Разработка методических основ экспресс диагностики потенциального участника АНВ, неспокойного пассажира
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 22.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Особенности психологии потенциального участника АНВ, неспокойного пассажира 7
1.1. Понятие авиационной безопасности 7
1.2. Понятие акта незаконного вмешательства 13
1.3. Составление портрета потенциального участника АНВ 19
Глава 2. Профайлинг как система мер по обеспечению авиационной безопасности 25
2.1. Понятие профайлинга 25
2.2. Правовые основы профайлинга 32
Глава 3. Методические основы экспресс-диагностики потенциального участника АНВ, неспокойного пассажира 37
3.1. Общие принципы проведения экспресс-диагностики 37
3.2. Технология контроля пассажиров 46
3.3. Методы выбора потенциального участника АНВ 51
Выводы и рекомендации 67
Список литературы 70
Приложения 74
Успешность в получении интересующей информации будет зависеть от своевременно установленного психологического контакта. Причинами же его нарушения могут быть социальные, политические, религиозные, психологические барьеры. Психологические барьеры возникают как следствие замкнутости, стеснительности, скрытности человека или как реакция на определенные жизненные обстоятельства, ситуации.Наличие противоправных намерений, возможно, также будет обусловливать уход от контакта. Здесь необходимо учитывать обстоятельства, способные вызвать сходные проявления в поведении. Состояния тревоги, стресса, напряженности, агрессивности могут быть обусловлены не противоправными намерениями, а какими-то другими реальными причинами (страх перед полетом, семейные или профессиональные проблемы и др.).Началом установления контакта служит первое производимое впечатление сотрудником безопасности на пассажира/посетителя. При этом внешность и поведение сотрудника должны выражать уверенность, спокойствие, собранность [26].На всех этапах взаимодействия необходимо придавать значение характеру зрительного контакта. При этом выражение глаз сотрудника должно соответствовать содержательной стороне вербального контакта. Желательно не допускать в поведении ничего такого, что может вызвать негативную реакцию партнера по общению. Для установления контакта необходимо вслушиваться в речь собеседника, улавливать характерные особенности, отражающие темп, громкость, высоту голоса. Поэтому, ориентируясь на собеседника, повышая или понижая темп и громкость голоса, можно добиться большей эффективности контакта. Залогом успеха любого коммуникативного процесса может служить психологическое присоединение к партнеру по общению, или так называемая подстройка [26]. Замечено, что установлению контакта способствует идентификация (отождествление) себя с другим человеком, чему способствует сходство во внешности, в манере держаться, темпераменте и т.д. Такое совпадение порождает базовое доверие к собеседнику и соответственно облегчают взаимодействие с ним.Перечислим основные принципы опроса по подозрительным моментам:Вопросы задаются исключительно по тематикеподозрительного признака, перескакивание с одной темы на другуюне допустимо.Для каждой ситуации должны быть разработаны типовые вопросы. Онидолжны быть хорошо известны задающему лицу. При ответах на вопросы вербальную информацию необходимо одновременно соотносить с невербальной информацией(позы, движения, жесты, мимика),поступающей от опрашиваемого.Во время беседы необходимо отслеживать:- поведение пассажира;- динамику его реакций;- уделять внимание признакам лжи, нервозного состояния,стресса или его неадекватности.Необходимо помнить, что обнаруженные отклонения в состоянии и поведении пассажира говорят об усиление значимостиобнаруженного подозрительного признака.Нить разговора при общении должна быть всегда у сотрудника службы безопасности.Инициативуупускатьнельзя. Не втягиваться в длительные дискуссии и специально спровоцированные конфликты.Необходимо иметь в виду, что пассажир имеет право отказаться от ответов вопросы.У сотрудника службыбезопасноститакое поведение должно вызывать повышенное внимание к пассажиру.Стратегия общения должна базироваться на информации, получаемой в процессе наблюдения 10-14, 26-28]. Приступая к беседе, необходимо иметь приблизительную схему разговора, которой необходимо в целом придерживаться. Основная стратегия при общении - стремление предоставить возможность собеседнику как можно больше говорить, но при этом основную линию разговора держать в своих руках.