Лина К.0,50,50,500,527Саша П.0,500,50,50,528Вова В.0,50,5010,52,59Миша В.0,500,50,512,510Антон С.000,5000,511Валера З.0,50,5100,52,512Оля У.0000,500,513Женя Ш.0000,500,514Рита Д..00,50,50,512,515Толик В.000,5000,516Арина З.00,510,50,52Констатирующий этап (КГ)1Мила П.0000,500,52Света Ч.00,50000,53Андрей Д.00,50,50014Вера К.0,50,5010,52,55Сергей В.00,510,50,52,56Лена В.1000,50,752,257Никита С.10,51114,58Костя В.0,50,75010,52,759Наташа А.0000,500,510Вова П.0,50,510,50,753,2511Слава К.0000,500,512Олег Н.0000,50,5113Марина В.000,5000,514Артем И..00,50,500115Ваня С.00,510,50,52,5Контрольный этап (ЭГ)1Антонина С.0,50,750,7500,52,52Иван К.0,50,5010,52,53Коля З.0,50,50,500,524Ира М.10,51114,55Лина К.0,50,500,50,752,256Саша П.0,50,50,750,50,52,757Вова В.11110,54,58Миша В.10,51114,59Антон С.0,50,50,50,50210Валера З.00,50,50,50,5211Оля У.0000,7500,7512Женя Ш.0000,500,513Рита Д..0,50,50,500,752,2514Толик В.00000015Арина З.0,50,50,750,50,52,75Контрольный этап (КГ)1Мила П.000,5000,52Света Ч.0,50,5010,52,53Артем И.0000004Вера К.0,750,50,500,52,255Сергей В.0,50,50,50,50,52,56Лена В.0,50,5100,52,57Никита С.11110,54,58Костя В.0,50,50,50,5139Наташа А.00000,50,510Вова П.0,50,50,500,5211Слава К.0,500000,512Олег Н.0,50,500,50,5213Марина В.10000114Андрей Д.0000,500,515Ваня С.00,50,50,50,52Как видно из табл.11. в экспериментальной группе суммарная оценка в баллах возросла, причем наибольшим этот прирост стал у Вовы В. и Миши В., что позволило им переместить на высокий уровень. Следует отметить, что в экспериментальной группе у Толика В. положительной динамики не наблюдалось, однако у остальных 14-ти детей отмечено значительное улучшение. В контрольной группе, напротив, существенных улучшений нет, результаты колеблются в рамках 0,5, что указывает лишь на незначительную погрешность эксперимента, а не на глобальный прирост в результатах.Таблица 12Сравнительные результаты исследования на констатирующем и контрольном этапе исследования (по уровням)Исследу-емыеТема№ исследуемого123456789101112131415Констатирующий этап (ЭГ)Мой городСННВССССНСНННННСредства связиНСНВСНСННСННСНСТранспортНСНВССНССВННССВМагазиныСНСВНСВСННСССНСПрофессииСННССССВНСННВНСИтогСННВССССНСННСНСКонстатирующий этап (КГ)Мой городНННСНСВСНСНННННСредства связиНСНССНССНСНННССТранспортННННВНВННВННССВМагазиныСНСВССВВССССННСПрофессииНННСССВСНСНСННСИтогНННСССВСНСНСННСКонтрольный этап (ЭГ)Мой городСССВССВВСНННСНССредства связиССССССВСССННСНСТранспортСНСВНСВВССННСНСМагазиныНВНВССВВССССННСПрофессииСССВСССВНСННСНСИтогСССВССВВССННСНСКонтрольный этап (КГ)Мой городНСНСССВСНСССВННСредства связиНСНСССВСНСНСННСТранспортСННССВВСНСННННСМагазиныНВННСНВСНННСНССПрофессииНСНССССНССНСННСИтогНСНСССВСНСНСННСРис.3. Распределение детей КГ и ЭГ по уровням (кол-во) на контрольном этапеРис.4. Распределение детей КГ и ЭГ по уровням (кол-во) на контрольном этапеКак мы видим, у младших подростков экспериментальной группы на контрольном этапе почти на 15% выросло количество детей на высоком уровне, в то время, как дети контрольной группы не показали прироста вообще. Количество детей экспериментальной группы, которые показали средний уровень, возросло на 7%. Соответственно, количество детей экспериментальной группы на низком уровне сократилось вдвое.Качественно, педагоги выделяют повышение мотивации к развитию и саморазвитию у детей экспериментальной группы, дети стали более дисциплинированными и внимательными к деталям в окружающем мире. Подростки стали больше ориентироваться в социальной среде, не бояться взаимодействовать с окружающими. Во многом, это можно связать с экскурсиями и игровой деятельностью. Наиболее интересными для детей оказались темы родного города, покупок и профессий. С помощью программы дети смогли посмотреть на свой город иными глазами, различая детали, которых раньше совсем не замечали (памятники и их смысл). Неуверенность поведения на улице и в магазине сменилась свободой поведения и мироощущения, дети стали более интересными собеседниками. Фактически, они стали раскрываться, что однозначно указывает не только на педагогическую, но