Музыкальный репертуар как средство эстетического воспитания младшего школьника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 23.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взгляды ученых на проблему эстетического воспитания младшего школьника 6
2. Музыкальный репертуар, его сущность, характеристики 11
3. Педагогические условия эстетического воспитания младшего школьника средствами музыкального репертуара………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Влиять на содержание восприятия может установка субъекта. В период восприятия присутствуют эмоции, способные изменить данное содержание.Кроме того, в настоящее время в психологии существуют разные теории, которые объясняют устройство восприятия музыки. К примеру, исследовательА. Веллек считал, что согласно«основам парсиномии»,восприятиеявляется активным процессом,действует по принципу опережающего отражения. Слушателем создается гипотеза продолжения музыкальной мысли,на основании принципов построения общего,где фрагмент произведения, который звучит в определенный период, является составляющейобщего.По мнению Л.С. Выготского, музыкальное восприятие – это возможность перехода внешних форм функционирования слуха (пение, игра) в скрытые, которые представляют действия внутреннего слуха.В.В. Медушевский построил теорию психологической установки на положении того, что восприятие управляется перцептивной установкой.По его словам, установка делится на аксиологическую и опознавательную:1) ценностную установку, котораяспособна определить отношение слушателя к музыкальному произведению;2) опознавательную установку, т.е.совокупность знаний слушателя о применяемом в произведении музыкальном языке: стиль, средства выразительности и т.п.Эмоцию онрассматривает с двух сторон:- в качестве содержания чувства;-в виде чувственно-эмоционального состояния.Первая точка зрения подразумевает отражение в сознании жизненной ситуации, соотнесенной с потребностями. Здесьсформировывается ее оценка и происходятизменения в организме: скорость процессов, тонус и многие другие.Эмоции способны активизировать восприятие или вовсе остановить его.Музыкальное выражениесогласовывает в себедве стороны содержания эмоции. Среди иных искусств музыка выделяетсяпосредством особой силыэмоционального воздействия, связанной с ее способностью не одного описания ситуации чувств,а воспроизведения его изнутри.Итак, приведем основные педагогические условия эстетического воспитания младшего школьника средствами музыкального репертуара.Во-первых, развитие эмоциональности восприятия. При прослушивании музыкальных произведений, человек способен определить ее настроение, приняв его на себя.К пробуждению переживания подключаются разные положения психики. Музыка своими разными сочетаниями интонаций может вводитьслушателей в мир страстей и переживаний. Музыкальная природа способна передаватьвозникшие эмоции в их поступательном движении.Это говорит о том, что данное условие способствует неравнодушному отношению к музыке со стороны младших школьников, ведь для них используются специальные произведения, способствующие развитию данного отношения.Следующее условие подразумевает развитие осмысленности музыкального восприятия.Еще Л.С. Выготский отмечал, чтомышление не является привилегией умственных процессов,происходящих выше и ниже восприятия, а являются важными ингредиентаминепосредственно восприятия. Сюда он относит активное исследование, отбор, усвоение главного.Восприятие – это началокаждого мыслительного процесса. Кроме того, в музыкальном мышлении присутствуют все виды мышления и познавательного процесса и разные формы мышления:-сравнение;- анализ и синтез (выделение в произведении выразительных средств);- абстрагирование (динамическое развитие в произведении);- классифицирование и обобщение (человек относит произведение к одному жанру);Формирование музыкальногорепертуара школьников подразумевает воспитание в них способностей схватывания самого существенногов разных сочинениях, накопление слухового опыта, а также глубокое проникновение в некоторые произведения при многократном прослушивании.На наш взгляд,важным являетсяспособность слушателей к сотворчеству, где огромноезначениепридается психическому процессу – воображению.При восприятии музыкального произведения, слушатель, ввиду воображения,может создаватьобразыопределенного музыкального произведения.Таким образом, приведенные нами педагогические условияэстетического воспитания, на наш взгляд, способствуют правильному и эффективному развитию детей, поскольку присутствие данных условий и их соблюдение поможет педагогам в работе с детьми младшего школьного возраста в становлении у них музыкального восприятия.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном исследовании рассмотрены важные вопросы, касающиесямузыкального репертуара как средства эстетического воспитания младшего школьника.Эстетическоевоспитание интенсифицируетформированиесамосознания,содействуетформированиюобщественнойпозиции,основаннойнагуманистическихценностях;гармонизируетчувственно-коммуникативнуюсферунеустойчивых,возбудимыхдетей,понижаетостротуреагированиянастрессовыепричиныудетейсзавышеннойчувствительностью,тоестьулучшаетихповедение,расширяетспособностиобщейдеятельностииобщениядетей.Прималойкоммуникативнойэнергичностидетейэстетическоевоспитаниеисполняеткомпенсаторныефункции,гармонизируяихэмоционально-оценочнуюсферу.Музыкальный репертуар – это совокупность исполняемых кем-либо музыкальных произведений. Музыкальный репертуар является одним из средств эстетического воспитания детей, направленный на развитие музыкальных навыков и способностей у детей.Педагогические условия эстетическоговоспитаниямладшегошкольникасредствамимузыкальногорепертуара заключаются в формировании эмоциональности у младших школьников, осмысленности музыкальных произведений, а также способности слушателей к сотворчеству.Таким образом, проведенный нами анализ УМК, разработанных на основании ФГОС второго поколения, позволяет сделать следующие выводы:Во-первых, данные УМК направлены на формирование музыкальной картины, интонационно-слухового опыта младших школьников.Во-вторых, они направлены на формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке, знаний о ней.В-третьих, УМК, рассмотренные в работе, способны формировать память у детей, накоплениюзапаса музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря.В данном исследовании проанализированы педагогические условия проблемы эстетического воспитания младших школьников посредством музыкального репертуара. Достигнуты поставленные задачи, а именно: исследованы взгляды ученых на проблему эстетического воспитания младшего школьника, музыкальный репертуар, его сущность, характеристики, педагогические условия эстетического воспитания младшего школьника средствами музыкального репертуара.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАндриади И.П., Темина С.Ю. Педагогический словарь: справочник / И.П. Андриади. – М.: Инфра-М, 2016. – 224 с.БрызгаловаС.И.Реализацияпринципадоступностиприформированииуменияобобщенияумладшихшкольников:монография/БрызгаловаС.И.,ДаниловаА.И.—Калининград:Балтийскийфедеральныйуниверситетим.ИммануилаКанта,2011.—169c.Выготский Л.С. Психология искусства: учебник / Выготский Л.С. – М.: Азбука-Аттикус, 2016. – 448 с.ГуревичП.С.Психологияипедагогика:учебникдлястудентоввузов/ГуревичП.С.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012.—320c.Данилов А. Психология звука: учебник / Данилов А. – М.: Перо, 2015. – 126 с.КнязеваТ.Н.Психологическийкурсразвивающихзанятийдлямладшихшкольников:учебноепособие/КнязеваТ.Н.—Саратов:Вузовскоеобразование,2013.—166c.ЛомовС.П.Методологияхудожественногообразования:учебноепособие/ЛомовС.П.,АманжоловС.А.—М.:Прометей,2011.—188c.Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы // Человек и наука. 1981.МироновА.В.Деятельностныйподходвобразовании.Деятельностьучебная,игровая,проектная,исследовательская:способыреализации,преемственностьнаэтапахобщегообразованиявусловияхФГТиФГОС:пособиедляучителя/МироновА.В.—НабережныеЧелны:Набережночелнинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет,2013.—139c.Музыка как форма интеллектуальной деятельности: учебник / Е. Назайкинский [и др.]– М.: Либроком, 2014. – 238 с.Панаиотиди Э.Г. Эмоции в музыке и в нас: учебник / Панаиотиди Э.Г. – М.: ИП Цопанова А.Ю., 2013. – 304 с.ПетроваО.О.Педагогика:учебноепособие/ПетроваО.О.,ДолгановаО.В.,ШарохинаЕ.В.—Саратов:Научнаякнига,2012.—191c.РезеповИ.Ш.Психологияипедагогика:учебноепособие/РезеповИ.Ш.—Саратов:АйПиЭрМедиа,2012.—105c.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2015. – 718 с.СтоляренкоА.М.Общаяпедагогика:учебноепособиедлястудентоввузов,обучающихсяпопедагогическимспециальностям(030000)/СтоляренкоА.М.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2012.—479c.Стражникова П.И. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №87. 2013. С. 1-10Фалетрова О.М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции: учебное пособие / Фалетрова О.М. – М.: Юрайт, 2017. – 156 с.ХакимоваН.Г.Теорияобучениямладшихшкольников:учебноепособие/ХакимоваН.Г.:Набережночелнинскийгосударственныйпедагогическийуниверситет,2013.—224c.ЧернопероваН.Г.Возможностиипроблемыформированиядеятельныхкачествличностимладшихшкольников//Экспериментиинновациившколе.№4.2009.с.27-31ЭлектронныеисточникиМякишеваН.М.Личностныеособенностиразвитияинтеллектуальноодаренныхмладшихшкольников[Электронныйресурс]:монография/МякишеваН.М.—М.:Прометей,2011.—160c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/8308ШадриковВ.Д.Развитиемладшихшкольниковвразличныхобразовательныхсистемах[Электронныйресурс]:монография/ШадриковВ.Д.,ЗиновьеваН.А.,КузнецоваМ.Д.—М.:Логос,2011.—232c.—Режимдоступа:http://www.iprbookshop.ru/9145