Сам процесс общения необходимо строго контролировать. Поведение сотрудника безопасности должно гибко отражать изменения в обстановке. Все его действия должны выглядеть естественно и не вызывать напряжения у партнера по общению.При выявлении противоправных намерений важным этапом является завершение разговора. Расслабление, которое является характерной реакцией, лишний раз может свидетельствовать о потенциальной опасности данного лица. А потому можно имитировать окончание беседы в целях определения данной реакции.Необходимо помнить, что нельзя чрезмерно затягивать беседу, отходить от темы [26]. После получения необходимой информации желательно резко не обрывать беседу, а постепенно свести разговор к нейтральной теме.Общая стратегия общения должна гибко отражать конкретную ситуацию, ее изменение, достижение промежуточных целей, динамику психологического состояния партнера по общению и т.д.Выделяются следующие фазы проведения опроса [26]:1) Оценка угрозыИз всех воздушных суден, прибывающих в аэропорт и отбывающих из него, сотрудник должен определить те, которые представляют наибольшую потенциальную угрозу.2) Пассажирсреднего рискаЗадача заключается в составлении полного представления о пассажирах с законными причинами для поездки. 3) Внешний вид потенциального террористаОценка внешнего вида.4) Изучение информации по документам прибывшего пассажираИнформация позволяет получить основные данные о пассажире, а также о характере его поездки.5) Проведение опросаФаза, основанная на умении опрашивать пассажиров. Заключается в оценке соответствия ответов пассажира на вопрос сотрудника САБ, а также информации, полученной сотрудником САБ по результатам изучения документов данного пассажира.Сотрудник безопасности, который проводит опрос, должен ясно представлять себе, какие подозрительные моменты он выявляет или уточняет, как и каким образом они связаны с угрозой авиационной безопасности [23-24]. Только в этом случае проведение опроса можно считать эффективным.К проведению обязательного опроса по багажу предъявляются следующие требования [26]:- беседа со стороны сотрудника службы ведется в доброжелательной манере;- вопросы задаютсянегромким голосом;-для оказания психологического воздействия на пассажира нужно немного наклониться к пассажиру;- пассажирам вопросы задаются в корректной форме;- опрос лучше всего начать со слов о том, что целью предстоящей беседы является как безопасность самого пассажира, так и его рейса;- вопросы составляются в логической последовательности;- вопрос повторяется в случае его непонимания, формулировки при этом не меняются;- вопросы предполагают развернутые ответы. Технология проведения профайлинга предполагает, что могут возникнуть самые различные по сложности ситуации и в любой момент нахождения пассажира (посетителя) в здании аэровокзала. Далее рассмотрим методы выявления лжи при проведении экспресс-диагностики. Сокрытие информации и/или ее искажение часто сопровождают реализацию противоправного намерения. Поэтому признаки неискреннего поведения должны являться сигналом для более пристального внимания к человеку на всех этапах проведения экспресс-диагностики. При этом лживое поведение рассматривается только как подозрительный (симптоматический) признак и не может служить однозначным доказательством причастности к АНВ. Выявленное лживое поведение, не являясь однозначным доказательством противоправных намерений, расценивается как тревожный сигнал для служб безопасности.Особое внимание с точки зрения диагностики лжи необходимо уделять всем формам вербального взаимодействия (беседе, опросу и др.)[26-28]. Состояние обмана, как правило, характерным образом деформирует все поведение, что дает возможность его выявления по внешним характерным признакам. При выявлении лжи важно устанавливать причинно-следственную связь с возможными мотивами обмана и связи с противоправными намерениями.Зафиксированные признаки обмана при проведении экспресс- диагностики должны рассматриваться с учетом других факторов обеспечения безопасности. Например, у пассажира могут наблюдаться симптомы лжи и обмана в следующих случаях:- при предъявлении поддельного документа;- при наличии в документе противоречивой информации;- при приобретении билета незаконным путем;- при заявлении пассажира о наличии у него в багаже чужих вещей.В рамках практического подхода понятие «ложь» и «обман» разграничивают [26]. Под ложьюпонимается высказывание в целях сознательного сокрытия истины, т.е. это всегда преднамеренный акт. Человек, не сообщающий истину по ошибке, не лжет (например, пассажир забыл сказать, что у него в багаже переданный подарок). В отличие от лжи это считается обманом.