и на психологическую емкость программы. То есть, в процессе работы интенсивно развивались не только навыки самообслуживания, но и разнообразные личностные качества. Выводы по Главе 3Нами была разработана программа развития навыков самообслуживания у младших подростков - воспитанников детского дома. Результаты проведенного исследования с младшими подростками – воспитанниками детского дома позволяют утверждать, что внедрение в практику работы разработанной программы способствует формированию у детей навыков и умений, необходимых в дальнейшей жизни; выработке общечеловеческих ценностей, созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия с педагогом.В целом, педагоги оценили программу как ценное средство формирования навыков самообслуживания, дети оценили ее как полезную и развивающую. Итак, эффективность программы как в качественном, так и в количественном плане оценивается как позитивная.ЗАКЛЮЧЕНИЕСамообслуживание представляет собой взаимодействие личности с окружающим миром. В психологической и педагогической литературе формированию действий самообслуживания у младших подростков-воспитанников детского дома отводится большое значение.Теоретический анализ показал, что формирование навыков самообслуживания происходит по закономерностям и принципам, которые учитывают психологические особенности младшего подросткового возраста и обусловливают соответствующие педагогические средства. При их подборе следует учитывать, что неблагоприятные биологические и социальные факторы, различные виды психической депривации затрудняют овладение самообслуживающей деятельностью младшими подростками-воспитанниками детского дома. Таким образом, была определена необходимость создания специальных условий и отбора особых методов обучения этих категорий детей.Нами было проведено исследование формирования навыков самообслуживания у младших подростков – воспитанников детского дома, результаты которого позволили определить основные направленияпроведения формирующего этапа исследования. В основу констатирующего эксперимента была положена методика изучения особенностей сформированности навыков самообслуживания у младших подростков, адаптированная к задачам проводимого исследования и контингенту испытуемых – воспитанников детского дома.Результаты констатирующего этапа исследования показали, что навыки самообслуживания сформированы у младших подростков на недостаточно высоком уровне. С учетом данного факта и структуры имеющихся навыков по самообслуживанию была разработана комплексная программа для формирования навыков самообслуживания.Результаты контрольного этапа исследования по формированию навыков самообслуживания умладших подростков – воспитанников детского дома позволяют утверждать, что внедрение в практику работы разработанной программы способствует формированию у детей навыков и умений, необходимых в дальнейшей жизни; выработке общечеловеческих ценностей, созданию благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия с педагогом.Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена, а задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбдыкаримов Б.А., Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж. и др. Психологическое сопровождение развития детей-сирот: Методическое пособие для психологов и педагогов. - Астана, 2008. - 200 с.Андреева Г.М.Социальная психология: Учебник. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 365с.  Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст]: Психология формирования личности / Л. И. Божович. - М., 1995. - 326с.Болдырев Н.И. Значение примера в воспитании детей. – М.: Правда, 1950. – 30 с.Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.Бурлакова Т.Т. Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа. – http://www.tolstoyschool.ru/teach/teach3.htm.В помощь работникам школ-интернатов. Методические материалы / Под ред. М.Н.Колмаковой. – М.: Просвещение, 1964. – 134 с.Вегнер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст]: В 2-х частях / А. Л. Вегнер. - М.: Генезис, 2001. - 425с.Власова А.