1. Андриади И.П., Темина С.Ю. Педагогический словарь: справочник / И.П. Андриади. – М.: Инфра-М, 2016. – 224 с.
2. Брызгалова С.И. Реализация принципа доступности при формировании умения обобщения у младших школьников: монография/ Брызгалова С.И., Данилова А.И. — Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. — 169 c.
3. Выготский Л.С. Психология искусства: учебник / Выготский Л.С. – М.: Азбука-Аттикус, 2016. – 448 с.
4. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / Гуревич П.С. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 320 c.
5. Данилов А. Психология звука: учебник / Данилов А. – М.: Перо, 2015. – 126 с.
6. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников: учебное пособие/ Князева Т.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2013. — 166 c.
7. Ломов С.П. Методология художественного образования: учебное пособие/ Ломов С.П., Аманжолов С.А. — М.: Прометей, 2011. — 188 c.
8. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы // Человек и наука. 1981.
9. Миронов А.В. Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС: пособие для учителя / Миронов А.В. — Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 139 c.
10. Музыка как форма интеллектуальной деятельности: учебник / Е. Назайкинский [и др.] – М.: Либроком, 2014. – 238 с.
11. Панаиотиди Э.Г. Эмоции в музыке и в нас: учебник / Панаиотиди Э.Г. – М.: ИП Цопанова А.Ю., 2013. – 304 с.
12. Петрова О.О. Педагогика: учебное пособие / Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. — Саратов: Научная книга, 2012. — 191 c.
13. Резепов И.Ш. Психология и педагогика: учебное пособие / Резепов И.Ш. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 105 c.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2015. – 718 с.
15. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / Столяренко А.М. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 479 c.
16. Стражникова П.И. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №87. 2013. С. 1-10
17. Фалетрова О.М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции: учебное пособие / Фалетрова О.М. – М.: Юрайт, 2017. – 156 с.
18. Хакимова Н.Г. Теория обучения младших школьников: учебное пособие/ Хакимова Н.Г.: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013. — 224 c.
19. Черноперова Н.Г. Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. №4. 2009. с.27-31
Электронные источники