Утаиваемоес точки зрения психофизиологии связано с доминантой: очагом возбуждения в коре головного мозга [26-27]. Постоянное стремление скрывать свою причастность к противоправному деянию от окружающих и необходимость демонстрировать внешнее спокойствие могут привести к разоблачению в содеянном.Следует отметить, что с сознании лгущего человека присутствуют две схемы:правдивая и ложная. И это в конечном итоге вызывает внутреннее напряжение и раздвоенность. Лжец вынужден строго контролировать себя в целях недопущения высказывания скрываемой информации и демонстрации признаков неискренности в действиях.Высокие «ставки» при обмане значительно повышают эмоциональное напряжение, что неизбежно выражается в соответствующих физиологических реакциях [26].При диагностике лжн следует помнить и о лицах с психическии заболеваниями, находящихся в пограничном состоянии, которые в силу предрасположенности к безнравственным поступкам или в связи со слабым развитием нравственного чувства также склонны ко лжн и ко всяким преувеличениям.Наибольший интерес при проведении экспресс-диагностики представляет психологический подход к определению лжи и обмана, т.е. диагностика вербальных и невербальных признаков, их комплексная ситуационная оценка при непосредственном наблюдении и общении. [10-12] При этом выбор данного подхода и соответственно методов выявления лживого поведения обусловлен следующими факторами:общими задачами, стоящими перед службами безопасности и правоохранительных органов;конкретными условиями проведения контрольных мероприятий (например, в пункте досмотра, в самолете и др.);технологическими особенностями процесса обеспечения безопасности;правовой базой применения и др.При проведении инструментальных психофизиологических исследований для одновременной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, сопротивлениякожи могут использоваться и технические средства, в частности, полиграф [29].Полиграф регистрирует физиологическую активность и изменение ее параметров, выявляя не собственно ложь, а возбуждение, которое может быть связано с сообщением лжи (как ответная реакция на ситуацию). Вывод в данном случае делается опосредованно только на основании зафиксированных признаков возбуждения [29].В процессе проведения экспресс-диагностики используются также и методы проверки документов [16]:- сравнение информации в паспорте с личностью пассажира в целях определения принадлежности документа;- установление признаков подделки документа (акцент на соответствии фотографии в документе личности пассажира);- изучение информации, содержащейся в электронном билете (маршрутной квитанции), для выявления подозрительных признаков в маршруте, несоответствий Ф.И.О. паспортным данным, ошибок и т.д.- для международных рейсов, где предусмотрена проверка визового режима, необходимо также тщательно изучить визу на предмет ее подделки, особенно учитывая ответственность перевозчика за контроль наличия виз и других разрешений на въезд в иностранное государство. При осуществлении проверки документов всегда нужно иметь в виду потенциальную взаимосвязь всех видов неисправных документов и противоправных намерений.Рассмотрим признаки поддельных документов, к ним относятся следующие [26-28]:- несоответствие вида документа установленному образцу;- несоответствие или ненатуральность подписей;- опечатки и грамматические ошибки.Но следует отметить, что эти признаки в современное время не являются такими актуальными, как несколько десятилетий назад.Применение компьютеров и оргтехники привело к тому, что любые виды удостоверяющих документов можно изготовить при помощи современной печатной и копировальной техники, а также компьютерных программ обработки изображения.Соответственно совершенствуются и методы защиты документов. Уже кроме оттисков печати разработаны такие высокие уровни защиты, как рельефная печать, люминесцентные метки, микропечать, голограммы, магнитные полоски, вмонтированные микрочипы и др.Но, тем не менее, новые «степени защиты» не являются абсолютной гарантией надежности и подлинности документа и провоцируют развитие новых «технологий» по изготовлению более качественных подделок.Поддельные документы можно выявить инструментально,f также визуально [26].Правда следует отметить, что большинство проверок документов осуществляется только визуально, т.к.стоимость технических устройств высока.