И. Педагогическая психология: Учебное пособие. / А.И. Власова. - М .: Просвещение, 2005. - 400с.•3.     Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. /  В.С.Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456с.Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1997.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Знание, 1994.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М., 2004. - 160 с.Жуков В. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М., 2009. - 452 с.Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. - М., 1991.Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье. – К.: Радянська школа, 1988. – 128 с.Короленко, Ц. П. Вселенная внутри тебя [Текст] / Ц. П. Короленко. - Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с.Лангмей, Й. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмей. - Прага, 1984. – 200с.Мастюкова Е.М. Воспитание навыков опрятности и гигиены // Дефектология. – 1985. - № 2. – С. 76 – 79.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М., 1991.Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2005. - 56 с.Мудрик А.В. Социальная педагогика. 8-е изд. - М., 2013. - 240 с.Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии,1997.Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: В двух кн. Кн.1 .: Социальная психология личности и общения. / Л.Е.Орбан-Лембрик. - М .: Просвещение, 2004. - 576с.Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.Пальчевский С.С. Социальная педагогика. / С.С.Пальчевський - М .: Кондор, 2005. - 560 с.Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. - М.: МГУ, 1992. - 224с.Подласый И.П. Педагогика. - М., 2008. - 528 с.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб., 2005. - 400 с.Прихожан, А. М. Игры и задания для занятий с подростками [Текст]: Личное развитие //Психологическая реабилитация детей и подростков / А. М. Прихожан. - Калуга, 1994. – 123с.Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М.: Просвещение, 1990. – 124 с.Психология [Текст]: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. - Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989. С. 168 -256.Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: Методическое пособие. - М., 2004. - 112 с.Социальная педагогика: малая энциклопедия / [под общ. ред. проф. И.Д. Зверевой]. - М., 2008. - 336 с.Стрюк К.И. Особенности общения детей-сирот в условиях детдома // Педагогика и психология. - М .: Педагогическая мысль, 1999. - №3 (24). - С. 72 - 77.Шипицына Л.М. Психология детей сирот. - М., 2005. - 628 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Анкета для подростковЗнания о моем городе1. Что вы знаете о городе, где проживаете? Можете описать какой-либо памятник или монумент в вашем городе?Виды транспорта2. Выберете, что из этого не является общественным транспортом?А) трамвайБ) троллейбусВ) самосвалГ)автобус3. Чего не следует делать в общественном транспортеА) Покупать билетБ) Уступать место старшимВ)Толкаться и наступать на ногиГ)Хамить и громко разговаривать4. Как можно определить, как проехать до необходимого адреса?А) посмотреть по картеБ) спросить у прохожихВ)посмотреть вывеску на автобусе или спросить у водителяГ)просто сесть в первый автобус и он привезет куда надоМагазины5. Опишите свои действия при походе в магазин. Что абсолютно не нужно, когда идешь в продуктовый магазин?6. Где производится хлеб? Для чего он нужен?7. Что такое телефон?А) средство связиБ) устройство для уборкиВ) предмет одежды8. Что такое экстренный вызов? Как его осуществлять?9. Что из этого не является профессией?