20. Мякишева Н.М. Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников [Электронный ресурс]: монография/ Мякишева Н.М. — М.: Прометей, 2011. — 160 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8308
21. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Электронный ресурс]: монография/ Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д. — М.: Логос, 2011. — 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9145

Вопрос-ответ:

Какой взгляд на проблему эстетического воспитания младшего школьника имеют ученые?

Ученые считают, что эстетическое воспитание младшего школьника играет важную роль в развитии его творческого мышления, эмоциональной сферы и общей культуры. Они отмечают, что музыкальный репертуар является одним из основных средств такого воспитания.

Что представляет собой музыкальный репертуар и какие у него характеристики?

Музыкальный репертуар - это совокупность музыкальных произведений, которые младший школьник знает и может исполнить. Он может включать песни, мелодии, музыкальные композиции различных стилей и жанров. Характеристиками музыкального репертуара могут быть его разнообразие, достаточность, соответствие возрастным и психофизическим особенностям младшего школьника.

Какие педагогические условия важны для эстетического воспитания младшего школьника средствами музыкального репертуара?

Важными педагогическими условиями являются создание эстетического образовательного пространства, включающего музыкальные инструменты и аудиозаписи, активное взаимодействие педагога и ученика через музыку, организация разнообразных музыкальных мероприятий, внедрение современных технологий в музыкальное образование.

Какая роль эмоций влияет на содержание восприятия младшего школьника?

Эмоции могут значительно изменить содержание восприятия младшего школьника. Присутствие эмоций может сделать музыкальное восприятие более ярким, эмоциональным и запоминающимся. Отрицательные эмоции могут препятствовать полноценному и глубокому восприятию музыки.

Какое значение имеет установка субъекта в процессе восприятия музыки?

Установка субъекта влияет на содержание восприятия музыки. Если младший школьник настроен позитивно и открыто, он будет более восприимчив к музыкальным произведениям, легче улавливать их эстетические особенности. Негативная установка может препятствовать раскрытию эстетического потенциала музыки.

Какую роль играет музыкальный репертуар в эстетическом воспитании младших школьников?

Музыкальный репертуар играет важную роль в эстетическом воспитании младших школьников. Он позволяет им познавать различные музыкальные стили и жанры, развивать музыкальный слух, формировать музыкальные предпочтения и вкусы. Через музыку дети могут выразить свои эмоции и чувства, развивать творческое мышление и воображение. Также музыкальный репертуар способствует развитию речи и общей эстетической культуры ребенка.

Какие характеристики имеет музыкальный репертуар, используемый для эстетического воспитания младших школьников?

Музыкальный репертуар, используемый для эстетического воспитания младших школьников, должен быть разнообразным, доступным и понятным для детей. В него должны входить песни различных жанров и стилей, как классические, так и современные композиции. Репертуар должен быть обновляемым и учитывать индивидуальные предпочтения детей. Также важно, чтобы музыкальный репертуар был связан с содержанием образовательной программы и учитывал возрастные особенности младших школьников.

Какие педагогические условия помогают эффективно использовать музыкальный репертуар в эстетическом воспитании младшего школьника?

Для эффективного использования музыкального репертуара в эстетическом воспитании младшего школьника необходимо создать такие педагогические условия, как: доступность и разнообразие музыкальных материалов, организация систематических музыкальных занятий, использование интерактивных форм работы с музыкой, постановка разнообразных музыкальных задач, индивидуальный подход к каждому ребенку, активное включение детей в музыкальные активности и прослушивание разных музыкальных произведений. Такие условия помогут создать положительную атмосферу в обучении и развитии младших школьников через музыку.