Визуальный контроль до сих пор не теряет своей актуальности как наиболее распространенный способ определения подлинности документа. Он имеет неоспоримые плюсы, так как основан на возможностях человеческого восприятия, на профессиональных знаниях и опыте сотрудника, на способности комплексного анализа поступающей информации. И, конечно же, надо учитывать, что любая техника может оказаться неисправной, поэтому визуальный контроль всегда актуален.Для эффективной и качественной проверки документов требуется [27]:- у сотрудников служб безопасности и полиции должны подробные представления о существующих способах подделки документов и методах защиты документов;- при проверке документов важно учитывать высокий технологический уровень изготовления поддельных документов;- сотрудники служб безопасности и полиции должны иметь навыки визуального и инструментального контроля документов;- при контроле нужно не только выявлять признаки подделки, но и определять действительную законность документов; документ может быть подлинным, т.е. он получен легальным способом, но недействительным из-за того, что просрочен или принадлежит другому лицу;- для повышения эффективности проверки документов, удостоверяющих личность, рекомендуется на рабочем столе сотрудника, проверяющего документы использовать специальное освещение(источники проходящего, косопадающего, ультрафиолетового света; лупы или приборы для проверки документов типа «Регула»).Виды поддельных документов сведем в табл. 11 [26].Таблица 11. Виды поддельных документов№ п/пНаименование поддельного документаПризнаки подделки документа1Полностью поддельный документДокумент, воспроизводящий все реквизиты подлинного документа; чаще всего для этой цели используют бланк подлинного документа2Частично поддельный документДействительный документ пассажира, полученный легальным способом и переделенный в соответствии с целями, для которых он используется3Фальшивый документНезаконно изготовленный документ, имитирующий подлинный. Такие документы часто являются фотографией или ксерокопией, что облегчает их выявление4Чужой документДействительный документ, не принадлежащий его предъявителю. Чаще всего такой документ используется на основании внешнего сходства лица, его предъявляющего, с законным владельцем5Вымышленный документДокумент, не являющийся признанным в мире и выданный организацией, которая на это не уполномоченаНаиболее часто встречаются следующие способы подделки документов (по частоте использования):- замена фотографии»- исправления в документе;- использование подлинного бланка документа;- подделка бланка документа;- смывание;- подчистка текста;- травление:- дописка новой информации;- поделка печатей штампов;- замена листов документов.Выводы и рекомендацииВ работе была предпринята попытка показать значение психологического обеспечения для предотвращения АНВ и обозначены основные вопросы, на которые необходимо обратить внимание в целях практического применения психологии для выявления потенциально опасных лиц. Наряду с другими видами обеспечения безопасности (техническое, организационное и др.) психологическое должно также внести свой весомый вклад.Субъект с противоправными намерениями является носителем особой психологической информации, которая выражается в характерных внешних признаках, выявляемых посредством целенаправленного наблюдения и специального взаимодействия с ним. Особое внимание следует уделять фиксируемым признакам стресса, состоянию отрешенности от происходящего, признакам лжи и манипуляции.Проблему психологического обеспечения безопасности необходимо развивать и совершенствовать в целях создания единой методики выявления потенциально опасных лиц, основанной на потенциале человеческой психики по восприятию психологической информации, поступающей от другого человека. Данная методика должна быть доступна в применении для достаточно широкого круга сотрудников служб безопасности и правоохранительных органов, каждый из которых может выработать соответствующие умения в целях установления лиц, Причастных к противоправной деятельности. Для обозначения методики обнаружения потенциально опасных лиц по внешним признакам следует применять термин «экспресс-диагностика» как наиболее соответствующий сути рассматриваемой проблемы в отличие от термина «психологическое тестирование» или «психологическое диагностирование».Следует также подчеркнуть роль сотрудника безопасности в процессе выявления потенциально опасных лиц, его личных и профессиональных качеств. Поскольку психолог в системе гражданской авиации задействован при отборе авиационных специалистов, упор в работе психолога необходимо сделать и на выявлении мотивации к деятельности по обеспечению безопасности полетов, нацеленности на достижение положительных результатов в этой сфере. Обучение же основам экспресс-диагностики возможно проводить в рамках курсов повышения квалификации.