А) почтальонБ) дирижерВ)спектакльГ)учитель9. Что означает слово врач? Встречались ли вы с ним в жизни?10. Что такое дорожное движение? Как с ним взаимодействовать?11. Светофор – это:А) автоматический регулятор для дорогиБ) что-то вроде пуговицыВ)автоматический измельчитель сахараГ)маленький столикЗа правильные ответы дети получали по 1 баллу, неверные ответы оценивались как 0. Уровни:1-4 – низкий уровень5-9 – средний уровень10-11 – высокий уровеньПриложение 2Лист наблюдений для педагоговФамилия, имя испытуемого Дата __/__/_______________________________________ТемаУровень сформированностиПримечанияМой городСредства связиТранспортМагазиныПрофессииПриложение 3Результаты диагностики (примеры)Лист наблюдений для педагогов №1Фамилия, имя испытуемого Дата __/__/____ Мартынова Ирина СергееваТемаУровень сформированностиПримечанияМой городВысокий (+)Ребенок показал высокий уровень знаний о городе, перечислил несколько памятников, знает названия улиц. Имеет позитивное отношение к своему городу.Средства связиВысокий (+)Ребенок знает о функциях средств общения и характеризует телефонТранспортВысокий (+)Ребенок знает о видах транспорта и может отличить общественный транспорт от других. Сформированы представления о правилах поведения в транспорте и знает элементарные принципы перемещения на общественном транспортеМагазиныВысокий (+)Ребенок знает как правильно вести себя в магазине, умет участвовать в товарно-денежных отношенияхПрофессииСредний (, 0,5 баллов)Ребенок немного путается в определениях.Итог: уровень сформированности навыков по самообслуживанию высокий (90% от максимально возможн.)Краткая характеристика и выводы: девочка в ходе эксперимента зарекомендовала себя как вежливая, интересующая окружающим миром ученица. В школе имеет высокую успеваемость, всегда аккуратна, доброжелательна. Ребенок способен ориентироваться в окружающей среде и интегрироваться в социум, однако были отмечены небольшие пробелы в знаниях о профессиях. С учетом того, что это необходимо для дальнейшего самоопределения, считаем очень важным включить материал по профессиям в программу формирующего этапа. В целом мы считаем, что ребенок имеет значительный потенциал для развития.Лист наблюдений для педагогов №2Фамилия, имя испытуемого Дата __/__/____Иваницкий Артем АндреевичТемаУровень сформированности ПримечанияМой городНизкий (-)Ребенок не может конкретно сказать что-нибудь о своем городе, о его истории, достопримечательностях, названиях улицСредства связиСредний(, 0,5 баллов)Ребенок интересуется техникой, поэтому смог описать функциональность телефона, но горячие номера не знал и необходимость осуществления экстренных вызовов обосновать не смог ТранспортСредний(, 0,5 баллов)Мальчик знает о машинах, интересуется гонками, но назвать виды транспорта смог лишь на своем опыте (ребенок ездил на маршрутке и автобусе)МагазиныНизкий (-)Ребенок не смог охарактеризовать правила поведения в магазине, указав лишь процесс, который там осуществляетсяПрофессииНизкий (-)Ребенок совсем не ориентируется в мире профессийИтог: уровень сформированности навыков по самообслуживанию низкий (20% от максимально возможн.)Краткая характеристика и выводы:Мальчик является типичным примером трудного подростка - он неусидчивый, невнимательный, разговаривает иногда резко и с неохотой. В целом создается впечатление пассивности, отсутствия интереса к беседе. Ребенок может четко сформулировать свое мнение и, таким образом, продемонстрировать свои знания и умения лишь в областях, интересных для него (техника и машины). Культура поведения не сформирована. Мы считаем, что на данный момент ребенок не готов к входу в социум. Ребенок нуждается в индивидуальном подходе, поэтому при построении системы занятий нами будет учтен и максимально внедрен принцип индивидуализации.Лист наблюдений для педагогов №3Фамилия, имя испытуемого Дата __/__/____Шишкина Евгения СеменовнаТемаУровень сформированности ПримечанияМой городСредний(, 0,75 балла)Девочка рассказала о нескольких памятниках, которыми известен город, знает об адресе, о названиях близлежащих улицСредства связиНизкий (-)Ребенок не пользуется ими, поэтому не может четко сформулировать свои знания по этой темеТранспортНизкий (-)Ребенок нечасто пользуется транспортом, картина сходна с предыдущим пунктомМагазиныСредний ( 0,75 б)Ребенок знает, как вести себя в магазине, но смутно представляет, где именно производится товар и кто это делает ПрофессииСредний(, 0,75 б)Представления о профессиях ограничены кругом тех, с кем доводилось встречаться – учитель врач, дворникИтог: уровень сформированности навыков по самообслуживанию средний (45% от максимального)Краткая характеристика и выводы: Девочка спокойная, но излишне неуверенная в себе, сложные ситуации провоцируют «закрытие» от других, слезы. Ребенок не мог практически ничего ответить о средствах связи и транспорте. Это очень расстроило ребенка, поэтому продолжить возможность предоставилась лишь после 10-ти минут. Ребенок знает, как правильно вести себя в магазине, на улице, но не уверена, как нужно поступать в транспорте. Мы видим большой потенциал в ребенке, но ей нужна психологическая поддержка, это необходимо учесть в создании программы. Ребенок очень любит литературу, это тоже можно использовать при построении программы. Приложение 4История Смирновой АнтониныТоня изначально была очень неуверенна в себе. Это касалось всего - от личностных качеств до знаний предметов. Ребенок очень некомфортно чувствовал себя в незнакомой, «враждебной среде». Мы отметили, что в комфортной атмосфере Тоня раскрывается, становится очень открытой, коммуникабельной и отзывчивой. То есть, потенциал личностного развития у Тони есть, важно подобрать условия, заинтересовать ее и девочка преобразится.В ходе первичной диагностики выяснилось, что Тоня очень мало знает о родном городе, не ориентируется в близлежащих улицах, памятников нашего города не знает. Соответственно, о способах передвижения на транспорте девочка тоже не была осведомлена. Девочка также чувствовала себя неуверенно еще по одной причине – она не может определиться с профессией, поскольку недостаточно хорошо в них разбирается. Согласно разбалловке, уровень Тони на констатирующем этапе низкий.Девочка очень позитивно восприняла возможность участия в проекте, поскольку она жаждет знаний и очень стремиться к ним. Возможность просветить себя в таких неизведанных вопросах настроила ее на работу.В ходе просветительской работы интерес девочки привлекали тема «Торговля» и «Профессии». Девочка проявила себя творческой, восприимчивой натурой, с удовольствием декламировала стихи. На глазах девочка становилась более уверенной в себе, теперь ее уже не пугали прогулки и новые знакомства. В итоге на контрольном этапе выяснилось, что Антонина не просто перешла на средний уровень. Она определилась с профессией – ее прельщала медицина, поэтому она стала интересоваться тем, как этого добиться. Она стала ориентироваться в городе, не бояться прогулок и мест торговли.Как оказалось потом, педагоги отметили, что ее интерес и знания в биологии значительно выросли. Таким образом, проведенная работа послужила значительным подспорьем в самоопределении Тони, что, как известно, очень важно для реализации девочки как полноценного члена общества.История Васильева ВовыКак ученик Вова проявлял себя слабо, безынициативный по натуре, он не стремится к знаниям, не считает это необходимым. Его привлекал спорт, но в других отраслях он не развивался. Ребенок ориентируется в окружающей жизни достаточно хорошо – знает город и транспорт, основные принципы торговли, но профессии давались сложно, знания поверхностные и недостаточные. Таким образом, общий уровень навыков самообслуживания нами трактуется как средний.Изначально Вова не особо хотел участвовать в реализации разработанной программы, поскольку не считал получение знаний о самообслуживании чем-то важным. Однако потом, новый вид деятельности таки заинтересовал его. В ходе реализации программы Вова несколько раз говорил о том, что работа интересная и необычная и говорил, что «…это точно пригодится».Результаты новой образовательной деятельности не заставили себя ждать - ребенок получил множество знаний, развил свои умений и, самое главное – получил от участия много положительных эмоций. Вова стал увлекаться техникой и ему были необходимы знания о том, где это можно применить и кем стать. Для этого занятия о профессиях и технике / коммуникация пришлись как нельзя к месту. Все это воплотилось в том, что уровень сформированности навыков по самообслуживанию вырос до высокого уровня.