На основе изученного материала можно сделать следующие основные выводы:Впервые технология профайлинга была использована в Израиле в качестве ответной меры экстремистам.В 60-70 г.г. прошлого века в аэропортах появились приборы для просвечивания багажа, металлоискатели для проверки пассажиров и собаки для поиска взрывчатки. Одним из наиболее перспективных подходов к обеспечению авиационной безопасности является использование технологии профайлинга или экспресс-диагностики.Необходимо отметить важность и актуальность профайлинга в обеспечении авиационной безопасности.Авиационную безопасность обеспечивают службы авиационной безопасности аэропортов и авиационных предприятий, а также правоохранительные органы.Конечной целью применения технологий профайлинга является выявление подозрительных признаков, составление профиля пассажира и принятие решения по полученным результатам.Профайлинг необходимо использовать для всего пассажиропотока, провожающих и встречающих лиц.Профайлинг проводится на всех стадиях нахождения пассажира в зоне аэропорта и воздушного судна.Основная роль в реализации профайлинга возлагается насотрудника-профайлера, специально обученного, на его знания, опыт, интуицию и профессиональную мотивацию.Профайлинг можно рассматривать не только как технологию предупреждения акта незаконного вмешательства.Научно-практическая ценность профайлинга заключается в изучении деятельности и тенденции развития действующих террористических и экстремистских организаций. На основе полученных материалов можно прогнозировать осуществление новых террористических актов незаконного вмешательства и выработать соответственно способы защиты.В настоящий момент нормативно-правовая база с точки зрения применения профайлинга в гражданской авиации достаточно не совершенна. Требуется разработка новых нормативных документов, которые регламентируют в полном объеме правовые основы примения технологий профайлинга.Профайлинг является методом экспресс-диагностики определенной совокупности вербальных и невербальных признаков, а также динамических поведенческих реакций объекта. Методологической базой для проведения эффективного профайлинга является методология системного анализа.Экспресс-диагностика должна проводиться группой из двух - трех человек. Применяемые методы экспресс-диагностики должны быть технологически обоснованны и органически включены в общую структуру деятельности соответствующих служб и подразделений. При проведении экспресс-диагностики наблюдение и общение в виде опроса являются основными методами, которыепозволяют получить всю необходимую информацию.Успешность в получении интересующей информации зависит от своевременно установленного психологического контакта с объектом.Список литературыНормативно-правовая базаВоздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ(ред. от 06.07.2016)Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006) «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»Приказ Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 01.09.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321)Приказ Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 (ред. от 10.03.2011) «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации»Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 264 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39432)Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529)Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 06.07.2016) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 N 9975)Общая литератураАвиационная безопасность: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, С. И. Краснов, В. М. Ильин; под ред. С. Е. Прозорова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2014. – 411 с.Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 192 с. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 96 с. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ.ред. Ю.М. Волынского- Басманова. – М.: «АБИНТЕХ», 2009.- 692 с. Безопасность на транспорте : Учебно-методическое пособие / Ю.Б. Михайлов, Ю.М. Волынской – Басманов; Под редакцией В.Б. Чертока. – М. : «АБИНТЕХ», 2014. – 584 с.Городков Ю.А. Нормативно-правовое регулирование безопасности в гражданской авиации // Законность. 2016. N 2. С. 8 - 13.Зинин, A.M. Проверка документов, удостоверяющих личность: учеб.