1. Абдыкаримов Б.А., Ахметов К.А., Исмаилов А.Ж. и др. Психологическое сопровождение развития детей-сирот: Методическое пособие для психологов и педагогов. - Астана, 2008. - 200 с.
2. Андреева Г.М.Социальная психология: Учебник. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 365с.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст]: Психология формирования личности / Л. И. Божович. - М., 1995. - 326с.
5. Болдырев Н.И. Значение примера в воспитании детей. – М.: Правда, 1950. – 30 с.
6. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
7. Бурлакова Т.Т. Педагог-исследователь детских домов и учреждений интернатного типа. – http://www.tolstoyschool.ru/teach/teach3.htm.
8. В помощь работникам школ-интернатов. Методические материалы / Под ред. М.Н.Колмаковой. – М.: Просвещение, 1964. – 134 с.
9. Вегнер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст]: В 2-х частях / А. Л. Вегнер. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
10. Власова А.И. Педагогическая психология: Учебное пособие. / А.И. Власова. - М .: Просвещение, 2005. - 400с.•3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. / В.С.Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456с.
11. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1997.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Знание, 1994.
14. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. - М., 2004. - 160 с.
15. Жуков В. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. - М., 2009. - 452 с.
16. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. - М., 1991.
17. Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье. – К.: Радянська школа, 1988. – 128 с.
18. Короленко, Ц. П. Вселенная внутри тебя [Текст] / Ц. П. Короленко. - Новосибирск: НГУ, 1979. - 205с.
19. Лангмей, Й. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / Й. Лангмей. - Прага, 1984. – 200с.
20. Мастюкова Е.М. Воспитание навыков опрятности и гигиены // Дефектология. – 1985. - № 2. – С. 76 – 79.
21. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М., 1991.
22. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2005. - 56 с.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 8-е изд. - М., 2013. - 240 с.
24. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Институт практической психологии,1997.
25. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальная психология: В двух кн. Кн.1 .: Социальная психология личности и общения. / Л.Е.Орбан-Лембрик. - М .: Просвещение, 2004. - 576с.
26. Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998.
27. Пальчевский С.С. Социальная педагогика. / С.С.Пальчевський - М .: Кондор, 2005. - 560 с.
28. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. - М.: МГУ, 1992. - 224с.
29. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2008. - 528 с.
30. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб., 2005. - 400 с.
32. Прихожан, А. М. Игры и задания для занятий с подростками [Текст]: Личное развитие //Психологическая реабилитация детей и подростков / А. М. Прихожан. - Калуга, 1994. – 123с.
33. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М.: Просвещение, 1990. – 124 с.
34. Психология [Текст]: Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Политиздат, 1990.
35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. - Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. - М., 1989. С. 168 -256.
37. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: Методическое пособие. - М., 2004. - 112 с.
38. Социальная педагогика: малая энциклопедия / [под общ. ред. проф. И.Д. Зверевой]. - М., 2008. - 336 с.
39. Стрюк К.И. Особенности общения детей-сирот в условиях детдома // Педагогика и психология. - М .: Педагогическая мысль, 1999. - №3 (24). - С. 72 - 77.
40. Шипицына Л.М. Психология детей сирот. - М., 2005. - 628 с.