-практич. пособие / A.M. Зинин. - М.: Экзамен, 2002. - 96 с.Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (Doc 8973/8 Restricted).Руководство по авиационной безопасности / утв. Ген. секретарем и опубл. с его санкции. – 8-е изд. – Канада, Монреаль: ICAO, 2011.Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров для должностных лиц оперативных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение документального и фактического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности ЦТУ: Письмо ЦТУ РФ от 15.04.2008 г. № 21-22/7117.Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности // Транспортное право. 2014. N 3. С. 14 - 16.Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАЛУ: материал к лекциям по учебной программе курса /ВВС; Шпаченко Д.И., Гандер Д.В., Покровский Б.Л. и др.; под ред.В.А.Пономаренко. – Б.м.: Б.изд., 1990. – 200 с. Петренко А. Алгоритм действий по борьбе с авиационными правонарушениями // Законность. 2014. N 4. С. 41 - 45.Постатейный научно-практический комментарий (под общ.ред. Б.В. Россинского) (Библиотечка "Российской газеты, 2014) к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/В.А.Пономаренко; под общ.ред. М.И.Ботова; Красноярский авиац. техн. колледж ГА. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала /В.А. Пономаренко; Российская академия образования; Научно - исслед. центр авиационно-космической медицины. – Науч.изд. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256с.Прозоров, С.Е. Авиационная безопасность: учебное пособие / С.Е. Прозоров, Б.В. Зубков - Министерство транспорта РФ; М.: МГТУ ГА, 2004. – 144 с.Психологическое обеспечение предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под редЮ.М.Волынского-Басманова, И.И.Аминова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 199 с.Профайлинг: учебное пособие /сост. А.В.Дормидонтов, И.А.Семёнова – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. – 111с.Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под редЮ.М.Волынского-Басманова, Н.Д.Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 183 с.Чадович И.И. Электронные средства досмотра: Учебное пособие. СПб. ГУАП, 2001.-36с.Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.Приложения
Нормативно-правовая база
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
2. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»
4. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006) «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»
5. Приказ Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 01.09.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321)
6. Приказ Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 (ред. от 10.03.2011) «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации»
7. Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 264 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39432)
8. Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529)
9. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 06.07.2016) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 N 9975)
Общая литература
10. Авиационная безопасность: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, С. И. Краснов, В. М. Ильин; под ред. С. Е. Прозорова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2014. – 411 с.
11. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 192 с.
12. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 96 с.
13. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ.ред. Ю.М. Волынского- Басманова. – М.: «АБИНТЕХ», 2009.- 692 с.
14. Безопасность на транспорте : Учебно-методическое пособие / Ю.Б. Михайлов, Ю.М. Волынской – Басманов; Под редакцией В.Б. Чертока. – М. : «АБИНТЕХ», 2014. – 584 с.
15. Городков Ю.А. Нормативно-правовое регулирование безопасности в гражданской авиации // Законность. 2016. N 2. С. 8 - 13.
16. Зинин, A.M. Проверка документов, удостоверяющих личность: учеб.-практич. пособие / A.M. Зинин. - М.: Экзамен, 2002. - 96 с.
17. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (Doc 8973/8 Restricted).Руководство по авиационной безопасности / утв. Ген. секретарем и опубл. с его санкции. – 8-е изд. – Канада, Монреаль: ICAO, 2011.
18. Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров для должностных лиц оперативных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение документального и фактического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности ЦТУ: Письмо ЦТУ РФ от 15.04.2008 г. № 21-22/7117.
19. Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности // Транспортное право. 2014. N 3. С. 14 - 16.
20. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАЛУ: материал к лекциям по учебной программе курса /ВВС; Шпаченко Д.И., Гандер Д.В., Покровский Б.Л. и др.; под ред.В.А.Пономаренко. – Б.м.: Б.изд., 1990. – 200 с.
21. Петренко А. Алгоритм действий по борьбе с авиационными правонарушениями // Законность. 2014. N 4. С. 41 - 45.
22. Постатейный научно-практический комментарий (под общ. ред. Б.В. Россинского) (Библиотечка "Российской газеты, 2014) к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
23. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/В.А.Пономаренко; под общ.ред. М.И.Ботова; Красноярский авиац. техн. колледж ГА. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.
24. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала /В.А. Пономаренко; Российская академия образования; Научно - исслед. центр авиационно-космической медицины. – Науч.изд. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
25. Прозоров, С.Е. Авиационная безопасность: учебное пособие / С.Е. Прозоров, Б.В. Зубков - Министерство транспорта РФ; М.: МГТУ ГА, 2004. – 144 с.
26. Психологическое обеспечение предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под ред Ю.М.Волынского-Басманова, И.И.Аминова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 199 с.
27. Профайлинг: учебное пособие /сост. А.В.Дормидонтов, И.А.Семёнова – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. – 111 с.
28. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под ред Ю.М.Волынского-Басманова, Н.Д.Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 183 с.
29. Чадович И.И. Электронные средства досмотра: Учебное пособие. СПб. ГУАП, 2001.-36 с.
30. Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.
Вопрос-ответ:
Что такое авиационная безопасность?
Авиационная безопасность - это комплекс мер и действий, направленных на предотвращение возникновения авиационных происшествий, защиту пассажиров, экипажа и летательных аппаратов от неправомерных вмешательств и террористических актов.
Что такое акт незаконного вмешательства?
Акт незаконного вмешательства - это совершение неправомерных действий, направленных на нарушение авиационной безопасности, в том числе попытка воздействия на работу бортовых систем летательного аппарата, использование насилия или захват власти на борту самолета.
Что такое профайлинг в авиационной безопасности?
Профайлинг - это система мер по выявлению и анализу характерных признаков и поведения потенциальных участников актов незаконного вмешательства и неспокойных пассажиров с целью предотвращения угрозы и обеспечения безопасности на борту самолета.
Какие правовые основы регламентируют профайлинг в авиационной безопасности?
Профайлинг в авиационной безопасности регулируется международными и национальными нормативными актами, включая конвенции Международной гражданской авиации и законы о гражданской авиации различных стран. Эти акты устанавливают правила и принципы осуществления профайлинга и обеспечения безопасности на борту самолетов.
Какие методы применяются для составления портрета потенциального участника акта незаконного вмешательства?
Для составления портрета потенциального участника акта незаконного вмешательства используются различные методы, такие как профайлинг, анализ поведения и психологических характеристик, исследование мотивов и целей действий потенциальных участников. Это позволяет выявить и предотвратить возможные угрозы на борту самолета.
Что такое авиационная безопасность?
Авиационная безопасность - это комплекс мер и действий, направленных на предотвращение возможных угроз и опасностей в авиации.
В чем заключается понятие акта незаконного вмешательства?
Акт незаконного вмешательства в авиации представляет собой противоправные действия, нарушающие безопасность полетов и способные причинить вред людям и имуществу.
Как составляется портрет потенциального участника АНВ?
Портрет потенциального участника актов незаконного вмешательства в авиации создается на основе анализа его психологических характеристик, мотивов и возможных действий.
Что такое профайлинг в контексте авиационной безопасности?
Профайлинг - это система мер по выявлению и идентификации потенциальных участников актов незаконного вмешательства в авиации на основе их психологических и поведенческих характеристик.
Какие правовые основы регулируют профайлинг в авиации?
Профайлинг в авиации регулируется нормативными актами и законодательством, направленными на обеспечение безопасности полетов и предотвращение террористических актов.