Вопрос-ответ:

Какие навыки самообслуживания формируются у младших подростков в детском доме?

У младших подростков в детском доме формируются навыки самообслуживания, такие как уход за собой (гигиена, одевание), приготовление пищи, выполнение домашних дел (уборка комнаты, стирка).

Какие психолого-педагогические характеристики младших подростков воспитанников детского дома?

Младшие подростки воспитанники детского дома обычно имеют низкую самооценку, низкую мотивацию к самостоятельности, они могут проявлять агрессивное поведение, иметь проблемы с адаптацией и социальными навыками.

Какие современные представления о формировании навыков самообслуживания у младших подростков в условиях детского дома?

Современные представления о формировании навыков самообслуживания у младших подростков в условиях детского дома включают индивидуализацию подхода, поощрение и поддержку, создание благоприятного окружения для развития навыков, использование игровых и ролевых методов обучения, работы с эмоциональной сферой.

Какая роль самообслуживания в развитии и воспитании ребенка?

Самообслуживание играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Оно способствует формированию независимости, самостоятельности, ответственности, развитию мелкой моторики, саморегуляции и удовлетворению социально-эмоциональных потребностей.

В чем заключаются выводы по главе?

Выводы по главе заключаются в том, что формирование навыков самообслуживания у младших подростков воспитанников детского дома является важным процессом, требующим индивидуального подхода, поддержки и создания благоприятной обстановки. Развитие этих навыков способствует самостоятельности и социальной адаптации детей.

Какие навыки самообслуживания формируются у младших подростков в детском доме?

У младших подростков в детском доме формируются навыки самообслуживания, такие как умение одеваться, умываться, чистить зубы, кормить себя, поддерживать порядок в личном пространстве.

Какую роль играет самообслуживание в развитии и воспитании ребенка?

Самообслуживание играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Оно способствует формированию независимости, самостоятельности, ответственности, развитию мелкой моторики и координации движений, а также укреплению самооценки.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют младшие подростки в детском доме?

Младшие подростки в детском доме обычно находятся в периоде формирования своей личности. Они испытывают потребность в самостоятельности, осознавая себя отдельной личностью. Важно учесть, что у них могут быть определенные психологические проблемы, вызванные травмами или неблагоприятным опытом. Они нуждаются в особой поддержке и понимании взрослых.

Какие современные представления о формировании навыков самообслуживания у младших подростков в условиях детского дома?

Современные представления о формировании навыков самообслуживания у младших подростков в условиях детского дома основаны на принципах психологической безопасности, индивидуального подхода и постепенного развития навыков. Основная задача - создание благоприятной атмосферы и поддержка, чтобы ребенок постепенно овладевал навыками самообслуживания и повышал свою самооценку.

Какой вывод может быть сделан по главе "Самообслуживание и специфика его формирования у младших подростков воспитанников детского дома"?

В результате изучения главы "Самообслуживание и специфика его формирования у младших подростков воспитанников детского дома" можно сделать вывод о важности формирования навыков самообслуживания у младших подростков и о необходимости учета их психологических особенностей при организации воспитательного процесса.

Какое значение имеет самообслуживание для развития и воспитания ребенка?

Самообслуживание играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Оно способствует формированию навыков самостоятельности, ответственности и самоуправления. Ребенок, умеющий обслуживать себя, может легче адаптироваться к различным условиям жизни и успешно выполнять повседневные задачи.

Какие психолого-педагогические характеристики младших подростков воспитанников детского дома влияют на формирование навыков самообслуживания?

Младшие подростки воспитанники детского дома могут иметь различные психолого-педагогические характеристики, такие как низкая самооценка, недостаток мотивации, трудности в общении и др. Эти особенности могут влиять на процесс формирования навыков самообслуживания. Педагоги должны учитывать эти факторы и разрабатывать индивидуальные подходы для каждого ребенка.